Начало

1 день.
(Батуми-Аэропорт) - Кутаиси - Цхалтубо - Gubistskali.
50.3 км, вверх 264 м /  вниз 230 м

*Мое путешествие началось немного раньше, чем у остальной группы из-за отсутствия прямых рейсов до Кутаиси. Пришлось лететь в Батуми, оттуда маршруткой (1,5 часа и 10 лари) до Кутаиси, а точнее до аэропорта Кутаиси, он по пути и рядом с трассой.
В ожидании встречи конечно несколько волновалась, что вполне понятно - никого из украинской группы не знала и не видела прежде. Обсуждение и подбор команды проходил на сайте велосипедистов Николаева "Ротор". Поход заявлен на категорию, маршрутная книжка оформлена.
Скажу сразу, команда наша сложилась в основном необычайно позитивная и трудности похода преодолели с юмором и взаимной поддержкой :)

Велики собрали быстро, перелет обошелся без досадных приключений, докрутили до Кутаиси, купили продуктов, и поход начался.
Первый день несложный, рельеф гуманный, чтобы вкатиться. Держим путь к горам.
На дороге встречается лишь одно препятствие - коровы! Они не боятся и не реагируют ни на нас, ни на машины, приходилось заниматься с оглядкой коровьим слаломом. Та же самая участь и у автомобилистов - бибикать бесполезно :))

До запланированной ночевки малость не доехали, приглядели приятное место у реки, да и подустали с дороги.
Коля взялся кашеварить, что без сомнения удавалось ему в течение всего похода, мы только успевали иногда чистить овощи :) (Первый поход, когда редко приходилось участвовать в приготовлении пищи, приятное это надо сказать положение)))
В принципе обязанности в группе сложились  в первые дни и поддерживались с небольшими вариациями.
Саша руководил, помогал всем и вся, Коля варил вкусняшки и фотографировал, Илья занимался костром, фоткал и иногда играл на гитаре, Леша поддерживал настроение в группе на величайшем позитиве, Оля помогала с готовкой, я колдовала с мультигорелкой, немного баловалась с фотоаппаратом и опекала навигатор.
Вперед на Лебарде

2 день.
Gubistskali - Khoni -Martvili - Nafostari --Didi Tchkoni - Etseri - ст.2 (выс.886 м)
66.7 км, 1192 м / 389 м

С утра очень мокро от выпавшей росы, такого очевидного признака, что погода будет все-таки солнечной.  Но сейчас еще светило спрятано в облаках, и палатки сохнуть не желают.
Костер разведен споро, и участники неожиданно подняты бодрой, а главное громкой песней про Гагарина. Хм, забавно!


Пока завтрак, просушки палаток, сборы, время перевалило за 9. Где-то не доходя до 10, все-таки собрались и продолжили вкатываться в асфальт. Впереди обещаются водопады! Мы от нетерпения несколько раз уточняли у местных, но они неопределенно кивали - далеко еще. В начале ехали между двух рек, ни одну из которых не видно с дороги. Только помня карту, можно было это представить, хотя несколько раз изгибы дороги заставляли нас пересекать их.
Вода непривычного взгляду лазурного цвета. До сих пор я такое наблюдала только в Черном море.
В поселке Мартвили нашлись наконец желаемые водопады. Плотина образует широкий слив, и спокойная поверхность водохранилища резко сменяется бушующим потоком в узком ущелье. Шум, мельчайшая водяная пыль, лазурь и пенные валы - мы в восторге :)


Проехали 34,5 км до Nafostari, свернули на грунтовку, идущую вдоль реки Tekhuri, чтобы срезать и проехать более живописно. Типичный проселок, и мы, размягченные асфальтом, запрыгали на камешках, стараясь не прикусить языки :)
Еще 3 км пути, прокол у Оли, быстрая починка и небольшая поблажка в виде асфальта еще на 5,5 км.
Закупили продукты, в Etseri и окончательно покинули цивильное покрытие дороги. Дальше крутить вверх по течению р.Tekhuri до загадочного курорта минеральных вод Лебарде.


Дорога скачет с одного берега реки на другой, много мостов, скал, обрывов. Часто останавливались, так как виды еще совсем непривычны.


Покрытое лесами ущелье не очень широкое.. Вершины скрыты облаками. Они кажется прямо в этих лесах и образуются, очень влажно.


Чем выше, тем мосты попадаются реже, а броды чаще. В особо сильных перекатах настелены длинные бревна, но по одному переходить с груженым велосипедом кажется опасно.


Как ни странно, но именно на подъеме начал трескаться консольный багажник у Ильи. Само существование в горном походе, заявленного как 5 к.с., двухподвеса с таким багажником, вызывает у меня недоумение (особенно после Марокко). Пришлось покумекать, стянуть трещину сантехническим хомутом и сделать "костыль" под багажником, а также несколько разгрузить один рюкзак, и получается нагрузить неожиданно других участников.

 После 61-го км пути метров 100 пришлось прогуляться по щебню.

Дорога интересна, непроста, но проезжается практически вся, за исключением участков, образованных осыпями и промоинами, благо их было немного.


Преодолели чуть больше 23 км. Встали удачно на месте недостроенного скорее всего моста (высота 886 м). Основания есть, моста нет. Вместо него - 1,5 широкие металлические дорожки для пешеходов, а машины едут в брод.


Темнело окончательно около 20.30, поэтому старались вставать не позже 19 ч.
Курорты, грибы и туман.

День 3. Лебарде
ст.2 - Lebarde - ст.3
20.3 км, 1310 м / 241 м

Следующие четыре дня можно описывать как один бесконечный. Горы ж хотели! Мы их получили сполна, и даже более того :) У нас и поход наверно разделился на Лебарде и все остальное :)
По прохладе и пасмурной погоде доехали еще 14 км до курорта, в котором планировалось закупить продукты на следующие несколько дней. Тут нас ждало немалое разочарование. Жемчужина Мингрелии (по отчетам чиновников), которая славилась своими минеральными водами и по слухам огромным числом отдыхающих, стояла в разрухе и запустении.. Бывшая эстрада с явными следами пребывание домашних копытных, бывшие чаши фонтанов, здания с пустыми окнами, полуразрушенные стены. Понапрягав зрение, мы углядели лишь один нормальный дом, но хозяйка совсем ничего не понимала по-русски. Не солоно нахлебавши, пришлось отступить.


