По Израилю на автомобиле

Идет загрузка карты ...
Небольшое путешествие по Израилю на прокатном автомобиле с посещением основных достопримечательностей.
 

После того, как мы объехали практически всю Россию, побывали в Европе, возникла идея путешествия в Израиль. Ведь это потрясающее место для автопутешественников. С одной стороны расстояния здесь небольшие и страну можно объехать за пару суток, особо не напрягаясь. С другой стороны здесь столько всего интересного, что и посмотреть-то всё за один раз не успеешь.

Ехали с целью – не просто прилетели-улетели, а самим на автомобиле изучить эту многогранную страну, которая для каждого путешественника открывает что-то свое.

IMG_1620a

Путешествие на автомобиле по Израилю – прекрасная возможность быть абсолютно свободным и независимым. Прекрасные дороги, понятные развязки, практически полное отсутствие пробок – что еще нужно для идеального путешествия?

Дорога

Теоретически в Израиль можно приехать и на своем автомобиле – через Турцию и Сирию или Ливан. Но на практике не всё так просто. Дело в том, что Израиль находится в весьма непростых отношениях с целым рядом государств. Факт наличия в паспорте туриста виз Сирии, Ливана, Ирана, Ливии и, возможно, некоторых других приведет к излишнему вниманию со стороны спецслужб Израиля по прибытии в страну или же вас могут просто не впустить. Аналогично – просто не попасть, после посещения Израиля, в Йемен, Ливан, Сирию, Судан. Эти страны запрещает въезд на свою территорию (даже при наличии виз данных стран) лицам, имеющим в своем паспорте визы, печати и иные отметки государства Израиль. Могут возникнуть сложности с пересечением границы Саудовской Аравии и Ирана, хотя официально запрет на въезд с печатями Израиля снят.

Эти тонкости сильно осложняют все дальнейшие автопутешествия по странам Ближнего Востока. Поэтому для тех, кто предпочитает автомобильные путешествия, есть вариант намного проще и спокойнее – на самолете долететь до Израиля, а там взять машину напрокат. Сначала правда придется немного привыкнуть к местной манере езды и узнать особенности израильской разметки. Взять автомобиль не сложно, в Израиле представлены практически все основные мировые компании по прокату автомобилей: «Budget Car», «Avis»,«Hertz», «Sixt», «Suncar», «Cal Auto», «Albar», так и местные компании, например «Eldan».

Процедура получения автомобиля на прокат не очень сложная и мало чем отличается от Европы. 

АРЕНДА АВТОМОБИЛЯ

Услуга проката автомобилей в Израиле предлагается в специализированных офисах международных и местных прокатных фирм, расположенных во всех крупных городах и аэропортах.

Для того, чтобы воспользоваться услугой проката автомобилей в Израиле необходимо иметь действительные водительские права (принимаются обычные российские права), стаж вождения – минимум 2 года, международную банковскую пластиковую карту на имя водителя, быть не моложе 21 года и не старше 75 лет. Лица в возрасте от 21 года до 23 лет платят больше, имеют худшие условия страхования и ограничения по моделям автомобилей в большинстве прокатных компаний, который предлагают услугу проката автомобилей в Израиле. Кредитная карта обязательна, на ней блокируется залоговая стоимость аренды – на случай штрафов или других нежелательных ситуаций. В конце срока при возврате автомобиля заблокированная сумма разблокируется, а за аренду можете рассчитаться как картой, так и наличными. Допускаются к использованию только кредитные карты следующих платежных систем: MASTER CARD, VISA, DINERS, AM-EX. Карты Master Card Maestro и Visa Electron не принимаются.

Перед нами пытались оформить аренду автомобиля двое путешественников из России у которых на банковской карточке не было требуемой для залога суммы (в той компании в которой мы оформляли она составляла 3000 шекелей (около 25 000 руб.)) и в оформлении договора аренды им было отказано, не смотря на то что они предлагали оставить залог и всё оплатить наличными...

Сдать арендуемую машину можно в филиале прокатной фирмы, расположенной в любом другом городе Израиля. Кроме того, можно взять в аренду (или вернуть) автомобиль непосредственно в международном аэропорту им. Бен-Гуриона.

Прокатные конторы предлагают своим клиентам широкий выбор моделей: от микролитражки до автомобиля представительского класса или минивэна-микроавтобуса. Вот примерно какие модели автомобилей можно взять напрокат в Израиле: Chevrolet Aveo, Fiat Grande Punto, Daihatsu Sirion, Hyundai Getz, Mazda 2, Honda Jazz, Nissan Micra, Opel Corsa, KIA Rio, Hyundai Accent, Mazda 3, Nissan Almera, Ford Focus, Opel Astra, Mazda 6, Honda Civic, Audi A6, Ford Mondeo, Chevrolet Malibu, Buick Lacrosse, Opel Insignia, Volvo S60, Jaguar S-type, Volvo S80, KIA Carnival (7 мест), Hyundai H1 (9 мест), Mazda 5 (6 мест)...

