Сразу хочу предупредить - я не писатель, скорее созерцатель.
Надеюсь кому-то это будет интересно. Задавайте вопросы - постараюсь ответить.
Дорога туда
Москва. Сборы у Романенковых, взвешивание багажа... Бессонная ночь. Шереметьево. Здесь мы слегка опоздали к регистрации и, видимо, в спешке с нас не взяли денег за лишний багаж и лыжи. Сам перелёт не запомнился - спал.
Копенгаген. Этот город встретил нас зловещей надписью "Аэропорт - зона свободная от курения". Это мне сразу не понравилось. Последующее общение с полицией и работниками аэропорта подтвердило худшие опасения. В зале нет зон для курения, а на улицу без визы не выйти. Несмотря на виски из "duty free" Копенгаген - самый отвратительный город в мире!!!
Следующий самолёт до Сиэтла. Большой, в меру удобный, кормят, разносят спиртное. У каждого пассажира монитор, можно следить за полётом (ещё можно смотреть кино и слушать музыку). Большее время спал.
Сиэтл. Непродолжительная процедура таможни. Таможенник вынимает бутылку с сушёным мясом и спрашивает, что это. Отвечаем - специально приготовленное соевое мясо. Верит, отдаёт обратно. Что такое гречка, похоже ему не известно. Внутри аэропорта зон для курения тоже нет, но можно свободно выйти на улицу и покурить! Хороший город. Аэропорт огромный и перемещаются по нему в вагончиках, как в метро. Регистрация, самолёт на Анкоридж.
Анкоридж. По нашим меркам аэропорт огромный, по их - маленький. Всё пешком. Есть тележки для багажа, вроде, платные. Находим "бесплатную". Чистенько, уютно. Устраиваемся на ночлег. Перевешиваем багаж. Взвешиваемся сами. В залах множество чучел животных Аляски. Одних медведей штук 10. Есть небольшой музейчик. Утром идём в город. Экскурсия и закупка продуктов.
Приятное общение с полицией. Первый полицейский подошёл к нам в аэропорту и предложил нас сфотографировать на наш фотоаппарат. Второй подъехал к нам на машине с включенными мигалками, когда мы шли вдоль хай-вея. Впечатление такое, что он ждал когда мы подойдём, включил иллюминацию и подъехал, а скорее увидел нарушение и среагировал на него. Он объяснил, что здесь ходить нельзя, надо перейти дорогу и продолжать движение по велодорожке. Спросил есть ли у нас паспорта, визы; проверять не стал - поверил на слово.
Супермаркет "CARRS". Много товара, довольно дорого. Товары расположены несколько хаотично. Берём, что-то, позже находим аналогичный дешевле. По ходу корректируем раскладку. Часть сухарей и печенья заменяю на шоколад и бекон. Дешевле и калорийней.
Находим кафе "COFFEE LAND" с русскими хозяевами. Владимир, Зоя, Лиза. Они лет 15 назад переехали из Владивостока. Их адрес нашли в интернете. Заходим, знакомимся, оставляем вещи. Немного перекусили (не бесплатно). Бизнес есть бизнес.
Опаздываем к регистрации на Якутат. Нам предлагают (бесплатно) вылететь завтра утром рейсом на Джуно - Якутат. Хотя наш билет сдать нельзя и рейс через Джуно на 30$ дороже... Думаю, в России с нас бы срубили по полной программе.
Якутат. Аэропорт маленький, но здесь садятся самолёты не меньше наших АН-24. Полицейский узнав, что мы из России, спросил везём ли мы водку.
Встретил нас пилот Лесс с которым была договорённость о заброске на ледник. Аэротакси. Пока получали багаж, он свозил Свету и Пашу в городок, показал продуктовые магазины и вернулся за нами. Отвёз нас в свой ангар рядом с аэропортом. В ангаре у Лесса 3 маленьких самолёта. Отдал ключи от второй машины. Но ни кто из нас не взял с собой права. "В Якутате один полицейский, он меня хорошо знает. Если что - звоните. Проблем не будет."
Дозакупили продукты. Решили съездить на океан. Посмотрели, искупались.
Вечером распаковали лыжи и оказалось, что у Игоря при перелёте сломано ски-туровское крепление. Позвонили в Анкоридж Зое и Володе. Они обещали узнать. Поехали в посёлок. Где вечером можно найти людей? Правильно, в баре! Заходим, Паша (единственный из нас говорящий на английском) рассказывает кто мы и откуда и что у нас проблема. Хозяин бара, здоровенный негр обещает всё решить. Нам надо выбрать модель. Он позвонит друзьям в Анкоридж, те купят и завтра самолётом отправят в Якутат. На следующий день прогноз давал нелётную погоду и можно было ждать. Утром Лесс сказал, что надо лететь сейчас, погода будет ухудшаться. Пока делали 2 рейса Игорь, пользуясь шикарной мастерской пилота, отремонтировал крепления.
Полёт. Первым рейсом вылетели Алексей и я. Курс на ледник YAHTSE. Виды роскошные! Океан, причудливо разорванный ледник MALASPINA, языки ледников, ледопадами обрывающиеся в океан… Гора GUYOT HILLS, кажущаяся по карте невысоким пологим холмом, представляет собой сплошной ледопад со скалистыми гребнями, в верхней части которых огромные снежные надувы. Ледник YAHTSE постепенно закрывается облачностью и следующие рейсы весьма проблематичны. Решаем лететь на DUKTOTH. Переваливаем и летим вдоль гряды YAKATAGA RIDGE. Здесь сильный ветер, самолётик начинает кидать вверх-вниз, заваливать на бок. Крепко держимся за всё что можно. Страшновато - мягко сказано. Место для посадки выбирали долго и тщательно. Сделали несколько кругов. Кажется, чуть-чуть не зацепились за ёлки крыльями и лыжами. Спросив Лесса, как посадка, получили ответ - "Слава богу, что вообще сели". У Лёши, по его словам, было желание взять штурвал в свои руки, но он не знал, что с ним дальше делать. Лесс попросил обозначить ВПП лыжами для следующих рейсов. Остальные летели вдоль берега довольно спокойно.
Первая лыжня по Аляске! Мы на маршруте!
Горы
Река DUKTOTH. Аляска встретила нас тепло. Причём тепло до +8С… Как следствие - подлип. Большое количество снега, непрекращающийся снегопад. Если к этим прелестям прибавить груз за 50кг, то вполне объяснима скорость 5-10км в день. Девиз начала похода: "Мы никуда не спешим, поэтому никуда не опаздываем".
Долина широкая, русло реки петляет от борта к борту. До самого ледника открытая вода, но везде есть снежно-ледовые мосты. Надёжные мосты приходится искать, делать разведки без груза. По берегам везде лес, с дровами проблем нет. Ближе к полудню начинается подлип, первыми его ощущаем мы со Светой, у нас деревянные лыжи.
Перед началом ледника долина сужается, лес кончается. Выходим на конечные морены, сначала поднимаемся вдоль правого борта (по ходу), постепенно выходим на центр ледника. Подъёмы - спуски по моренам, постепенно ледник выравнивается, но мы быстро набираем высоту. Впечатления обманчивы. Впереди виден перевальный взлёт. Пока ничего необычного.
На перевал заходим на лыжах. Обходим трещины. В верхней части начинают ощущаться масштабы гор Аляски. Гряда справа возвышается над перевалом более чем на километр, трещины, вроде бы не большие, часто превышают десять метров в ширину.
Первый перевал называем именем Григория Шелехова.
Ледник YAHTSE. В первый день его нам увидеть не удалось. Ветер, снег, облака, пурга. Изредка в дымке появлялись силуэты хребтов. После обеда забрались на не высокую грядку, разделяющую северную и южную камеры ледника. Груз всё ещё большой, санки и рюкзаки вытаскиваем раздельно. Ближе к вечеру облака раздувает, ветер стихает.
Вокруг нас белая равнина или море. Море льда. И из этой ровной поверхности "моря" вырастают скальные "острова"-горы. Мы на одном из таких "островов". Северная камера шире и грандиозней той, по которой спустились мы. Горы отделены от ровной поверхности ледника мощными системами разломов. Высота сбросов местами более 50м. Это означает, что ледники не совсем покровного типа, они движутся, текут, живут.