После Лебарде дорога заканчивается, деревянный мостик, и дальше только тропа, обильно приправленная камнями. Впрягаемся как бурлаки, и начинаем затягивать велосипеды вверх. Недалеко вторая речка, уже почти в брод, перед нами тропа в грунте и камнях, резво уходящая вверх. Окончания особо не видно, потому что выше все закрывает слабый туман.. или облако..?
По двое начинаем запихивать велосипеды.


Это продолжалось наверно не меньше пары часов. Высота набирается стремительно. Лебарде на 1300 м. Резкий торчок, петляющая по склону тропы, и вот уже почти 1900 м. Упахались все, особенно ребята, которые помогали нам, девчонкам, и друг другу..


Выбравшись на небольшое плато, немного решили передохнуть, а заодно присмотреть место для стоянки. Туман несколько раз пытался высыпать на нас дождь, поэтому принимать решение надо было как можно скорее. Прошагав с Сашей еще около километра, нашли огромные вековые ели, под которыми можно было встать вместе с палатками и еще развести костер. Родник обнаружился совсем неподалеку от них. Почти успели поставиться до дождя. Все затянуло туманом или облаком и сыростью.


Пока ходили, нашли кучу лисичек и подосиновиков, что отличным образом разнообразило наш ужин. Я бы даже сказала, он оказался избыточно плотным :) Грибы, тушенка, картошка, макароны, приправы, кетчуп и майонез. Такая смесь свалит кого угодно ))))
Улитки на склоне

4 день.
ст.3 - хр.Мегрельский - ст.4
7.1 км, 795 м / 239 м

С утра сильный дождь. Понятно, что высовываться из-под елок неразумно, сидим, гоняем чаи, лопаем овсянку с огромным изюмом, кто-то еще смотрит последние серии снов.
В 12.40 снялись с места.
Уверена, все знают картину "Бурлаки на Волге", так вот, если заменить реку на травяной склон и приодеть народ в спортивную одежду, получится тоже самое :)
 Первая часть подъема  - узкая каменистая тропа, к тому же сильно заросшая рододендронами. Как ботаник, не могла насмотреться на сплошные ковры замечательных растений, воображая, какая красота тут творится весной, но.. как велотурист проклинала их от всей души :) Протиснуться между их густыми, жесткими ветвями в узкой и глубокой колее глинистой тропы то еще удовольствие. К этому добавляется качественный туман и потрясающая сырость, все промокло.


На склоне прошли мимо домика-летника, чуть отдохнули и карабкаемся дальше. Наконец тропа (по старым картам даже дорога!) найдена, и мы чуть ускоряемся ненадолго.
Выше на склонах встречается черника, лопаем при возможности.


После высоты 2300 м туман сгущается, начинает накрапывать дождь. Ничего не видно уже в 15 метрах. Ползем по склону в 45 градусов.
Дальше становится хуже: резко усилился ветер и дождь, и нас начало сечь градом. Попробовали пересидеть все это безобразие под тентом. Минут сорок подтыкали его края ногами, надышали тепла, но мысль о том, что все равно придется вылезать на холод, оптимизма не прибавляла :) Сидеть без движения тоже зябко. Досчитав до трех, скинули тент.


Наше положение осложнялось тем, что тропа не всегда была очевидна. Сложный рельеф, заросли рододендронов запутывали, даже с помощью навигатора было непросто отыскать нужное направление.
Мы совсем промокли и замерзли, поэтому трясясь, поставили лагерь на первом же подходящем месте..
Одна мысль - переодеться в сухое и залезть в спальник греться. В этот раз я даже не ставила свою палатку, места мало, да и согреться втроем в палатке проще. Небывалое дело - легли спать сразу, в 20 часов и даже без ужина. Прошли каких-то 7 км...
 
5 день. Страх и трепет.
хр.Мегрельский - ст.5
4.8 км, 291 м / 390 м

Встали в 8. Двенадцатичасовой сон позволил восстановить силы. С утра переменно, проглядывающее солнце просушило все, кроме обуви. Развели банку тушенки в 5-6 литрах воды, кинули специй, остатки то ли риса, то ли не помню чего. Попили такого бульона, чай удалось сделать из набранной вчера от дождя воды. На хребте воды нет.


Впрягаемся в рюкзаки и выходим на тропу. Сначала небольшой спуск метров на 100 по склону, закрытому рододендронами. Тропа уверенная, совпадает с навигатором, что вызывает некоторое облегчение. Кусты цветут местами, продираясь сквозь них, даже немного фотографируемся.


Опять начинает сгущаться туман, на очередной поляне тропа теряется. Несколько заходов с навигатором, и вроде находится слева по склону. Хоть навигатор и показывает отклонение от трека, мы пошли по ней. (на следующий день мы подумаем об этом)..


