Дилижан. Гошаванк. Озеро Парз. Ущелье Ластивер.

11 апреля.
Утром дождик, пасмурно, но мы решили рискнуть и поехать в монастырь Гошаванк, в 20км от Дилижана, а обратно вернуться пешком через озеро Парз. Нас туда отвез хозяин квартиры за 5000др. Уже к 9ч показалось солнышко. Мы быстро доехали до Гошаванка на правом берегу реки Гетик.
В строительстве монастыря принимал участие Мхитар Гош – политический деятель и выдающийся ученый средневековой Армении, автор первого судебника, многочисленных притч и басен. Гошаванком монастырь был назван в его честь. Исторические источники упоминают о наличии в монастыре университета, семинарии. В Гошаванке сохранились оригинальные образцы хачкаров. Особенно выделяются работы резчика Погоса. Лучший из них – хачкар 1291г., он установлен слева от входа в церковь Сурб Григор.
Дорога к озеру Парз начинается между лотками сувениров, по узкой деревенской улочке, круто идущей в гору.
Мы прошли д.Гош, дальше шли по навигатору, иногда встречали знаки тропы. Дошли до развилки и решили подняться на 700м к смотровой точке на высоте 1400м. Оттуда открывается замечательный вид на горы, есть беседка, где мы попили чайку. Но там ветер и холодно.
Дальше шли по навигатору, чтобы опять выйти на тропу. Дорога хорошая, идет лесом.
Через 7км мы вышли к озеру Парз. Озеро зеленого цвета, на берегу есть подвесная дорожка, лодки напрокат, небольшой ресторанчик, туристов пока не видно.
Озеро Парз Лич
Кроме супа спас (горячий кефир с крупой) и шашлыков нам ничего предложить не смогли. За 1км до Парза есть развилка с указателем - Дилижан налево, 13км, может по этой дороге и надо было идти, но мы не стали возвращаться, по навигатору получалось ближе.
Сначала мы поднялись по серпантину, потом нас немного подвез лесник на своей машине до поворота к минеральному источнику TtuJur, Тим сидел в кузове на баллоне с газом и ему это не очень понравилось. Про источник и дорогу к нему лесник ничего не знал. Дорога, на которую мы свернули, привела к оленьему питомнику, где возрождают популяцию оленей.
Мы поговорили с дежурным, он не советовал нам искать источник, говорил, что дороги нет и мы заблудимся, но мы не послушались. Сначала шли вдоль изгороди, потом немного сбились с дороги, вышли к старой беседке, тропы там нет, шли просто по направлению к городу, и вышли на наезженую дорогу, совпадающую с нужным нам направлением.
Дошли до указателя на минеральный источник, он немного в стороне, 700м, решили сбегать и туда, раз уж мы здесь оказались. Дошли до нужной точки, по земле течет ржавая вода, вокруг рыжие скалы. Обнаружился и источник с неожиданно вкусной водой, похожей на газированную.
Родник Ttu Jur
Набрали воды в термос и бутылку и уже быстро пошли в Дилижан через ущелье, здесь тропа уже размечена.
Долго спускались вниз по улочкам Старого Дилижана, зашли в Мимино поужинать и в магазин купить чего-нибудь интересного к чаю. Уже стемнело, похолодало, а идти домой от центра еще 2км. Всего за день прошли 24км, сделали частично несколько маршрутов и даже вышли к пивзаводу, где начинается еще один маршрут.
12 апреля.
Тим согласился поехать в ущелье Ластивер в ущелье реки Хачахпюр, около 40км от Дилижана, нас туда отвез хозяин квартиры за 10000др. с ожиданием 3ч. Надо ехать через Иждеван до д.Енокаван, а там подняться высоко в горы по серпантину до Apaga Resort, оттуда начинается тропа вниз в каньон.
Apaga Resort, ущелье Ластивер
Примерно 2км тропа идет не очень круто, мимо изгороди, по щебенке, потом начинаются чудесные голубые скалы и дальше спуск по лесной тропинке, иногда по каменным ступеням.
Дорога в ущелье
Тропа натоптанная, встречаются метки, но поворот к пещере не отмечен, мы его сначала проскочили, спустились к водопадам.
Там интересные домики на сваях, ресторанчик, место отдыха, но никого не было, так что мы посмотрели грандиозные водопады совершенно бесплатно, (обычно за посмотр берут 1000др с человека).
Водопады каскадные, действительно внушительные.
Я полазила по склонам, поискала вход в пещеры, тропинки не нашла. А на maps.me пещера есть, мы туда зашли на обратном пути. Тропинка туда очень узкая, над пропастью, надо держаться за шнур.
Пещера
Пещеры имеют вид обжитых, с утварью, кувшинами. Уже пора было возвращаться, вверх подниматься тяжелее, еще жара +15, а одеты мы тепло, но мы почти уложились в 3ч.
Быстро доехали домой, немного отдохнули, сходили на улочку Шарамбеян за присмотренными сувенирами из дерева. Поделки из камня очень дорогие, причем из наших уральских камней, на Севане были дешевле. Завтра уезжаем в Ереван, маршрутка ходит с 8ч каждый час.
13 апреля.
Утром мы сдали квартиру, вернули ключи. На вокзал подъехали на такси за 500др. Купили билеты до Еревана, доехали только до окраины, дальше до пл.Республики пришлось ехать на автобусе, он был битком, а мы с рюкзаками. Опять остановились в уже родном хостеле Shat Lav. Сходили на Вернисаж - это рынок, где продают предметы искусства и сувениры, изделия из камня, дерева, картины, музыкальные инструменты, чего там только нет, это лучше всякого музея! Потом еще раз сходили на экскурсию с Вако, но второй раз слушать уже не так интересно. Улетали мы рано утром 14 апреля, без проблем вызвали яндекс-такси до аэропорта Звартноц, с нас взяли по счетчику, недорого. Путешествие закончено.