Содержание отчёта

Идея похода: Совершенствование спортивного мастерства на короткой насыщенной речке, не требующей пешей заброски: «спорт и отдых!».

Варианты подъезда и отъезда: До города Абакан - на железнодорож-ном транспорте. От жд.станции Абакан до города Кызыл довозят частным извозом на «Газелях». От Кызыла на машинах повышенной проходимости до места стапеля тоже везут частным извозом. В Абакане водители встречают поезда, спрашивая куда кому надо, а довезя до Кызыла переадресуют тем не-скольким мужикам, что осуществляют заброску на реки. Если все эти мест-ные мужики отсутствуют, то можно обратиться в местный ДОССАФ, но де-нег выложишь в два раза больше. Завершить сплав можно в городе Кызыле и найти попутку в Абакан, а можно за 50 км по Бий-Хему до Кызыла, но до трассы оттуда 9 км по «лесовозной» дороге. Встреченная группа москвичей поделилась информацией о заброске, которой мы и воспользовались: Филип-пов Виктор Анатольевич (г. Абакан) тел.(39022) 74765, сотовый 89039866689, e-mail V.Filippov52@mail.ru. Он сам из Кызыла переехал не-сколько лет назад – всех знает и под ним бегают пять «Газелей»: что-то про-изойдет с одной – подъедет другая. Мужик обязательный! Вместе со мной встречал поезда на которых могли подъехать остальные участники похода (с 6:00 до 10:00). К 19:00 довез до Кызыла (в пути сделали две остановки в шашлычках: там, где обедал водитель, и там, где обедали мы). Его родной брат, который мог бы забросить на речку, еще не вернулся с предыдущей за-броски, поэтому Виктор довез нас до места за протокой, где поблизости рус-ские, а тувинцев нет, где мы лагерем переночевали. На утро он со мной про-ехал по другим вариантам заброски, включая ДОССАФ, мне более понрави-лась сумма 8000 рублей, а не 15000 рублей, поэтому мы поехали на машине пятидесятилетнего Алексея с улицы Тракторной или Транспортной. Подож-дали до 14:00, пока Алексей готовил машину (была просрочена страховка) и поехали. В 22:00 доехали до брода через Улуг-О и дальше ехать не стали, так как воды нам было более чем достаточно (по словам водителя: ехать до обычного места стапеля еще часа два, а сплавится на этом участке можно бы-стрее). Виктор встречал нас на 50 км по Бий-Хему до Кызыла в назначенный день и довез до Абакана (взял по 600 рублей с человека и 700 рублей за весь багаж; москвичей вез за 600 рублей с человека без оплаты багажа, но тех бы-ло не 8, а 9 человек). Итого 5500+5500+8000=19000; с каждого по 2375 руб-лей. При этом, уговорив нас сойти с маршрута раньше на 50 км (его выгоды при этом лишние 18 км пути, то есть одни расходы – но с тувинцами при этом мы почти не пересекаемся), он взял нам по списку железнодорожные билеты на обратный путь. Можно сказать в лице Виктора получили целое ту-рагенство по цене транспортных расходов группы. Рекомендую!
Ниже привожу выдержку из отчета Антона Каменецкого от 2001 года:
Находясь в Москве, мы вели переговоры с Мергеном Кончуком, директором фирмы Тува-Тревел, относительно заброски Абакан-Кызыл и Кызыл-Бояровка-Улуг-О (см. отчет Дм. Шишкова, пользовавшегося услугами его фирмы в 2000 году). Переговоры зашли в тупик после того, как Мерген выставил чрезмерно высокие цены на заброску, существенно пре-вышавшие прошлогодние (ок. 7000 р. на участке Абакан-Кызыл и 8500 р. на участке Кы-зыл-Бояровка-Улуг-О). Было принято решение искать машину на месте.
Найти машину в Абакане не представляет труда -- хорошо развиты услуги по перевозкам на любом виде транспорта со стороны местного населения, цены устоявшиеся в размере примерно 4000 р. за машину типа "Газель", формирующуюся по принципу наполнения (400 р. с человека за место). Хорошая асфальтовая дорога ведет до Кызыла и далее до Бояровки. Поэтому прилетевших самолетом уже ждали две "Газели", готовые к отъезду (решили не экономить на комфорте и не влезать в одну машину). Расстояние около 420 км, время в пути около 6 часов. Рассчитывать на рейсовые автобусы не советую, идет три автобуса в день, они переполнены, и находятся в дороге больше 10 часов. Цена билета 250 р. плюс оплата багажа.
Найти машину в Кызыле можно на местной базе ДОСААФ -- "РОСТО" за 7000 р. Тем не менее, мы решили сэкономить и поплатились за это. Нас взялся везти за 2500 р. водитель ГАЗ-66 (на бензине). Водитель плохо себе представлял длину и сложность дороги, и по-этому не рассчитал количество бензина. Проехав примерно треть пути, мы вернулись в Кызыл и заночевали в охранном помещении местной гостиницы "Монгулек", заплатив за ночь 400 р. На следующий день мы успешно доехали до места на досаафовском "Камазе". Дорога, действительно, сложная, почти вездеходная. Начиная от Бояровки она легко про-ходима даже на "Нивах", но потом постепенно ухудшается. На ровных участках -- грязи и глубокие колеи, грузовик вынужден объезжать затопленные участки дороги, на крутых склонах -- крупные камни. Следует быть особенно внимательными в дождь -- дорога сильно ухудшается и может стать непроходимой для более слабых машин типа ГАЗ-66 и УАЗ. Поэтому, при поиске машин не следует экономить, и надо рассчитывать только на трехосные дизельные "Камазы" или "Уралы" с кузовом, оборудованным для перевозки людей. Ехать на УАЗе, любых бензиновых машинах, рассчитывать на попутки, золотодо-бытчиков и т.п. можно только при отсутствии денег и при наличии неограниченного ре-зерва времени, либо при большом желании пройти часть дороги пешком. Про золотодо-бытчиков вообще лучше забыть -- они не поедут из боязни потерять единственную при-личную работу в этой дыре. Искать машины в Бояровке также не стоит, лучше всего ис-кать в Кызыле.
Дорога от Бояровки идет почти строго на север, проходит по долине р. Копто до ее исто-ков, пересекает ее по "Чертову мосту" (недавно построен новый мост), далее взбирается на перевал Копто высотой 2005 м. (точка PERE-1), а вскоре после него -- на другой пере-вал, где стоит триангуляционный знак (точка TRIAN). На пути дорога несколько раз пере-секает многочисленные притоки различных рек вброд. Глубина бродов до полуметра.
Дорога некоторое время идет по котловине, где берет начало р. Дерзиг, текущая на восток. Спуск в котловину пологий. В котловине река пересекает р. Дерзиг, от перевала Копто до брода 6 км. Через 2 км. дорога вновь взбирается на еще один перевал Сыынак высотой 1980 м. (точка PERE-2), после чего попадает в зону водосбора Улуг-О.
Здесь дорога резко меняет направление, закладывая 20-км петлю на восток, огибая об-ширное болото и хребтик левого берега котловины, в которой берет начало Улуг-О. В котловине Улуг-О, перед пересечением притока Кара-Сук, дорога раздваивается. Основ-ная идет направо на восток в пос. Тоора-Хем -- центр Тоджинского района, а второсте-пенная -- на север к Улуг-О. На участке до ответвления на Тоора-Хем трасса, как ни странно для таких диких мест, довольно оживленная -- за время нашего пути мы встрети-ли около 10 машин.
К Улуг-О дорога выходит в месте впадения Кара-Сук. В нашу воду в точке пересечения вполне можно было собирать катамараны, только стоянка плохая. Идущая за нами группа нашла хорошую стоянку в 300 м. назад по ручью, там есть лес. Затем дорога идет по пра-вому борту котловины в стороне от реки мимо пастушьих летников (обозначены на 10-км. карте). Котловина постепенно сужается, и примерно через 10 км. после летников дорога вновь пересекает Улуг-О и идет, судя по карте, мимо заброшенного прииска в район Биче-О. Впрочем, так как местность позволяет, дорога часто разветвляется, подходит к берегу, и определить точное место пересечения сложно. Согласно лоции Сизова, дорога идет к заброшенному поселку геологов, расположенному в 1 км. от левого берега Улуг-О в 2 км. ниже впадения левого притока р. Хулле. По дороге можно доехать почти до начала второ-го участка -- ущелья. Дорога пересекает реку три раза на участке до впадения притока Хулле.
В верховьях Улуг-О, вплоть до начала первого ущелья, много людей. Помимо пастухов, живущих в летниках, мы встретили примерно 5-6 рыбаков и видели три "уазика" на берегу реки в разных местах. Как ни странно, это труднодоступное место было гораздо более обитаемым, чем Бий-Хем в районе впадения Улуг-О.
Грузовик выгрузил нас примерно в 2 км. после летника, после крутого спуска с борта кот-ловины, у берега Улуг-О, в месте, где река собирается в одно русло после небольшого су-жения котловины. До этого она текла в широкой пойме, заросшей невысоким, но густым кустарником, сильно затрудняющим движение по берегу и подходы к воде. От реки до ле-са на склонах котловины около километра. От места первого пересечения Улуг-О (стапель Сизова) мы проехали вниз по реке более 15 км.
Судя по кострищу и отсутствию кустарника, это место не раз использовалось для стоянки. Дров и леса в непосредственной близости от реки нет, немного дров есть выше по склону примерно в 150 метрах от лагеря, где растут несколько деревьев. Точка лагеря UL1. Води-тель заночевал рядом с нами, мы доплатили ему 500 р., т.к. деньги за заброску были за-плачены в кассу, и угостили водочкой.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты. Аварий-ный выход с маршрута возможен только за 65 километром Бий-Хема, где на правом берегу подходит проселочная дорога и стоят машины конной турба-зы, что расположена ранее на левом берегу и хорошо видна с воды. Потом проселочная дорога подходит на протяжении от 57 до 50 километра Бий-Хема, где до трассы Кызыл-Абакан надо ехать 10 км. Нам встречались на Бий-Хеме моторки и баржи по несколько раз в день, вероятно, могут быть и попутные, но нас никто не обгонял.

