Впечатления, мысли, зарисовки... 
Сразу хочу предупредить - я не писатель, скорее созерцатель. Надеюсь кому-то это будет интересно. Задавайте вопросы - постараюсь ответить.
Немного технической информации

С 20 марта по 9 мая 2009 года сборная спортивная команда лыжников "СОЗВЕЗДИЕ" в рамках проекта "НАМВАМТУДА" провела лыжную спортивную экспедицию по высокогорной части штата Аляска. О команде и её маршрутах читайте на сайте команды. Руководил экспедицией мастер спорта международного класса Алексей Романенков. Команда сборная и состав участников меняется. В этом году в группу вошли:
Романенков
Алексей
(Москва)
Романенкова
Светлана
(Москва)
Скаллер
Григорий
(Иркутск)
Балеев
Игорь
(Иркутск)
Розанов
Павел
(Новосибирск)
И я,
Машников
Александр
(Саратов)
Большинство туристов и альпинистов посещают на Аляске район вершины Мак-Кинли. Наша группа выбрала для путешествия крайне редко посещаемую территорию национального парка "Wrangel - St.Elias". С выбором района мы не ошиблись. На протяжении всего похода группа не встретила не только ни одного человека, но даже следов его жизнедеятельности. Нитка маршрута прошла по наиболее крупным ледникам района: BAGLEY ICE FIELD, YAHTSE, COLUMBUS, LOGAN, вблизи от наиболее значимых вершин St.ELIAS и LOGAN. Район уникален сочетанием высокогорья и близостью к полярным широтам. За 40 дней автономного лыжного марша команда преодолела более 400 километров. На протяжении полутора месяцев команда вела полное автономное существование в условиях северных широт. Практически, весь маршрут является первопрохождением.

Маршрут экспедиции:
р.Duktoth - л.Yahtse - л.Bagley Ice Field - л.Columbus - л.Quintino Sella - район.в.Logan - л.Baldwin - л.Logan - л.Chitina - р.Chitina - п.McCarthy.

Я бы разделил всю поездку на 4 части:
1. Перелёты, аэропорты, Анкоридж, Якутат и т.д. до начала активной части.
2. Горно-снежно-ледниковая часть похода.
3. Выход по CHITINA RIVER
4. McCARTHY, выезд до Анкориджа, Анкоридж, люди, перелёт домой.

Итак...
Дорога туда

Москва. Сборы у Романенковых, взвешивание багажа... Бессонная ночь. Шереметьево. Здесь мы слегка опоздали к регистрации и, видимо, в спешке с нас не взяли денег за лишний багаж и лыжи. Сам перелёт не запомнился - спал.

Копенгаген. Этот город встретил нас зловещей надписью "Аэропорт - зона свободная от курения". Это мне сразу не понравилось. Последующее общение с полицией и работниками аэропорта подтвердило худшие опасения. В зале нет зон для курения, а на улицу без визы не выйти. Несмотря на виски из "duty free" Копенгаген - самый отвратительный город в мире!!!
Следующий самолёт до Сиэтла. Большой, в меру удобный, кормят, разносят спиртное. У каждого пассажира монитор, можно следить за полётом (ещё можно смотреть кино и слушать музыку). Большее время спал.

Сиэтл. Непродолжительная процедура таможни. Таможенник вынимает бутылку с сушёным мясом и спрашивает, что это. Отвечаем - специально приготовленное соевое мясо. Верит, отдаёт обратно. Что такое гречка, похоже ему не известно. Внутри аэропорта зон для курения тоже нет, но можно свободно выйти на улицу и покурить! Хороший город. Аэропорт огромный и перемещаются по нему в вагончиках, как в метро. Регистрация, самолёт на Анкоридж.

Анкоридж. По нашим меркам аэропорт огромный, по их - маленький. Всё пешком. Есть тележки для багажа, вроде, платные. Находим "бесплатную". Чистенько, уютно. Устраиваемся на ночлег. Перевешиваем багаж. Взвешиваемся сами. В залах множество чучел животных Аляски. Одних медведей штук 10. Есть небольшой музейчик. Утром идём в город. Экскурсия и закупка продуктов.
Приятное общение с полицией. Первый полицейский подошёл к нам в аэропорту и предложил нас сфотографировать на наш фотоаппарат. Второй подъехал к нам на машине с включенными мигалками, когда мы шли вдоль хай-вея. Впечатление такое, что он ждал когда мы подойдём, включил иллюминацию и подъехал, а скорее увидел нарушение и среагировал на него. Он объяснил, что здесь ходить нельзя, надо перейти дорогу и продолжать движение по велодорожке. Спросил есть ли у нас паспорта, визы; проверять не стал - поверил на слово.
Супермаркет "CARRS". Много товара, довольно дорого. Товары расположены несколько хаотично. Берём, что-то, позже находим аналогичный дешевле. По ходу корректируем раскладку. Часть сухарей и печенья заменяю на шоколад и бекон. Дешевле и калорийней.
Находим кафе "COFFEE LAND" с русскими хозяевами. Владимир, Зоя, Лиза. Они лет 15 назад переехали из Владивостока. Их адрес нашли в интернете. Заходим, знакомимся, оставляем вещи. Немного перекусили (не бесплатно). Бизнес есть бизнес.
Опаздываем к регистрации на Якутат. Нам предлагают (бесплатно) вылететь завтра утром рейсом на Джуно - Якутат. Хотя наш билет сдать нельзя и рейс через Джуно на 30$ дороже... Думаю, в России с нас бы срубили по полной программе.