А в одной компании по прокату авто мы узнали, что можно взять напрокат даже Smart или Mini Cooper. А ввиду эксклюзивности, арендовать эти автомобили можно даже по часам.

Прокат авто в Израиле относительно недорог – в среднем стоимость аренды автомобилей мини и компактных автомобилей начинаются от 28$ в сутки, автомобилей среднего класса – от 35$, автомобили представительского класса и минивэна-микроавтобуса – от 42$. Иногда (но очень редко) проводятся рекламные акции, во время которых можно взять машину подешевле. Некоторые компании ради привлечения клиентов, готовы пойти на всё – супер низкие цены, гибкая система скидок, возможность не платить за полную страховку. Если машина не новая – дополнительная скидка. На срок свыше недели – ещё дешевле.

Как правило, арендованный автомобиль получают и сдают с полным баком горючего. В машине будут находиться все необходимые карты для путешествия по Израилю на английском или русском языке. Дополнительно можно заказать GPS-навигатор (возможно на русском языке). Кресло для ребёнка предоставляется за дополнительную плату.

Перед подписанием договора с фирмой-прокатчиком, предлагающей услугу проката автомобиля, следует внимательно его прочесть. Пункты договора, которые вам не ясны, уточните у сотрудника прокатной компании. Получая машину, проверьте, что в договоре указаны все царапины, вмятины и т.п. При возврате арендованного автомобиля проверьте, есть ли отметка на договоре, что автомобиль сдан в том же состоянии, что и при получении, и к вам не имеют материальных претензий.

Изучив все тонкости взятия напрокат автомобиля (еще до отъезда, в Кургане, и там, по приезду) мы отправились в компании проката уже на месте узнавать условия. Посетив несколько компаний, мы, остановили свой выбор на фирме «Avis». Скорее всего, просто потому, что в данной компании обнаружился русскоговорящий сотрудник.

Стоимость аренды автомобиля несколько отличалась от заявленной на сайте (в большую сторону). Как нам объяснили – при заказе авто по интернету действуют другие тарифы.

С самого начала, из автомобилей, мы решили брать какую-нибудь малолитражку – в первую очередь, из-за довольно высокой стоимости аренды и бензина. Стоимость аренды за маленький автомобиль с механической коробкой передач начинается от 170 шекелей (1400 рублей) в сутки.

Выбирали автомобиль из одноклассников, имеющихся в наличии на тот момент в компании: Chevrolet Aveo, Nissan Micra и Daihatsu Sirion. Остановили свой выбор на Daihatsu Sirion (аналог с правым рулем Daihatsu Boon, Toyota Passo) 2010 г. в., как на автомобиле весьма редком для дорог Кургана, со стартовым пробегом 48516 км, что для израильских дорог весьма прилично.

Аренда этого автомобиля обошлась нам в 220 шекелей (1800 руб.) в сутки (когда же сдавали, цена оказалась снижена до 207 шекелей в сутки). В качестве залога на банковской карте была заблокирована сумма эквивалентная 3000 шекелей (большая часть суммы была разблокирована в тот же день, как был сдан автомобиль).

IMG_0133

Вспоминая о том, кто и как ездит по дорогам Израиля, решили оформить, так называемую «полную страховку» автомобиля, что обошлось нам еще в 43 шекеля (около 350 рублей) в сутки. Зато при приёмке автомобиля нам не пришлось пересчитывать многочисленные царапины и другие свидетельства прежней (не всегда аккуратной) эксплуатации автомобиля. Да и в дальнейшем нам не пришлось сильно переживать за оставленный на тесных парковках автомобиль. Но это можно назвать как «перестраховались», поскольку сдали автомобиль с теми же царапинами.

Оформление документов и выдача-приемка автомобиля заняли не более 5-10 минут.

IMG_1628

И вот мы уже едем по улицам Израиля на ставшем, на несколько дней, нашем Daihatsu Sirion, навстречу новым впечатлениям.

IMG_0821

Опытный водитель может объехать весь Израиль и посетить основные достопримечательности менее чем за неделю. Мы же за 4 дня проехали почти половину страны – 964 километров, от Тель-Авива до Эйлата, от Средиземного до Мертвого и Красного морей. Сожжено 66,6 л бензина АИ-95 на сумму 460 шекелей (около 3800 руб.). Средний расход составил 6,9 л на 100 км. Средняя стоимость 1 л бензина за время поездки составила 6,95 шекелей (около 57,68 руб.). 

АЗС в Ашдоде
IMG_0773
ДОРОГИ

Мертвое море Мертвое море
Дорога от Мертвого моря к Красному Дорога от Мертвого моря к Красному

Автомобиль – главное средство передвижения в стране (железнодорожная сеть слабо развита и имеет вспомогательное значение). Поэтому автодороги очень качественные, ровные и хорошо информированные. Общая их протяженность – 9,5 тыс. км, из них 5 тыс. км имеют современное асфальтовое покрытие. Указатели дублируются английскими буквами. В городах нерегулируемых перекрёстков практически нет, знаки и светофоры видны хорошо, разметка в порядке. Дороги Израиля подразделяются на национальные, междугородние, территориальные и районные. Национальные шоссе нумеруются одной цифрой, междугородные шоссе нумеруются двузначным числом, территориальные шоссе – трехзначным числом, местные шоссе – четырехзначным числом. Все более-менее крупные пересечения междугородних дорог имеют собственные названия, таблички установлены по правилам установки указательных знаков, то есть весьма заранее. Облегчает жизнь тем, кто не очень знаком с местностью.

