Масонский храм. Арлингтонское национальное кладбище. Белый Дом. Библиотека Конгресса и Капитолий. Монумент Вашингтону. Мемориал Линкольна. Мемориалы ветеранов Корейской и Вьетнамской войн. Джорджтаун. Сад скульптур и музей Хиршхорна. Национальный музей воздухоплавания и астронавтики. Национальная галерея искусств. Национальный музей естественной истории.
Филадельфия - Балтимор - Вашингтон

Масонский храм. Арлингтонское национальное кладбище.

Часть 4-я здесь:

Не заблуждайтесь в мысли, что мир вам чем-то обязан – он был до вас и ничего вам не должен.

Марк Твен

День 10-й, Понедельник, 23 апреля 2012 года. Масонский храм. Арлингтонское национальное кладбище.

Масонский национальный мемориал Джорджа Вашингтона. Пентагон и 11 сентября 2001 года. Арлингтонское национальное кладбище и генерал Роберт Ли. Мемориальный амфитеатр и четверо Неизвестных солдат. Могилы Джона и Жаклин Кеннеди.

Завтрак в отеле был скромным: кофе, булочки, бананы, апельсиновый и клюквенный соки. Дети задержались, чтобы испечь себе вафли, но тут к столу вынесли красные яблоки «Ред Делишес» и она хапнули пять штук.

-Почему не на всех? –грозно осведомился я.

-Больше брать постыдились, -призналась племянница.

Для себя отметили, что во всех отелях – очень неплохой бесплатный WI-FI.

В 9-00 из отеля выехали, взяв курс на Вашингтон. По словам Славы, ехать нам до него - 4 часа (если без пробок).

001-Карта

-Давайте я вам в следующем году тур сделаю Йеллоустон – Канада, -предложил Слава.- Лучшее время – с 1 июня по 1 октября. Канада – вторая после России страна по территории, а населения в ней меньше, чем в Калифорнии.

Вспомнили Галю, сопровождавшую нас в Плимут и организовавшую весь наш тур по Восточному побережью. Кроме того, спросили Славу, бывают ли в его компании разводы.

-Нет, -заверил нас Слава.- Галя не еврейка, а армянка. Это муж ее – еврей. Что касается нашей русскоязычной общины в Калифорнии, то скандалы семейные случаются, а вот разводы – нет. Следующее поколение пару себе из России привозит, в основном девушек. Так принято.

В 10-45 на горизонте множество дымящихся труб появилось.

002-Балтимор

-Это Балтимор, -сообщил Слава.- Крупный промышленный центр.

В это время у Славы зазвонил телефон и некая Лена стала обсуждать с ним организацию следующей групповой поездки, поинтересовавшись, что у него за группа сейчас.

-Да вроде бы ничего, -ответил Слава.- Сначала я был с ними жестким, зато теперь они как шелковые.

003-Шоссе

В 12-30 сделали санитарную остановку в 30 милях от Вашингтона. Порывы ветра загнали нас в винный магазин, где мы (из вежливости) купили две картонные коробки с шестью бутылками (в каждой) сидра и темного пива.

004-Шоссе

-Имейте в виду, -сообщил Слава.- В Вашингтоне очень много баклажанов (как вы их называете). Сбежавшие в свое время с плантаций рабы стремились именно туда.

005-Карта

В 13-30 до Александрии добрались, городка южнее Вашингтона.

Здесь Масонский национальный мемориал Джорджа Вашингтона находился, куда Слава нас и повел.

006-Масонский храм

-В Филадельфии мы же в масонский храм не попали, -объяснил он.- Так хоть здесь посмотрим.

007-Масонский храм

Впрочем, нам и самим любопытно было.

008-Масонский храм

Входной билет 5 долларов стоил.

009-Масонский храм
010-Масонский храм
011-Масонский храм
021-Масонский храм
022-Масонский храм
023-Масонский храм
024-Масонский храм

Здание спроектировали в стиле одного из чудес Света – Мавзолея в Галикарнасе – и построили в 1911-1915 гг.

012-Масонский храм
013-Масонский храм
014-Масонский храм
016-Масонский храм

015-Масонский храм

Огромный мемориал со множеством комнат и залов был просто набит экспонатами, бюстами и картинами.

017-Масонский храм

034-Масонский храм
035-Масонский храм
036-Масонский храм

В общем, там можно было взглянуть на прядь волос Джорджа Вашингтона, часы, находившиеся в комнате, где он умер (и остановленные в момент его смерти) и многое другое.

037-Масонский храм

046-Масонский храм
047-Масонский храм
048-Масонский храм

-У них тут даже театр есть, -заметил Слава.- Масоны его Киркоровым всяким сдают. Для проведения концертов.

049-Масонский храм
050-Масонский храм
051-Масонский храм
052-Масонский храм

Пока мы весь мемориал обошли, полтора часа прошло.

В музейном магазине я два памятных масонских жетона за 10-50 купил. На добрую, так сказать, память.

053-Масонский храм

-Мемориал этот масонский прекрасно от станции метро King Street виден, -сообщил Слава.- Мы тут неподалеку жить будем, в «Red Roof», естественно.

-А сейчас мы с вами кладбище посетим.

054-Карта

-Посмотрите налево: перед нами Пентагон – самое большое административное здание в мире. Это целый город, в нем на министерство обороны США 23 тысячи человек работают.

055-Пентагон
056-Пентагон

-Несмотря на огромные размеры (длина коридоров 28 км, а в одной из пяти клинообразных секций здания целый Капитолий поместится), Пентагон настолько рационально устроен, что из одной его точки в любую другую за семь минут добраться можно.

057-Пентагон

-Построили Пентагон из бетона, полученного из камней и песка со дна реки Потомак, в 1941-1943 гг. Проектировали его армейские инженеры, строительство в 83 млн. долларов обошлось.

058-Пентагон

-11 сентября 2001 года группа террористов смертников захватила Боинг 757-200 и направила его на Пентагон. Погибло 125 сотрудников министерства и 64 пассажира самолета.

059-Пентагон 11 сентября 2001 года

Пентагон 11 сентября 2001 года

В три часа дня пополудни мы подъехали к входу на Арлингтонское национальное кладбище.

060-Арлингтонское национальное кладбище

Вход на кладбище – через Центр для посетителей, где можно бесплатную карту взять, бесплатные туалеты посетить, а также сувенирные магазины.

061-Центр для посетителей
062-Центр для посетителей
063-Центр для посетителей
064-Центр для посетителей

Вход на кладбище также бесплатный.

065-Арлингтонское национальное кладбище

-Площадь кладбища – 624 акра (252,5 гектара), похоронено на нем более 320 тысяч человек, -рассказывал Слава.- Это элитное кладбище, на котором могут быть похоронены прежде всего военнослужащие, имеющие особые заслуги перед страной и члены их семей, лица, имеющие определенные государственные награды, председатели Верховного суда и президенты. Из президентов США двое на кладбище покоятся: Уильям Тафт и Джон Кеннеди.

066-Арлингтонское национальное кладбище
067-Арлингтонское национальное кладбище
068-Арлингтонское национальное кладбище

-История кладбища не менее интересна, чем само кладбище (если не более). Дело было так. У первого президента США Джорджа Вашингтона была жена Марта. В 18 лет Марта замуж за богатого холостяка Дэниэла Парка Кастиса вышла, который старше ее на 20 лет был. Когда Кастис умер, Марта богатой вдовой с двумя детьми стала и за Джорджа Вашингтона вышла. Своих детей у супружеской пары не было, воспитывали они двух детей Марты от первого брака.

069-Арлингтонское национальное кладбище

-В 1802 году внук Марты и приемный внук Джорджа Вашингтона - Джордж Вашингтон Парк Кастис – унаследовал от своего отца прекрасную плантацию (1100 акров, или 445 га), которая как раз здесь и располагалась. С 1802 по 1818 гг. Кастис замечательный Арлингтон-хаус строил, который центром плантации стал. И одновременно первым музеем первого президента США Джорджа Вашингтона, которого приемный внук просто обожал. Сам первый президент о приемном внуке отзывался пренебрежительно:

070-Арлингтонское национальное кладбище

-Он, кажется, безучастен и глуп, - писал Вашингтон,- и всегда прячется где-нибудь от общества.

071-Арлингтонское национальное кладбище

-У приемного внука Вашингтона родилась дочь, Мэри-Энн, которая в 1831 году замуж вышла за лейтенанта Роберта Эдварда Ли, будущего Главнокомандующего армии Конфедерации. Прожили они в этом поместье счастливо 30 лет, пока Гражданская война не началась.

-Президент Линкольн перед началом Гражданской войны предложил генералу Ли возглавить федеральные войска. Ли был сторонником Союза и противником рабства, но пойти против родного штата Вирджиния, на территории которого и находилось поместье (а теперь – кладбище) не смог и возглавил войска Конфедерации.

-Поместье захватили северяне, сделавшие из Арлингтон-хауса штаб-квартиру. Когда у северян нужда в очередном кладбище для погибших солдат возникла, генерал-квартирмейстер Монтгомери Мейгс предложил использовать территорию поместья, как раз напротив Вашингтона (через реку Потомак) расположенного. Мегс ненавидел Ли за то, что тот воевал за Конфедерацию, и распорядился производить захоронения возле дома, чтобы после войны его прежние обитатели не смогли в него вернуться. Солдат хоронили прямо в розарии, разбитом перед домом. Всего на территории поместья до окончания Гражданской войны 16 тысяч человек похоронили: как северян, так и южан. Так и повелось: территория поместья окончательно в кладбище превратилась, ставшее позднее национальным.

-Арлингтон-хаус сохранился, а семейству Ли компенсацию за поместье (куда оно больше не вернулось) выплатили.

-Наша цель – могила Неизвестного солдата. Вторая главная достопримечательность кладбища – могила Джона Кеннеди.

Ориентируясь по карте в буклете, полученном в Центре для посетителей, к могиле Неизвестного солдата мы и отправились.

Все бы и ничего, но начался дождь, грозивший перейти в ливень.

088-Арлингтонское национальное кладбище

-Ряды однообразных беломраморных плит, -комментировал пейзаж Слава.- Согласно правилам, члены семьи могут потребовать, чтобы на мраморной могильной плите был указан символ религиозной принадлежности похороненного. Всего утверждено 62 символа.

072-Арлингтонское национальное кладбище
073-Арлингтонское национальное кладбище

-Но и более разнообразные памятники встречаются.

075-Арлингтонское национальное кладбище

086-Арлингтонское национальное кладбище

085-Арлингтонское национальное кладбище
087-Арлингтонское национальное кладбище

-Это Мемориальный амфитеатр, предназначенный для государственных похорон, траурных и торжественных церемоний. Построен в 1921 году рядом с могилой Неизвестного солдата.

089-Мемориальный амфитеатр
090-Мемориальный амфитеатр
091-Мемориальный амфитеатр
093-Мемориальный амфитеатр
094-Мемориальный амфитеатр

092-Мемориальный амфитеатр

-Неизвестный солдат, погибший в Первую мировую войну, был похоронен на Арлингтонском кладбище в 1921 году. На его могиле написано: «Здесь покоится в заслуженной славе американский солдат, имя которого знает только Бог».

