Португалия / Велотуризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм
 

Свежий ветер с моря: велосипедный поход по югу Португалии

25 апреля - 11 июня 2018 г.
В этих местах нет всемирно известных замков, заповедников с экзотическими животными и древних руин. Там не выстраиваются очереди из экскурсионных автобусов. Там яркие сувенирные магазины смешались с облупившимися домами, новые мосты с проселочными дорогами. Может быть, дело как раз в этом: свежий воздух, синее море и полное отсутствие «понта». Майские праздники в Португалии.
Нитка маршрута
Лиссабон - Ситубал - Синиш - Лагуш - Фару - Тавира - Лиссабон
 

Введение

Чистое небо. Звезды. Свежий воздух. Запах летней ночи. Пустое шоссе: вверх-вверх-вверх, потом вниз-вниз-вниз. Конец апреля в Португалии. Мы едем из аэропорта. Самолет прилетел незадолго до полуночи. Не помню, как приземлялись, как проходили таможню, как собирали велосипеды.

Воспоминания начинаются с того, как мы едем по абсолютно пустому шоссе в Лиссабон. В город въехали быстро и незаметно. Странное ощущение: дома есть, дорога есть, машины стоят, а людей нет, и окна темные. Город спит. Хотя время еще «детское», всего-то полтретьего ночи.

Наша гостиница расположена в старом доме недалеко от центра города. В Лиссабоне так часто бывает. Крутая лестница, по которой надо ухитриться затащить велосипед. Маленькая комната, куда помещается только шкаф и кровать. Старые рамы со слегка облупившейся краской. Открываем окно. В комнате становится свежо.

Неожиданно тишину нарушает странный механический звук. Под нашими окнами грузовик чистит мусорные баки. Зрелище завораживает. Мусорный бак находится под землей. Над асфальтом торчит только небольшая часть. Грузовик вытаскивает один огромный контейнер и заменяет его другим.

Вот так начинается наш майский поход: три часа ночи, свежий воздух, черное небо, звезды, тарахтящий грузовик и две головы, торчащие из окна. Постепенно перелет дает о себе знать: мы засыпаем и просыпаемся за 40 минут до расчетного часа в гостинице.


Всякие бытовые подробности

Язык общения. Как нетрудно догадаться, в Португалии говорят на португальском языке. Письменный португальский немного напоминает испанский. Так что мы быстро начали понимать вывески, а однажды мне удалось перевести длинную мемориальную надпись. Однако на слух португальский совсем другой, поэтому устную речь я не понимала.

Тем не менее, решение бытовых проблем трудностей не вызывает. В местах, где бывают туристы  (больших магазинах, гостиницах и т.д.), люди, как правило, говорят по-английски. В местах, куда иностранные туристы заезжают редко (например, маленьких придорожных кафе), удается объясниться на смеси испанских и английских слов. Или просто показать пальцем.

Погода. В конце апреля - начале мая в Португалии уже пахнет летом. Нам с погодой повезло: было тепло, временами даже жарко; сильный дождь был один раз. Большую часть пути проехали под синим небом, разрисованным облаками. Теплые вещи не пригодились. Хотя тут, конечно, как повезет… 

Дороги. Рельеф в Португалии сильно зависит от места, в котором находишься. В некоторые дни мы ехали по практически ровной плоскости, в другие – прыгали с горки на горку. Маршрут изначально прокладывался так, чтобы миновать высокие горы, но несколько сот метров набора – это обычная ситуация.

Большую часть пути мы проехали по шоссе. Специальные велосипедные дорожки нам почти не попадались. Однако, как в большинстве европейских стран, водители вели себя вежливо и аккуратно. Исключение – это Лиссабон, где поток машин довольно сильный, поэтому дорогу нам никто не уступал.

Что касается качества дорог, то это как повезет. На крупных дорогах покрытие хорошее, однако стоит свернуть в сторону, и начинаешь подпрыгивать на кочках. Конечно, здесь тоже возможны варианты: когда-то подскакиваешь выше, когда-то пониже. Однако разгоняться не стоит.

