Шёл август 2013г.
оз. Тургояк.
А ведь оз. Тургояк считается младшим братом Байкала.
Всё, решено, сказала Настя. В следующем году будет Байкал.
И вот прошёл почти год и настал волнующий день. Сев в поезд Москва- Чита, выдохнул- Началось! Началось путешествие к Байкалу. За окном вагона мелькали километровые отметки, посёлки, города.
... Новосибирск.
Я с трудом сдерживаю переполняющие меня эмоции радости, увидев на перроне Настю.
Ведь у неё был билет в мой вагон, даже в моё купе.
Проболтав с ней почти всю дорогу мы прибыли в г. Иркутск. Встретил нас друг Насти Евгений. Собрав велосипеды мы, уже втроём, отправились на автовокзал Иркутска, куда из Питера должны прибыть ещё двое наших спутников Макс и Виктор. Добирались они самолётом. Пока коротали время в ожидании парней угостились местным мороженым и квасом из бочки.
Почти полдень, вся команда в сборе! С велов Макса и Вити уже отлеплены остатки скотча и не купив билеты до Листвянки (проданы были на много вперёд) решили ехать своим ходом, по пути посетить этнографический музей Тальцы. Но прежде, чем покинуть пределы Иркутска Евгений показал нам очень уютное кафе. Здесь и состоялось наше первое знакомство с национальной бурятской кухней. Позы- это вещь! Вернее вкуснатища! Сочнейшее мясо с луком и какими-то приправами в тесте, приготовленное на пару, дополненное соусами. Вкусно пообедав, с мыслями заглянуть сюда на обратном пути, покатили через город, держа курс на Листвянку.
Дорога с приличным трафиком и очень не хилыми "качелями", на всём её протяжении.
Добрались до Тальцов.
Перед нами закрыли ворота музея, т.к. время посещений закончилось. Расстроились конечно. Поехали дальше. Справа временами видна Ангара.
И вот он Байкал! Чуть дальше Листвянка и виден тот камень из легенды о Ангаре и Байкале. Нас переполняли эмоции, восторг.
Мы добрались!
Листвянка- милый туристический посёлок с госиницами, музеем, всякого рода развлечениями и со своим рынком.
Спустившись с дороги к берегу, оставив велы, заказали плов, шашлык и лаваш.
Дожидаясь заказа отправились на пирс.
Вода Байкала! Сказать холодная- не сказать ни чего. Прыгнув с пирса в воду, ощущение будто остановилось сердце, заломило ноги. И в тоже время кайфуша, непередаваемый восторг. Обалденно!
Купили на рынке омуля. Очень нежная вкуснейшая рыба, почти без костей. В продаже и горячего и холодного копчения.
Едем искать место для лагеря. Большой участок берега, огороженный забором, с старыми развалинами зданий и какими-то ангарами.
Поставили палатки.
Неподалёку расположились туристы из Киргизии и ещё несколько машин.
Полюбовавшись закатом легли спать.
На утро ворота, через которые мы проехали к берегу, оказались закрыты, а человек, назвавшийся здешним сторожем и снявший с нас по 200р. за палатку, пропал.
По краю берега мы вышли на асфальт и поехали к парому, который доставит нас в порт Байкал.
Попрощавшись с Евгением (он поехал домой в Иркутск), мы отчалили в порт Байкал.
Порт Байкал- начало нашего путешествия по КБЖД.
Ехать- удовольствие, любуемся видами Байкала и горами.
Солнце начинает припекать всё сильнее. Тоннели. Скольких же трудов и ещё бог знает чего стоило их построить. Чётко подогнанные друг к другу тёсаные камни.
Фасады тоннелей напоминают древние крепости
Разные по протяжённости с освежающей прохладой- единственное спасение от жары на КБЖД.
Изредка, вдоль КБЖД встречаются поселения из нескольких домиков. Спуски к воде обрывисты. Встречаются заливы, в которых вода хорошо прогревается и купаются даже дети.
В одном из таких мест, после ЧП с Настиным велосипедом, остановились и мы на ночлег.
Сломало переключатель вылетевшим из- под колеса камнем. Переклюк попал в колесо, вызвав деформацию спиц, в результате ещё и "хорошая" восьмёрка. А чуть позднее увидели лопнувшую стойку багажника и тоже у Настиного вела. Место для стоянки оказалось очень живописным на склоне крутого берега в заливе.