IMG_1170

На дорогах новый ровный асфальт, везде яркая и четкая разметка, причем если на каком-то месте должна быть разметка плюс знак, то и знак на месте, и разметка в порядке, плюс еще предупреждающая табличка. Ну и на всех перекрестках светофоры на каждую полосу, и, несмотря на их количество, израильтяне не скупятся и на качество. Так что разберется даже тот, кто первый раз за рулем. В общем, нам такое и не снилось.

IMG_0226

А теперь представьте ситуацию – жарко, водитель садиться в машину и ставит в подстаканник стакан воды, наполненный почти до краев (У нас же ставят бутылку с плотно закрученной крышкой, чтобы ни в коем случае не пролилась. Поэтому название той части автомобиля, где стоят напитки скорее «подбутыльник».), затем, захотев попить, неспешно делает глоток и ставит стакан обратно. Вы скажете фантастика? Совсем нет. И это при том, что большинство автомагистралей в стране скоростные с ограничением 110 км/ч, а то и выше. И тут никакого мошенничества, ловкости рук или мастерства вождения не требуется – мы повторили этот незамысловатый «трюк» и у нас получилось. Хотя в России мы бы не рискнули таким заниматься – в лучшем случае вода уйдет на мытье ножных ковриков, в худшем, на больших кочках, помоет заодно и потолок автомобиля, и заднее стекло изнутри.

Автомобильные пробки на израильских дорогах, как и везде в мире, возникают стихийно и неизбежно. И это не смотря на великолепные дороги и высокую скорость на них. Как правило, утром образуются пробки на подъездах к большим городам (израильтяне едут на работу, в Израиле очень частая практика – жить в одном городе, работать в другом), а после 15-16 часов – в обратном направлении. В пятницу, во второй половине дня, с приближением «шабата» дороги пустеют, а на исходе субботы наполняются вновь сверх всякой меры. Поэтому, рассчитывая время поездки, учитывайте не только расстояние, но и возможные пробки.

Национальная скоростная автострада №6, проходящая через всю страну с севера на юг, является платной. Эту трассу называют электронной магистралью, полностью соответствующей международным стандартам. Нет привычных турникетов, как в Европе или Америке. На протяжении автострады установлены специальные системы слежения, автоматически регистрирующие все проезжающие транспортные средства. Система считывает номер проезжающей машины, а через некоторое время ее владелец неизбежно получает счет. Плата за проезд одна и та же, проехали вы всего километр или три участка подряд. Разовый проезд в одну сторону обойдется в 13 шекелей (около 108 руб.), за проезд по четырем участкам – 15 шекелей, за пять и более участков – 17,5 шекелей. Неуплата грозит крупными штрафами.

Действующие в Израиле правила дорожного движения и все дорожные знаки соответствуют принятым международным стандартам. Но есть определенные особенности, которые россиянам надо знать и соблюдать, путешествуя по этой стране. 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ДОРОЖНОЙ ПОЛИЦИИ ИЗРАИЛЯ

В Израиле дорожная полиция пользуется всеобщим уважением и авторитетом. Часто одного лишь появления полицейского бывает достаточно, чтобы уладить разгорающийся конфликт. Туристу-россиянину надо запомнить главное: дорожные полицейские абсолютно – в полном смысле этого слова – не берут взяток. Более того – попытки эти караются по всей строгости закона. Для израильтянина сама мысль о даче взятке полицейскому кажется дикой. Поэтому никоим образом не пытайтесь дать взятку стражу порядка – этим вы только усугубите ситуацию. Если на дороге вас остановил полицейский, то чтобы не усугубить ситуацию, лучше не спорить. Дорожные патрули довольно мягко относятся к туристам, поэтому, если вести себя корректно, улыбаться и объяснить, что турист, то скорей всего отпустят без штрафа. В конце концов, у сотрудников полиции нет такой задачи – учить иностранных граждан правилам дорожного движения. Очень полезно иметь некоторые навыки в английском (по-русски полицейские говорят редко). А попытки объясниться на иврите (пусть даже неуклюжие) и вовсе способны настроить стража порядка на добродушный лад. Выяснив все подробности о вас и ваших родственниках, он может забыть, по какому поводу он вас остановил.

За все наше автопутешествие нас ни разу не остановили, хотя мы несколько раз наблюдали, как дорожная полиция Израиля отчитывала очередного нарушителя местных ПДД...

В Израиле повсюду на дорогах установлено очень много видеокамер, автоматически фиксирующих проезд на красный свет светофора, превышение скорости и несоблюдение дистанции. В случае, если были зафиксированы ваши нарушения, с вас непременно возьмут штраф при возврате арендованного автомобиля плюс комиссионные прокатной фирмы. 

