Цели, задачи, рабочие группы

Перед экспедицией стояли следующие задачи:
1. Нырнуть в Северо-Восточное озеро (Миненков ныряет, Иванов и К обеспечивает)
2. Расширять ход по тяге, найденный в ноябрьскую экспедицию Хмелевским (группа Драчковой и группа Снеткова)
3. Поискать места для дальнейшего прохождения (Керченский и Талия)
4. В Мчиште , в Глиняной Стране и на Северной реке продолжить исследования (группа Коновалова)
Работы группы "Крым" с историческим отступлением. Александр Коновалов

Первый рабочий день 02.01

Направлений для работы было  достаточно, выбрали три основных - это Хлын-Хлын, нижнее течение Северной реки  и узость за Глиняной страной.

Алёна Кибиткина с Лизой Винокуровой отправились на разведку в Хлын-Хлын.  Из всей группы ни кто не был в конце этого восхождения, поэтому их выход носил исключительно разведывательный характер. Саша  Кузнецов с Сергеем Власенко отправились разведывать ходы над нижним течением Северной реки.  А мы с Евгением Безгодовым отправились ковырять неприятную обводнённую узость за Глиняной страной. Воды к счастью было не много, это позволило работать без гидры.

Лично у меня отношения с этой узостью довольно долгие.  Обратили на неё внимание  во время топосъёмки мы  с Алёной Куприяновой ещё в январе 2016 году.  Тогда это место представляло из себя лужу на вершине натёка, которую питал приток , приходящий откуда-то из-за стены.  Поковыряв молотком камни и спустив немного уровень воды в луже нам удалось протиснуться между  водой  и каменным навесом в тело притока.  Несмотря на работы по понижению уровня воды  мы вымокли все, по очереди исполняя подныривающее движение. Внутри мы обнаружили восходящую узкую полость  метров около двух длинной, далее  за перекрывающим дорогу камнем виднелось расширение, ощущалась явная тяга воздуха. Направление признали перспективным, но очень уж проблемным. Одно только подныривание под навес отнимало уже кучу сил.

В следующем 2017 году с Ромой Бирюковым  мы занимались расширением узости неподалёку, но поняв её полную бесперспективность  уделили немного времени  этому направлению. В результате ещё немного опустили уровень лужи и после освежающего лежания в ручье убрали камень в узости, преграждавший выход в "зал". Но халявы там не было.  Убрав ещё кусок придонного  чемодана попали в основной объём и дошли до источника воды. Приток представлял из себя ручей, текущий из завала в потолке. От желающих проникнуть в приток выше,  охраняли заклиненные в потолке камни. Поднявшись распором я заглянул в приток и ретировался. К таким работам я был не готов морально и технически. Очень хотелось иметь в напарниках  кого-то более опытного в прохождении восходящих завалов.

В 2018 году я снова попытался подступиться к этому притоку. В компании с Артёмом Семёновым.  Один день я ковырял приток молотком и разбуривал камни перфоратором ибо другие способы  не подходили.  За день ковыряния дыры под водопадом я промок и подмёрз. Ещё очень сильно досаждала узость  на входе, но времени на работу было не много и поэтому решил его потратить на сам приток.

В январе  2019 года в экспедиции принимала участие известная двойка проходчиков Грачёв-Дудаков и конечно же  она была брошена на борьбу с данной узостью. Первым делом они расширили подходы к залу, чем сильно облегчили работу. Но и в этот раз пройти выше по притоку им не удалось - Женя Снетков запросил помощь  у лагеря Шелепина и третьего рабочего дня у них уже не было.

Первый рабочий день в этом году успехов не принёс. Двойка Грачёв-Дудаков очень комфортно расширила вход и теперь проникновение к месту работы не представляло собой мокрый подвиг с элементами йоги. Саму узость расширять они только начали, по виду убрали один камень со стены, упростив подход к самому завалу. Сперва я попробовал продолжить их работу.  Попытка работать инженерным методом у меня провалилась. Весь "пшик" от двух шпуров уходил куда-то в трещины, хотя на первый взгляд предпосылок для этого не было видно. После вчерашней заброски рабочий день был сокращённый, поэтому заметных успехов я не добился в этот день.