Качество дорог компенсирует их оформление. Во-первых, это знаки. Иногда разглядывание дорожных знаков или информационных плакатов доставляло мне искреннее удовольствие. Чего только стоит человек, пытающийся покончить жизнь самоубийством, прыгнув с набережной! А велосипед с машиной, столкнувшиеся на люке?

Знаки2Знаки3Знаки6
Знаки1Знаки4Знаки5
Знаки7175.Дорога177.Дорога

В-вторых, это разнообразные картинки, вывески и фигуры, расположенные вдоль дороги. В одном из моих любимых детективных сериалов главная героиня задавала риторический вопрос: «Кому придет в голову вышить сиденье для унитаза?». Местные художники пошли гораздо дальше и превратили в произведение искусства загородку для мусорных баков.

57.Дорога58.Дорога138.Дорога
156.Дорога157.Дорога158.Дорога159.Дорога
176.Дорога169.Дорога170.Дорога

Стоянки. В Португалии можно «стоять» по-разному. Иногда мы становились на ночевки в «диких» местах: на пляже, в прибрежном лесу. В этом случае лучше заранее купить воду, поскольку не месте ее может не быть. В такой стоянке есть свои «плюсы» и «минусы». К «плюсам» можно отнести свободу выбора (где понравилось, там и встал) и бесплатность. К «минусам» относятся отсутствие электричества и непредсказуемость соседей. Если повезло, то провел ночь в тишине, наблюдая за звездами. Если нет, то всю ночь рядом с тобой будет кто-то кричать и петь песни. Мы так один раз попались, и больше что-то не хочется.

Иногда мы останавливались в кемпингах. Кемпингов на побережье много. Как правило, в них стоят люди с автодомами. Однако чаще всего в них есть место и для палаток. В такой стоянке тоже есть свои достоинства и недостатки. Достоинства это, конечно, электричество и возможность помыться. Недостатки – многолюдность и платность. Несмотря на то, что высокий сезон еще не наступил, свободных мест было мало. Кроме того, на карте кемпингом может быть названо  место, не приспособленное для палаток (заасфальтированная площадка или кемпинг, куда пускают только автодома). Это может стать неприятной неожиданностью.

84.Дорога106.Дорога107.Дорога
174.Дорога172.Дорога173.Дорога

Кроме того, есть гостиницы. Мы пользовались ими, когда не могли найти места для стоянки, и в Лиссабоне, чтобы сделать покупки и осмотреть город. Правда гостиницы в Португалии недешевые. Кроме того, в Лиссабоне они часто расположены в больших старых домах, куда велосипед надо затаскивать по узкой крутой лестнице.


Маршрут

Поход по Португалии был довольно необычен. Как правило, Сережка строит маршрут, мы пользуемся им первую пару дней, а потом едем, как попало. Дошло до того, что мы стали ездить без определенного маршрута, лишь с общими планами съездить туда и туда, посмотреть, что получится. Однако в этот раз построенный маршрут (точнее, один из его вариантов) был-таки реализован.

Лиссабон-Ситубал. Все началось с парома. Лиссабон стоит на берегу реки. Поэтому в Лиссабоне паромы – привычный вид транспорта, с помощью которого можно доехать до населенных пунктов на другом берегу. Конечно, есть автомобильный мост. Он большой и высокий, с него открывается прекрасный вид на город. Однако с велосипедами туда не пускают. Так что первое, с чем мы познакомились, был речной паром.

Первые дни мы ехали вдоль моря. Много воды и свежий ветер. Цветы, скалы и практически пустые пляжи. Километры чистого желтого песка.

1.Дорога2.Дорога4.Дорога
6.Дорога9.Дорога7.Дорога
8.Дорога5.Дорога10.Дорога

Время от времени попадались небольшие поселки. Одно-двух этажные каменные дома, небольшие ресторанчики с открытыми террасами. Светлые стены и красные крыши хорошо смотрятся в заходящем солнце.

11.Дорога13.Дорога12.Дорога
15.ДорогаЛось114.Дорога

На третий день пути мы впервые почувствовали прелести португальского рельефа. Дорога пошла вверх, вверх и вверх. Низкая трава сменилась лесом, морское побережье – лесными озерами.

