С. Красный Партизан - с. Солонешное - п. Усть-Кан - п. Тюдрала. Сплав по р. Чарыш

1. Общая  смысловая  идея  похода.

Идея нашего путешествия на этот раз это, прежде всего учебно-тренировочный процесс в походе 2 категории сложности. У большинства участников опыт прохождения этой реки уже есть, а новички всегда ведут себя спокойнее и увереннее, когда рядом более опытные товарищи. Таким образом, мы специально увеличили количество дней, для тренировок и отдыха.  Сроки были специально запланированы таким образом, чтобы можно было посмотреть Всероссийские и Краевые соревнования по водному туризму среди учащихся, на р. Кумир.
      Долина р. Чарыш знаменита не только красотой природы, но и богата историческими и археологическими памятниками, что придаёт особый интерес и привлекательность. Кроме этого на реке отличная рыбалка.

Собрать информацию по прохождению реки.

2. Варианты подъезда и отъезда.

Варианты подъезда:    К исходной точке маршрута с. Тюдрала  есть два варианта заброски.
  Первый вариант:  с. Чарышское – пер. Березовый – с. Солонешное – п. Усть-Кан – п. Тюдрала.
    Для заброски по этому варианту необходим автомобиль с полным приводом, в сухую погоду возможен проезд любым транспортом. В виду строительства дороги пришлось воспользоваться вторым более протяжённым вариантом.

Протяженность заброски: 250 км.

Второй варинт – с. Чарышское – с. Петропавловское – с. Солонешное – с. Усть – Кан – п. Тюдрала. Протяжённость заброски 390 км.

Варианты отъезда:   Водную часть маршрута можно закончить в с. Чарышское. С г. Барнаул имеется автобусное сообщение. Летом ходит два рейсовых автобуса, отправление из с. Чарышское в 8 часов и 11 часов, имеется предварительная продажа билетов. Есть ещё маршрутная такси, ходит ежедневно, кроме субботы, отправление из с. Красный партизан в 8.30, с. Чарышское  в 9 часов. Второй вариант окончания маршрута с. Краснощёково.

Река Чарыш Река Чарыш
На рыбалке. На рыбалке.
Собираем раму Собираем раму
Подготовка катамаранов для сплава Подготовка катамаранов для сплава
6. Техническое описание прохождения группой маршрута.
    11.07.07 г. с. Чарышское –  с. Солонешное – с. Усть-Кан – с. Тюдрала.

Весь день провели в пути. В настоящее время идёт активное строительство новой дороги с. Чарышское – с. Солонешное через с. М. Бащелак. Поэтому часть пути проехали уже по готовой дороге, а часть по объездным путям. Как всегда сделали остановку в с. Солонешное. Далее по дороге провели экскурсию в Денисову пещеру.   По сравнению с прошлым годом остановились ниже п. Тюдрала. Уровень воды в реке для данного месяца, очень низкий. Ещё вечером провели разведку реки, попутно наловили на уху хариусов. Радости мало, русло по сравнению с прошлыми годами намного уже местами глубина реки на перекатах менее 30 см , есть завалы из подмытых деревьев.  Вывод простой, выше п. Тюдрала на данный момент река просто не проходимая.

Начало сплава по реке Чарыш Начало сплава по реке Чарыш
Обход завала Обход завала
DSC03976 DSC03976
Первые препятствия Первые препятствия
Манёвры среди камней Манёвры среди камней
DSC03999 DSC03999
Обнос завалов. Обнос завалов.
Обнос завалов Обнос завалов
Ожидание Ожидание

12.07.08 г.  с. Тюдрала – устье р. Кумир.

Встали в 8 часов, густой туман. Вода в реке ещё упала . После 10 часов туман рассеялся, выглянуло солнце. До 11 часов производим погрузку снаряжения на суда, и формируем экипажи. В две четвёрки включаем по одному новичку, ещё три человека забираем себе на шестёрку, для полноценной стажировки.