095-Могила Неизвестного солдата, Арлингтонское национальное клад

Могила Неизвестного солдата, Арлингтонское национальное кладбище

-Рядом с памятником три плиты лежат, под которыми могилы еще трех Неизвестных солдат находятся: погибших во Второй мировой, Корейской и Вьетнамской войнах.

-Правда, могила Неизвестного солдата, во Вьетнамской войне погибшего, пуста. В мае 1998 года останки эксгумированы были и путем анализа ДНК идентифицированы. Погибшим оказался первый лейтенант Майкл Блэсси (Michael J. Blassie), служивший в ВВС. По желанию семьи останки его на национальном кладбище в Миссури перезахоронили. Тем не менее, пустая могила служит символом жертв Вьетнамской войны.

096-Мемориальный амфитеатр

Мы посмотрели церемонию смены караула у могилы Неизвестного солдата, но тут дождь превратился в ливень, и мы рванули к выходу с кладбища.

097-Могила Неизвестного солдата, Арлингтонское национальное клад
098-Могила Неизвестного солдата, Арлингтонское национальное клад
099-Могила Неизвестного солдата, Арлингтонское национальное клад
100-Могила Неизвестного солдата, Арлингтонское национальное клад
101-Могила Неизвестного солдата, Арлингтонское национальное клад

Изучать карту кладбища в такой ливень бесполезно было, и мы заблудились.

102-Арлингтонское национальное кладбище
103-Арлингтонское национальное кладбище
104-Арлингтонское национальное кладбище

Панда поймал машину «Public Safety» с двумя баклажанами и выяснил дорогу.

И тут мы наткнулись на могилы семейства Кеннеди.

105-Могилы Кеннеди

У могилы Джона Кеннеди горел вечный огонь. Его могила - скромная черная плита с выгравированным именем и годами рождения и смерти. Рядом лежит его жена Жаклин и двое детей Кеннеди, умерших в раннем возрасте.

106-Могила Джона Кеннеди, Арлингтонское национальное кладбище

Могила Джона Кеннеди, Арлингтонское национальное кладбище

107-Могила Жаклин Кеннеди

Могила Жаклин Кеннеди

Барышни, выпросив у Славы ключи от минивэна, бросились к выходу.

-Кеннеди нам не родной, -сообщили они напоследок.

К ним присоединился Панда, а мы с зятем и Славой чуть задержались.

110-Арлингтонское национальное кладбище
111-Арлингтонское национальное кладбище

Чуть выше по склону крест стоял, перед ним табличка:

«Эдвард Мур Кеннеди. 1932-2009».

Стало быть, младший брат Джона Кеннеди.

108-Могила Эдварда Кеннеди

Могила Эдварда Кеннеди

Наверху холма Арлингтон-хаус виднелся: похоже, что часть семейства Кеннеди в бывшем розарии семейства генерала Ли покой обрело.

109-Арлингтон-хаус

Арлингтон-хаус

Абсолютно вымокшие, втроем тоже к выходу рванули.

112-Арлингтонское национальное кладбище
113-Арлингтонское национальное кладбище

Слава заплатил за два часа стоянки 3-50$ и тоже в минивэн забрался.

Всех трясло, зуб на зуб не попадал и пальцы от холода замерзли.

Зять неожиданно достал фляжку коньяка, купленную им для личного потребления еще в Duty Free, и великодушно наполнил рюмки.

-Ну что, помянем Кеннеди? –предложил он.- Который Джон?

Все выпили, стало теплее.

-Надо бы и Жаклин помянуть, -заявила жена.- А то нехорошо как-то получается.

И все с готовностью протянули рюмки. Стало еще теплее.

Слава, с любопытством поглядев на эту сцену, осведомился:

-Сейчас 17-00. Куда дальше?

-В ресторан, -хором ответили мы.- В кабак, харчевню – без разницы.

-Супчику горячего хочется, -застенчиво признался Панда.-Очень.

Буквально пронырнув в залитый ливнем Вашингтон, забежали в ресторан «Hops», где и осели ужинать.

114-Вашингтон

Заказали по ковбойскому стейку рибай. К стейку суп-чили прилагался.

115-Ресторан

Каждый из нас после перенесенного (на Арлингтонском национальном кладбище) ливня по две пинты пива, сваренного здесь же, в ресторане, выдул. Пиво (темное и красное) «Alligator Beer» называлось и 3-79$ за пинту cтоило. Ужин (вместе с чаевыми) нам в 220 долларов обошелся.

116-Ресторан
117-Ресторан

После ужина Слава на посещении нами компьютерного магазина «Best Buy» настоял. Магазин нам не понравился: запасную крышку от фотоаппарата своего я (во всяком случае) не нашел.

-В Америке любую купленную технику обратно в магазин сдать можно, -рассказывал Слава.- Срок – полгода, да и то это правило только ввели. Можешь компьютер или фотоаппарат взять, а через полгода вернуть. Раньше срока вообще не было и наши люди этим с удовольствием пользовались: сдавали в магазин 10-летние телевизоры.

В 19-00 прибыли в свой отель «Red Roof» в городе Александрия, штат Вирджиния.

118-Ред руф

Лично я большой фотоаппарат Canon разобрал – на просушку, да так его до утра и оставил – уж больно он влагой пропитался.

Собрались в одном из номеров и открыли бутылку водки – все никак согреться не могли. Кроме того, завтра днем мы расставались со Славой – он в Даллас улетал, очередную группу встречать.

-Слава, давай выпьем напоследок, -предложила жена.

-Ты что-то обо мне знаешь и не говоришь? –встревожился Слава.- И вообще: глядя на вас, я все время анекдот про Васю Пупкина из деревни Гадюкино вспоминаю. Вася с детства знал, что когда он вырастет, то станет алкоголиком, но на всякий случай мечтал стать космонавтом.

-А если серьезно, то молодцы мы с вами: больше 2000 миль проехали, как два года назад в Калифорнии. Хотя, конечно, знакомство с Америкой правильнее с Восточного побережья начинать, а Западное – лучше после.

119-Ред руф

День 11-й, Вторник, 24 апреля 2012 года. Белый Дом. Библиотека Конгресса и Капитолий. Монумент Вашингтону. Мемориал Линкольна. Мемориалы ветеранов Корейской и Вьетнамской войн. Джорджтаун.

Александрия, штат Вирджиния. Филадельфия и «Пенсильванский мятеж». Болото на Потомаке. Несчастный Пьер Ланфан, архитектор. Белый дом. Нулевая миля. Аэропорт имени Рональда Рейгана и атака на Пентагон. Площадь Эллипс и вырванная рождественская елка. Министерство финансов: памятники Александру Гамильтону и Альберту Галлатину. Памятник Эндрю Джексону и пушки времен Гражданской войны. Президентская церковь. Театр Форда и убийство президента Линкольна. Шекспировская библиотека Фолджера. Библиотека Конгресса и сгоревшая библиотека Томаса Джефферсона. Капитолий. Зал Освобождения. Гостевая галерея Палаты представителей. Национальная галерея искусства. Смитсоновские институт и музеи. Галерея Саклера. Монумент Вашингтону. Мемориалы ветеранов Вьетнамской и Корейской войн. Джорджтаун. Элизабет Тейлор и ее кошка. «Думбартонские дубы». Вашингтонское метро.

Отъезд из «Red Roof» назначили на 8-15. Перед этим выпили кофе в рецепции. Зять настаивал на том, чтобы взять с собой зонтики.

-Вдруг опять ливень? –рассуждал он.- А коньяк кончился – не водку же с собой брать.

Тем не менее, зонтики взять мы поленились – уж больно погода хорошая была. Да и водку – тоже.

001-Карта

Тут же, в Александрии, подобрали нашего гида по Вашингтону – Эльду.

002-Эльда

Эльда нам сразу понравилась: очень Веру из Филадельфии напомнила. Такой же ясный ум, правильная речь, обширные знания и доброжелательность. Кроме того, Эльда принесла с собой и выдала Славе инвалидный талон на машину. Талон давал право парковать наш фургончик на места для инвалидов – немаловажное преимущество.

003-Инвалидный талон

Эльда работала инженером-электриком в Ленинграде и во времена глухого Совка подала заявление на выезд, но вместо разрешения ее в «отказники» зачислили и с работы выгнали. Тогда она летом грибы и ягоды собирать начала (в кооперацию сдавала), на прополку овощей в колхозы ездила, а зимой туристов по Ленинграду водила. Наконец Эльде (уже при Горбачеве) дали разрешение на выезд, и она приехала в США, где 18 лет инженером отработала. Пенсию хорошую заработала (отчисляла на нее взносы, столько же компания перечисляла), ездила по Европе. Однажды с друзьями по Чехии путешествовала и в страшную аварию попала: кучу операций ей сделали, так что теперь она «звенит» в каждом музее. Отсюда и инвалидный талон.

-В местности этой издавна индейцы обитали. Первое поселение европейцев на месте Александрии (английская колония) в конце 17-го века возникло. На берегу реки Потомак появился порт и здесь поселились люди, работавшие лоцманами. Со временем река обмелела, а паровые суда стали слишком для нее большими и торговые пути переместились поближе к заливу. Неподалеку отсюда поместье Маунт-Вернон Джорджа Вашингтона находилось.

004-Александрия
Александрия

-На противоположном берегу Потомака болото было, потом (в 1751 г.) город Джорджтаун (колония Мэриленд) возник. Все изменилось после окончания Войны за независимость. Дело в том, что война в основном на севере велась. Именно на севере крупные города находились: Бостон, Филадельфия и Нью-Йорк. Нью-Йорк – финансовый и торговый, Филадельфия – культурный и политический центры. В Филадельфии Декларацию независимости приняли и по умолчанию предполагалось, что столицей США именно Филадельфия и станет. Но в июне 1783 года в Филадельфии войска восстали («Пенсильванский мятеж»), потребовав выплаты им жалованья за весь период Войны за независимость. Денег у правительства не нашлось, и оно сбежало сначала в Принстон (штат Нью-Джерси), потом в Аннаполис (штат Мэриленд), а затем и в Трентон, нынешнюю столицу штата Нью-Джерси. Позже столицей Нью-Йорк стал, а еще позже столица вновь в Филадельфию вернулась.

-В конечном итого решено было, что раз государство – новое, то пусть и столица у него новой будет. Объявили конкурс, в котором на звание столицы 44 города претендовали. По результатам конкурса два места осталось: тот же Трентон, да еще Александрия с Джорджтауном на противоположных берегах реки Потомак. Из-за того, что второе место болотистым было, называли его просто: «болото на Потомаке».

-И тут политические игры начались. Северные штаты по-прежнему компенсации за понесенный во время Войны за независимость ущерб требовали. Южные штаты, к тому моменту от войны полностью оправившись, требовали (взамен), чтобы новая столица страны в их землях оказалась. Так и договорились: по соглашению 1790 года новая столица должна была на реке Потомак располагаться, на границе штатов Мэриленд и Вирджиния. А южные штаты обязались северным компенсацию выплатить.

-Потомак – индейское название, в России ее почему-то Потомак называют.

