В самой сердцевине Тиманского кряжа, находится уникальный по чистоте и красоте, нетронутый уголок дикой природы. Идея попасть туда давно витала в воздухе. И вот наконец нам удалось осуществить её, поднявшись по рекам Мыла И Верхняя Валса достигнуть Ямозера, уникального и несколько загадочного водоема, самого крупного на Тиманском кряже. Далее был осуществлён сплав по реке Печорская Пижма до Усть-Цильмы. Общая протяженность активной части маршрута составила 540 километров.

Краткое описание маршрута (автор текста Н. Александров)

Продолжаем пробиваться сквозь завалы Продолжаем пробиваться сквозь завалы
Сюрпризы Валса Сюрпризы Валса
Ура! мы достигли Ямозера. Ура! мы достигли Ямозера.
Вековая тайга и скалы Вековая тайга и скалы
Верховская Верховская
Против течения Против течения
Скальный участок Валса необычайно живописен. Скальный участок Валса необычайно живописен.
Разность уровней этого слива около двух метров. Разность уровней этого слива около двух метров.
На протяжении 10 километров река течет среди таких скал На протяжении 10 километров река течет среди таких скал
Горизонты Пижмы Горизонты Пижмы

Общие впечатления

Маршрут в первой своей части оказался нестандартным и довольно напряженным. Аномально малая вода (местные старожилы сказали, 10 лет не было такой) сделала свое дело. Лодку приходилось во многих местах таскать практически посуху. Особенно запомнилась река Верхняя Валса. Количество завалов на ней превзошло все ожидания. Мы насчитал где-то до 16-17, потом сбились со счету. Они здесь почти на каждом повороте. Причем, поперёк лежащие в русле одинокие деревья (чередующиеся с интервалом 30-100 метров), завалами мы не считали. Через них байдарка «Щука» просто переползает, достаточно лишь приподнять нос. А вот перегораживающие реку  массивные лиственницы в два обхвата, и огромные ели, на высоте около метра над водой, действительно ощутимо сдерживали темп движения. Особенно внушительны были нагромождения бревен, в местах промыва рекой нового русло. Как правило, по весне вся масса воды устремляется в эту узкую брешь, и тут образуется массивный завал. В итоге, летом основное русло пересыхает. И для движения вперёд остается  лишь эта, довольно глубокая траншея с высокими берегами и большой глубиной, усеянная поперёк лежащими деревьями, которую приходится преодолевать против течения, ползая по корягам.
Многие завалы довольно свежие, этого года. О чем указывает не засохшая ещё хвоя и листва на упавших деревьях. То есть, количество завалов из года в год на Валсе меняется (преимущественно в большую сторону) и какая будет обстановка на следующий год, предсказать невозможно. Река постоянно меняет русло, размывает берега. Я думаю, что одно только ЭТО обстоятельство, уже не вызовет оптимизма повторить данный маршрут.
Ещё более сложен для прохождения скальный участок. Более 5-6 км в день пройти там нереально. Русло сплошь усеяно камнями. Так, что среди них иной раз просто нет прохода, чтобы втиснуть лодку. Покрытые слизью камни, очень скользкие. Любая поспешность, либо неосторожное движение, могут дорого стоить. Кроме того, имеется три порога с полу водопадными сливами, высотой более метра. Как правило, на самых сложных местах было не до съемок, но кое-что всё-таки мы отсняли.

Рыбы в Мыле очень мало. В Верхнем Валсе на всём протяжении нет рыбы совсем. Вся рыба (как в последствии оказалось) собралась в яме под трехступенчатым водопадом, где и случилась у нас сумасшедшая рыбалка. Наловили с запасом (чтоб хватило до волока) и пошли дальше.
В верховьях всё русло заросло калужницей. Её массивные заросли в метр высотой не дают сколь либо успешно продвигаться вперёд. Хотя тут периодически и попадаются плёсы, где иной раз до 100 метров можно пройти на вёслах, но в основном всё-таки приходится упираться, волоком тащить лодку, утюжа заросли.
Удобных стоянок не так много. По берегам Мылы и Валса в основном темнохвойная тайга, захламленная буреломом. На скальном участке Валса берёзовый частокол. Довольно часто мы в течении часа не могли найти места под палатку и вынуждены были идти до темноты. В общем, Северный Тиман со своей «сложностью» это просто «цветочки», потому как там  ровная тундра. А здесь дремучая тайга и кругом одни завалы. На Северном Тимане нам удалось пройти все реки, не перекладывая груз поверх баллонов. А тут только ТАК – иначе нельзя. И даже это не везде помогало. Не удивительно, что после всего этого, 380 километровый сплав по Пижме показался нам отдыхом.