Стартуем в 11 часов. Уровень воды в реке очень низкий.  За мостом река собирается в одно русло, Фото № 5., но это не недолго. Примерно через 1 км  река опять разветвляется на мелководные протоки забитые наносником и поваленными деревьями. На протяжении 3-4 км река имеет такой не простой характер. Лишь от впадения речки Чеча, русло становится немного шире, завалов больше не встречается, но много подмытых висячих низко над водой деревьев. Течение быстрое. После нежилых строений на правом берегу р. Чарыш, русло делает поворот, прижимаясь к скальным выходам. После прижима начинается мелководье, приходится бродом проводить суда, попутно делая обнос низко висячей через всё русло берёзы.  Отсюда до левого притока р. Кумир, русло р. Чарыш сильно извилистое, основные препятствия, прижимы, расчёски, не сложные шивёры, легко читаются с воды.  В 4 км., выше впадения р. Кумир, р. Чарыш делает зигзаг, в русле много крупных подводных камней, образующих большие валы, русло узкое. В народе это место ещё называют «худой перебор». Проходим без проблем, выбирая самые большие валы. Течение очень быстрое.  После «Зигзага» через 2 км река ещё раз дробится на 2-3 мелководные протоки, приходится бродом проводить суда.

19.30 причаливаем на правый берег р. Чарыш, примерно в 500 м выше устья р. Кумир. Здесь большая поляна, дров можно насобирать ниже по течению в наносах. На всё прохождение участка реки: п. Тюдрала – устье р. Кумир было затрачено 5.30 мин. непрерывной работы. Характер этого участка реки постоянно меняется, где в прошлые годы мы шли без проблем, сейчас завалы, мелководье, множество открытых в русле камней, что существенно влияет на тактику и безопасность прохождения этих участков.

Утро на реке Кумир Утро на реке Кумир
DSC04012р. Кумир DSC04012р. Кумир
На мосту через р. Кумир. На мосту через р. Кумир.
Р. Кумир. Супер. Р. Кумир. Супер.
Девчата Девчата

13.07.08 г. Днёвка.   Радиальный выход на соревнования по водному туризму. «Девичьи плёса» р. Кумир.

Встали в 9 часов. Сегодня у нас по плану днёвка, но сидеть сложа руки ни кто не собирается. До обеда провели два тренировочных заезда по р. Кумир. От моста до нашего лагеря, ещё раз дали возможность новичкам посовершенствовать свои навыки в управлении судном. После обеда провели заплывы моржей, здесь особенно преуспели девчонки.  Основная группа в 11 часов уходит на р. Кумир. В лагере оставляем трёх человек следить за снаряжением и ловить рыбу. На «Девичьи плёса» пришли в 12.20. Фото № 11-12. До 15 часов смотрели соревнования, затем ушли в лагерь. 16.30 пришли к палаткам, ребята наловили хариусов и приготовили классную уху. Вечером ещё ходили ловить рыбу в устье р. Кумир. Заодно просмотрели предстоящий путь сплава. р. Чарыш до впадения в неё р. Кумир ещё раз делится на две мелководные протоки перегороженные висячими деревьями. Чтобы завтра с утра не таскать катамараны по мелководью, решаем перенести их по лугу (300- 350 м) на р. Кумир.

В устье реки р. Кумир В устье реки р. Кумир
Р. Чарыш Р. Чарыш
На плёсе На плёсе
Прохождение порогов. Прохождение порогов.
DSC04072 DSC04072

14.07.08 г.  усть р. Кумир – устье р. Коргон.

Встали в 8 часов, пасмурно. Пока дежурные готовили завтрак, мы аккуратно упаковали снаряжение в гидромешки. Всё снаряжение и катамараны перенесли по лугу на р. Кумир.
      9.10  начинаем сплав. После впадения р. Кумир, Чарыш становится в два раза полноводнее, течение быстрое.

13.10.00  причалили выше моста через р. Чарыш. Сходили в. с. Усть-Кумир, докупили продукты и в 10.40 продолжили сплав.

В устье р. Талица река сужается уходя прижимом в правый берег, в русле крупные камни. Прошли хорошо.  В более низкий уровень воды препятствие намного интереснее и сложнее. После этого препятствия начинаются длинные тихие плёса, чтобы неуснуть приходится поработать вёслами.  От с. Владимировка, река постоянно разбивается на протоки, следует внимательно выбирать линию движения и лучше придерживаться основного русла.  Протоки могут быть забиты смытыми деревьями, наносником, или настолько мелководны, что непригодны для сплава.

12.20 пошёл сильный дождь, зачаливаемся на левый берег, прячемся под тент. Дежурные разводят большой костёр для сушки вещей и поменьше для приготовления пищи. С дождём заметно похолодало.

14.30 продолжаем маршрут. До устья р. Коргон, основные препятствия р. Чарыш, прижимы к скалам и берегам, шиверы, перекаты, течение быстрое, линия движения легко читается с воды.