006-Мост через Потомак
Мост через Потомак

-В 1801 году Конгресс сформировал округ Колумбия, куда вошли Александрия, Вашингтон и Джорджтаун. Затем данная территория была разделена на два округа: Вашингтон (на север и восток от Потомака) и Александрия (на юг и запад от реки). В 1846 году Александрию (по просьбе ее жителей) вернули в состав штата Вирджиния. Таким образом, нынешний округ Колумбия с городом Вашингтон целиком на бывших землях штата Мэриленд расположен.

-В 1791 году в сюда приехал Джордж Вашингтон с двумя сотрудниками. Первым из них был Томас Джефферсон, будущий третий президент США, архитектор-любитель и вообще человек Ренессанса. Вторым был француз Пьер Ланфан, военный инженер, выигравший конкурс по проектированию столицы. За год они втроем, безо всяких компьютеров, создали план будущего города.

-В 1793 году вышел закон о новой столице и началось строительство. Земли эти законных владельцев имели и правительство у них земли выкупило. Правда, на очень выгодных условиях: правительство только за застроенные кварталы платило, а за улицы и площади – нет. Денег у правительства (как обычно) не оказалось и город стали частные лица застраивать: сенаторы и конгрессмены, сюда приехавшие. Застраивать безо всякого плана: Ланфан лично срывал фундаменты, которые его плану не соответствовали.

-Дело в том, что Ланфан город надолго вперед планировал: широкие улицы и большие площади, а люди не понимали зачем – по улице этой три лошади в день проезжали. Его отстранили от строительства, предложив денежную компенсацию и земли, но Ланфан от всего отказался и всю оставшуюся жизнь с федеральным правительством судился. Ничего не выиграл и в 1825 году в нищете умер.

-Вы на Арлингтонском кладбище вчера ведь были? До Арлингтон-хауса не дошли?

-Не дошли, -признался Слава.- Нас возле могилы Джона Кеннеди чуть не смыло.

-Понятно, -согласилась Эльда сочувственно.- Через 50 лет после смерти могилу Ланфана перенесли на Арлингтонское кладбище, как только его там организовали. На самое почетное место могилу поместили – возле Арлингтон-хауса, а на могиле площадку установили, на которой план города Ланфана высечен.

005-Могила Пьера Ланфана

Могила Пьера Ланфана

-Вашингтон продолжал строиться – абы как. Город рос и при этом немощеным оставался: случалось, что после дождя из-за сильной грязи по нему проехать нельзя было. Из-за этого многие члены Конгресса неоднократно предлагали перенести столицу в другое место.

-В 1866 году, сразу после окончания Гражданской войны, английский писатель Чарльз Диккенс второй раз (спустя 20 лет) совершил поездку по Америке. О Вашингтоне он написал так: «Очень странный город: улицы его начинаются ниоткуда и ведут в никуда». Т.е. города практически не было и так продолжалось до конца 19-го века.

007-The Mall

-Между тем Америка богатела, а столица у нее – полное говно. Паника и вопрос «Что делать?» одновременно возникли. Сперва к народу обратились, потом – к деятелям искусств, а позже целую сенатскую комиссию создали. Комиссия эта все Европу объехала, посетив семь европейских столиц: Париж, Амстердам, Брюссель, Берлин, Мадрид, Рим и Афины. В Питер не заехали. Результатом работы комиссии стало решение, что центральный правительственный район Вашингтона должен быть в белом (светлом) камне и в классическом стиле отстроен. Решение законом утвердили. Поэтому центр Вашингтона – светлый и имперско-классический.

-И в начале 20-го века Вашингтон заново отстроили – по плану Ланфана. Кое-что из ранее построенного оставили (ума хватило), а все остальное снесли. Вот министерство сельского хозяйства сохранили – единственное не музейное здание на Молле.

017-Министерство сельского хозяйства

Министерство сельского хозяйства

-Вот очередной (17-й по счету) Смитсоновский музей – Национальный музей афроамериканской истории и культуры – строят.

018-Стройка

-Проблема в том заключалась, что Ланфан, когда его от должности отстранили, был оскорблен и план свой уничтожил. Но у Ланфана было два помощника: математик и топограф. Топограф еще жив был и обладал феноменальной памятью, плюс обрывки черновиков Ланфана – и план Ланфана восстановили.

-Так что Вашингтон (его центр) – город современный, в 20-м веке построенный. Горизонтальный город. Воздух в Вашингтоне – как на ферме: закон запрещает строить в городе промышленные предприятия. Кроме того, в центре Вашингтона запрещено было строить здания выше Капитолия, а позже (негласно) – выше Монумента Вашингтону.

009-Вашингтон
Монумент Вашингтону

-Так до 1964 года продолжалось. В 1962 году в Чикаго архитектурная выставка прошла, где всякие небоскребы представлены были, а в Вашингтоне – сплошные Древние Греции и Рим. И в 1964 году в Вашингтоне первое высокое здание построили – Музей современного искусства: невозможно современное искусство в классическом здании выставлять.

-Город нынче в ужасном состоянии. Молл – главная площадь – это просто газон. На нем сейчас рабочие на полтора метра землю срывают – менять будут. Я извиняюсь, но ничего сделать не могу. Все наши знаменитые места испохаблены до предела. Два дня назад статую Свободы на Капитолии лесами закрыли: что они с ней делать будут – не знаю. В общем, я предупредила.

008-The Mall

The Mall

-Экскурсия наша из четырех частей состоять будет:

-Правительственный Вашингтон.

-Культурный Вашингтон.

-Мемориальный Вашингтон.

-Старый город (Джорджтаун).

-Правительственный Вашингтон – это Белый дом, Капитолий, здание Верховного суда и пограничная (между правительственным и культурным Вашингтоном) Библиотека Конгресса.

-Особо не афишируется, но Вашингтон – это большой культурный город: по количеству музеев и их насыщенности вполне с Нью-Йорком конкурировать может. Это все институт Смитсона сделал.

-Начнем с Белого дома – первого здания, построенного в столице. Предупреждаю (особенно москвичей) – он очень маленький и неказистый. У любого московского олигарха особняк покруче будет. Мы Белый дом по кругу обойдем: вы нас, Слава, через полчаса здесь подхватите.

010-Eisenhower Executive Office Building

Eisenhower Executive Office Building

-Взгляните, как тщательно Белый дом охраняют: тройной заслон. А машину, на территорию Белого дома въезжающую, еще и собака при полицейском обнюхивает. На грузовичке со взрывчаткой сюда не прорвешься.

011-Белый дом
012-Белый дом
013-Белый дом

Тут мы на территории Белого дома туристов заметили.

016-Белый дом

-Попасть на экскурсию в Белый дом вполне возможно, -пояснила Эльда.- Граждане США за месяц у своего конгрессмена экскурсию заказать должны, граждане России в американское посольство в Москве обратиться - с просьбой установить им дату и время посещения.

014-Белый дом

-В Белом доме все президенты США жили, кроме первого – Джорджа Вашингтона: при нем здания еще не было. Так что впервые в нем 2-й президент США Джон Адамс поселился (1800 год).

015-Белый дом

-В 1814 году англичане (в ходе войны между США и Великобританией 1812-1815 гг.) Вашингтон захватили и сожгли все общественные здания, включая Белый дом и Капитолий. Частные дома они при этом не тронули. Это была месть за нападение американцев на британскую Канаду. Так что и Белый дом, и Капитолий восстанавливать пришлось.

024-Карта

-Президент США обязан жить в Белом доме. Жилищные условия у президентской семьи довольно скромные: 7 комнат наверху. Для пяти членов семьи (включая собаку) Барака Обамы явно маловато.

-Памятный знак «нулевая миля». С него отсчет всех дорог от Вашингтона начинается.

019-Нулевая миля
020-Нулевая миля
021-Нулевая миля
022-Нулевая миля
023-Нулевая миля
025-Организация американских государств

Организация американских государств

027-Карта

-Видите приземляющийся самолет на фоне монумента Вашингтону? Сядет он в аэропорту имени Рональда Рейгана, который в Арлингтоне находится. Аэропорт всего в 8 км от центра города расположен. После 11 сентября 2001 года аэропорт вообще закрыть хотели: именно из него самолет, врезавшийся в Пентагон, вылетел. Слишком к городу близко. Но лишить работы 5 тысяч человек не посмели – протесты начались. Правда, теперь все самолеты вдоль реки садятся – по бокам от нее бесполетная зона. Граница между северными и южными штатами по реке Потомак проходит: здесь – север, там – юг.

026-Самолет

-Вот эта площадь Эллипс называется. Когда-то она Белому дому принадлежала, но Томас Джефферсон отдал ее городу. Здесь часто в футбол играют, и Национальная рождественская елка растет. Вернее – 35 лет росла, пока ее в этом году ураганом не вывернуло.

029-Карта

Площадь Эллипс

028-Площадь Эллипс

-Елку новую посадили, но похоже, она не прижилась – пересаживать будут.

030-Министерство финансов

-Министерство финансов и памятник перед ним Александру Гамильтону, создателю финансовой системы США. Похоронен в Нью-Йорке, на кладбище церкви Св. Троицы.

031-Министерство финансов
032-Памятник Александру Гамильтону

Памятник Александру Гамильтону

-Тут же памятник Альберту Галлатину стоит, 4-му министру финансов США. Галлатин был выдающейся личностью. Именно он выделил 15 млн. долларов на покупку Луизианы. В 1791 году Конгресс по требованию Александра Гамильтона ввел налог на алкоголь, чтобы погасить государственный долг. Фермеры Пенсильвании, гнавшие виски, несли убытки и готовы были поднять восстание. Джордж Вашингтон во главе армии отправился подавлять мятеж, но Галлатин сумел переубедить всех и налог на алкоголь снизили, а после и вовсе отменили. Был послом в России и Франции, в конце жизни осел в Нью-Йорке и основал Нью-Йоркский университет в Гринвич-Виллидже. Как и Гамильтон, похоронен на кладбище церкви Св. Троицы.

033-Памятник Альберту Галлатину

Памятник Альберту Галлатину

-Лафаейт-сквер. В центре конный памятник 7-му президенту США Эндрю Джексону, основателю Демократической партии. Непонятно, почему памятник пушками времен Гражданской войны окружен – Джексон в 1845 году умер, задолго до ее начала.

034-Памятник Эндрю Джексону

Памятник Эндрю Джексону

036-Памятник Эндрю Джексону

-Справа – памятник Тадеушу Костюшко.

035-Памятник Тадеушу Костюшко

-Надо же, памятник ему и в Бостоне имеется, -удивился я.

-Он всюду воевал, и под Нью-Йорком тоже, -пояснила Эльда.

038-Памятник Лафайету

-Памятник маркизу Лафайету, немало в Войне за независимость сделавшему, сейчас в лесах стоит, но выглядит он вот так.

037-Памятник Лафайету

Памятник Лафайету

039-Ограда Белого дома

Ограда Белого дома

040-Вашингтон
041-Вашингтон

-Протестантскую епископальную церковь Св. Иоанна Крестителя еще Президентской церковью называют. Построена в 1816 году и каждый президент США, начиная с 4-го президента Джеймса Мэдисона, хотя бы раз в году службу в ней посещает. Независимо от того, к какой конфессии сам относится. Джон Кеннеди, например, католиком был.