Общая продолжительность маршрута составила 24 дня. Мыла (95 км.) была пройдена за 4 дня, Верхняя Валса (60км.) за 7 дней. Пижму мы прошли за 10 дней, (с рыбалкой естественно). Рыбалка на Пижме отменная, но не стоит пытаться увезти отсюда мешок рыбы - рыбинспекция  бдит, и следит за этим очень строго.
При желании можно закончить маршрут в Степановской, откуда два раза в неделю ходит на Усть-Цильму маршрутка, ГАЗел. Стоимость проезда 350 р.  Но мы предпочли пройти всю реку полностью - достигнув устья переплыли Печору, и выйдя на берег в Усть-Цильме, вызвонив такси уехали на ж-д станцию Ираель.

Река Мыла

Мыла, типичная таёжная река, с чистой водой, умеренным течением и обилием перекатов. Река сильно меандрирует. По берегам темнохвойная тайга. Во многих местах лес отступает от воды, уступая место заливным лугам. Всё это усложняет поиск удобного места для стоянки. Берега тут большей частью для этого непригодны, сырые, с высоким травостоем. Довольно часто вдоль кромки леса тянется стена сплошного ивняка, через который приходится прорубаться. Прибрежная тайга  с большим количеством бурелома. По этой причине очень часто бывает в лес не зайти – путь перегораживают нагромождения  упавших деревьев. Поэтому встать можно лишь на узкой кромке берега, в районе перекатов. Изредка к берегу подступают сосновые боры беломошники, но выход с реки, к ним осложнен высокими обрывистыми берегами. Течение довольно интенсивное, но всё же позволяют подниматься на вёслах. Правда, приходится прилагать немало усилий, налегая на вёсла, но всё равно это гораздо быстрее, чем проводить.  Таким образом мы ощутимо сэкономили время, пройдя Мылу за 4 дня, в отличии от наших прошлогодних предшественников, которые затратили на это неделю.

Помимо перекатов, имеются протяженные участки с относительно сильным течением, которые тоже могут потребовать проводки. Наиболее сложный для прохождения  (и наиболее живописный) нижний участок реки, у деревни Мыла, где река режет гряду Мыльский камень. По обоим берегам тут отвесные скалы, высота которых достигает 70 метров. В русле много острых обломков известняка, быстрое течение. Далее русло выполаживается, и течение становится более спокойным. Появляются протяженные плёсы. Характерная особенность Мылы – практически на всём протяжении, даже на плёсах, русло во многих местах пересекают скальные гряды, создавая обширные мели, опасные для лодок. Дно реки почти на всем протяжении (преимущественно на плёсах) представляет собой скальный монолит, своего рода каменную плиту, тянущуюся на многие километры. Во многих местах она подступает очень близко к поверхности воды, мешая передвижению. В итоге лодка довольно часто цепляет дно, и садится на мель в самых неожиданных местах.

На Мыле достаточно много охотничьих избушек. Обычно они расположены в устьях притоков. Часть из них закрыта, но есть и открытые, вполне пригодные для ночлега.
От бывшей деревни Савино остались лишь один дом с баней в глубине поляны, и ещё одна изба (закрытая) на берегу.

Река Верхняя Валса

Верхний Валс (смотрите схему) можно разделить на 4 характерных участка.
На первом, самом нижнем участке,  от устья до впадения Ямозерской, Валс представляет собой стандартную таёжную речку, имеющую ступенчатый характер, с чередованием перекатов и плёсов. В местах, где к берегу подходят высокие яры, река вымывает глубокие ямы. По берегам таёжный лес с преобладанием ели. Последние три километра перед Ямозерской - протяженный  участок мелководного русла, требующий проводки. В целом, прохождение этого участка сложностей не представляет. В месте впадения Ямозерской, в кустах ивняка есть  изба с баней. Это единственная и последняя изба на Валсе. Далее до Ямозера изб нет.