Изменения маршрута и их причины. Сократили маршрут на 50 км по Бий-Хему, не дойдя до Кызыла: в связи с ожиданием нас в этом месте маши-ны и несравненно большим комфортом антистапеля на этом месте. Увеличи-ли на 20 км маршрут по Улуг-О за счет уровня воды выше среднего, что дало возможность стартовать с первого места выхода дороги к реке.
Техническое описание прохождения группой маршрута

08.08.05.

Стабровский и Джигимон добрались до Абакана накануне (07.08.05) и обеспечили группе машину до Кызыла. Основная часть группы ехала из Омска с пересадками – они добрались к 10:00. Машина ожидала группу еще с 06:00, поэтому сразу погрузились и поехали. Перекусили в дороге.
К 19:00 приехали в Кызыл. Проблем не возникло: водитель всех знает и водителя все знают. Из-за отсутствия брата Виктора, который не вернулся с предыдущей заброски – отложили поиск другой машины на следующий день и расположились в окрестностях Кызыла на берегу Каа-Хема за дамбой, то есть от населёнки нас отделяла протока (JPS точка 85).
09.08.05.

Утром Виктор заехал за нами. Я и Юра проехали с ним по городу: на Тракторной свернули к старожилу зимников Тувы Алексею. Машина на месте, но страховка истекла – надо оформлять. Возьмет с нас 8000 рублей за заброску, машина будет готова к 14:00. Заехали в ДОССАФ. Там запросили 15000, Виктор поговорил приватно и передал, что меньше 12000 они не скинут. Других машин повышенной проходимости, известных Виктору, в городе не оказалось. Мы с Юрой и в ДОССАФ то ехать не стремились: Алек-сей нас устраивал, но Виктор хотел предложить нам выбор! Если бы вез брат Виктора, то дорога гам обошлась бы дороже: с москвичей он запросил 9000 по сухой дороге и 10000, если дорога после дождя превратиться в грязь. У москвичей дорога была сухой. А перед нашим приездом лил сильный дождь и конца слякоте не предвиделось.
Виктор вернул нас в лагерь, уговорил сойти с маршрута раньше на 50 км, собрал деньги на железнодорожные билеты и сделал список паспортных данных (я ему написал заявление на имя начальника вокзала, что ответствен-ность за написанные паспортные данные несу сам, как руководитель похода). После этого Виктор поехал контролировать Алексея. В 12:00 он прислал SMS, что Алексей готов и подъедет в назначенное время.
В 14:00 начали грузиться и вскорости выехали. По дороге встретилось несколько неприятных мест, где опытность водителя необходима; да и в оче-редности поворотов на развилках чёрт ногу сломит. Многолетний опыт води-теля геологической партии Алексею явно не мешал!
Временами лил дождь. Прокололи колесо и под дождем его меняли.
В 21:00 выехали в долину Улуг-О. Стало темнеть. К реке подъехали за-темно. Переправились.
Алексей предложил дальше не ехать: во-первых, там самый плохой участок дороги, во-вторых, возможно мы предпочтем начать сплав прямо с этого места. Дрова мы набрали с собой еще по дороге. Заночевали (JPS точка 87).
10.08.05.