16.Дорога17.ДорогаЛось3

Еще усилие, и мы набрали высоту. Там наверху тоже есть города, и довольно большие. Помню, я подумала, как неудобно, когда твой город расположен на нескольких горках: ходишь то резко вверх, то резко вниз. Это мы еще не погуляли по Лиссабону… Запомнилась небольшая ферма, издали чем-то похожая на крепость.

19.Дорога18.Дорога20.Дорога
23.Дорога21.Дорога22.Дорога

Дальше снова пляжи и поселки, но теперь уже вид сверху. Асфальтовая дорога с укрепленными обочинами, но теперь вниз-вниз-вниз. Живописные булыжники, крытый автомобильный тоннель, почти сливающийся с прибрежными скалами, порт и наконец небольшая река – место «дикой» ночевки.

24.Дорога25.Дорога28.Дорога
30.Дорога27.Дорога26.Дорога
33.Дорога31.Дорога32.Дорога

Людное место, предназначенное для шашлыков с водой и общественным туалетом. Мы нашли место для стоянки немного в стороне от мангалов – скрытую деревьями полянку недалеко от берега. Именно здесь мы провели неспокойную ночь в окружении кричащих людей. Просто не повезло: были выходные, и местные решили выехать за город.

Ситубал был первым относительно большим приморским городом, в который мы попали. «Относительно большой» означает, что в центре города на улицах встречались машины, а в магазине была очередь в кассу. В остальном это «атмосферный» город с невысокими разноцветными домами, запахом большой воды и десятками яхт.

35.Лагос34.Лагос37.Лагос
39.Лагос38.Лагос40.Лагос

Мы проехали по набережной, покаталась  по торговой площади, миновали пустые задворки складов и выехали к морскому вокзалу. Полчаса провели в павильоне со стеклянными стенами, наелись мороженого и вот он – наш паром. Кстати, паромы здесь ходят часто, а их расписание можно узнать в Интернете.

Маршрут

Ситубал-Синиш. После этого наша дорога сильно изменилась. До этого мы большую часть ехали по живописному побережью. Теперь мы ехали по не менее живописным поселкам. По местам, где в огородах пластиковые бутылки отпугивают птиц, а поля «разрезаны» на местные «шесть соток».

43.Дорога42.Дорога
46.Дорога45.Дорога44.Дорога

Потом пошли поля и песчаные дюны. Особенно запомнилось место, где земля была покрыта красной травой. Оказалось, что белые прямоугольные дома на красном лугу – это здания монастыря. А со стороны и не скажешь.

47.Дорога48.Дорога50.Дорога
49.Дорога59.Дорога61.Дорога
Следующая ночь была одной из  немногих, проведенных в гостинице. Прогноз погоды предсказывал дождь. Предсказание сбылось на 200%. Мы едва успели доехать до поселка, где была расположена гостиница, как начался ливень. Он стучал по окну с такой силой, что мешал разговаривать. 
 
Гостиница «Два петуха» оказалась очень приятной. Дружелюбный хозяин, который свободно говорил по-английски, хотел сделать нам приятное. На двери нашей комнаты висела табличка, где Сережкина фамилия была написана кириллицей. Почти правильно!
52.Дорога51.Дорога53.Дорога
56.Дорога55.Дорога54.Дорога

Еще немного, и мы в Синише – втором относительно большом приморском городе на нашем пути. На фотографиях в Интернете он яркий и блестящий. На меня он произвел совсем другое – удивительное – впечатление. Узкие улицы, невысокие разноцветные дома. Аккуратные покрашенные строения чередуются с полуразвалившимися зданиями на высоком берегу. Много недостроенных домов или домов без хозяев. Как будто город начал расцветать, но вдруг все остановилось. Мы пробыли в нем часа три, но, тем не менее, он до сих пор вызывает у меня самые теплые воспоминания.

63.Синиш62.Синиш64.Синиш
65.Синиш66.Синиш67.Синиш
68.Синиш69.Синиш

Маршрут

Синиш-Лагуш. Этот отрезок пути был самым простым. Мы почти все время ехали по побережью. Медленно, расслабленно, останавливаясь на каждом углу, чтобы что-нибудь посмотреть или просто посидеть. Пляжи, скалы, скалы, пляжи. Иногда попадалась крепость или маяк. Для желающих позаниматься спортом в самых неожиданных местах встречались тренажеры.

