Нефть и рачок эпишура. Правда о голомянке. Порт Байкал. Экскурсии по КБЖД. Про байкальских нерп. Отель «Матрешка». Китай-город и Шанхай-сити. Иерусалимская гора. Памятник Александру Вампилову. Иркутский драматический театр. Оленный камень. Памятник императору Александру III. Набережная Ангары. Улица Карла Маркса, она же Большая. Памятник Туристу.
Листвянка - Иркутск - Москва

Часть 2-я здесь:

А река бежит, зовёт куда-то,

Плывут сибирские девчата

Навстречу утренней заре

По Ангаре,

По Ангаре.

«По Ангаре», музыка Александры Пахмутовой, текст С. Гребенникова и Н. Добронравова

День 5-й, Вторник, 04 мая 2021 года. Листвянка - Иркутск

Катер со стеклянным дном. Нефть и рачок эпишура. Правда о голомянке. Шаман-камень. Порт Байкал. Экскурсии по КБЖД. Про байкальских нерп. Отель «Матрешка». Китай-город и Шанхай-сити. Иерусалимская гора. 130-й квартал и ресторан «ШашлыкоFF». Памятник Александру Вампилову. Иркутский драматический театр. Оленный камень. Памятник императору Александру III. Набережная Ангары. Город без ворон. Улица Карла Маркса, она же Большая. Памятник Туристу.

Этим утром даже из окна гостиничного номера Байкал как-то иначе выглядел.

001-Байкал
002-Байкал

Рядом с нашим балконом на косогоре паслись коровы.

003-Коровы

После завтрака у Шера, если (конечно) это можно было завтраком назвать, решили сходить с Байкалом попрощаться – все равно из Листвянки забрать нас только в 13-30 обещали.

Байкал предстал перед нами в совершенно новом виде – тихой водной гладью.

004-Байкал
005-Байкал
006-Байкал

Свояченица от восторга водой из озера даже умылась. Вода, кстати, ледяной была.

007-Байкал
008-Байкал
009-Набережная

И тут на набережной мы встретили барышню, завлекавшую туристов на часовую прогулку по Байкалу на кораблике со стеклянным дном. Стоимость билета – 800 рублей, экскурсия в 11-15 начиналась. За 10 минут нас подвезли к причалу «Рогатка», который аккурат рядом с Байкальским музеем и памятным знаком на месте гибели Вампилова находился. Ну крохотная эта Листвянка, хоть тресни.

010-Плакат
012-Проспект

011-Карта
019-Пристань Рогатка

Причал Рогатка

Туристов человек 15 набралось, всем спасательные жилеты надеть велели. На кораблике нашлась и гид, звали ее Юля.

013-В спасательных жилетах

-Вы знаете, что вчера у нас землетрясение было? –спросила она.- Его (как обычно) никто не заметил.

014-На кораблике

-Байкал – это тектонический провал, заполнившийся со временем пресной водой. Официальная глубина озера – 1600 метров с копейками, но это не совсем так. Последние измерения глубины Байкала в 2002 году делали: 1300 точек замеров. Но водолазы постоянно новые пещеры подводные находят, которые в бездну ведут. Глубину свалов из-за пещер измерить невозможно. Где-то они 10 км достигают.

-Мы сейчас как на самолете над горами пролетаем, только горы – подводные.

015-На кораблике

-Озеро 20% мировых запасов пресной воды хранит.

-Промышленный забор воды из Байкала в трубы после закрытия ЦБК запрещен, но питьевую воду из озера добывают и в пластиковые бутылки разливают. Для этого ее с глубины 400 м берут. Байкальская вода минимальные минеральные примеси содержит – она почти дистиллированная. Весной видимость не очень хорошая: лед только сошел и в воде взвесь плавает.

018-Байкал

-Очищают ее байкальская губка и рачки различные, в том числе знаменитый рачок эпишура, составляющий 90% всей биомассы озера, им омуль питается. Когда на Байкале трагедия происходит и моряки гибнут, их практически никто не ищет: неровное дно, свалы, сильное течение и множество разновидностей ветров. Кроме того, рачки за 2-3 дня всю органику съедают. Поиски конечно организуются, но довольно формальные.