Якутат. Аэропорт маленький, но здесь садятся самолёты не меньше наших АН-24. Полицейский узнав, что мы из России, спросил везём ли мы водку.
Встретил нас пилот Лесс с которым была договорённость о заброске на ледник. Аэротакси. Пока получали багаж, он свозил Свету и Пашу в городок, показал продуктовые магазины и вернулся за нами. Отвёз нас в свой ангар рядом с аэропортом. В ангаре у Лесса 3 маленьких самолёта. Отдал ключи от второй машины. Но ни кто из нас не взял с собой права. "В Якутате один полицейский, он меня хорошо знает. Если что - звоните. Проблем не будет."
Дозакупили продукты. Решили съездить на океан. Посмотрели, искупались.
Вечером распаковали лыжи и оказалось, что у Игоря при перелёте сломано ски-туровское крепление. Позвонили в Анкоридж Зое и Володе. Они обещали узнать. Поехали в посёлок. Где вечером можно найти людей? Правильно, в баре! Заходим, Паша (единственный из нас говорящий на английском) рассказывает кто мы и откуда и что у нас проблема. Хозяин бара, здоровенный негр обещает всё решить. Нам надо выбрать модель. Он позвонит друзьям в Анкоридж, те купят и завтра самолётом отправят в Якутат. На следующий день прогноз давал нелётную погоду и можно было ждать. Утром Лесс сказал, что надо лететь сейчас, погода будет ухудшаться. Пока делали 2 рейса Игорь, пользуясь шикарной мастерской пилота, отремонтировал крепления.
Полёт. Первым рейсом вылетели Алексей и я. Курс на ледник YAHTSE. Виды роскошные! Океан, причудливо разорванный ледник MALASPINA, языки ледников, ледопадами обрывающиеся в океан… Гора GUYOT HILLS, кажущаяся по карте невысоким пологим холмом, представляет собой сплошной ледопад со скалистыми гребнями, в верхней части которых огромные снежные надувы. Ледник YAHTSE постепенно закрывается облачностью и следующие рейсы весьма проблематичны. Решаем лететь на DUKTOTH. Переваливаем и летим вдоль гряды YAKATAGA RIDGE. Здесь сильный ветер, самолётик начинает кидать вверх-вниз, заваливать на бок. Крепко держимся за всё что можно. Страшновато - мягко сказано. Место для посадки выбирали долго и тщательно. Сделали несколько кругов. Кажется, чуть-чуть не зацепились за ёлки крыльями и лыжами. Спросив Лесса, как посадка, получили ответ - "Слава богу, что вообще сели". У Лёши, по его словам, было желание взять штурвал в свои руки, но он не знал, что с ним дальше делать. Лесс попросил обозначить ВПП лыжами для следующих рейсов. Остальные летели вдоль берега довольно спокойно.
Первая лыжня по Аляске! Мы на маршруте!

Горы

Река DUKTOTH. Аляска встретила нас тепло. Причём тепло до +8С… Как следствие - подлип. Большое количество снега, непрекращающийся снегопад. Если к этим прелестям прибавить груз за 50кг, то вполне объяснима скорость 5-10км в день. Девиз начала похода: "Мы никуда не спешим, поэтому никуда не опаздываем".
Долина широкая, русло реки петляет от борта к борту. До самого ледника открытая вода, но везде есть снежно-ледовые мосты. Надёжные мосты приходится искать, делать разведки без груза. По берегам везде лес, с дровами проблем нет. Ближе к полудню начинается подлип, первыми его ощущаем мы со Светой, у нас деревянные лыжи.
Перед началом ледника долина сужается, лес кончается. Выходим на конечные морены, сначала поднимаемся вдоль правого борта (по ходу), постепенно выходим на центр ледника. Подъёмы - спуски по моренам, постепенно ледник выравнивается, но мы быстро набираем высоту. Впечатления обманчивы. Впереди виден перевальный взлёт. Пока ничего необычного.
На перевал заходим на лыжах. Обходим трещины. В верхней части начинают ощущаться масштабы гор Аляски. Гряда справа возвышается над перевалом более чем на километр, трещины, вроде бы не большие, часто превышают десять метров в ширину.
Первый перевал называем именем Григория Шелехова.

