При выборе маршрута первого этапа, я руководствовался, прежде всего, страхом – у меня не было опыта подобных путешествий, тем более в одиночку. Поморский берег, удовлетворял меня по нескольким позициям. Прежде всего, возможностью сойти с дистанции, фактически, в любой точке маршрута и хорошим покрытием зоны мобильной связи.
17 марта я прибыл в Архангельск. Еще перед отъездом я решил, что мне обязательно надо посетить музей деревянного зодчества в Малых Карелах, что я и сделал:
![](http://s019.radikal.ru/i617/1204/84/d4d8375cd907.jpg)
На следующий день, загрузившись в микроавтобус маршрутного такси, я отправился к месту старта в город Онега. Немного не доезжая деревни Покровская, дорога шла вдоль берега Белого моря, и я не отводил глаз, рассматривая эту серо-белую и бугристую от торосов поверхность. В душе появилось волнение, это не было боязнью, а скорее уважением к этому краю и я поймал себя на мысли, что шепчу – Здравствуй, батюшка Беломоре (не знаю почему, но именно с батюшкой у меня ассоциируется это северное море), будь ко мне ласково и позволь осуществить задуманное.
В Онегу приехали в 15:30. Меня, по моей просьбе довезли до ледовой переправы через р. Онега. Погода менялась, чуть ли не ежеминутно, то мело так, что видимость стремилась к нулю, то появлялось синее небо. Переобувшись и запечатлев себя на старте, я отправился по льду реки в сторону Белого моря. Погода стабилизировалась, ветер утих. Было облачно, только на горизонте над морем было чистое небо.
![](http://s51.radikal.ru/i131/1204/23/66f7f5c4c14b.jpg)
Планируя данное мероприятие и изучая материалы, я сделал ставки на избы, которых по побережью изрядное количество. Но учитывая то, что я использовал Генштабовские карты, выпущенные в те времена, когда я больше думал о материнской титьке, чем о прогулках по Белому морю, и изб, указанных на них, могло и не оказаться взял с собой палатку. Оказалось не зря.
![](http://s019.radikal.ru/i618/1203/75/fdc9b41d1442.jpg)
Изба на мысе Пильский, возле устья р. Онега (первая ночевка)
![](http://s019.radikal.ru/i630/1203/02/bcc5f7b4460f.jpg)
Изба из кунга на мысе Важеннаволок (третья ночевка)
![](http://s019.radikal.ru/i621/1203/30/eacdfd4a67f2.jpg)
Седьмая ночевка на острове Еместров (напротив пос. Колежма)
Одиннадцатая ночевка в северной части пролива Шуйская Салма
Первые избы в которых останавливался, это еще в Архангельской обл. были маленькими с низкими потолками и передвигаться по ним приходилось наклонив голову, а так хотелось, после рюкзака, выпрямиться во весь, хоть не богатырский, но свой рост. Зато в Карелии они стали просторными, рассчитанными на человек пять — шесть, и самое главное с нормальными потолками.
Из местных достопримечательностей. Это Ворзогоры, с двумя симпатичными деревянными церквушками:
![](http://s019.radikal.ru/i604/1204/a9/8e1949fcfcad.jpg)
Другой достопримечательностью был мыс Вардия. Еще перед отъездом, на просторах Инета наткнулся на интересный сайт.
Мыс Вардегородский, или его современное название мыс Вардия, — отправная точка Осударевой дороги. Именно здесь 16 августа 1702 года началась высадка двенадцатитысячного войска Петрова для осуществления беспримерного в истории человечества военного похода по «болотам и мхам» по «новопостроенной першпективе от Нюхчи к Повенцу». Факт самой экспедиции подтверждается историческими документами. Но до сих пор на карту не перенесено точное прохождение маршрута трассы. Известно лишь ее начало, несколько промежуточных точек и ее конец.