70.Дорога71.Дорога73.Дорога
83.Дорога79.Дорога74.Дорога
90.Дорога87.Дорога89.Дорога
99.Дорога98.Дорога97.Дорога
100.ДорогаЛось4105.Дорога

Когда мы отъезжали от моря, то попадали в деревни. Со стороны они были очень похожи на российские: поля, лошади, коровы. Однако гораздо чище, дома каменные, и теплиц больше. А однажды мы даже встретили мини-зоопарк – поляну, по которой одновременно гуляли устрашающего вида быки и страусы.

Лось588.Дорога77.Дорога
93.Дорога95.Дорога92.Дорога
103.Дорога102.Дорога104.Дорога
110.Дорога108.Дорога109.Дорога

Примечательное место - городок Одесейше. Подножие поселка почти на уровне моря, макушка – почти в сотне метров над ним. Пока мы медленно карабкались по узким неровным улицам наверх, я успела пощелкать фотоаппаратом. Поселок необычный и по-своему красивый. Лично мне очень понравилось.

112.Одесейше111.Одесейше113.Одесейше
114.Одесейше116.Одесейше115.Одесейше
117.Одесейше118.Одесейше119.Одесейше
121.Одесейше126.Одесейше120.Одесейше
123.Одесейше124.Одесейше125.Одесейше

На некотором расстоянии от него - городок Алжезур. Запомнился очередным резким подъемом вверх. Ближе к вечеру, когда было пора подумать о стоянке, мы поняли, что нам опять предстоит сотня метров набора. Именно на этом подъеме я сдалась. Не то чтобы упала, но шла так медленно, что Сережка успел завести на гору свой велосипед, подождал, вернулся и забрал мой. А я поплелась дальше в обнимку с фотоаппаратом, как будто так и надо. Все страдания окупил вид на город, который открывался с самого верха – с крепости на горе.

127.Альзижур128.Альзижур129.Альзижур
132.Альзижур131.Альзижур135.Альзижур
136.Альзижур139.Дорога134.Альзижур
 К вечеру следующего дня мы вернулись к морю. Небольшой городок (светлые стены, красные крыши),  выезд на мыс (разноцветные поля, грунтовая дорога) и ночевка на крутых прибрежных скалах. Тот случай, когда море рядом, да не дотянешься. Зато скалы потрясающие: уныло-серые, когда небо затянуто тучами, ярко-оранжевые под закатным солнцем. В этом месте мы были одни. 
143.Дорога141.Дорога142.Дорога
145.Дорога147.Дорога
150.Дорога149.Дорога148.Дорога

Утром выяснилась любопытная вещь. Во-первых, внизу есть пляж, куда приезжает куча народа, чтобы позаниматься серфингом. Семейные пары и молодежные компании, одетые в неброские шорты-майки и ярко раскрашенные какой-то краской, с детьми и без таковых. К пляжу ведет незаметная со стороны лестница.

Во-вторых, неподалеку есть крепость. Зачем мы туда заехали? Потому что «все едут»: вокруг большая стоянка, наполовину занятая машинами. Конечно, крепость имеет историю. Конечно, эта история записана на табличках. Мне запомнились скорее не здания, а сама атмосфера – насквозь продуваемый ветрами мыс, остатки оборонительных сооружений, пушки. Я представила, как здесь зимой, и поежилась. Тем интереснее было увидеть цветы – яркие пятна на сухой земле. 

153.Дорога151.Дорога152.Дорога
155.Дорога154.Дорога

Потом был Лагуш. Явно курортный город, сильно отличающийся от городов, которые мы встречали раньше. Мы проскочили его за несколько часов. Я пыталась фотографировать, но почти ничего не получилось. Каждый раз в кадре людей оказывалось больше, чем чего-либо другого. Набережная была заставлена палатками, где продавали обычную мелочевку: от кошельков до сумок и пляжных полотенец. Осталось лишь несколько кадров старых домов и разных украшений. А еще я притащила оттуда кучу необычных магнитов: плоские ярко раскрашенные керамические фигурки разных живых существ. Правда не все выдержали дальнейший велосипедный поход, некоторые пришлось подклеивать.

