Дальний Восток / Парусный туризм | Спортивный туризм
 

Под парусом по Амуру и Охотскому морю

1 - 24 августа 2007 г.
Дорога до Комсомольска. Стапель в яхтклубе 

Этот рассказ субъективное восприятие похода. Автор первый раз отправился в парусный поход. И вот что из этого получилось.
29 июля - 31 июля. Не летайте самолетами авиакомпании Сибирь!

Не летайте самолетами авиакомпаний Сибирь и Домодедовские авиалинии. Вас могут запросто кинуть. Например, так:

29 июля я приехал в аэропорт Домодедово. До отправления моего рейса (Москва-Хабаровск в 20:45) оставалось еще два часа. Я встал в очередь на регистрацию и сразу понял, что-то не так: людям на регистрации говорили, что билетов нет. Как такое могло случиться, мне было непонятно. Подошла моя очередь: подаю свой честно купленный билет, но мне его возвращают и говорят «мест нет». Как так?! И что мне теперь делать? Получаю один и тот же ответ: «Ничего не можем сделать, обращайтесь в дирекцию авиакомпании». Я был не один такой кинутый, вскоре у стойки собралось около двадцати пассажиров рейса на Хабаровск, которым не хватило мест. Разгорелся скандал.

Оказывается, авиакомпания решила сэкономить и объединила три авиарейса в два. А что будут делать «лишние» пассажиры, которым не хватит мест, авиакомпании было наплевать. После того, как у стойки регистрации начался скандал, появился представитель авиакомпании и сказал «ждите». Мы, пассажиры, сидели на вещах целых два часа.

Нас решили покормить ужином – выдали талоны на питание на сумму 250 рублей. Казалось бы, сумма большая, но в кафе, в котором действовали эти талоны, поужинать за 250 рублей нельзя, так как минимальный заказ (гарнир+салат+сосиска+сок) требовал 300 рублей.

После четырех часов сидения в аэропорту нам сказали, что отправят в Хабаровск через сутки, и предложили бесплатный ночлег в гостинице. Часть пассажиров отказалась, и осталась дежурить у стойки регистрации. Они испугались, что про нас могли и вовсе забыть, ведь гостиница находилась аж в часе езды, в подмосковном городе Подольске!

Я с дюжиной других пассажиров поехал в Подольск. Через час автобус привез нас в гостиницу.
В номере - голые стены, старый телевизор со сломанным пультом. Переночевали. Утром завтрак – чай и два бутерброда.

Днем в 16.00 за нами должен был приехать автобус. Мы ждали его у входа в гостиницу, но в 17.00 его по-прежнему не было. У некоторых слабонервных дам уже начиналась истерика от перспективы остаться здесь еще на один день, но в 18.20 за нами все-таки приехала маршрутка.

Нечего и говорить, что нервы у всех были на пределе. К началу регистрации мы уже точно опаздывали. Появилось подозрение, что это провокация, и нас снова хотят кинуть.
Мы полчаса выезжали из Подольска, пока не уперлись в дорожный тупик. Водитель сказал, что заблудился. Без комментариев.
До аэропорта мы все-таки добрались, чудом не опоздав на регистрацию.

Мы решили, что если сегодня не улетим, то будем судиться с авиакомпанией, и правда будет на нашей стороне. Представители авиакомпании это прекрасно понимали, поэтому мы смогли улететь.

Повторюсь: Не летайте авиакомпаниями Сибирь и Домодедовские авиалининии. Вы сильно рискуете, с вами могут поступить также. Пользуйтесь услугами других авиакомпаний!

31 июля. В Хабаровске

К самолету подвезли трап, и капитан воздушного судна уверенно объявил: «Наш самолет приземлился в аэропорту Хабаровска. Время прибытия 11:45». Все пассажиры дружно посмотрели на часы и рассмеялись. Было 11:57. Самолет приземлился в Хабаровске с небольшим опозданием.

Я на автобусе добрался до вокзала и купил билет на вечерний поезд в Комсомольск. В моем распоряжении несколько часов свободного времени. Сдав вещи в камеру хранения, я пошел гулять по городу. Купил карту города и дошел до набережной. Своей широтой поразил Амур. По этой огромной реке в ближайшие дни мне предстояло проплыть несколько сот километров.

На одной из улиц я, увидев вывеску «киберпочта», заинтересовался. Это было всего навсего маленькое почтовое отделение. В зале стоял стол с компьютером. И вот что удивительно: когда я вышел в интернет, то автоматически попал на сайт Маршруты.Ру, на страницу города Хабаровска. Значит недавно какой-то путешественник заходил отсюда в интернет и попал на сайт Маршруты.Ру. Интересно!

А вечером я сел на фирменный поезд «Юность» до Комсомольска.

1 августа. Яхтклуб в Комсомольске. Собираем судно

В Комсомольске шел дождь. На вокзале меня встретил Алексей, и мы поехали в яхтклуб, где предполагался стапель.

Наша сборная команда прибыла в Комсомольск из разных городов России: я – из Москвы, Алексей и Аня - из Владивостока, Олеся - из Новосибирска.

Наше судно (владелец судна Алексей) – это тримаран «Фрези Грант – 2»2 производства фирмы Кулик (Новосибирск, www.kulikboat.ru). Вес тримарана около 250 кг. Длина – 7 метров. Это судно годится для плавания в морских водах.

Капитан судна - Олеся Ильина, яхтерша, единственный опытный человек в команде. В прошлом году Олеся руководила парусным походом по Японскому морю.

Остальные члены команды – нулевые матросы, до этого ни разу не бывавшие в парусных походах.

Еще один интересный факт, что никто из команды (кроме Алексея и Ани) друг друга раньше не знал и не видел. А познакомились мы через сайт Маршруты.Ру и по электронной почте.

Это все, конечно, усложняло организацию и проведение похода, но каждый знал, на что идет. Всех объединяла одна и та же цель, и поход начался.

Нас очень гостеприимно встретили в комсомольском яхтклубе, хотя никто из нас раньше в нем никогда не был.

О стапеле в комсомольском яхтклубе Олеся договаривалась заранее, по телефону из Новосибирска.

Яхтсмены ожидали увидеть здоровенную жесткую посудину, привезенную на грузовике. А увидели только несколько транспортных мешков, в которых и помещалось все наше судно. Когда народ узнал, что из себя представляет тримаран, к нам стали относится с уважением, как к «безбашенным экстремалам», которые отправляются в свой последний маршрут.

