река Мезенская Пижма / Водный туризм | Пешеходный туризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм

Двое против течения, или 18 дней автономного похода по красивейшей реке Мезенская Пижма.

30 июля - 17 августа 2017 г.
В планах было подняться по реке Мезенская Пижма до озера Ямозеро и сплавиться по реке Печорская Пижма до села Усть-Цильма. А что из этого получилось, читайте далее.
Кослан - Большая Пысса - р.Мезень - Латъюга - р.Мезенская Пижма - Родома - Ларькино - Шегмас - Вожгора - Б.Пысса - Кослан

Дневник похода

29 июля 2017

0 д.п.

Наше путешествие началось с заброски на реку Мезень. Было несколько способов выйти на воду, но мы решили добраться из Сыктывкара до Кослана, а оттуда до деревни Большая Пысса. Автобус до Большой Пыссы ходит 3 раза в неделю, расписание и места остановок можно узнать по телефону перевозчика.

Итак, поездом Сыктывкар-Кослан мы отправились в путь. Отправление в 17:18 от железнодорожного вокзала г. Сыктывкар. Был выбор между покупкой мест в общем вагоне и плацкартом, разница была что-то около 20-30 рублей, поэтому я купила билеты на плацкарт, на любимые места возле туалета (была акция -40%). Билет стоил 523 рубля без белья. В поезде я обучала Диму основам коми языка: «Привет» - «Чолöм», «Здравствуйте» - «Видза олан(ныд)», «Спасибо» - «Аттьö», «До свидания» - «Аддзысьлытöдз», «Как дела» - «Кыдзи олан(ныд)». Коми, а в особенности его произношение, ему давались тяжко. Но, как говорится, repetitio est mater studiorum.

Поезд прибывает на станцию Кослан в 00:35 ночи. Станция Кослан и село Кослан находятся на расстоянии 10 км. Добрались маршруткой до села. Она отходит от станции в 00:50, развозит по домам приехавших на поезде людей. Наш же автобус на Б.Пыссу отходит в 7:00. Ночь обещала быть веселой. Палатку ставить на было смысла, а на улице холодно. Все в один голос рассказывают байки про медведя, который ходит по селу. Когда подъезжали к конечной остановке, кондуктор Галя спросила, куда мы едем, а потом предложила ночлег у своей мамы. Там мы переночевали до 6 утра.

30 июля 2017

1 д.п.

В 6 утра встали, умылись и пошли на остановку «Больница». Удобно, что мама Гали жила в 100 метрах от остановки. Мы поблагодарили нашу хозяйку Зинаиду Дмитриевну за теплый прием, Дима - на коми языке, и отправились с тяжелыми рюкзаками в путь.

Автобус ПАЗ пришел по расписанию, цена билета - 235 рублей.

Дорога была предсказуемо разбита: 15 километров - асфальт, дальше - зыбкий песок через лес. В дождь дорога малопроходима. Я бы даже сказала, в сухую погоду тоже не на всяком авто возможна поездка. На ПАЗе мы прошли легко. До Малой Пыссы добрались за 3,5 часа, 150 км. Автобус был забит, в том числе было 2 сильно пьяных персонажа, которые пытлись ко всем лезть с разговорами, в том числе к Диме. Между Малой Пыссой и Большой Пыссой - паромная переправа. Автобус дальше не едет.

В Малой Пыссе вышли на песчаный пляж, там у нас был стапель. Надули байдарку, запаковали вещи в гермомешки и поехали. Начало путь - река Мезень по течению. В этом день был сильный ветер в лицо, грести было тяжело. Вокруг лес и песок и вода. По пути останавливались на обед на отмели, сварили гречу с сыровяленой колбасой. Пока мы ели, нас на лодке догнали 2 пьяных персонажа из автобуса. Они еще» поддали» и гоняли по реке на деревянной лодке с мотором. Один лежал лицом в пол, другой греб из положения полулежа.

Итак, мы добрались до развалин Барма (место отмечено на карте генштаба 1986 года). Кроме баржи (ржавой) и милого бурундука, ничего интересного там не было.

На реке комаров нет, а вот по берегам и на стоянках - кучи.

В 19:20 нашли место для стоянки. Встали на ночлег. Дима разжег костер и приготовил макароны.

Завтра в планах добраться до села Родома, купить по пути в соли (забыли вязть с собой соль).

Рыба в Мезени и не ловится, ягоды и грибы тоже не видны.

31 июля 2017

2 д.п.

Утром приплыли в село Латъюга, нужно было купить соль. С виду очень депрессивная деревня, на улице пусто.

