город Плёс / Самостоятельная поездка

Дикие туристы на культурном отдыхе- 5. Иваново-Плес

26 - 28 сентября 2020 г.
Самостоятельная поездка с элементами вело и шопинг-тура.
Москва-Иваново-Плес-Иваново-Москва

Дикие туристы на культурном отдыхе- 5. Иваново-Плес

Самостоятельная поездка с элементами вело и шопинг-тура.

Вообще-то у нас этой осенью планировалась вело-Казань. Но сложный выдался год:  налоги, катастрофы, проституция, бандитизм и недобор в армию с выходными не сложилось. Получалось поехать только на 3 дня. Выбрали Иваново – Плес. С погодой очень повезло - золотая осень, тепло, солнечно.

Логистика:

Обедали в Иваново: кафе Ромашка Адрес: г. Иваново, Кохомское шоссе, д. 1д Этаж: 1 Расположение: атриум у фонтана, Столовая №37 при Академии Народного хозяйства Жиделева, 8

Закупались в ТЦ РИО https://texrio.ru/

Расписание автобусов Иваново-Плес в приложениях

Гостиница в Плесе - Золотой Плес  улица Советская, 57/2

26.09.20 суббота. Из Москвы в Иваново ходят ласточки - обычные, такие же, как по МЦК ходят. Есть конечно еще бизнес класс со столиками, но зачем нам бизнес класс? Взяли билеты на двойные сидения возле дверей, как самые удобные - больше места для ног и розетка.

В вагоне есть туалет и куллер с горячей и холодной водой. Можно делать кофе, заваривать сублиматы - только есть без столика на ходу не очень удобно. В пути две остановки - 20 минут во Владимире и 1 минута в Шуе. Во Владимире присоединяют тепловоз - дальше электричества нет.

У нас очень красивая проводница и форма новая со шляпкой а ля Мэри Поппинс ей очень идет.

Ехать меньше 4 часов: 7:05 - 10:48. Только тронулись и я задремала. Проснулась от того, что кто-то стоит рядом. Открываю глаза, а на меня наставлен пистолет - проводница проверяет температуру.

Иваново (в 1871—1932 годах — Иваново-Вознесенск

В Иваново очень интересный вокзал 1934года: снаружи самый обычный, но внутри сохранил, как говорят первоначальный облик - в стиле конструктивизма. Выглядит симпатично. Есть еще старое резное здание вокзала 1894 года постройки, в нем сейчас магазины.

На привокзальной площади нас встречает почти достроенный на месте разрушенного в советское время Вознесенский собор. Высота 62 метра.

Переходим ул.Карла Маркса, Фурманова и по Октябрьской шурша опавшими листьями выходим на Ленина. Мимо дома профсоюзов, фонтана. В книжном магазине покупаем карту Иваново.

Фотографируем дом энергетиков 1953 года. Симпатичную усадьбу Полушкина. Памятник Бурылину.

Дмитрий Геннадьевич Бурылин — иваново-вознесенский фабрикант, меценат и коллекционер из купеческой династии Бурылиных. Видный общественный деятель Иваново-Вознесенска в конце XIX — начале XX века. Старообрядец. Всю свою жизнь Дмитрий Бурылин собирал коллекцию редкостей и древностей, которая позже стала основой для музея.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Страсть к коллекционированию досталась Бурылину, как и фабрики, от деда. В 1864 году бабушка Евдокия Михайловна передала Дмитрию Бурылину всю коллекцию деда — старинные книги, монеты, редкие вещи… Доставшуюся ему в наследство коллекцию Бурылин стал преумножать, выкупая редкие вещи у известных музейщиков и коллекционеров.

В 1912—1915 годах Бурылин для своей коллекции выстроил здание музея (изначально экспонаты хранились прямо в доме Бурылиных), которое вскоре перешло в собственность города. О нём Бурылин говорил: «Музей — это моя душа, а фабрика — источник средств для жизни и его пополнения» (википедия)

В музей ситца, располагающийся в бывшем родовом доме Бурылиных не пошли. А вот музей, построенный Бурылиным понравился. Сейчас это музей Промышленности и искусства. Интересно само здание музея. Кроме того запомнилась коллекция копий посмертных масок знаменитых людей и всемирные вселенские «единственные в мире» часы.