Ледник YAHTSE. В первый день его нам увидеть не удалось. Ветер, снег, облака, пурга. Изредка в дымке появлялись силуэты хребтов. После обеда забрались на не высокую грядку, разделяющую северную и южную камеры ледника. Груз всё ещё большой, санки и рюкзаки вытаскиваем раздельно. Ближе к вечеру облака раздувает, ветер стихает.
Вокруг нас белая равнина или море. Море льда. И из этой ровной поверхности "моря" вырастают скальные "острова"-горы. Мы на одном из таких "островов". Северная камера шире и грандиозней той, по которой спустились мы. Горы отделены от ровной поверхности ледника мощными системами разломов. Высота сбросов местами более 50м. Это означает, что ледники не совсем покровного типа, они движутся, текут, живут.
Берём азимут на широкое понижение в восточной оконечности хребта BARKLEY RIDGE - наш следующий перевал. Сам перевал не виден в облаках. На пресечение ледника YAHTSE ушёл весь следующий день.
Неожиданно прекращает говорить спутниковый телефон, взятый напрокат в "САТЛИНКе". Нам обещали, что он спокойно переносит температуру до -30 и ниже. У нас таких температур нет, да и батарейки греем отдельно в кармане. Весь дальнейший путь пытаемся его высушить, реанимировать. Планировалось с его помощью передавать информацию в Москву, вести на сайтах репортажи о походе. Самое плохое, что близкие зная, что у нас спутниковый телефон, будут волноваться без вестей от нас. Позже, в Москве фирма ни только не вернула нам деньги за несостоявшуюся аренду, но и взяла за ремонт.
Ещё обнаруживается, что в Америке автомобильный бензин отвратительного качества. Мультитопливные горелки "Primus" и "Kovea" умирают одна за другой. Реанимировать (чистить) их приходится сначала через день, позже - каждый день. Берите авиационный бензин, он есть на Аляске.
Подъём к перевалу пологий. До обеда идём в связках, неожиданно натыкаясь на зоны трещин. Стараемся их обходить или проходим по мостам. К обеду ветер стихает, облака растворяются, солнце палит нещадно. Жара. Сушимся, греемся, принимаем солнечные ванны. Перевальный взлёт немного круче, но без трещин. Поднимаемся на лыжах. Седловина - широкое плато. Великолепнейшие виды. Справа в дымке массив Логан. Внизу ровное плато ледников BAGLEY ICE FIELD и YAHTSE. Опять в воображении возникает образ острова или океанского корабля, на котором мы плывём по Аляске. Эти ледники и горы не похожи на другие, ранее мной виденные. Наши азиатские ледники менее пологи, они имеют свой локальный рельеф, морены. "Причудливые формы рельефа" - вычитал я в каком-то отчёте об Иныльчеке. Здесь всё ровно и из этой равнины вырастают стены гор. Перевал называем именем Саратовского туриста Алексея Игоревича Углова, погибшего в лавине на Кавказе.

Ледник BAGLEY ICE FIELD. Обрамляющие ледовые поля хребты, поднимаются до километра. Массив Логан возвышается более чем на 4 километра. Ширина BAGLEY ICE FIELD около 10км. Картина грандиозна, ради этого стоило прилететь сюда! Впереди два огромных массива - LOGAN и St.ELIAS. Кажется, они не далеко, но до них более 50км. Обрамляющие ледник хребты, кажутся низкими, но их превышение от поверхности льда более километра. Обман зрения, такой же, как на море и в тундре.
Поражают масштабы ледника. Ровный ледник имеет свой рельеф, невысокие, почти не заметные на глаз "волны" большой амплитуды. На почти ровной поверхности вдруг появляется трещина, 30-40 метров шириной. Очень медленно приближаются LOGAN и St.ELIAS, точнее мы к ним. Они притягивают всё наше внимание, остальные горы - второстепенны. Хорошо виден массив горы TABLE и поворот на ледник QUINTINO SELLA. Нам туда. Справа и слева, медленно проплывают вершинки, перевалы, ледники стекающие к BAGLEY ICE FIELD. Высота вершинок всего лишь 2500-2700м. Напоминает Волгу. Так же медленно проплывают за бортом берега.
Устанавливается высокогорный погодный режим. Утром и вечером довольно холодно, ветер. Высокая влажность не позволяет работать без рукавиц. Мёрзнет лицо, приходится надевать маски. Примерно к 12.00 ветер стихает, солнце начинает припекать, становится жарко. Идём как варёные. За ходку проходим расстояние в 2-3 раза меньше, чем утром или после обеда. Устраиваем обеды в это время, сушимся, ремонтируемся.
Вдруг обнаруживается, что бензина осталось крайне мало... Прекращаем кипятить чай (!) и варить обеды… Грустно…
В верховьях BAGLEY ICE FIELD начинается ледник COLUMBUS, интересно заглянуть за него, там расположен ледник SEWARD. Он вдвое шире BAGLEY-я, а на севере более чем на четыре километра над его поверхностью возносится массив LOGAN. Но это уже Канада… А наш путь лежит на QUINTINO SELLA.