СТИЛЬ ЕЗДЫ ИЗРАИЛЬСКИХ ВОДИТЕЛЕЙ

Вождение автомобиля в Израиле требует некоторой сноровки, но в целом дело довольно-таки безопасное. Здесь ездят все без исключения – от молодёжи до домохозяек и пенсионеров. Найти человека без прав практически невозможно. Старичок или бабуля за 80 лет и девчонка, едва выглядывающая из-за руля, соседствуют в транспортном потоке с лихими профессионалами, вытворяющими на большегрузных грузовиках и многоместных автобусах элементы высшего пилотажа. Многие считают израильтян за рулем абсолютно сумасшедшими. Так, дисциплинированные немцы оценивают израильский стиль вождения, как неупорядоченный и хамский. А вот, россияне, равно как и их коллеги из стран СНГ, считают, что ничего страшного нет, нормальная езда. На самом деле в манере езды израильтян проявляются их наиболее яркие особенности менталитета. Ездят они лихо, шумно, явно отдавая приоритет собственному удобству перед удобством окружающих.

Характерный жест местных водителей – поднятая в воздух рука, большой, указательный и средний палец которой соединены в «щепотку». Этот жест символизирует слово «совланут» (терпение) и призывает окружающих не суетиться. Жест «совланут» сам по себе не содержит ничего плохого или обидного. Это всего лишь предупреждение о том, что сейчас водитель будет совершать нечто, правилами не предусмотренное (например, поедет налево из правого ряда). Одновременно это и просьба к окружающим отнестись с пониманием к нестандартному маневру, правда, часто выраженная в категорической форме: мол, делайте, что хотите, я вас предупредил.

Надо быть готовым к тому, что тебе будут постоянно сигналить: не тронулся в первые полсекунды при включении зеленого сигнала светофора, медленно едешь, либо едешь согласно установленному ограничению, а могут этим просто подчеркнуть, что тот, кто сигналит – проезжает первым. 

ПАРКОВКА

В исторических местах трудно найти свободное место для стоянки. Бесплатно припарковать автомобиль на улице в центре большого города – задача, практически, не разрешимая. 

IMG_0007

Теоретически это возможно там, где бордюры тротуара ничем не окрашены и имеют естественный серый цвет. Красная-белая окраска бордюров тротуара означает, что парковка (стоянка) запрещена, а сине-белая окраска тротуаров – парковка (стоянка) платная. Для оплаты используются специальные парковочные автоматы, если они установлены на месте разрешенной стоянки, или парковочные карты «Easy Park», (внутригородские и для пользования в любом городе) – обычные и электронные, которые можно приобрести в любом почтовом отделении. В свою очередь уличный счётчик ориентирован на конкретное стояночное место и принимает монеты в любом наборе. При этом никакие квитанции не выдаются, а оплаченное время стоянки появляется на дисплее, после чего начинается обратный отсчет.

Предполагаемое время стоянки лучше рассчитать заранее и сразу опустить несколько монет. Иначе придется возвращаться к автомату и доплачивать, чтобы не дать повод курсирующим по улицам контролерам вложить под стеклоочистители вашего авто напоминание в виде штрафа, минимум на 100 шекелей. Если же парковка вообще не была заранее оплачена, либо же осуществлена в запрещенном месте – штраф 250 шекелей, на месте для инвалидов – 500 шекелей.

Штраф неизбежно придет в фирму, в которой вы взяли автомобиль напрокат, так что лучше оплатить его самостоятельно в банке или на почте. Кроме того, муниципальные власти часто эвакуируют неправильно припаркованные машины на штрафные площадки. В среднем один день пребывания автомобиля на такой стоянке обойдется нарушителю в 40-100 шекелей в день, к тому же придется оплатить и буксировку машины.

Так что лучше проявить терпение и найти место для разрешенной стоянки. Тем более что в больших городах, даже в самом центре Тель-Авива, достаточно много подземных и частных платных стоянок, где, как правило, имеются свободные места. Стоимость парковки обозначена на больших щитах при въезде – главное, не перепутать цифры: где-то за 10 шекелей можно простоять всего один час, а где-то за 20 – целый день.

В крупных городах помимо надземных платных парковок есть и подземные (что даже является предпочтительнее – машина меньше нагревается на солнце). Механизм заезда-выезда и оплаты аналогичен тому, который применяется во многих российских аэропортах (например, в Челябинске), за исключением того, что все время нахождения на территории парковки оплачивается. Подъезжая к шлагбауму на въезде, нажимаете кнопку и вам выдается картонная карточка-квитанция, после чего шлагбаум открывается и вы заезжаете. Найдя свободное место в подземных лабиринтах парковки и, оставив автомобиль, вам необходимо найти парковочный автомат и вставив в него, полученную на въезде карточку оплатить стоянку (так, на одной из таких парковок на набережной, в центре Тель-Авива мы заплатили 10 шекелей за 1 час парковки). После этой процедуры можно смело гулять по городу оплаченное время (с некоторым запасом для выезда со стоянки). Перед выездом с парковки необходимо в автомат, перед шлагбаумом, вставить карточку (на которой электронным образом фиксируется оплата вашего времени стоянки) и, если вы не исчерпали оплаченный лимит времени – шлагбаум откроется разрешив вам выезд...