161.Лагос163.Лагос166.Лагос167.Лагос

Маршрут

Фару и окрестности. Следующим крупным городом на нашем пути стал Фару. Это город меня изумил еще больше, чем предыдущие. В центре  - «вчера»: старый город с собором, семинарией, узкими улицами и крепостной стеной.

 182.Фаро183.Фаро184.Фаро
185.Фаро186.Фаро187.Фаро
188.Фаро191.Фаро190.Фаро
192.Фаро189.Фаро193.Фаро197.Фаро
194.Фаро195.Фаро196.Фаро
198.Фаро199.Фаро201.Фаро
205.Фаро206.Фаро202.Фаро

На окраине - «сегодня»: разрисованные стены и раскрашенные машины. И одно как-то плавно переходит в другое.

180.Фаро179.Фаро181.Фаро
207.Фаро209.Фаро210.Фаро

Маршрут

Тавира и окрестности. Последний относительно крупный город, в котором мы провели много времени – это Тавира. Город, где на фоне старинных зданий идет современная жизнь.

В центре дома, растущие из крепостных стен; здание военной части, назначение которого я бы сама никогда не угадала, красно-коричневые крыши, массовые занятия капоэйрой на свежем воздухе.

229.Тавира228.Тавира
230.Тавира232.Тавира231.Тавира
234.Тавира233.Тавира235.Тавира
236.Тавира237.Тавира238.Тавира
239.Тавира241.Тавира240.Тавира

На окраине памятник солдатам, не вернувшимся с войны. Без военной техники, громких слов и траурной музыки. Просто парень в военной форме и девушка, которых разделяет дорога. А прямо за девушкой смешные разноцветные «плюшки» - признаки сегодняшней мирной жизни.

242.Тавира244.Тавира243.Тавира

На окраине – небольшая пристань, откуда на соседний остров ходит маленький корабль. Люди ездят на нем на пляж. Вроде бы там даже есть кемпинг. Но с велосипедами на корабль не берут. Чтобы добраться до пристани, надо проехать по пустой дороге, окруженной то ли высохшими озерами, то ли залитой землей. В любом случае вид необычный.

245.Тавира246.Тавира247.Тавира
249.Тавира248.Тавира

Однако Тавира примечательна еще и своими окрестностями. С одной стороны от нее расположен заповедник. С виду напоминает болота. Через них можно проехать на небольшом паровозе или пройти пешком по специальной дорожке. С велосипедами туда тоже не берут. Путь приводит на пляж с веселыми зданиями и аккуратным газоном. Самое примечательное на этом пляже – это кладбище старых якорей.

211.Заповедник212.Заповедник213.Заповедник
215.Заповедник214.Заповедник216.Заповедник
217.Заповедник219.Заповедник220.Заповедник

С другой стороны от Тавиры находится водопад. Мы его долго искали. Хорошая дорога, по которой можно было ехать на велосипеде, кончилась и началась корявая тропинка. В ее начале висело объявление, что дорога опасна и лучше бы по ней не ходить. Однако туристы упорно шли по неровной дорожке, чтобы посмотреть на небольшое голубое озеро в лесу. Интересно, что когда мы до него дошли, в нем какой-то человек стирал свою одежду.

222.Заповедник224.Заповедник223.Заповедник

На обратном пути встретили старую систему подачи воды на поля.

225.Заповедник226.Заповедник227.Заповедник

Маршрут

От Тавиры до границы. Оставшуюся часть маршрута мы проделали по шоссе. Остановились в кемпинге в нескольких километрах от границы с Испанией. Единственное, что я отчетливо помню об этой дороге – висящие на столбах связки апельсинов. Вообще-то апельсины продавали везде. Однако особо изобретательные продавцы крепили сетки с апельсинами прямо к столбам. Видимо, чтобы покупатели точно не проехали мимо. Мы оценили и не проехали.

Граница с Испанией в этом месте проходит по воде. Люди и машины переезжают ее на пароме. Однако нам нужен был не паром, а обычный рейсовый автобус, который довезет нас до Лиссабона. Автобус нашелся, билеты были куплены и мы поехали за продуктами.