Часы были изготовлены в 1873 году в Париже Альбертом Биллете. Всемирные вселенские часы из Иваново — наиболее сложные часы Альберта Биллете, и одни из наиболее сложных астрономических часов в мире.

В 1873 году стоимость часов составляла 280 000 франков (по тогдашнему курсу 11 200 фунтов стерлингов , что сейчас составляет от 600 000 до 3 000 000 долларов США). Как и другие сложные астрономические часы Альберта Биллете «Всемирные» часы из Иваново предназначались для публичного использования. Высказывается версия, что покупателем часов был один из потомков знаменитого рода герцогов Альба, после кончины которого по завещанию часы оказались в собственности кантона Берн (Швейцария). Впоследствии часы были проданы предпринимателю, который зарабатывал, устраивая их публичные демонстрации. В 1909 году часы с той же целью были привезены в Россию, в 1911 году ввиду разорения компании часы, пришедшие к тому времени в неисправное состояние, были проданы кредиторами на аукционе за 3000 рублей (сейчас примерно соответствует 50 000—100 000 долларов США). Значительное снижение стоимости объясняется плохим техническим состоянием часов. Покупателем был Дмитрий Геннадьевич Бурылин

Предполагается, что при покупке в 1911 году часы были в нефункциональном состоянии, либо функционировали частично. В 1943 году доцентом кафедры математики Ивановского педагогического института Андреем Владимировичем Лотоцким  была проведена реставрация часов. В 1981 году, как сообщал Лотоцкий, часы работали. В настоящее время часы пребывают в частично нефункциональном состоянии. Часы состоят из трёх крупных блоков, в центральной части расположены главный циферблат часов и астрономические приборы, включая планетарный циферблат с Солнцем, Венерой, Землёй и Луной, циферблат видимости небесных светил, указатели звёздного времени, астрономического времени, склонения Солнца и уравнения времени. В левой части находятся указатели двух вечных календарей — юлианского  и мусульманского, а также три циферблата с индикацией местного времени в шести городах каждый — в Азии, Африке и Европе, и указатели времени суток на этих континентах. Правая часть часов аналогична левой, на ней имеются циферблаты двух вечных календарей — по новому стилю и иудейского ,  другие астрономические и календарные указатели, а также три циферблата с индикацией местного времени в шести городах каждый — в Северной Америке, Южной Америке и Австралии, и указатели времени суток на этих континентах. Часы позволяют находить дату Пасхи по специальным таблицам. Причём, в данном случае находить как дату православной Пасхи, так и католической Пасхи. (википедия)

Затем мимо цирка, переходим по мосту речку Уводь. Новый Троицкий храм (2007 год). Здание почтамта. Дом Чернова, Грибовой и еще кучу симпатичных домиков. Торговый центр Плаза (бывший кинотеатр Центральный).

Проходим мимо Часовни Федоровской иконы Б-ей Матери. Фотографируем колонну байкеров: все организовано, машина гибдд спереди и сзади. Осмотрели самое старое сооружение г.Иваново- Щудровскую палатку.

Один из символов города. Считается уникальным, не имеющим аналогов в соседних областях, примером гражданской каменной архитектуры XVII века. Здание построено в конце XVII века в урочище ручья Кокуй как приказная изба для управляющих селом Иваново. (википедия)

Сейчас это филиал музея, но внутрь попасть не удалось.

Затем дошли до Свято-Успенского мужского монастыря. Монастырь молодой, основан в 1998 году при Успенской кладбищенской церкви. Снимать на территории монастыря не благословляется (висит табличка), поэтому фото только снаружи.

От монастыря мимо бассейна и спортивного центра, через Варгинский овраг вышли на улицу Куконковых по которой ходят автобусы в Текстильный Центр РИО. К часовне Боголюбской иконы Б-ей матери с источником перейти не смогли - сильное движение, нет перехода.

Еле втиснулись в маршрутку и приехали в РИО. В Иваново три крупных текстильных центра. Мы выбрали Рио потому, что во первых, в нем были родственники и хвалили, а во вторых, по описаниям, это наиболее комфортный центр, не рынок. При походе за покупками с мужем это важно:).

Я постаралась затариться как можно быстрее( по списку),  чтоб не нервировать Вову да и в Плес еще ехать два часа. В результате, осталась небольшая недосказанностьJ) хочется еще.