За этот ликбез (инструкцию по оплате парковки) парковщик подземной парковки в Тель-Авиве «выцыганил» у нас ни много, ни мало, а всего 1 шекель.

Подземная парковка
Подземная парковка


НАВИГАЦИЯ

По дорогам Израиля прокладывал дорогу и вел нас по маршруту навигатор Prestigio с ПО и картами IGO8 (он же помогал нам с навигацией в Норвегии в 2010 году), который мы предусмотрительно захватили из дома. Кроме того, он несколько раз, в качестве электронной карты местности, пригождался нам и в пешеходных экскурсиях. GPS?навигатор прекрасно справился с поставленными задачами и не дал нам затеряться на просторах Израиля. А один раз даже подсказал нам маршрут и расстояние до ближайщей АЗС. 

КЕЙСАРИЯ

Кейсария Кейсария
Кейсария Кейсария
Кейсария Кейсария
Кейсария Кейсария
Кейсария Кейсария
Кейсария Кейсария
Кейсария Кейсария
Кейсария Кейсария
Кейсария Кейсария
Кейсария Кейсария
Кейсария Кейсария
Кейсария Кейсария
Кейсария Кейсария
Кейсария Кейсария
Кейсария Кейсария
Кейсария Кейсария
Кейсария Кейсария
Кейсария Кейсария

«Я воздвиг памятник..., – неожиданно вслух произнёс Ирод.- Да, да! Ты станешь вечным памятником мне и моему великому другу – божественному Августу! Кейсария - так я назову тебя. Великий Боже! Как ты прекрасна! Как ты прекрасна, моя Кейсария! Сам Гипподам из Милета не нашёл бы в тебе ни одного изъяна!»

Развалины древнего города Кейсария лежат недалеко от Нетании. Город, построенный царем Иродом и служивший древней столицей римского периода, находится на берегу Средиземного моря, между устьями ручья Крокодилов и речки Хадера и расположен между театром на юге и городом крестоносцев на севере.

IMG_2452

За многовековую историю Кейсария успела побывать и финикийским поселением Башня Стратона, и городом царя Ирода I, и резиденцией римских прокураторов, именно здесь и жил Понтий Пилат. Заселенный язычниками – сирийскими греками, город в византийский период был важным христианским центром, а затем его завоевали арабы. На каждом этапе своей истории город менялся, менялся его облик: на месте одних храмов возникали другие, новые хозяева укрепляли его все новыми стенами и улучшали порт, а захваченный мамлюками во главе с Биберсом, город был разрушен и покинут. Теперь это парк, долгая и непростая история Кейсарии сделала ее уникальным историческим и архитектурным памятником, который привлекает все больше туристов из разных стран.

Воду в древний город поставляли два акведука: Верхний и Нижний. Из-за изобилия воды римляне построили в городе бани, которые не только делали горожан чистыми, но и служили местом ведения деловых переговоров. Здесь же мы увидели и знаменитый амфитеатр, первоначально он имел 12 рядов-сидений и вмещал более 10 000 зрителей. Он был построен во времена царя Ирода. За сценой находилась прекрасно оформленная стена, опирающаяся на колонны, высотой в 3 этажа и служившая фоном для сцены. Сейчас там проходят самые лучшие концерты в стране.

Во времена Ирода в Кейсарии был сооружен большой искусственный порт, включающий наружную гавань с волнорезом длиной 400 метров, внутреннюю гавань (частично выкопанную) и набережную. Во времена правления императора Анастасия (491-518 гг. н.э.) порт был восстановлен. После захвата арабами порт был заброшен. Восстановление его произошло в IX веке одновременно с укреплением города.

IMG_2361

Ипподром, который изначально служил для соревнований на колесницах, в более поздние периоды здесь выступали гладиаторы и устраивали общественные развлечения. И по сей день на этом месте находится колесница, которая так и зовет окунуться в многогранную историю Кейсарии.

IMG_2544
IMG_2502

ТЕЛЬ-АВИВ

Азриэли Азриэли
Азриэли Азриэли
Азриэли Азриэли
Азриэли Азриэли
Азриэли Азриэли
Азриэли Азриэли
Азриэли Азриэли
Азриэли Азриэли
Азриэли Азриэли
Азриэли Азриэли
Азриэли Азриэли
Азриэли Азриэли
Азриэли Азриэли
Азриэли Азриэли
Азриэли Азриэли
IMG_0139 IMG_0139
IMG_0158 IMG_0158
IMG_0455 IMG_0455
IMG_0478 IMG_0478

Если вас спросят что такое Тель-Авив и с чем его едят, то многие наверно ответят, что Тель-Авив – это объединённый городской муниципалитет в Израиле на восточном побережье Средиземного моря, экономический и культурный центр страны. Кто-то, может, добавит, что основан он был в октябре 1949 года.