Тропка набитая, даже очень уверенная, но крутая и неудобная, с выходами скальных пород, вверх, вниз, вверх, вниз.. Быстро понимаем, что менее тяжело переносить отдельно рюкзаки и велосипеды. Идем попарно, помогая и присматривая друг за  другом. Склон все-таки опасен.
Кругом уже совсем ничего не видно из-за тумана, метров на 20 вниз угадывается только чрезвычайно крутой склон. После третьего перехода с велосипедами вышли на более ровное место, осталось только дотащить рюкзаки.
И тут случилось неожиданное. Моего рюкзака не оказалось там, где я его оставила.... Вот два рюкзака ребят, моего нет. Как такое может быть..?? Саша, потом я, прошли заново всю тропу от и до.. Рюкзака нет.. Остается один, самый неприятный вариант - кусты прогнулись под тяжестью, и он скатился вниз... Ни следов, ничего.. К поискам подключился Коля, мы с ним сползли по склону, цепляясь за траву, метров на 300.. Увалы, кулуары, где-то шумит ручей, осыпи.. Ползать крайне неудобно из-за крутизны и тумана. Мало помалу в голову начинают закрадываться самые горькие мысли.. В рюкзаке просто все и что делать дальше? Как улитка заползла по траве обратно. Уже пришел Леша, сели на тропе втроем, тесно как птички в известном мультике, пытаясь не дрожать от холода и мокроты.. Где-то внизу еще лазает Коля, докричаться до него невозможно, туман глушит все звуки. В голове пустота, состояние надо сказать малоприятное..
Прошло еще какое-то время, и до нас со склона донеслось Колино "Нашел!!!"
Втроем так заорали от радости, что удивительно, как Колю не сорвало обратно )))) Оказалось он спустился после меня еще дальше, метров на 500, в лощине  увидел примятую высоченную траву. Там и нашел. Но самое трудное оказалось выбраться наверх, рюкзак - не дамская сумочка..
Моей радости и благодарности Коле не было предела. По сути без его настойчивости поход для меня мог закончиться, и даже с оооооогромным геморроем...
Поисковая операция продолжалась примерно часа 1,5. Вдохновленные находкой, ринулись дальше, но не тут-то было.. Трек в навигаторе есть, а тропы нет. Ее нет нигде! Только каменная осыпь и крутейший склон, где даже одному без рюкзака соваться страшновато. Потоптавшись, решили ставить лагерь и отложить поиски на утро. Опять начался сильный ветер с дождем, опять мокрые и задубевшие. В этот раз палатки поставили уже к 18 ч, опять сухая одежда, спальник и сон без ужина. Вспомнилась поговорка: "Кто спит, тот обедает", в нашем случае, тот ужинает )))).
Второй день одноразовое питание однако, такого в моей практике еще не было. А главное понимаешь, еды минимум, не просто мало, ее почти нет..

6 день. Назад.
ст.5 - Лебарде - ст.6 (=ст.2)
23.9 км, 466 м / 1966 м

Очередные двенадцать часов сна. Ночью шел дождь. Полог палатки откинут в 7 ч, а там ничего, только сырой туман. Как не хочется вылезать...
На завтрак снова банка тушенки, разведенная в 5 л воды, плюс немного специй. Скудно крайне.
Ребята двумя группами ушли искать тропу, мы с Олей сидим у палаток.
Первыми возвратились Коля с Лешей. В руках несут бутылки с мутной зеленоватой водой из найденного неподалеку пруда-поилки, но мы рады даже такой :)))
Делаем чай, вместо заварки травы (чабрец, душица), сахара нет два дня, зато у меня еще остался изотоник, его всыпаем вместо сахара :)).
Как раз вернулись Саша с Ильей, новости неутешительные - дороги нет. Да и в любом случае, если идти вперед - это примерно 15 км горных троп, за вчера мы прошли всего 4 км, еды нет.  Надо возвращаться.
Дорога назад заняла значительно меньше времени. Рододендроны оторвались на нас по полной. Протискиваться через них вверх, когда сил и так мало, очень тяжело.


Идешь как на Луне, с трудом передвигая ноги. Сначала угнетала мысль, что придется опять заниматься раздельной переноской по траверсу склона. Но в этот раз удалось найти более легкую и короткую дорогу, идущую по самой вершине.  Дело заспорилось, срезали немало, путь до предыдущей ночевки занял всего 3 часа!
Еще побродили в тумане и начали наконец спускаться вниз. Вот знакомые пруды, вот обрыв с черникой, все узнается и радует, становится теплее.
В летнем домике нашли еще тлеющие угли и одну картошку (забрали ее с собой )))), сделали из тушенки и остатков специй очередной бульон, выпили кофе и взбодренные продолжили спуск. Прошли знакомые  елки (ночевка 3), попутно опять набрали грибов. Довольно лихо освоили  веселый спуск к Лебарде.


Как все меняется! Здесь уже солнечно, домики стоят, хоть и пустые, но все же цивилизация :))
Переоделись, вернули на место скрученные педали, одели шлемы, у кого они есть, и с удовольствием покатили вниз ))) До захода солнца 2,5 часа, и есть некоторая надежда выбраться на асфальт уже сегодня. Но...
При всей кажущейся легкости езды вниз, успели доехать только до стоянки №2. Пока мы ползали в горах, здесь прошли сильнейшие ливни, и теперь вся дорога была в лужах и грязи.
Встретили грузинских велосипедистов, которые, соблюдая свою традицию проводили отпуск в Лебарде. Они поделились с нами батоном и печеньем. Хлеб!! Мы не видели его три дня :)) Ужин был царский: грибной суп с крапивой и одной картошкой, батон, кофе с печеньем :)) На радостях и на сытый желудок даже пели песни у костра под гитару )))
Очень длинный день закончен.
Асфальт, мы тебя любим :)

День 7.
ст.6 - Etseri - Chkhorotsku - Mukhuri
58.4 км, 579 м / 1203 м

Утро солнечное, еды нет, попили пустого чая. До асфальта 23 км. .
Ехать вниз очень интересно и можно сказать спортивно: то камни, то скальные выходы, валуны, осыпи, все щедро сдобрено многочисленными ручьями, текущими прямо по дороге. Когда мы выбрались на асфальт, это было как чудо )))
В первом же магазине накупили еды, и больше 2-х часов провалялись под деревьями на лужайке неподалеку, расправляя свои желудки. Продавщица из магазина принесла нам огурцов и чачи. Так мы первый раз с ней познакомились. Пить не стали, хотя женщина сама опрокинула рюмочку, показывая, что чача хорошая :) Просто запихнули бутылочку с собой.
Накрыв все сверху еще и большим арбузом, мы почувствовали себя счастливыми )))
Большой свин подъедал после нас арбузные корки, но все не осилил. Тяжело дыша, ушел отдыхать.
Мы же еще полчаса провалялись на ковриках, переваривая пищу и рассматривая карты и навигатор.
Примерно в 15.30 собрались и выехали дальше. Асфальт - как много в этом слове...