Ледник QUINTINO SELLA и LOGAN. Ледник сразу встретил нас зонами трещин. Он стекает с плато массива LOGAN огромными ступенями и на каждом перегибе ледник разорван. Большую часть пути по нему пришлось идти в связках. Трещины, большей частью закрытые есть и на пологих участках.
Снизу высматриваем путь в обход разломов и сразу попадаем в зону трещин. Встаём на обед. Связываемся, уходим искать проход. Лёд разорван как поперёк, так и вдоль течения ледника. Хорошо видны поперечные, идём вдоль них, упираемся в продольные трещины 20-30м шириной. Приходится искать мост на параллельный сегмент разлома и продвигаться дальше. На непонятных или ненадёжных мостах выпускаем друг-друга. Выходим на пологую часть - проход найден. Быстро обедаем и вперёд. А так хотелось на обеде посушить ботинки…
Иду четвёртым, вдруг задники лыж начинают зарываться в снег, понимаю - трещина, проваливается мост. Насколько возможно, резким движением выскакиваю на край, тут рывок назад - провалились санки, а в них ещё довольно много груза. Упираюсь на палки, вытягиваю всё на поверхность. Трещина по местным меркам маленькая, шириной метра 2. Уже дней десять ощущаем, что мы одни в этом районе. Нет ни каких следов животных, нет птиц, и что особенно радует - нет следов жизнедеятельности человека. Ничего живого на сотни километров. Это чувство усиливает неработающий спутниковый телефон.
Подходим к Логану, точнее к леднику с него стекающему. Сам массив теперь закрывает красавец KING PEAK. Его высота около 5200м. Почти трёхкилометровой стеной вырастает он над ледником и нами. Смотреть на вершину, можно только задрав голову, а не смотреть просто невозможно. Он затмил собой даже St.ELIAS. "Большое видится на расстояньи", но ощущается, всё же вблизи.
Относим заброску к гряде разделяющей ледник. Возвращаемся уже в темноте. Ветер, холод. В обед изнемогаем от жары и солнечной радиации, а утром и вечером холод ужасный. При не очень низких температурах сильно мёрзнут открытые части тела. Скорее всего, это влажность, но от океана мы ушли почти на сотню километров и гряды высоких гор St.ELIAS отделяют нас от него.
Начинаем подниматься на LOGAN. Первый ледопад, второй. Связки, верёвки, трещины. Проваливаться начинаем на перегибе второго ледопада. Вешаем перила.
Наблюдаем ледовый обвал. Небольшой (или далеко), сразу хочется уйти подальше от стены к центру ледника, уходим. Лёд на склонах разорван и в продольном и в поперечном направлениях. Ледопад имеет "кубическую" структуру. Сераки в виде огромных правильных кубов льда. Очень красиво.
Третий ледопад, всё стандартно: по склону - на лыжах, на перегибе - перила. Не могу отогреть ноги. Мокрые ботинки, высота (4200м), отсутствие горячего чая, усталость? Вероятнее всего - много курю.
Встаём на перевале с QUINTINO SELLA на SEWARD. Справа ключевой участок подъёма. Ледопад до вершинного плато 1200м.
Ночью начинает дуть. Где-то рядом слышим звук удара и шуршание. Чувствуем сотрясение льда под палаткой. Обрушился снежный мост. Палатка на месте, из спальников не вылезаем - не под нами, спим дальше. Утром обнаруживаем в 20 метрах широкую дырку. Палатка бы туда вошла без проблем. Видимость не низкая, просто ничего не видно, дует ещё сильнее. Ждём погоды, тратим бензин. Следующий день то же самое. Начинаем задумываться о дальнейших планах и перспективах. Вершина рядом и на неё хочется, но впереди половина маршрута и массивы BEAR, BONA, REGAL, WRANGELL… Туда тоже хочется… Всё же в районе мы первые и надо охватить как можно больше. Если погода будет очень хорошей - идём на гору, будут сомнения - спускаемся и дальше по маршруту. Накладывает отпечаток и нехватка бензина. Но пока и спускаться опасно.
Утром прекрасная видимость на запад, с востока тащит обрывки облаков зацепившихся за Логан. Спускаемся. Впервые проваливается в трещину участник с головой. Трещина неширокая. Паша упирается в дальний край палками и выигрывает время, успеваю закрепить верёвку на ледоруб. Палка ломается, и Паша уходит в трещину на пару метров. С шутками-прибаутками достаём лыжи, рюкзак, потом его самого. Света ведёт видеорепортаж с места события. Все пытаются отогнать её от края, так как она без страховки.
Очень нудным показался подъём на следующий перевал. Длинный тягун, хороший наст, трещины узенькие. Широкие разломы встретились на самом перевальном плато.
Забрали заброску, на мусоре (полиэтилен, бумага, одежда) приготовили горячий обед. Много воды, настоящий чай. Даже не думал, что я в походе буду мечтать о том, как я прилечу на работу, заварю много крепкого, сладкого чая и буду его пить.
Над Логаном всё ещё висит облако, несмотря на то, что вокруг солнце.
На следующем перевале по карте мы предполагали крутой спуск, а там оказался ледовый сброс. Провели разведку всего цирка, командир сходил на вершинку 10080f. Нашли спуск поположе, но, попробовав, отказались от него. Лавиноопасно и нехорошие карнизы висят. Пришлось провешивать перила правее по ледовым сбросам. Вечером провесили три верёвки, утром стали спускаться и спускать груз. Настоящий перевал.