Людей мы встретили немного. В прошлом портовый приграничный город, расположенный далеко от пляжей, теперь видимо потерял свое значение. Самое сильное впечатление произвела набережная со старыми домами и фигурками насекомых. Только жалко, что фигурки эти стояли на газонах, и лазить по ним было как-то неудобно.

253.Граница251.Граница252.Граница
256.Граница

Лиссабон. Несколько часов спустя мы были в Лиссабоне. Посмотрели на город с высоты автомобильного моста, поковырялись с велосипедами на шумном многолюдном автовокзале и отправились в гостиницу. Как о любом большом городе, о Лиссабоне можно найти кучу информации в Интернете. Я напишу только то, что запомнилось.

273.Лиссабон275.Лиссабон274.Лиссабон
276.Лиссабон277.Лиссабон
280.Лиссабон279.Лиссабон278.Лиссабон

Лиссабон – это город, расположенный на холмах. На первый взгляд, в этом нет ничего необычного. Ну подумаешь, сколько еще таких городов. Однако весь фокус в перепадах высот. В какой-то момент мы решили уйти с широкой дороги на узкие улицы. Вот тут все и началось. Мы прыгали вверх-вниз. Сначала по извилистой крутой улице затаскиваешь велосипед наверх, а потом по не менее извилистой и крутой улице несешься вниз. И так много раз. Ходить по этому городу пешком может только человек в хорошей физической форме.

В Лиссабоне попадаются красивые настенные рисунки и скульптуры. Описать это трудно. Это надо видеть.

263.Лиссабон259.Лиссабон257.Лиссабон
264.Лиссабон262.Лиссабон260.Лиссабон
266.Лиссабон265.Лиссабон267.Лиссабон261.Лиссабон

Лиссабон трудно назвать мировой столицей музеев. Выбор небогатый. Однако мы нашли один из самых необычных музеев, которые встречались нам в поездках: музей кукол. Не игрушек для детей, а настоящих театральных кукол со всего света. Конечно, я подозревала, что кукольные театры есть в разных странах мира, но никогда не задумывалась, насколько разными могут быть куклы-артисты. На фотографиях лишь некоторые (и не самые яркие) примеры этой потрясающей коллекции! Странно, что мы были единственными посетителями музея. Тут ведь такое…

269.Лиссабон270.Лиссабон268.Лиссабон
272.Лиссабон271.Лиссабон

А еще в Лиссабоне есть крепость. Вот в ней народа хоть отбавляй. Правда мы попали в праздничные дни. Эскалатор, который возит людей снизу (из центра города) вверх (в крепость), был разобран. Мы стали подниматься по боковым улицам, и оказались в тупике. Пришлось немного съехать и найти другой путь. В крепости все как положено: стены, пушки, раскопки древних цивилизаций, флаги на башнях и очередь в кассу.

281.Лиссабон282.Лиссабон283.Лиссабон
284.Лиссабон286.Лиссабон285.Лиссабон
287.Лиссабон288.Лиссабон289.Лиссабон
290.Лиссабон291.Лиссабон293.Лиссабон292.Лиссабон
295.Лиссабон294.Лиссабон298.Лиссабон
297.Лиссабон296.Лиссабон

Побывав в крепости, мы пошли искать книжные магазины. Я надеялась найти там книги на разных языках. Книги оказались в основном на португальском. Зато в маленьком специализированном магазине был найден учебник по португальской грамматике на английском языке, а в большом книжном магазине, расположенном в самом центре, два исторических детектива. Вот теперь они стоят на полке и ждут, пока я выучу португальский настолько, что смогу их прочитать.

P.S. Я перечитала свой отчет и подумала, что не написала главного: Португалия меня «зацепила». Там, где мы ездили, нет всемирно известных замков, заповедников с экзотическими животными и древних руин. Там не выстраиваются очереди из экскурсионных автобусов. Там яркие сувенирные магазины смешались с облупившимися домами, новые мосты с проселочными дорогами. Может быть, дело как раз в этом: свежий воздух, синее море и полное отсутствие «понта». Для своих, но гостей тоже примут.



Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Португалия
еще маршруты
О Маршруте
Опубликовала Олеся Гулевич