В последующие дни похода мы часто слышали от людей одну и ту же фразу: «Классная посудина. Но я бы на такой в море ни за что не пошел».

Погода была плохая, шел дождь. Но необходимо было собирать тримаран. Для начала требовалось надуть поплавки и собрать раму. Неожиданно обнаружилась недостача одного важного узла. Это было горестно, ведь теперь весь поход ставился под сомнение. Приехали за тридевять земель, потратив кучу денег, и на тебе – судно не собирается!

После тщательного досмотра траспортников, оказалось, что не хватает еще нескольких узлов. Стало ясно, что заменить все это в быстрые сроки не получится. Еще раз решили проверить последнее помещение, где хранились транспортники. И, о счастье! Недостающий мешок был найден.

Дальше работы по сбору судна шли безостановочно. Нам помогали яхтеры Вова и Андрей. Когда для сбора требовались дополнительные инструменты, они быстро находили необходимое в яхтклубе. Мы очень благодарны им и другим яхтсменам, помогавшим нам со стапелем.

Первый день закончился на яхте Орион, где нас разместили на ночлег. Мы допоздна отмечали встречу и начало похода.

2 августа. Продолжаем сбор судна

За первый день мы собрали основную часть судна, но оставалось еще много работы.

Пока делали судно, а именно - ставили мачту, натягивали палубу, устанавливали палатку, мы общались на разные туристические темы. Выяснилось, что в словаре дальневосточных и русско-европейских туристов есть небольшие различия:

Например, такой родной и понятный туристам Среднерусской равнины «пенозад/пенопопа», во Владике называют «хобой/хобочкой».
А слово «кан/канчик» вообще непонятно дальневосточникам, которые строго называют его «котелком».
Есть также другие, менее существенные отличия. Под словом «герметик» в Москве понимают тюбик для герметизации, а во Владике «герметик» это гермомомешок ( моск. «герм» ).

К вечеру судно было собрано полностью. На следующий день предстоял техосмотр в ГИМС. Оставалось одно маленькое, но важное дело: нарисовать номера на бортах судна.

Анекдот в тему:
На причале сидит мужик с мегафоном и монотонно повторяет:
- Лодка номер 9 Ваше время истекло. Возвращайтесь.
- Лодка .....
Подходит малыш:
- Дядя, у тебя на станции всего 7 лодок. Откуда взялась 9?
Мужик монотонно в мегафон:
- Лодка номер 6 что у Вас случилось?

А номер нашего судна «9886» ! Нам не страшен оверкиль!

3 августа. Судно готово. Проходим ГИМС. Отправляемся в путь.

С утра Алексей поехал в ГИМС узнавать подробности прохождения техосмотра и вернулся днем аж с тремя инспекторами. Всем было интересно поглядеть на нашу посудину, по документации проходившую как «надувное парусно-моторное судно».

Несмотря на общую доброжелательность со стороны начальника ГИМС, техосмотр нам не поставили. Оказалось, что мотор на нашем моторном(!) судне был неисправен. При перевозке железной дорогой у мотора откололась ручка управления.

Начальник добродушно сказал: «Заварите ручку и привозите ее ко мне. Я увижу, что вы отремонтировали, и поставлю техосмотр».

Посоветовавшись с яхтсменами, Алексей и Олеся отправились в город искать мастерскую. Через два часа вернулись с удачей. Ручку взялись заварить в мастерской «Парус» (телефон 52-00-16) всего за 200 рублей.

После обеда Алексей забрал ручку из мастерской, и вскоре техосмотр ГИМС был полностью пройден.

Выход судна запланировали на 16.00. Яхтеры даже вызвали местное телевидение, дабы запечатлеть этот интересный момент, и немножко попиарить сам яхтклуб. Вскоре приехали журналист и видеооператор с местного телеканала. Алексей дал интервью, в котором рассказал о целях и маршруте похода.

Но мотор опять нас подвел. Он просто не хотел заводиться. Мы разбирали и прочищали топливную систему. Прошел час, потом еще час. Мотор так и не заработал, а телевидение не выдержало и уехало. Еще два часа продуваний карбюратора не дали никаких результатов.

Задерживаться на месте старта еще один день очень не хотелось. И мы решили идти по Амуру без мотора, благо здесь он не критичен, как на море. Мы рассчитывали на хорошее течение, попутный ветер, и сохраняли надежду отремонтироваться в пути.

Члены яхтклуба провожали нас на моторке и яхте. Ветер был попутный, и мы шли по Амуру со скоростью 13 км/час. Вскоре провожающие отстали, начинало темнеть. Город мы пройти не успели, но Комсомольск расположен на левом берегу, а правый берег Амура гористый и незаселенный. Зачалились и встали на стоянку в 22.00

По Амуру от Комсомольска до Николаевска 
4 августа. Комсомольск - Нижнетамбовское.

В этот первый ходовой день отчалили в 10:30.

Стояла приятная солнечная погода. Дул попутный ветер. Олеся, капитан судна, рассказывала про парусную оснастку и основы управления. Матросы внимательно слушали и мотали на ус. Но нереально было запомнить огромное количество «парусных» понятий, так что в первые дни мы все время путались.

Наибольшие проблемы возникли с двумя словами: «привестить» - стать острее к ветру, и «увалиться» - увеличить угол к ветру. Кроме того, что эти слова все время путались в голове, необходимо было еще каждый раз точно уловить направление ветра.

Главным парусом на тримаране был «Грот» площадью 14кв. м. Второй парус ставился в зависимости от силы ветра: когда сильный - маленький стаксель, когда средний – геную, когда слабый – геннакер.

В середине дня было решено зачалиться в деревне Верхнетамбовское. Для этого требовалось идти лавировкой поперек реки. Надо заметить, что ширина Амура в этом месте очень небольшая – всего три километра! А лавировка означает смену галса – поворот то влево, то вправо.

Кстати, по Амуру непрерывно шли баржи и сухогрузы, а главную опасность при пересечении фарватера представляют «Метеоры». Метеоры несутся по Амуру с бешеной скоростью – больше 50 км/час. Необходимо всматриваться и еще на горизонте замечать приближающийся Метеор, чтобы успеть уйти поближе к берегу.

Вода в Амуре – грязная и не подходит для еды и питья. Поэтому на борту у нас всегда имелось 20-30 литров чистой воды в пластиковых пяти-литровках. В Верхнетамбовском запаслись пресной водой и продолжили плавание.