042-Президентская церковь

Церковь Св. Иоанна Крестителя

043-Президентская церковь
044-Вашингтон

-Театр Форда (названный так по имени владельца), первоначально молитвенным домом баптистской церкви был. Молитвенный дом в новое здание переехал, а Джон Форд старое купил и в театр переоборудовал в 1863 году. 14 апреля 1865 года (спустя пять дней после капитуляции генерала Ли) Авраам Линкольн и его жена посетили спектакль «Наш американский кузен» в театре Форда.

-У Линкольна сложная семейная жизнь была. Дело в том, что жена его законченной истеричкой стала – перессорилась с женами всех его соратников. Так что в президентской ложе они были одни, не считая молоденького лейтенанта. Актер Джон Бут, ярый сторонник Конфедерации, участвовал в заговоре, имевшим целью убить не только 17-го президента США, но и вице-президента, и государственного секретаря. В тот вечер Бут беспрепятственно зашел в президентскую ложу и выстрелом из пистолета смертельно ранил Линкольна в затылок, а сам скрылся.

-Раненого президента перенесли в соседний дом, а там положили в ту же комнату и на ту же кровать, где ранее спал его убийца. Утром Линкольн умер. Бут с сообщником спрятались в амбаре на ферме в Вирджинии, но были найдены и убиты. Сообщники его также были найдены, повешены, а прах всех их рассеяли – чтобы у южан места поклонения не осталось.

045-Театр Форда

Театр Форда

-У театра Форда долгая история: там и склады, и офисы располагались, но в конечном итоге театр восстановили. В нем музейчик Линкольна имеется, где его личные вещи выставлены.

053-Карта

-Выезжаем на главную улицу – Пенсильвания-авеню, соединяющую Белый дом с Капитолием. Специальная комиссия по ее застройке существует, которая последнее время сплошные ляпы допускает. Без согласования с комиссией застройка Пенсильвания-авеню не возможна.

047-Пенсильвания-авеню

-Здание ФБР чикагские архитекторы проектировали, совсем не в стиле города.

047-Здание ФБР

Здание ФБР

046-Здание ФБР

-Здание канадского посольства. Посольство Канады – единственное посольство, в центре города расположенное. Все-таки соседи, друзья и братья. Комиссия 6 млн. долларов добавила, чтобы здание в этом месте построили.

048-Здание канадского посольства

Здание канадского посольства

049-Мемориал Джорджа Гордона Мида

Мемориал Джорджа Гордона Мида

050-Мемориал Джорджа Гордона Мида

-Считается, что Потомакская армия генерала северян Джорджа Гордона Мида победила Северовирджинскую армию генерала Роберта Ли в битве при Геттисберге, состоявшейся 1-3 июля 1863 года. Действительно, битва при Геттисберге считается поворотным событием в Гражданской войне. Однако армия Ли не была разгромлена, она просто отступила, а у армии Мида сил ее преследовать просто не осталось. Потери обеих сторон примерно одинаковыми были – по 23 тысячи человек.

051-Пенсильвания-авеню
052-Пенсильвания-авеню

Пенсильвания-авеню

-Перед нами здание Верховного Суда, но мы туда не пойдем.

054-Здание Верховного Суда
055-Здание Верховного Суда

Здание Верховного Суда

058-Карта

-А зайдем ненадолго в Шекспировскую библиотеку Фолджера, вход в нее – свободный.

056-Шекспировская библиотека Фолджера
057-Шекспировская библиотека Фолджера
099-Шекспировская библиотека Фолджера

098-Шекспировская библиотека Фолджера

-История началась с того, что нефтяной магнат, председатель правления компании «Стандарт Ойл» Генри Фолджер в 1885 году приобрел факсимильное издание Первого шекспировского фолио. Его так увлекло коллекционирование всего, что связано с Шекспиром и его эпохой, что это превратилось в страсть, которую поддержала его жена Эмили. В конце концов собранную библиотеку супружеская пара в дар американскому народу передала. Для собрания специальное здание рядом с Библиотекой Конгресса построили.

066-Шекспировская библиотека Фолджера
058-Шекспировская библиотека Фолджера

-Библиотека Фолджера – не только библиотека, но и музей. Внешний минималистический вид здания контрастирует с внутренними интерьерами, выполненными в стиле эпохи королевы Елизаветы I.

059-Шекспировская библиотека Фолджера
061-Шекспировская библиотека Фолджера
063-Шекспировская библиотека Фолджера

062-Шекспировская библиотека Фолджера

-Библиотека имеет хранилища, читальные залы и даже собственный театр.

060-Шекспировская библиотека Фолджера
064-Шекспировская библиотека Фолджера
065-Шекспировская библиотека Фолджера

-Что касается фондов: если Библиотека Британского музея имеет только пять образцов Первого фолио Шекспира, то библиотека Фолджера - семьдесят девять. И так далее.

067-Библиотека Конгресса
Библиотека Конгресса

-А теперь в библиотеку Конгресса пойдемте.

068-Библиотека Конгресса
069-Библиотека Конгресса
070-Библиотека Конгресса

При входе – тщательный досмотр (личный и сумок) с выдачей потенциального читательского билета.

071-Библиотека Конгресса
072-Библиотека Конгресса

-Сейчас библиотека Конгресса претендует на звание самой большой библиотеки в мире, -рассказывала Эльда.- 164 млн. единиц хранения на 470 языках, 21 читальный зал, общая длина книжных полок – 1348 км. Стать читателем библиотеки (хотя бы виртуальным) очень легко и совершенно бесплатно.

073-Библиотека Конгресса
074-Библиотека Конгресса

-Обратите внимание на красоту интерьеров: здесь ни единого кусочка, свободного от произведений искусства, нет. Множество художников и мозаистов библиотеку Конгресса оформляли. Есть даже Янтарный зал – из аргентинского янтаря. Многие считают, что янтарь только в Прибалтике водится, но это не так: аргентинский – он другой.

075-Библиотека Конгресса
076-Библиотека Конгресса
077-Библиотека Конгресса
078-Библиотека Конгресса

-А начиналось все в 1800 году, когда в Англии купили 11 сундуков с 740 книгами и 1 рулон с 3 картами Америки. В 1814 году англичане спалили все общественные здания Вашингтона, включая Капитолий, в котором хранилась библиотека.

079-Библиотека Конгресса
080-Библиотека Конгресса

-В 1785-1789 гг. будущий 3-й президент США Томас Джефферсон был послом США в Париже, где собрал обширную библиотеку на разных языках, включая даже поваренные книги.

081-Библиотека Конгресса
082-Библиотека Конгресса
083-Библиотека Конгресса

-В 1815 году Джефферсон продал свою личную библиотеку (6487 томов) Конгрессу за 23950 долларов. Джефферсон, родившийся в очень богатом семействе, после смерти своей (1826 г.) оставил многочисленные долги и его имущество на аукционе продано было.

084-Библиотека Конгресса
085-Библиотека Джефферсона

-В Рождественский вечер 1851 года второй пожар уничтожил две трети библиотеки, проданной Джефферсоном Конгрессу.

086-Библиотека Джефферсона

-К счастью, Джефферсон оставил каталог своей библиотеки и благодаря нему собрание практически восстановили. Во что это обошлось – дело другое.

087-Библиотека Джефферсона
088-Библиотека Джефферсона

-Мы сейчас попросим и нам шкафы с библиотекой Джефферсона откроют.

И ведь действительно – открыли и показали. В руках книги подержать, правда, не дали.

089-Библиотека Джефферсона
090-Библиотека Джефферсона

В одном из залов мраморный пол выложен был знаками Зодиака, в центре – Солнце.

091-Библиотека Конгресса

Мы подержались каждый за свой знак – на удачу.

092-Библиотека Конгресса
093-Библиотека Конгресса
095-Библиотека Конгресса
097-Библиотека Конгресса
094-Библиотека Конгресса

-Сейчас по подземному переходу в Капитолий отправимся, -сообщила Эльда.- Да-да, не удивляйтесь – есть такой. И подземный переход между Капитолием и Верховным судом также существует: рыли его долго и только в 2009 году открыли.

100-Подземный переход из Библиотеки Конгресса в Капитолий
101-Подземный переход из Библиотеки Конгресса в Капитолий

Подземный переход из библиотеки Конгресса в Капитолий

-Когда в 1800 году Белый дом построили и правительство в Вашингтон переехало, в правительстве всего 123 человека работали. Сейчас такое и представить себе невозможно. Напоминаю, что Конгресс, который в Капитолии заседает – законодательный орган, а президент – исполнительный. Верховный суд – судебная власть.

-В Вашингтоне, когда-то квадрат из себя представлявшем (до возвращения Александрии в Вирджинию), меньше миллиона человек живет. Это правительственные районы плюс отели. Остальное население (3 млн. человек) в спальных районах проживает, но оно гражданами округа Колумбия не является.

102-Центр посетителей Капитолия

Из подземного перехода попали мы к входу в Центр посетителей Капитолия.

Для того, чтобы в Центр попасть, нужно было очередь как в аэропорту отстоять: очередь столбиками с лентами регулировалась.

103-Центр посетителей Капитолия
104-Центр посетителей Капитолия

-Это к вопросу о правдивости произведений Дэна Брауна, -едко заметила Эльда.- Герой одного из его романов толкает крутящуюся дверь и в Капитолий вбегает. Вы тут хоть одну крутящуюся дверь заметили? И так почти на каждой странице. Он еще на такси в Капитолий приехал – кто бы это такси к Капитолию пропустил?

106-Зал Освобождения
107-Зал Освобождения

-Видите, кругом статуи стоят? Дело в том, что каждый штат имеет право подарить Капитолию не более двух статуй своих выдающихся личностей. Сперва их в старом зале Палаты представителей разместили и переименовали его в Национальный скульптурный зал. Но потом количество статуй до ста увеличилось, в зале они не помещались и статуи по всему Капитолию расставили. Туристам на радость.

108-Зал Освобождения
109-Зал Освобождения

Мы отстояли очередь, после чего (по паспортам) получили бесплатные пригласительные билеты на гостевую галерею Палаты представителей Конгресса. Тут нас просветили-раздели-досмотрели и пустили в зал Освобождения, где так же скульптуры стояли.

105-Билет в Капитолий
110-Зал Освобождения
111-Зал Освобождения
112-Зал Освобождения
113-Зал Освобождения
114-Зал Освобождения
115-Зал Освобождения
116-Зал Освобождения

-Одна из скульптур – авторская гипсовая копия бронзовой статуи Свободы, стоящей на крыше Капитолия и лицом на восток обращенной, -просвещала нас Эльда.- Первоначально скульптор на голову Свободе фригийский колпак надел (с намеком на освобождение тех, кто эту статую делал), но комендант Капитолия – Джефферсон Дэвис – запретил. И голову Свободы орел с хвостиком украсил – нечто индейское, нечто имперское. 6-метровая аллегорическая статуя Свободы на купол водружена была по настоянию Линкольна, желавшего подчеркнуть единство нации: Капитолий во время Гражданской войны достраивался.

117-Статуя Свободы

В библиотеке Конгресса не так давно обнаружили документы, свидетельствующие о том, что при проектировании купола архитектор Томас Уолтер пользовался чертежами Огюста Монферрана – архитектора Исаакиевского собора: отсюда и поразительное сходство куполов Капитолия и Исаакиевского собора.