Багажник реанимировали наложив шины из колышков для палатки и сантехнических хомутов. Благо был и запасной переклюк. Восьмёрку более менее устранить тоже удалось. Настю всё же разгрузили.
На другой день ехать было почти невозможно, не получалось по хорошему даже идти. Этой весной, как потом мы узнали, дорожные рабочие
засыпали всё крупным щебнем.
И так, не добравшись до посёлка Култук около 20 км, мы были любезно взяты на борт бензовоза рабочими.
На этой платформе, под рассказы про КБЖД и местные нравы, мы доехали до Култука. Выразив благодарность за помощь путейцам, мы проводили на электричку в Иркутск Настю. Там должна была она найти велосервис, чтоб грамотно поправить колесо и по возможности приобрести новый подходящий багажник.
Втроём, без дамы, мы не нашли ни чего лучшего, как вернуться на КБЖД и выбрав полянку расположились. Выспавшись, позавтракав, двинули в Аршан, где должны вечером встретиться с Настей, отсутствие которой мы осознали очень быстро, уже за завтраком. Как не хватало нам её кулинарных талантов в приготовлении всяких разносолов с её затейливыми приправками, которыми она, как мама, баловала нас всю дорогу.
Путь в Аршан был не близкий. С затяжными подъёмами и спусками. На перекусах возле попутных магазинов, искупавшись в речке, посетив Дацан, мимо мрачных посёлков, по бескрайним долинам мы докатили до своротки на Аршан.
Гряда величественных гор была перед нами и казалось до них рукой подать. Но до них почти 30 км.
Масштабы поражают взор.
Подъезжая к Аршану мы увидели последствия того бедствия, что принёс сошедший с гор сель.
Мимо нас пролетает микроавтобус и кто-то нам машет из окна.
Да это же наша Настя!
Докрутили! Ура! Встретились! Все целы!
И и и, оп-па. Багажник тот же и хомуты на месте. Мало того- багажник болтается. Лопнул болт (нижний крепёж багажника к раме велосипеда).
...Сняв колесо, удалось выкрутить обломок болта. Уфф!
Встретили ребят, велотуристов из Кургана. Прошли с ними к их стоянке, но всё же решили снять жильё. Витя договорился всего за 250р. с человека.
Сходили в местный Дацан, поплескались в р.Кыргынге, были на водопаде и даже купались в нём.
Но сель всё же сделал своё дело. Куски скал, участки прискальных троп просто смыло.
Так, что многое посетить не удалось, это и Пик Любви и Чаша Девственниц...
Погуляли по монгольскому рынку, мылись в бане, умывались в глазном источнике.
Время ехать. Дожди.
Дорога в Жемчуг под проливным дождём, но здорово! Нашли частников в посёлке "Вышка". Сходили на горячий источник, очень расслабляет.
Просушившись, переночевав нас ждала знакомая трасса в сторону Слюдянки через Култук. Долетели до Култука и начались серпантины с 9% подъёмами и плотным трафиком. В Слюдянке заехали в гастроном и перед ним встретили двух велотуристок из Мурманска, едущих примерно нашим маршрутом, только в противоположном направлении. Пообщавшись разъехались. Скоро своротка к Байкалу. Остановились на ночёвку на берегу озера. Витя рыбачит, мы у костра. О чудо! На купленную в Слюдянке на рынке у местного знатока по снастям приманку, Витя изловил хариуса. Рыбу засолили. Потом мы её ритуально съели, по одному разику откусив.
По дороге на Байкальск встретили рынок с невероятным обилием клубники.
Через Байкальск на Выдрино.
Смотрим, движутся две горки вещей на велосипедах. Это семья из Сербии. Мама с кучей скарба и папа с ещё большей горой добра и с прицепом на колёсах, в котором едет "Его Величество" их сын трёх лет.
Восхищение и страх за них я испытал тогда.
5 месяцев и 10 000км и ещё 10 000км в переди.
В Выдрино в магазин и на "Тёплые озёра". По дороге туда огромные деревья. Это тополя, стволы которых, как будто закручены из многих стволов в один. Возраст около 300лет.
Небольшое озерцо, окружённое сказочно красивым лесом и горами.
Немыслимое количество отдыхающих. Мы же остановились на близпротекающей речке "Снежная" с ледяной водой. Перейдя в брод оказались на очень милой песчаной полянке.
Наши ночь и день.
Отдохнув собрались и на станцию Выдрино. Ужинать пришлось на крыльце станции.
Ночью поезд и утром в Улан- Уде.