Обедали на ходу. У нас был 10-литровый газовый баллон и камбуз (фанерный ящик с газовой горелкой). В последующие дни обед представлял собой перекус с чаем из термосов, потому что готовить на борту было хоть и возможно, но неудобно.

Встали на стоянку в 20:30 напротив Нижнетамбовского.

5 августа. Нижнетамбовское - Циммермановка

Подъем в 7.30. Завтрак и погрузка стабильно требуют двух часов времени. Так что вышли в 9.30.

Как легли на курс, приступили к наведению порядка на борту. Вчера в палатке не было места даже для одного человека. Часть гермов удалось разместить на боковых аутригерах (боковые баллоны тримарана). Теперь в палатке могут разместиться для сна два человека.

Мы проплывали мимо берегов с огромными складами леса, который грузили на баржи. Амур здесь всего несколько километров в ширину, так как река обжата горными хребтами. Вокруг красивые пейзажи, крутые лесистые берега.

Ветер стал очень слабым, поэтому решили поставить геннакер. Геннакер - парус большой площади, который дает хорошую тягу даже при очень слабом ветре.

Проплывая возле Киселевки, мы услышали шум приближающейся моторки. Рыбаки, подплыв поближе, поздоровались, узнали, куда держим курс, и угостили тремя здоровенными рыбинами. Нас очень обрадовало такое хорошее отношение местных жителей.

В 21.00 встали на стоянку не доходя до Циммермановки.

6 августа. Вниз от Циммермановки. Ночная вахта.

Подъем в 7.30 и отчаливание в 9.30 становится традиционным. Через несколько километров остановились в Циммермановке, где запаслись водой (из колонки) и закупили свежий хлеб в сельском магазине.

Пошли дальше. Ветер совсем стих, жара, солнце и слепни одолевали. Я убедил Алексея погрести до ближайшего мыса. Надежды оправдались - впереди водное зеркало ломалось и рябило, дул слабый ветерок. Неожиданным препятствием оказались водовороты и обратное течение возле мыса. Управлять без ветра мы не могли, и течение отнесло нас назад. Со второго захода прошли дальше от мыса. Через какое-то время паруса наполнились ветром, и скорость увеличилась.

К концу дня прошли только тридцать километров из запланированных ста. Чтобы нагонять график похода капитан приняла решение идти ночью.

Вскоре нас окружали только звезды. Вдалеке за кормой светились огни поселка Софиевка. С наступлением темноты ветер усилился. Впереди был сложный участок реки: множество островов и проток, а ни черта не было видно: линия горизонта слабо выделяется, но расстояние до нее оценить невозможно. Несколько раз мы неожиданно обнаруживали берег в непосредственной к нам близости, пока вдруг не услышали среди ночи шуршащий звук. Мы сели на мель. Пришлось слазить и сталкивать судно. Хорошо, ветер не натягивал нас на мель, иначе сняться было бы проблематично.

Ветер настолько усилился, что пришлось зарифиться (уменьшить площадь грота). Скорость все равно 17км/час, и мы несемся в ночи.

Опять шуршащий звук, потом сильный толчок. Мы выскочили на песчаную косу. С трудом снялись, тримаран наполовину выскочил на берег.

С рассветом ветер начал стихать. Когда солнце появилось на горизонте, наступил штиль.
Моя вахта завершилась в 8.30, и я заснул в палатке как убитый.

7 августа. Богородское - Тыр. Третьи сутки на плаву.

День для меня начался после обеда. Пока я спал, прошли мало, так как без мотора и опять нет ветра. После обеда тучи, маячившие вдалеке, стали приближаться. Раскаты грома заставили нас подготовиться к грозе и свернуть паруса. Ветер чуть подул, но гроза прошла мимо. Опять штиль.

Заступил на вахту в 4 утра. Начинало светать, ветра не было, зато был туман. Неожиданно из тумана в двухстах метрах от нас показался сухогруз. Это было неожиданно. Такой слон раздавит в тумане и не заметит. Все обошлось благополучно.

Еще большей неожиданностью для нас стало то, что Метеоры ходят по реке даже ночью. Изначально мы думали, что ночью им ходить нельзя, и очень удивились, когда позже возле Николаевска увидели среди ночи мчавшийся по Амуру Метеор. А скорость его порой доходит до 65км/час.

8 августа. Тыр - Маго.

Начались третьи сутки безостановочного плавания.

Очень слабый ветер поддерживал скорость судна 3-4 км/час. Именно на такой скорости удобно купаться, а солнце жарило нещадно. Я прыгал в воду и плыл впереди тримарана. Вода прекрасно спасает и от жары, и от надоедливых насекомых.

После обеда опять появились тучи. На этот раз приближалась настоящая гроза. Поднялся ветер, пошел дождь. Мы находились в районе поселка Тахта. По реке стояло множество сетей, и десятки рыбацких моторов курсировали по реке.

Ветер сменился на сильный встречный, и пришлось идти галсами. Так как вокруг были сети, то мы двигались по реке как мячик в икре арканоид. Непрерывно всматривались вперед, чтобы определить, где начинается очередная сеть, а где заканчивается предыдущая. Почти упершись в сеть, мы поворачивали на 110 градусов и двигались, пока не упирались в следующую сеть. Наше движение галсами рыбакам было непонятно. Они пользуются моторами и не понимают, что значит идти под парусом против ветра. Поэтому они вставали в своих лодках и начинали жестами показывать, куда мы должны плыть, чтобы не попасть в сети.

Вечером встали на стоянку в районе поселка Маго. Становились в темноте, поэтому место было не самое лучшее. Когда ставили палатки, к нам пришли два гостя из леса, две пары желтых светящихся глаз. Они шустро бегали по склону и подходили к нам достаточно близко. Но что это были за «еноты» мы так и не поняли.

9 августа. Прибытие в Николаевск

Мы рассчитывали добраться в Николаевск-на-Амуре к обеду, поэтому экономили время и без завтрака вышли в 8:30

Ветер был хороший, но опять встречный. В Николаевск пришли только в 16:30. Оказалось, что причалив на песчаный бережок в порту, мы попали на закрытую территорию торгового порта. Охранники отнеслись к нам хорошо и посоветовали обратиться к начальнику, чтобы он дал нам разрешение на стоянку. Получив разрешение, поставили палатки.

Предстоял выход в море, и для продолжения маршрута необходимо было отремонтировать мотор. Обратились к охранникам в порту, и они нашли того, кто нам может помочь. На следующий день мотор к нашей радости был отремонтирован.