Высадке десанта предшествовала постройка в июле 1702 года на мысе Вардегородский «специальную пристань, способную принять „новоманерные“ суда». Два фрегата «Святой дух» и «Курьер», построенные в начале лета на северодвинской судоверфи Вавчуга имели размеры 20 метров в длину и 5 метров в ширину, при 2.5 метров высоты. Это были очень большие корабли — для примера у современных автопоездов почти идентичные размеры. И вот здесь начинается главная загадка Осударевой дороги. Был или нет, осуществлен волок этих фрегатов? По народным преданиям и легендам, а также по отрывкам из архивных документов вроде как следует, что, несомненно, был. Однако есть несколько фактов, которые опровергают это.
Вот несколько таких фактов. На этом участке Поморского берега с 16 века существовало Соловецкое Нюхоцкое усолье — солеварный промысел из морской воды. Обычно в таких пунктах строились амбары, колодцы, жилые избы и солеварницы. Пристаней в обычном понятии этого слова у поморов как не существовало, так и не существует до сих пор. Лодки вытаскиваются на берег при помощи цепи и ворота на берегу. Технология очень простая — во время прилива лодка подходит как можно ближе к берегу, с отливом она садится на мель и ее вытаскивают на берег воротом.
Теоретически для более тяжелых судов на дно укладывается гать из бревен, смазанных медвежьим жиром. Как это работает на практике, и работает ли вообще, никто не проверял. Тем более в документах значится именно «пристань». Так может быть пристань была построена именно обычная, и построена не для подъема судна, а для облегчения погрузки/выгрузки войска, пушек и обоза?! Это первая загадка.
Вторая и самая главная — как можно было за восемь дней преодолеть путь в 260 километров, таща за собой два фрегата не по ровному асфальту, а по только что построенной (всего за месяц) новой «першпективе». Фактически по болоту, преодолевая в час по километру. По компетентному мнению современных дорожников, такое не под силу даже в наше время. А вот если к войску не было «прицеплено» два фрегата, то вполне возможно преодолеть такие расстояния, даже таща за собой тяжелое вооружение.
И третье — фрегаты «Святой дух» и «Курьер» нигде под Нотебургом и на Балтике ни в одном документе не упоминаются. Зато есть документальные свидетельства 1708 года, о том, что фрегаты несут вахту у северодвинских устий. Там, где и были построены. Неужели их «перетащили» обратно. Есть еще один документ, который подтверждает волок двух малых судов-буеров этой дорогой, но в 1703 году полком Матвея Бардовика. Так может людская молва соединила эти два события?!
![](http://s004.radikal.ru/i205/1204/30/6f1be305553a.jpg)
На этом мысе и устроился на очередную (шестую) ночевку. Там была целая деревня — две избы, правда жилая одна. Конюшня. И даже удобства, хоть и на улице, но оборудованы.
![](http://s019.radikal.ru/i613/1203/59/41ae4662c239.jpg)
Войдя в избу и сбросив рюкзак, отправился осматривать свои временные владения, обнаружил, что изба двухквартирная. Вторая «квартира» было более обжитой, туда я и перебрался. Особенно порадовала настоящая русская печь.
Одним из «портов» куда я заходил, был пос. Колежма. Это было на восьмой день.
![](http://s42.radikal.ru/i095/1204/9f/06e8cee11d5e.jpg)
Заход в данный «порт» был не запланированным. Дело в том, что я, наивный тунгуский юноша, решил бросить курить и взял мало сигарет. За два дня до этого, они у меня кончились, но сказались, моя сильная никотинозависимость, и напрочь отсутствующая сила воли. Я испытывал, что-то похожее на ломку и хищно поглядывал на пакетики с чаем. И начал подумывать, что надо бы зайти в ближайший населенный пункт. При этом, пытаясь обмануть самого себя, мотивируя заход, необходимостью подзарядить телефон и прикупить батареек для навигатора и фотоаппарата. А сам уже представлял, как выхожу из магазина и закуриваю сигарету…
Купив «кислородных палочек» системы Winston, и для очистки совести подзарядив все-таки телефон, отправился обратно к морю. По дороге был перехвачен местным жителем и накормлен ухой.
