Прогулка по древней столице Набатейского царства

Амфитеатр Амфитеатр
У входа в сказку У входа в сказку
Фантазия ветра Фантазия ветра
Долгий путь по ущелью Сик Долгий путь по ущелью Сик
Дорога от Аккабы до Петры, вернее до городка Вади-Муса, длинна и однообразна, как песня кочевника. Выжженая солнцем каменистая равнина, желтовато -красные скалы, то приближающиеся к дороге, то отбегающие от нее почти до самого горизонта, сама дорога, тающая, расплывающаяся в недалеком мареве прогретого неистовым солнцем воздуха.
Но все это за стеклами автобуса, в прохладном «аквариуме» которого стюардесса(!) разносит колу, чай и кофе приготовляемые ею в крошечной,чуть шире ее хрупких плеч, кухоньке в «трюмной» части нашего ковчега, плывущего со скоростью в добрую сотню километров в час по невидимым волнам горя чего воздуха пустыни.
Петра – древняя столица Едома или Идумеи, затем столица Набатейского царства – когда-то процветала, ее жители, пользуясь уникальным положением в центре пересечения торговых путей, собирали пошлины с проходящих торговцев.
Эта земля видела Александра Македонского, пережила правление Рима, Византии, крестоносцев. Затем город был предан забвению и вплоть до 1812 года европейцы не знали о существовании этого уникального места. Тогда, рискуя своей жизнью, Иоханн Буркхардт, осмелившись на рискованный маскарад, открыл ее. Молодой исследователь выучил арабский язык, изучил Коран и взял арабское имя, нанял местного проводника, и попал в долину Вади Муса. То, что он увидел, пройдя 25 минут по извилистому ущелью, так поразило его (это был фасад искусно высеченного в скале здания Каснех-аль-Фарун), что он чуть было не выдал себя.
Теперь и мы идем дорогой Буркхардта. Высадившись из автобуса и отбившись от местных жителей, настойчиво предлагавших нам лошадей и осликов для сохранения наших драгоценных сил, спускаемся по каменистой пологой осыпи, которую с большим трудом можно назвать дорогой. Она приводит нас к узкому, в несколько метров шириной, ущелью Сик. Здесь всегда прохладно, но несколько мрачновато. Лишенные солнечной подсветки желто-красные скалы приобретают угрюмый, охряно-черный оттенок. Веками гуляющий ветер выдул, выветрил в мягкой породе причудливые гроты и ниши. По одной стороне, на высоте чуть выше человеческого роста, в вырубленном в стене карнизе следы древнего водопровода- желоба, по которому в город подавалась вода. Еще несколько сот метров,поворот, и каменный занавес скал раздвигается, являя нам первое из чудес Петры-здание Казны, Каснех-аль-Фарун. Здесь уже вовсю властвует солнце, его лучи играют на колоннах и портике здания всеми оттенками красного цвета- от нежно- розового до пурпурного. Как велик был зодчий, выбравший именно это место, на выходе из темного ущелья, для светлого и нарядного своего творения! Забегая вперед скажу, что в Петре, среди почти 4000 сохранившихся вырубленных в скалах сооружений-складов, гробниц, храмов, жилищ - есть немало прекрасных творений рук и талантов человеческих, но при слове «Петра» всегда возникает, вспышкой яркого света, розово-колонное здание в растворе темных скал!
Придя в себя от шока явления этого чуда, попив воды,сфотографировав и сфотографировавшись, в том числе и с воином- бедуином (еще один бесплатный аттракцион), двигаемся дальше. В свое время неприступность Петры стала ее спасением и сегодня Петра является одним из уникальных археологических памятников, находится под охраной ЮНЕСКО, привлекает десятки тысяч туристов. Удивительные высеченные из камня жилища сохранились практически нетронутыми. Их отшлифованные стены, как обоями, покрыты рисунками выходящих пород, создающих на стенах причудливые узоры из почти параллельных линий. То горизонтальные, то плавно или стремительно поднимающиеся к такому же разноцветному потолку, переходящие через угол на другую стену, чтобы по крутой параболе упасть до самого пола. Пещеры-гробницы, пещеры-хранилища,вырубленные в два человеческих роста со сводчатыми потолками. Здесь хранили оливковое масло, зерно и вино привезенное издалека, из-за границ окружающей каменной пустыни. Огромный амфитеатр на три тысячи мест, служивший набатеям для погребальных церемоний, использовался пришедшими сюда позже римлянами по более привычному нам назначению. Вымощенная римлянами улица и воздвигнутые ими колонны мирно соседствуют с византийской мозаикой. И все это на фоне величественных гор, испещренных сотами вырубленных в скалах построек.
В этом смешении еще одна уникальность Петры. Но лучше,как говориться, один раз увидеть, пусть недолго, всего один световой день, провести в этом царстве камня и света. Вдохнуть пахнущий горячим камнем и немного пылью воздух, ладонью ощутить прохладу, даже в полуденную жару, стен, чтобы навсегда заболеть этим волшебным, красочным и до сих пор загадочным местом.