118-Зал Освобождения
120-Зал Освобождения

-Когда Капитолий строили, Конгресс предложил памятный склеп с могилой президента Линкольна в нем устроить, но родные отказались: пусть мол, на родине останки покоятся. И траурный поезд с телом Линкольна в Спрингфилд, штат Иллинойс, отправился.

-Статуя первого короля Таити – в этом виде (с набедренной повязкой) Обаму бы изобразить следует. Не нравится он мне – марксист и социалист. Я тут в газете карикатуру видела: сидит нищий, а в руке у него плакат: «Мне деньги нужны. Не дадите – за Обаму голосовать пойду».

119-Зал Освобождения

-Я в Нью-Йорк через Даллас летел, -поддержал ее Слава.- В Далласе в аэропорту плакат висит: «На прошлых выборах вы уже доказали, что вы – не расисты. Теперь пора доказать, что вы – умные».

(***Примечание. В 2012 году в США прошли президентские выборы. Победу на выборах одержал кандидат от Демократической партии президент Барак Обама. Его основным оппонентом был кандидат от Республиканской партии, бывший губернатор штата Массачусетс, Митт Ромни.)

Перед эскалатором, доставлявшим туристов на второй этаж, бюст Рауля Валленберга стоял. В Нью-Йорке Валленбергу целый мемориал установлен, напротив здания ООН.

121-Зал Освобождения
122-Зал Освобождения

После некоторого ожидания поднялись на второй этаж в кинотеатр, где нам показали 13-минутный ролик об истории Конгресса и Капитолия. Потом провели на гостевую галерею Палаты представителей, но перед этим нас опять досмотрели и потребовали сдать всю электронику (фотоаппараты, мобильники и прочее) в специальную коробку: любая видео-, фото- или аудио запрещалась.

123- Палата представителей Конгресса

Палата представителей

Гостевая галерея представляла из себя балкон во всю ширину зала, находившийся как раз напротив стола спикера. Пахло пылью (возможно, от ковролина, покрывавшего пол). Заседания в это время почему-то не было. Эльда поведала нам, что однажды она привела экскурсию в тот момент, когда шло очередное заседание. Ее поразило, что Хилари Клинтон, как школьница, прятала на коленях книгу, которую читала тайком. Количество членов Палаты представителей, имеющих право голоса – 435. На обычные заседания приходят только те конгрессмены, которые заинтересованы в том или ином вопросе.

Поскольку время посещения Капитолия ограничено, покинули мы его уже в 12-00.

124-Капитолий
125-Капитолий

Капитолий

-С этой стороны Капитолия президент на ступеньках с речью во время инаугурации выступает, -сообщила Эльда.- Палата представителей слева от нас заседает, Сенат – в правом крыле.

126-Карта

-Сейчас в Национальную галерею искусства заглянем. Только заглянем – и сразу смоемся. Завтра сами ее осмотреть сможете. Зайдем в Восточное здание, а потом по подземному переходу с движущейся дорожкой – в Западное. В Восточном здании современное искусство представлено, в Западном – классическое. Вход в Галерею – бесплатный, хотя она в систему Смитсоновских музеев и не входит.

127-Национальная галерея

-Кто-нибудь из вас в музее Метрополитен в Нью-Йорке был?

-Кто-то был, а кто-то и не был, -философски заметил Панда.

-Наша Галерея – вторая после музея Метрополитен, но она более организованная, -сообщила Эльда.

128-Национальная галерея
129-Национальная галерея

-В Западном здании сейчас выставка картины Сэмюэла Морзе «Галерея Лувра» проводится. Не удивляйтесь: знаменитый изобретатель телеграфа и азбуки Морзе на самом деле профессиональным художником был, а изобретательством уже в достаточно зрелом возрасте увлекся.

130-Национальная галерея

142-Молл
143-Молл

Национальная аллея (National Mall), или просто Молл

-Перейдем Молл и заглянем в Смитсоновский институт, он же Смитсоновский замок.

144-Смитсоновский институт
145-Смитсоновский институт
146-Смитсоновский институт

Смитсоновский институт

-Около 1765 года (точный год неизвестен) в Париже родился Джеймс Смитсон, незаконнорожденный сын герцога Нортумберлендского. Всю жизнь занимался химией и минералогией, избран был членом Лондонского королевского общества, хотя в Англии и не жил, а умер и вообще в Генуе. Титула Смитсон (поскольку незаконнорожденным был) унаследовать не смог, зато унаследовал огромное состояние. В своем завещании Смитсон распорядился передать более 100 тысяч фунтов стерлингов (огромные по тем временам деньги – примерно полмиллиона долларов США) правительству США для основания Смитсоновского института. Постепенно и другие благотворители подтянулись и в фонд Смитсоновского института колоссальные средства жертвовать стали.

147-Смитсоновский институт
148-Смитсоновский институт
149-Смитсоновский институт

-Институту 16 музеев принадлежит, из них 15 - в Вашингтоне и 1 - в Нью-Йорке. Все они бесплатные.

150-Смитсоновский институт

-Мы его в Нью-Йорке видели издалека, -радостно констатировали мы.- Музей индейцев в здании бывшей таможни.

-Смитсоновский музей культуры индейцев Северной Америки и в Вашингтоне имеется, -сообщила Эльда.- Это пока последний, 16-й музей. Он довольно хорошо организован, но предметов материальной культуры в нем маловато. Для меня Смитсоновские музеи – дом родной: там все время что-то новенькое и опять же бесплатно.

151-Смитсоновский институт
152-Смитсоновский институт
153-Смитсоновский институт

-В парке института имеются два входа в подземные Смитсоновские музеи: Национальный музей искусства Африки и Галерею Саклера.

154-Смитсоновский институт
155-Смитсоновский институт
156-Музей африканского искусства

-Мы с вами в Галерею Саклера зайдем: в ней азиатское искусство представлено.

157-Галерея Саклера

-Здесь к потолку подвешена и через все этажи вниз спускается интересная металлическая инсталляция (цепь): она из слова «обезьяна» на 29 языках, в том числе и на русском, состоит.

158-Галерея Саклера
159-Галерея Саклера

-Автор цепь эту по договору одолжил, но вовсе не подарил музею. Тем не менее, она здесь уже четыре года висит.

160-Галерея Саклера
166-Галерея Саклера
167-Молл
168-Карта

-Монумент Вашингтону высотой 169 м – самый большой обелиск в мире и самое высокое сооружение в Вашингтоне.

169-Монумент Вашингтону

Монумент Вашингтону

170-Монумент Вашингтону

-Монумент Вашингтону еще при его жизни поставить хотели, но Джордж Вашингтон отказался: других дел, мол, полно. Когда же он в 67 лет умер (1799 год), от воспаления верхних дыхательных путей, к вопросу этому вернулись.

171-Монумент Вашингтону

-Провели конкурс, который архитектор Роберт Миллс выиграл. Он предложил установить обелиск, окруженный колоннадой, которую должна была украшать статуя Вашингтона, стоящего в колеснице. Внутри колоннады предполагалось установить статуи 30 героев Американской революции. Из-за высокой стоимости проекта решили вначале обелиск возвести, а насчет колоннады - позже подумать.

173-Эскиз проекта Монумента Вашингтона

-Строительство в 1848 году начали, но тут деньги кончились, а потом и Гражданская война началась. К тому времени 46 м обелиска возвести успели. После Гражданской войны страна разорена была и когда строительство обелиска возобновили, то мрамор для облицовки обелиска из другой каменоломни и другого оттенка брать стали, а уж про колоннаду и вовсе позабыли. Зато верхушку обелиска покрыли самым дорогим тогда металлом – 5 кг чистого алюминия.

172-Монумент Вашингтону

-Открыли Монумент Вашингтона для посещения в 1888 году. Внутри монумента – лестница и лифт. Сперва паровой подъемник был и в него только мужчин пускали, которым для храбрости рюмочку наливали: тормозная система подъемника была не совершенна, и он небезопасным считался. Женщины и дети только по лестнице поднимались.

-Современный памятник представляет собой полую колонну, имеющую в своей верхней части четырёхгранную пирамиду, внутри которой размещена обзорная площадка с восьмью окнами на все четыре стороны света.

-Сейчас в Монументе – нормальный электрический лифт, но в Монумент не пускают: в августе прошлого года землетрясение случилось и в Монументе трещина образовалась.

174-Мемориал Линкольна

Мемориал Линкольна

175-Мемориал Линкольна

-Мемориал Линкольна находится на западной оконечности Национальной аллеи напротив памятника Вашингтону, и имеет форму неоклассического храма.

176-Мемориал Линкольна

-Мемориал, возводившийся в 1914—1922 годах, символизирует веру Линкольна в то, что все люди должны быть свободны. Место, где собрались мемориал возводить, было болотистым и для начала его осушили. Фундамент из бетонных подставок сделали.

-Композиционно здание символизирует единство США. По его периметру стоят 36 колонн - именно столько штатов объединилось к моменту смерти Линкольна. Названия 48 штатов (а именно столько их было к 1922 году - моменту завершения строительства мемориала) выбиты вдоль внешней стены здания. Табличка с названием двух последних присоединившихся штатов (Аляски и Гавайев) установлена на подходах к мемориалу.

177-Мемориал Линкольна
181-Мемориал Линкольна

-В центре мемориала находится статуя сидящего с задумчивым лицом Линкольна, взгляд которого обращен к Монументу Вашингтону и Капитолию. Статуя Линкольна высотой около 6 м весит 175 тонн. Интересно, что, когда мемориал уже близок к завершению был, его архитектор Генри Бэкон сообразил, что статуя Линкольна будет казаться маленькой внутри огромного сооружения. Исходная 3-метровая статуя была увеличена вдвое.

178-Мемориал Линкольна

-Прямо над ней на стене выбиты слова: «В этом храме, как и в сердцах людей, для которых он спас единство, память об Аврааме Линкольне сохранится навсегда».

179-Мемориал Линкольна

-Со статуей президента связана пара популярных легенд. Согласно одной из них, на затылке Линкольна высечено лицо генерала Роберта Эдварда Ли, который смотрит в сторону своего особняка в Арлингтоне. Согласно второй легенде, с помощью языка жестов президент демонстрирует свои инициалы: его левая кисть показывает букву «А», а правая - «L».

180-Мемориал Линкольна
182-Мемориал Линкольна
184-Мемориал Линкольна
183-Карта
186-Мемориал ветеранов Вьетнама

-Мемориал ветеранов Вьетнама создан в 1982-1984 гг. к северу от мемориала Линкольна. Это прежде всего две стены из черного гранита, соединенные под тупым углом. Общая длина стены 75 м. На Стене перечислены имена всех американских военнослужащих, погибших или пропавших без вести в Юго-Восточной Азии между 1957 и 1975 годами, независимо от причин смерти: укуса змеи, например, или автомобильной катастрофы.

185-Мемориал ветеранов Вьетнама

-Число имен на стене отличается от официального числа погибших в войне США во Вьетнаме, которое составляет 58 220 человек. По разным причинам: иногда родственники не желают упоминания имени погибшего на Стене; с другой стороны, на Стену попали имена нескольких живых ветеранов войны.

207-Вьетнамский мемориал
208-Вьетнамский мемориал
209-Вьетнамский мемориал
187-Три солдата

-В 1984 году мемориал дополнили статуей Трех солдат в честь ветеранов, выживших во Вьетнамской войне. Три солдата – белый, афроамериканец и латинос стоят неподалеку от Стены и смотрят на имена своих погибших товарищей.

