Второе путешествие по Карелии и Заполярью.
Нитка маршрута
Сальск - Воронеж - Волговерховье - Валдай - Санкт-Петербург - Приозерск - Рускеала - Муезерский - Костомукша - Софпорог - Териберка - мыс Корабль - Беломорск - Кивач - Онежское озеро - Уксиярви - Валдай - Тамбов - Серафимович
 
Второе путешествие в Карелию.

Снова лето и снова в путь. В этот раз решили повторить поездку в Карелию и к Баренцеву морю. Зимой шла подготовка к поездке: планировался, кроился и перестраивался предстоящий маршрут.  Большая часть маршрута была запланирована по новым дорогам, но были включены и «старые» места. Хочется выразить благодарность  Александру и Вячеславу Чирковым информацию, которая была взята из их отчета «К берегам Баренцева моря» размещенного на данном сайте http://www.marshruty.ru/travel/k_beregam_barentseva_morya/ . Ну обо всем по порядку.

День первый: Ставрополье-Сальск-Константиновск-Белая Калитва-Верхний Мамон.

Выезд вышел немного нервным. Во-первых, практически до последнего, работа могла задержать выезд и сильно изменить планы, и что бы не терять драгоценного отпускного времени, машину собирали практически ночью. Во-вторых, при выезде, практически в 10 метрах от места старта, лавируя меж припаркованных на ночь машин (жители закрытых дворов меня поймут) налетел задним колесом на бордюр, да так что отлетел колпак.  Колпак не жалко, хорошо хоть диск не замял…старт получился еще тот. Осмотрели и поехали дальше. Постепенно кайф от дороги выдавил все напряжение последних дней. Едем вперед к горизонту. Так и докатили до первой остановки. Ночевка на Дону в первый день путешествия, можно сказать уже становится традицией. Правда в предыдущие поездки это был Серафимович, а ныне мы остановились районе Верхнего Мамона, точнее возле деревушки Осетровка. Нашли на берегу неплохое место с кувшинками в воде, песчаным берегом и заночевали тут. Утром поехали далее.

Р. Дон
 

День второй: Верхний Мамон-Воронеж-Тула-Калуга-река Ресса.

Не успели отъехать от Дона как попали в полосу обложного дождя. Тучи серым одеялом закрыли небо практически на целый день. И только уже ближе к Калуге небо разорвало и показалось солнце.   Доехали до места планируемой стоянки на реке Ресса.  Предполагали переночевать в месте впадения Рессы в Угру. От асфальта где-то 2 км грунтовой дороги. В сухую погоду дорога была бы даже очень ничего, но мы попали после дождей и чем дальше удалялись от асфальта, тем больше становились лужи и менее проходимой дорога. Где-то на половине пути нас остановила глубокая колея. Пришлось вернуться на асфальт. Попробовали по проехать по другой дороге в итоге выехали на небольшую полянку прямо на берегу реки. Затаборились, приготовили ужин, накупались в речке и даже чуть порыбалили. И вот когда уже все расслабились за кружкой вечернего чая из-за леса выползли черные «многообещающие» тучи. Т.к. спуск к поляне представлял собой резкий малонакатанный склон, то любой продолжительный дождь отрезал бы пути к отступлению. Пришлось ретироваться в ускоренном темпе и вовремя. Не успели мы выехать на асфальт, как обрушился сильнейший ливень. Хоть  дождь и согнал нас с места, но скитаться долго не пришлось, через пару десятков километров нашли отличную поляну в лесу, где и заночевали.

1234
р. Ресса

День третий. Ресса-Волговерховье-Валдай.

Утром поехали дальше. Погода довольно прохладная и снова бесконечный дождь. В районе Селигера встретили стоявшего в леске у обочины лося. Правда запечатлеть его не удалось, пока сдавали назад, лесной великан уже ушел.

До д. Свапуще идет асфальт, к д. Волговерховье песчаная дорога, правда несмотря на дождь довольно твердая. По ней и доехали до истока великой русской реки Волга. Место, что и говорить, очень аккуратно и красиво оформлено. Приятно было его посетить. По дороге назад. на первом переезде через реку Волга (ширина примерно 2 – 3 метра!) мы отправили в плавание небольшой плот, который еще дома смастерили специально для этого случая. Пожелав нашему плотику счастливо доплыть до Каспия поехали дальше. Вернулись в Свапуще и повернули к Валдаю. Дорога через Демянск не лучшего качества грунтовка, сменившаяся убитым асфальтом. Правда, чем ближе к выезду на м-10, дорога становилась лучше, появлялись длинные куски отремонтированной дороги.  Въехали на трассу и от Валдая повернули к Ивантеево. Заночевали на озере Городенское.