Затем пообедали в столовой Ромашка ( в Рио две столовые, мы выбрали ту, что прямо у центрального входа - Ромашку). Вкусно, разнообразно, не дорого.

Вышли из центра и сразу поймали какую то маршрутку, не успела заметить номер. Водитель сказал, что он едет до автовокзала и мы сели.

Из Иваново в Плес ходят два рейса - пазик и маршрутка. Пазик местный Иваново - Плес. Идет со всеми остановками. Маршрутка идет из Москвы в Плес через Иваново (в Иваново стоит около часа), идет без остановок, только на ж\д вокзале останавливается, зато заезжает на автостанции Фурманова и Приволжска. Стоит билет одинаково, но на московский рейс требуется паспорт.

Мы попали на рейс московской маршрутки. Сели в 17:10, а в 18:40 были в Плесе.

Вышли на автостанции. В Введенской церкви идет праздничная всенощная - завтра Воздвижение Креста Господня. Спустились к Волге. Навстречу парами и группами шли довольные туристы с променада или с последнего рейса экскурсионного теплоходика.

Мы забронировали номер в мансарде гостиницы Золотой Плес. На мой взгляд, это лучший вариант. Все остальное очень дорого или далеко (апартаменты). Золотой плес находится на первой линии и при этом на достаточном удалении от самых шумных мест - заведения Кувшиниковой, дебаркадера от которого отправляются теплоходики под марш  Славянки,  площади и тп. Из нашего окна замечательный вид на Волгу. При заселении нас заставили подписать бумажку, что мы не болеем короновирусом. Хотела ее сфотографировать, но забыла.

В номере холодильник, душ, туалет. Чайника нет. Но на этаже есть чайник, куллер  и микроволновка, а внизу кухня с плиткой, посудой и всем необходимым. В Плесе все довольно дорого, а в час пик в рестораны еще в очереди нужно постоять, поэтому очень удобно, что можно купить продуктов и приготовить еду в гостинице. Мы ездили за продуктами на велосипедах в Магнит в нетуристической части Плеса. А еще у нас отдельный вход на наш 3 этаж по железной лестнице (выдали магнитный ключ). При Гостинице есть небольшая парковка, а также закрытый задний двор, где при желании можно оставить велосипеды, если вы приехали на своих. Там же стоят простенькие прокатные велосипеды с ножным тормозом, которые мы брали покататься.

27.09.20 воскресенье. Просыпаемся мы рано. А тут еще и плохо спали - куча незнакомых звуков: то холодильник урчит, то трубы, то моторка по реке идет. Вторую ночь я уже всего этого не замечала. Любуемся рассветом над Волгой. Я даже завтракать села перед окном, а Вова прибегает всякий раз, как идет какое-нибудь судно - посмотреть что это сухогруз, баржа или еще что. Движение по реке довольно активное, в основном почему то вниз по течению.

Осмотр города начали с прогулки по набережной до памятника кошке, знаменитого санатория Актер-Плес. Потом влезли в гору к Преображенскому храму. Храм на реставрации, закрыт.

По всему Плесу встречаются вот такие типа карты –схемы с маршрутом.

Мы решили воспользоваться, но сразу же сбились с курса. На рисунке не очень понятно расстояние до объекта и где гора, а где плоско. Плес же довольно горист. Между горками глубокие овраги. Поэтому мы решив, что можно с горы, на которой расположен Преображенский храм попасть поверху сразу к Воскресенскому собору, плутанули и в конце концов вышли к Троицкому и Введенскому храмам у автостанции. Литургия еще не началась.

Зашли на автостанцию, купили билеты на завтра на обратную дорогу. Сфотографировала все расписания и объявления, которые там висели (см приложения).

Затем поднялись на Соборную гору. Это место понравилось мне больше всего в Плесе, мы потом еще раз сюда приходили перед отъездом. Виды открываются потрясающие. На Волгу, на гору Левитана.

Плёсская крепость — деревянные оборонительные сооружения на Соборной горе. Первая домонгольская крепость, построенная предположительно в XII веке, была, возможно, сожжена татаро-монголами. В 1410 году построена новая крепость, она тоже была сожжена. Вскоре была восстановлена и сгнила к XVII веку. (википедия)

Сейчас от крепости остался частично вал и реконструкция основания башни. Кроме того на соборной горе стоит собственно Успенский собор 1699 г., построенный на месте сгоревшего храма. А первый храм был возведен здесь еще в 15 веке при Великом князе Василии Первом.

