Идея и организация сплава

Решил написать отчет о прохождении водного маршрута по Юрюзани от Александровки до Трехгорного, возможно кому-то он пригодится. Маршрут сплава не был знакомым. Выбрал его из каталога Розы ветров, «изучил» по атласу и интернету. В основном все начинают сплав от Усть-Катава, но весной по большой воде хотелось пройти по более диким местам… Судя по обрывкам найденной информации серьезных порогов здесь быть не должно. Если же начинать еще выше с территории Южно-Уральского заповедника, то там очень серьезный перепад высот и опасный порог Шумы. 
Достоверной информации о наличии дорог непосредственно до предполагаемых мест старта и финиша, ориентирах и т.д. у нас не было. К сожалению, а может быть к счастью по этим причинам маршрут сплава вынужденно корректировался... 

Давно хотели отправиться на весенний сплав, обычно матрасничали только летом, да трое членов нашего экипажа участвовали в экскурсионных сплавах в Абхазии и Турции. Поход планировали на майские праздники, но когда в середине апреля установилась жара почти +20, и листья начинают распускаться, откладывать было, пожалуй, неправильно. Эта мысль пришла в четверг вечером, друзья поддержали. 
Пришлось приложить усилия чтобы в срочном порядке найти плавстредство, в итоге повезло в нашем распоряжении оказался 8-10 местный рафт за 800 р в сутки. и с транспортом вопрос тоже решился. Ночлег мы благоразумно запланировали в горном приюте «Иремель» (с.Тюлюк). Путевки в шестиместный «номер» с двухъярусными кроватями приобрели в Розе ветров по 300 руб. за койко-место. Гидрокостюмов, спасжилетов, касок в нашем обмундировании предусмотрено не было. 
Путь к началу сплава. Мосты, переправы и бездорожье...

Река Березяк Река Березяк
Река Тюлюк и одноименное село Река Тюлюк и одноименное село
Дорога Тюлюк-Александровка Дорога Тюлюк-Александровка
И так, в субботу 21 апреля в 7.00 мы погрузились в комфортабельный микроавтобус Ивеко и отправились навстречу приключениям… а они, оказывается, ждали нашу компанию из 6 человек: Артур, Ринат, Альфия, сестренка Светлана, водитель Алексей и автор данного отчета.  Едем, настроение отличное, кое-где по дороге встречаются шумные горные ручьи – прикольно, предвкушаем… Подъезжая к Тюлюку остановились на мосту через р. Березяк, которая выше по течению представляет 3-4 категорию сложности. 

Расстояние до Тюлюка 250 км., из них 40 по щебенке преодолели за 4 часа. Село Тюлюк вытянуто на несколько километров вдоль одноименной речки. Оно было основано еще во второй половине 18-го века как выселок из Юрюзаньского завода. В 1973 году здесь произошёл один из самых крупных пожаров Челябинской области - сгорели 86 жилых домов. 

На базе оставили лишние вещи, перекусили, и продолжили свой путь к д. Александровка (начало сплава), которая находится километрах в 20-ти вверх по течению Юрюзани. Дорогу до Александровки нам никто не гарантировал… лужи, ямы. Несмотря на то, что наш автобус не предназначен для таких трасс, со скоростью 10 км/ч мы ее преодолевали. 
Проплывая очередную  лужу длиной метров двадцать и глубиной почти в диаметр колеса в молчании, Альфия выдыхает: «Я прям всю машину толкала!» Проехали через Юрюзань по не очень внушающему доверие деревянному мосту с зияющими дырами по краям. Водитель Алексей – настоящий молодец, ни разу ни слова не сказал, а даже наоборот видно поймал кураж, и когда наш путь преградила речка шириной в 15 метров не задумываясь, поехал вброд! Жаль, что доехали мы только до середины – запасным колесом, закрепленным под днищем сели на камни. В этот раз Альфия видно не справилась(:  Стало не до смеха, хорошо что через заднюю дверь могли спрыгнуть на берег. 
Застряли в ручье Сухой
Попытки толкать ни к чему не привели. Вспомнили про домкрат, благо он имелся. Пришлось выгребать камни из-под воды, чтобы его установить. Поддомкратили, вытащили валуны, водитель сел за баранку, ну а мы уперлись сзади – побольше газу и УРА! – машина на другом берегу. Решили, что придется начинать сплав здесь, так как не было уверенности, что на обратном пути автобус опять не сядет – толкать будет некому! С разгону Алексей без особых проблем «переплыл» речку в обратном направлении, но все же рисковать не стали.
Посмотрели по карте – до Александровки не доехали пару километров, путь нам преградил ручей Сухой, который почему-то не соответствовал своему названию. До впадения в Юрюзань по нему метров пятьсот. Решили плыть, накачали рафт – вот это судно! По длине чуть меньше автобуса! Кстати, надо отметить, что погода отличная, не ниже плюс 10 градусов, светит солнце.
Первый день сплава. Завалы, перекаты, льдины