Крутить приятно :) Проезжая какой-то поселок были остановлены мужчиной, который тряс орешник со словами: "Берите, это для вас!". Поблагодарили и насобирали кучу орехов :)
У встретившихся полицейских уточнили дорогу, а они предложили подвезти, чем поставили нас в тупик, а затем оставили свой номер телефона на всякий случай. К концу похода таких номеров у меня было уже 4.
В очередном поселке купили продуктов на вечер, доехали до Mukhiru, где увидели очень живописные места на берегу реки. Те же самые полицейские сказали, что вставать можно везде, кругом безопасно.


По полученному из дома прогнозу, ближайший день обещался с грозами, так что есть замечательный повод завтра сделать дневку и отдохнуть.
Пока готовили еду, к нам подошли местные ребята, принесли чачи со словами: "Возьмите, ночи здесь холодные!", а от предложения посидеть вместе у костра отказались, сказавшись занятыми.
Грузия не перестает нас удивлять :))

8 день. Дневка
Как хорошо никуда не спешить и просыпаться в тепле :) Поставленный загодя тент сегодня надежно укрыл нас от дождя. На самом деле переменно. Дождь сменяется приятным солнцем, просушились и постирались.
Весь день чего-то кипятили, гоняя горелку на дровах, в конце уже сами стали на собой смеяться по этому поводу ))
Днем приехали полицейские с чачей и арбузом. А у нас после прогулки в магазин было домашнее вино.
С костром, песнями, тостами и арбузом вечер прошел незабываемо :)))


Большой объезд.

9 день.
Mukhuri - Jgali - Tsalenjikha - Pakhulani - Lia - Chveletana
63 км, 1155 м / 828 м

После многодневной "радиалки" в горы, нужно снова выбираться на маршрут и попасть на дорогу в Mestia (Сванетия).
Вместо ожидаемого дождя отличная погода, асфальт хороший, рельеф скучать не дает. Полиция нас не оставила, а терпеливо ползла за нами до самой Lia. Ее не смущали даже многочисленные наши остановки на пофотографировать. К конце концов мы даже начали ощущать угрызения чего-то типа совести, что заставляем их ждать ))


К счастью в Tsalenjikha они нас покинули у поста полиции. В поселке пообедали в придорожном кафе довольно острым блюдом из баклажанов, и едва смогли отказаться пить чачу, хозяин был непреклонен. Уговорили, что заберем чачу с собой и слили в бутылочку :))
Дальше дорога представляла собой почти постоянный подъем вдоль водохранилища, образованного водами реки Inguri. Места очень живописные, вода бирюзовая, простор необыкновенный! Особое впечатление оставила Ингурская ГЭС и большой водопад рядом с дорогой.


Ближе к вечеру встретили казахстанских велосипедистов, обменялись впечатлениями. Пока стояли, из проезжающих автомашин не бибикнул наверно только ленивый, мелькали вспышки фотоаппаратов и даже кто-то умудрился снимать видео ))))
Ребята сказали только то, что весь подъем еще дальше, и нам еще предстоит ух столько впереди. Им же предстоял теперь отличный спуск.


Катились до 19 ч, с местом под стоянку сложно (слева водохранилище с отвесными берегами, справа скалы), воспользовались подсказкой ребят, встали на единственной ближайшей отворотке вдоль ручья.


Пока ставился лагерь, сгоняли в ближайший магазин, купили лавашей и прочих вкусняшек :)
В ущелье сыро и сумрачно, костер согревал отлично, помогая нам сидеть допоздна за разговорами :)
Грузины - народ бдительный. Когда дым нашего костра стал "застилать водохранилище", пара машин останавливалась и заезжали на нашу дорожку, чтобы проверить, не пожар ли.

10 день. Почти 100 км вдоль Ингури.
Chveletana - Nodashi - Mestia
94.9 км, 1967 м / 1129 м

Весь день подъем. Дорога вьется по склону, местами сворачивается в серпантин, уклоны до 6-9%, забираемся все выше, красота!!


Погода солнечная, хотя иногда хочется, чтобы солнца этого было поменьше :)).
После 30-го километра начинается бетонка. В нашем представлении слово "бетонка" чаще ассоциируется с равномерными скачками по стыкам, которые довольно быстро начинают действовать на нервы. Вот и вчера, когда ребята сказали нам про бетонку, в моей голове мелькнула мысль.. блин.. бетонка.. ж... Но, действительность оказалась реально хорошей! По этой бетонке ехать ничуть не хуже, чем по асфальту! Ура! 66 км не причинили дополнительных неудобств.


После 96 км мы оказались у стелы с названием "Местия"! Культурный и религиозный центр горной Сванетии! Уже немного смеркалось и холодало..


Центр центром, а надо где-то ночевать, первое, что пришло в голову, спросить об этом у местных парней, стоящих неподалеку.
Стандартный вопрос откуда мы (Украина, Россия), привел одного из них  в необычайно радостное возбуждение! Украина!! Он там жил и работал! У него такая ностальгия по Украине и т.д. и т.п.!! Начались вкрапления на украинской речи! Мы сами были ошеломлены этим взрывом эмоций ))))
Роман, наш новый знакомый, сказал, чтобы мы не волновались, он нас устроит в лучшем виде! Покрутившись по Местии, мы разместились с палатками у его знакомых прямо во дворе, на мягком сене.