Ранее считалось , что Василий Первый и был основателем Плеса в 1410 году построив здесь крепость. Поэтому в 1910 торжественно праздновали 500 летие Плеса и тогда же поставили на Соборной горе памятник Великому Князю. Теперь считается, что Василий Первый построил крепость взамен старой, сожжённой татаро-монголами. Но памятник стоит до сих пор.

Кроме того здесь есть здание присутственных мест, которое построено при Екатерине II, в конце XVIII века. Тогда Плёс достиг максимального административного величия и стал уездным городом.

В здании располагается музейная экспозиция.

А еще здесь есть беседки и замечательные живописные виды вокруг.

Спустились на набережную, и отправились в музей Левитана. В связи с короновирусом, в музей пускают не больше 5 человек раз в пол часа. Ну так написано по крайней мере. Мы пришли к началу сеанса, одновременно подошла еще одна пара. Было как раз очень комфортно, потому что домик очень маленький. Нас еще заставили подписать бумажку, что у нас вчера и сегодня и ночью тоже была температура 36,6. Если честно, меня музей не впечатлил. Хотя Вова говорит, что насчитал около 20 подлинников Левитана, да и работы Кувшинниковой ему тоже понравились. Нет, мне они тоже понравились, но не могу отделаться от неприятного чувства, что писала их женщина, которая жила здесь с Левитаном и жизнь ее «шла шумно, разнообразно, часто необычайно, вне всяких условностей», короче Попрыгунья.

После осмотра музея мы спросили про туалет...Туалета в музее нет, но нам посоветовали зайти по этой надобности в соседний Левитан-центр  заодно осмотреть бесплатную выставку современных художников. При слове «современные художники» мы с Вовой немного скривились, но в Левитан центр пошли. И не пожалели. Эта выставка понравилась нам даже больше музея.

Прошлись по Варваринской улице. Осмотрели часовню Николая Чудотворца (снаружи), храм Великомученицы Варвары. Тут мы почувствовали, что туристов вокруг становится больше.. проснулся народ.
Пошли на штурм горы Левитана (по лестнице). Ух, какие виды.

Петропавловская гора (с 1972 года – гора Левитана) – одно из старинных святых мест Плёса.
В 1888 году именно старинный деревянный храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, стоявший на этой горе, обратил на себя внимание путешествовавшего по Волге Исаака Левитана.
И.И.Левитан сошел со своими спутниками с парохода и остановился в доме купца Андрея Ивановича Солодовникова

Воскресенский храм, который сейчас стоит на этом месте не тот, хотя и очень похожий - его перенесли сюда из села Билюково Ильинского района Ивановской области в 1982 году. Храм является подворьем Никольского женского монастыря г.Приволжск. Внутри новый резной иконостас 2013 года. Матушка принимает записочки (читают в Никольском монастыре) и продает пирожки, монастырский хлеб и квас.

Я купила необыкновенный мраморный хлеб (пшенично-ржаной), пирожков. Потом Вова сходил еще набрал святой воды в бутылку и купил кваса. Мы устроились на солнышке и с аппетитом перекусили. После утренней прогулки пирожки были обалденно вкусными.

Осмотрели остаток набережной, который еще не видели. Городские скульптуры дачнице и тп. Новый памятник Шаляпину с необыкновенной патиной, сделанной по старинному английскому рецепту (о чем мы прочли в Плесском вестнике) был установлен прямо к нашему приезду, две недели назад. В Плесе проводится ежегодный дачный Шаляпинский фестиваль.

Купили копченых волжских лещей и красноглазок. И очень правильно сделали - взяли в самой дальней от центра лавочке. Ближе к центру лещи стремительно дорожали, а к концу дня они закончились. Видели кораблик, приплывший со стороны Костромы. Он выгрузил туристов на экскурсию. Потом вечером увез их обратно. Пошли относить лещей домой и по дороге взяли последние билеты на теплоходик , отходящий в 13:00.
Остались места только на вечерние рейсы, когда город уже плохо видно с воды. Думали купить знаменитых Плесских углов, но очередь за ними выстроилась длинющая. Вообще народу на набережной стало многовато. Сходили домой, занесли покупки и на кораблик.