Уровень речки упал на 5-10 см, но всё равно уровень выше среднего на 20-25 см. Решили делать стапель на этом месте.
Переменный дождь предыдущих дней сменился облачностью 10 бал-лов. Холодно.
11.08.05.

Ночью были звезды, а утром туман. Но все равно к обеду было пасмурно.
В 11:45 вышли походным строем без соблюдения дистанции. Впереди К2-1 (Стабровский, Джигимон), потом К4 (Ситковский, Баженов, Жук, Боб-рова). К2-2 (Мишин, Бачериков) пошли последними.
Речка в начале равнинная: содержит разбои и перекаты.
В 13:45 встали на пятнадцатиминутный отдых (JPS точка 88). По пути обогнали УАЗик, переправившийся за полчаса до нашего старта. На берегу рыбаки, УАЗики (при переправе снимают ремни: по стекло дверки ныряют). Обед в 15:40 на косе справа на острове (JPS точка 92). Вышли в 17:35 в дру-гом походном порядке: К4, К2-1, К2-2. и сразу вошли в ущелье. Мои попыт-ки поставить JPS точку 92 совпали с желанием Ани сфотографировать при-ток справа. Сделать это мы смогли, но я больше в каньоне на воде не ставил точки, а Аня не фотографировала – некогда было! В 18:25 встали на десяти-минутный отдых.
После очередного десятиминутного быстротока вышли на плес! В кон-це плеса поставил JPS точку 94. За ней сразу порог Ташаузский, поэтому для его просмотра лучше чалиться в плесе. С К4 говорят, что планировали про-смотреть по берегу, но сориентировались и с воды. Мне при прохождении на Кулике 10-й модели не показалось, что прохождение этого порога видно с воды, тем более, что и после порога быстроток, а улово есть только после следующего препятствия (разбоя), где и ждала нас К4. Я же чалился на бы-стротоке – для страховки с воды сзадиидущей двойки.
В 19:30 встали на стоянку по левому берегу (JPS точка 95), сделав бо-лее 200 метров дистанцию с лагерем челябинцев. Обновил вязки рамы по правому борту – прохождение Ташаузского у самой скалы справа тоже имеет свои минусы.
12.08.05.

Шли 11:40 – 13:00, 13:15 – 14:20. На обед встали за двоешным порогом. Порог явно выраженный! А по используемым лоциям предшественники порог «Начало» не заметили. Мы засомневались в правильности идентификации порога. Походный порядок был изменен: впереди проклады-вает курс К4 с опытным лоцманом, следом К2-1, с которой я страхую четвер-ку тандемом, а замыкает К2-2, на которую я стараюсь время от времени по-сматривать.
Определившись с ориентирами «Катерины 1» в 17:30 стартовали. Вода была выше среднего и расколбас был по полной: времени на обдумывания вода нам не оставляла – решение на маневр приходилось принимать сразу. Четверка шла вперед, водоизмещением её не обделили, мы старались не те-рять её из вида. Когда проскочили ориентир разбираться времени не было – лоцман ведет походный строй, а я обеспечиваю страховку! На «Катерине 2» К4 прошла по правому сливу, а я - по левому сливу, но обогнать или скоман-довать чалку у меня не получилось. При подходе к «Катерине 3» сразу стано-вится понятно, что идешь «уже» по 5 к.с.. Выбрали обход бойца справа и не прогадали, маневр затем на центр оказался нам по силам. Четверка же сли-лась через три зуба у левого берега (обошли бойца слева, а уйти на центр от-туда фантастично). К2-2 прошла же этот участок на удивление безаварийно. Страховали на выходе из «Катерины 3» с правого берега, для ночевки пере-чалились к левому берегу.
На втором ярусе нашли приличное место на три палатки. Удобное ко-стрище под нависающим камнем. Рядом приток, на берегу которого соору-жена избушка на одного. Красивое место.
Весь день было пасмурно, переменный дождь. Солнце проглянуло только при прохождении с ходу «Катерин» на 10 минут.
13.08.05.

Просмотрели с левого берега пороги «Демирсал» 1 и 2. К4 прошла их при страховке с левого берега без происшествий и перед «Демирсалом 3» её экипаж встал на страховку с правого берега. Гена попросил сделать видеосъемку его бравого прохождения в створ камней у левого берега. Возможно, мужскому экипажу это и могло оказаться по силам, но они чуть-чуть не догребли. Сработала страховка с левого берега.
Решили с перечаливанием К2-2 подождать и на прохождение пошёл я и Аня. Накануне был такой чистый проход под правым берегом, что увидев обливник по ходу движения, решил идти только вперед, за что и поплатился: встав лагом к валам, держал зацеп до последнего, но вал уменьшаться не со-бирался и картинно нас положил. Попытка зачалить кат к правому берегу оказалась результативной наполовину: вытащил Аню, которая держалась за кат и плыла рядом слева, а катамаран тем временем понесло струей дальше. «Зорька» была зачалена силами страховки с правого берега. Большую сумя-тицу внес насос «лягушка», проплывший мимо отдельно – он был воспринят за каску (у меня и Ани она черная!). С их точки обзора прохождение видно не было, а выплыл только кат. Гена с левого берега отслеживал весь этап са-моспасения и дал знак спасать именно кат, идущий вдоль правого берега. Са-лофанновые герметики не подвели, а вот подводный бокс на спасжилете с фотоаппаратом Canon воду чуть-чуть набрал, хотя на нем указана глубина 40 метров (проверка герметичности корпуса не выявила дефектов – под водой спокойно снимаем) – возможно, потому, что плыл вместе с Аней через сливы возле гондолы!
Организовали страховку и перечаливание Гены с Саней – у них уплыло весло.
Оверкили пришлось списать на накопленную накануне усталость и объявить полудневку. Переворот на 3 к.с. одно, а на 5 к.с. несколько иное!
По правому берегу провели разведку всех последующих порогов до «Рижского 3». Определились с местом следующей стоянки где встанем на дневку – на «Рижском 2». Вещи решили нести по берегу до этого места сто-янки – ловить каты с вещами, по словам Юры, дело не благодарное!..
14.08.05.

