Мальтийские автобусы

Идет загрузка карты ...
Впечатления о транспорте на острове Мальта
 
Мальтийские автобусы

        Для путешествующих самостоятельно проблема транспорта не менее важна, чем, скажем, выбор гостиницы. В самом деле, от того, насколько быстро и удобно можно добраться от пункта А до пункта Б намеченного маршрута зависят затраты сил, времени и, что совсем не маловажно, средств на поездку, а все это, в конечном итоге, сильно влияет на общее впечатление от путешествия в целом.

        Мальта, в этом, отношении, безусловно, уникальна. Относительно небольшой по размерам остров покрыт россыпью городков, соединенных вполне приличными по качеству дорогами с хорошо развитым автобусным сообщением. Большинство маршрутов, правда, привязаны к одному центру, обширной площади перед воротами старой Валетты, поэтому, за редким исключением, чтобы попасть, например, с восточного побережья острова на западное, приходится тратить лишние 30-40 минут на вынужден ную поездку к центру сообщений острова. К достоинствам мальтийского транспорта общественного пользования стоит отнести его работу строго по расписанию и относительную дешевизну. Разовый билет стоит в среднем пол евро, цена билета определяется в зависимости от расстояния- весь остров разбит на три стоимостные зоны. Самая высокая цена, с которой нам пришлось столкнуться- 1.16 евро, была в автобусе от прибрежной Бурджиббы до старой столицы острова  Мдины. Это был как раз один из редких маршрутов, пересекающих остров поперек, без заезда в Валетту.

          Сама поездка на автобусе уже сулит массу впечатлений. В большинстве случеав к остановке подкатывает чисто вымытый, сверкающий ярко-желтыми боками, охваченными широкой красной полосой автоветеран, выпуска 60-х-70-х годов прошлого века. Нередки и более почтенные экземпляры, выпуска 50-х годов, но первенство по праву принадлежит элегантному автоветерану, работающему на 62-м маршруте- автобусу «Fordson-Thimes ЕТ7», 1950 года выпуска ! (Эта достопримечательность Мальты, увековечена в многочисленных сувенирах- от магнитных значков до расписных настенных тарелочек, где автобус красуется на фоне символов острова- оперного театра в городке Моста, финикийской лодки, рыцаря и непременного мальтийского креста). Белая крыша и сверкающие под ярким солнцем хромированные колпаки колес, решетка радиатора, полосы-молдинги по нижней части бортов просто режут глаза. Автобусный парк острова Гозо имеет свои цвета- серебристый с непременной красной полосой по борту. . (Необходимое замечание: на Гозо автобусы ходят довольно редко, а в часы сиесты их движение и вовсе может прекратиться!)

              Билеты продает сам водитель, восседая напротив никогда не закрывающейся двери. Эта часть населения Мальты весьма колоритна: в последнее время мальтийский транспорт переживает реорганизацию, от водителей требуется ношение формы, взамен непременных маек и шорт, но, вероятно, даже самые строгие указания «сверху» встречают сопротивление нововведениям, иначе никак не объяснишь почти поголовную небритость их физиономий и пристрастие большинства  (даже в феврале!) к шлепанцам на босу ногу! Получив из рук водителя отпечатанный суперсовременным кассовым аппаратом билет, протискиваемся внутрь салона по неширокому проходу между сиденьями в поисках свободного места. Сейчас уже трудно установить, какими были внутри эти «Лейланды», «Перкинсы» и «Опели» до продажи на Мальту, до того, как их внутреннего интерьера коснулись руки местных умельцев, но, наверняка, в оригинале, сиденья были пошире, а рядов было поменьше. Натужно взревев мотором, наш ковчег трогается в путь.