В Николаевске-на-Амуре 
10 августа. Первый день в Николаевске

Утром Олеся пошла к пограничникам, чтобы получить разрешение на выход. А Аня и Алексей ходили закупать продукты для второй части похода. А затем я пошел гулять по городу.

Город Николаевск сейчас имеет статус городского поселения «город Николаевск на Амуре». Сами жители говорят о своем городе с иронией: «две бензоколонки и три светофора, ни один из которых не работает. И этим все сказано». Город состоит в основном из деревянных бараков и облупленных пятиэтажек. Магазины в городе сохранились с советских времен в первозданном виде. Например, в книжном магазине в центре Николаевска пользуются деревянными счетами. Цены в магазинах высокие. А продукты привозные и не первой свежести.

На почтовом отделении увидел вывеску КИБЕРПОЧТА. Но рано обрадовался, тетки-почтовики сказали, что интернет сломался, и когда починят - неизвестно. Потом я ходил на эту почту еще два дня. Интернет там, похоже, сделают очень нескоро.

Олеся вернулась с плохими новостями: документы по нашему походу пограничники здесь не получали. Наша заявка на проведение похода в приграничной зоне потерялась где-то в Хабаровске. Теперь продолжение маршрута было под вопросом.

Вечером к нам на ГАЗике нагрянул начальник местных пограничников. Он потребовал предъявить кальку маршрута, проверить связь, но главное заявил, что разрешения мы не получим, пока не придет подтверждение из Хабаровска».

Выход в море в этот день сорвался. Мы легли спать с надеждой разрулить возникшие проблемы на следующий день.

Около полуночи к нам снова приехали два пограничника и разбудили нас. Они сказали, что их послали пожелать нам спокойной ночи. Было ясно, они проверяли, не сбежали ли мы.

11 августа. Второй день в Николаевске

С утра я пошел ксерокопировать наши карты маршрута. И узнал, что в Николаевске сегодня отмечают «День Города». На центральной улице выступали дети из местной музыкальной школы. В помещении кинотеатра «Родина» проходила выставка местных производителей. С интересом зашел поглядеть, что же здесь производят. Хлеб, молоко, и торты – вот и все.

Между прочим, местные жители - не «николаевцы», а «нижнеамурцы».

Ксерокопирование в Николаевске стоит баснословных денег (10 рублей/лист). На ксерокопиях мы все утро рисовали нитку маршрута, а днем Олеся и Алексей снова пошли к пограничникам.

От погранцов они звонили в Хабаровск, но безуспешно. Наши заявки на посещение погранзоны были потеряны.

Тогда мы решили продолжать маршрут без разрешения пограничников.

Вечером к нам приехал другой погранец. Он был настроен к нам доброжелательно и сказал: «Стоять и держать вас за канат я не собираюсь, ловить не будем, но и разрешения не можем дать, так как всем заведует Хабаровск. Если пойдете сами, то пойдете на свой страх и риск. Если вас задержат, то мы тут ни при чем». Олеся ответила ему: «Мы уже все решили, идем назад в Комсомольск». Он улыбнулся и ушел со словами: «Так я вам и поверил, все равно ведь пойдете!»

Амурский лиман - залив Счастья - залив Рейнеке (Охотское море) 
11 августа. Ночной выход из Николаевска-на-Амуре

Мы решали сбегать из порта ночью. Собрав лагерь, вышли в час ночи. Сначала крадучись на веслах шли вдоль порта, потом поставили паруса и тихо скрылись в темноте Амурского лимана. Только когда отошли от порта на приличное расстояние, завели мотор.

Я и Аня спали в палатке, на вахте были Алексей и Олеся. Ночью налетели на «заездок».

Заездок – это постройка на реке для промышленного лова рыбы. От мыса вбивают ряд деревянных свай. Между ними натягивают сеть. Рыба сначала упирается в сеть, а потом попадает в ловушки.

Отталкиваясь веслами, ногами и зубами, выбрались из заездка и решили больше не рисковать, а дождаться утра. Зачалились возле пристани в Чнырнахе. Лагерь не ставили – спали на борту.

12 августа. Чнырнах - стоянка на мели в Амурском лимане

Как стало светать, пошли дальше. Вокруг плескались нерпы и белухи. Огромная рыбы калуги выпрыгивали из воды.

Калуга – огромная хищная рыба семейства осетровых из рода белуг. Это одна из крупнейших пресноводных рыб. Рыба ценна своей черной икрой. Она водится только в устье Амура. Взрослая рыбина весит 300 – 700 килограмм. В одной рыбине – 4 миллиона икринок и 70 килограмм настоящей черной икры! Но первый раз она нереститься только в 18 лет, поэтому ей тяжело дожить до нерестового возраста.

Хотя лов этой рыбы полностью запретили еще двадцать лет назад, местные жители продолжают ее ловить. Дальше на берегах мы часто видели распоротые туши этой рыбы.

Ветер стих, и мы стали заводить мотор. А он опять не работает. Долго Олеся дергала за ручку – все бесполезно. На звук хлопающего мотора к нам подошла моторка. «Может помощь нужна?» - спросили рыбаки. Мы не отказались.

Мужики взялись ремонтировать мотор прямо на плаву. Меня поразило их мастерство - разбирать мотор над водой, все время рискуя уронить что-нибудь в воду, не каждый сумеет. Мы подвязали моторку к тримарану и дрейфовали по течению. Разборка карбюратора проводилась на руках: прочистили, подкрутили, поставили прокладки, и он заработал!

Мотор успели отремонтировать как раз вовремя. Потому что погода быстро портилась. Поднялся ветер, пошел дождь. Мы поблагодарили рыбаков, а рыбаки позвали нас в гости в виднеющуюся впереди деревню Новопокровка. Мы отказались, хотя, забегая вперед скажу, остановились там на обратном пути.

Нас предупреждали, что Амурский лиман – место очень опасное. Ширина лимана от материка до Сахалина – менее тридцати километров, и все это пространство – сплошные мели. Суда идут по двум глубоким фарватерам. Один из фарватеров проходит ближе к материку, а другой – возле Сахалина. Но фарватеры эти достаточно узкие, не имея координат их тяжело обнаружить. В остальном из-за небольшой глубины и мощных приливов здесь короткая высокая волна, сильные течения и много мелей.

