Детское желание.

Не ходите, дети, в Африку гулять!
К. И. Чуковский
В течение нескольких лет я совершал походы в октябре по разным районам нашей страны.  В конце концов, пришёл к выводу, что если будет возможность не ходить в походы в это время,  то эту возможность использую. Прошло несколько лет и в этом году свободное время появилось только в октябре. После раздумий решил нарушить свой принцип и совершить поход в Восточном Саяне по Тункинским гольцам. Победило детское желание узнать, а много ли там снега. В очередную авантюру решил отправиться один.
Впереди горы.

14 октября. Пос. Нилова Пустынь - р. Чертолен - Горхон.                                             Приехал в Иркутск. До посёлка Нилова Пустынь раз  в сутки ходит автобус. На автовокзале купил билет и в 8-45 ч. отправился в путь. В 15-30 ч. приехал в Нилову Пустынь. Ясная погода, тепло 8°. Через час пути, по дороге в посёлок Хойто - Гол сворачиваю на грунтовку, ведущую на перевалы Шумакский и Хубутский. Прохожу мимо новых построенных изб. Рядом 3 юрты, стоят машины. Людей не видно. За мной увязались две собаки. Дружелюбный, балбесистый, лохматый подросток и сучка с мордашкой - я люблю тебя до слёз. Сейчас нужно не ошибиться в многочисленных речках и попасть в ущелье реки Хаюрта. Для ориентирования у меня имеется только обломок наливного компаса и карта хребтовка. Прошёл речку Эхе -Гер. Свернул с дороги и пошёл на севера - запад, запад. Берёзовый лес чередуется с большими полянами. Перешёл речку Хубуты. Подошёл к третьей речки и в 18-50 ч. остановился на ночёвку. Выдал сопровождавшим меня собачкам по сухарику и затем проявил человеческое коварство. Злобными криками и камнями стал отгонять от стоянки, чтобы они не увязались за мной на свою погибель. Установил палатку. Стемнело в 20 часов. Просматриваются чёрные контуры гор. Небо ясное, светит луна. Похолодало до -4°.
Меткое попадание в ущелье Хаюрты.

15 октября. Река Чертолен - Горхон - р. Хаюрта.
Ночь выдалась шумной. Послушал н а плеере аудиокнигу и лёг спать. Чтобы не замёрзнуть взял два спальника общим весом 2,5 кг. В 22-30 ч. рядом раздался топот крупного животного. Выглянул из палатки и осветил фонариком. За речкой мелькнули убегающие лошади. Всю ночь какая - то птица по голосу похожая на ворону без перерыва с пулемётной скоростью каркала и тяжко вздыхала. Проснулся в 7 часов. Тишина, ясное небо, -11°. Когда готовил завтрак в нескольких сотен метров от стоянке неожиданно раздался вой в несколько глоток. Присоединяюсь к хору. Через пару минут хор замолк. Волки? У собак такого вокала не слышал. Через полчаса со стороны дороги в посёлок Хойто - Гол раздался звук полицейской сирены. Оставляю шумное место и ухожу вверх по сухому руслу речки которую я определил как Чертолен - Горхон. Через час пути по руслу повернул на севера - запад и через 15 минут вышел к полноводной Хаюрте.
Пришлось одеть сапоги. Побродив с одного берега на другой, добрался до каньона.
По валунам, ломая лёд, через потоки воды, обхожу прижимы, но к сумеркам каньон не преодолел. К счастью, для ночлега нашёл небольшую площадку и смог установить палатку.
Появилась луна и осветила ущелье. На термометре -3°.
К истоку Хаюрты.

16 октября. Река  Хаюрта - исток реки Хаюра.
Вышел в 9-30 ч. Небо ясное. На выходе из каньона поперёк речки лежит огромная глыба. Преодолеваю глыбу с правой стороны и неожиданно нахожу тропу. Она должна идти по левому (орф.) берегу Хаюрты значительно выше каньона. Тропа выводит к старой, разрушенной избушки. Днём потеплело до 0°. Лес закончился между первым и вторым притоками.
Побрёл по колена в снегу и у второго притока тропа теряется.
В 18 часов останавливаюсь на ночлег в цирке напротив перевала Панкова.
Вечером температура опустилась до -8°. Задул ветер. Луна осветила горы.
Через перевал в долину Архата.