-На дне озера, на большой глубине, есть месторождение нефти – несколько тонн ее в год в Байкал попадает. Добыча ее пока не рентабельна, но сама нефть чудесным образом пропадает: ее рачки съедают, они едят все.

-Вы уже наверняка копченую голомянку на рынке купили. Голомянка – сорная рыба, самая массовая в озере. Голомянка на рынке – приманка для туристов, она на 70% из жира состоит. Ни кошки, ни собаки голомянку не едят – только туристы и нерпы.

-Рыбий жир тоже полезный, -проворчала Люся.

-Рыбы в районе Листвянки мало осталось, -продолжала рассказ Юля.- Здесь ее особо и не было никогда: мелководье, сорная рыба в основном водится. Но однажды летом я на корабле ночевала: не спалось и я свет включила – куча рыбы, свет привлек. Омуль в Байкале четырех видов водится: самый крупный – северобайкальский, за него часто пелядь выдают. Омуль очень быстро усваивается и обладает специфическим несмываевым запахом. Омуль и пелядь – сиговые рыбы, так что, если вместо омуля вам пелядь продали – не расстраивайтесь, все равно вкусная рыбка. Деликатесом мелкий омуль считается.

-Перед нами исток Ангары, отделяет ее от Байкала подводная скала Шаман-камень. Его при строительстве Иркутской ГЭС даже взорвать собрались было, но передумали.

020-Исток Ангары
021-Исток Ангары

Исток Ангары

-Вы, конечно, легенду про седого Байкала и дочь его Ангару слышали, но существует и много других легенд. Согласно одной из них, в старые времена на Шаман-камень подозреваемого привозили, если в его виновности сомневались, и на ночь оставляли. Если утром его живого находили, то человека невиновным признавали, а уж если ночью волна поднималась, то считали, что преступника сам Байкал наказал.

-Порт Байкал был отправной точкой КБЖД (Кругобайкальской железной дороги), отсюда грузы в том числе и в Китай отправляли.

022-Порт Байкал
023-Порт Байкал
024-Порт Байкал

Порт Байкал

-В 50-е годы прошлого века железнодорожная ветка, ведущая в Иркутск по левому берегу Ангары, была затоплена после строительства Иркутской ГЭС. Это там, за поворотом. Иркутск со Слюдянкой соединила новая железная дорога, проложенная через горы – мощность паровозов и тепловозов уже достаточной была.

016-Ледокол Ангара

-Если Транссиб называли стальным поясом России, то КБЖД – его золотой пряжкой: больно дорого ее строительство обошлось.

017-Ледокол Байкал

-В период с 1902 по 1904 г было построено более 400 инженерных сооружений, к которым относят подпорные стенки, туннели, галереи, акведуки. На всем протяжении КБЖД было построено 39 туннелей, общей протяженностью 8994 м.

-От порта Байкал до Слюдянки сохранилось порядка 100 км железной дороги, по которой проводятся (два-три раза в неделю) экскурсии, в том числе и на ретропоезде, который паровоз тянет.

-В Слюдянке красивый железнодорожный вокзал из белого мрамора сохранился: когда его строили, выяснилось, что местный мрамор дешевле привозного кирпича обойдется. Строительство КБЖД русско-японская война ускорила.

Вообще-то в планах наших поездка на КБЖД присутствовала, но оказалось, что это не так просто. Поездка начинается рано утром в Иркутске, откуда поезд до Слюдянки следует. От Слюдянки поезд по тупиковому отрезку до порта Байкал доезжает, где туристов на пароме в Листвянку переправляют, а оттуда на автобусе – в Иркутск. Возможен и зеркальный маршрут через Листвянку и порт Байкал до Слюдянки, а оттуда – в Иркутск. Так что маршрут закольцован. Поездка целый день занимает и не каждый день проводится: на нее лишний день пребывания в Иркутске отложить нужно плюс около 6 тысяч рублей, при том что питание в стоимость тура не включено. В любом случае из Листвянки никуда, кроме как в Иркутск или Тальцы, попасть невозможно. Попсовая Листвянка для одного лишь хороша – в нее непритязательных китайцев загрузить можно, да и забыть про них до отъезда: пущай Байкал фотографируют. Телефонами.

-Сейчас порт Байкал практически заброшен, -продолжала Юля.- Здесь отстойники для судов и корабельное кладбище находятся. Практически единственная связь с Большой Землей – паром до Листвянки, ходит который не очень часто. В порте Байкал нет ничего: ни дорог, ни школы, только магазин один. До Листвянки рукой подать, но, когда волна поднимается, сообщения с ней нет совсем.

025-Порт Байкал
026-Порт Байкал
027-Порт Байкал

-Пару лет назад группа корейцев приехала и очень им в Листвянке не понравилось: шумно и народу много. Попросили их на природе поселить, от цивилизации подальше. Им порт Байкал предложили – там небольшая гостиница имеется, маяк, церковь красивая, дорожка к Камню любви. Поселились они там, все ничего вроде, но тут шторм начался. Электричество выключили, Интернета нет, туалеты не работают. Тут они с деревенскими туалетами и познакомились, да еще за деньги: в лес сходить им и в голову не пришло. Еле они из порта Байкал в Листвянку выбрались.

028-Порт Байкал
029-Порт Байкал

-Как летом на Байкале одеваться? В купальник, а сверху пуховик летний. Потому что плюс 30 через 15 минут легко на плюс 15 градусов поменяться могут: погода моментально меняется.

030-Байкал

-Очень много нерп в Листвянке расплодилось: дело в том, что промышленный лов их запрещен. Раньше китайцы их ради жира добывали (он в китайской медицине при лечении бронхо-легочных заболеваний используется). Нерпы очень сообразительные: это единственное млекопитающее, умеющее замораживать собственную беременность без ущерба для будущего потомства. Если нерпа понимает, что еды недостаточно, то она роды откладывает. Нерпы часто к берегу подплывают – музыку слушать любят. Спят под водой, обожают на льдинах кататься. В конце марта нынешнего года льдину в Ангаре с 17 нерпами выловили, пришлось их обратно на Байкал эвакуировать: без байкальской воды они не выживут.

031-Байкал

Между тем час экскурсии к концу подошел, и мы на берег сошли. На память о Байкале я на берегу гранитный камешек подобрал.

032-Кораблик
033-Расписание
034-Хивус
193-Камешек с Байкала

По дороге в гостиницу зашли на рынок, где Люся родным в подарок 2 кг рыбы холодного копчения купила.

035-Рыбный рынок

Водитель Игорь приехал вовремя и мы, выпив на дорогу местной минералки, в Иркутск отправились.

036-Вода

В последний раз взгляд на Байкал и камень Вампилова кинули.

037-Камень Вампилова

Байкальский тракт через потрясающе красивые березовые рощи пролегал.

038-Байкальский тракт

В 15-30 Игорь высадил нас на улице Софьи Перовской у отеля «Матрешка». Самолет наш только завтра утром вылетал, и мы еще в Москве заказали себе отель, рассчитывая провести в Иркутске лишний день. Оставалось отель оплатить, что мы и сделали.

Внешне «Матрешка» как бывший офис при складах выглядела, то есть довольно нелепо, но внутри оказалась выше всяких похвал. В рецепции даже отрывная карта Иркутска нашлась, хоть и не самая лучшая. Та, которую мы в Иркутске купили, была оптимальной.

039-Матрешка
040-Матрешка
041-Матрешка

Номера нам просто отличными показались: номер в «Матрешке» по сравнению с номером в «Бризе» (в Листвянке) королевскими апартаментами выглядел, при том, что «Матрешка» за сутки 2700, а «Бриз» - 3500 рублей брали.

042-Матрешка
043-Матрешка
044-Матрешка
045-Матрешка

Вид из окна (правду говоря) был не очень, зато на столе бесплатная вода стояла. Да и не собирались мы в номере сидеть. Очень хотелось душ принять, но время дорого было, и мы по Иркутску гулять отправились. Только обувь переодели и куртки на более легкие сменили.

046-Матрешка

Перед выходом на улицу свояченица в рецепции кофе попросила – таблетку запить. Ей посоветовали в подвал спуститься – там зал для завтраков, где титан имеется. Внизу не только титан нашелся, но и кофе, и чай, и сахар, и посуда.

047-Матрешка

Еще в Листвянке на карте Иркутска я «Матрешку» нашел. Выбирая в Москве отель поближе к аэропорту, барышни случайно правильный выбор сделали: если «Ангара», в которой мы по прилету из Москвы поселились, на севере центра города располагалась, то «Матрешка» - на юге центра и гораздо ближе к 130-му кварталу и памятнику Бабру. То есть появлялась возможность по второй половине центра прогуляться.

048-Карта

Выйдя на улицу, понял, почему Кристина в свое время ухмыльнулась и назвала район, где «Матрешка» расположена, своеобразным. Здесь, оказывается, оптовые рынки располагались.

049-Оптовый рынок

Первым делом свояченица затащила нас фирменный магазин мороженого «Ангария», где они с женой не нашли для себя подходящего (хотя выбор огромен был), зато нас с Люсей по мороженому заставили съесть. Цены на мороженое просто смешными были – от 15 до 70 рублей.

051-Ангария
052-Мороженое

Нашелся рядом и Китай-город, и Шанхай-сити. Правда, Игорь, подвозя нас к отелю, посетовал, что в последние годы в Иркутске много киргизов осело: они в Шанхай-сити и торгуют, при чем непонятно в каком качестве – то ли продавцов, то ли владельцев торговых точек.

053-Улица Перовской
054-Китай-город
055-Шанхай-сити
056-Шанхай-сити
057-Шанхай-сити
058-Автомастерская

050-Карта

Шли мы, собственно, к Иерусалимской горе. В прошлый раз я ее от памятника Бабру видел, теперь время посетить настало. Тем более, рядом совсем.

059-Иерусалимская гора

Иерусалимская гора

Перед подъемом на гору небольшая фотовыставка старого Иркутска представлена была.

060-Иерусалимская гора
061-Иерусалимская гора

Сама Иерусалимская гора кладбище из себя представляла когда-то, на нем более 120 тысяч иркутян похоронено. Кладбище в 1772 году организовано, тогда в Российской империи эпидемия чумы случилась, и Екатерина Великая запретила хоронить при церквях в центрах городов, обязав создавать отдельные кладбища вне городской черты.

062-Иерусалимская гора
064-Иерусалимская гора

063-Иерусалимская гора

Иркутяне похороненные и сейчас там лежат, только памятники и надгробия им большевики уничтожили, превратив (по обыкновению) кладбище в парк культуры и отдыха.

065-Иерусалимская гора
066-Иерусалимская гора

Если во всем мире история по спирали вверх движется, то в России – по кругу. Большевики слиняли (вернее, перекрасились) и на месте бывших кладбища и парка культуры и отдыха историко-мемориальный комплекс появился.

069-Иерусалимская гора
070-Иерусалимская гора
067-Иерусалимская гора
068-Иерусалимская гора

Странное довольно место, пустынное. В Москве такое на Соколе имеется (если на вскидку вспомнить), на месте бывшего кладбища жертв Первой мировой войны, но там оно частично застроено, деревьями заросло и не так явно обозначено.

071-Иерусалимская гора
072-Иерусалимская гора
073-Иерусалимская гора
074-Иерусалимская гора

А тут вроде территория четко огорожена, дорожки из плитки выложены, мемориальные тумбы в честь именитых горожан поставлены и деревья высажены, но пустовато как-то. Может, деревья еще не подросли?

086-Иерусалимская гора
080-Иерусалимская гора
081-Иерусалимская гора
082-Карта

Выйдя с бывшего кладбища, через Модный квартал в 130-й квартал попали.

087-Музыкальный театр

094-Жадина-Говядина

130-й квартал

095-130-й квартал

В прошлый раз мы по нему толком не погуляли.

096-130-й квартал

К тому же вспомнили, что (кроме сиротского завтрака у Шера) ничего не ели. И пошли место для обеда искать.

Мы было в «Жадину-Говядину» сунулись, но там нам сказали, что у них официантов не хватает и придется ждать около часа.

Пошли дальше искать и в процессе поиска арку для влюбленных обнаружили.

097-Арочка

Остановились в итоге на гриль & баре «ШашлыкоFF». Мы в нем как-то в Мытищах вкусно пообедали. Кроме этого названия (франшизы), по Москве знакомого, в Иркутске мы только магазины «Fix Price» встречали. Остальное все местное.

098-130-й квартал
099-130-й квартал
100-ШашлыкоFF

С выбором не прогадали. Прикольная посуда, вкусная кухня.

101-ШашлыкоFF
102-ШашлыкоFF
104-ШашлыкоFF

103-ШашлыкоFF

Мы не стали особо заморачиваться: взяли немного закусок, три говяжьих стейка и один свиной (для Люси). Говяжий стейк чуть больше 600 рублей стоил.

105-ШашлыкоFF
106-ШашлыкоFF

Запивали все это вкусным бочковым пивом по 129 рублей за пинту.

107-ШашлыкоFF

Если вчера в Листвянке, в ресторане «Свалъ», за обед мы 7500 рублей отдали, то в иркутском «ШашлыкоFF» - всего 3500 рублей.

108-ШашлыкоFF

-И каков наш дальнейший план? –осведомились барышни, выйдя на улицу.

109-Карта

-Доходим до Бабра, переходим на другую сторону улицы Ленина, с нее на улицу Карла Маркса сворачиваем и навещаем памятник Александру III. Уверяют, что на него обязательно взглянуть нужно.

110-Памятник собаке

Памятник собаке

111-130-й квартал
112-Памятник Бабру
113-Памятник Бабру
114-Памятник Бабру

На улице Ленина купеческие особняки перемежались домами советской постройки.

115-Улица Ленина
116-Улица Ленина
117-Улица Ленина
118-Улица Ленина

Улица Ленина

На углу Ленина и Карла Маркса – сквер с памятником Ленину.

120-Памятник Ленину
119-Сквер

Завернув за угол, пошли по очень красивой улице Карла Маркса.

121-Улица Карла Маркса
122-Улица Карла Маркса
123-Улица Карла Маркса
124-Улица Карла Маркса

Улица Карла Маркса

Вскоре дошли до памятника Александру Вампилову – я его на карте заметил.

125-Памятник Александру Вампилову
126-Памятник Александру Вампилову
127-Памятник Александру Вампилову
128-Памятник Александру Вампилову

За памятником находился сквер с фонтаном.

129-Фонтан у театра

Вдалеке за сквером виднелся стадион «Труд». Кристина рассказывала нам, что его первая (деревянная) версия еще в 30-х годах прошлого века построена была, но сгорела. Сейчас определенные лица в городе стадион снести мечтают – уж больно место под застройку лакомое.

130-Стадион Труд

Тут же рядом Иркутский драматический театр им. Н.П. Охлопкова находится.

131-Драматический театр
132-Драматический театр
134-Драматический театр

Мы восхитились, что здание еще в конце 19-го века на городские пожертвования построено.

135-Драматический театр
136-Драматический театр
137-Драматический театр
138-Драматический театр
139-Драматический театр

Рядом бюст Председателю Горисполкома Иркутска, Николаю Францевичу Салацкому, возглавлявшему город с 1962 по 1980 год, установлен.

140-Бюст Салацкому

Приличный, видать, человек был. Московским мэрам «благодарные» горожане памятники только на кладбищах устанавливают, да и то не за свой счет.

141-Иркутский университет

На углу улицы Карла Маркса и бульвара Гагарина находится Ансамбль построек музея Восточно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества, ныне Иркутский областной краеведческий музей (отдел истории). Построен в 1882-1891 гг. по проекту архитектора Г.В. Розена – смесь мавританского стиля и неоготики.

142-Краеведческий музей
143-Краеведческий музей
146-Краеведческий музей

На фризе главного корпуса увековечены фамилии исследователей Сибири, Дальнего Востока и Арктики, членов Русского географического общества: Беринга, Врангеля, Крашенинникова, Мессершмидта, Миллера, Палласа, Стеллера, Гумбольдта, Норденшельда, Пржевальского, Турчанинова, Черского и других. В 2007 году добавлена фамилия Колчака.

144-Краеведческий музей
145-Краеведческий музей
147-Краеведческий музей

Рядом с входом в музей Оленный камень стоял.

148-Оленный камень
149-Оленный камень

Перейдя бульвар Гагарина, подошли к памятнику императору Александру III.

150-Памятник императору Александру III
151-Памятник императору Александру III

Как следовало из таблички возле памятника, история самого памятника непростой вышла.

152-Памятник императору Александру III

Личность императора Александра III неоднозначные мнения нынче вызывает (да и раньше вызывала – вспомнить хотя бы конный памятник императору в Питере работы Паоло Трубецкого), но мудрые создатели памятника на пьедестале провидчески бронзовые медальоны тех людей, которые впечатление от памятника однозначно сглаживают, разместили.

Это (конечно) Ермак, графы Михаил Михайлович Сперанский и Николай Николаевич Муравьев-Амурский.

154-Памятник императору Александру III
155-Памятник императору Александру III
153-Памятник императору Александру III
156-Памятник императору Александру III
157-Памятник императору Александру III

Погуляли по набережной Ангары.

158-Набережная Ангары
159-Набережная Ангары

Приятная набережная, Листвянке нечета.

160-Набережная Ангары

Погода была чудесной и люди с удовольствием ели мороженое, которое во множестве точек тут же продавалось. В Москве их почему-то почти все ликвидировали: понятия не имею, кому они помешали.

Нам не очень понравился бюст Гагарина, но что поделать –это наше личное мнение.

161-Бюст Гагарина
162-Бюст Гагарина

На скамейках, стоявших на набережной, стихи вырезаны были. Скамейки – подарок Сбербанка к 350-летию города.

163-Скамейка со стихами

Еще я обратил внимание, что ни разу в Иркутске ворон не видел: похоже, их чайки с успехом заменяют.

Пора было в «Матрешку» возвращаться. Я предложил пройти по улице Карла Маркса, свернуть направо на улицу Карла Либкнехта и дойти по ней до улицы Софьи Перовской, где «Матрешка» и находилась. Вспомнил, что Кристина о ней (об улице Карла Маркса) рассказывала.

164-Карта

В 1726 году на месте будущей улицы ров от Ангары до Ушаковки вырыли, чтобы защитить Иркутск, располагавшийся тогда севернее, от угрозы маньчьжурского нападения. На краю рва вал с палисадом установили. К 1760 году палисад обветшал, а ров осыпался. Да и русские к тому времени с манчьжурами договорились.

165-Улица Карла Маркса
166-Улица Карла Маркса

Ров засыпали, на его месте улица (одна из двух главных в городе, еще одна –Амурская (Ленина) появилась, а на улице – особняки роскошные купеческие. После пожаров здесь запретили деревянные дома строить – только каменные. Многие из них сохранились.

На одном из домов мемориальная табличка висит, сообщающая, что здесь работал писатель Ярослав Гашек.

167-Улица Карла Маркса

Один из первых кинотеатров в Иркутске – «Художественный». Построен турецкими виноторговцами, поставлявшими в Сибирь и на Дальний Восток вино и фрукты.