1234_1
Валдай

День четвертый. Валдай-Санкт-Петербург-Вуокса.

Двигаемся дальше. Ранним утром заехали в Иверский монастырь, расположенный на одном из островов озера Валдай. Дорога в окружении огромных елей, а потом и сам монастырь окутанный утренним туманом – это доложу я вам что-то фантастическое.  

После Валдая двигаемся к Питеру.  Чем ближе к северной столице, тем чище становится небо. Когда проезжали по КАД над Финским заливом над головой уже не было ни облачка. 

Доехали до реки Вуокса, а точнее до Церкви Андрея Первозванного, расположенной на одном из утесов посередь реки. До нынешнего года попасть к ней можно было только на лодке, теперь от берега до острова проложен мост, который принес конечно удобства для посетителей, но лишил место определенной доли загадочности. Да сам мост по своему облику никак не вяжется с местом, больше похож на рабочую галерею из промзоны.  На ночевку остановились на небольшом безымянном озере в лесу. Что приятно поразило: судя по очень накатанной дороге, место довольно часто посещают, но вокруг просто идеальная чистота. На полянке, среди сосен сооружен стол со скамейками. Рядом пристроен еще один столик -хозяйственный, под ним, сушилка с посудой, шампура, решетка для барбекю, несколько пятилитровых бутылок для воды. Еще рядом оборудованное кострище и мангал. Берега озера болотистые и для удобства сколочен мосток. И при всем при этом вокруг ни пакетика, ни мусоринки. Вот так-то.

1234

 

День пятый. Безымянное озеро – Приозерск - Рускеала - оз. Уксиярви.

 Утром в путь.  Проезжая Приозерск посетили крепость Корела. Побродили у старых стен и поехали дальше. Пересекли границу (Здравствуй Карелия!) и добрались до Рускеала. Сначала водопады. За три года место сильно изменилось. Построили красивые деревянные дорожки, площадки, поставили мосты. Вдоль дорожки красивые резные фигурки. Домик – остаток декораций от «Темного мира» заменили на полноценную избу. Вообще классно облагородили место, нам очень понравилось. После водопадов проехали к горному парку. Там все осталось по-старому, все так же захватывающе красиво! От Рускеала поехали к Белым мостам и тут нас ждала неудача. На повороте к БМ красовался плакат «Идет строительство дороги к природному памятнику водопаду «Белые мосты» и далее развороченная дорога и куча копошащейся дорожной техники. Спросили у рабочего можно ли проехать. На что, тот критически осмотрев нашу машину сказал: «Проехать –то можно, но уже два дня идут дожди, и я бы не рискнул туда соваться.» Посовещавшись немного, решил все-таки не рисковать и отложить БМ на следующий раз. Поехали к месту запланированной стоянки – оз. Салменъярви. Само место очень интересно тем, что дорога проходит между два крупных озера: с одной стороны, Салменъярви с другой Уксиярви, а мост перекинут над перемычкой между озер – рекой Укса. В прошлую поездку мы останавливались на Салменъярви. В это раз наша место оказалось занято, и мы поехали искать счастья вдоль Уксиярви. Хорошую поляну нашли довольно быстро и поставили лагерь. По плану в этом месте у нас было запланировано две ночевки, поэтому остаток дня просто отдыхали. Я походил по берегу, поблеснил, правда безрезультатно. Вечером на берегу разожгли костерок и посидели у огня.

1234_21

 

День шестой. оз. Уксиярви.

День прошел очень творчески. Полазали по округе, поизучали окрестности озера. Нашли еще несколько отличных полянок. А так, судя по очень накатанным дорогам вдоль озера, оно довольно-таки посещаемое. Поплавали по озеру на лодке и в прогулочном варианте, и со спиннингом. Особыми рыболовными трофеями не похвастаюсь, но с десяток окуняг все же пошли на сковородку. Подводя итог можно совершенно точно сказать: замечательный день в замечательном месте.

1234_21

 

День седьмой. оз. Уксиярви – Суоярви – Поросозеро-Муезерский – оз. Боярское.