Пока мы с Олей по-очереди полоскались в душе, Рома с друзьями отвезли наших ребят на машине в магазин и пр.пр.пр. Начались посиделки сначала у палаток, а потом переместились в дом, где нас ждал уже совсем необычный концерт. Сын хозяев играет, поет, сочиняет, отец играет на гитаре и поет, у мамы замечательный голос! Илья с гитарой составил компанию их сыну, Роман пустился в пляс..!! Эта феерия продолжалась до 12 ночи :)
Снова в пампасы.

День 11. Перевал Угыр и Ушба.
Mestia - пер.Угыр 1922 м - Zegani - ст. 11
34.9 км, 856 м / 716 м

Чтобы оценить красоту Сванетии, кроме боевых башен, украшавших в поселках почти каждый двор, надо увидеть в том числе и ее горные вершины и ковры альпийских лугов, создающих яркий контраст с чистейшими снежниками и ледниками.


Покатавшись по Местии, съев арбуз, взяли направление в сторону одного из самых  высокогорных поселков Европы - Ужгули, 2200 м.


Бетонка закончилась в Местии, после нее асфальта километров 6, потом развилка. Наша дорога уходит левее, сначала вниз к реке, и представляет собой грейдер, местами развороченный техникой (видимо асфальт планируют продолжать). Выше дорожных работ - это обычная каменистая грунтовка, которая делает несколько петель по склону на перевал Угыр 1922 м.
На разворотах серпантина нам открылась Ушба!!! Обе ее вершины, как два кошачьих ушка, светились снегом на солнце! :)) Красавица!!


Петли довольно протяженные, почти по километру, поэтому подъем гуманный. Вот и перевал Угыр 1922 м, вниз извилистый и очень каменистый спуск. У Саши практически стерлись тормозные колодки, запасных нет, поэтому приходится спешиваться, чтобы случайно не подстричь кусты в повороте ))


На спуске, обдавая пылью, нас обогнали 6 или 7 джипов с иностранными туристами. Их явно везут в Ушгули, мы там будем завтра.
После поселка Zegani дорога тянется вдоль реки Ингури. На берегу замечаем сванскую башню, которая в этот раз не стоит в пределах двора, а находится на огромном валуне - Башня Любви, понятно, что название связано с легендой об очередной несчастной любви.


У Оли случился прокол.
Не успели отъехать, как около нас притормозили местные мужички. В результате не очень длинного, но эмоционального разговора в руках у Леши осталась  бутылка красного вина :)) (Колю сдуло, когда он подумал, что нам снова дают чачу )))))
Едем вверх по течению, времени уже многовато, Коля нашел отличное место для стоянки. Оценили по достоинству ужин и вино :))

День 12. Перевал Загар и Айлама
ст.11 - Ujguli - пер.Загар 2622 м - ст.12
39.6 км, 1274 м / 1024 м

Утро опять слишком мокрое от росы, ждем солнца, чтобы не тащить мокрые палатки. Выехали в начале 11-го. До самого Ужгули красивейшие места, можно фотографировать не останавливаясь.Чем выше, тем больше трав, бурная река; дорога, то хорошо укатана, то засыпана камнями. Уклоны случаются значительные. Очень жарко и влажно, пот льется рекой (видя капли, падающие на раму, все время крутилась мысль, разъест когда-нибудь краску или нет ))))


По дороге встречаются деревни со сванскими башнями, живописно, но много разрушено.
В Ужгули закупаемся продуктами. Там был один из самых грандиозных пока видов  - невероятная Шхара (5069 м), сверкая ледниками, открылась нам полностью!


После Ужгули по каменистой горной дороге еще 7 км до перевала Загар 2622 м.
Едется не сильно тяжело, просто жарко, крутишь себе и крутишь - заезжается все полностью.
Перевал Загар просто классический для автоперевалов. На перепаде сфотографировались с Олей.


Спуск гораздо круче. У нас было две причины не торопиться вниз: первая - тормоза у Саши, а вторая - не менее, чем Шхара, сказочная Айлама 4547 м  с огромным ледником слева и хорошо различимыми водопадами на отвесных стенах. С каждым витком серпантина мы приближались к ней, не веря своим глазам. Даже так далеко, но мы ощутили холод, который идет от этой ледяной красавицы.


Спустившись до высоты 1800 м присмотрели место для ночевки. Мягкая трава под палатками, дрова, вода имеются и замечательный пейзаж!
Ночью началась гроза.

Спуски и встречи.

День 13. Большой спуск.
ст.12 - Tsana - Sasashi - Lentekhi - Naghomari - ст.13
69.4 км, 565 м / 1838 м

Утро пасмурное, но без дождя, очень мокро, спускаться по камням приходится аккуратно. Большая часть спуска вдоль глубокого ущелья. Вода очень мутная от прошедших дождей, ее много, она бурлит и перекатываются с огромном силой, внушая некоторый страх.
Вдоль дороги часто встречаются заросли ежевики, кусты усыпаны очень спелой ягодой, которая осыпаемся от прикосновения. Как можно проехать мимо? :))


Здесь произошла удивительная встреча с велосипедистами из Волгограда!! Столько эмоций, когда выяснилось, что я вижу в группе Стаса, того самого, с кем в 2010 году вместе ездили по Абхазии! А потом оказалось, что только случай не позволил пересечься в Марокко :) Здорово!! Неожиданно и невероятно приятно :))


Через 35 км начинают попадаться остатки асфальта, а с 40-го км уже нормальная асфальтовая дорога.
От Лентехи (очередная покупка продуктов) вообще отлично катиться под уклон.
Встретили испанцев и швейцарца, пообщались коряво, но вроде друг друга поняли :))
В этот раз нашли необыкновенную стоянку, на территории летнего театра! Сторож пустил нас на территорию с ровными площадками, ставится можно где угодно. Илья с Олей разместили палатку прямо на эстраде.