IMG_2748

Признаемся, что мы раньше тоже так думали, пока не увидели Тель-Авив своими глазами. Город, который никогда не спит, место бешеного ритма жизни и по-настоящему активных людей, – это лишь немногие эпитеты, которые его характеризуют. Он является вторым по размеру и численности населения городом Израиля после Иерусалима. А его название, в переводе с иврита звучит как «Холм весны». Город прекрасно уживается со своей многоликостью, олицетворяющей все перемены и сегодняшний день страны. Ему всего лишь около ста лет, или, по меньшей мере, пять тысяч – все зависит от угла зрения. Тель-Авив возник как зеленый пригород древнего Яффо в начале XX-го столетия.

IMG_2732

Старый Яффо – исторический центр города. Он был полностью реставрирован, но при этом сохранил очарование старины. Картинные галереи и художественные мастерские соседствуют здесь с мечетями и христианскими церквями, с бутиками, с пекарнями, где выпекают многочисленные сорта хлеба с восточными специями. Популярное место для вечерних прогулок – «Тропа Гороскопа» – маршрут, проходящий через улицы, названные в честь знаков Зодиака.

IMG_1058
IMG_1062

По самому же Тель-Авиву гулять пешком можно, наверно, целыми сутками. Благо, это позволяет организация улиц и размеры города. Главное захватить с собой карту или GPS-навигатор и удобную обувь. Пройти от Старого порта северной части Тель-Авива до Яффо – южной части города можно минут за сорок легким прогулочным шагом. Для тех же, кто не очень приветствует пешие прогулки в городе есть несколько пунктов проката велосипедов. Все они ярко-зеленые, красивые и с большим плюсом в свою пользу – велосипед можно сдать в любой прокатной точке в городе.

IMG_2851
IMG_2936

Но самое главное в Тель-Авиве столько всего интересного и непривычного, это и свежие соки, из каких угодно фруктов на каждом углу; и традиционная израильская еда: фалафель, шекшука, хумус, лафа; и чудные велосипедные дорожки; и разметка бордюров для парковки: синий, красный, синий, синий, красный; и компактно припаркованные авто, четко, плотно в ряд; и много всего другого.

Особого же внимания заслуживает один из торговых центров города – башни Азриэли или, как принято называть их в Израиле, «мерказ Азриэли». В разное время суток эти причудливые башни, нависающие над скоростным шоссе Аялон, смотрятся по-разному: ранним утром тонут в облаках или легкой белесой дымке, в полдень вытягиваются в свой исполинский «рост», а к наступлению сумерек в тысячах окон загораются загадочно-манящие огни.

IMG_1220

Квадратная башня насчитывает 42 этажа и 154 м, это самая низкая из трёх башен комплекса Азриэли. Её строительство было приостановлено в 1998 году из-за разногласий с тель-авивской мэрией и возобновлено в 2006, а завершено в июне 2007 года. Треугольная башня высотой в 169 м насчитывает 46 этажей и была также построена в 1996-1999 годах. Ее горизонтальное сечение – равносторонний треугольник. Круглая башня, самая высокая из трёх и самое высокое здание в Тель-Авиве, насчитывает 49 этажей и имеет высоту 187 м (занимает второе место по высоте в стране после 244-метровой башни Моше Авив, которая находится в Рамат-Гане). Её строительство началось в 1996 и завершилось в 1999 году.

И все-таки главная достопримечательность тель-авивских небоскребов – это обсерватория Azrieli Observatory со смотровой площадкой, расположенная на предпоследнем, 49-м этаже круглой башни. Действует она 6 дней в неделю. С высоты птичьего полета открывается настолько головокружительный пейзаж, что глаз оторвать невозможно: хочется смотреть и смотреть на раскинувшийся под тобой Тель-Авив, пытаясь навсегда сохранить в памяти ни с чем несравнимое ощущение. Здесь же, в поднебесье, на 49-м этаже, можно отобедать в замечательном ресторане.

IMG_5912
Азриэли


МЕРТВОЕ МОРЕ

IMG_0303 IMG_0303
IMG_0315 IMG_0315
Мертвое море Мертвое море
IMG_0489 IMG_0489
IMG_3234 IMG_3234
IMG_3151 IMG_3151
IMG_3154 IMG_3154
IMG_3155 IMG_3155
IMG_3166 IMG_3166
IMG_3173 IMG_3173
IMG_3180 IMG_3180
IMG_3221 IMG_3221

Римляне называли это море Асфальтовым, так как набатеи продавали асфальт, сиречь битум (он же – смола), египтянам для бальзама, который использовали при мумификации. Сюда приезжали лечиться и царь Соломон, и Ирод, и Клеопатра, которая на основе воды моря делала свой знаменитый бальзам красоты. Подтверждением этого являются данные археологических раскопок, в ходе которых ученые обнаружили некое подобие косметической фабрики, по всем признакам удовлетворявшей прихоти знаменитой египетской царицы. Евреи же называют его Ям ha-мэлах что в переводе на русский язык «Море соли».