Чем дальше мы шли на север, тем глубина медленно, но неуклонно уменьшалась. Попытки менять курс и искать фарватер не привели к успеху. Через какое-то время глубина стала меньше полуметра. Судно стало цеплять песчаное дно, и мотор пришлось выключить. Шли какое-то время под парусом, но все равно сели на мель. Пришлось отправляться пешком на разведку. Глубина во всех окрестностях вокруг тримарана была такая же маленькая. К тому же начинался отлив, и с каждой минутой становилось все мельче.

Мы находились посреди Амурского лимана. На западе в 10 км был материковый скалистый берег, в 15 км - на востоке виднелся низкий берег Сахалина. Все водное пространство вокруг представляло одну сплошную мель, чуть прикрытую водой. В сторону Сахалина стала проступать из воды целая цепь отмелей, на которых собирались птицы. Где проходил узкий фарватер, мы не знали. На обратном пути через этот лиман мы пытались досконально следовать карте, но фарватера в нужном месте не было. Из-за сильных приливов и течений дно лимана за двадцать лет сильно изменилось, и карта уже не соответствовала действительности.

Олеся приняла решение ночевать посреди лимана и ждать прилива. Во время прилива глубина поднимается на метр, и этого будет достаточно, чтобы пройти на нашем судне. Мы бросили якорь и завалились в спячку до рассвета.

13 августа. Уход в Макаровку с приливом

Весь вечер и ночь дул сильный ветер, и шел дождь. Палатка протекала, комфорт был условный. Утром погода только ухудшилась с появлением тумана.

Страшно подумать, что творилось в такую погоду там, где глубина была большая. Мы стояли посреди банки (=мель), здесь волны при любом ветре не могли быть больше полуметра. Хотя благодаря приливу, глубина сейчас была не тридцать сантиметров, а целый метр.

Идти дальше в лиман в такую погоду было нельзя, поэтому мы взяли курс на берег к деревне Макаровке. Когда шли к берегу, перекрестным курсом к нам прошел большой катер береговой охраны «Катран». Мы сначала испугались, что это пограничники, и сейчас нас сцапают. Но, видимо, они охотились за браконьерами, а не за нами. Осадка катера была в разы больше нашей, значит у него был точный GPS трек, и катер шел точно по фарватеру.

Высадились на берег левее деревни и поставили палатки. Скоро к нам в гости пришли три рыбака из деревни. Они решили угостить нас рыбой: один из рыбаков взял сеть, сел в лодку и поплыл от берега. Проплыл двадцать метров, бросил сеть в воду, даже не распутывая, и стал грести назад. Через три минуты у нас было пять живых горбуш.

Затем рыбаки научили нас готовить красную икру. Оказалось, это совсем несложно - требуется только подготовить заранее тузлук (насыщенный солью раствор).

Вечером мы ложками ели самую свежую и самую вкусную икру собственного приготовления.

Потом мы с Олесей пошли в гости к местной долгожительнице. Долгожительница оказалась из местного коренного народа нивхи (гиляки). Ей уже далеко за восемьдесят, в то время как живут здесь в среднем лет по пятьдесят. Мы услышали от нее много интересного про эти места.

В деревне Макаровка, возле которой мы остановились, раньше был целый рыбколхоз, а сейчас постоянно живет всего шесть стариков. Рыбаки, приезжают сюда только в сезон. Вечером в деревне на два часа включают дизель, и дают свет. Дороги сюда нет, телевидения нет, телефонная линия заброшена.

Рыбаки предупредили, что в этом месте на берег выходит медведица с медвежонком и советовали нам жечь костры. Но костер мы жечь не стали, у Алексея было ружье. Он предупредил: «Если что - кричите, буду стрелять».

Но медведи ночью не появились.

Как приготовить красную икру
Тема: Еда и питание. Что и где кушать

Рецепт обработки красной икры несложный.
Но предварительно необходимо сварить тузлук. Тузлук - это насыщенный раствор соли. На 4 литра воды кладется 1кг соли. Ставим все это на огонь и кипятим примерно 5-8 минут. Соль должна раствориться, весь мусор осядет на дно. Остужаем тузлук до 20-25 градусов.

После этого аккуратно заливаем чистым тузлуком икру, чтобы икра утонула в нем. Помешиваем икру в растворе 5 минут. После этого откидываем икру в марлю, чтобы вода стекла. Повторно заливаем икру тузлуком и повторяем процедуру еще 5 минут.
После этого окончательно вываливаем икру на марлю, ждем пятнадцать минут и икру можно есть.
Если хотите приготовить икру для более длительного хранения, то время выдержки в тузлуке необходимо увеличить до 8-10 минут.
Если хотите, чтобы икра хранилась очень долго, то необходимы некоторые химические компоненты: 1гр уротропина, 1гр сорбиновой кислоты, 4гр кипяченого растительного масла. Это все добавляется в тузлук. Вес дан из расчета на 1 кг икры, то есть на 3 литра тузлука.
Комментарии к параграфу
  • Упрощенный способ приготовления тузлука: насыщаем солевой раствор пока не всплывет сырая картофелина, обязательно отделяем икру от пленки ( можно протереть через крупную сетку 8 Х 8 мм - называется "пробивка икры"), засыпаем в раствор (тузлук), помешиваем 3-6 минут (икра из мутнокрпасного цвета превращается в рубиновый) - вынемаем - "пятиминутка" готова. Уротропин - 6 гр. на 45 кг икры - только в бочку, в готовую икру.

14 августа. д. Макаровка - Сахалинский залив

Встали в 6:00, чтобы по приливу проскочить мели, а в 8:00 уже держали курс на север через залив Счастья мимо островов Белякова, Байдукова и Чкалова.

Эти острова назвали в честь экипажа самолета, совершившего дальний перелет из Москвы. Именно на остров Чкалова самолет приземлился много лет назад.

Многие слышали о легендарном перелете Чкалова Москва-Ванкувер в 1937 году. Но ему предшествовал подготовительный перелет на 9700 километров. Сам Сталин, прежде чем отправлять экипаж за границу, захотел сначала проверить его полетом над СССР.

О переименовании острова Удд в остров Чкалов, острова Лангр -- в остров Байдуков, острова Кевос -- в остров Беляков
В ознаменование беспосадочного перелета Москва--Северный Ледовитый Океан--Земля Франца-Иосифа--Мыс Челюскин--Петропавловск на Камчатке--Николаевск на Амуре Центральный

Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет:
1. Переименовать остров Удд в остров Чкалов.
2. Остров Лангр -- в остров Байдуков.
3. Остров Кевос -- в остров Беляков.
Протокол заседания Политбюро #42, 1936 г.