Место оказалось довольно популярным у местного населения. Пока разбирали палатки, готовили еду, семейные группы с детьми бродили по территории и с любопытством наблюдали за нами. Мы же чувствовали себя актерами бродячего театра :))
Одна семья не удержалась и присоединилась к нашему застолью, угостив нас домашней пиццей. Глава семьи, получив наше согласие, умчался за вином. Позже мы все вместе в темноте при свете костра, пили это вино :)
К нам за вечер три раза приезжала полиция, проверить, все ли у нас в порядке. Надо ли говорить, что в моем телефоне добавилась еще пара номеров.

День 14. Почти без сил.
ст.13 - пер.975 м - Orbeli - Khvanchkara - Ambrolauri
55.9 км, 986 м / 966 м

День жаркий, очень жаркий. Ехать вроде и не много, но что-то так пришибает...
Для зарядки за первых 7 км набрали 400 м, обливаясь потом. Забираться конечно стоило, потому что вниз спускались по отличному серпантину. Саша снова временами шел пешком, мы с Лешей в ожидании его, нашли спелое фиговое дерево, растущее над кручей в каменной кладке дороги. Образовав своеобразную цепочку, насобирали очень вкусного инжира :)


По пути удалось осмотреть огромную 68-метровую плотину. Она перекрывает в самом начале большой каньон. Мчимся по дороге вдоль ущелья, над ней периодически нависают скальные выступы, места чрезвычайно живописные.


В Амбролаури решаем сделать дневку, надо отдохнуть, а заодно попытаться решить проблему с тормозами у Саши. Предстоит поездка в Кутаиси на маршрутке.
В поселке обнаружили информационный туристический центр, где ребята набрали кучу разных буклетов по многим регионам Грузии.


Здесь исполнилась одна из наших мечт - в кафе поели мяса, причем посещение инфоцентра дало нам скидку в 10% :)
После расположились на окраине поселка, на берегу реки. Место не блещет чистотой, но мы выбрали получше. 

Кутаиси.

День 15. Дневка. Кутаиси.
 
Утром маршрутка до Кутаиси. Долгое двухчасовое путешествие по серпантинам и через перевал.
Высадились в центре, и тут же глаза разбежались от  увиденного... Парки, фонтаны, скульптуры, красивые здания.. Трудно удержаться от осмотра, но сначала дела. Углядев двух велосипедистов мы расспросили их о магазине, и пошли по наводке. Идти не очень далеко. Попутно рассматриваем улицы, на некоторых есть велодорожки.
Веломагазины нас сильно разочаровали: это маленькие помещения, набитые б/у-шными велосипедами, прилавок, полки и вид веломастерской. Оказывается тормозных колодок нет, мало того, нет нигде дисковых тормозов в принципе.. Ничего не поделаешь, остается запасной вариант, переставить передний тормоз с велосипеда Коли.
Времени еще предостаточно, и появляется мысль посетить одну из известных пещер  - Sataplia. Водитель такси, у которого мы спросили про возможность доехать до пещеры, объяснил, что ни маршрутки, ни автобусы туда не ходят.  Разговорившись и узнав, что Саша из Украины, тут же выяснилось, что он тоже жил там довольно долго :)) В общем таксист мало того, что за небольшие деньги отвез нас до пещеры, он еще подождал нас пару часов и привез обратно в Кутаиси..
Сатаплия - это комплекс разнообразных достопримечательностей.
Вдоль дороги к пещере на каменных плитах выложена вся история эволюции на Земле, очень наглядно и интересно всем, и взрослым и детям.
Сначала мы осмотрели павильон, где на камнях в доисторические времена Юрского периода оставили отпечатки разнообразные динозавры. Далее в лесу можно увидеть уменьшенные копии этих гигантов.
Сама пещера небольшая, всего 300 экскурсионных метров, 14 градусов тепла. Но для тех, кто мало бывает в пещерах, или не был там вообще, она оставляет необычайное впечатление. Натеки, сталактиты и сталагнаты, огромные кальцитовые купола и колонны.
По выходу из пещеры можно подняться за необычную смотровую площадку из прозрачного стекла и, можно сказать, зависнуть над обрывом. Вся экскурсия занимает 1,5 часа.
Обратный путь в Амбролаури был быстрым по уже известной дороге :))
Ребята в этот день загорали, спали, гуляли и осматривали городок. Коля, как необычайно хозяйственный человек, раздобыл настоящее мясо и сварил обалденный суп.
Отмененные горы и трасса

День 16. Горы. Попытка № 2
Ambrolauri - Nikortsminda - пер.1217 м - Tkibuli - ст.16  (Achalsopel)
59 км, 1411 м / 1337 м

Встали пораньше. Сегодня нужно забраться в горы. Проехали вверх 6 км, асфальт закончился, вроде даже почти нашли нужную грунтовку , но местный мужчина пояснил, что дорога эта давно перестала существовать, заросла, и соваться на нее нет смысла.
В общем пришлось отступить.
Вчерашний серпантин на маршрутке стал нашей реальностью сегодня. А значит придется штурмовать перевал 1217 м. Запугали этим ребят :))
В Nikortsminda посмотрели мужской монастырь.


И к нашему с Сашей удивлению заехали на перевал как-то легко! Видимо настолько отличаются ощущения от поездки на маршрутке и на велосипеде.
Спуск с перевала очень извилистый и длинный, почти 12 км.


На фотографии снизу видна ложбина в горах - это перевал. Прошло каких-то полчаса, а он уже затянут облаками. Вовремя мы.


В Ткибули набрали еды на вечер и утро, и проехали дальше на водохранилище, где встали на продуваемом ветром мысу, зато без комаров :)


Ночь очень теплая.



День 17. Трасса.
ст.16 - пер.585 м - Bosela - Terjola - Zestafoni - Tsakva - ст.17
83.2 км,  1026 м / 882 м

Планы в этот день менялись несколько раз.


Проехали Тержоли, выехали на трассу. Посчитав несколько раз наши запасы времени, отказались от поездки в Боржоми, чтобы точно попасть в Тбилиси. Трасса идет вдоль реки Picoleti, очень жарко, дорога верх-вниз.