IMG_3180

Мертвое море сейчас самое соленое в мире. Если в одном литре морской воды содержится 35 граммов солей, то в литре воды Мертвого моря – 275 граммов. Уровень воды в нем ниже уровня мирового океана на 417 метров – самое низкое место поверхности Земли. Причем вода постепенно испаряется, опускается ее уровень, с каждым годом море бьет собственный рекорд.

IMG_0398

По дороге до Мертвого моря вы увидите яркие таблички в скалах, именно они показывают путнику на какой высоте, относительно уровня мирового океана, он сейчас находится. Первые несколько указателей почти не замечаешь, ждешь пленительного «ноль» и затем далее следишь насколько ниже спустился. 

IMG_0358

Так же в определенных местах расположены оборудованные смотровые площадки, с которых открывается изумительный вид на само Мертвое море и его окрестности – причудливые желтые скалы.

IMG_3174

 Мы же остановились на Мертвом море на ночь не в гостинице, а прямо на пляже, поставив палатку под навесом, и поспешили искупаться. Вы скажите «как дикари приехали». Отнюдь, когда мы начали выбирать место на ночлег, на пляже уже стояло с десяток палаток. Люди не спеша жарили мясо, отдыхали, купались и, по всей видимости, уходить никуда не собирались. К вечеру же палаток прибавилось, отдыхающие раскладывали вещи и купались в ночном Мертвом море. Это что-то сверхъестественное...

IMG_3219
IMG_3233

Рассказывают, что особо неизгладимое впечатление производят на туристов экспедиции в пустыню на джипах-вездеходах. Маршрут такой поездки включает посещение горы Содом, целиком состоящей из соли, осмотр солевых отложений в пещерах и соляного столба, в который превратилась жена Лота.

Проезд: на автомобиле или туристическом автобусе; два часа езды из Тель-Авива: менее двух часов от аэропорта имени Бен-Гуриона: один час из Иерусалима: полчаса полета от Тель-Авива; рейсовые автобусы из всех районов Израиля: можно также приехать самостоятельно на автомобиле (как, например, приехали мы).

Мертвое море


ЭЙЛАТ И КРАСНОЕ МОРЕ

Красное море Красное море
Эйлат Эйлат
Эйлат Эйлат
Эйлат Эйлат
Эйлат Эйлат
Эйлат Эйлат
Эйлат Эйлат
Эйлат Эйлат
Эйлат Эйлат
Эйлат Эйлат
Красное море Красное море
Красное море Красное море

Итак, отдохнув на Мертвом море, мы двинулись дальше по намеченному маршруту. Нас ждал Эйлат – город-курорт на юге страны, известный своей сорокаградусной жарой, интересными достопримечательностями и, конечно же, великолепным Красным морем, на берег которого мы и отправились.

Дорога пролегает по пустыне, вдоль границы Израиля с Иорданией.

Дорога от Мертвого моря к Красному

По израильским понятиям, Эйлат сильно удалён от других городов страны. Ближайший крупный город, Беэр-Шева, находится в 190 километрах от Эйлата. Из окон эйлатских домов видны Иордания, Саудовская Аравия и Египет. А история его уходит в глубокую древность. Город существовал ещё во времена царя Соломона, рядом же с нынешним Эйлатом располагались знаменитые «копи царя Соломона» – рудник по добыче меди.

Оставив автомобиль на платной стоянке, мы отправились изучать город.

IMG_3278

Прогуливались по набережной, богатой на всевозможные гостиницы (в основном элитного класса), рестораны и магазины.

Эйлат

Прогулка получилась обзорной, но мы уже наметили те места, куда отправимся в следующий раз. Так, например, парк «Подводная оберватория» – первый в мире подводный комплекс.

На глубине 6 метров, сквозь стеклянные стены двух смотровых залов Обсерватории, открываются восхитительные картины жизни подводного мира. Здесь находится одна из главных подводных красот Эйлата – коралловый риф «Японские сады».

Далее наше внимание привлекли настоящие дома из американских вестернов, мы уже думали, что это солнечный удар, но не тут то было. Это реальное место под названием «Техасское ранчо». Когда-то американцы решили, что лучшее место для съемок фильма о Диком Западе – Эйлат. Для этого поблизости от Дельфиньего рифа были построены декорации техасского ранчо. После съемок их разрушать не стали, а наоборот – усовершенствовали, и они стали одной из эйлатских туристских аттракционов.

Пройдя же чуть дальше, мы увидели настоящий замок. Как оказалось это парк развлечений «Город царей», напоминающий царский дворец. Его посетители совершают незабываемое путешествие в прошлое – они гуляют по пещерам, вырубленным в скале, плавают на лодке по залам царя Соломона и участвуют во множестве развлекательных мероприятий, которые разработаны с использованием самых передовых в мире технологий.

Эйлат

Отдельная тема этой поездки практически через всю страну – это, конечно же, узкая глубокая расщелина между африканскими и азиатскими пустынями заполненная морской водой – вот что на самом деле представляет собой Красное море, с его многочисленными коралловыми рифами, различными подводными обитателями и множеством дайвинг-центров. Уже на небольшой глубине вы увидите разноцветных рыбешек, а если зайти за специальное ограждение для купания, то вполне можно наступить на морского ежа, что не очень приятно. Можно поплавать не только среди кораллов, но и среди дельфинов на Дельфиньем рифе, понаблюдать за ними с трибун, посмотреть фильмы об этих умных созданиях.