Нам предстоял один из самых трудных участков запланированного маршрута. По этой дороге хотели проехать еще в прошлую поездку, но проходимость ее была под большим вопросом. Навигационные системы выдавали разные результаты: Гугл ее «видел», а Навител нет.  Попробовал найти информацию на местных форумах.  Один форумчанин мне совершено уверено поведал, что дорога есть, но она для очень «вездеходистых» внедорожников. За дорогой мол никто не следит со времен советской власти, мосты кое где в очень плачевном состоянии, а где и вообще разрушены. Не стали мы тогда рисковать и не поехали по этой дороге. Перед этой поездкой вопрос опять поднялся на поверхность: попробовать или нет. За три года многое могло измениться. К тому же дорога «появилась» на Навителе, что вселяло некий оптимизм. На просторах интернета нашел несколько отчетов (и видео в том числе) за 15 и 16 годы о поездках по этому участку. И мы решили попробовать. В Суоярви залился «под пробку» и в путь. Оказалось, что все не так страшно, как пугали. Нормальная, крепкая гравийка. Встречались широкие, легко проходимые ямы. Если бы ехали в дождь и они были наполнены. то это бы создавало определенные трудности: приходилось бы останавливаться для промеров, а так по причине пустынности дороги их обходишь по любой понравившейся стороне, даже почти не притормаживая. Так легко и непринужденно через Гимолы, Суккозеро, Волому докатились до Муезерского и повернули на Костомукшу. Где-то через 40 км. дорога пошла вдоль довольно большого озера. Оказалось, Боярское и мы решили на нем остановиться. С третьей попытки нашли съезд к очень хорошему месту. Душа не выдержала, накачал лодку и поплыл попробовать рыбацкого счастья. Так как ужин был уже готов, рыбалка была по принципу «поймал-отпустил», но удовольствие от этого получил не меньшее. Как уже дома прочитал, глубина озера достигает 70(!) метров.

1234_19

День восьмой. оз. Боярское – Костомукша – Вокнаволок – Калевала – Софпорог – р. Ковда.

От Боярского покатали к Костомукше. Заскочили в город только заправиться, пополнить запасы продуктов и далее в путь т.к. участок маршрута, запланированный на этот день, был так же неизвестен, как и в предыдущий.  С утра все было хорошо светило солнце, дорога вполне крепкая. Но после Вокнаволока небо резко затянуло черными тучами, послышались раскаты грома и сначала пошел дождь, который сменился сначала сильным ливнем, а затем и градом, размером где-то с крупную садовую смородину. Дорога поплыла, на обочину не съедешь, что бы спрятаться под ветками т.к. она «размешанная» лесовозами быстро заполнилась водой и можно было легко сесть в какую-либо невидимую яму. Из полосы града мы выехали, но дождь переходящий в ливень преследовал нас весь день. Единственно, где-то после Калевалы, дождь перестал и в просвете заголубело небо. Съехали к безымянному озеру, приготовили обед. Но не успели толком поесть, как опять затянуло чернотой и хлынул дождь. По скорому собрались и поехали дальше. До Софпорога попали еще в одну полосу града, правда уже не такую сильную. Немного вселяли оптимизм мелькающие среди нагромождений туч прогалы чистого неба, но ближе к вечеру все затянуло сплошной серой пеленой и пошел однообразный обложной дождь. Недалеко от Лоухов вышли на трассу Кола. Запланировали заночевать на озере Белом, на котором отдыхали в прошлую поездку. Примерно, по памяти вычислили место и поехали. Тут нас ждало разочарование, подъехав к предполагаемому месту увидели перекопанный съезд, а за ним уже заросшую дорогу.

Делать нечего, поехали дальше. Перепробовав несколько съездов добрались до Ковды. Здесь нам повело, к реке и вдоль нее шла хорошая дорога. Немного прокатившись вдоль берега нашли удобную поляну. Остановились на ночевку. Нам повезло не только с хорошим местом, но с рыбалкой. На ужин стол украсила миска жаренной рыбы. Позже, когда весь экипаж завалился спать, я еще часик побродил по берегу и покидал блесну. Пара небольших щучек «прокатились» на леске до берега и были с благодарностью выпущены на волю.

1234_2
1234_3

 

День девятый. Ковда – Мурманск –Эйнч.