Завал Завал
Дубль 2 Дубль 2
Обнос) Обнос)
Юрюзань! Юрюзань!
Привал Привал
14 14
16 16
Ну чтож, отчалили, поплыли, но радость была недолгой через сотню метров нас ждет завал из деревьев, за ним другой, потом третий. Каждый раз приходится обносить – сначала вещи, потом рафт, а иногда и наших девушек, так как их обувь не приспособлена для ходьбы по воде. До Юрюзани продирались около часа, даже не верилось что это реально. 









И вот наконец, из-за веток появилась она, широкая и полноводная, вот это кайф, вот это свобода! Справа вдоль реки растянулся хребет Бакты.


На большой воде стало прохладнее. В целом течение быстрое, частенько встречаются перекаты, в местах впадения ручьев лежит снег. Если в окрестностях Уфы на деревьях уже распустились листья, то здесь и намека на почки нет. Все же в горах погода другая. Высота реки над уровнем моря в начале сплава составляет 570 метров. 

На пути по левому берегу большая ровная поляна, решили сделать привал. Расположились у берега, полноводная река плавно несет свои воды почти по уровню нашей скатерти-самобранки. Кушаем, отдыхаем – заслужили!

Пообедав, продолжаем путь. Преодолели бурный перекат протяженностью 2-3 километра. Быстрое течение, волны высотой 30-40 см. доставили нам много брызг, адреналина и веселья.  

Перекат
Вот появился деревянный мост, без проблем прошли под ним. Суровое сооружение! Хотя, надо сказать, что в этих диких местах он достаточно органично смотрится, в отличие от железнодорожных мостов на Инзере. Жаль не сфоткали наш автобус на нем:).
Мост
Надо сказать, что далеко не все имели навык управления рафтом. На одном из крутых поворотов течение понесло наш корабль к правому берегу и, несмотря на наши старания - уйти от столкновения с лежащей в воде березой не удалось. Наплескало немного водички.
 Иногда встречались небольшие расчески из затопленных кустов, поваленные деревья, коряги. При выборе правильной траектории опасности они не представляют.
20
Солнце садится за горы, стало значительно холоднее, изо рта идет пар. Ближе к Тюлюку по берегам все чаще попадаются 5-6 метровые льдины в полметра толщиной. В одном месте целое нагромождение льдин. Вот наверное здесь был веселый ледоход.
Льдины
 Радуемся, когда после очередного поворота на пригорке, видим наш автобус. Сворачиваем рафт, едем на базу, уставшие, но довольные… шутим, что завтра пойдем на Березяк. А сегодня нас еще ждут шашлыки и баня!!  
Второй день сплава.

Начало дня второго Начало дня второго
24 24
25 25
27 27
Переночевали в домике, отапливаемом дровами. Разумеется, не фонтан, но главное что тепло и сверху не капает. Утром просыпаемся, солнце светит в окошко, вид на горную речку, с усталости хорошо поспали – вообще все прекрасно! Позавтракав, собираем вещи, в 10:00 мы в автобусе. 
Доехали до моста через р.М.Калагаза, в навигаторе водителя забили маршрут не до Трехгорного, а до ближайшего населенного пункта - д. Екатериновка, чтобы не блуждать вокруг закрытого города. По реке 35 км. По дороге почти в 3 раза больше. Только потом мы узнали, что дорога до Екатериновки была несравненно хуже, чем вчерашняя до Александровки. Но не будем забегать вперед.
На второй день река стала шире и чуть спокойней, хотя перекаты периодически встречались, замеряли скорость по навигатору, которая достигала 13 км/ч. Иногда попадаются острова. Один из них стали проходить слева по более узкому рукаву – показалось, что течение здесь быстрее, однако постепенно оно стало уменьшаться, и мы уперлись в тупик из бревен и веток. Пришлось развернуться и метров сто-двести пройти против течения.
Юрюзань делая большую петлю, огибает хребет Зигальга и на протяжении долгого времени открывается прекрасный вид на покрытую снегом вершину горы Поперечная (1389м).
Гора Поперечная
Часа в четыре остановились на обед, на газовую плиту поставили вариться походную кашу. Пока идет этот процесс поднялись на скалу посмотреть на реку сверху вниз. 
Уплетая за обе щеки гречку с тушенкой, ВПЕРВЫЕ ЗА 2 ДНЯ НА РЕКЕ ВИДИМ ЛЮДЕЙ - мимо проплывает пара в байдарке. Покричали друг дружке: маршрут тот же что и наш сегодняшний только до Трехгорного. Сказали, что до Екатериновки час пути, но показалось как-то неуверенно, мы подумали - наверное сами точно не знают.
После обеда изредка уже вдалеке видим наших попутчиков. Пожалели, что в навигаторе загружена только карта Башкирии. Когда на протяжении сорока километров ни одного населенного пункта или иного ориентира карта не помогает понять местонахождение.
Непредвиденное изменение маршрута...