17 октября. Исток реки Хаюрта - пер. Панкова 2а - р. Архат.
Утро пасмурное, ветер, идёт снег. После завтрака лёжа в спальнике, наблюдаю как на скатах палатки накапливается снег и скатывается лавинками. Жду у гор погоды. Простой перевал можно было бы проскочить, но 2а не пробежать. В 14 часов в разрывах облаков появилось солнце, ветер уменьшил напор, видимость улучшилась. Быстро собрал рюкзак и в путь. По заснеженной осыпи метров 300 с максимальной крутизной 30° поднимался  долго и тяжко. Палка, которую использовал, как альпеншток везде погружается в снег до 1 метра. Вылез на седловину шириной 200 - 300 метров. Сильный ветер со снегом в лицо. Тура не нашёл. Кругом сугробы. Прошёл до конца влево, затем вернулся на середину. На скале висит петля. Отошёл от неё вправо  несколько шагов и нашёл спуск без верёвки. По скале спустился вниз 10 метров и, прижимаясь к склону начал траверсировать влево вниз.
 Вылез на отвес. На скале нахожу небольшой выступ. Вешаю на него связанную петлёй 6 - миллиметровую верёвку и спускаюсь 7 метров.
Снова иду влево вниз до снежника. Дальше утопая в снегу, спускаюсь, вправо обходя большие валуны.
Наконец внизу. Уже в темноте вытаптываю площадку и устанавливаю палатку.
Похолодало до -12°, ветер.
Вниз по Архату.

18 октября. Река Архат - р. Баром - Гол.
Утром небо ясное, -15°. Выхожу в 10 часов. Бреду вниз по замерзшей реке Архат вдоль заснеженных хребтов.
Через 500 метров преодолеваю первый ригель на реке и подхожу на освещенный солнцем участок долины.
Здесь тепло. Солнце уходит и в тени мгновенно становится холодно. Прибавляю шаг и стараюсь не отставать от  уходящего солнца. Над головой пролетают две вороны, шурша крыльями как веером. Больше ничего живого в окрестности не видно. Выхожу на озеро. Идти стало легче.
Чем ниже спускаюсь, тем меньше снега. Днём потеплело до -8°. Возле второго озера появились отдельные лиственницы, пахнет багульником. Вспугнул стайку белых куропаток. Подхожу к левому притоку Барум - Гол, который вытекает из огромной морены и на месте слияния с Архатом образуется участок похожий на замерзшее озеро. Летом здесь наверно заболочено. Речка освободилась ото льда и бежит через кедровый лес.
Перехожу на правый берег. Архат уходит в грандиозный каньон со стенами в сотни метров. Не пытаюсь его даже фотографировать. Нельзя объять необъятное. На слиянии с незамёрзшим правым притоком Баром - Гол останавливаюсь на ночлег. У костра, наконец смогу просушить обледенелые спальники. Небо по - прежнему ясное, -10°. Тишина и только речка шумит в низу.
На Лабиринт через лабиринт.