Решили идти до следующей стоянки поочередно. Сперва К4. После каждого порога переставляем страховку. Прошли без происшествий. За К4 стартовала К2-2. Сперва предполагалось, что К2-1 идет следом, чтобы страховку не переставлять лишний раз, но Аня приболела (проспала 24 часа подряд), осуществить тандем не смогли. Стравховку с берега переставляли после каждорго порога. Без происшествий. Время на перенос вещей оставалось достаточно, но решили себя не напрягать. Ане дали возможность вос-становить силы и здоровье. Перенесли прохождение порогов экипажем К2-1 на следующий день и оставили лагерь на прежнем месте.
15.08.05.

С утра был осуществлен перенос вещей на новое место стоянки, а на обратном пути выставили страховку. К2-1 прошла сразу оставшиеся «Демирсалы». При просмотре «Рижского 1» Аня по этой воде от прохожде-ния отказалась из-за места, где надо прижиматься к левому берегу, проход для К2 узкий и при этом левая гондола скребется по камням (а накануне там легко прошла К4). Каждый день похода идет падение уровня воды на 5-10 см. Опасения Ани посчитали обоснованными: если крутанет чирком об ка-мень – идти дальше кормой или лагом в центральный слив, а это удар о кам-ни и высокий риск травматизма. (А двумя днями раньше можно было пройти и по левому сливу!)
«Рижский 1» был обнесен.
После обеда в полном объеме занялись полудневкой. Рыбы наловили мало, но на ужин хватило.
16.08.05.

Просмотрели «Рижские» и решили идти с вещами. Юра повел К4 вдоль левого берега и слева проскочил зуб «Рижского 2», зато потом сползал с берега, куда его занесло инерцией. «Рижский 3» они прошли по основному проходу и зачалились на страховку. На «Рижском 2» К2-2 страховал я , Аня снимала. Потом нас страховала К2-2. Проходили обе двойки вдоль правого берега, лавируя между камней. Саня умудрился сломать выданное ему запасное весло на третьем гребке перед «Рижским 2». Пришлось ему выдать последнее запасное весло.
«Рижский 3» проходили тоже поочередно. К2-2 страховали экипажем К4, а потом Гена встал на страховку. Мы подошли к «Рижскому 3», зачали-лись в улово у левого берега перед самым порогом. Аня отнесла Сане свой фотик и просмотрела еще раз порог. Потом мы выгребли обратно и зашли чтобы подводный зуб был между гондол, так как идти центральный камень справа нежелательно – далее нагромождение камней, а слив слева от цен-трального камня делит пополам подводный зуб. Вместиться между зубом и камнем может К2 шириной не более 160 см, а нам пришлось прицеливаться, надеясь на глазомер – подводный зуб с воды не виден:просто линия воды слева от центрального камня ровно обрывается вниз по всей ширине. Про-шли успешно.
«Рижский 4» просматривали всей командой. Аня просматривала про-хождение остальными стоя на страховке, а я на видеосъемке. За К4 и К2-2 прошли и мы. Безаварийно.
В походном порядке К4, К2-2, К2-1 пошли дальше, так как на поргоги у нас ушло менее двух часов.
Долго искали «Сашу», предполагали, что его уже прошли, ориентиры больно часто в каком-то пункте схожи, но… За очередным препятствием четвертой категории сложности («Саша возвращается» повторился четвер-тый раз), где К4 нас опять страховала, решили вставать на стоянку. Гена про-бежал по берегу и вернувшись предложил выбор. Мы выбрали песок! Когда мы туда перечалились - все ориентиры «Саши» совпали тютелька-в-тютельку. Решили делать дневку и баню.
Относительно «Саша возвращается»: препятствие 96 как шивера имеет 4 к.с., потому что моё желание пройти её по правому берегу было предот-вращено картиной как Гена и Саня лихорадочно выгребают влево уже на ле-вом повороте, а силой гребка их Бог не обидел! – с воды армагедон по центру русла виден с опозданием. После этой шиверы и ждала нас К4 на правом по-вороте.
По итогам дня: на «Рижском 2» Саня сломал запаску (успели зачалить-ся вправо до основного слива и поменять на отобранную запаску с К4); на одной из шивер камни отобрали у Ани весло – пришлось чалиться и ждать 10 минут, пока весло не отлипнет от камня – подобрали плывущим; Гена и Саня нашли потерянное на «Демирсалах» весло – прибило к левому берегу на пра-вом повороте; К4 пришлось дожидаться К2-2, дабы отобрать у них свою за-паску – весло сломала Юля. Ремонтные работы по восстановлению весел за-вершили в тот же день.
На JPS точке 102, где делали обед, Гена оправдал обязанности рыбака и ведро хариусов нам предоставил. Клевало на черных мух: каждую крупную муху обменивали Гене на хариуса.
17.08.05.

Дневка, баня. Просмотр порога осуществляли с правого берега. Проход был до конца порога, а вот с левого берега выход из порога не просмотришь. Отдохнули под лучами солнца.
18.08.05.

В отличие от предыдущих дней, когда вода ежедневно падала на 5-10 см, вода упала всего на 3 см. Светит солнце, мешая фото- и видеосъемке.
Всей командой просмотрели порог. Проходили «Адмиральский» («Са-ша 1» и «Саша 2» вместе) поочередно: К4, К2-2, К2-1 со страховкой с право-го берега. Линия движения однозначна за исключением главного слива «Са-ши 1» - посмотрев с каким трудом проходили его предшественники – прошли по канализации у правого берега. После порога опять же с правого берега хо-рошее место стоянки.
Порог «Хмурый» просматривал Гена и заверил, что сюрпризов в нем нет. Шли с ходу. Оставшиеся препятствия аналогично. Привал сделали уже в устье.
Если в Улуг-О к концу сплава вода упала до средней или чуть ниже, то в Бий-Хеме она оказалась выше среднего на 30 см. Зачалились на обед и сто-янку около 100-го км Бий-Хема.
19.08.05.

С утра накрапывает дождь. Не спешим. Дошли до 71-го км и встали на правый берег на стоянку.
20.08.05.

Пасмурно. На финишную прямую вперед выходит К2-1. Поиск точки антистапеля – это моя задача. Выполнено успешно.
21.08.05.

Делаем неспешно антистапель. К 16:00 водная снаряга зачехлена. Подъехал Виктор и предложил ехать в ночь. Изначально договаривались на выезд в шесть по утру, но возражать не стали: Санек еще накануне всех баламутил уговорить водителя ехать в ночь, дабы в Абакане закутить денёк. В 21:00 выехали.
22.08.05.