Маленькое отступление. На следующий день мы обнаружили, что не доехали до «своего» Белого озера 14 км. Надо же так ошибиться, тем более что съезды к озерам были довольно похожи. Но в принципе мы не жалели, так как на Ковде было то же очень хорошее место. Погода стояла все та же серо-промозглая. Дождь ненадолго переставал и начался снова. Возле Мончегорска на склонах промелькнули пятна снега (конец июля!!!) От Мурманска сворачиваем на Серебрянскую дорогу.  В прошлый раз мы были в Териберке, ныне целью были Дальние Зеленцы. Что дорога эта экстремальная было известно из различных отчетов автопутешественников, но как говорится «охота пуще неволи». До ГЭС идет довольно нормальная гравийка, после начинается самый смак. Первый же подъем с яминами и каменюками, преодолели буквально ползком. Далее несколько спусков – подъемом виляем, крадемся, но едем. Горки кончились и пошла совсем неплохая дорога. Преодолели первый мост и уже совсем решили, что не так страшен черт, как подъехали к следующему мосту и … Для нас он и оказался непреодолимым.  Мост представлял из себя бетонное кольцо с боков присыпанное каменьями и был непреодолимым барьером для просвета нашего коняги, к тому же груженного. Где-то с час пробовали различными способами проскочить мост, но увы и ах пришлось оставит эту затею. Повиснуть на брюхе посередь тундры как-то не улыбалось и пришлось поворачивать назад, не доехав до цели всего 18 километров. Заночевали на реке Эйнч (другое название Ровесъяврйок).   Встали на довольно укатанной, но чистой полянке. Попробовал порыбачить, но кроме одного мелкого харюзишки ничего не поймал. Пояснил экипажу свою неудачу тем, что «рыба ушла на дальний кордон». Чуть позже на противоположном берегу остановились два местных рыбака. И когда один из них, спустя всего несколько минут после заброса, вытащил крупного хариуса, экипаж дружно поставил мне приговор: рыба есть, ловить надо уметь)).

1234_3

 

День десятый. Эйнч – Териберка - Мыс Корабль.

Хотя нам не удалось проехать к Дальним Зеленцам, но не заехать на океан мы не могли, поэтому вернувшись к развилке повернули на Териберку. Доехали до берега. Все-таки какой удивительный магнетизм исходит от этих серых голых скал, от студёного моря не передать словами. Териберка выглядела пободрее от нашего прошлого визита. На берегу появилось несколько домиков (мы предположили, что турбаза или кемпинг. На берегу, за поселком, несмотря на   холодную, ветреную погоду стояли несколько палаток, а нашему брату туристу ни холод, ни зной ни почем. От берега одного холодного моря поехали к берегу другого. Вернулись на трассу Кола и в Кандалакше повернули в сторону Мыса Корабль. Почему мыс назван Корабль, а скала парусом не понятно т.к. совсем не похожа, ну назвали и назвали, всё равно красиво. У паруса было довольно людно, поэтому для ночевки мы вернулись на несколько километров назад выехали на отличное местечко прямо на берегу.  С вечера стояла тихая погода, но ближе к ночи начал поддувать ветерок. Часа в 4 проснулись от того, что шатер ходил ходуном от сильных порывов ветра. Оперативно собрали шатер, раскинули китайскую пружинку, сложили в нее вещи и завалились под завывания ветра досыпать далее.  Утро встретило нас настоящим штормом. К сильному ветру еще добавился проливной дождь. Пружинку от сильного ветра сложило и находящиеся внутри шатер, стулья, стол, посудная сумка промокли насквозь.

1234_5

 

День одиннадцатый. Мыс Корабль - Беломорск.

Собрались и поехали дальше. Весь день нас поливал нудный, обложной дождь.  За Беломорском нашли хорошую поляну под соснами на берегу моря. Дождь к вечеру прекратился. Необходимо просушиться, но как развести костер, когда в лесу всё мокрое насквозь.  На помощь пришла обыкновенная газовая горелка.  Сложил костер из сырых дров, а затем пристроил к нему зажжённую горелку и держал ее пока дрова не просохли и разгорелся огонь. Так что подсушиться нам удалось.

1234_1

 

День двенадцатый. Беломорск – Петроглифы – Кивач – Онежское озеро.

В планах у нас было задержаться здесь еще на один день, но утро встретило нас серым, беспросветным небом, мелким дождем и волнующимся морем. Поэтому решили двигаться дальше.  Недалеко от Беломорска находится археологический памятник – Беломорские петроглифы (Залавруга).  По указателю доезжаем до стоянки, далее небольшая прогулка примерно 2 км, и мы на месте. Кстати у дождливой погоды тоже есть определённый плюс, зато петроглифы мы осмотрели спокойно и практически в одиночку. Возраст рисунков около 4000 лет, просто удивительно, как они сохранились в таком состоянии до наших дней.