Берём азимут на широкое понижение в восточной оконечности хребта BARKLEY RIDGE - наш следующий перевал. Сам перевал не виден в облаках. На пресечение ледника YAHTSE ушёл весь следующий день.
Неожиданно прекращает говорить спутниковый телефон, взятый напрокат в "САТЛИНКе". Нам обещали, что он спокойно переносит температуру до -30 и ниже. У нас таких температур нет, да и батарейки греем отдельно в кармане. Весь дальнейший путь пытаемся его высушить, реанимировать. Планировалось с его помощью передавать информацию в Москву, вести на сайтах репортажи о походе. Самое плохое, что близкие зная, что у нас спутниковый телефон, будут волноваться без вестей от нас. Позже, в Москве фирма ни только не вернула нам деньги за несостоявшуюся аренду, но и взяла за ремонт.
Ещё обнаруживается, что в Америке автомобильный бензин отвратительного качества. Мультитопливные горелки "Primus" и "Kovea" умирают одна за другой. Реанимировать (чистить) их приходится сначала через день, позже - каждый день. Берите авиационный бензин, он есть на Аляске.
Подъём к перевалу пологий. До обеда идём в связках, неожиданно натыкаясь на зоны трещин. Стараемся их обходить или проходим по мостам. К обеду ветер стихает, облака растворяются, солнце палит нещадно. Жара. Сушимся, греемся, принимаем солнечные ванны. Перевальный взлёт немного круче, но без трещин. Поднимаемся на лыжах. Седловина - широкое плато. Великолепнейшие виды. Справа в дымке массив Логан. Внизу ровное плато ледников BAGLEY ICE FIELD и YAHTSE. Опять в воображении возникает образ острова или океанского корабля, на котором мы плывём по Аляске. Эти ледники и горы не похожи на другие, ранее мной виденные. Наши азиатские ледники менее пологи, они имеют свой локальный рельеф, морены. "Причудливые формы рельефа" - вычитал я в каком-то отчёте об Иныльчеке. Здесь всё ровно и из этой равнины вырастают стены гор. Перевал называем именем Саратовского туриста Алексея Игоревича Углова, погибшего в лавине на Кавказе.
Ледник BAGLEY ICE FIELD. Обрамляющие ледовые поля хребты, поднимаются до километра. Массив Логан возвышается более чем на 4 километра. Ширина BAGLEY ICE FIELD около 10км. Картина грандиозна, ради этого стоило прилететь сюда! Впереди два огромных массива - LOGAN и St.ELIAS. Кажется, они не далеко, но до них более 50км. Обрамляющие ледник хребты, кажутся низкими, но их превышение от поверхности льда более километра. Обман зрения, такой же, как на море и в тундре.
Поражают масштабы ледника. Ровный ледник имеет свой рельеф, невысокие, почти не заметные на глаз "волны" большой амплитуды. На почти ровной поверхности вдруг появляется трещина, 30-40 метров шириной. Очень медленно приближаются LOGAN и St.ELIAS, точнее мы к ним. Они притягивают всё наше внимание, остальные горы - второстепенны. Хорошо виден массив горы TABLE и поворот на ледник QUINTINO SELLA. Нам туда. Справа и слева, медленно проплывают вершинки, перевалы, ледники стекающие к BAGLEY ICE FIELD. Высота вершинок всего лишь 2500-2700м. Напоминает Волгу. Так же медленно проплывают за бортом берега.
Устанавливается высокогорный погодный режим. Утром и вечером довольно холодно, ветер. Высокая влажность не позволяет работать без рукавиц. Мёрзнет лицо, приходится надевать маски. Примерно к 12.00 ветер стихает, солнце начинает припекать, становится жарко. Идём как варёные. За ходку проходим расстояние в 2-3 раза меньше, чем утром или после обеда. Устраиваем обеды в это время, сушимся, ремонтируемся.
Вдруг обнаруживается, что бензина осталось крайне мало... Прекращаем кипятить чай (!) и варить обеды… Грустно…
В верховьях BAGLEY ICE FIELD начинается ледник COLUMBUS, интересно заглянуть за него, там расположен ледник SEWARD. Он вдвое шире BAGLEY-я, а на севере более чем на четыре километра над его поверхностью возносится массив LOGAN. Но это уже Канада… А наш путь лежит на QUINTINO SELLA.