В 03:00 были в Абакане.
Стоимость питания и средств передвижения

Стоимость питания на маршруте составила менее 1000 рублей на чело-века. Стоимость проезда на одного человека составила 2375 рублей.
Итого расходы 3375 рублей на человека.
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Поставленные цели выполнены. Маршрут пройден с увеличением дис-танции по реке Улуг-О на 20 км и сокращением дистанции по реке Бий-Хем на 50 км, без изменения категорированных препятствий на маршруте. Прой-дено по воде 176 км. В соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией туристских маршрутов (ЕВСКТМ) [1] маршрут может быть оценён как водный 4 категории сложности.
Литература

1. "Русский турист": нормативные акты по спортивно-оздоровительному ту-ризму в России на 2001-2004 гг.– Москва, 2001 г. – Выпуск седьмой.
2. Антон Каменецкий «Улуг-О (Саяны,Тува) Август-2001. Отчет о водном туристском путешествии пятой категории сложности (катамараны). Вода выше среднего и паводковая. JPS данные.» (на правах рукописи).
 
Приложение 1. Лоция.

Препятствие №1. Насыщенная шивера с валами 0,5-0,7 м, отдельные обливные камни и бочки.
Препятствие №2. Порог-шивера с валами 0,5-0,7 м, отдельные облив-ные камни и бочки.
Препятствие №3. Насыщенная шивера с валами 0,5-0,7 м, отдельные обливные камни и бочки.
Препятствие №4. Насыщенная шивера с валами 0,5-0,7 м, отдельные обливные камни и бочки.
Препятствие №5. Локальный порог. Слив через все русло высотой 0,4 м.
Препятствие №6. Насыщенная шивера с валами 0,5-0,7 м, отдельные обливные камни и бочки.
Препятствие №7. Локальный порог после левого поворота, длиной 50 метров. Слив через все русло высотой 0,5 м, за сливом ощутимая бочка и по-ганки.
Препятствие №8. Насыщенная шивера с валами 0,5-0,7 м, отдельные обливные камни и бочки.
Препятствие №9. Насыщенная шивера с валами 0,5-0,7 м, отдельные обливные камни и бочки.
Препятствие №10. Насыщенная шивера с валами 0,5-0,7 м, отдельные обливные камни и бочки.
Препятствие №11. Насыщенная шивера с валами 0,5-0,7 м, отдельные обливные камни и бочки.
Препятствие №12. Насыщенная шивера с валами 0,5-0,7 м, отдельные обливные камни и бочки.
Препятствие №13. Локальный порог «Киса». Начинается прижимом к камню левого берега на правом повороте, правый берег – выступающая красная скала.
Препятствие №14-16. Шивера с валами 0,5-0,7 м, отдельные обливные камни и бочки.
Препятствие №17-18. Плес – препятствия уже отсутствуют.
Препятствие №19. Порог «Ташаузский». Перед ним 200 метров плеса. Чалиться для просмотра надо еще в плесе с любого берега. На входе в порог берега высокие и просмотреть с тихой воды продолжение русла невозможно. Страховка с берега затруднительна из-за быстротока и отсутствия улова – ближайшее за препятствием №20. Начало порога – прямая горка высотой 0,5 м с валами до 0,8 м. 30 м быстротока с валами. На выходе струя дважды бьет в скальные выступы правого берега, образуя проносные прижимы. Валы до 1 м. За порогом мощная выходная шивера с основным проходом под стенкой левого берега. Валы до 0,8 м, отдельные камни.
Препятствие №20. Разбой.
Препятствия №21-29. Простые шиверы, прижимы, разбои и перекаты. Общий фон валов до 0,5 м. Отдельные бочки и отдельные препятствия с ва-лами до 0,8 м.
Препятствие №30. Шивера с прижимами через каждые 400 м.
Препятствие №31.Порог на правом повороте после р. Кысташтып имеет горку перед прижимом 1,2 м.
Препятствие №32. Насыщенная шивера с валами 0,5-0,7 м, отдельные обливные камни и бочки.
Препятствие №33-40. Простые шиверы и прижимы.
Препятствие №41. Локальный порог в конце левого поворота (правый берег – высокая серая скальная стенка). Одиночный слив 0,7 м с бочкой 0,7 м. За порогом прямой быстроток.
Препятствие №42-44. Насыщенные шиверы с валами 0,5-0,7 м, отдель-ные обливные камни и бочки. В малую воду могут оказаться порогами.
Препятствие №45. Многочисленные разбои идущие друг за другом.
Препятствие №46. Шивера.
Препятствие №47. Прижим на левом повороте, мощные бочки до 0,8 м.
Препятствие №48. Шивера на прямом участке длиной 300 м. Препятст-вие слаломного типа, с отдельными крупными надводными камнями. Валы, бочки до 0,7 м.
Препятствие №49. Шивера на правом повороте.
Препятствие №50. Шивера.
Препятствие №51. Шивера.
Препятствие №52. Разбой длиной около 500 м.
Препятствие №53. Порог «Начало». На правом повороте: речка огибает скальник образуя слив с горкой 0,5 м. А за порогом справа галечный «ост-ров» (правая протока пересохла) – удобное место отдыха. Мимо этого «ост-рова» река уходит на левый поворот – и далее сразу на правый поворот в каньон.
Препятствие №54-1. Порог «Чертова дюжина 1». Короткая шивера из надводных камней, без выраженных сливов, легко проходится с наплыва. Длина порога 70-100 м. Расположена на правом повороте. Три группы круп-ных надводных камней, по диагонали, слева – направо, основной проход ме-жду второй и третьей. За порогом 30 м быстротока и справа удобная отмель и стоянка.
Препятствие №54-2. Порог «Чертова дюжина 2». Через 70 м. быстрото-ка после "Чертовой дюжины 1", в русле реки справа перед началом порога нагромождение крупных надводных камней буро-красного цвета. Чалиться для просмотра нужно направо, к плохонькой стояночке с кострищем на бере-гу, видном с воды. Длина порога около 350 м. Сразу за порогом после скал правого берега впадает ручей - р. Узун-Хем. Порог представляет собой мощ-ную шиверу с хорошим падением, крупными надводными и полуобливными камнями и бочками, способными затормозить груженый 4-х кат. Все камни здесь и далее такого же сурового буро-красного цвета. Траектория прохож-дения очевидна после просмотра, каких-то особых рекомендаций не требует-ся, на заходе слева, далее в основном по центру, уходя от камней, бочек и т.п. Четко выраженных сливов в пороге нет, только бочки. Хорошие точки для страховки с берега и фотосъемки есть по всей длине порога. В самом конце порога по правому берегу небольшой, высотой 3-4 м. бом, чалиться надо сра-зу за ним в удобном улове, перелезть можно без проблем. Весь правый берег, легко проходим.
Препятствие №55. Порог «Тарелочки». Крупновалунная шивера, более сложная вначале, постепенно упрощается до быстротока. Длина около 2,5 км.
Препятствие №56. Порог «Катерина 1». Начинается на левом повороте после длинного прямого участка быстротока, начало порога хорошо видно с наплыва, влететь в него сложно. Ориентиром может служить крупный обло-мок красноватой скалы на правом берегу у начала поворота. Никаких зало-мов перед ним давно нет. Чалиться следует минимум в 50 м. перед поворо-том, а не в улове на повороте, чтобы успеть на заходе отработать в центр от небольшого прижима вправо к обломку. Просмотр правым берегом. Начало порога -- гряда полуобливных камней и плит с несколькими узкими воротца-ми, чуть левее центра -- большой надводный камень. Далее через 10 м. пра-вая часть струи бьет в еще один большой камень. Завалов и заломов нет. По-сле этого через 20 м. в русле еще один надводный камень, перед ним большая часть реки собирается у высокой скалы левого берега, он обходится слева. Прижима к левому берегу нет или он очень слабый. В паводок можно просо-читься по камушкам и в "канализацию" справа. После 50 м. быстротока на-чинается "Катерина-2", нужно срочно чалиться направо в небольшой уловок для просмотра следующего порога. Длина порога 100 м.