188-Три солдата
189-Три солдата
190-Три солдата

Рядом со Стеной, защищенные стеклянными ящиками, имелись сброшюрованные списки всех погибших во Вьетнамской войне в алфавитном порядке.

191-Мемориал ветеранов Вьетнама

Слава Кеслер в списках этих одного своего однофамильца нашел, я – девять. Остальные члены нашей компании настолько характерные фамилии имели, что обладатели их если во Вьетнамской войне участие и принимали, то исключительно по другую сторону фронта.

192-Мемориал ветеранов Вьетнама
193-Мемориал ветеранов Вьетнама
194-Мемориал ветеранов Вьетнама

Осмотрев мемориал ветеранов Вьетнама, к мемориалу ветеранов Корейской войны отправились.

195-Мемориал ветеранов Корейской войны

-Мемориал ветеранов Корейской войны в 1992-1995 гг. построен, -рассказывала Эльда.- И имеет форму треугольника, пересекающего круг. В круге находится Бассейн памяти: неглубокий бассейн диаметром 9 м, облицованный черным гранитом. Монеты в него бросать не надо.

196-Бассейн Памяти

Бассейн Памяти

-Внутри треугольника находятся 19 фигур из нержавеющей стали, представляющие собой патрульный взвод, набранный из солдат разных родов войск США. Ночью головы фигур подсвечивают.

197-Мемориал ветеранов Корейской войны
198-Мемориал ветеранов Корейской войны
199-Мемориал ветеранов Корейской войны
200-Мемориал ветеранов Корейской войны
201-Мемориал ветеранов Корейской войны
202-Мемориал ветеранов Корейской войны

-Корейская война (1950-1953 гг.) велась Северной Кореей, которой Китай и СССР помогали, с войсками ООН, защищавшими Южную Корею. Северная Корея первая напала и солидный кусок Южной Кореи отхватила, но потом войска ООН, возглавляемые США, побеждать начали. И тут Китай пообещал на помощь Северной Корее несколько миллионов добровольцев прислать. И все поняли, что пора договариваться.

-На стене из полированного черного гранита длиной 50 м специальным образом фрески нанесены: архивные фотографии – в основном на стене лица видны.

203-Мемориал ветеранов Корейской войны
204-Мемориал ветеранов Корейской войны
205-Мемориал ветеранов Корейской войны

-Итак, Молл я вам показала. Завтра сами по нему прогуляетесь. Теперь на северо-запад Вашингтона едем, в Джорджтаун.

206-Карта

В Джорджтауне мы в 14-30 оказались. Тут Слава заявил, что ему пора в аэропорт. Перелет в Калифорнию через Даллас – у него группа по каньонам прокатиться собралась.

Расплатившись с Эльдой и вернув ей инвалидный талон, Слава принялся прощаться. Барышни всплакнули.

210-Прощание
211-Прощание
212-Прощание

-Удивительно: я-то думал, что машина наша сломается, -задумчиво протянул Слава.- Такое ралли, если так выразиться можно, выдержала. Ан нет.

-Так ты на это рассчитывал? –спросил я подозрительно.

-Имел в виду, -вывернулся Слава.

Сел в минивэн и уехал.

Мы почувствовали себя брошенными. Впрочем, два года назад нас Слава точно так же в Лос-Анджелесе оставил, и мы не пропали. Ни разу.

-И в этот раз не пропадем, -решили мы.

Из задумчивости нас Эльда вывела, которая (даже получив деньги) экскурсию заканчивать вовсе не собиралась.

214-Джорджтаун

-Итак, добро пожаловать в городок 18-го века, -сказала она.- Именно здесь сперва (после основания Вашингтона) конгрессмены и сенаторы селиться стали. Джорджтаун в состав Вашингтона только в 1871 году вошел. Здесь все «old money» («старыми деньгами») пахнет.

215-Джорджтаун

-Очаровательные особняки, старое кладбище, маленькая часовня.

216-Джорджтаун
217-Джорджтаун
218-Джорджтаун
219-Джорджтаун
220-Джорджтаун
221-Джорджтаун

-Взгляните на этот симпатичный особняк. Некогда он Элизабет Тейлор принадлежал. Особа взбалмошная, вдобавок у нее кошка придурошная имелась. Кошка эта каждый божий день на дерево залезала, слезть оттуда не могла и орала как бешеная. Тейлор спасателей вызывала и (как и положено) скорая, пожарные и полиция все вместе приезжали. Когда через 7 лет Тейлор особняк этот за копейки сбагрила, соседи ее с облегчением проводили. И даже (на радостях) небольшое совместное застолье устроили.

213-Особняк Элизабет Тейлор

-Сейчас мы с вами в последний на сегодня музей зайдем, Dumbarton Oaks («Думбартонские дубы»). Он тоже бесплатный, только вещи в автоматическую камеру хранения сдать нужно, открыв ячейку 25-центовой монетой. Заберете сумку – монету вернете.

-Возьмите буклет музея при входе.

-Жила-была одна довольно необычная семейная пара: Роберт и Милдред Блисс. Родители их поженились, будучи вдовыми. Семья была состоятельной, так как мать Милдред владела патентом на производство касторового масла, а касторкой в те времена (вторая половина 19-го века) лечили буквально все. Роберт и Милдред братом и сестрой были, но не родными – детьми от предыдущих браков. Когда выросли, то полюбили друг друга и поженились.

222-Роберт и Милдред Блисс

Роберт и Милдред Блисс

-Роберт дипломатом стал и вместе с женой разъезжал по миру (даже в России в посольстве секретарем был), но родительские капиталы пара сберегла и в 1920 году купила здесь старинный дом и последний огромный участок земли (54 акра), где создали культурный центр, разместив в нем свои коллекции: Роберт увлекался искусством доколумбовой Америки, а Милдред – искусством Византии.

225-Dumbarton Oaks

-Пока Роберт служил послом в Швеции, а затем и в Аргентине, дом расширялся и ремонтировался, а на участке появился (дизайнера наняли) роскошный сад. В 1933 году Роберт вышел в отставку и пара поселилась в поместье. Закончились годы «профессионального кочевничества», как называл свою службу сам Роберт.

226-Dumbarton Oaks- План музея
230-Dumbarton Oaks
231-Dumbarton Oaks
232-Dumbarton Oaks
233-Dumbarton Oaks
234-Dumbarton Oaks
235-Dumbarton Oaks
236-Dumbarton Oaks

-Усадьба «Думбартонские дубы» стала центром общественной и культурной жизни Вашингтона. 8 мая 1938 года в Музыкальном зале состоялась премьера концерта, сочиненного Игорем Стравинским на заказ (и в честь усадьбы названного) к 30-летию свадьбы хозяев. Стравинский дирижировал здесь в 1948 и в 1957 годах.

227-Музыкальная комната
228-Музыкальная комната
229-Музыкальная комната

Музыкальный зал

-В 1944 году в Музыкальном зале Dumbarton Oaks прошла международная конференция, в которой участвовали Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль, делегации СССР (во главе с Андреем Громыко) и Китая. На конференции были выработаны основные принципы работы будущей ООН.

237-Dumbarton Oaks
238-Dumbarton Oaks
239-Dumbarton Oaks
240-Dumbarton Oaks
241-Dumbarton Oaks
242-Dumbarton Oaks

-Поскольку Роберт был выпускником Гарварда, то в 1940 году пара поместье подарила Гарвардскому университету. Нижний парк теперь отделен от сада и является прогулочной территорией, а сам музей и сад открыты для публики.

223-Dumbarton Oaks
224-Dumbarton Oaks
243-Нижний парк

Нижний парк

Поблагодарив Эльду, спросили ее как нам домой добраться. Эльда посоветовала дойти до Dupont Circle (показала на карте) и там на метро сесть.

244-Карта

И мы бодро на восток пошагали. По нашим прикидкам, идти где-то полчаса было.

245-Джорджтаун
246-Джорджтаун
247-Джорджтаун
248-Джорджтаун
249-Джорджтаун

Но на полдороге наткнулись на симпатичный итальянский ресторанчик «Paolos», где решили пообедать (а заодно) и поужинать. Паста, супы, пиво и прочее обошлись нам в 263$. Лично я попросил каре ягненка.

250-Итальянский ресторан

После сытного обеда-ужина продолжили маршрут.

251-Карта
252-Джорджтаун
253-Джорджтаун
254-Джорджтаун

Когда до Dupont Circle дошли, сообразили, что бродить по нему сил уже нет и стали искать подходящую станцию метро.

255-Дюпон Секл
256-Схема метро Вашингтона

Схема метро Вашингтона

Станция метро «Dupont Circle», при внимательном изучении схемы метро, нам не очень подходила, поскольку на красной ветке находилась. Дело в том, что пунктом нашего назначения была «Huntington» - конечная станция на юге желтой ветки. Можно было, конечно, доехать по красной ветке от «Dupont Circle» до «Chinatown» и пересесть на желтую ветку там, но удлинять поездку не очень хотелось. Все-таки в вашингтонском метро мы в первый раз побывать собирались.

На наше счастье, пока мы искали станцию «Dupont Circle», наткнулись на вход на станцию «Foggy Bottom» (синяя и оранжевая ветки). С нее путь домой короче (если схеме верить) выглядел.

257-Вход в метро
258-Вход в метро

Вход в метро

И Панда решительно направился к билетным автоматам. Один билет 3-90 стоил.

259-Вход в метро
260-Метро

Само метро очень просторным и функциональным показалось: бетонные тюбинги безо всяких украшений.

261-Метро

Доехав до станции «Pentagon», пересели на желтую ветку. Да, возле Министерства обороны США одноименная станция метро находится.

262-Метро

На самом деле перехода необходимости делать не было – только поезда дождаться, на вагоне которого нужная конечная станция обозначена. Вагоны современные и вполне удобные – с поперечным расположением скамеек.

263-Метро

Из метро мы выйти не смогли. Автоматы проглотили картонные билеты, но открыть турникеты отказались. Выяснилось, что цена билета не только от дальности, но и от времени поездки зависит. Билет до Хантингтона с 16-00 до 18-00 действительно 3-90 стоил, а вот с 18-00 до 20-00 – 4-10. Пришлось 20 центов с носа доплатить.

264-Карта

Выйдя из метро, по Хантингтон-авеню пешком в отель отправились. По дороге в «7 Eleven» заглянули, где воду, соки, колу и йогурты купили. Похоже, что это единственный магазин на районе был. В «7 Eleven» специальное предложение имелось: 2 яблока «Ред Делишес» за 1 доллар.

265- 7 Elevеn

-Точно кризис, -сообразили мы и двинулись дальше.

266-Александрия

Дорога от метро до отеля минут 15-ть заняла. Судя по карте, мы находились на самом юге Александрии, а судя по жилым домам, юг Александрии в число ее престижных районов не входил. Совсем.

267-Александрия
268-Александрия

Недорогой пригород, ну хоть не гетто.

269-Александрия
270-Александрия
271-Александрия

Впрочем, отели сети «Red Roof» всегда на отшибе расположены, но обязательно у трассы. Для автомобилистов удобно.

Наконец показался отель.