16.30 приходится зачаливать на ночёвку, начинается дождь. Встаем на левом берегу р. Чарыш примерно в 1.5 км выше устья р. Коргон. Поляна широкая, есть дрова. Ночью шёл сильный дождь.

Коргонский притор. Коргонский притор.
Проход прижима Проход прижима
DSC04072 DSC04072

15.07.08 г.  Устье р. Коргон – «Чахлые ямы».

Утром встали рано, погода пасмурная, туман. В 9 часов начался настоящий ливень. Только к обеду небо разъяснилось, появилось солнце. Решаем уйти вниз после обеда.

16.00 выходим на маршрут. Впереди интересные препятствия сосредоточенные у Коргонских скально-осыпных приторов. Первое, в 1 км выше впадения р. Коргон а р. Чарыш, сильный прижим в правый берег с валами, второе, напротив с. Коргон также прижим с валами.

16.23 успешно прошли первое препятствие   затем и следующии.

16.40 останавливаемся на левом берегу р. Чарыш, идём за хлебом в с. Коргон.

17.10 продолжаем движение вниз по реке. Пройдя ещё два наиболее сложных препятствия на реке,  первое находится ниже Коргонского луга в левой протоке, скопление крупных подводных камней, образуют мощный вал с бочкой, проход прямо по центру. Второе препятствие называется «Чахлые ямы» находятся в 1 км ниже впадения р. Ватичиха в р. Чарыш. Русло реки сужается, образуя, прижим в правый с крупными валунами берег, в русле несколько крупных камней образующих большие валы. При проходе придерживаемся центра русла реки. В малую воду подводные камни открываются, придется делать манёвры, в противном случае можно перевернуться.

18.00 причаливаемся чуть ниже «Чахлых ям» на левый берег. Здесь в сосновом лесу есть прекрасная поляна.

Обед по расписанию. Обед по расписанию.
Скиталец Скиталец
Вечер на Чарыше Вечер на Чарыше
Вечерние посиделки у костра Вечерние посиделки у костра
Поздравления с днем рождения. Поздравления с днем рождения.
Именинник Именинник
DSC04181 DSC04181

16.07.08 г.  Днёвка.

Сегодня с утра стоит отличная погода, весь день отдыхали. Купались, загорали, катались на катамаране, вечером хорошо порыбачили, наловив хариусов.

Протока "Луговая" Протока "Луговая"
Скальный выход в устье реки Белая Скальный выход в устье реки Белая
DSC04126 DSC04126
Проход скального прижима Проход скального прижима
DSC04156 DSC04156

17.07.08 г. «Чахлые ямы» - устье р. Тёплая.

Стартуем в 10 часов ниже «Чахлых ям» Чарыш делится на две протоки, обе судоходны, но лучше пройти правой протокой. После слияния проток река одним руслом бежит до приметной справа по ходу скале, затем опять делится на два рукава, оба судоходны. Мы уходим в правую по ходу протоку. После впадения р. Белая Чарыш образует тихий глубокий плёс, после чего дробится на четыре протоки, идём по центральной протоке две правые протоки не судоходны, завалы из подмытых деревьев.

Через 1 км,  река  собирается в одно русло, до устья р. Малая Татарка основными препятствиями являются многочисленные шиверы, прижимы к берегам, перекаты.

Сегодня с погодой нам явно повезло, ясно и много солнца.

От устья р. Малая Татарка характер препятствий на реке упрощается. Плёса становятся длиннее и шире, течение тихое, редкие шиверы чередуются с перекатами и прижимами к берегам. Такой характер река имеет до устья р. Сентелек. Не спеша за 3 часа дошли до устья р. Сентелек, где останавливаемся на обед.

15.30 продолжаем маршрут. До устья р.Тёплая, река более насыщена препятствиями, шиверы перекаты с короткими сливами, прижимы к скалам и берегам. Выше устья р.Тёплая в 1 км, находится небольшой локальный порог. В этом мест р. Чарыш резко на 90 градусов, делает поворот, идёт сильный прижим в левый берег, на крупный валун, рядом с ним подводный камень образует короткий слив с мощной бочкой. Приходится выгребать всей командой, чтобы не въехать в камень. Даже в низкий уровень воды, препятствие достаточно опасное и легко можно перевернуться. Оба судна прошли уверенно.