Столица Бурятии показалась скромным городом с отголосками социализма.
Нашли единственный в городе велосервис, чтоб устранить люфт в каретках велосипедов Макса и Вити, а на моём подтянуть спицы на заднем колесе.
Парни из мастерской пригласили нас 26.07 на фестиваль в Усть- Баргузине со скоростным заездом на велосипедах в гору. Пришлось извиниться за отказ, в связи с нехваткой времени. По дороге на автовокзал Улан- Уде нас догнал местный байкер. Дед 69 лет. В следующем году собрался он проехать до Москвы на велосипеде в честь своего 70- летия.
Погрузившись в маршрутку, домчались до Максимихи, боясь что по "стиральной доске" на скорости оторвёт наши велы с крыши авто.
По пути из Максимихи на Усть- Баргузин остановились на ночёвку на заболоченном "озере Духов" с тёплой водой и илистым дном. Видели рыбаков, пытающихся поймать мелких карасей. Название озера говорящее... Всю ночь что-то ухало, гукало, шуршало. Порой было забавно до дрожи (шучу).
В Усть- Баргузине сходили в музей
Остановиться решили на берегу Байкала в палатках. Шикарный пляж, песчаный берег, чудная водичка. Много отдыхающих на машинах. Недалеко лагерь пеших туристов из более 10 палаток.
На нервы действовала только местная шпана, разъезжая на мотоцикле и машине, приглядывая, чем бы поживиться. Подъехавшие местные полицейские предупредили об участившихся кражах на пляже и посоветовали быть бдительнее.
Восхитительный закат,который мы наблюдали, жаль не смогли в полной мере передать наши фотоаппараты. И необычно большая скорость захода солнца, с которой оно опустилось за горы. Само же светило не резало глаз и на него можно было спокойно смотреть не морщась.
Следующий день- это бросок на Святой Нос.
Предварительно оставив рюкзаки на метеостанции, двинулись в путь, взяв с собой один рюкзак на всех. Решили везти его по переменке.
Дорога- грунт, местами пыль и "стиральная доска", периодически очень приятная лесная дорога, переходящая в несколькокилометровые крутые выматывающие подъёмы с резкими и очень опасными спусками.
В бухту "Змеиную" не попадаем по времени. До неё ещё 8 км в пешем режиме по горам, а это в районе 4 часов пути в обе стороны. Полазили по мысу "Покойников".
Пообедали, искупались и отчалили. Во время прогулки на Святой Нос у Насти случились два прокола колеса. Подбадриваемые огромными слепнями максимально быстро решили этот вопрос и сорвались от погони крылатых агрессоров. Гребёнка выматала вконец.
Разболелась у меня голова и каждый удар колеса о неровность, как кувалдой о наковальню. Настя поотбила себе руки о жёсткую вилку. Плюс напоминала ей ссадина на локте, полученная по пути из Жемчуга в Слюдянку. Во время съезда с трассы к магазину Настя спикировала с вела на землю. Асфальт, на котором песок- капкан для велов с грузом, удержаться не просто на повороте. Мужественно справившись с болью, обработав и забинтовав рану, поехали дальше.
Въезжали в посёлок Усть- Баргузин уже в темноте.
Заскочив в магазин, прикупив пельменей, добрались до метеостанции. Прямо на её территории, с позваления женщины метеоролога, поставили палатки. Пока варились пельмени Витя уже спал. Сытно наевшись, завалились спать.
Ранний подъём и прибытие на пристань для погрузки на паром, что доставит нас на о. Ольхон. Попив чайку на пристани мы загрузили велики на паром с названием "Баргузин". Позже узнали, что при погрузке на борт была забыта на берегу Настина кружка и ложка.
Плыть около трёх часов при скорости 44 км/ч.
Удобные кресла, горячий кофе и вкусные, только что испечёные пирожки с луком и яйцом. Всё это меня просто срубило в сон. Очнулся. За окном проплывают крутые берега, скалы и степи острова Ольхон.
Причалили за скалой Шаманкой.
Поехали в Хужир- местный центр туристов. Посёлок с множеством магазинов, кафе, бесчисленные предложения снять жильё, сувенирные лавки. Поспрашивав о вариантах жилья, заехали в глубь посёлка, нашли неприметный домик. Хозяйки две женщины, решив подзаработать, любезно поселили нас в доме, а сами расположились в летнем домике.
Устроившись, решили не терять время, сходили в кафе и поехали на восточный берег острова. Уехали втроём. Витя захотел повялиться на пляже.