Покинули спокойный залив Счастья. Вышли в Сахалинский залив и взяли курс на север вдоль побережья. Это уже настоящее Охотское море – ледяная соленая вода, открытое море и большие длинные волны. Погода была ветреная. В районе мысов, где сталкивались ветра и течения, тримаран колбасило не на шутку. Волны шли сразу с двух направлений, и судно все время разворачивало. Во второй половине дня ветер стал крепчать. Нам пришлось высадиться на берег и опять ждать погоды.

Мы зачалились в районе места Коль-2ой. Речка с названием Коль спускалась к морю и шла параллельно берегу. Мы находились в береговой полосе шириной пятьдесят метров. С одной стороны было море, а с другой - речка, отделявшая нас от дремучего зеленого леса.

На прошлой стоянке возле деревни нас уже пугали медведями. Мысли о медведях возникали от одного взгляда на этот темный и неприветливый лес.

После обеда я подошел к речке мыть тарелку. Присаживаюсь на берег. Тайга на противоположном берегу выглядит дикой и таинственной. Поворачиваю голову влево и не верю своим глазам. Посреди речки в пятидесяти метрах от меня плывет медведь, из воды торчит только его огромная голова.

Я протер глаза, но голова не исчезла. Я быстро позвал остальных, по дороге схватил видеокамеру, а Алексей - ружье. Через минуту мы в полном составе были на берегу.

А медведь по-прежнему невозмутимо плыл по реке в нашу сторону, не замечая нас (ветер дул в нашу сторону). Когда наконец-то увидел непрошеных гостей, то, торопливо и неуклюже выбравшись из реки, убежал в лес.

Если здесь бегает медведь, значит это его территория. Здесь не должно быть медведицы с медвежонком – сделали мы вывод. Возникла и другая мысль – если здесь река с рыбой, то это наверняка межвежье место, и мы разбили лагерь рядом с их продуктовым складом!

Медведь на видео

15 августа. Ждем погоду

Запланированный на утро выход не состоялся, сохранялась штормовая погода. Мы решили прогуляться по берегу и посмотреть заброшенные остатки поселения в километре от стоянки. По пути наткнулись на рыбацкую сеть, уходящую в море. Совсем близко от берега возле сети плавал нерпенок. Наблюдая за ним, мы заметили, что он никуда не плыл, а оставался все время на одном месте. Зародились подозрения, что он запутался в сети.

Алексей решил провести спасательную операцию: одев гидрокостюм, он отправился в воду на спасение. Но освободить нерпенка оказалось не так просто. Не понимая, что ему хотят помочь, а не съесть, нерпенок бился в сети как перед смертью. Только с третьего подхода к сети, Леха сумел освободить пленника.

Рыбацкие снасти
Тема: Необходимые вещи и что взять с собой

Даже если вы не умеете ловить рыбу, возьмите с собой сеть. Увидев как рыба плещется на ваших глазах у вас обязательно проснется инстинкт рыбака. Вы будете пытаться поймать рыбу голыми руками, и когда у вас не получится, вы будете рвать на себе волосы, жалея о том что не взяли сеть.
16 августа. - мыс Литке - мыс Мофета - залив Рейнеке

Утром погода была хорошая, и в семь утра мы наконец-то вышли в море. Несмотря на то, что светило солнышко, от воды тянуло холодом. Иногда мы проплывали полосы тумана, иногда плыли вообще в облаках.

Прошли мыс Литке, на котором находился маяк и метеостанция. Ветра не было, шли все время под мотором. Уже темнело, когда мы подошли к мысу Мофета и завернули в залив Рейнеке. На берегу залива светился огонек. Там были люди. Причалили уже по темноте. Первое, что нас удивило, это рыба, шныряющая под ногами возле самого берега. Иногда она выпрыгивала из воды, и хотелось сейчас же ее поймать. После того как развели костер и поставили палатки я попробовал ловить ее руками, но ничего не вышло.

На берегу находилась база рыбацкой бригады. Я подошел, чтобы выяснить, где находится вода и заодно спросить, нет ли ненужной сети, чтобы половить рыбу. «Да зачем тебе сеть, бери руками, сколько хочешь». То, что я увидел, словами не передать.

Передо мной был ручей. И в этом ручье рыбы было напополам с водой. Именно так. Горбуша не умещалась там ни по глубине, ни по ширине. Когда мы приближались, все это стадо начинало рваться вперед, создавая фонтан брызг. Вода в ручье как будто закипала.

Выбираешь понравившуюся рыбину, быстро хватаешь ее под жабрами и несешь на костер. Вот такая там рыбалка!

Возвращение в Николаевск 
17 августа. залив Рейнеке - мыс Литке

Изначально целью парусного похода были Шантарские острова. Но постоянные задержки на маршруте, а также проблемы с мотором заставили постепенно осознать невозможность достичь Шантарских островов, уложившись во временные рамки похода. Так сложилось, что это место - залив Рейнеке стал самой дальней точкой маршрута, до которой мы дошли. И пора было поворачивать назад.

С одной стороны было обидно возвращаться, не достигнув цели. С другой стороны – это объективно соответствовало готовности судна и экипажа.

После полудневки мы вышли в море и взяли обратный курс. Был слабый встречный ветер, шли под мотором. Встали на стоянку на мысе Литке. Место было красивое и удобное. Здесь находилась метеостанция и маяк. В бухту вытекал небольшой ручей. Даже издалека в самом устье ручья был виден фонтан брызг – это горбуша билась в попытках зайти в мелкий ручей.

Остров Коврижка ограждал заливчик от волн с юга. В заливчике было великое множество нерп, и я решил с ними познакомиться: одел гидрокостюм и отправился купаться. Любопытные нерпы подплывали ко мне на расстояние пяти метров. Им было интересно познакомиться со мной – странным неповоротливым зверем.

Затем состоялось мое знакомство с маячниками. Они рассказали, что сами из Николаевска и живут на маяке уже десяток лет. Два раза в год им завозят продукты и горючее. Изредка они ездят в Николаевск. Добраться от маяка в город можно пройдя вдоль берега 6 км, а затем по просеке еще 20 км. Тогда попадаешь на дорогу, ведущую в поселок Многовершинный, из которого можно уехать на машине.