Ледник JEFFERIES. Напоминает BAGLEY ICE FIELD. Ровная поверхность, волны-ступени большой амплитуды, широкие трещины на перегибах, острова-хребты по бокам. Масштаб помельче, но так же ново, своеобразно. По Аляскински. Ледники шириной в пять километров уже не котируются. Здесь начинает чувствоваться нехватка времени, девиз, что мы ни куда не торопимся забыт.
Быстро проходим к своему повороту, но вместо ожидаемого спуска - подъём. Скрупулезное изучение карты подтверждает - путь на ледник BALDWIN идёт через невысокий перевал. Называем его - Намвамтуда.

Ледник BALDWIN. Спуск с перевала в плотной пелене облаков. Первого выпускаем на верёвке. Падение ледника около 100м на километр. Зоны разломов обходим то правым, то левым бортом. На отдельных ступенях отличное катание, единственно не удобно первым - они в связке. Перед впадением FRASER GLACIER появляются серединные морены. Облик ледника становится привычным. Теперь он похож на наши азиатские и кавказские ледники.
Внизу открывается вид на крупный ледник LOGAN, куда и впадает наш. Даже издалека виден его рельеф и морены на нём. Предстоит нам "не лёгкий бой, а тяжёлая битва…". Снова вспоминается фраза из азиатского отчёта о "причудливых формах рельефа".
Спускаемся по левой стороне, ледник разделён по середине глубоко врезанным руслом-разломом. Как обычно кажется, что на другой стороне ровнее и проще. Пересекаем разлом по мосту, здесь ни чем не лучше. Переходим в правый карман и движемся вдоль морены отделяющей наш ледник от Логана. Постоянные спуски и подъёмы, траверсы, разведки. С морены течёт вода, иногда летят камешки, сползают небольшие сели. За полдня удаётся пройти меньше 2км. Разведка показывает, что пересечение ледников LOGAN и CHITINA отнимет слишком много времени. Пересекаем BALDWIN ещё раз к левому борту, в надежде обойти этот хаос морен по руслу реки CHITINA. Целый день поиска пути, опять подъёмы и спуски, морены, обрывающиеся ледовыми сбросами и прочие "прелести". Заманчиво продвигаться по локальным руслам вдоль ледника, но к 11-12 часам это становится невозможно из-за большого количества воды во всех понижениях. Иногда для вытаскивания груза используем верёвку. Ближе к вечеру вылезаем на борт к лесу.
Ночёвка с дровами и соответственно с чаем.
Отчетливо видна граница снега, ниже которой нам предстоит спуститься, но стараемся успокоить себя - снег просто не виден за лесом. Горная часть окончена, но мы этого ещё не знаем…

Страшное слово - CHITINA

На следующий день проводим разведки. Мы с Пашей идём по руслу, а Романенковы забираются на морену и смотрят путь через ледник. Река большей частью вскрыта, много мостов, но они зачастую ненадёжны. К полудню снег раскисает, и пройти по мостам становится невозможно. Правый борт - ледник, с него постоянно сыплет, и залезть наверх можно далеко не везде. Вдоль левого берега терраса. Снизу она смотрится очень ровной и заманчивой. Лезу на неё. Вблизи, как обычно, эта площадка разделена множеством ледяных кулуаров, точнее это - несколько разновысоких террас. В это время Павел обследует русло, результат его разведки успешнее. Каньон забит снегом и река подо льдом. Вечером снимаем лагерь и подходим к реке.

Каньон великолепен! Мощные высокие стены, огромные натёки льда по кулуарам левого борта. Пожалуй, ему не хватает "изюминки" в виде ступени-ледопада. Солнце редко освещает дно и поэтому снег и лёд на реке не тает. Лёд изредка проваливается под собственной тяжестью и в этих местах видно, что мосты мощные и надёжные. Опасность представляют постоянные камнепады со стен. Снег вдоль бортов покрыт чехлом из мелких, а иногда и не очень мелких камней. Постоянный поток камней сходит по ледяным кулуарам слева.
Как только мы выходим из каньона, картина сразу же меняется. Река опять вскрыта, много промоин, мосты хлипкие.
К вечеру выходим к языку ледника CHITINA. Огромные вертикальные ледовые стены с лабиринтом проток, пропиленными многочисленными речками. Чаще они чёрного цвета - сверху стекает грязь. Издалека они смотрятся чёрными айсбергами.

Впереди на правом берегу реки CHITINA обозначена взлётно-посадочная полоса. Есть надежда, что там американские пилоты оставили бочку авиационного бензина. Можно будет пополнить наши запасы для дальнейшего пути. Воображение рисует - маленький аэропорт, магазинчик, стюардессы... Но там просто небольшая площадка для посадки маленьких самолётов.