![](http://s019.radikal.ru/i606/1204/8e/16b8e5a2c793.jpg)
Белое море. Оно действительно белое.
Если бы у зимнего Белого моря был бы свой флаг, то он был бы сине-белым.
Здесь нет, захватывающих головокружительных вертикалей, как в горах. Здесь все в другой плоскости. Панорамы статичны и однообразны. Разнообразие вносят только причудливой формы торосы:
![](http://s42.radikal.ru/i098/1204/d7/3ae6c6ef13a5.jpg)
Но не смотря на статичность, нарушаемую только мельканьем лыж перед глазами,
![](http://s019.radikal.ru/i607/1204/1e/17e549c2e3b1.jpg)
было в окружающем пейзаже, что-то умиротворяюще - медитативное. Мысли сами собой упорядочивались, и находились ответы на вопросы, которые было трудно получить, находясь в Мегаполисе.
![](http://s019.radikal.ru/i637/1204/95/ac41c6ffc958.jpg)
Если брать в среднем, то дневные переходы составляли около 20 км. Если выразить в табличной форме, то это выглядит следующим образом:
ДАТА
|
ПЕРЕХОД
|
ВРЕМЯ
|
РАССТОЯНИЕ
|
НОЧЕВКА
|
18 марта
|
г. Онега – м. Пильский
|
3 часа
|
6 км
|
Изба
|
19 марта
|
М. Пильский – Ворзогоры – устье р. Тапшеньга
|
9 часов
|
9,2 км
|
Изба
|
20 марта
|
устье р. Тапшеньга – м. Важеннаволок
|
9 часов 45 мин.
|
22 км
|
Изба
|
21 марта
|
м. Важеннаволок – м. Сосновый Наволок
|
7 часов
|
16 км
|
Палатка
|
22 марта
|
м. Сосновый Наволок – граница с Карелией
|
9 часов
|
20,5 км
|
Изба
|
23 марта
|
граница с Карелией - м. Вардия
|
7 часов
|
18,5 км
|
Изба
|
24 марта
|
м. Вардия – о. Еместров
|
9 часов
|
25 км
|
Палатка
|
25 марта
|
о. Еместров - Колежма – Губа Куна
|
8 часов
|
16 км
|
Изба
|
26 марта
|
Губа Куна – о. Сумостров
|
11 часов
|
30 км
|
Изба
|
27 марта
|
О. Сумостров – м. Выгнаволок
|
10 часов 15 мин.
|
29 км
|
Палатка
|
28 марта
|
М. Выгнаволок – пролив Шуйская Салма
|
8 часов 30 мин.
|
27 км
|
Палатка
|
29 марта
|
Шуйская Салма – Рабочеостровск (Кемь)
|
6 часов 30 мин
|
20 км
|
|
Итого: пройдено 240 км за 12 дней
Дневные переходы отмерял музыкой. Ставил в плеер какой-нибудь альбом, как только он заканчивался, останавливался перекурить, или перекусить.
![](http://s019.radikal.ru/i627/1204/73/b3f7950bfc47.jpg)
Несколько раз встречались следы «неведомых» зверей, уходящие в глубь моря. А один раз, прямо по курсу наблюдал что-то черное, торчащее над уровнем льда. Когда в очередной раз поднял голову, это черное исчезло. Подойдя ближе, увидел отдушину тюленя.
![](http://s019.radikal.ru/i626/1204/81/a5c63ec270bd.jpg)
29 марта в 15:45 я подошел к Рабочеостровску. Так закончился мой одиночный лыжный поход.
![](http://s019.radikal.ru/i605/1203/d6/fcc9c00d143c.jpg)
Во время перехода, связь с «Большой землей» осуществлял при помощи СМС. Каждый вечер отправлял свои координаты своему другу. На всякий случай, ему были оставлены телефоны спасателей. В случае если два дня от меня не приходит сообщения, он «ставит их на уши».
ИСТОЧНИК