272-Ред Руф
273-Ред Руф

Вечером, листая путеводитель, обсуждали, какие музеи на Молле следует посетить завтра.

Зять заявил, что больше всего его Национальный музей авиации и космонавтики интересует.

Племянница выразила мнение, что в Национальную галерею искусств заглянуть нужно обязательно.

-В Нью-Йорке музей Метрополитен мы прогуляли, -сообщила она.- Так хоть здесь на шедевры живописи поглядим.

-Неплохо было бы в Национальный музей естественной истории зайти, -сказал я.- Мы его в Нью-Йорке тоже прогуляли.

-А кому какой город понравился больше? –спросила племянница.

-Я точно знаю, какой не понравился, -ответил зять.- Это – Атлантик-сити: в нем деньги отбирают.

-Только сегодня сообразил, почему у Славиного «Форда» вирджинские номера были, -вспомнил я.- Похоже, что он из Далласа в Вашингтон прилетел, арендовал здесь минивэн и на нем за нами в Нью-Йорк приехал. А сегодня его где-нибудь возле аэропорта Рональда Рейгана сдал.

Яблочная водка «Pucker», произведенная в Кентукки и купленная Славой еще в Нью-Йорке (случайно обнаруженная Пандой в багаже), неожиданно пошла «на ура».

274-Яблочная водка

Мы отбили старику Кеслеру благодарственную СМС-ку и отправились спать.

Музейный день

День 12-й, Среда, 25 апреля 2012 года. Сад скульптур и музей Хиршхорна. Национальный музей воздухоплавания и астронавтики. Национальная галерея искусств. Национальный музей естественной истории.

Сад скульптур и музей Хиршхорна. Национальный музей воздухоплавания и астронавтики. Скафандр Юрия Гагарина и полетный костюм Константина Феоктистова. «Космические» ручки. Национальная галерея искусств как филиал Эрмитажа. Национальный музей естественной истории. Самый большой синий бриллиант в мире. Зять и ФБР.

Подъем был поздним, все равно все музеи на Молле с 10-00 работать начинали. Всех дел было – кофе себе в рецепции налить. Так что аккурат в 10-00 пешком к своей станции метро «Huntington» отправились. Погода чудесная – примерно 21 градус тепла (по Цельсию): теплее, чем вчера.

001-Путь к метро

Взглянув на схему, Панда уверенно заявил, что нужно по нашей (желтой) ветке добраться до станции «Lenfant Plaza», а на ней пересесть либо на синюю, либо на оранжевую ветки и проехать одну остановку до «Smithsonian», где и выйти.

002-Схема метро

Билет 3-70 стоил.

003-В метро
004-В метро
005-Хантингтон

Станция метро «Huntigton»

Лично мне часть желтой линии Филевскую линию московского метро напомнила – такая же наземная.

006-Эйзенхауэр Авеню
007-Кинг-стрит
008-Вагон метро
009-Вагон метро
010-Лафант Плаза
011-Лафант Плаза
012-Смитсониан
013-Смитсониан

Выйдя из метро, мы на Молле оказались, рядом со Смитсоновским замком.

014-Карта
015-Молл
016-Молл
017-Смитсоновский замок
018-Смитсоновский замок

Направо от Смитосоновского замка находился Национальный музей авиации и космонавтики, куда мы и направились, но притормозили, наткнувшись сперва на Сад скульптур Хиршхорна, а затем и на сам музей Хиршхорна.

019-Музей Хиршхорна

Сад скульптур Хиршхорна

032-Музей Хиршхорна
033-Музей Хиршхорна

Во внутреннем дворе музея Хиршхорна имелся своеобразный круг со знаками Зодиака. Вернее, с их головами.

034-Музей Хиршхорна
035-Музей Хиршхорна
036-Музей Хиршхорна
037-Музей Хиршхорна
038-Музей Хиршхорна
039-Музей Хиршхорна

Наконец оторвались от забавных скульптур и зашли в Национальный музей воздухоплавания и астронавтики – такой же бесплатный, как и все остальные музеи на Молле.

Национальный музей авиации и космонавтики

042-Музей авиации и космонавтики
040-Карта музея

Музей считается самым большим в мире по количеству экспонируемых летательных и космических аппаратов. Перед входом – скульптура «К звездам», в виде иглы, вонзившейся в небо.

042-Музей воздухоплавания и астронавтики

Музей впечатление произвел. На нас с женой и свояченицей – не такое уж большое: дело в том, что нечто подобное видели мы в Немецком музее в Мюнхене шесть лет назад. Хотя, конечно, масштабом и поменьше.

041-Музей авиации и космонавтики
043-Музей воздухоплавания и астронавтики
044-Музей воздухоплавания и астронавтики

Зато зять был в полном восторге.

045-Музей воздухоплавания и астронавтики
052-Музей воздухоплавания и астронавтики
053-Музей воздухоплавания и астронавтики
054-Музей воздухоплавания и астронавтики

Экспонаты встречались самые неожиданные: беспилотники, прадедушки мотоцикла и вертолета.

051-Музей воздухоплавания и астронавтики
055-Музей воздухоплавания и астронавтики
056-Музей воздухоплавания и астронавтики
057-Музей воздухоплавания и астронавтики
058-Музей воздухоплавания и астронавтики
059-Музей воздухоплавания и астронавтики
060-Музей воздухоплавания и астронавтики

Полным-полно было боевых самолетов, в том числе времен Первой мировой войны.

061-Музей воздухоплавания и астронавтики
062-Музей воздухоплавания и астронавтики

Отдельный стенд посвящался Манфреду фон Рихтгофену («Красному барону») – немецкому асу времен все той же мировой войны.

063-Музей воздухоплавания и астронавтики
064-Музей воздухоплавания и астронавтики

Вторая мировая война тоже вниманием в музее обойдена не была. Помимо Мессершмитта-109, в экспозиции и реактивный Мессершмитт-262 имелся.

065-Музей воздухоплавания и астронавтики
066-Музей воздухоплавания и астронавтики
067-Музей воздухоплавания и астронавтики

Впрочем, мы их и в Мюнхене видели, а вот японский истребитель «Зеро» там отсутствовал, что и не удивительно.

068-Музей воздухоплавания и астронавтики
069-Музей воздухоплавания и астронавтики
070-Музей воздухоплавания и астронавтики
071-Мустанг

Mustang R-51D

072-Музей воздухоплавания и астронавтики
073-Музей воздухоплавания и астронавтики

Экспонаты, связанные с началом космической эры, показались мне наиболее интересными.

074-Музей воздухоплавания и астронавтики
075-Музей воздухоплавания и астронавтики

Подвиги американцев на Луне: Аполло-17 и спускаемый лунный модуль.

076-Музей воздухоплавания и астронавтики
077-Музей воздухоплавания и астронавтики
078-Музей воздухоплавания и астронавтики
079-Музей воздухоплавания и астронавтики
080-Музей воздухоплавания и астронавтики
081-Музей воздухоплавания и астронавтики

А дальше – дальше сплошные советские космические артефакты пошли.

082-Музей воздухоплавания и астронавтики

089-Скафандр Юрия Гагарина
090-Скафандр Юрия Гагарина
091-Музей воздухоплавания и астронавтики

Откуда в музее скафандр Юрия Гагарина взялся, спрашивается? Как позже выяснилось, американцы в 90-х годах купили (на некоем аукционе) тренировочный скафандр Гагарина. Скафандр, в котором Гагарин в космос полетел, в России по-прежнему находится. Конечно, вопрос о том, как тренировочный скафандр Гагарина на аукцион вообще попал, остается, но вряд ли (за давностью лет) ответ на него получить воможно.

093-Первый выход человека в космос
094-Первый выход человека в космос

Первый выход человека в космос (Алексей Леонов)

095-Рабочий костюм бортинженера Константина Феоктистова

Полетный костюм бортинженера Константина Феоктистова

096-Союз-ТМ-10
097-Союз-ТМ-10

Спускаемый аппарат Союз ТМ-10

098-Музей воздухоплавания и астронавтики

В музее мы провели ровно час (с 11-30 до 12-30), сделав (на 4 фотоаппарата) две с половиною сотни снимков.

099-Музей воздухоплавания и астронавтики

В музейном магазине купил я 3 «космические» ручки (по 12$) и 3 запасных к ним стержня (по 6$). Дело в том, что американцы озаботились (в свое время) проблемой – как астронавтам писать в состоянии невесомости: обычные шариковые ручки для этого не годились. И изобрели специальные ручки, которыми даже под водой писать можно. Советские инженеры об этом даже не подумали – космонавты прекрасно обычными карандашами обходились.

103-Космический стержень
100-Музей воздухоплавания и астронавтики

Заодно маленькую складную карту Вашингтона (4$) приобрел.

Все покупки (включая налог) в 60-95$ обошлись. Протянув сотню, получил сдачу, в том числе 30 долларов однодолларовыми купюрами. Присвистнув от восхищения, поменял их на более крупные в общественном кошельке у свояченицы.

108-Пакет

Выйдя на улицу, взглянули на Национальную галерею искусств, находившуюся как раз напротив, через Молл. В нее то нам попасть и нужно было, но на этом участке Молла экскаваторы рекультивацией занимались. Пришлось к Смитсоновскому замку вернуться и уже там Молл пересечь.

101-Молл
102-Молл
105-Музей воздухоплавания и астронавтики

104-Национальная галерея искусств

При входе в галерею карту-путеводитель на русском получили.

107-Национальная галерея искусств
109-Национальная галерея искусств

Основой причиной повторного посещения нами галереи было желание взглянуть на несколько картин, имевшихся в тамошней экспозиции. Эльда сказала нам вчера, что в галерее есть три картины, входившие некогда в собрание Эрмитажа и проданные руководством СССР в 30-х годах прошлого века.

106-Национальная галерея искусств

Лицом Национальной галереи искусств в Вашингтоне смело можно назвать портрет Джиневры де Бенчи – единственной картины кисти Леонардо да Винчи, находящейся за пределами Европы. Куплена галереей в 1967 году у князя Лихтенштейна за фантастическую (по тем временам) сумму в 5 млн. долларов. До этого картина во владении князей Лихтенштейна несколько веков находилась, причем даже авторство ее долго неизвестно было.

110-Портрет Джиневры де Бенчи
111-Портрет Джиневры де Бенчи

Портрет Джиневры де Бенчи

112-Национальная галерея искусств
113-Национальная галерея искусств

Банкир Эндрю Меллон начал собирать частную коллекцию картин и скульптур старых мастеров еще во времена Первой мировой войны. В конце 20-х годов прошлого века Меллон решил создать новую национальную галерею, для чего создал благотворительный фонд. Руководство СССР, отчаянно нуждаясь в валюте для проведения индустриализации страны, как раз начало распродажу шедевров Эрмитажа и фонд Меллона (и не он один) эти шедевры купил.

114-Мадонна Альба
115-Мадонна Альба

Мадонна Альба, Рафаэль

116-Венера с зеркалом
117-Венера с зеркалом

Венера с зеркалом, Тициан

118-Благовещение

Благовещение, Ван Эйк, 1434

Все три этих картины – из Эрмитажа.

Удовлетворив любопытство, еще на одну картину взглянули – «Распятие» кисти Перуджино. Впоследствии выяснилось, что и она - тоже из Эрмитажа.