Ну и мы решили не отставать, а собственно, за этим и ехали. Ведь дайвинг (или подводное плаванье с аквалангом) в Эйлате – одна из основных форм активного отдыха для продвинутых туристов. Знающие люди утверждают, что здесь, на Красном море, одно из красивейших мест подводного мира. Погода позволяет осуществлять погружения круглогодично, потому что температура воды редко опускается ниже 20 градусов даже зимой. В Красном море более 400 видов рыб и около 150 видов кораллов, которые подходят очень близко к берегу – их можно наблюдать, даже плавая только с маской и трубкой. При погружении ты как бы попадаешь в другой мир: коралловые рифы славятся своим великолепным и разнообразным животным миром. Среди разноцветных мягких и твердых кораллов можно увидеть крабов и креветок, морских ежей, морских звезд, осьминогов. Хоть новичков и погружают неглубоко, всего лишь на шесть метров, но впечатления незабываемые. Стаи тропических рыб самых невероятных окрасок плавают прямо рядом: тут красные, там голубые и желтые, как настоящий фейерверк под водой.

На рифах яркие пятна водорослей, кораллы и множество подводных обитателей, пещеры делают погружение намного интересней – то тут, то там проплываешь через них, замечая тех обитателей морских глубин, которые не очень-то любят просто плавать. Некоторые водоросли мгновенно оживают, стоит проплыть рядом с ними, раз и видишь рыб спрятавшихся в них. Дайвинг – это мир, который начинается по ту сторону зеркальной поверхности воды, красив всегда – в любую погоду, в любое время года и суток. Если вы хоть раз увидели, как резвятся в кораллах разноцветные бабочки, как скользит по дну тень гигантского ската, как из расщелины выглядывает мурена, как торчит над рифом рубка затонувшего корабля – этот мир уже не отпустит вас.

Погружение с аквалангом мы совершали с помощью клуба подводного плавания «Diver’s Village» (www.divingisrael.com). После 15-минутного инструктажа, нам выдали необходимое снаряжение и мы отправились на микроавтобусе к месту погружения, чтобы на 30 минут окунуться в сказочный подводный мир Красного моря.

Красное море

Стоимость разового погружения в дайвинг-клубе составила 200 шекелей с человека + 200 шекелей за фотографирование под водой.

Красное море

Конечно же, этих 30-ти минут было недостаточно и, после сдачи снаряжения, мы снова очутились на пляже и уже с трубкой, маской и ластами продолжили плавание.

Красное море

На обратном пути из Эйлата мы хотели посетить знаменитую крепость Масада, но, к сожалению, не смогли, и наш список мест, которые нужно посетить пополнился на один пункт.

Сама крепость расположена на вершине высокогорного плато в восточной части Иудейской пустыни, на западном побережье Мертвого моря – самой низкой точки на земном шаре. После смерти Ирода Масаду заняли римляне, но в 66 году нашей эры, когда началась Иудейская война, евреи захватили Масаду и двинулись освобождать Иерусалим. В жестокой войне с римлянами они потерпели поражение и вернулись в Масаду. В 73 году к крепости прибыл 10-й римский легион, чтобы покончить с последним оплотом иудеев. Легион насчитывал 15 тысяч человек. Масаду же защищало менее тысячи еврейских мужчин, женщин и детей. После длительной и тяжелой осады легионеры подожгли крепость и, когда погасли последние языки пламени, ворвались в Масаду. Повсюду рядами лежали тела защитников. Масада стала символом современного Израиля, синонимом мужества и героизма. Недаром здесь принимают присягу молодые солдаты отборных воинских формирований.

А мы двигались дальше, где нас ждали еще немало интересных и удивительных мест.


Комментарии
Guest09.12.12, 15:26
Полезная статья. 
Спасибо автору! С 20.11- 01.12.2012 проехали всей семьёй по Израилю 1,5 тыс. на Мазде 2 от Eldan. Машину заказали по интернету-10 дней 257$. Масса впечатлений. Перед поездкой и во время путешествия пользовались Вашей публикацией.
Guest09.08.12, 21:39
Совланут 
Три пальца в щепотку называется -рэга
КЕ29.12.11, 00:53
Спасибо за рассказ, не убавить, хотя дополним чуть позже... 
Спасибо за интересный рассказ,мы, участники 1-й и 2-й Курильской экспедиции,В.Росс и К.Елисеев 2 дня назад ,как вернулись из Израиля и побывали прмерно там же где и Вы,тоже проехали на машине от границы Сирии,Иордании,через Тель-Авив к Эйлату. На Мертвом море,к сожалению,не побывали.
Рассказ,на мой взгляд,полностью соотвествует действительности.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Израиль
еще маршруты
О Маршруте
Опубликовал Дмитрий Гапченко