У меня была возможность и я решила остаться в Таиланде на випассану, на 10 дней. Остальные мои спутники этой темой серьезно не интересовались, да и не могли они остаться дольше в Тайланде, улетели в Москву. Долго рылась с интернете, выбирала монастырь. Так как я должна была ехать в монастырь после Пая, то и рассматривала я север Таиланда, остановила свой выбор на Ват Па Там Вуа и не ошиблась: ну очень красивый лесной монастырь, недалеко от Пая, порядки не очень строгие (всего лишь 8 часов медитаций и церемоний в день, а не 12 как в других местах), дружелюбный настоятель и монахи, хорошо говорящие по-английски, и, как не странно это звучит , возможность познакомиться с интересными людьми из разных стран мира. Для того, чтобы приехать в монастырь, не надо заказывать место или звонить заранее. Принимают всех, кто приехал, места в монастыре достаточно.
Випассана - это медитация в традиции буддизма. В Таиланде во многих монастырях принимают учеников и учат их медитативным техникам. Обучение и проживание в монастыре , как это не удивительно, бесплатное, монастыри и ученики содержатся на деньги буддийских общин и благотворителей. Ученики могут сделать свои пожертвования, на территории монастыря есть donation box. (и надо бросать деньги, если есть возможность, и место правильное, святое прямо таки, и тема хорошая) Говорят, что день проживания в монастыре обходиться где-то в 600 батт.
Випасана медитация направлена на осознание наших чувств и мыслей. Эта практика развивает осознанность (mindfullness), она является инструментом осознания объектов нашего ума. Основа техники - шаг первый - надо осознать свое тело как целое, достичь концентрации на объекте "твое тело", шаг второй идет наблюдение за своими мыслями и чувствами (необходимо осознавать появление объектов сознания, отразить их, сказать привет и дать исчезнуть) . Монах учил , что у ума бывает только 2 состояния - он либо генерит объект (объект, т.е. мысль, чувство и т.д.), либо рефлексирует, отражает, что эта мысль (объект) "пришла" . Когда ум в первом состоянии, то он подвержен воздействию мысли (объекта). Когда ум во втором состоянии, он не подвержен влиянию этой мысли, она не имеет над умом (и индивидуумом) власти. Соответственно, можно ослабить влияние на нас наших мыслей, отстраниться от работы нашего бессознательного.
Наверно остановлюсь еще на том, зачем все это нужно в буддисткой традиции. В широком смысле медитация представляет собой совокупность методов физического и духовного самосовершенствования, связанных с тремя группами практик восьмеричного пути. Медитация - один из видов обучения для развития моральности (morality), концентрации и осознанности, которые необходимо совершенствовать для реализации восьмеричного пути.
Сказанное выше, безусловно, мой и очень дилетантский рассказ о технике медитации лесного монастыря. Можно сходить на сайт монастыря и подчитать.
https://www.wattamwua.com/
Как добраться до монастыря. Автобусом из Пая или Mae Hong Son. я добиралась из Пая, 2 -2,5 часа. Сказала водителю заветные слова "Ват Там Вуа" Он остановил автобус посреди дороги и махнул направление. Я вышла вместе с парнем из Германии и мы побрели к монастырю (6- 8 минут пешком), нашли ресепшн. После регистрации в книге прибывших, мне показали женское общежитие и где взять белые одежды. Затем был обед и дневная медитация, далее жизнь моя покатилась по установленному расписанию.
- 05:00 Morning meditation in kuti
- 06:30 Rice offering to the monks.
- 07:00 Breakfast.
- 08:00 Morning Dharma talk, and meditation class.
- 10:30 Food offering to the monks.
- 11:00 Lunch.
- 13:00 Afternoon Dharma talk and meditation class.
- 16:00 Cleaning the area and helping in the monastery.
- 17:00 Free time.
- 18:00 Evening Chanting, meditation and Dharma talk.
- 20:00 Meditation on your own, or have tea, coffee, hot chocolate & relax.
- 22:00 Rest time.
- Я не буду пересказывать распорядок дня, достаточно написано в интернете конкретно про этот монастырь. Поделюсь только еще несколькими впечатлениями
Про послушников монастыря. Нас было порядка 130 человек, т.е. немало. В основном иностранцы, русскоговорящих было мало, тайцев - не больше 10%. Вначале я даже не могла понять, кто говорит по-русски, в монастыре приветствуется молчание. Но это не значит, что разговаривать нельзя. В столовой можно разговаривать в пол-голоса за определенными столами, за какими-то столами надо соблюдать молчание, на них есть таблички, устанавливающие это правило. Можно встречаться на лужайках в перерывах между медитациями. Местами общение между послушниками протекало очень интенсивно. Люди все больше приятные, из разных стран мира, интересно поговорить. Я встретила много молодых людей, которые посетили монастырь краткосрочно во время их большого путешествия по Юго-Восточной Азии: кто-то поехал на 3 месяца между окончанием бакалавриата и поступлением в магистратуру, кто-то между консалтинговыми проектами, кто-то совершал свой Grande Tour. Молодежь зачастую уезжала из монастыря ранее намеченных сроков: строгий распорядок дня , необходимость концентрироваться на медитациях и лекциях, спартанские условия проживания в общежитиях заставляли их сниматься раньше намеченных сроков. Несколько человек остались в монастыре на месяц и больше. Такое возможно, если заранее обратиться к настоятелю с просьбой. В этом случае необходимо взять на себя какую-то работу по монастырю, например каждый день мести дорожки для пеших медитаций и помогать на кухне. Обычный стандартный срок проживания в монастыре дней 6-8.
Полезные советы - что надо взять с собой. Я была в январе: днем было тепло, выше 25, по ночам было холодно, температура опускалась до - 5. Одеял на выдаче можно было взять достаточно, сколько хочешь, но советую, у кого есть, брать из дома теплые спальники. У меня был спальник на минус 20, точно не замерзала. Еще рекомендую взять надувной коврик, так как матрасов в монастыре не выдают, только тоненькую подстилку. Надувной коврик добавил много комфорта в проживание в dometry.
Про монахов. Настоятель монастыря абсолютно солнечный человек, я смотрела на него и думала, как же он должен быть счастлив, живя в таком прекрасном месте, и отдав себя делу продвижения буддизма среди непосвященных и тех, кто уже на пути. Монах, который рассказывал про буддизм и учил медитациям делал это профессионально и производил впечатление очень целостного человека. Он рассказывал, что ушел в монастырь уже в сознательной жизни, вырастив детей. Мне понравилась его брошюра ( есть на сайте монастыря) - Walk to be the knower (я перевела бы ее как "Путь к себе". Во время пребывания в монастыре, я регулярно подчитывала эту брошюру, сверяя мое понимание лекций с печатным словом.
Личные впечатления от випассаны. Я уехала, безусловно, более осознанной. 8 дней наблюдения за мыслями и концентрации позволили мне лучше узнать себя. Иногда во время медитаций я удивлялась, как однообразны мои мысли, ходят по кругу, думаю одно и тоже, в круге своих забот. Очень хотелось вырваться из этого круга, иногда кольцо мыслей разжималось. Дома я не практиковала випассану, осталась в подходе пранаямы (это больше про концентрацию на дыхании )