Еще рассказали, что с появлением GPS радиомаяк стал не нужен. Теперь они включают только светомаяк. В летнее время его необходимо включать вечером и выключать утром. А еще маячники жаловались, что не только телевидения нет, но и радио «Маяк» принимает только полдня.

Напоследок они угостили банкой красной икры, огромной буханкой самодельного хлеба и зеленью.

Еще раз мы убедились, что в этих недоступных местах Дальнего Востока живут очень гостеприимные люди.

18 августа. мыс Литке – пролив Холодный (Петровская коса)

Никуда не торопясь, вышли в море в 12 часов дня. Слабый ветер, тепло и почти безоблачно. Горючего тоже переизбыток – шли все время под мотором со скоростью 9 км/час. Напротив мысов – там где мы три дня назад встретили мощные сулои (сильное волнение) ничего опасного уже не было.

По графику дошли до пролива Холодный, соединяющего Охотское море и залив Счастья.

На стоянку встали на Петровской косе. Дров (плавника) вокруг просто завались, причем всех калибров, сухие и легко ломаются. В нескольких километров севернее видны огни поселка Петровская коса. Как нам рассказали позднее, поселок живет тем, что там обосновалась частная рыболовецкая фирма.

19 августа. Петровская коса - лиман. Попытка пройти мели

Вышли в 8 утра и под мотором прошли залив Счастья. Вышли в Амурский лиман и опять начались мели. Пришлось слазить с судна и пешком отправляться на разведку. Но вокруг опять была одна сплошная мель. Тогда вернулись на ближайший остров Байдукова и решили ждать ночи.

Ночной прилив давал метр глубины, и тогда мы бы смогли пройти.

Но к вечеру погода испортилась, поднялся штормовой южный ветер. О выходе не было и речи.

Пошли искать воду в деревню, которая виднелась на островах. На острове Байдукова живет две семьи, и работает метеостанция.

20 августа. Снова пытаемся пройти мели.

С утра погода была нормальная, поэтому мы собрались и вышли в лиман. Опять кругом мель да мель. Тыкались влево, вправо. Фарватер не нашли, а погода опять испортилась. Только вернулись на остров, как опять началась буря. Холодный северный ветер и дождь.

Этот остров притягивал нас как магнит. Уже второй день мы безуспешно пытаемся пройти лиман. Трудность еще и в том, что прилив ночью. А по темноте плыть сложнее и опаснее.

Олеся и Алексей ходили к рыбакам узнавать, где точно расположен фарватер. Рыбаки сказали: «Сначала возьмите от острова на восток, а потом держите точно на первый дом деревни Макаровка на другом берегу».

21 августа. о. Байдукова - Новопокровка. Пешком через мели.

Вышли в 6.00 с рассветом. Прошли на восток как сказали рыбаки, но уткнулись в мели. Стали уходить еще восточнее. Вроде временами становилось глубже, мы удалялись от острова. Потом становилось опять мельче. Все время меняли курс, искали чуть заметные углубления. Но все равно скоро глубина стала по колено. Мотор при такой глубине не может работать. Спешились. Подсдули килевой поплавок, и этим уменьшили осадку судна. Дальше стали толкать судно перед собой. Глубина была стабильная – по колено. Толкая вдвоем, нам удавалось держать приличную скорость 4 км/час. Мы толкали судно, а нас толкала вперед надежда, что через несколько километров мель все же кончится, и мы преодолеем этот лиман.

Отдыхать времени не было, с каждой минутой из-за отлива глубина падала. Протолкали два километра. Подсдули еще поплавок. Еще потолкали. Глубина становилась меньше. Если перестаешь толкать, то судно садится и прилипает ко дну. Чтобы столкнуть его, приходится упираться рукам-ногами-головами. Еще через километр глубина упала до середины голени. Теперь толкать судно можно было только втроем, причем изо всех сил. Скоро сил не стало, и мы остановились, почти потеряв надежду.

Я и Алексей отправились на разведку в разные стороны. GPS показывал, что до того места, где мы ночевали в лимане несколько дней назад, было меньше километра. Я пошел туда. Если за этим местом глубина окажется недостаточной, значит все безнадежно и надо ждать вечерний прилив.

Глубина продолжала падать, это не внушало оптимизма. Но через полкилометра стала медленно расти. Я шел и чувствовал, что становиться глубже, и не останавливался до тех пор, пока не дошел до невиданной глубины – больше чем по колено! Было очевидно - глубина растет.

Вернулся к судну и сообщил хорошую новость, что роль бурлаков оставалось исполнять еще несколько сот метров. Причем ближайшие триста метров самые мелкие и решают все.

Толкали Олеся, я и Алексей. Перед моими глазами лежал включенный GPS, где, я видел, как тянуться метры. Поначалу показалось, что мы не сможем преодолеть эти триста метров. Первые двадцать метров дались с трудом, но потом даже разогнались. Главное было не останавливаться, чтобы судно не легло на песок. Наконец, почувствовали, что толкать стало легче.

Через полкилометра можно было включать мотор. Мы прошли этот самый неоднозначный участок, и дальше должно быть проще.

Но погода снова стала портиться. Дошли до места Новопокровка и пристали к берегу возле домика на берегу. Погода портилась на глазах. Опять ливень и ветер.

Оказалось в домике располагается рыбацкая бригада. Нас пригласили на ночлег, и мы согласились.

Много чего интересного узнали мы в том доме от рыбаков. Этот рассказ заслуживает отдельной истории.

Нас угощали всем, что было: борщом, рыбой, хлебом и водкой. Для девушек даже организовали горячую воду и душ.

Рыбаки рассказывали много интересного. Они были из окрестных поселков и городов. Рыбаки собираются в бригаду и съезжаются сюда в мае, когда начинается сезон ловли рыбы. Для промышленного лова используется «заездок» -конструкция на реке, такая ловушка для рыбы.

Сначала необходимо построить этот «заездок». Строительство - огромный труд, когда дюжина мужиков трудится несколько дней от рассвета до заката. Строить и разбирать заездок приходится каждый год, иначе зимой его сломают льды, а течение замоет песком. Говорят, эта технология пришла из Астрахани. Единственное, что изменилось: раньше сваи забивали вручную, а теперь забивает дизель – поднимает молот весом 800 кг.

Рыбацкий сезон продолжается с мая по октябрь. За это время проходит несколько волн рыбы: сначала корюшка, потом горбуша, потом осенняя кета и другая рыба.
Регулярно к ним приходит судно, на которое перегружают живую рыбу и отправляют на рыбзавод.