От Залавруги едем к Кивачу. Ближе к Медвежьегорску тучи чудесным образом разорвало, а когда добрались до Кивача то небо практически очистилось.  

Кивач один из известных водопадов, воспетый еще Державиным. Добраться до водопада не составляет никаких проблем. Место оцивилизовано и окультуренно: все для туриста.  Падающая с каменных уступов река - это конечно сказочное зрелище, на которое стоит посмотреть.  Когда отъезжали от водопада, я сам не знаю почему озвучил пришедшую в голову мысль: «А до Уксиярви отсюда всего то 250 км». Какое значение имела потом эта мысль, сказанная вслух расскажу позже.

После Кивача планировали остановиться на Онеге, точнее на устье реки Туба, где останавливались в прошлый раз. Но увы и ах, после Повенца пошли очень длинные куски дорожного ремонта и…. или мы не узнали съезд или дорожники его перерыли. Хорошо, что я сохранил точку, указанную Александром и Вячеславом Чирковыми. Спасибо им, место действительно оказалось хорошее.

1234_2

 

День тринадцатый. Онежское озеро.

На Онеге задержались на день. С утра погода была пасмурная и ветреная. Озеро хорошо волновалось. Решил, просто на удачу закинуть донку. Закинул и пошел к машине, но только сделал пару шагов, как сзади брякнул колокольчик. Сначала подумал, что это волны тилипают леску, но тут колокольчик запрыгал уже резко и настойчиво. Вытянул леску и обнаружил на другом конце сразу две рыбы.  И дело пошло, рыба клевала как сумасшедшая, так что на обед у нас была большая горка жаренной рыбы. Ближе к обеду погода разъяснилась, на озере наступил штиль и клев почти прекратился.  После обеда надули лодку и покатались по озеру, а ближе к вечеру еще и поблеснил.

1234_1

 

День четырнадцатый. Онежское озеро – Уксиярви.

Утром собрались и поехали дальше. Вообще в планах было проехать вдоль Рыбинского водохранилища, Калязин и через Тамбов домой. Но не успели мы отъехать от места ночёвки километров тридцать, как штурман сказала: «А что, действительно до Уксиярви так близко, а у нас ведь есть один день запаса?». Съезжаю на обочину, проверяю по навигатору: до Уксиярви – 430 км. Ну что ж Карелия, мы еще не прощаемся. Через Лодейное поле, Олонец, Питкяранту возвращаемся на озеро. Покатались вокруг озера и выбрали небольшую полянку с песчаным пляжем. На ней и затаборились.

 

День пятнадцатый. Уксиярви.

Провели еще один замечательный день в Карелии.  На лодке сплавали до ближайшего острова и обследовали его. Ни сокровищ, ни хижины Робинзона не нашли, но моральное удовольствие получили огромное.

 

День шестнадцатый. Уксиярви – Старая Ладога – Валдай.

Как бы ни было хорошо, но время отпуска почти закончилось и необходимо двигаться домой. Рано утром сложились и двинулись в путь. По дороге остановились перекусить на берегу Ладожского озера.  Навигатор предлагал два равных по длине пути: через Волхов или через Тихвин. Выбрали первый вариант и благодаря этому в селе Старая Ладога посетили старинную крепость. Доехали до озера Валдай остановились на ночевку. Правда пришлось немного покататься в поисках места, был вечер пятницы и народу на берегу было тьма. Но в конце концов нам повезло, с одной поляны уехало сразу несколько машин, и мы оказались единоличными хозяевами довольно уютной поляны.

1234_6

 

День семнадцатый – восемнадцатый: Валдай – Тверь – Тула – Тамбов – Серафимович – Дом.

 

Последние два дня уже просто ехали домой, ни на что, не отвлекаясь. т.к.  поджимало время. Итог поездки: Без малого 10000 км полученного удовольствия и незабываемо проведенное время.

https://www.youtube.com/watch?v=vOFjA-w91mQ&t=204s
https://www.youtube.com/watch?v=yWKrnW8juCY
https://www.youtube.com/watch?v=7GxnCJPMcNo
https://www.youtube.com/watch?v=o8eF0isr9Jk
https://www.youtube.com/watch?v=uUjXG45rVrk
 

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте