республика Бурятия / Самостоятельная поездка

Тур де Монголия, или выход в космос

1 - 23 июля 2017 г.
Поход по Монголии подобно выходу в космос...это нужно прочувствовать, втянуть носом запах степи , пожать мозолистую руку монгола - пастуха, полежать под открытым звездным небом , падать от обезвоживания и не переставать восхищаться природой Монголии.....1000 км мы проехали по этой удивительной стране на велосипедах.....Спешите съездить в Монголию, пока она не потеряла свою самобытность!
Цагааннуур - Ногооннуур - Улаангом - Баруунтуруун - Тэс - Баянтэс - Цэцэрлэг - Мурэн - Хатгал - Ханх - Монды - Култук
Монголия Ташанта - Мурен
Ташанта - Мерен

• Идея расширить географию своих походов возникла уже давно , но пока лишь удавалось охватить что то близлежащее , Скандинавия ..ну и Кольский - вообщем то что досягаемо. Ну а например двинуть на Восток ..достаточно авантюрное желание , но уж очень заманчиво!! Монголия – страна с малочисленным населением ..удивительной природой и бескрайними просторами …Решено !!! идея маршрута была заимствована после просмотра серии выложенных на Ютубе роликов, как мы их прозвали между собой «Дедов», ребята из Новосибирска по моему , только наш маршрут был развернут в обратную сторону , руководствуясь розой ветров и да и все наверное…Не скажу что готовился скурпулезно, но основная нитка похода определилась сразу же…Ташанта - Цагааннуур - Ногооннуур - Улаангом - Баруунтуруун - Тэс - Баянтэс - Цэцэрлэг - Мурэн -  Хатгал - Ханх - Погранпереход Россия - Монды(Россия) - Култук - Иркутск .Север Монголии и самая северная дорога Norton Road …изюминка похода озеро Хубсугул , ну и как мы думали ..послемонгольские 200 км к Байкалу ..сам Байкал и Домой. 3 года идея зрела , что то не выпускало и не отпускало…наверное духи степи сочли нас еще не готовыми к посещению Монгольских просторов. Можно подумать что это стеб..но я уже начал в них верить , ибо как обьяснить то что происходило( по мелочи правда) со мной в походе . Пару слов о моем подельнике, сокамернике и просто отличном компаньене . Саня Коронин – человек спокойный и уравновешенный с достаточно большим опытом в велотуризме..да и просто хороший человек ..не подведет!
    Z4_0CUs6dCI
  • Много человек в этом походе скорее минус – решили мы и робко предложили составить компанию еще нескольким товарищам , но как то никто не решился , но мы впрочем и не настаивали. Вообщем старт назначен на 01.07.2017 …нас двое , билеты куплены заранее , а что еще и нужно…все остальное пусть на совести духов степи будет. А..да с великом нужно определиться. Саня едет на мтв ..ну а у меня перед поездкой сломался Куб на планетарке..Неожиданно подвернулся forvard york – суровый стальной парень …родом из туринговых. Пусть будет туринг..там же степь и грунтовка – проеду..(ах как же я ошибался..но )
    Заранее списались с ребятами из Новосиба – порекомендовали отличного водителя с буханкой для заброски к границе по Чуйскому тракту. Буханка будет ждать в аэропорту Барнаула. Вроде бы все…ах да там же проблемы с водой – покупаем фильтры для воды можно набирать прямо из лужи и пить. Два навигатора , в одном закачана карта Монголии..ну и бумажная карта , кстати редкая штука – заказал из Москвы , помогла очень как в навигации , так и при общении с местным населением.
    Учим монгольские слова , Дэлгур , Цайна газар…Усс …вообщем готовимся.
    Первый раз летел самолетом с велосипедом, пока до этого бог миловал. Целый день перед вылетом потратил на упаковку…в результате получилось неплохо, ну и с велом поработал
    - превышение около 1,5 кг. Думаю прокатит…ну почти прокатило . Положено 23 и 10 с собой.

01.07.2017
    Перелет в Барнаул и Чуйский тракт .. дорога к границе дороги.
    И вот час Х – Ну и надо же именно накануне какая то жесть с погодой ..вылеты задерживают..вообщем шансов вылететь вовремя было мало, но мы как то протиснулись и почти вовремя 02.07 утром были в Барнауле , где нас встретил наш водитель Юрий со своей чудо Буханкой. Так же нас поджидал дождь , который полил сразу же после начала сборки велосипедов , ну просто что бы не забывали Питер.
    KY9HTsmGhmI
  • В Барнаульской Ленте немного затарились продовольствием на первое время.Что там в Монголии кто его знает, есть ли там еда деньги и магазины..? Ну и под акомпонимент дождя двинулись по Чуйскому Тракту к границе – до которой оставалось около 700 км.
  • Uc5al20wFDQ
  • ЧТ – это отдельная история и конечно Алтай – это отдельная повесть и может быть отдельный поход. Ровно через 5 дней здесь должен стартовать один из самых фантастичных бреветов « Чуйский тракт 1200» в котором я тоже хотел принять участие , но велотурист победил во мне и ЧТ я проезжаю не в седле шоссера ,
  • а на сиденье буханки под интересные истории Юры , и переодически подремывая. Ну конечно заскочили в Сростки – родина Шукшина …очень красиво , сесть бы просидеть час и смотреть с холма на Алтайские пейзажи , но дождь усилился и пора ехать. Купили пару баночек меда у дедушки который конечно же знал самого Макарыча , или как минимум его сосед. Ну и медовухи ..той самой . Вообщем все душевно и вкусно ..Алтай одним словом.
  • LxcDr4e3RSU
  • Проехали пару перевалов : Семинский ( высота около 1700 м) и подьем 9 км. Спуск 10 км. …и Чике-таман - тяжеловато будет нашим Балтийцам..
    Ночью вьехали в Ташанту (ударение на второй слог) ..развернулись и запарковались рядом в степи . Звездое небо сносит голову , стрекот насекомых ..похожих на саранчу..они путаются и чавкают под ногами . Ставим палатку ..Юрий несколько устал …решаем небольшой перекус и спать ..ведь нам завтра в Монголию , а ему домой обратно в Бийск.
    Вообщем первый день можно сказать закончен . Легкое волнение подавили 50 гр. Чего то горячительного….Спать
  • Ну а утром позавтракав попрощались и разьехались в разные стороны , фото на память ...
    ZjSwIo8PGHg
    Пробуем технику , делаем первые метры по степи , вроде бы все в порядке ...немного волнительно , через каких то пять км. Монголия
  • R-EIxBYu8AE
  • Последнее село на Чуйском тракте на 961 километре. В селе расположен пограничный пункт «Ташанта», далее за селом расположена государственная граница между Россией и Монголией. Пограничный переход «Ташанта» - единственное место на Алтае, где можно проехать в Монголию. До 2013 года в село можно было проехать только по пропускам, т.к. оно находилось в 20-и км приграничной зоне. Сейчас, после уменьшения приграничной зоны до 5 км, можно свободно проехать в село по российскому паспорту.

Источник: http://welcometoaltai.ru/attractions/tashanta/
    © WelcometoAltai.ru

• вероисповедание - ислам ...на заднем плане мечеть.
  • Пройдени все препоны пограничные тонкости...вообщем все просто и доступно
  • Время работы МАПП «Ташанта»: в летнее время с 9:00 до 18:00, технологический перерыв с 13:00 до 14:00
    МАПП Ташанта — Цаган-Нур расположен в высокогорной местности. Между российским и монгольским КПП (нейтральная зона) более 20 км грунтовой дороги и перевал Дурбэт-Даба высотой 2400 м. По правилам, в нейтральной зоне запрещено останавливаться, ее нужно как можно быстрее пересечь, тем более там нельзя оставаться на ночевку. Поэтому возможен такой случай, что вы пересечете российскую КПП, но к 18:00 не успеете пересечь Монгольскую, поэтому вам придется возвращаться обратно на российскую КПП и на следующее утро опять проходить все заново. Мы должны успеть ...
    На самом перевале есть пограничные столбы, и еще один контрольный пункт со шлагбаумом, где может быть еще одна проверка документов.
    Каких либо ограничений для временного ввоза спортивного и экспедиционного снаряжения (парапланов, разборных летательных, спортивных аппаратов, снаряжения для подводного плавания, байдарок, горных велосипедов и т.д.) нет
  • GCKzTmmJmTU
  • Ну вот и заветный знак ...далее Монголия ...добро пожаловать. К слову сказать я при планировании похода создавал группу в ВК и титульная фотография этой группы была случайно выбрана именно эта фотография , фото этого именно знака , было символично его увидеть.
  • NtyKTGxbnGs
  • Первые впечатления от Монголии , надо держать ухо востро ..какая то звенящая беднота..поменяли валюту 1:38 поели бууз и потихоньку двинули к городу Цагааннуур , окликаемые по дороге мотоциклистами монголами , спешащими что то впарить ...Прозвали их между собой "Мотоциклетками" и немного напрягались излишней их активности.Попался даже кусок асфальта перед Цагаануром.
  • P236Ec-JM-c
Первое общение с местными..ребята очень любопытные..было предложено чего то выпить - отказался
OhuD2LSSJho
Первый ночлег в живописном месте ...фильтруем воду велосипедным способом
P1ib0eDpcCY
Ехать одно удовольствие пока , привыкаем к сногсшибательным видам...
ZlMy6wt7NuA
GjJAJUZMD7I
где то за этой горой городок Ногооннуур за которым по слухам сломан мост и это печальное событие может увеличить наш путь и спутать все планы , так оно и вышло..
Местность ни на что не похожая , одним словом "Атакама"
LEicl2p3-V0
Город Ногооннуур - думаю очень подходящее место для сьемки фильмов ужасов и вестернов. Улицы пустынны , ветег гоняет по дороге обрывки бумаги и какие то колючки. Зной и фиг его знает куда дальше. В местном "Делгуре"(магазин промтоваров и продовольствия) нам долго обьясняли про какой то обьезд разрушенного моста и мы клюнув на это , провели пару часов по уши в каком то болоте. В итоге вернулись назад и поехали обьезжать.
V6m6fFA0_Is
По уверениям местных есть брод и нас уверяли что мы там легко пройдем и обьезжать не потребуется , но Пытались форсировать, но через полчасика сдались. километров 5-6 таких вот проток, а между ними болото. Пришлось объезжать через жёсткую пустыню. Мы ее прозвали между собой - Атакама
WkalgNlFTdw
На грани обюезвоживания и это уже во второй день пути.....
XvVueEkFgYc
Так сказать аклиматизируемся ...воды осталось немного , дотянем
B3ZaAtGk2Ic
Ночевали близ озера , до которого 5 км ..видели воду но до воды не доехать...перетоптались и на сл. день как манна небесная постоялая юрта ....УРА !!!В этом неприглядном сарайчике вода, еда, можно покемарить на нарах.. Хорошее короче место. Место отдыха для водителей угольных фур.
GiMXTc4AqzM
Озеро Ачит Нуур ...искупались освежились...
VR902cpzWyE
Далее жара ...к которой мы не очень то и привыкли , вода тает на глазах и вот оно спасительное место...поселок Ачит...кроме воды там похоже нет нифига..Да может и не поселок это вовсе...место на карте.
BtLQjeh9iD8
Пять проколов на двоих. Вот и все наши поломки в этом походе. Были готовы к ломающимся багажникам и лопающимся спицам, но как то обошлось.
XzuOUDjxM1I

На въезде в Хотгор, посёлок где собственно и расположена шахта, встретили соотечественников на джипах. "Проезжайте нахрен этот колхоз!" сказали они нам.))
CpmeAzDhXbs

Яки - Забавные животины, тусят с коровами но по повадкам на собак похожи, виляют хвостами, бегают туда - сюда.)
D04UW-K4grI

Можно оценить размах этих  просторов...мне даже не верится что на фото это я тащу свой велик....
-W7w_aXYUZQ

Конец двухдневного объезда разрушенного моста. Вышли на трек. Можно рассмотреть на фото что дует очень сильный ветер и если что-то не закреплено , то уносит в степь безвозвратно.
Z4_0CUs6dCI

Так можно лежать часами...заодно и массаж
X_xqwrlGZ7Q

Обо на перевале культовые места в культуре монголов, бурят, тувинцев, хакасов и других тюрко-монгольских народов Центральной Азии.В традиционной форме представляют собой кучи из камней или деревья, украшенные ленточками и флажками. Располагаются у дорог, на горных перевалах, на вершинах, у озёр, аршанов, на берегах рек. Встречаются как одиночные обо, так и группы.Обо — место поклонения местным духам, родовым или территориальным, то есть хозяевам данной местности. Хозяева обо — это духи умерших шаманов, предков или божества небесного происхождения.Наиболее распространённый обряд поклонения  — обрызгивание пространства вокруг обо молочной (архи) или обычной водкой, подношения в виде камней, ленточек из ткани, флажков, монет, конфет, сладостей, еды и т. п. В Монголии и Бурятии принято обходить вокруг обо три раза в направлении по часовой стрелке.
CwqldqExFL8

Типичное посещение нашего скромного жилища представителями местных...
И кстати прелесть этого места состоит в том , что спустившись с гор перед нами раскинулась бескрайняя степь на многие км. и от этого вида захватывало дух..передать это фотографиями мы так и не смогли...но честно я такого не видел никогда...
6gK4Yo7qj_A
На подьезде к г. Улангом есть асфальт..40 км. как же мы были рады этому казалось бы простому событию ...
BP_OZNpBEkc

Встретили француза..едет один в Астану от Улан-Батора ..хороший парень, только возит пруток арматурины , говорит от собак...хотя мы с моногольскими собаками нашли общий язык
5U2yixa95sE

В Улангоме хорошо , и мы протупили там часа 3 -4 ну и посетили местный общепит ..лапша хорошо зашла , а вот мороженное с вкусом козьего сыра как то не очень ...
MqLXZ7il3zc

Саня заведовал финансами , и это требовало от него так сказать сосредоточенности ..
И кстати именно в этом месте WiFi в радиусе этого стола. Даже во Ватсабу дозвонились домой...Попробовали местного пива .
S7e1WW9SzJI

Памятник Цеденбалу   - Центральная улица города Улангома, столицы родного для Цэдэнбала Убсунурского аймака, носит название «улица Маршала Юмжагийна Цэдэнбала».
YOQFamIdtR8

Кто знает творчество этой группы тот поймет...хотя сами музыканты обьясняют так : «Всё было очень просто. Стояли на остановке, рядом — киоск „Союзпечать“, в нём марки, красивые такие, „Монгол Шуудан“, „Монгольская почта“ значит. Просто дело случая и никаких монгольских корней». Но мы все же нашли эти монгольские корни
X_ZMf_38jbQ

В этот день в стране проходили выборы президента ...ну мы тоже так сказать прочувствовали момент..и выступили нештатными иностранными наблюдателями
Надо отметить что выборы прошли спокойно , без каких либо нарушений и президента монголы выбрали таки неплохого , опросили местных - сказали что вроде неплохой однако президент
BPlL1D8tdE4

Далее наш путь лежал через пустыню..два дня пути и на грани обезвоживания..
как раз в этот момент мы допиваем пиво - это и стало нашим обедом. В этот день нам пришлось несладко ....каждая ошибка в ориентировании стоила выпитой лишней воды и блуждания под сжигающими лучами солнца в степи. Но нас спасли в чудом откуда то появившейся юрте . Отпоили , накормили ...посадили в красном углу юрты. Мы в ответ подарили открытку с видами Санкт-Петербурга ...
0DHbTEAuAcM

Но вот мы чудом попали в хостел в поселке Мальчин ..стоимость ночлега мизерна условия спартанские - под музыку группы Ленинград и Васи Обломова " Еду в Магадан" - мы устроили вечеринку в стиле Аля Рууссс. Нашли картошки в местном дэлгуре(что редкость) , отварили с тушенкой и полирнули маринованными огурчиками.да под пивко ..а за окном моросил дождь, и это после целого дня на грани обезвоживания....
VccqYgdwF1c

Утром перекусили Хушурами - такой беляш только очень вкусный Хушу?р (монг. хуушууp, ) — популярное монгольское блюдо из мяса и теста, аналогичное чебурекам, но, как правило, несколько меньше.
1LjsV2A7M0s

В виду жары была куплена белая рубашка..с длинными рукавами из хлопка...очень празднично я стал выглядеть в степи..от солнца защитился. Надо было сделать так сразу , но понадеялись на крем от загара...50. Не помогает..на руках были ожоги.
LLIdgfj9rzY

Бактриан-двугорбый верблюд, был приручен в Монголии около 3 тысяч лет назад.
несколько раз встречали вот такие стада никем не управляемые..
IEX8oYBt-Ec

Водопой при дацане. Красный флаг поднимают когда включают воду. Выключают - опускают. Вода удовольствие не круглосуточное.
ZpglsjdtHbU

Очень удивились встретив комбайн. Что и где они им жнут? В экономической жизни Монголии земледелие играет второстепенную роль. Комбайн кстати советский ...
MdLw874trAE

А не махнуться ли нам великами...туринг очень трудно в этих краях, но все ж можно...
U1qjmPo0Bx8

Вот такие нереальные виды и пугает и завораживает...Космос
KU87I4DB_ME

Монгольский степной коктейль..мы тоже не чужды так сказать всяким манерам..
Kklm5MZsLIo

Знаками Монгольские дороги не балуют...ориентирование возложено на путников ...выкручивайтесь сами...дорог много выбирайте...
9IIpwmY2rnA

Повстречали корейца на мопеде в кругосветке! Парень жжет - пообщались
MuJ6j6I6IOE

Проехав на великах по Монголии 700 с гаком километров и поняв что безнадёжно отстаём от плана и наверстать не выйдет, приняли решение подброситься на машине от посёлка Тэс до города Мурен, порядка 380 км.
Переговоры в местной забегаловке (Цайна Газар) увенчались успехом и окончательную погрузку назначили на 13.00 Предполагалось ехать вот на таком Дацаномобиле...
20170712_084736

Гуляем по гродку Тэс ...ждемс..
20170712_065035

Вот такие там представления о скульптурных композициях и в частности о верблюде...ну что ж ...монголам видней. Кстати где то читал что такая поза привлекает самок ....
20170712_065751

Наконец после очередного раунда переговоров было достигнуто взаимопонимание и сумма с 25 000 р . снизилась до 15 000 рублей и был предложен альтернативный вид транспорта ..Некий Хундай Грейс с незакрывающимися окнами..и раздолбанной подвеской.наша погрузка вызвала всеобщий интерес ..собрались многие посмотреть .
20170712_085528

В пути ...в редкие минуты когда не трясет....остановились перекусить
20170712_123002

7QFZXl2spYM

Это было ...круто. Всю душу вытрясло....Дорог в Монголии просто нет- степь однако большая. Езда по этим дорогам требует особенной водительской подготовки. Но и пассажирам несладко приходится. Ну и все это под монгольские песни беспрерывно звучащие в машине и сливающиеся в одну мелодию.
Это мы уже в Мерене с нашими попутчиками...водиле респект!!!
380км. обошлись нам 17 часов пути и 15 000 рублей
Sz7rA-nMLQo

Остановились в отеле ...поспать помыться и побриться
20170713_065007
EalL6T_oYbs

Гуляем по ночному городу Мерен...удивляемся ..в целом обстановка спокойная
0X1zxM-hcCQ

Мерен -Хубсугул- Байкал

Город Мерен , какая то забегаловка по якобы ремонту мобильных телефонов , именно здесь была уничтожена вся информация с моего многострадального Самсунга , перегревшегося под монгольским солнцем. Какие эмоции у меня на лице? ...Вообщем жесть...
20170713_132851
Ко всем злоключениям добавилось то что у нас закончились монгольские тугрики...и
20170713_143827
все бы ничего , ведь мы находились в одном из крупных монгольских городов . Но банки устроили себе выходной длиной в неделю.Поиски валюты заставили немного попотеть , были опробованы всякие методы и в результате на рынке какие то барыги согласились обменять по не очень хорошему курсу - 36.5
Деваться некуда - соглашаемся и вожделенные тугрики зашелестели в наших карманах. Это было не просто .....

Самый крутой из увиденных нами магазинов ...мы после двух недель плутания по степи мы конечно впечатлены и шокированы
20170713_173950
 Вообщем гуляем по славному городу Мурен (монголы говорят Мэрэн) .Город достаточно большой и по местным меркам современный. Есть и достопримечательности в виде памятников.
20170713_185347

Вообще то в Монголии культ Чингиз Хана..

Есть конечно и памятник Чингиз Хану. ну покрайней мере мы так думали когда фотографировались на его фоне
Он естественно на коне . Но немного погуглив - узнали что эта конная статуя посвящена Князю Чингунжаву герою национально-освободительной борьбы монголов против Цинской империи. В трудные времена спада мощи Монголии и господства маньчжурского ига, князь Чингунжав (1710 - 1758) стал одним из защитников государственного суверенитета. В течение трех лет, с 1755 по 1758 года, князь выступал предводителем освободительной борьбы.   А вод этот персонаж без коня это Содномын Дамдинбазар - деятель буддизма в Монголии и политик ...сыграл важную роль в борьбе за независимость Монголии

Но что то мы засиделись..и пора в путь ..наш путь лежит в сторону озера Хубсугул .
20170714_093339
..покидаем славный город Мурен и совершаем завершающую экскурсию в поисках забегаловки что бы перекусить. Набрели на монастырь, в прошлом один из крупнейших религиозных центров в северной Монголии, имевший около 60 строений. История монастыря неясна, но первоначально он являлся кочующим. Первые строения были сооружены около 1890 г., проживало около 2000 монахов. Новый монастырь, Данзандарья-хийд, открыт в 1990 году на месте старого, находится недалеко от дороги к аэропорту на западной окраине города. Сейчас в нем проживает около 30 монахов. Наблюдали картину - подьехал джип из него выпрыгнул мальчуган в манашеских одеяниях и поправив сумку на плече пошел в монастырь...учиться. В монастыре магазинчик с сувенирами ..на территории памятник будде...вообщем прониклись местом , загадали желания и в путь....
20170714_102023

20170714_102320
Подкрепились перед выездом хушурами (что то типа чебурека , но очень вкусно и сытно) , запили Цаем
20170714_105526

Суутэй цай, молочный чай, – это традиционный напиток монголов, который делают из зеленого чая, воды, молока и соли. Часто в него кладут сливочное масло или обжаренный курдючный жир. Специи в монгольской кухни практически не используются, в чай добавляют лишь щепотку соли.

20170714_110417
 Хушур популярное монгольское блюдо из мяса и теста, аналогичное чебурекам, но, как правило, несколько меньше ... в последствии в этот день мы подзаправились еще несколько раз этими чудесными лепешками
20170714_110513

Очередная забегаловка , так сказать заправка Цаем по полной. Обратите внимание - цай подается в термосе , пей пока не лопнешь.
20170714_135040

В провинции Ховсгол на границе с Сибирью проживает небольшая народность цаатанов, что переводится с монгольского как "оленеводы".Пришедшие изначально с территории, на которой расположена современная Республика Тува в составе РФ, цаатаны являются одними из последних в мире кочевых оленных народов. Но популяция оленей сокращается, и сегодня продолжателями традиции являются лишь 40 семей. И это наверное уже экзотика...

20170714_140326

20170714_140333

100-й меридиан восточной долготы точка пересечения с 50 й параллелью - так сказать уникальное место , таких подобных точек 50х100 всего четыре на земном шаре

Поиск и посещение таких точек даже является неким увлечением в мире , хобби так сказать. По?иск пересече?ний ...(состоящее в посещении тех точек земного шара, где пересекаются географические параллели и меридианы, или, иначе говоря, мест, широта и долгота которых выражается целым числом градусов. Как правило, посещаются точки, находящиеся на суше, либо, в зимнее время, на ледовой поверхности водоёмов.)  так что мы уже одну точку  посетили
В связи с тем, что в этой стране очень дорогой бензин (около 60 рублей за литр на наши деньги), прагматичные монголы массово покупают и ввозят данный авто из Японии, благо на гибридные машины пошлина на порядок меньше. Общее количество легковых гибридов на дорогах Монголии приближается к 40 %.
Ползем вверх - по дороге около 4х перевальчиков , нужно попотеть , но это уже в радость делать по асфальту..
20170714_171605

При вьезде в Национальный парк оформляется пропуск ..и взимается плата (около 3000 тугриков с человека ) при отсутствии пропуска могут быть разборки с егерем , но мы так и не были позже проверены ...
20170714_195051
20170714_194648
В Хатгале бросилось в глаза обилие кемпингов и хостелов , на любой вкус , Монголы стройными рядами устремляются на отдых к Хубсугулу как правило всем семейством , но дальше вдоль берега едет мало кто.
20170714_212442
Поскольку нам предстоит провести как минимум 3 дня в диких условиях , затариваем наш продовольственный минимум. Все необходимое - хватило ровно на 3 дня ...Опыт.
20170714_201815
Вот такой монгольский колорит...лошадь основной вид транспорта в этих местах .
20170714_202354
Ну и может быть еще один хит - это мотоцикл обьемом 150 кубиков - Мустанг . Это легендарное транспортное средство..в данном случае представлено в максимальной комплектации . Очень проходимо и сурово...ездит и стар и млад..
20170714_200342
 Перекусили Буузами ...с рубленным мясом (надо обязательно уточнять) и попили Цай
20170714_204318
Ну на этом нужно так сказать сказать асфальту "досвидания!!!" и снова нас ждут грунтовые монгольские пути дороги ..начинаем огибать Хубсугул с Восточной его части , она как раз наиболее проезжаема
20170714_215555
Ночуем близ Хатгала вот на такой симпатичной полянке , рядом пасутся коровы и Яки
20170715_103730
Нам куда то туда завтра...
20170715_103740
Двинулись в путь , пока едется хорошо , пасутся Яки ..светит солнышко
20170715_105247
 Но уже скоро дорога поднимается в перевал , далее их было несметное количество , около 3-х в день
20170715_114502
"Даваа" - Перевал по Монгольски , иногда они были обозначены знаком , но часто и просто ощущались ногами...и всем телом. Велик часто приходилось тащить ..
20170715_115348
Встретили группу конных туристов , сопровождаемую монголами...

20170715_123526
Нужно отметить что дорога пока еще ничего...
20170715_122841
Есть вот такие мелкие броды..преодолимые легко и весело..
20170715_130100
На мотике Мустанг гоняют даже дети( как только дотягиваются до руля ), которые всегда с любопытством общаются с нами , ну а мы рады любому позитивному общению...
20170715_142515
Один из ключевых признаков отсутствия воды - это мост , Так случилось , что если есть переправа - то нет воды и наоборот...
20170715_142827
Иногда показывается само озеро ...а пейзаж упорно напоминает Норвежский ))
20170715_173844
Как можно заметить дорога становится монгольской и уже так сказать снижает наш темп до 6-7 км/ч , а иногда удается развить бешенную скорость порядка 10-12 км/ч
20170715_191805
Это уже не пустыня ..есть цветочки
20170715_192604
Очередной пример типичной монгольской дороги , я ехал на туринге колеса 700-35 , мне было вдвойне некомфортно
20170715_195835
Дело близится к вечеру и мы планируем ночевку ...
20170715_201140
И вот удача совершенно случайно сьехали в сторону озера по еле заметным автомобильным следам на траве ...и попали в райский уголок на берегу знаменитого озера Хубсугул. Тут оно предстало нам во всей красе
20170715_203902
Одно из самых крутых мест для ночлега
20170715_205831
Виды потрясающие за день смогли проехать около 60 км. больше при всем желании....нет
20170716_080015
Утренние регулировочные работы...
20170716_104619
Ну что готовы к продвижению...погода отличная
20170716_110328
Очередной пример поверхности и направления именуемого в этих местах "Дорога"
20170716_112519
20170716_123808
20170716_132405
Очень необычное зрелище - Монгольские дорожные рабочие....!!!
20170716_133529
Очередная смена районов венчается Обо!!! (святое место)
20170716_133801
Мы тоже внесли свою лепту и оставили на память открытку с подробностями нашего путешествия                                                                                                                                                                                                                                                                                                     20170716_140118

20170716_135624
По видимому сюда дорожные работники еще не добрались..ну а мы спускаемся от Обо вниз
20170716_143452
Опять чудо - Дорожные рабочие ...а может это глюки?
20170716_143957
Очередной мостик указывающий на отсутствие воды. Насчет воды мы не переживали , все же мы едем вдоль самого чистого озера Монголии , а может и планеты , младшего брата Байкала в котором сосредоточено около 1-2 % запаса пресной воды планеты Земля
20170716_145220
20170716_155144

А на другой стороне озера собирается какое то Зло ..напасть на нас дождем...
20170716_155650
Местами очень красиво и мы тупим сидя на берегу ....романтика!!!!
20170716_184147
20170716_192100
Спускаться традиционно приходится по камням...дикость мест и первозданная природа , что еще нужно ...
20170716_205015
Ехать по песку занятие не очень..то идем то едем ...вобщем ползем
20170716_211347
Пора вставать на ночлег ...место выбрали опять живописное у берега ..но немного под уклоном. Ветки лиственницы исправили ситуацию
20170716_213656
Вторая ночевка на Хубсугуле и вид 5 из 5 ...любуемся
20170716_215048
20170716_224226
Утро следующего дня ..дорога пока есть , но впереди какие то песчаные горы....это несколько осложняет наш путь и сбивает среднюю скорость до 3 -4 км/ч ...приходится тащить велик и буквально вспахивать как плугом песок... сколько еще впереди мы не знали...оказалось 8 км.
20170717_122236
И вот мучения с песком закончились и мы выехали к берегу ..просто идеально приспособленному к курортному отдыху. Красиво..комфортно и есть места для санкционированной установки палаток ...
VxFzJppEv2M
Моследние можно сказать метры или пару км. вдоль Хубсугула и мы приближаемся к северной оконечности озера , к поселку Ханг , уже встречаются а/м с иркутскими номерами , едут отдохнуть на озеро , все на джипах , мы чувствуем себя аборигенами и бывалыми...
Ii9LBwZSJ20
А вот и Ханх
6077YKeU9gs
Эта дорога протяженностью 20 км идет к границе с Россией к погранпереходу Монды
Zi-gpC4bDrw
Заночевали в Ханге предварительно затарившись продуктами и особенно монгольскими сувенирами . Сувениры продаются во многих Дэлгурах , покупать можно как за рубли так и за тугрики...
Уже на следующий день мы были у границы , правда она захлопнулась у нас перед носом и мы ждали около 30-40 минут когда же нас пропустят.
QQRFY2uVQpo
Позировали на фоне

горы Мунку-Сардык (3491 м) самая высокая точка Восточных Саян

20170718_133817
Ну наконец то формальности закончены (а они таки были) и в моем загран паспорте появилась отметка ...ровно 15 дней , с Монголией раставаться жалко , очень было интересно и по настоящему....
20170718_135536
Первые км. по России - появилась настоящая дорога .Асфальт - за последние дни это уже синоним счастья...Ну и спуск прибавляет оптимизма . А вокруг открываются просто фантастические виды. С гор очевидно стекают во время дождей потоки воды , которые размывают дорогу. Спук длится до Монды , км. 5 , но разогнаться не получается из-за размытых участков.
20170718_141723
20170718_142125
 Вот такой градиент приблизительно на спуске...
20170718_142140
Мы в Бурятии и честно говоря этот участок маршрута не изучали , нам виделось унылая дорога к Байкалу которую просто надо проехать , но мы ошиблись.
Бурятия - стала для нас откровением...
20170718_143555
  Здесь наряду с Калмыкией и Тувой исповедуют будизм.Храмовые комплексы Бурятии так же как и в Монголии называются дацанами. Очень много святых для бурятов мест и основная часть их сосредоточена в Тункинской долине , по которой нам и предстоит проехать к Байкалу.
20170718_143143
Вот собственно и поселок Монды , он приграничный и пребывание здесь возможно только при наличии загранпаспорта. Ну или разрешения..
20170718_144050
Главная река долины- Иркут берет начало от слияния двух рек - Белого Иркута, стекающего с горного массива Мунку-Сардык, и Черного Иркута, истоком которого служит озеро Ильчир...когда то по преданиям по долине и по  этой дороге пролегал путь Чингизхана...природа сохранила свою первозданную красоту...слов нет
20170718_144456
20170718_155019
20170718_155238
Наверное стоит уделить дороге по Тункинской особое внимание и может быть когда нибудь мы вернемся сюда. Это того стоит..
20170718_161433
Дорога идет постоянно вниз ...ехать комфортно и мы поняли почему все походы в Монголию от Монды начинаются с заброски к поселку на машине...ехать постоянно вверх все 200 км. тяжеловато. Вообщем рельеф есть но он на нашей стороне ..
20170718_163005
Встретили одинокого велотуриста из Иркутска , был задумчив и ехал к Хубсугулу , намеревался его обьехать ...судя по всему не особо изучал маршрут..Ну мы конечно надавали кучу советов и пожелали ему доброго пути. Бедняга пополз вверх , рассказав про какое то очень клевое место в 30 км далее. Там мы решили и заночевать если повезет.
Остатки некоего памятника, скорее всего дорожники его сделали20170718_172100

Остатки некоего памятника, возможно сделанного дорожниками , кстати дорога отменная
20170718_180543

Коровы спокойно расхаживают по дороге , явно не боятся и проезжающие машины (не говоря уж о велотуристах) вынуждены притормаживать и сигналить . Но коровы невозмутимы
20170718_190141

Купили в местном сельпо местного хлебушка...ну очень вкусно...брали по 2 булки , одну сразу же сьедали...
20170718_201940

Время для ночлега застало нас у какого то моста близ таежной реки , которая естественно впадает в Иркут...с дороги нас не было видно и мы слегка смачиваемые дождиком приступили к обустройству на ночлег
20170718_205156

Творческий беспорядок ,
20170719_073003

Непривычно для нас что много памятников посвящено не войне 1941-45 , а Гражданской войне . Вот и этот памятник не исключение. Ну а тем временем пошел второй день нашего пути по Тункинской долине...
20170719_104508

Вот такие просторы открываются , не устану рекламировать этот маршрут , очень здорово!!!
20170719_104519

Бурятские собаки очень дружелюбны , но попрошайки ...пока не скормил пол буханки хлеба не отстала
20170719_111045

Остановившись у очередного священного места мы у местных выяснили о наличии некоего курорта "Вышка" . И получили подробные инструкции как туда добраться. Все просто по указателю влево ....и пару км. Решили тоже поправить здоровье и отдохнуть в этом месте пару часиков. Не пропускайте этот поворот...понравится
20170719_124100

На берегу реки Иркут находится бальнеологическая курортная местность «Вышка», на которой в 50-х и 80-х годах, при поисках нефти в Тункинской долине, глубинными скважинами вскрыты два термальных минеральных источника. Нефть не нашли, нефтяные вышки не установили, термы получили название «Жемчуг», а местность стала носить название «Вышка».  На территории «Вышки» есть две скважины с метаном, подобных которым в России нет. Вот именно в этих метановые ванны мы и погрузили измученные наши тела
20170719_125430
20170719_131312

Предлагается и массаж...но мы так сказать вежливо отказались , вообщем движение есть и место очень себе курортное...
20170719_150827

Ну а нам пора в путь ... метановые ванны придали сил , но как будто включили вентилятор и задуло ровно в лицо...,