За сезон рыбак зарабатывает порядка двухсот тысяч рублей. С одной стороны прилично, но если учесть, что людям приходится жить на эти деньги весь год (другой работы почти нет), то совсем немного.

Быт здесь во многом сильно отличается от жизни в городах. Например, детей в школу приходится возить летом на моторке, а зимой на санях.
Мобильной связи здесь нет, хотя по Амуру она уже появилась почти везде.

22 августа. Новопокровка - Озерпах. Антистапель

Позавтракали и стали грузиться на судно, как вдруг обнаружили, что спустил один из аутригеров. Осмотрев баллон, увидели дыру. Стало ясно, что за ночь штормовые волны дергали лодку и протерли баллон о выступающий камень. Олеся стала заклеивать тримаран, и мы задержались еще на два часа.

Тем временем погода продолжала портиться. Когда мы наконец вышли, дул сильный ветер и хлестал дождь. Мы шли до Озерпаха под прикрытием мыса, где было мелко и волны были небольшие. Нас сопровождали рыбаки на моторке.

Силу непогоды мы прочувствовали, когда подошли к мысу в Озерпахе. Необходимо было завернуть за него, чтобы попасть в тихую воду. Но мы не могли этого сделать. Силы мотора хватало только на то, чтобы противостоять ветру. Но на нулевой скорости судно не управлялось, его сразу разворачивало боком к ветру. Несколько минут не могли ничего сделать. В конце концов рыбаки кинули с моторки веревку и затянули нас под укрытие мыса.

Мы причалили к дому одного из новых знакомых и приступили к разборке судна. Активная часть маршрута закончилась.

Мне хотелось привезти домой дальневосточный деликатес – икру. Этот вопрос быстро разрулился после общения с местными. Я закупился красной и черной икрой. Ее стоимость в Озерпахе: красная = 300руб/кг, черная = 5000руб/кг.

Мы разбирали тримаран под ливнем, который шел, не переставая, до самого вечера. В 19.00 за нами прибыл заказанный минивэн (1000 рублей до Николаевска). Мы с Алексеем как раз закончили упаковывать судно. Погрузили все в машину и как были в гидрокостюмах, так и поехали в Николаевск.

Доехали до пристани Николаевска, а билетов на Метеор до Хабаровска не было. Но оставались билеты на утренний Метеор до Комсомольска. Капитан Метеора разрешил не только занести вещи на борт, но и ночевать в салоне.

Все это время нас сопровождал Николай из рыбацкой бригады Новопокровки. Мы очень ему благодарны за помощь, которую он нам оказал на сброске: нашел машину, помог с вещами, договорился на Метеоре.

Наконец весь наш груз был погружен на Метеор. Мы попили пиво, попрощались с Николаем. А потом уснули на пенках в салоне Метеора.

В чем привезти икру
Тема: Необходимые вещи и что взять с собой

Возвращаясь с Дальнего Востока в конце лета хочется привезти домой красной икры. Если путь предстоит долгий, то необходимо обеспечить сохранность продукта. В следующий раз когда поеду на Дальний Восток, возьму с собой термосумку. И вам рекомендую.
Домой 
23 августа. Из Николаевска в Комсомольск на "Метеоре"

Метеор отправился из Николаевска в 6:00. Расчетное время прибытия в Комсомольск 18:00.

Метеор – это тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья. При стоянке и при следовании на низкой скорости судно на подводных крыльях удерживается на воде за счёт силы Архимеда, как и обыкновенное водоизмещающее судно. На высокой скорости за счёт вызываемой этими крыльями подъёмной силы судно поднимается над водой. Таким образом, значительно уменьшается сопротивление воды, что позволяет развивать высокие скорости.

За двенадцать часов мы пронеслись по всему пути, который проходили до этого неделю.

В Комсомольске выгрузились из Метеора. Пока Алексей поехал искать машину, мы разложили вещи для просушки. Приехала машина, мы погрузились и переехали с грузом на железнодорожный вокзал. Поход закончился, но прежде чем расстаться, необходимо было отправить судно железнодорожным транспортом во Владивосток. Для этого мы ждали утра.

24 - 25 августа. Комсомольск - Хабаровск - Москва

Утром все сложилось очень удачно. В 9 утра открылся офис «ЖелДорЭкспедиции». За доставку пяти транспортников во Владивосток пришлось заплатить всего 1200 рублей.

В 10 утра мы снова были на вокзале. Каждый купил билеты в свой город. Мы попрощались. И в 11 утра я уже ехал на поезде в Хабаровск.

Вечером авиакассы в Хабаровске даже в аэропорту не работали. Пришлось поставить палатку в окрестностях аэропорта и ждать утра. Утром успешно купил билет на вечерний рейс.

Когда в заливе Счастья мы поднимали якорь, то вместе с ним вытащили существо редкого вида «охотоморчик кареглазый» (вес каменной головы 1кг, уши из морской капусты). Он мне так понравился, что я решил забрать его в Москву.

И напоследок в аэропорту произошла веселая история.

Сначала при прохождении досмотра мне пришлось доказывать, что килограмм силикагеля, это не компонент взрывчатки. Он предназначен для хранения фототехники. Потом доказывал, что самодельное зарядное устройство и солнечная батарея не относятся к детонатору.

Я прошел контроль, и успокоился. Вдруг по громкой связи меня снова попросили подойти к службе безопасности. Ну, думаю, сейчас меня посадят за контрабанду икры. Меня повели в специальное помещение. В комнате подвели к монитору, где был просвечен рюкзак и спросили:
- Это у вас икра?
- Да.
- Понятно, а это что такое большое и темное?
- Камень.
- Камень?! Вы серьезно или шутите?
- Правда, камень.
- Открывайте багаж, будем смотреть ваш «камень».

Я открыл рюкзак, достал «охотоморчика» и положил на стол. По нему постучали пальцем, попробовали поцарапать, пока не убедились, что это, действительно, камень.

А перевозить камни в самолете пока никто не запрещал!


Комментарии
Guest16.04.13, 20:26
Спасибо 
Очень понравилось.спасибо
Guest02.02.13, 13:23
Спасибо! 
Прочел "на одном дыхании"!)
Guest24.06.12, 18:04
Очень интересно! 
Прочитала с интересом! Спасибо за повествование!)))
О Маршруте
Категория сложности: 3
Опубликовал Роман Железов