ПРОВОДКА. Проводка катамарана против течения – это, на самом деле, несколько разных техник. Обычно один человек идёт по берегу и тянет верёвку, а один сидит на корме катамарана и отгребает от берега, поддерживая угол против течения и обходя камни. Когда встречное течение усиливается, на судне никого не остаётся, а все члены команды тянут верёвку и отталкивают катамаран от берега, если его прижимает. Когда он садится на камни, вообще приходится идти по воде и проталкивать его, а иногда – поднимать и переставлять через совсем уж мелкие места. Когда берег становится совсем непроходимым из-за тальника или болот, приходится переплывать поперёк течения и продолжать те же действия на другом берегу. Так что не стоит ожидать, что проводка против течения по такой реке, как Большая Уса, превратится в увеселительную прогулку!
КОМИ-ЗЫРЯНЕ. Они же – коми-ижемцы. Это – ветвь племени Коми, начавшая переселяться за Урал ещё во времена средневековья. Сейчас все встреченные нами в 2-х путешествиях оленеводы-коми называют местом своего постоянного проживания Салехард. В чумах у них – обязательно православные иконы. А молодые парни носят старинные русские имена: Афоня, Прокопий. Приметы нового времени – квадроциклы, генераторы, спутниковая «тарелка», газовая плита. Но это – только у больших оленеводческих бригад. Маленькие кочуют по-старинке: с керосиновой лампой и дымным костром в чуме.
ВЕТЕР. Дует он на Полярном Урале почти постоянно. В средних широтах такой ветер считался бы почти ураганным. А здесь со временем почти перестаёшь его замечать. Но своё недоброе дело он продолжает делать, высасывая ииз тела тепло. И поневоле вспоминаются рассказы Роберта Шекли и Рэя Брэдбери о ветре – живом существе.
ВОЛОК. Не всегда это означает, что груз и судно нужно буквально волочь по земле. Волок – это любой способ переправы из реки в реку по суше. В нашем случае приходится нести всё на плечах. А поскольку предметов для переноски у нас больше, чем людей, приходится проходить весь путь трижды. А путь этот – большей частью почти по колено в бесконечном болоте долины ручья Изья-Шор. 2 дня, пока мы носим груз, почти непрерывно идёт дождь. Вода сверху, вода снизу. Такой вот он – волок с Изья-Шора на Хадыту!
ХАРИУС. Чем отличается сибирский хариус от европейского, мы так и не поняли. Но зато поняли, что ловля его сродни сбору белых грибов: либо хариус есть, либо его нет. И в таком случае бесполезно даже пытаться его ловить. Мясо свежепосоленного хариуса не похоже ни на какое другое: «мармеладной» консистенции и совсем без рыбного запаха. Да и сама ловля этой очень сильной и красивой рыбы – непередаваемое удовольствие.
ГЛЯЦИОЛОГИ. Я не знаю точно, в какие годы институт гляциологии Академии наук организовал научную станцию на озере Большое Хадата. Именем института гляциологии назван впадающий в озеро ручей и горное плато под вершиной Харнаурды-Кеу. Когда мы поднимаемся на это покрытое снегом плато, находим ржавую ручную лебёдку и телефонный провод, ведущий неведомо куда. Сама заброшенная база производит удручающее впечатление: 3 разрушающихся дома, остов гусеничного вездехода, масса деревянного и железного мусора. И потому, несмотря на прекрасное место, возле самой базы мы не ночуем, а спускаемся ниже к озеру, в низкорослый лесок.
ОАЗИС. Берега реки Щучьей – это без преувеличения оазис в ямальской тундре. На них растёт лес из лиственницы и настоящей берёзы. На лесных полянках я нахожу красную смородину и прибитый морозом шиповник. Параллельный Щучьей приток Оби – река Лонгатьеган – таким лесом похвастаться не может. Наверное, именно поэтому в выходные дни возле моста через Щучью неожиданно много машин и рыбаков из Салехарда. Чтобы покидать удочку с моста, они не ленятся переправиться на пароме через Обь и проехать 120 километров по дороге, заслуживающей отдельного рассказа о ней.
ЯМАЛЬСКИЙ АВТОСТОП. Для этой дороги придумано оправдывающее её состояние название: «Притрассовая временная автодорога». В самом начале её, на станции Обская, придорожный щит уведомляет, что и сама дорога, и мосты на ней находятся в аварийном состоянии. А уж дальше каждый водитель волен решать: ехать по ней или не ехать. Эти 110 километров полноприводные «Уралы» едут 6 часов, преодолевая реки вброд. Через каждые 30 километров стоят вышки связи, где теплится какая-то жизнь и где водитель может получить помощь в аварийной ситуации. Но зато – вдоль всей трассы тянется новенькая железная дорога, и на ней стоят ярко-синие разъезды, построенные по типовому проекту. Рука Газпрома протянулась через всю тундру!
Фотофильм:
https://drive.google.com/file/d/0ByCXctnHTeL1TDNZMnN6OGlvcG8/edit?usp=sharing
Во вложенных файлах: "Фотосъёмка в сложных погодных условиях"