В 16.35 часов напротив устья р.Тёплая,  на правом берегу встаём на ночлег. Удобная ровная полянка, в сосновом лесу много дров. Лагерь разбили быстро, рыбаки уходят ловить рыбу, а мы отдыхаем, сушим промокшие вещи.  С этого места примерно 4-5 часов ходу, до с. Чарышское.

Вечером сходили в гости к археологам, они ведут раскопки на левой террасе в устье р. Тёплая.

DSC04186 DSC04186
Долина р. Чарыш Долина р. Чарыш
Урочище "Стожки" Урочище "Стожки"
DSC04203 DSC04203

18.07.08 г. устье р. Тёплая – урочище Стожки.

Утро довольно прохладное, стоит туман. Собрались не спеша, ребята что-то расслабились совсем. Стартуем в 11 часом.  Река опять разбивается на две протоки, уходим в правую на выходе есть сильный прижим в скалы, после чего река успокаивается, и до Присёлка идут длинные плёса с перекатами и шиверами. Приходится работать вёслами, чтобы пройти быстрее. Перед Присёлком причалили к правому берегу подкачать катамараны и немного отдохнуть.

В  Присёлке, опять идёт сильный прижим к скалам левого берега, в этом месте река сужается, а подводные камни образуют большие валы. Прошли просто здорово попав, в самые большие валы. Фото № 24. После « Миляевской булки» фото № 25, вправо есть протока, но по ней можно ходить только в большую воду и с разведкой могут быть завалы из подмытых деревьев.

В районе «Шабарчи» река вновь разбивается на две протоки, проход по правой. После слияния проток идёт длинный тихий плес, от которого на повороте вправо уходит к горе протока. По средней и высокой воде она судоходна и более интересна для сплава.

14.00, около каменного останца «Стожок», встаём на обед, после которого решаем остаться на ночлег. Сильно спешить некуда, до ночи отдыхаем, ловим рыбу.

DSC03985 DSC03985
Красный Яр Красный Яр

19.07.08 г.  урочище Стожки – устье р. Тулатинка.

Стартуем в 10 часов. Спешить нам сильно некуда проблемы с финансами и транспортом для возвращения домой от устья р. Чагырка не были решены. Этот год повторение прошлого года, когда от незаинтересованных лиц слышишь: а зачем идти дальше, дома поход закончить дешевле.До устья р. Бащелак почти непрерывно идут длинные плёса с перекатами  и прижимами.После впадения р. Бащелак, река образует длинный тихий плёс под  названием «Чулан» , из которого вытекают две протоки, обе судоходные. Мы уходим по левой протоке, она короче и течение быстрее. У горы протока круто поворачивает вправо идёт сильный прижим в берег, где ещё вдобавок подводные камни образуют большие валы.  Сливаясь протоки, образуют длинный глубокий плёс под названием «Плотбище» с крупными валунами по левому берегу.

За этим плёсом река вновь разбивается на две протоки, в низкий  уровень воды судоходна только правая основная протока.

Левая судоходна в средний и высокий уровень воды, на выходе есть не большой локальный порог, через крупные подводные камни образуется почти 1.5 метровый слив с бочкой. Мы уходим в правую по ходу протоку.

Оставшиеся километры до с. Чарышское идут непрерывные длинные плёса, с перекатами, шиверами и прижимами к берегам.

В  12.10 часов причаливаем  на правом берегу реки в с. Красный Партизан. Оставляем лишнее снаряжение дома и в 14 часов продолжаем поход. В районе  лагеря отдыха для детей река разбивается на две протоки. Правая судоходна только в большой уровень воды, уходим в левую, где на повороте у горы проходим прижим с большими валами. Далее на всем протяжении до устья р. Тулатинка, река многократно то  разбивается на протоки, то вновь бежит одним руслом. Основные препятствия прижимы к берегам, шивёры, перекаты. Скорость течения заметно падает, часто приходится работать вёслами. Желательно придерживаться главного русла реки, в протоках могут быть завалы из подмытых деревьев.

19 часов сплав успешно закончили.

20.00, уезжаем домой, машина подошла вовремя. Жаль, что не удалось пройти реку, как запланировали.

Потенциально опасные участки ( препятствия, явления )  на маршруте.

Верхний участок р. Чарыш, с. Тюдрала – устье р. Кумир. На реке встречаются завалы из подмытых деревьев, висячие низко над водой деревья, непроходимые протоки. Требуется проведение разведки в любой уровень воды. Описание может не совпадать с действительностью, река меняет русло и препятствия на этом участке каждый сезон.
   Локальный порог в 1 км выше устья р. Тёплая. Возможен переворот судна, при неправильных действиях команды. Организация страховки обязательна.