Ледник QUINTINO SELLA и LOGAN. Ледник сразу встретил нас зонами трещин. Он стекает с плато массива LOGAN огромными ступенями и на каждом перегибе ледник разорван. Большую часть пути по нему пришлось идти в связках. Трещины, большей частью закрытые есть и на пологих участках.
Снизу высматриваем путь в обход разломов и сразу попадаем в зону трещин. Встаём на обед. Связываемся, уходим искать проход. Лёд разорван как поперёк, так и вдоль течения ледника. Хорошо видны поперечные, идём вдоль них, упираемся в продольные трещины 20-30м шириной. Приходится искать мост на параллельный сегмент разлома и продвигаться дальше. На непонятных или ненадёжных мостах выпускаем друг-друга. Выходим на пологую часть - проход найден. Быстро обедаем и вперёд. А так хотелось на обеде посушить ботинки…
Иду четвёртым, вдруг задники лыж начинают зарываться в снег, понимаю - трещина, проваливается мост. Насколько возможно, резким движением выскакиваю на край, тут рывок назад - провалились санки, а в них ещё довольно много груза. Упираюсь на палки, вытягиваю всё на поверхность. Трещина по местным меркам маленькая, шириной метра 2. Уже дней десять ощущаем, что мы одни в этом районе. Нет ни каких следов животных, нет птиц, и что особенно радует - нет следов жизнедеятельности человека. Ничего живого на сотни километров. Это чувство усиливает неработающий спутниковый телефон.
Подходим к Логану, точнее к леднику с него стекающему. Сам массив теперь закрывает красавец KING PEAK. Его высота около 5200м. Почти трёхкилометровой стеной вырастает он над ледником и нами. Смотреть на вершину, можно только задрав голову, а не смотреть просто невозможно. Он затмил собой даже St.ELIAS. "Большое видится на расстояньи", но ощущается, всё же вблизи.
Относим заброску к гряде разделяющей ледник. Возвращаемся уже в темноте. Ветер, холод. В обед изнемогаем от жары и солнечной радиации, а утром и вечером холод ужасный. При не очень низких температурах сильно мёрзнут открытые части тела. Скорее всего, это влажность, но от океана мы ушли почти на сотню километров и гряды высоких гор St.ELIAS отделяют нас от него.
Начинаем подниматься на LOGAN. Первый ледопад, второй. Связки, верёвки, трещины. Проваливаться начинаем на перегибе второго ледопада. Вешаем перила.
Наблюдаем ледовый обвал. Небольшой (или далеко), сразу хочется уйти подальше от стены к центру ледника, уходим. Лёд на склонах разорван и в продольном и в поперечном направлениях. Ледопад имеет "кубическую" структуру. Сераки в виде огромных правильных кубов льда. Очень красиво.
Третий ледопад, всё стандартно: по склону - на лыжах, на перегибе - перила. Не могу отогреть ноги. Мокрые ботинки, высота (4200м), отсутствие горячего чая, усталость? Вероятнее всего - много курю.
Встаём на перевале с QUINTINO SELLA на SEWARD. Справа ключевой участок подъёма. Ледопад до вершинного плато 1200м.
Ночью начинает дуть. Где-то рядом слышим звук удара и шуршание. Чувствуем сотрясение льда под палаткой. Обрушился снежный мост. Палатка на месте, из спальников не вылезаем - не под нами, спим дальше. Утром обнаруживаем в 20 метрах широкую дырку. Палатка бы туда вошла без проблем. Видимость не низкая, просто ничего не видно, дует ещё сильнее. Ждём погоды, тратим бензин. Следующий день то же самое. Начинаем задумываться о дальнейших планах и перспективах. Вершина рядом и на неё хочется, но впереди половина маршрута и массивы BEAR, BONA, REGAL, WRANGELL… Туда тоже хочется… Всё же в районе мы первые и надо охватить как можно больше. Если погода будет очень хорошей - идём на гору, будут сомнения - спускаемся и дальше по маршруту. Накладывает отпечаток и нехватка бензина. Но пока и спускаться опасно.
Утром прекрасная видимость на запад, с востока тащит обрывки облаков зацепившихся за Логан. Спускаемся. Впервые проваливается в трещину участник с головой. Трещина неширокая. Паша упирается в дальний край палками и выигрывает время, успеваю закрепить верёвку на ледоруб. Палка ломается, и Паша уходит в трещину на пару метров. С шутками-прибаутками достаём лыжи, рюкзак, потом его самого. Света ведёт видеорепортаж с места события. Все пытаются отогнать её от края, так как она без страховки.
Очень нудным показался подъём на следующий перевал. Длинный тягун, хороший наст, трещины узенькие. Широкие разломы встретились на самом перевальном плато.
Забрали заброску, на мусоре (полиэтилен, бумага, одежда) приготовили горячий обед. Много воды, настоящий чай. Даже не думал, что я в походе буду мечтать о том, как я прилечу на работу, заварю много крепкого, сладкого чая и буду его пить.
Над Логаном всё ещё висит облако, несмотря на то, что вокруг солнце.
На следующем перевале по карте мы предполагали крутой спуск, а там оказался ледовый сброс. Провели разведку всего цирка, командир сходил на вершинку 10080f. Нашли спуск поположе, но, попробовав, отказались от него. Лавиноопасно и нехорошие карнизы висят. Пришлось провешивать перила правее по ледовым сбросам. Вечером провесили три верёвки, утром стали спускаться и спускать груз. Настоящий перевал.
Ледник JEFFERIES. Напоминает BAGLEY ICE FIELD. Ровная поверхность, волны-ступени большой амплитуды, широкие трещины на перегибах, острова-хребты по бокам. Масштаб помельче, но так же ново, своеобразно. По Аляскински. Ледники шириной в пять километров уже не котируются. Здесь начинает чувствоваться нехватка времени, девиз, что мы ни куда не торопимся забыт.
Быстро проходим к своему повороту, но вместо ожидаемого спуска - подъём. Скрупулезное изучение карты подтверждает - путь на ледник BALDWIN идёт через невысокий перевал. Называем его - Намвамтуда.
Ледник BALDWIN. Спуск с перевала в плотной пелене облаков. Первого выпускаем на верёвке. Падение ледника около 100м на километр. Зоны разломов обходим то правым, то левым бортом. На отдельных ступенях отличное катание, единственно не удобно первым - они в связке. Перед впадением FRASER GLACIER появляются серединные морены. Облик ледника становится привычным. Теперь он похож на наши азиатские и кавказские ледники.
Внизу открывается вид на крупный ледник LOGAN, куда и впадает наш. Даже издалека виден его рельеф и морены на нём. Предстоит нам "не лёгкий бой, а тяжёлая битва…". Снова вспоминается фраза из азиатского отчёта о "причудливых формах рельефа".
Спускаемся по левой стороне, ледник разделён по середине глубоко врезанным руслом-разломом. Как обычно кажется, что на другой стороне ровнее и проще. Пересекаем разлом по мосту, здесь ни чем не лучше. Переходим в правый карман и движемся вдоль морены отделяющей наш ледник от Логана. Постоянные спуски и подъёмы, траверсы, разведки. С морены течёт вода, иногда летят камешки, сползают небольшие сели. За полдня удаётся пройти меньше 2км. Разведка показывает, что пересечение ледников LOGAN и CHITINA отнимет слишком много времени. Пересекаем BALDWIN ещё раз к левому борту, в надежде обойти этот хаос морен по руслу реки CHITINA. Целый день поиска пути, опять подъёмы и спуски, морены, обрывающиеся ледовыми сбросами и прочие "прелести". Заманчиво продвигаться по локальным руслам вдоль ледника, но к 11-12 часам это становится невозможно из-за большого количества воды во всех понижениях. Иногда для вытаскивания груза используем верёвку. Ближе к вечеру вылезаем на борт к лесу.
Ночёвка с дровами и соответственно с чаем.
Отчетливо видна граница снега, ниже которой нам предстоит спуститься, но стараемся успокоить себя - снег просто не виден за лесом. Горная часть окончена, но мы этого ещё не знаем…