Второй участок, от устья Ямозерской до начала скального участка, характерен весьма высокой извилистостью русла и большим количеством завалов. По берегам густой высокий лес с преобладанием ели, высоким травостоем и обилием бурелома. Река тут течет среди пойменных лесов. Постоянно размывает берега, меняет русло, образуя огромное количества стариц. Именно этим обусловлены здесь завалы. Нависшие низко над водой и лежащие в реке стволы деревьев, буквально на каждом повороте - через каждые 70-100 метров. Новые завалы здесь образуются ежегодно, о чем свидетельствуют лежащие в русле, ещё живые деревья. Особенно сложны для преодоления, промытые рекой недавно, участки нового русла. Устремляющийся туда по весне мощный поток воды, образует в таких  местах  внушительные завалы из нагромождений бревен.

Третий участок Валса – скальный, довольно живописный, и в то же время наиболее сложный для прохождения. Река тут имеет падение около 50 метров на 10 километров, и течёт в глубокой долине, относительно окружающей местности. Русло почти прямое, усеянное валунами и обломками скал, по берегам вздымаются отвесные базальтовые скалы, с глубокими ямами под ними. Местность вокруг поросла мелким берёзовым лесом, легко проходимым во всех направлениях. Для этого участка характерны пороги с водопадными сливами – ступенями, высотой более метра. А так же есть каньон, с весьма красивым, трехступенчатым водопадом. Скальный участок - единственное место на Валсе, где достаточно много удобных мест для стоянок.

Четвертый, завершающий участок перед волоком, представляет собой тихую лесную речку, петляющую по заболоченной, полуоткрытой местности. Открытые участки чистой воды, где можно пройти на вёслах, здесь довольно редки. Всё русло заросло калужницей, плотные заросли которой достигают тут  метра высоты. Местами встречаются высокие глинисто-песчаные обрывы (яры), красновато бурого цвета, поросшие лесом. Но это скорей исключение. В основном же здесь присутствует сырой пойменный лес, с высоким травостоем, перемежающийся с открытыми пространствами тундр, и зарослями ивняка, которые делают берега реки труднопроходимыми и малопригодными для стоянок.

Волок на Ямозеро

Протяженность волока  4 километра. Никаких сложностей он не представляет. Путь к Ямозеру идет по вполне проходимому лесу с преобладанием берёзы. Завалов и болот на всем протяжении волока нет. Полуоткрытые пространства тут перемежаются с берёзовым частоколом, а ближе к Ямозеру небольшими островками ельников.
Учитывая сложность ориентирования в этом районе (как на Валсе, так и на волоке) рекомендуется иметь с собой спутниковый навигатор (GPS).  При отсутствии навигатора, для успешной привязки к местности и определения своего местонахождения на карте, требуется иметь навыки работы с картой и компасом. На эту тему чуть ниже есть отдельная статья-рекомендация, и поэтому не буду всё подробно расписывать, а лишь остановлюсь на частном случае – как во время подъема по Валсу не проскочить место волока на Ямозеро.
Прежде всего надо стараться максимально (на сколько это возможно) отслеживать реку, (желательно, каждый её поворот) сверяя с картой. Правда, не везде это возможно. Большое количество мелких поворотов в верховьях Валса практически не отслеживается, и не дает возможности сколь либо точно привязаться к местности. В таком случае, в качестве ориентиров используются крупные объекты, обозначенные на карте. В данном случае, это два тундровых участка по правому (по ходу движения) берегу реки, и небольшая луговина перед генеральным поворотом долины реки на запад, на завершающем участке Валса. От этой луговины остается чуть более километра до того самого поворота, откуда наименьшее расстояние до Ямозера.  В месте поворота глубокая яма со скальными берегами. Поэтому пройти её, не заметив, довольно сложно. Отсюда надо подняться ещё около 200 метров вверх по реке, и можно начинать волок.
Если нет уверенности в своем местонахождении, то это легко проверить – пройти километр вверх по реке, до резкого поворота её на север. Вторым надежным ориентиром тут является узкое и длинное болото, протянувшееся в юго-западном направлении и примыкающее к Валсу прямо на повороте. Совпадение этих  двух деталей местности даст полную картину вашего местонахождения, и можно смело начинать волок. Оптимальное направление волока – азимут 145 (в обратную сторону 325). В этом случае вы выйдете прямо к избе на берегу Ямозера. Изба довольно добротная и чистая, подход к воде вполне удобный.

Ямозеро и Печорская Пижма (далее Пижма).