Препятствие №57. Порог «Катерина 2». Мощная шивера с хорошим па-дением и чистым проходом по центру, а затем слева вдоль скалы левого бе-рега. Справа на берегу и в русле лежат большие камни и обломки скал, по-степенно на выходе все сильнее прижимая реку к скале слева. В пороге, и особенно на выходе, струя мощная, с валами и жесткими локальными бочка-ми до 1 м. Ширина реки на выходе менее 10 м. После порога чалка в уловах справа, через 100 м. видно начало следующего порога. Длина порога 200 м.
Препятствие №58. Порог «Катерина 3». Входная шивера длиной около 50 м., проход по центру. Русло реки расширяется. Далее большая часть воды устремляется в узкие, шириной 4-5 м. ворота, образованные двумя огромны-ми глыбами в русле - единственное место для прохода по нашей воде. Мощ-ный язык на выходе менее чем через 10 м. после камней разбивается на две части стоящим точно по центру струи надводным камнем-"бойцом", на кото-рый сильный навал. Влево уходит струя чуть более мощная, но с неё три ва-рианта пути:
- прямо на подковообразный слив у левого берега по высоте более полу-тора метров, но там может лежать бревно и страшно!
- уйти вправо сразу за «бойцом», это самое удачное решение, но надо будет выгребать на струю, на которой оказываешься обходя «боец» справа – зачем обходить «боец» слева?
- уйти вправо до слива, просочившись между трех обливных глыб – на-ша К4 так и поступила, когда увидела непросматриваемость слива.
Обойдя «бойца» справа – струя выносит на середину реки за этот камень и далее обойдя надводный камень через косые сливы оказываешься у правого берега.
Дальше через 50 м. последняя ступень порога - слив через всю реку око-ло 1 м. с бочкой и камнями в центральной части. Правее центра в русле глы-ба, правее которой узкая и изогнутая "канализация". Слева вдоль скальной полочки чистый язык шириной около 5 м. Общая длина порога вместе со входной шиверой около 200 м. В конце порога правый берег становится от-весной скалой, нужно перечаливать в один из уловов левого берега для фото-съемки. По левому берегу вверх приходится идти в стороне от воды, для съемки можно влезть на один из невысоких скальных останцов. Страховка возможна с правого берега, но неэффективна из-за ширины реки, либо ката-мараном после порога.
Препятствие №59. Порог «Турклуб «Демир-Сал» 1». Просмотр порога левым берегом. Порог - шивера с камнями и бочками, без явно выраженных сливов. Длина 200 м.
Препятствие №60. Порог «Турклуб «Демир-Сал» 2». Просмотр порога что левым, что правым берегом. Порог - мощная шивера с камнями и бочка-ми на прямом участке. В начале два слива высотой до 1м. За первым - бочка, за вторым - обратный вал высотой до 1м. Далее – камни с мощными отбой-ными подушками, бочки и котлы до 1м. Длина 150 м.
Препятствие №61. Порог «Турклуб «Демир-Сал» 3». Просмотр порога правым берегом. Порог - короткая горка со сливами на плавном левом пово-роте реки, в расширении русла. В пороге - два мощных, но пологих слива че-рез всю реку, с бочками, проход через сливы осложнен камнями разного раз-мера и требует слаженной работы экипажа. Между сливами около 50 м. - достаточно для маневра. Длина 150 м. Первый слив проходится слева, второй справа.
Препятствие №62. Порог «Турклуб «Демир-Сал» 4». Через 50 м. быст-ротока от предыдущего порога. Просмотр правым берегом вплоть до послед-ней ступени, дальше путь преграждает невысокая, но непроходимая вдоль берега скала. Весь левый берег также скалист. Порог длинный на прямом участке, русло реки узкое. Основная струя сосредоточена вдоль левого берега и по центру, в ней валы до 1 м. и несколько мощных локальных сливов и бо-чек, требующих быстрого и четкого маневра. Проход по струе, уходя от пре-пятствий. В конце порога перед скалой есть одно сложное место, где река прорывается через гряду надводных и полуобливных камней во всей ширине русла. Слив более 1 м. Единственный проход справа осложнен большим об-ливным камнем в языке слива, чистый проход слева от камня требует резкого маневра. Длина 500 м.
Препятствие №63. Порог «Рижский 1». Просмотр порога правым бере-гом следует комбинировать с просмотром вплоть до единственной стоянки на "Рижском-2", с определением места промежуточной чалки в уловках за прибрежными камнями правого берега, после порога "Рижский-1". Над поро-гом "Рижский-1" приходится перелезать бом правого берега (около 70 м. в длину). Пролезть по бому не так сложно, как представляется в некоторых ло-циях, но некоторая сноровка все же требуется - нужно уметь залезать и спус-каться с вертикальных участков в высоту не более 2-2,5 метров. Тем не ме-нее, в сырую погоду, когда почва и камни становятся скользкими, в некото-рых местах целесообразна веревочная страховка, "улететь" можно довольно далеко. При желании можно зачалиться после первого выступа бома, как ре-комендуют лоции Сизова и Юрина, однако, при этом правильный заход в дальнейшую часть порога будет затруднен. Рекомендую просмотреть место чалки заранее. На входе в порог пологий чистый слив высотой около 1,5 м. и шириной 5 м. в воротах у правого берега. Проход по центру слива. За сливом можно уйти к скальному выступу правого берега, за которым улово, для чал-ки. Прижимов к скалам правого берега нет. Второй слив около 1 м. с облив-ных камней дугой через всю реку расположен в 60 м. ниже первого. Проход слева в язык слива. После этого мощная струя, разгоняясь вдоль левого бере-га, наваливает на крупные камни левого берега, нужен резкий маневр вправо. Длина 150 м.
Препятствие №64. Порог «Рижский 2». Сложный порог-шивера. Про-должение «Рижского 1». Просмотр порога правым берегом, расстановка чальщиков у стоянки обязательна, т.к. в паводковую воду чалка, скорее все-го, будет принудительной. Перед началом порога на скале правого берега тур. Порог до стоянки -- мощная шивера с сильной струей без четко выра-женных сливов. В первой части порога на большом протяжении струя резко петляет между большими надводными глыбами, в шахматном порядке раз-бросанными по руслу. На каждую из глыб мощный навал воды. Несмотря на то, что между глыбами порядка 10 м., уйти от навала на них не так просто, как кажется, особенно в паводковую воду. Остальные 250 м. до стоянки про-ход по струе, прижимаясь, по возможности, к правому берегу и готовясь к причаливанию у стоянки. Длина порога до стоянки 450 м., общая длина 750 м. От стоянки было бы логично начать нумерацию нового препятствия, но согласно лоциям, дальше все еще "Рижский-2". Сразу за стоянкой еще одно сложное место. Надводная треугольная глыба делит русло на две части. Справа - забитая камнями "канализация", по большой воде проносная, по средней трековая, а в малую там сплошное нагромождение камней.. Слева мощная струя стиснута крутым левым берегом и треугольной глыбой, обра-зуя "ворота" шириной около 7 м. Почти точно в середине струи, на расстоя-нии около 5 м. за "воротами" высокий круглый валун, через который, пуль-сируя, переплескивает струя. За валуном - мощнейший локальный котел. К4 у нас проходила с разгона вдоль левого берега, а К2 через «канализацию». Далее мощная шивера. Движение по струе, уходя от препятствий. Длина уча-стка около 300 м.