Первый горный узел пройден. Алексей собирает совет. Обсуждаем планы. Вполне реальным и очень интересным кажется траверс массива REGAL с выходом в посёлок NABESNA. Для этого нам необходимо пройти порядка 100км до посёлка McCARTHY за 3,5 дня. Задача вполне реальная. Впереди видны снежные поля и наледи CHITINA RIVER. Продуктов осталось уже немного, бензина ещё меньше, так что вес груза небольшой. Для того, что бы увидеть этот район, мы не стали ждать погоду под Логаном. График напряжённый, но выполнимый.

Сюрпризы начались сразу, но их сложность возрастала постепенно. То, что сегодня мы считали трудным участком, на следующий день становилось простым, и CHITINA предлагала нам новый сюрприз. Сначала это был раскисший снег ближе к полудню и поиск мостов через протоки. Далее начались участки без снега. Здесь простыми постепенно мы стали считать промежутки с галечником, по ним проще тащить санки. Протоки становились всё глубже и шире.

К переправе через реку подошли вечером. Нашли несколько вариантов брода. Утром по перекату переправились на правый берег. Река уже довольно широкая, течение быстрое, но глубина чуть выше колен. Спуск в воду и выход на берег со льда, температура воды близка к нулю, мёрзнут ноги. Каждому переправившемуся предлагается рюмка разбавленного спирта. Его удалось сохранить почти до последнего дня маршрута.

Посреди плоской долины стоят скальные острова с лесом, они так и обозначены на карте "ISLAND", хотя по большому счёту таковыми не являются. Ширина долины 5-8км.

На песке множество следов животных. Сначала - маленькие медвежьи. Это "глетчерный" медведь. Он маленький (его чучело мы видели в аэропорту), но по словам американцев, самый опасный. Живёт вблизи ледников, еды там мало, вот и ест всё что попадётся. Мы не попались, хотя следы были свежие.
Ниже встретили следы очень большие. Работая в Магаданской области, я видел много следов, но эти больше. Видимо это гризли. Хорошо, что мы не увидели ни одного медведя.
Несколько раз встречали небольшие стада (по 5-15 голов) бизонов-буффало. Зверюга огромная, но не агрессивная.
"Бизон, или зубр американский (в соединенных штатах его чаще называют "буффало" - буйвол), был одним из чудес природы, обнаруженных испанцами в новом свете. Истинно царственное создание. Взрослое животное, с львиной гривой и таким же горбом, как у верблюда, имело высоту более 1,5 метров (5 футов) и весило почти тонну".

Постепенно река вытеснила нас к правому берегу. Начались прижимы, сначала удавалось пройти вдоль берега по ледяной кромке, потом по камням вдоль обрывов. Наконец пришлось вылезать на берег в лес. Первый же километр леса показал, что мокрые ноги, холодная вода, небольшие переправы, галька и даже песок и глина то, что мы ещё недавно считали "трудными участками" намного лучше лесов CHITINA RIVER.
Люди здесь не ходят. Эти леса считаются непроходимыми у американцев. Очень густой подлесок, поваленные деревья, карликовая берёза (не сильно карликовая). По пешеходной классификации самым сложными участками считаются стланики и гари. На Колыме и Чукотке по зарослям кедрового стланика удавалось за час пройти несколько километров с геофизической аппаратурой. Здесь на Аляске (скорее на CHITINA) 1км в час уже неплохая скорость.
Недалеко от BEAR ISLAND встретили тропу. Видно, что её чистят, о ней заботятся. Через несколько километров тропа выводит нас к турбазе "ULTIMA THULE LODGE". Это скорее перевалочный пункт для туристов и альпинистов. Их завозят сюда самолётами и потом выбрасывают на окрестные ледники для восхождений. После маршрутов они отдыхают здесь и вылетают в Анкоридж.

Американцы встретили нас с интересом. Расспросили кто мы, откуда, куда идём. Напоили кофе. У них оказался телефон "Иридиум", чем мы сразу воспользовались, переставив в него свою симку. После 3 недель молчания все созвонились с домашними, передали информацию в МКК и т.д.
Получили от местных информацию о дальнейшем пути, правда, довольно скудную. Ведь места то "непроходимые", и видели они их с самолёта. Надежда на простой путь отпала сама собой. Теперь стало понятно, что времени осталось только на выход в McCARTHY и может быть на небольшую радиалку.

Леса, которые мы прошли до сих пор стали казаться нам парковыми зонами. Теперь буреломы с густым подлеском чередуются с 100-300 метровыми участками сплошного бурелома. Иногда проходим 300м по прямой за час. Продираемся по поваленным деревьям, кустам местами даже не касаясь земли. Эти дни слились в памяти в один сплошной бурелом.
Впереди "лучом света" стала дорога, обозначенная на карте как "TRACTOR TRAIL". Плохая дорога лучше чем "хороший" аляскинский лес.

"Дорога" действительно плохая. У нас на картах такие тропинки и не обозначают. Видимо это зимник для снегоходов. Скорость, конечно же, намного выше, чем по лесу. Иногда удаётся идти на лыжах. Растаял миф о чистоте Аляски, появились люди - появился мусор. Немного, но и людей в этих местах крайне мало. Ручьи и болота переходим, не снимая лыж.

Выходим к NIZINA RIVER. Мост разрушен, ищем место для переправы. Река очень мощная, широкая, вода мутная. Таких рек мы ещё не форсировали. Первым переходит командир. Глубина по-пояс. Натягиваем страховку. Переходим, удачно, ни кого не смыло. А могло. У меня водой срывает штанину, отрываю вторую и "…брюки превращаются…".

Далее по карте хорошая дорога. По-нашему - грейдер. Ближе к McCARTHY появляются припаркованные у дороги автомобили. Похоже, их оставили здесь, что бы не платить за утилизацию. Ключи в замке зажигания.
Встречаем парня на трёхколёсном мотоцикле. У него где-то здесь дом и козы. Обещает привезти завтра молока и мяса.
Подходим к мосту, впереди посёлок. Поход окончен.

Дорога домой

McCARTHY. Пока закуриваем, подъезжают на велосипедах двое молодых американцев. Они говорят на английском и испанском, мы - на русском и очень плохо на немецком. Показываем карту, тут всё понятно. Приглашают к себе. Пытаемся объяснить, что ждём ещё четверых друзей, говорят - не проблема, подойдут - съездим за ними. Кидаем рюкзаки около дома, нам предлагают пиво, орешки и полуторалитровую бутылку виски. Готовят завтрак, подходят наши, банкет продолжается.
Интересно, что у людей здесь бизнес, связанный с проживанием и доставкой туристов, а мы живём бесплатно, и доехать до Читины нам предлагают тоже бесплатно.

Читина. Выгружаемся из "Доджа". Двое могут ехать дальше до Гленаллена в кабине. В кузове запрещено правилами. Просим взять третьего. Водитель спрашивает у женщины на заправке, как часто здесь бывают полицейские. Были вчера. Значит, едут те, кто уместится в кабине. Нарушать можно, но что б не поймали, всё как у нас.
У меня кончилось курево! Бегаю по городку в поисках магазина, ресторана… Нашёл мужчину, останавливаю его, жестами показываю, что мне нужны сигареты. Отвечает, что он не курит. Достаю доллары и показываю - обмен, exchange. Ведёт нас с Игорем в свой бар, открывает его. Берём сигареты, дорого, 9$. Заказываем по джину. Хозяин достаёт малюсенькую мензурку и отмеряет порцию. Объясняем ему - мы из России, спортсмены, надо налить нормально. Наливает по 150. Заказываем ещё чуть-чуть, приглашаем присоединиться. ОК! Рассчитываемся. Вдруг бармен останавливает нас и предлагает продолжить за счёт заведения. Коньяк, потом виски. Аляска - good! Но пора ехать. Я, Игорь и Григорий едем дальше.

Гленналлен. Высадились на бензозаправке. Городок где-то рядом (в двух милях). Здесь в магазинчике огромный выбор сувениров!
На ночлег устроились поблизости в лесу. Закупили продукты на ужин. Спиртного нет ни где... На мойке парень понял, о чём речь и нарисовал схему, как туда пройти. 4 мили от города, рядом…
Дед в магазине фейерверков: "Я говорю по-русски…". Оказалось только эту фразу он и знает. Мы уже знали несколько фраз на английском!
В местной католической церкви встретили американца, который изучал русский язык в университете. Он извинялся за произношение и словарный запас, но говорил довольно хорошо, несмотря на отсутствие практики. Он же помог нам найти попутный транспорт до Анкориджа.
С водителем пришлось поторговаться. Он запросил 200$ за всех, поехали за 120$. Столько стоит проезд на официальном автобусе для одного человека. GLENN Hwy - дорога-сказка. Скоростной режим нарушается всеми. При ограничении 45 миль/час, народ спокойно едет на скорости 70. Законопослушность американцев - миф. Нарушают везде, если нет полиции.