Ямозеро – обширный, весьма мелководный водоем. Вода в озере летом содержит большое количество планктона, поэтому имеет мутноватый оттенок и непригодна для питья без кипячения. Глубины не превышают 1-2 метра. Дно вязкое, с преобладанием торфа, под которым залегают базальты. Таким образом, озеро представляет собой гигантскую базальтовую чашу, и имеет почти круглую форму. До сих пор неизвестно возникновение этого феномена природы. Практически всё озеро окружено кольцом болот (преимущественно топких), что даёт полагать о гораздо больших его размерах в прошлом.
Из южного конца озера вытекает Печорская Пижма. Первые километры до избы Фатина берега непригодны для высадки. Затем появляется лес, состоящий преимущественно из берёзы. Через 20 километров русло сужается до 3-4 метров, но река по прежнему остается легко проходимой.  Пижма тут течет по заболоченной местности, в «зелёном коридоре», с пышным травостоем и полосой берёзового леса по берегам. Течение относительно быстрое, река очень сильно петляет, завалов нет.
После впадения справа ручья Максара, Пижма становится вдвое шире, но по прежнему сохраняет свой извилистый характер, вплоть до впадения речки Гнилой. Особенно извилисты последние 10 километров перед слиянием. Тайга тут представляет печальное зрелище - на многие километры тянутся массивы горелого леса.
Далее, на участке Гнилая-Светлая, Пижма течёт почти прямо. Берега сухие, весьма удобные для стоянок. Вдоль реки всё та же аллея из берёз. Течение становится довольно быстрым, много перекатов, появляются первые скалы. Перед слиянием со Светлой множество мелководных шивер, с большим количеством острых камней. В месте слияния стоит добротная изба (далее по Пижме открытые избы расположены с интервалом 6-10 километров). Вода в реке Светлой кристально прозрачная. Поэтому после слияния Пижма становится не только вдвое полноводней, но и весьма чистой. Сюда уже поднимаются на моторных лодках местные жители.
Отсюда Пижма несёт свои воды довольно быстро - фактически, более 10 километров река представляет собой сплошной перекат. Далее, перед Лёвкинской, течение почти исчезает, и река разливается на многие километры широким плёсом. После Лёвкинской  Пижма вновь убыстряет свой бег, и течёт в живописных, высоких берегах. После впадения справа Умбы, поворачивает на север, и выписывая огромные петли приближается к урочищу Яранский мег. Порог Великий представляет собой каменную ступень высотой около метра, перегораживающую все русло. Проходится под левым берегом. После бывшей деревни Новожиловской, следует урочище Ворон порог, которое порогом как таковым не является. Это всего лишь скальное сужение русла с небольшими шиверками  и перекатами, и живописными скалами по берегам. Далее река выписывает 40 километровую петлю Яранского мега, огибая Вымско-Вольскую гряду Тимана. Здесь река течёт среди высоких, довольно красивых, местами скальных берегов.
Наиболее красивый, скальный участок Пижмы расположен в финальной части прорыва рекой Тиманского кряжа. Огромные скалы тут вздымаются над рекой на протяжении 12 километров, вплоть до деревни Верховской. Имея самые причудливые очертания, многие из них взметнулись на высоту 80 и более метров. Поросшие вековой тайгой, они тянутся отвесными стенами на многие километры, с башнями и зияющими отверстиями гротов.
 Особенно впечатляют отвесная стена Братской Щельи и гигантские башни скал Крестов.

После деревни Верховская Пижма покидает пределы Тиманского кряжа. Это участок характерен густой заселённостью. Деревни, Скитская, Степановская и Замежная расположены  достаточно близко друг к другу, имеют автомобильное сообщение с Усть-Цильмой.
Ниже Степановской течение ещё достаточно быстрое, с обилием перекатов и шивер. На много километров здесь вдоль берегов тянутся луга, на которых местные жители заготавливают сено и пасут скот. После левого притока реки Вяткиной,  к берегам вновь подступает тайга. Река становится гораздо шире и полноводней, выписывая здесь огромные меандры, течение замедляется. Ниже деревни Боровская Пижма выходит на просторы Печорской низменности, и местность приобретают типичный для этих мест характер -  лес отступает далеко от берега, уступая место сырым лугам с зарослями ивняка. Не смотря на это, место для стоянки найти здесь можно, используя для этого сухие островки сосновых лесов подступающих к реке. Для последних километров, которые река течёт в пойме Печоры, характерны открытые пространствами лугов перемежающихся с массивами ивняка, и обрывистыми, глинисто-песчаными берегами. Впадая в Печору напротив Усть-Цильмы Пижма размывает берега, каждый год меняя русло, намывая обширные песчаные острова.