168-Улица Карла Маркса
169-Улица Карла Маркса
170-Улица Карла Маркса
171-Улица Карла Маркса
172-Улица Карла Маркса
173-Улица Карла Маркса

Наткнулись на памятник Туристу.

174-Памятник Туристу
175-Памятник Туристу
176-Улица Карла Маркса
177-Улица Карла Маркса
178-Улица Карла Маркса
179-Улица Карла Маркса

Барышни начали уже сомневаться в своих возможностях дойти до «Матрешки» и моей способности ориентироваться по карте, когда мы добрались до улицы Карла Либкнехта и свернули на нее.

180-Улица Карла Либкнехта
181-Улица Карла Либкнехта

Здесь дома уже попроще пошли.

182-Улица Карла Либкнехта
183-Улица Карла Либкнехта

В процессе мы синагогу, гостевой дом и даже старинную каланчу обнаружили.

184-Синагога
185-Синагога
186-Гостевой дом
187-Каланча
188-Улица Карла Либкнехта

Наконец повернули на улицу Софьи Перовской, а там и «Матрешка» показалась.

189-Улица Софьи Перовской
190-Матрешка

Наконец то мы до душа добрались. С последним, правда, конфуз вышел. Из ванной вышла жена с задумчивым видом и попросила меня с краном разобраться – он никак на душ не переключается.

Я поковырялся и поднял сам кран – вода полилась из лейки душа.

191-Душ

-Молодец, -похвалила жена.- Справился.

-Еще и раньше справился бы, кабы глаза поднял, -ответил я.- И табличку прочел.

192-Душ

В номере нашлись одноразовые расчески, тапочки, зубные щетки с пастой и рожки для обуви. Не говоря уж о шампуне и геле для душа.

Оставалось еще с купленной вчера рыбой разобраться. Люся съела голомянку, я надкусил голомянку (действительно очень жирная) и пощипал одного из двух хариусов. Жена со свояченицей заявили, что они не нерпы, чтобы голомянку дегустировать, да и вообще их от рыбы уже тошнит.

В 22-00 спать легли – уж очень рано вставать завтра было.

День 6-й, Среда, 05 мая 2021 года. Отлет

Главное – вовремя смыться. Загадка омуля. Дурная логистика турфирм.

Встали мы в 5 утра, даже не подумав о завтраке – все равно он у нас оплачен не был.

Выйдя на улицу покурить, вспомнил простую истину: «Главное – вовремя смыться». Потому что на улице снег пошел и ветер задул. Получалось, что улетаем мы как раз вовремя.

В 5-30 подъехало такси и через 15 минут мы уже в аэропорту были: аэропорт действительно близко. За такси 250 рублей заплатили.

194-Аэропорт

В аэропорту выяснилось, что копченый омуль в тамошнем магазине дешевле продается, чем в Листвянке, к тому же его еще и для салона упаковывают.

195-Аэропорт

Мы еще раз поразмышляли о загадке байкальского омуля: промышленный его вылов запрещен, спиннингом (с глубины 350 метров) омуля не поймать, но сам он везде продается.

За время поездки поняли, что местом постоянной дислокации туристов (в силу местной логистики) Иркутск должен быть, а не Листвянка: из Иркутска не только в Листвянку съездить можно, но и вообще куда угодно (КБЖД, остров Ольхон, курорт Аршан и т.д.). А в промежутках пешие экскурсии по городу организовать – Иркутск того стоит. Да и отели в Иркутске хоть и дешевле, но лучше.

Зарегистрировали нас на рейс бесплатно, не попытавшись (как в Москве) продать посадочные талоны.

196-Посадочный талон
197-Аэропорт

Самолет на три четверти заполнен был – кто-то в Иркутске остаться решил, благо майские праздники продолжались.

198-Аэропорт
199-Аэропорт

Летели мы ровно 6 часов (в полете обедом покормили) и приземлились в Домодедове в 14-10 по Иркутску. Вычли 5 часов и получилось 9-10 по Москве.

В Москве была прекрасная погода и возле аэропорта нас уже такси ожидало.