Препятствие №65. Порог «Рижский 3». Перед порогом река успокаива-ется на участке примерно 150 м. На левом берегу за огромным обломком скалы перед порогом есть улово. Рабочим берегом до конца "Рижского-4" можно сделать левый. Порог короткий, около 70 м., представляет собой кру-той слив высотой немногим более метра через гряду надводных и полуоб-ливных камней и плит, перегородивших все русло реки. Посередине лежит камень, делящий русло надвое: идти центральный камень справа нежела-тельно – далее нагромождение камней, а слив слева от центрального камня делит пополам подводный зуб. Вместиться между зубом и камнем может К2 шириной не более 160 см, а нам пришлось прицеливаться, надеясь на глазо-мер – подводный зуб с воды не виден:просто линия воды слева от централь-ного камня ровно обрывается вниз по всей ширине. После слива короткая "горка" с мощной струей и несколько надводных камней в русле. Далее до начала следующего порога 200 м. быстротока, чалка у левого берега в улове за серым скальным обломком.
Препятствие №66. Порог «Рижский 4». Просмотр левым берегом. В мес-те чалки перед порогом на песочке плохонькая стоянка, скорее, даже место для обеда. Справа стоянок не видно. Порог начинается 100-м шиверой. Русло реки в пороге сужается низкими, но крупными темно-серыми валунами и глыбами по берегам, ширина русла в некоторых местах всего порядка 10 метров. Характер порога слаломный, с уходом от навалов на прибрежные камни и бочек, возникающих в местах локальных сливов. Выделяются три слива - два в начале и один в конце порога, между ними мощная струя с ва-лами. Бочки небольшие, но жесткие, пробиваются с разгона или обходятся. Конкретная траектория прохождения определяется во время просмотра, два первых слива проходятся по центру и левее, последний слив - правее. Длина порога около 300 м. Чалка в конце порога перед высокой скалой левого бере-га, дальше этот берег непроходим.
Препятствие №67. Мощная шивера, валы до 1,5 м., местами в русле большие обломки скал.
Препятствие №68. Мощная шивера, валы до 1,5 м., местами в русле большие обломки скал.
Препятствие №69. Порог «Аллигатор». Порог расположен после левого поворота реки, на прямом участке. У левого берега мель, у правого - остро-вок. Берега немного расступаются, очевиден конец ущелья. Стоянок ни спра-ва, ни слева перед порогом нами не обнаружено. Справа впадает ручей. Сам порог - широкая некрутая "горка" с валами и бочками, практически без кам-ней. Мощных сливов нет. Проход по центру, уходя от бочек, на заходе слева. В паводок порог, очевидно, несколько усложнится. Длина 150 м. Почти сразу за порогом, метрах в 200, справа хорошая стоянка.
Препятствие №70-77. Слабые шиверы.
Препятствие №78. Шивера. Перед ней слева красивым каскадом водо-падов впадает р. Кара-Хем; после нее - также хорошо заметный р. Чедыр справа.
Препятствие №79-83. Шиверы.
Препятствие №84. Шивера с островом, после правого поворота, основ-ная протока левая. На острове можно устроить стоянку для катания.
Препятствие №85. Шивера на левом повороте, важна только в качестве ориентира.
Препятствие №86. Шивера на S-образном участке: сначала правый, за-тем левый повороты.
Препятствие №87-92. Шиверы.
Препятствие №93. Левый поворот на 180 градусов, галечная отмель по-середине русла. Важен как ориентир.
Препятствие №94. Мощная шивера на левом повороте. Перед шиверой справа впадает ручей.
Препятствие №95. Шивера, заканчивается на правом повороте.
Препятствие №96. Мощная шивера длиной около 200 м. Начинается на прямом участке, продолжается на плавном левом повороте.
Препятствие №97. Мощная шивера длиной около 100 м на правом по-вороте. В конце шиверы левый берег - невысокая красная стенка.
Препятствие №98. Короткая шивера на левом повороте реки.
Препятствие №99-100. Порог «Адмиральский». Река поворачивает на-право под прямым углом с небольшим прижимом к невысокой (5-7 м.) крас-новатой скале левого берега. Далее почти сразу слева скала кончается, появ-ляется длинная заваленная плавником галечная отмель. Река круто поворачи-вает под прямым углом налево, а правый берег становится высокой (около 50 м. в высоту) скалой серого и красноватого камня. Сразу после поворота нале-во после края этой отмели надо чалиться к левому берегу. Скалы и справа и слева исчезают, на реке видимость ограничена, уклон резко возрастает, впе-реди в 100 м. у большого валуна левого берега первый слив порога, за ним сразу слева впадает ручей, легко проходится вброд. Проводить разведку и съемку можно с любого берега, а страховать на завершении порога придется с правого берега – на левом скальная стенка.
Приведу описание порога для воды выше среднего уровня, по мотивам разных лоций. Порог начинается входной шиверой длиной около 50 м. и рас-положен на плавном левом повороте реки. Наиболее сложный слив -- пер-вый, V-образная ступенька через все русло вершиной вниз по течению, высо-той около 1,3 м. Мощная бочка 1,5 м. по левой, более пологой грани, крутой слив с котлом в правой, чистый язык шириной 1 м. по центру, по которому и следует идти. Слева у берега каменная глыба, ширина русла немногим более 10 м. За сливом впадает ручей левого берега. Ниже ручья - т.н. второй слив - тривиальный гладкий и чистый трек с надводного камня у правого берега. Третий слив отмечен высоким яйцевидным камнем левого берега - водопад-ная ступенька менее 1 м. через все русло без заметной бочки, в центре реки надводный камень. Затем через 20 м. начинается вторая ступень порога, раз-деление весьма условно, улова маленькие. Удобное для чалки улово есть только между 2 и 3 сливом. Вторая ступень на плавном левом повороте - ши-вера с приличным падением и слаломом между надводными камнями: про-ход по центру, потом правее, а в конце надо уходить влево под скалу, после чего выгребать от прижима на чалку у правого берега. Длина порога 250 м., самый сложный порог последнего участка. Сразу за порогом на терраске правого берега средняя стоянка - место хорошее, но не очень ровное.
Препятствие №101. Насыщенная шивера с валами 0,5-0,7 м, отдельные обливные камни и бочки.
Препятствие №102. Длинный (несколько километров) каскад шивер. В начале русло сжато невысокими скальными стенками, шиверы довольно мощные. Постепенно русло расширяется, шиверы выполаживаются.
Препятствие №103. Разбои и прижимы.
Препятствие №104. Разбои и прижимы.
Приложение 2. Точки JPS.