Наконец начали подъем на перевал, но ближе к 19 чстало понятно - проехать его сегодня не хватит времени. До него еще 4 км, не меньше часа пути, а через 1,5 часа стемнеет. Двигаться в сумерках по оживленной трассе нельзя, да и где потом искать место для ночевки? Мы как раз остановились на широкой площадке с кусочком леса, есть вода. Да, рядом шумная трасса, но это не самое большое зло. Приготовили в этот раз еду на горелке, замечательно посидели, рассматривая ночную трассу. Фуры напоминали в темноте новогодние елки. Туда-сюда гонялась полиция, не позволяя автолюбителям нарушать скоростной режим..
Большие города.

День 18. Транзит.
ст.17 - пер.1065 м - Khashuri - (Тбилиси) - (Батуми)
46 км, 318 м / 279 м

План таков: доехать до Khashuri, сесть на поезд до Тбилиси. Боясь опоздать, без завтрака быстро докрутили до перевала.  Прежний 4,5 км-серпантин на перевал 1790 м заменили на 1,5 км тоннель на высоте 1065 м. Тоннель довольно хорошо освещен и снабжен вентиляцией.



Дальше спуск до самого Khashuri. Вдоль дороги несколько типичных монастырей.


С поездом не получилось, идет поздно, так что пришлось искать маршрутку. Нашли за 100 лари, ехать 1,5 часа (140 км).


Тбилиси.
Там сразу махнули на вокзал, узнать про билеты на Батуми, но на сегодняшний поезд нет 6 билетов.. Прикинув все варианты, в итоге снова воспользовались маршруткой.
Отведали национальной кухни в виде хинкали, покатались по городу и наконец попали в старый город, который нас покорил.


Дома, улицы, все изящно украшено, фонтаны, часовые башни,  скульптуры в невиданных количествах.


На фуникулере поднялись к древней крепости на горе.


Вечером, когда стало темнеть, город раскрасился подсветками, оставив о себе необычайное впечатление.
В 20 ч за нами приехало такси. Ориентировочно ехать 5,5 часов (договорились на 160 лари, а ведь это почти 400 км!!!).
Только выехали из города, как началась сильнейшая гроза. Как мы радовались, что сейчас мы под крышей, там был просто потоп. Пытались спать, правда было страшно, водитель ехал не меньше 110 км/ч, а дождь лил стеной.. Трассу где-то размыло селями и на дороге стояла многокилометровая пробка из фур, легковушки пытались временами по встречке прорваться вперед. Ужаснее всего это выглядело в тоннеле.
В итоге в Батуми приехали только в 6 утра..
Батуми

Батуми.
Около 40 км.

Оказавшись в Батуми в 6 утра после десяти часов пути, мы едва дождались открытия первых кафешек. Пасмурно, иногда морось.


Прокатились немного по набережной, осмотрели морской вокзал. Местные пообещали хороший день, и мы им поверили, так как все их предсказания до сих пор сбывались. Не стал исключением и этот раз. Погода разгулялась на глазах.


Далее заслуженный отдых на пляже, прогулки по городу :)) У нас оказалось почти 3 дня, чтобы рассмотреть Батуми как следует. Мы оценили в первую красочный центр и изумительную набережную, и отдали должное различной выпечке и национальной кухне.






Батуми - вдп. Махунцети и мост царицы Тамары - Батуми.
93.4 км, 576 м / 543 м



Одна из значительных достопримечательностей - это 56 метровый водопад Махунцети в 30 км от Батуми.
Полезности и впечатления.

Поход получился необычайно позитивный в первую очередь благодаря отличной команде! Саша, Коля и Леша - хочу вам сказать огромное спасибо за то, что взяли в команду! Оля - ты огромная молодчина, и заехала везде где только можно!
Ну и конечно Грузия и ее люди - хотя она и проигрывает по красоте Тянь-Шаню (для меня лично), но по душевности и полученным впечатлениям от страны и похода в целом, по крайней мере на сегодняшний момент - это лучшее место :)
Да, погодные условия не позволили проехать маршрут в том виде, в каком он был задуман, пришлось миновать некоторые сомнительные перевалы и грунтовки, но от этого поход не стал менее интересен. Так что с удовольствием присоединяюсь к тем, кто рекомендует Грузию к обязательному посещению.

Первое- это безопасность!
Второе - крайне дружелюбные и гостеприимные люди.
Третье - дороги. Асфальтовые дороги - как правило отличного качества. Единственное, даже самый качественный асфальт имеет временами непродолжительные участники щебенки. Как объяснил нам один из водителей, это специально оставлено для любителей погонять (не знаю правда насколько это достоверное объяснение :))). Ну и коровы не дают сильно разогнаться :)
В крупных городах типа Тбилиси, Кутаиси, Батуми - сделаны велодорожки.
Достопримечательности - на любой вкус: старые города, монастыри и крепости, горы, ледники, альпийские луга, пещеры, каньоны и ущелья. Сванетия - это просто отдельная сказка.
Вода - много рек, ручьев, родников и минеральных источников.
С продуктами проблем нет. Хорошая тушенка - "Богатырская".

1. Посещение Грузии для граждан России возможно по загранпаспорту. Виза не нужна.

2. Транспорт
Поездами нам пользоваться не довелось, но цены на междугороднее сообщение нас удивили (140 км от Khashuri до Тбилиси стоили 3 лари, скоростной экспресс Тбилиси-Батуми почти 400 км - 20 лари, но, там нет мест для велосипедов, поэтому он бесполезен, обычный поезд значительно дешевле, как наш плацкартный.)
Маршрутки, везде и много, рейсовые ходят практически везде. Цены весьма гуманные (Батуми - Кутаиси 140 км -  10 лари, Тбилиси - Батуми 385 км - снова 10 лари, но учитывая велосипеды в количестве 6 штук и кучу рюкзаков, мы арендовали всю маршрутку за 160 лари). Договориться несложно.