Следует также уделить внимание безопасности в период половодья, катамараны желательно уносить подальше от берега и привязывать, чтобы их не унесло водой.

Характеристика района путешествия.

Река Чарыш принадлежит бассейну р. Обь, берёт начало на территории Республики Горный Алтай и протекает по территории нескольких районов Алтайского края, разделяя хребты Коргонский, Тигирецкий, Колыванский, Бащелакский.

Река Чарыш основное питание получает с левых притоков (р. Кумир, р. Коргон) в пределах Коргонского  хребта, (р. Иня, р.Белая) в пределах  Тигирецкого и Колыванского хребта, и имеет смешанное питание, преимущественно снежное и снежно-дождевое. Паводок наблюдается в весенне-летнее время.

Река Чарыш очень красива и идеальна для начинающих туристов водников, благоприятный климат, в июле, августе в жаркие дни вода прогревается до 20-22 градусов тепла. Отличная рыбалка.

Характеристика реки.

Участок реки : с. Усть-Кан – с. Коргон. Русло реки часто разветвляется, образуя множество островов, покрытых кустарниковой растительностью, дно каменистое, правый берег обрывистый и скалистый, местами высотой до 100 м, левый пологий, со степной и кустарниковой растительностью. Ширина реки 10-60 м. Основные препятствия с. Усть-Кан – с.Тюдрала, почти сплошные завалы из леса, быстрины, дальнейший путь несложные пороги, шиверы, прижимы.

Участок реки : с. Коргон – с. Усть – Тулатинка .Русло извилистое с многочисленными протоками и островами. Пойма шириной до 1 км, луговая с кустарниковой растительностью до 3 м, и редким лесом. Дно каменистое, ширина реки 60-120 м. Основные препятствия ( шиверы, перекаты, несложные пороги, прижимы к береговым скалам ).Средний уклон реки на участке: с. Усть-Кан –р.Белая 5,9 м/км.
  Р.Белая – с. Чарышское 3,1 м/км

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Маршрут пройден и главный итог – это успешное и безаварийное прохождение маршрута. К сожалению, из-за запланированных 170 км, мы прошли водой всего 136 км. Причина одна, отсутствие денежных средств. Но, не смотря, ни на что самую сложную часть реки мы прошли полностью. Все участники похода получили определённые знания и навыки, а главное усвоили технику и тактику преодоления препятствий, обеспечения безопасности. Это даёт нам уверенность в том, что нам по плечу более сложные реки 3 категории сложности. Идеальное время сплава по р. Чарыш июнь – июль, сплавной сезон может длиться до сентября, но с начала августа наблюдается резкий спад уровня воды в р. Чарыш. В результате сплав менее интересен.

Участок реки Чарыш: с. Усть-Кан –  с. Тюдрала, довольно проблематичен из-за большого количества непроходимых мест. Обнос судов довольно трудоёмкий и продолжительный процесс, требующий дополнительных сил, а интересных препятствий (порогов, шивер), практически нет. Поэтому оптимальный вариант начала сплава по реке Чарыш, с. Тюдрала. В августе сплав лучше начинать в с. Усть-Кумир.

Участок р. Чарыш: с. Усть-Кумир – с. Чарышское, имеет много интересных и несложных препятствий характерных для данной категории сложности, поэтому он наиболее привлекателен для учебно-тренировочного процесса.

Участок р. Чарыш: с. Чарышское – устье р. Иня, имеет уже очень спокойный характер, ширина реки заметно увеличивается, замедляется течение, много мелководных проток, порой непроходимых. Ниже устья р. Иня , Чарыш принимает облик равнинной реки. Длинные тихие плёса сменяются перекатами, короткими сливами. Этот участок для сплава наименее привлекателен, а вот для рыбалки наоборот. Для путешествия по р. Чарыш, желательно запастись рыболовными снастями.

Маршрут может быть рекомендован группам туристов в качестве учебно-тренировочного, так и спортивного, так как на реке много разнообразных препятствий. Следует обратить внимание не только на естественные препятствия – протоки, мели, перекаты, шиверы, пороги и т. д., но надо быть внимательным при прохождении проток близ сёл. В воде могут быть тросы, арматура проволока. Так же необходимо правильно выбирать главную протоку – не которые бывают, завалены подмытыми деревьями или оказываются настолько мелководны, что непроходимы.