Экскурсия длится 40-45 минут. Теплоходик проходит вдоль Плеса в обе стороны. До дач больших людей в одну сторону и до Красной руины в другую. По дороге слушаем экскурсию.

После теплоходика попробовали снова купить углов - очередь еще больше. Вернулись в гостиницу и попросили велосипеды (100 р. час). Нам выдали…подростковые стелсы с ножным тормозом! Я ехала с горки с криком: «дети, разойдись, у тети нет тормозов!». Вова тоже поминутно хватается за руль в поисках тормоза. У Вовы еще и седло низковато - выше не поднимается, а у меня руль где то внизу. Но через пол часа мы почти освоились. На дачи Больших людей нас, конечно не пустили. Посмотрели на яхты (моторные) и влезли в горнолыжный спуск! (Пешком, разумеется - передач то у великов нет). Это горнолыжный парк Милая гора.

Наверху обнаружился узорный ресторан Чугунок. За ним начинался парк, покатались по дорожкам. Потом выехали в город, нашли простой магазин Магнит и купили продуктов на вечер.

Мимо санатория Плес и автостанции вернулись на набережную. Проехали до ее конца - здесь располагается активно работающая заправка для катеров и яхт (рос нефть). Дальше начинается лесопарк с местами для пикников. Где-то наверху еще новый Эко парк Иволга с мастерклассами, веревочным парком и тп. Тропинка вдоль  берега стала труднопроходимой для наших велосипедов. В это время на полянку вышла большая группа детей с рюкзаками и инструкторами. Располагаются на пикник. Мы оставили у них наши велосипеды и сходили до Красной руины (остатки фабрики). Солнышко садится, выпала обильная роса. Вернулись к детям - у них какая то лекция-занятие на ночь глядя. Наверное, юные экологи или юнаты..Поблагодарили за велики и пустились в обратный путь.

Народ постепенно расходится. Сдали велосипеды и наконец купили себе по углу! Пришлось все таки постоять - сначала 20  минут пока привезли из пекарни свежие углы, потом еще 20 минут в очереди. Девушки в лавочке выбиваются из  сил. Говорят, что пекарня не успевает печь.  Но, похоже, оно того стоило. А потом пошли ужинать в номер.

Большинство туристов разъехалось. А мы остаемся до завтра.

28.09.20 понедельник. Снова завтрак с видом на Волгу, смотрим кто и куда плывет. Сегодня больше корабликов шло вверх по течению..

Сдали номер и пошли осматривать то, что не досмотрели вчера. На улицах почти никого. Тишина и красота осеннего утра.

Влезли на Воскресенскую гору прямо у гостиницы. Посмотрели на Воскресенский собор сверху. Спустились по брущатому спуску Свободы к дальнему мостику через Шехонку. Снова поднялись на Соборную гору, обошли ее всю, поднялись на вал.

Все лавочки еще закрыты, даже кофе Вове не смогли перед отъездом купить. Садимся в маршрутку и едем обратно в Иваново. В Плесе еще есть музей Пейзажа, экспозиция Присутственные места и несколько мелких музеев - см приложения

В Иваново у нас два часа. Водитель почему то не заехал на ж\д вокзал, как делала маршрутка по дороге в Плес, а высадил нас у рынка. Ну ничего, мы все равно гуляем. Пошли по Шерементьевскому проспекту в Свято-Введенский женский монастырь.

Церковь в честь Введения Богородицы — памятник архитектуры начала XX века. Долгие годы в храме располагался государственный архив. В 1991 году его вернули верующим. 27 марта 1991 года по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II начал свою жизнь Ивановский Свято-Введенский женский монастырь. (https://diakonissa.blogspot.com/)

Кстати, если пройти за монастырь, там в глубине есть еще один текстильный центр- Текстиль Профи. Говорят, он даже дешевле, чем РИО.

А мы прошли дальше по Шерементьевскому до набережной Уводи и по ней (парк культуры и отдыха) прошли до Лениского проспекта.

Затем пообедали в столовой №37 при академии Народного хозяйства. Супер дешево и вполне вкусно и сытно. Потом еще зашли в столовую №2 при политехе на Ленинском и купили там выпечки в дорогу. А я еще и большое морковное пирожное с кремом, ну очень вкусное.

Вот собственно и все. Вернулись на вокзал и домой.