82 – 1419 м; 52016,443’; 093040,631’ — стела въезда в Республику Тува.
83 – 817 м; 51058,733’; 094013,462’ — отметка места съезда с трассы Абакан-Кызыл на 50-й км Бий-Хема, 9 км до места антистапеля.
84 – 623 м; 51043,461’; 094026,625’ — стела Центра Азии на набережной Енисея.
85 – 663 м; 51043,060’; 094031,148’ — место стоянки в городе Кызыле на реке Каа-Хем.
86 – 1710 м; 52002,906’; 095036,091’ — место, где пришлось сменить у «Урала» колесо.
87 – 1564 м; 52006,543’; 095041,031’ — брод через Улуг-О, место стапеля 09-11.08.
88 – 1492 м; 52007,243’; 095032,035’ — место стоянки на правом берегу через 2 часа пути от стапеля, подъезд с дороги.
89 – 1531 м; 52007,732’; 095029,942’ — избушка слева.
90 – 1455 м; 52007,877’; 095027,330’ — приток слева.
91 – 1392 м; 52008,988’; 095022,101’ — скорее всего коса справа, место обеда 11.08.
92 – 1391 м; 52009,146’; 095021,702’ — приток справа и вход в ущелье.
93 – 1384 м; 52009,379’; 095020,549’ — место отдыха в 18:25 11.08.
94 – 1272 м; 52011,024’; 095012,252’ — конец плеса, начало порога «Ташаузский».
95 – 1258 м; 52010,4458’; 095010,590’ — место стоянки 11-12.08.
96 – 1305 м; 52010,155’; 095006,316’ — за 200 метров до этой точки на правом берегу ме-сто оборудованной стоянки и через 800 метров после аналогичное место.
97 – 1239 м; 52010,816’; 094059,806’ — место отдыха на правом берегу на острове 12.08.
98 – 1130 м; 52011,856’; 094053,685’ — место обеда на правом берегу 12.08 (через 10 мет-ров за порогом «Начало»), далее река идет влево в каньон.
99 – 1170 м; 52013,671’; 094051,053’ — место стоянки на левом берегу за «Катериной 3» 12-13.08.
100 – 1037 м; 52013,685’; 094051,067’ — тоже место стоянки, что точка №99, но у берега! 137 метровый перепад?, но там метров десять!
101 – 1170 м; 52013,932’; 094050,798’ — место стоянки на пороге «Рижский 2» 15-16.08.
102 – 936 м; 52014,414’; 094050,271’ — место обеда на правом берегу 16.08, рыбное ме-сто.
103 – 976 м; 52015,603’; 094046,751’ — место нашей стоянки перед порогом Адмираль-ский 16-18.08.
104 – 1016 м; 52016,796’; 094042,986’ — ? (сам не знаю, но не устье вроде бы)
105 – 732 м; 52019,927’; 094034,368’ — возможное место стоянки справа, с воды еле вид-на низенькая избушка.
106 – 707 м; 52018,975’; 094032,895’ — место нашей стоянки на Бий-Хеме 18-19.08.
107 – 721 м; 52016,447’; 094034,284’ — через 100 метров после возможного места стоянки справа.
108 - 708 м; 52013,472’; 094031,356’ — возможное место стоянки справа, приток справа, змеи; обедали 19.08.
109 – 705 м; 52011,666’; 094029,883’ — приток справа.
110 – 694 м; 52009,879’; 094026,154’ — приток слева и знак 75-го км.
111 – 673 м; 52008,915’; 094024,175’ — остров слева с песком, возможное место стоянки; через 50 метров встали на стоянку на левом берегу 19-20.08.
112 – 685 м; 52008,427’; 094022,914’ — слева знак 70-го км, тут было место стоянки у мо-сквичей, говорили, что хорошее место.
113 – 682 м; 52006,958’; 094021,503’ — слева дома конной турбазы, моторки у берега.
114 – 714 м; 52006,449’; 094022,402’ — справа знак 65-го км, выход грунтовой дороги и автопарк машин конной турбазы (москвич, два УАЗика).
115 – 692 м; 52004,754’; 094022,434’ — знак поворота слева.
116 – 669 м; 52004,281’; 094021,769’ — слева знак 60-го км.
117 – 675 м; 52002,955’; 094024,268’ — ?
118 – 715 м; 52002,128’; 094024,882’ — ?
119 – 663 м; 52001,481; 094024,524’ — ? (место антистапеля?)

Комментарии
О Маршруте
Категория сложности: 4