                Каждый раз, входя в салон очередного автоветерана, на ум приходили слова Великого Комбинатора, перенесенные «по месту и времени»: «На Мальте любят предметы старины и охотно на них катаются!». Я не знаю, как относятся жители острова к своему транспорту- скорее всего, мирятся с ним, как с неизбежностью, набиваясь в часы «пик» в душные и тесные транспортные средства. Легковых автомобилей на острове много, но попробуйте найти парковку в течении рабочего дня на улицах Мосты, Валетты, Слимы и других мальтийских городков! Мальта, рай для туристов, превратила свой транспорт в еще одну туристическую аттракцию, в которой, не выходя из дня сегодняш него, можно вернуться на короткое время в середину прошлого века, во времена детства, когда каждая поездка была приключением и впечатления от проплывающих за открытым окном домов, деревьев, улиц и площадей, вливались в душу вместе с потоками теплого, пахнущего бензином и нагретым асфальтом, воздухом южного города. Тем временем наш автобус ревя мотором на подъемах, старчески погромыхивая кузовом и поскрипывая тормозами катится по узким улочкам очередного мальтийского городка. Простота внутреннего интерьера скрашивается выполненными краской, популярными в 60-х годах шрифтами, надписями «Не курить!», «Запасной выход» и «Счастливого пути!» по панелям над окнами, и философскими типа «No Woman No Cry» или  «In Got We Trust». Эти могут красоваться и снаружи. Ну, а пространство перед собой каждый водитель украшает по собственному вкусу. Тут вам и изображения святых, в окружении веночка из бумажных цветов, и потоки бахромы вокруг лобового стекла, и всякого рода значки-флажки. Вся эта пестрота спускается от самого потолка над головой водителя до нижнего края приборной панели, опять же в соответствии со вкусом водителя или полным отсутствием такового. Хотите сойти на следующей остановке? Предупредите об этом водителя, потянув за шнурок под потолком над головой. В такт вашим подергиваниям зазвенит звонок над водительским креслом и автобус, лавируя в потоке машин, мягко подкатит к очередной остановке. Иногда веревочку под потолком заменяют кнопочки-клавиши электрического звонка- то ли дань прогрессу, то ли попытка приблизится к сервису более современных собратьев, каких на улицах Мальты становится все больше.

             Совсем недавно мальтийский автобус отметил свой столетний юбилей. Первые автобусы появились на острове в 1905 году и почти до самой Второй Мировой войны их парк представлял собой пестрое смешение множества мелких компаний, эксплуатирова ших кустарно перестроенные местными умельцами грузовики. Постепенно управление транспортом централизовалось, пока, наконец, в 1970 году не была создана компания, объединившая несколько мелких компаний-перевозчиков. Парк автобусов пополнялся, в основном, за счет приобретаемых в Великобритании списанных с линий, для замены на более современные, машин. Большинство автобусов и по сей день частные, компания и ее сегодняшний преемник осуществляют, в основном, административные функции, связан ные с организацией движения, безопасностью и, конечно, техническим состоянием автобусного парка, в соответствии с требованиями Евросоюза. Поэтому как бы ни лязгал ваш автобус, как бы ни дергал рычаг переключения скоростей, «забивая» всем плечом очередную передачу шофер, будьте уверены- и эта машина прошла строгий контроль. Но время, конечно, берет свое, изнашиваются кузова, нет уже запасных частей к «Лейландам» и «Бедфордам» и вот уже мелькают в потоке современные кондиционирован ные автобусы с низкими полами и автоматической трансмиссией.  Придет время и исчезнут с улиц и пригородных дорог «Лейланды» 50-х-60-х годов, ставшие, в свое время, законодателями мод и образцом для подражаний в строительстве автобусных кузовов «вагонного» типа, уйдут на покой «Фордзон» и «Бедфорды», долгие годы честно перевозившие мальтийцев и гостей острова. Жители острова трепетно и с любоью относятся к истории своей маленькой родины и, может быть, в скором времени список музеев Мальты пополнит Музей мальтийского транспорта, принявший на вечную стоянку ветеранов мальтийских дорог.

 


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Мальта
еще маршруты
О Маршруте