Анкоридж. Знакомый аэропорт Тэда Стивенса.
Утром оставили вещи без присмотра прямо в зале ожидания. Пошли в "Кофелэнд" к Зое и Володе узнать, не появлялись ли Павел и Романенковы, забрать вещи. Ребята тоже были здесь и собирались походить по окрестностям Анкориджа. Отсутствовали мы около часа, а когда пришли, рюкзаков на месте не оказалось. Бдительные полицейские увезли их в камеру забытых вещей (камер хранения в аэропорту нет). У нас проверили паспорта, визы, билеты. Объяснили (это было довольно трудно, английский мы не знаем) что больше 12 часов в аэропорту находиться нельзя, надо искать отель, кемпинг. За час хранения взяли 32$.
После похода очень хочется попариться в бане. Спрашиваем Зою, как нам это организовать, и есть ли вообще в Америке бани. Она набирает номер и передаёт мне телефон. Странно, наверное, услышать в телефоне фразу: "Мы из России, лыжная экспедиция. Очень хотим попариться в бане. Не могли бы Вы нам помочь?". После некоторого замешательства: "…У меня бани нет, сейчас подумаю. Вы где? Сколько вас? Где остановились? Могу организовать ночлег. 25$. Это очень дёшево". Через 20 минут мы заталкивали свои рюкзаки в машину Ани. "Баня топится, вам надо куда-нибудь заехать? Сейчас отправим посылку друзьям, и париться к Наташе и Мэгу в EAGLE RIVER".
Аня перебралась на Аляску из Магадана лет 15-20 назад. Сейчас работает в аэропорту Тэда Стивенса и в Русском информационном центре. В аэропорту она зарабатывает деньги, а основная работа (или скорее "общественная нагрузка") в Центре. Анна постоянно организует какие-то встречи, конкурсы, готовит программы к праздникам, добывает деньги на все эти мероприятия. Конкурс детского рисунка (в Анкоридже большая школа с изучением русского языка), подготовка к празднованию Дня Победы, встреча с русскими альпинистами (с нами) и прочее, прочее, прочее… Аня, извини, но не могу не дать твой адрес на сайте. vernaya7@mail.ru. При всей её занятости, она всегда поможет.
В Игл Ривьер нас встречают Мэг и Наташа. У них большой гостеприимный дом, лужайка. Хозяева накрывают на стол, мы отправляемся париться. Настоящая русская баня в Америке. Мэг говорит, что на даче (ранчо, гасиенде, фазенде) баня ещё лучше. Она совсем рядом - 30 минут на машине, потом 5 минут на самолёте. После бани застолье, разговоры, песни под гитару. Наташа отлично поёт. Они с дочерью Златой руководят "Русским Хоровым Ансамблем на Аляске". В хоре много американцев. Нам показали запись концерта посвящённому Дню Победы. Это что-то! Мне так понравилось, что Мэг нашёл диск с записью концерта и подарил мне. На следующий день мы помогли Мэгу пополнить запас дров для бани, снять с крыши мастерской упавшее дерево.
Вечером к Анне собралась компания. Барбекю, фильм о Байкале и Эвересте, впечатления о походе, об Аляске. Обмениваемся адресами, находим общих знакомых (и это на Аляске!!!), расспрашиваем об их жизни здесь. Теперь у нас есть друзья не только на Аляске, а и в Нью-Йорке, Калифорнии…
Потом были экскурсии по городу, поездки в православную церковь, в русскую школу, по магазинам.
Кризис, о котором говорят по телевизору, коснулся и Америки. Самая популярная вывеска "SALE". Распродается всё - магазины, дома, бизнес. Поразили скидки - до 80-90%. Бензин стоит столько же, как и в России. Мы живём по мировым ценам! Правда, средняя зарплата в Штатах 3000$, а у нас 300.
Когда Анна уезжала на работу, нас катала по Анкориджу её подруга из Нью-Йорка Валя. Для этого ей приходилось временно забыть про свой бизнес, а она на Аляске в командировке. Последнюю ночь прошла в разговорах. Потом нас отвезли в аэропорт.
До свидания, Аляска.

Сиэтл. В Сиэтле мы попросили перерегистрировать наш багаж не до Копенгагена, а сразу до Москвы. Этим мы уходили от возможной оплаты за провоз лыж. Посмотрев наши билеты, работники аэропорта сказали, что между рейсами в Дании у нас более 12 часов. Значит, нам должны выдать багаж там, но так как у нас нет шенгенских виз, получить его мы не сможем. Во как. Служащая авиакомпании "SAS", проанализировав ситуацию, связалась с "LUFTHANSA" и за 30 минут нам обменяли билеты на другой рейс через Франкфурт. Совершенно бесплатно.

Франкфурт. Отличный город! Зоны для курения расположены через каждые 50 метров. Много указателей на русском языке. Русская речь слышна повсюду, особенно в "duty free". Цены в Европе похожи на американские, но в евро.
Москва. Тёплая встреча. Шампанское. Всё.


Комментарии
Юрий Жерняк27.07.20, 14:32
Ну... каждому свое. Лютый холод не каждый оценит. 
Не согласен. Зима лучшее время в любом регионе планеты, и на Аляске в том числе. 
.07.01.18, 19:35
Аляска 
Аляску лучше всего посещать летом, потому что это самое благоприятное время года! Если вы собираетесь ехать в город Сьюард, а мне нужно было именно туда, то вас может обмануть интернет. Дело в том, что в Сьюарде есть аэропорт, и в интернете про это написано, но самолеты туда не летают. Не знаю почему, может он не рабочий, а может потому что городок совсем не большой, но купить билет сразу в Сьюард нельзя. Поэтому если вы летите, то скорее всего прилетите в аэропорт в Анкоридже. Сам по себе город напоминает другие города Америки, хорошие дороги, есть различные магазины и кинотеатры. А вот за городом начинается красота и природа! Мы поехали в приключенческое путешествие в горы. Сняли машину на прокат и настроились на поездку. В городе горы тоже видны, но это совсем не то, что в близи! Мы также встретили интересных зверей по дороге, именно поэтому на дороге много предупреждающих знаков. По приезду нас встретили американские друзья, которые дали нам в аренду каноэ. Мы сели в каноэ и поплыли вниз. Ощущения просто непередаваемые, стоит попробовать хотя бы раз!
О Маршруте
Ссылка:
Опубликовал: Машников Александр