На вечер первого дня результат остальных групп был следующий: Алёна с Лизой нашли и осмотрели место работы и готовы завтра к топосъёмке Хлын-Хлына.   Саша с Сергеем пришли, прошли и размотали. Двигаясь прямо вдоль реки (не сворачивая к красному шнурку) вышли в новую лабиринтовую часть, конца и края которой не видно.

Второй рабочий день 03.01

Сегодня мы с Сергеем  снова отправились за Глиняную страну, а вся остальная группа пошла в Хлын-Хлын, топосъёмить, проходить и менять навеску.

Второй рабочий день  был полноценным. Сперва я сжёг ещё пару конфет, и осознав тщетность этого метода  принялся просто доставать камни из завала. Когда я ковырял молотком завал постоянно пытался прикинуть предстоящий объём работы. За одним камнем лежал следующий, проникновение казалось невозможным.  Призрачное продолжение лишь едва просматривалось под определённым углом.  Ближе к концу рабочего дня проход начал просматриваться всё дальше и шире.  Появилось желание и возможность засунуть туда голову. За день работы в непосредственной близи  от водопада я уже порядком подмок и поэтому старался отвести воду, чтобы было суше лежать. Все меры были бесполезны.  Проникнув примерно на метр в тело завала я снова упёрся в камень и чтобы его выкатить оттуда конечно же лёг прямо в ручей. Минут через 20 я смог поместить в завал всё тело целиком. Вердикт снова неутешительный. Здесь халявы тоже нет! Вот я лежу в ручье. Вперёди, дальше вытянутой руки камень, из-под которого вытекает ручей. Сразу же представил себе ванну, наполненную водой, сливное отверстие которой затыкает этот самый камень. Связываться с ним  не стал. Объём полости, в которой я лежал не сильно превышал объём моего тела, но голову поднять было можно. В дальней части тяга отсутствовала, хотя в начале была очевидна. Правая стена была коренной, всё остальное - крупные камни. Примерно в середине хода, если смотреть назад имелся просвет, в который виднеется часть коренной стены.  Туда-то и уходит тяга.  Около стены даже просматривается некоторый объём, но попадать в него мне уже совсем не хотелось.  И снова я покинул завал с полным непониманием  того, что делать с полученным успехом и как там работать дальше.  Похоже придётся дальше работать в гидре, т.к. лёжа в откровенном водотоке надеяться на аккуратность уже не приходиться.

Третий день 04.01

Третий рабочий день был крайним в лагере и поэтому мы с Сашей Кузнецовым его потратили на изучение ходов над нижним течением Северной реки.

Остальные ребята продолжали работать в Хлын-Хныне. Сегодня они планировали пройти за узость.
Позавчера ребята пошли вниз от поворота к красному шнурку. Верёвка около двадцати метров приводит в лабиринтовую часть. В одном месте есть водопад. Расход не более 5 литров.  Вода приходит с высоты около  пятнадцати метров.  Саша Кузнецов  прошёл его лазанием и закрепил верёвку.  Крутонаклонный ход приводит к довольно глубокому "водохранилищу" с плотиной.

Источник воды скрыт за поворотом,  свод понижается. К притоку пройти можно только в гидре, т.к. глубина  около метра.  По предварительным прикидкам уровень воды можно понизить слив её через шланг или отверстие в плотине. Далее от лужи есть выход к отвесу, под которым находится  островок возле сифона Северной реки.  Верёвку навесили и спустились.

Бегло осмотрели местность и пришли к выводу что есть достаточно много интересных продолжений. Верёвка и время закончились и на этой оптимистичной ноте мы направились обратно в лагерь.

Сегодня ребята в Хлын-Хлыне сделали топу до узости, но за узость прошли, не все. И пока придётся довольствоваться лишь описанием Сергея Власенко.

"Узкий меандр-шкуродер (нужны инженерные работы ), пролез его и вышел на середину вытянутого вперёд, слегка поворачивающего влево и расширяющегося, колодца, на глыбовый завал (примерно середина колодца). Характерного шума(гула) воды, как в шкурнике не было. Слышно, лишь ручей вытекающий сверху в левой части колодца, на высоте примерно 15 метров, вниз можно опустится примерно метров на 12 . Перед узостью есть бухта веревки примерно 40 м. Нужно переделать навеску последнего колодца , трение верёвки".