3. Деньги
Лари (бумажные все, кроме 1 и 2 лари) и тетри (монетки)
Обменники есть в крупных поселках. Курс примерно одинаков везде.

4. Связь
Удобнее всего купить местную сим-карту Билайн. Звонки и смс в Россию и Украину обходятся существенно дешевле. Сим-карты и карты пополнения счета продаются даже в поселковых магазинах.

5. Полиция
К ней можно обращаться везде и всегда. Помогут, подскажут, даже подвезут :)

6. Снаряжение
В горах можно спокойно путешествовать с кострами, выше, на хребтах выше 2200 м из-за большой влажности и туманов желательны мульти- или газовые горелки.
Бензин стоит около 2 лари.
Покрышки - в этот раз попробовала поставить Швальба Марафон на переднее колесо и тяжелую Швальба Марафон АТВ назад. Получилось удачное сочетание. Злая резина как всегда без проблем держала на камнях, а более легкое переднее колесико помогало с накатом на асфальте. Проколов не было.
В очередной раз убедилась, что двухподвес - не походный вариант. Слишком ненадежно все с багажниками, и поломка его ложится дополнительным грузом на других участников. Подобные "пассажиры" в сложных походах не нужны, по большому счету они нигде не нужны.
*Музыкальные инструменты, в отличии от фототехники, на мой взгляд (с которым можно не согласиться) - это не общественное снаряжение, и его не стоит включать в какие-либо общественные раскладки. Это личное дело любителя поиграть.

7. Навигация
Навигаторов было два: Гармин Орегон и Гармин GPS 62s.
Купить батарейки можно в магазинах: более дорогие Duracell - держали до 3,5 суток, иные максимум полсуток-сутки. Решили использовать только один, второй держать как запасной.
Карты - генштаб по Грузии Необходимые для нашего похода квадраты:
k38-025, k38-026, k38-027, k38-037, k38-038, k38-039, k38-042, k38-049, k38-050, k38-051, k38-053, k38-054, k38-061, k38-062, k38-063, k38-066, k38-075, k38-076, k38-077, k38-078, k38-087, k38-088, k38-089, k38-090.
Карта для навигатора в формате gmapsupp.img с торрентов.
График движения

 №  Нитка маршрута
 Вид покрытия
Расстояние
Набор высоты
Сброс
Высота ночевки
 1  (Батуми-Аэропорт)-Кутаиси-Цхалтубо-Gubistskali.............................................................  асфальт
 50.3  264  230  77
 2  Gubistskali-Khoni-Matkhoji-Martvili - Nafostari-
...................................
 асфальт
 66,7
34,5
1192
 389  886
   -Didi Tchkoni -
 каменистая проселочная дорога
 3      
   - Etseri-  асфальт  5,5      
   - ст.2  каменистая дорога,  щебенка
 23,7      
 3  ст.2-Lebarde-
.............................
каменистая дорога

20.3
13.2

 1310  241  1962
   -ст.3
 конная тропа со значительным уклоном
 7.1      
 4  ст.3 - хр.Мегрельский - ст.4
 каменистая тропа по склону, заросли кустов.
 7.1  795  239  2511
 5  хр.Мегрельский - ст.5
тропа, траверс склона
 4.8  291  390  2405
 6  ст.5 - Лебарде - ст.6 (ст.2)
 каменистая тропа по  склону, заросли.  23.9  466  1966  886
 7  ст.6 - Etseri -
................................
  каменистая 
дорога
 58.4
 23
 579  1203  263
   - Chkhorotsku - Mukhuri
 асфальт
 35.4      
 8  Дневка          
 9  Mukhuri-Jgali-Tsalenjikha- Pakhulani-Lia-Chveletana  асфальт  63.0  1155  828  587
 10  Chveletana - выс. 1025 -  ..............................
  асфальт
 94.9
30.0
 1967  1129  1413
   - Nodashi - Mestia  бетонка  64,9      
 11  Mestia - пер.Угыр 1922 м - Zegani - ст. 11
 грунтовка  34.9  856  716  1539
 12  ст.11 - Ujguli - пер.Загар 2622 м - ст.12
 каменистая дорога
 39.6  1274  1024  1801
 13  ст.12-Tsana-Sasashi-
................................
  каменистая дорога
 69.4
 35.0
 565  1838  546
  -Lentekhi-Naghomari-ст.13  асфальт  34,4      
 14  ст.13-пер.975 м-Orbeli-Khvanchkara-Ambrolauri
 асфальт  55.9  986  966  482
 15  Дневка (Кутаиси)
         
 16 Ambrolauri - Nikortsminda - пер.1217 м - Tkibuli - ст.16  (Achalsopel)  ...............................
 грунтовка
 асфальт
 59.0
11
48
 1411  1337  539
 17  ст.16 - пер.585 м - Bosela - Terjola - Zestafoni - Tsakva - ст.17
 асфальт  83.2  1026  882  
 18  ст.17 - пер.1065 м - Khashuri - (Тбилиси) - (Батуми)
 асфальт  46.0  318  279
 19  Батуми
 асфальт  15.0    
 20  Батуми  асфальт  18.0    
 21  Батуми-Махунцети-Батуми  асфальт  93.4  576  543
   Всего    903.8  15031  14200  

Комментарии
Terra14.04.15, 19:21
Не за что )) Будут вопросы - пишите! 
Спасибо за ссылку, буду иметь в виду (особенно там внизу понравилась другая ссылка - по упаковке велосипеда)). 
Terra14.04.15, 18:11
Василий, провод велосипедов (платно или бесплатно) зависит от условий конкретной авиакомпании. 
Сейчас почти все а/к требуют бронировать место под велосипед заранее, можно одновременно с покупкой билета это делать.
Я делала табличку по а/к в отношении велосипеда:
http://tetly.livejournal.com/21220.html
О Маршруте
Категория сложности: 5
Опубликовала Татьяна Скородумова