Прошлись пешком по дороге туда-обратно в поиске магазина и людей. По пути встретили 2 мужчин: соль не дали. Бабушка смотрела на нас в окно: соль не дала. Магазин в деревне есть, но он не работает. По пути на возвышенности словила слабый сигнал МТС, позвонила домой. Рассказываю папе, что никто не хочет поделиться солью - папа, мягко говоря, удивлен. Уже возвращались на причал, как встретили еще одну женщину. Она позвала нас к себе домой и дала 1 кг соли (соль была из старых запасов СССР, 70х годов). Поблагодарили и поехали дальше.

Проплывали зимовье, даже целый двор: домик, баня, лабаз, место для костра, конура для собаки, большой стог сена. Вид был жилой, на некоторых постройках висели замки. Не остались там, потому что подумали, что вернется хозяин зимовья.

Гребли до обеда (до 17 часов). По пути поймался окунь, но не смогли удержать - сорвался. Река очень петляла. Все время приходится плыть зигзагом от берега к берегу. На ночевку встали на песчаном берегу. Искупались и помылись (вода была бодряще-прохладной). На песке были волчьи следы и какашка с костями и шерстью.

День был солнечным. В лесу кричат хищные птицы.

1 августа 2017

3 д.п.

Перешли на реку Мезенская Пижма. Еле удержали и развернули байдарку с Мезени на Пижму. Очень быстрое и бурное течение. Напоминаю, река Мезенская Пижма впадает в реку Мезень, таким образом, далее наш маршрут был против течения.

В Родоме купили в магазине, в котором перерыв с 12:00 до 15:00, очень вкусный и еще теплый хлеб. Только из печи. Я шла и грызла хрустящую корку, как в детстве. Купили еще печенье, 1 кг гречки, конфеты-подушечки. В магазине все очень дорогое... Около магазина местные жители расспрашивали нас, куда мы едем, были очень общительны и доброжелательны.

Вышли на реку. Грести очень сложно, все время сносит обратно по течению. Мы с Димой даже не ожидали такого поворота дел, а ведь впереди еще 200 км против течения.

После небольшого перекуса еще близ Родомы начался дождь. Он лил до самой ночи, не прекращаясь. Движение против течения чередовалось с волоком, когда Дима по пояс в воде вел байдарку на веревке. Мы промокли и продрогли до костей. Искали попутно зимовье, где можно было бы переночевать, высушиться и выспаться. Но все без исключения избы были закрыты на замок.

Ходовой день продолжался до 21:00 вечера, уже было темновато даже. Не найдя зимовья, пошли ставить палатку в мокрый лес. Злые и змученные. Даже костер не делали, чтобы приготовить ужин.

Посещала одна единственная мысль: «Чтоб я еще раз когда-нибудь поехала в водный поход!..»

2 августа 2017

4 х.д.

Ночью лил дождь. Спали как убитые после сумасшедшего дня. С утра было солнечно и даже тепло. Появилось хоть какое-то настроение. Дима с утра сообщил 2 новости: 1) у нас ожидается дневка в первой же найденной открытой избе и  мы будем отдыхать столько, сколько нужно, не перегружая себя 10-часовой греблей; и 2) он теперь будет сам принимать решения, не слушая меня, где мы будем вставать на ночевку. В 3й х.д. мы проплывали открытое зимовье в 17:00. Но оно было очень несчатного вида, грязное, и было рано вставать на ночевку.

Мы плавно собрали вещи, приготовили еду на костре. Я поймала маленького хариуса на спиннинг - съели по маленькому кусочку.

Плыли в поисках зимовья для ночевки и дневки, но абсолютно все были закрыты на замок.

День был также сложным. Радовала только хорошая погода.

С учетом позднего выхода на воду отрезок пути закончили в 18 часов. Проверяя одну из изб (была, разумеется, закрыта), решили остаться рядом на лужайке. Там было кострище и очень красивыое место, в целом. Рыба ловится плохо. Вода в реке холодная, что даже шампунь не мылится. На ужин сварили борщ с макаронами и подберезовиком, найденным неподалеку. Рядом с избой была кучка какашек со мхом - лось (??). Днем видели большого журавля. Никогда до этого не думала, что журавли такие крупные.

3 августа 2017

5 х.д. Полудневка

Проснулись по будильнику. Сначала было просто пасмурно, а потом и вовсе пошел дождь. На завтрак ели борщ с гречкой (меню становится все более разнообразным). Собрали вещи и поплыли дальше. Надели дождевики. За 3-4 часа вымокли до нитки. Попутно проверяли все зимовья вдоль берега, но открытых по-прежнему не было.

Наш выбор пал на зимовье, в котором вместо замка был изогнутый гвоздь. Единогласно было принято решение остаться там и просушиться перед дальнейшей частью похода.   Зимовье было охотничьим. На чердаке лежал большой капкан. Сама жилая комнатка была маленькой (2 х 3 метра): 2 полати, стол, печка. Растопили печь, стало даже жарко. Развесили всю одежду и рюкзаки сушиться.