19 октября. Река Баром - Гол - р. Зун - Гол.
Вышел в 10 часов. Небо ясное, -12°. Вдоль Архата нашёл заснеженную тропу. За 200 метров от слияния с левым притоком попытался сократить путь и вышел на левый берег Зун - Гола. Берег оказался высоким и пришлось возвращаться на Архат. Тропа упёрлась в огромную скалу. Прыгая через поток с берега на берег выбрался на слияния речек, а затем перебрался на правый берег Зун -Гола. На берегу старая стоянка. Место знакомое. В августе прошлого года пережидая снегопад, устроил здесь днёвку.(htt://nature.baikal.ru/Одиночный дурпоход по Восточному Саяну). На стоянке облегчая рюкзак, оставил сапоги, взятые на выброс. Надеюсь, что в дальнейшем они не пригодятся. Пошёл по тропе вверх по Зун - Голу. В лесу тишина, тепло 1°. Из - под снега видны красные капельки брусники. Возле кустов миниатюрные, как от лягушки, следы зайчика, а также малюсенькие следы копыт. Наверное, кабарги. Пересекаю правый приток с щелеобразным каньоном и опасным обледенелым спуском. За последним правым притоком лес закончился и снова побрёл по глубокому снегу, проваливаясь между камнями.
В 17 часов останавливаюсь рядом с перевалом Лабиринт. В левой стороне перевалы Ложный Четырёх, Четырёх, Семинаристов. Перевал Лабиринт широкая седловина окаймлённая скалами. Видны следы небольших лавин. Кругом суровые заснеженные горы. В 19 часов вершины хребта розовеют под лучами заходящего солнца, -10°, лёгкий ветерок. Луна сменила солнце и всю ночь светло.
20 октября. Река Зун - Гол - пер. Лабиринт 1б - истоки реки Левый Шумак.
Утром выбрался из своего обледенелого жилища и в 10 часов полез на перевал.
С трудом пробираюсь через рыхлый и глубокий снег. Местами упираюсь по грудь в снежную стенку, ухожу в сторону, лавирую. Избегаю спускаться в кулуар. Там снег глубже и большой риск попасть в лавину. На середине пути неожиданно налетел ветер, пошёл снег, и видимость уменьшилась до 200 метров. Последние 30 метров лезу по скале и в 14 часов выбираюсь на перевал.
Не пытаюсь искать тур и сразу пошёл в низ.
По насту и осыпи спустился за 20 минут. Ветер и снегопад усилились, -6°. Виден только ближайший склон. Устанавливаю палатку. Остаток дня греюсь возле горелки, сушу спальники и на плеере слушаю аудиокнигу с названием близким моему походу "Темно, далеко, поздно". Вечером по - прежнему окружает белая мгла.
Через перевал Эхегерский.

21 октября. Истоки реки Левый Шумак - пер. Эхегерский 1а - р. Эхе- Гер.
Наступило суровое утро.
На термометре -23°. Небо ясное, слабый ветер.
Пошёл на перевал Эхегерский.
За час влез на первую морену.
По второй морене подобрался под взлёт перевала и опять два часа барахтанье по снегу.
Последние 20 метров несложные скалы, но обутый в неуклюжие ботинки и бахилы с трудом забираюсь на седловину.
Всё залито солнечным светом,  по - прежнему холодно -20°. По осыпи покрытой настом спускаюсь с перевала.
На западе возвышается громада пика Скалистый.
Дальше через курумники, по льду двух озёр выхожу на тропу с перевала Шумакский. Тропа занесена снегом и часто её теряю. Внизу всё затянуто свинцовыми тучами. В темноте подхожу к правому притоку реки Эхе - Гер. На спуске к ручью нахожу небольшую площадку и останавливаюсь на ночёвку. Выше по ручью блестит ледяной столб застывшего водопада.

Возвращение.

22 октября. Река Эхе - Гер - р. Ихе - Ухгунь.
Утро тихое, без ветра, -15°. До горизонта не единого облака. Спускаюсь к лесу.
Спугнул рыжую лисицу с белой грудкой и пару ворон. Когда подошёл ближе увидал их трапезу. Обглоданный труп лошади. Тропа повернула вправо от реки Эхе - Гер и повела в сторону реки Хубуты. В 16-30 ч. вышел на поляну с новым навесом. Внутри стол и скамейки. Остановился на отдых. Вдалеке грохнули два ружейных выстрела. Вот и нац. парк, где охота запрещена. Потеплело до 2°. За поляной тропа перешла в лесную дорогу с опавшими берёзовыми листьями и желтой лиственничной хвоей. Остался позади позолоченный закатом Тункинский хребет, а впереди белоснежный Хамар - Дабан. Берёзовый лес сменился сосновым бором. В темноте подошёл к посёлку Нилова Пустынь.
На берегу Ихе - Ухгунь установил палатку. Небо в звёздах. Бодрящий морозец -15°. Луна прожектором освещает округу. Завтра автобус, прощальный взгляд на красоту Тункинских гольцов, станция  Слюдянка, копчённый омуль, домой.