119-Распятие с Богородицей, Святым Иоанном, Святым Иеронимом и С
120-Распятие с Богородицей, Святым Иоанном, Святым Иеронимом и С

Распятие с Богородицей, Святым Иоанном, Святым Иеронимом и Святой Марией Магдалиной, Пьетро Перуджино

-Прямо не Национальная галерея искусств, а филиал Эрмитажа получается, -заметила племянница.

121-Национальная галерея искусств

И оказалась права. Фонд Эндрю Меллона в 1930-1931 гг. 21 картину из Эрмитажа для Национальной галереи искусств в Вашингтоне приобрел. После чего эта самая галерея в 1937 году и открылась.

122-Национальная галерея искусств

Полный список покупок из Эрмитажа:

Результат распродажи шедевров Эрмитажа назвать иначе, чем «культурная катастрофа», язык не поворачивается. Эрмитажное собрание картин Рембрандта, бывшее богатейшим в мире, уступило амстердамскому и нью-йоркскому, а картин Ван Эйка в России не осталось вообще. Притом, что доход от продажи картин составил не более одного процента валового дохода страны и абсолютно никакого влияния на ход индустриализации не оказал. Зато репутация СССР, а заодно и цены на рынке антиквариата, рухнули.

123-Национальная галерея искусств

Вздохнув, отправились по движущейся дорожке в Восточное здание, в кафе «Каскад». Народу в кафе, в отличие от залов галереи, хоть отбавляй было. Оно и понятно: бесплатных музеев в округе – полно, а вот места, где перекусить можно (вкусно и недорого), еще поискать нужно.

124-Кафе Каскад

Обед в «Каскаде» обошелся в среднем 25$ на нос. Поставив подносы с грязной посудой на конвейер, отправились в Сад скульптуры при галерее.

125-Кафе Каскад
132-Сад скульптуры
133-Сад скульптуры
134-Сад скульптуры

Особенно нас металлическое дерево заинтересовало. Если в Музее воздухоплавания и астронавтики мы ровно час провели, то в Национальной галерее искусств – полтора, так что в 14-00 в Национальный музей естественной истории отправились. Он, собственно говоря, рядом с Садом скульптур галереи располагался.

135-Карта
136-Музей естественной истории
137-Музей естественной истории
138-Музей естественной истории
139-Музей естественной истории
140-Музей естественной истории
141-Музей естественной истории

Национальный музей естественной истории полной засадой оказался, о чем нас (впрочем) еще вчера Эльда предупредила. В нем мы на 2,5 часа зависли.

142-План музея

Все оказалось примерно так, как рассказала нам вчера Эльда:

-Динозавры, зоология, ботаника. Очень хорошая коллекция драгоценных и полудрагоценных камней. Самый большой в мире синий бриллиант. 125 млн. единиц хранения, из них только 1% выставлен, при этом 40 экспедиций каждый год для сбора новых экспонатов организуются.

143-Музей естественной истории
144-Музей естественной истории
145-Музей естественной истории
146-Музей естественной истории

Вереницы желтых школьных автобусов (вопреки прогнозу Эльды) перед входом не наблюдалось, но детей по музею бегало много.

147-Музей естественной истории

Самый большой в мире синий бриллиант, он же бриллиант Хоупа, нашли довольно быстро. Бриллиант стоимостью 350 млн. долларов хранился в обыкновенной витрине и был вполне доступен для обозрения.

148-Бриллиант Хоупа

По статистике, бриллиант Хоупа каждому из своих владельцев несчастье приносил, так что в конце концов бриллиант в музей сплавили – от греха подальше.

149-Бриллиант Хоупа

В какой-то момент зять племянницу из музея изъял и куда-то увел, договорившись об общей встрече в 17-00 возле Смитсоновского замка. Мы же продолжили осмотр музейной коллекции.

Имелись в музее и египетские мумии, и скелеты динозавров.

150-Музей естественной истории
151-Музей естественной истории
152-Музей естественной истории
153-Музей естественной истории
154-Музей естественной истории

Можно было по дождевому лесу прогуляться.

155-Дождевой лес

Дождевой лес

Взглянуть на самую большую змею в мире – гигантскую боа (хорошо, что неживую, а чучело).

156-Боа

В террариумах и живые обитатели имелись.

157-Мексиканский красноколенный птицеед

Мексиканский красноколенный птицеед

В отдельном павильоне живые бабочки порхали. Их фруктами подкармливали.

158-Музей естественной истории
159-Музей естественной истории
160-Музей естественной истории

Забавные фотографии животных.

161-Музей естественной истории
162-Музей естественной истории
163-Музей естественной истории
164-Музей естественной истории

Лично меня больше всего разные минералы и драгоценности заинтересовали.

165-Музей естественной истории
166-Музей естественной истории
167-Музей естественной истории
168-Стенд со слитками золота

Стенд с самородками золота

Один только этот стенд мог бы Алмазный фонд украсить, да и остальные драгоценности – тоже. А ведь все – в открытом доступе, без серьезной видимой охраны.

169-Музей естественной истории
170-Музей естественной истории
171-Музей естественной истории
172-Музей естественной истории
173-Музей естественной истории
174-Музей естественной истории

Наконец, заглянув в музейный магазин, вышли из музея.

175-Музей естественной истории

Оказалось, что пока мы в музее находились, зять с племянницей к зданию ФБР прогулялись, устроив там мини-фотосессию. ФБР не возражало, как выяснилось.

176-Здание ФБР
177-Здание ФБР
178-Здание ФБР
179-Здание ФБР

Там же, на Пенсильвания-авеню, нашли они и памятник моряку.

180-Памятник моряку

Покрутившись на Молле, устроили себе прощальную фотосессию.

181-Музей естественной истории
182-Молл
183-Молл
184-Молл
185-Молл

После чего отправились к Смитсоновскому замку на одноименную станцию метро.

186-Смитсоновский замок
187-Смитсоновский замок
188-Смитсоновский замок

Нам нужно было шесть билетов по 3-90 купить. Свояченица достала однодолларовые купюры, полученные мною в виде сдачи в музейном магазине и принялась их в автомат запихивать. После 15-й купюры автомат обиделся, сообщил, что больше 15 купюр по одному доллару не принимает и все 15 обратно выплюнул. Пришлось в него 20-ку вложить и еще 4 однодолларовые купюры.

189-Метро
191-Метро

190-Метро

Стоит заметить, что многие пассажиры в вашингтонском метро читали – также, как и в московском. Кроме того, все они были крайне доброжелательны – чуть только заметив наши рассеянные взгляды, сразу же помощь предлагали.

-И отчего в вашингтонском метро (в отличие от московского) все такие отзывчивые и внимательные? –задалась вопросом свояченица.

-Все очень просто, -предположил Панда.- Здесь в метро местные жители ездят, туристам советы охотно дающие. А в Москве – приезжие, москвичам свои дурные манеры навязывающие.

В 19-00 за зятем с племянницей заехала ее сокурсница Зина с мужем Аугусто (Огги), встреча заранее намечена была. Остальные взяли такси и поехали следом, в Старый город Александрии, в ливанский ресторан.

192-Ливанский ресторан

История этой семейной пары показалась нам примечательной. Закончив институт, Зина поняла, что работать преподавателем иностранного языка ей вовсе не хочется. Брат ее давно в Штаты перебрался, и Зина с родителями подали документы как беженцы «на воссоединение» с братом, хотя с ним уже года четыре не виделись. Им очень повезло: в подъезде их кто-то свастику нарисовал и надпись «Бей жидов» (никогда такого не было). Что очень впечатлило консула. Уехав в 2006 году, Зина не к брату отправилась, а к молодому человеку, «жениху по переписке». Молодой человек оказался евреем из Узбекистана: прожив с ним 8 месяцев, Зина поняла, что «восточной женщиной» стать у нее не получится. Взяв кредит в 30 тысяч долларов, Зина выучилась на юриста и некоторое время проработала помощником адвоката, возненавидев и эту профессию. Научилась машину водить – без нее жизнь невозможна. Сейчас Зина взяла очередной образовательный кредит в 50 тысяч долларов – на социального психолога учится.

На одном из судебных процессов Зина познакомилась с Огги, адвокатом по делам о банкротстве. Огги также свою профессию ненавидит и однажды даже в колледж ушел – английский преподавать, но денег это не принесло. Пришлось в профессию вернуться. Огги по натуре человек добрый и мягкий, а по работе приходится быть жестким и злым.

-Я злой и усталый, -произнес Огги по-русски почти без акцента.

193-Ливанский ресторан

У Огги была жена-кореянка (вместе учились), у них общий 13-летний сын, который через неделю у Огги с Зиной живет. Первая жена Огги снова замуж вышла и вновь родила, тем не менее Огги платит ей 600$ алиментов в месяц.

Огги купил дом под Вашингтоном с большим земельным участком (2 акра, т.е. 80 соток), за который ему еще 100 тысяч долларов выплатить предстоит. Огги вырос в деревне, перешел в католичество, не признает цветов и выращивает на своей земле все: от картошки и морковки до капусты включительно. В прошлом году Зина и Огги огурцы консервировали (в Интернете рецепт нашли), помидоры не смогли (рецепт не нашли).

-Органик? –осведомилась свояченица.

-Органик, -подтвердила Зина. –На удобрения у нас денег нет.

-А еда? –спросила племянница.

-Огги русскую еду полюбил, а я ему ее готовлю, -ответила Зина.- Очень русский выучить хочет, вот только учить его русскому я не хочу.

194-Ливанский ресторан

Огги сообщил, что люди его круга в среднем 5 тысяч долларов в месяц получают. Большая часть зарплаты на выплаты за дом, на налоги и медстраховку уходит: на руках примерно 800$ остается. Все боятся работу потерять: от нищеты 2-3 месячных зарплаты отделяют.

Огги с Зиной ярыми демократами оказались: считают, что бесплатную медицинскую страховку на все население распространить нужно (как в России). Пособие по безработице (по их словам) не более пяти лет получать можно («тут республиканцы передергивают»), а «потомственные» чернокожие безработные, по 10 детей рожающие, доли процента составляют.

Отпуск у Огги – 2 недели (больше 4-х недель отпуска в Америке вообще не бывает). Никуда они с Зиной не ездят, даже по Америке не путешествуют: денег и времени нет. А уж в Европу съездить – просто нереально по деньгам. По миру только пенсионеры путешествуют, да и то обеспеченные.

Родители Зины неподалеку от них живут. Получают по 600$ (пособие по старости) в месяц, плюс продовольственные талоны на 150$ в месяц (на двоих). Снимают за 800$ в месяц квартиру, за которую 200$ платят (остальное государство доплачивает). Плюс полная медицинская страховка для бедных старше 65 лет. Тем не менее, подумывают в Москву вернуться: там квартира осталась, которую они даже не сдают – в ней подруга мамы с семьей живет.

Зина в Россию возвращаться не хочет.

За ужин на восьмерых 420$ заплатили. Зятя с племянницей до отеля Огги с Зиной доставили, нас – такси.

Ближе к полуночи в номере, выбранном для общих посиделок, появился зять с недопитой фляжкой коньяка, которую мы вроде бы на Арлингтонском кладбище уже выпили.

-В 40 лет походку не меняют, -констатировала жена.