Степные гористые просторы завораживают. Дорога уходит в глубь острова.
Вот лес, временами густой и ветви деревьев нависают над дорогой, приходится уворачиваться.
Мимо охотничьего домика. Вот и край. Отдохнули, полюбовались окружающими видами и оседлав железных коней двинули по другой дороге. Посмотрели на умирающее уже, некогда лечебное грязевое озеро.
Поднявшись на большущий холм увидели вдали столбы, это " Ольхонский автобан", соединяющий Хужир и переправу "Ольхонские ворота"- МРС.
Прибыли. Помылись. Поели.
Завтра увлекательное приключение на мыс Хобой.
До Хобоя и обратно около 100 км. У Вити болел живот.
Едем втроём.
Первая двадцатка пройдена. Через лес вывалили на кордон. Оплатили разрешение на въезд в национальный парк. Подходит женщина и говорит, что всегда восхищается людьми едущими на Хобой на велосипедах. "А вы доедите?"- спрашивает она. На что Макс ей: " Да легко! Мы уже столько проехали." Потом мы поняли... В словах той дамы был подвох.
Быстро миновав лес мы воткнулись в песочные барханы, по которым не то, что ехать- идти почти невозможно.
Это была бухта " Песчаная". Напомнив Максу о его легкомысленном ответе женщине, хорошо посмеялись.
Около 1,5 км с подъёмами преодолели эти насыпи. Можно хоть как-то ехать. Дальше- лучше, не считая "буханок" с туристами, поднимающих клубы пыли со степной дороги.
Да, это он! Хобой!
Множество туристов. Величественные утёсы, на которых человек выглядит ничтожной песчинкой. Горизонта нет. В дымке воедино сливаются Байкал и небо. Надо это видеть! Круто!
И когда осознаёшь, что ты здесь, накатывает неописуемый восторг. А чуть позже приходит гордость за себя и тех кто с тобой, глядя на лазящих по скалам туристов. Их привезли машины. А ты сам, на веле, едешь по Хобою. Замечаешь взгляды некой зависти и восхищения. Нас фотографировали как папарацци знаменитостей.
Мысленно попрощавшись с окружающей красотой, едем.
Всё та же степь, те же подъёмы и спуски, та же дорога. Но что то начинает всё же напрягать. Это были стремительно приближающиеся грозовые тучи. Раскаты грома, сопровождаемые вспышками молний, всё нарастали. Полил дождь. Спрятавшись под случайными деревьями мы наблюдали этот каприз природы. И только ничего не волновало не далеко пасущихся коров и яков.
Вот мы и прилипли.
Точнее, налип на наши ноги и колёса велосипедов грунт. Глина и мелкая растительность намертво забили нам колёса и их просто заклинило. Мы с трудом переставляли ноги, будто к ним были привязаны тяжеленные гири.
Дотащили велики до воды, немного отмыли. Монтажками еле содрали глину. Около 2 км мы несли велы на себе, пока глина не сменилась песком.
Так и доехали. И опять в темноте в магазин.
Идея провести прощальную ночь с Байкалом на берегу в палатке- провалилась в силу нашей усталости. Мы с Настей ещё скатались к Шаманке помыть велосипеды, а я ещё и искупался.
Экскурсии по округе Шаманки у нас не было, решили провести её утром в день нашего с Настей отъезда в Иркутск. Витя с Максом остались ещё на одну ночь на Ольхоне.
Наслушавшись легенд о ск. Шаманке, мы не полезли на неё, а просто погуляли неподалёку и у её подножия. Необычайно красивое место.
Собрались, прибыли на место посадки в маршрутку. Загрузились. И она понесла нас вдоль берега острова к переправе на большую землю.
Долго прождав своей очереди на переправе, мы оказались в Иркутске в девятом часу вечера.
Остановились в лучшем хостеле Иркутска (THE BEST HOSTEL IRKUTSK).
В нём действительно всё было здорово.
Утром отправились на осмотр города, оставив вещи в хостеле.
Прокатились по центральным улицам, побывали на набережной реки Ангары. Купили сладостей в подарок домой на кондитерской фабрике "Ангара". Посмотрели памятники Колчаку и АлександруIII.
Вечером Настя проводила меня на поезд. Её самолёт был на следующее утро.
Так прошло наше путешествие, оставив массу впечатлений.
Сейчас и мы можем сказать: " Мы были на Байкале!"
И кто знает, может ещё туда вернёмся.