Ориентир перед Трехгорным (пора к берегу) Ориентир перед Трехгорным (пора к берегу)
Время около семи, по нашим подсчетам должны уже доплыть, но деревни не видать. По левому берегу видим: трактор вытаскивает из грязи Уаз, хотели спросить - про деревню, но водители сидели по кабинам. Скорость приличная – пролетели мимо. Проходит еще час в ожидании, вдруг с правого берега нам кричат грести к берегу, если не хотим под пули. 

После небольших сомнений подплываем к берегу. Наши случайные попутчики сообщают, что мы уже находимся рядом с закрытым городом Трехгорный. Выясняется, что Екатериновка, которую мы с песнями пролетели, это почти заброшенная деревня в несколько домов и с реки ее не видно. Осознание этого повергает в смятение. Прокручиваем варианты. Обратно по берегу сквозь лесную чащу пройти 6-7 км. – нереально, тем более с огромным рафтом. Говорят, что до Екатериновки, даже такси не поедет, только если внедорожник найдем. Расстояние вкруговую километров 60-70, из них 30 по бездорожью. 

Надо звонить водителю… а его телефон есть только в моем мобильном, который, по непростительной непредусмотрительности я с собой не взял! Звонок на мой телефон ничего не дал.  Пришлось напрягать память, которая надо сказать в ответственный момент не подвела, вспомнил городской телефон охраны нашей организации, затем по цепочке нашли телефон Алексея! Какова же была радость, когда я услышал его голос. Примерно объяснили, где мы находимся и двинулись навстречу друг другу. До дороги надо было пройти 4 километра по лесной дороге. Благо направление нам указали.

Надежда на скорое возвращение домой начинала обретать уверенность. Лишь бы Алексей успешно преодолел бездорожье. Закинули рюкзаки на плечи, взяли рафт за ручки и вперед, через каждые 100 метров отдыхаем. Особенно приятно, что девушки держатся молодцом. Несмотря ни на что настроение у всех бодрое, испытания закаляют.
Часа через полтора дошли до пустынной асфальтовой дороги, которая слева упирается в забор с колючей проволокой и ворота КПП. Поворачиваем вправо, за ними с лаем выбегают собаки, идем стараясь не обращать внимания – успешно: собаки отстали. Постепенно темнеет, слева в садах, увидев мужика, решили уточнить дорогу. Выслушав нас, предложил подвезти кого-нибудь до центрального КПП при въезде в город, чтобы было проще объяснить дорогу водителю. Ринат с Альфией поехали с ним. В итоге он довез их аж до города Юрюзань. Еще раз говорим спасибо добрым людям, которые нам сегодня встретились!

Нам оставалось сидеть и ждать, потихоньку сворачиваем рафт, складываем вещи. Ближе к полуночи долгожданный свет фар! Сели в автобус достали котелок с кашей, оставшуюся снедь. Наворачиваем, делимся эмоциями! Алексей рассказал, как удивлялись местные мужики, что такой автобус смог туда проехать… Возвращаемся в Уфу в три часа ночи, аплодисментами благодарим водителя за поездку. Уже понедельник, через шесть часов всем на работу, насыщенные выходные благополучно завершились!

За 1-й день водная часть маршрута составила 18,5 км. – 3,5 часа ЧХВ (из них 50 минут по ручью Сухой), 2-й день водная часть - 40 км. – 6,5 часов ЧХВ,  пешая часть - 5 км. Команда справилась с непредвиденными трудностями, извлекла для себя некоторые уроки и готова к изучению следующих новых и неизвестных нам маршрутов! В том числе благодаря возникшим форс-мажорным обстоятельствам сплав оставил яркие, незабываемые впечатления.




Комментарии
Kontragent20.06.13, 06:55
Спасибо:-) 
Спасибо:-)
RAPTOR09.06.13, 19:33
Очень интересный маршрут 
отличное описание путешествия сам бывал в Александровке все молодцы автору респект и уважуха.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 1
Опубликовал: Андрей Михайлов