Всякие бытовые подробности
Язык общения. Как нетрудно догадаться, в Португалии говорят на португальском языке. Письменный португальский немного напоминает испанский. Так что мы быстро начали понимать вывески, а однажды мне удалось перевести длинную мемориальную надпись. Однако на слух португальский совсем другой, поэтому устную речь я не понимала.
Тем не менее, решение бытовых проблем трудностей не вызывает. В местах, где бывают туристы (больших магазинах, гостиницах и т.д.), люди, как правило, говорят по-английски. В местах, куда иностранные туристы заезжают редко (например, маленьких придорожных кафе), удается объясниться на смеси испанских и английских слов. Или просто показать пальцем.
Погода. В конце апреля - начале мая в Португалии уже пахнет летом. Нам с погодой повезло: было тепло, временами даже жарко; сильный дождь был один раз. Большую часть пути проехали под синим небом, разрисованным облаками. Теплые вещи не пригодились. Хотя тут, конечно, как повезет…
Дороги. Рельеф в Португалии сильно зависит от места, в котором находишься. В некоторые дни мы ехали по практически ровной плоскости, в другие – прыгали с горки на горку. Маршрут изначально прокладывался так, чтобы миновать высокие горы, но несколько сот метров набора – это обычная ситуация.
Большую часть пути мы проехали по шоссе. Специальные велосипедные дорожки нам почти не попадались. Однако, как в большинстве европейских стран, водители вели себя вежливо и аккуратно. Исключение – это Лиссабон, где поток машин довольно сильный, поэтому дорогу нам никто не уступал.
Что касается качества дорог, то это как повезет. На крупных дорогах покрытие хорошее, однако стоит свернуть в сторону, и начинаешь подпрыгивать на кочках. Конечно, здесь тоже возможны варианты: когда-то подскакиваешь выше, когда-то пониже. Однако разгоняться не стоит.
Качество дорог компенсирует их оформление. Во-первых, это знаки. Иногда разглядывание дорожных знаков или информационных плакатов доставляло мне искреннее удовольствие. Чего только стоит человек, пытающийся покончить жизнь самоубийством, прыгнув с набережной! А велосипед с машиной, столкнувшиеся на люке?
В-вторых, это разнообразные картинки, вывески и фигуры, расположенные вдоль дороги. В одном из моих любимых детективных сериалов главная героиня задавала риторический вопрос: «Кому придет в голову вышить сиденье для унитаза?». Местные художники пошли гораздо дальше и превратили в произведение искусства загородку для мусорных баков.
Стоянки. В Португалии можно «стоять» по-разному. Иногда мы становились на ночевки в «диких» местах: на пляже, в прибрежном лесу. В этом случае лучше заранее купить воду, поскольку не месте ее может не быть. В такой стоянке есть свои «плюсы» и «минусы». К «плюсам» можно отнести свободу выбора (где понравилось, там и встал) и бесплатность. К «минусам» относятся отсутствие электричества и непредсказуемость соседей. Если повезло, то провел ночь в тишине, наблюдая за звездами. Если нет, то всю ночь рядом с тобой будет кто-то кричать и петь песни. Мы так один раз попались, и больше что-то не хочется.
Иногда мы останавливались в кемпингах. Кемпингов на побережье много. Как правило, в них стоят люди с автодомами. Однако чаще всего в них есть место и для палаток. В такой стоянке тоже есть свои достоинства и недостатки. Достоинства это, конечно, электричество и возможность помыться. Недостатки – многолюдность и платность. Несмотря на то, что высокий сезон еще не наступил, свободных мест было мало. Кроме того, на карте кемпингом может быть названо место, не приспособленное для палаток (заасфальтированная площадка или кемпинг, куда пускают только автодома). Это может стать неприятной неожиданностью.
Кроме того, есть гостиницы. Мы пользовались ими, когда не могли найти места для стоянки, и в Лиссабоне, чтобы сделать покупки и осмотреть город. Правда гостиницы в Португалии недешевые. Кроме того, в Лиссабоне они часто расположены в больших старых домах, куда велосипед надо затаскивать по узкой крутой лестнице.