Весь день слонялись от безделья. Вокруг избы росла черника, мелкая и неспелая. Рядом было еще одно зимовье, но полностью разрушенное.

Приняли решение идти дальше пешком до Ямозера. По реке получается очень много км, что затратно по силе (трудно грести, трудно тащить волоком). По зимнику, который проходит неподалеку, мы будем проходить больше километров, чем даже за 2 дня сплава против течения. Включали спутниковый навигатор, чтобы определить свое точное местонахождение. Отметили зимник на карте: ближайший переход в 1 км от избы - у избы Оськина (левый берег). Решили с утра переплыть и высушить все вещи в избе Оськина, включая байдарку, перед пешим походом.

Ночь в охотничьей избушке была плохая: сначала было жарко и тесно (спали на 1 полати), потом начала протекать печная труба, залило немного печь и пол, потом до самого утра скреблись мыши и шуршали всеми пакетами на свете. И, конечно, комары.

P.S.: Днем видели большой минеральный источник. Из земли хлестала сильным напором соленая вода. Пейзажи постепенно меняются от равнинных к горным.

4 августа 2017

6 х.д.

Проснулись в 7 утра. Позавтракали, сложили все вещи, прибрали после себя избу, чтобы выглядела если не так же, то лучше прежнего.

Отправились к избе Оськина (ее тут все знают). Течение снова сильное. На левом берегу стояли 2-3 зимовья, все закрытые. Одно, достаточно крупное и старое, оказалось без замка. Это и была та самая изба Оськина. Изба поделена на 2 половины. Одна сторона то ли не достроена, то и разрушена. Есть намеки на то, что ее пытаются восстановить. Внутри жилой части печь и очень большая полать.

Печь полуразрушенная и дымит. На полу тонны мусора, пакетики от лапши быстрого приготовления, бутылки и грязь. Ушло немало времени на то, чтобы прибраться.

Оставили байдарку на берегу, пошли искать дорогу-зимник. Пошли сквозь заросли крапивы и малины (прям медвежий рай!). Когда-то, определенно, там была дорога, но теперь какая-то медвежья глухомань. Вернулись обратно. Пошли по лесу искать другой путь, ведь зимник отмечен на карте как действующий.  По пути нашли несколько подосиновиков, чернику. Наткнулись на еще одну разобранную избу, а рядом - зимовье свежей постройки. Зимник нашли. Решили на ночь остановиться в избе Оськина, основательно просушиться, а утром сложить вещи в рюкзаки, сдуть байдарку и пойти пешком дальше. Ходили на рыбалку - рыбы нет.

5 августа 2017

7 х.д.

Утром сложили байдарку и все вещи в рюкзаки и отправились в пешую часть похода. По дороге собирали на обочинах грибы (белые и подосиновики). Чуть дальше избы Оськина свернули на автозимник. Сначала дорога была хорошая, пролегала по сосновому бору, песчаная и твердая. Но как только мы отдалились от реки Мезенская Пижма, начались сплошные болота. Перепады высот были тоже немалыми. Рюкзаки тяжелые, часто останавливались на отдых. На тропах куча свежих следов: волки, кабаны, лоси. В лесу можно поесть чернику, правда, она еще несовсем спелая.

Пройдя часть пути, остановились на обед. 15:20. Дима включил спутниковый навигатор, чтобы определить наше местоположение. Оказалось, что мы на полпути (10 км) от деревни Ларькино. Решили дойти до реки В. Семгунька и встать на ночевку. Шли дольше, чем планировали. Вероятно, в карте есть погрешности. Хотя, в целом, я поражаюсь точности плана местности карт генштаба 1986 года! На них даже подписано, из каких деревьев состоит лес (ель, береза), - и да! - на самом деле там был либо ельник, либо березовая роща.

Попутного транспорта, разумеется, никакого не было. Дорога летом едва проходимая. Мост через р. В. Семгунька развален. Уставшие встали на ночевку позле моста. На ужин - макароны с грибами.

6 августа 2017 года

8 х.д.

Проснулись в 8 часов. Было пасмурно, но без дождя. Позавтракали, попили чай. Но тут случилась небольшая неприятность: когда я пошла за очередной порцией воды для чая, котелок вырвало очень бурным потоком реки из рук, и он уплыл вдаль навсегда. Вероятно, он застрял где-то под мостом через р. В.Семгунька (мост разрушен, под ним водный омут, очень глубоко). Дима начал переживать, что это знак, что нужно вернуться обратно и поплыть в сторону дома. Но я была настроена решительно дойти до Ямозера.

Собрались и пошли дальше в сторону деревни Ларькино. По пути видели поляну морошки (я никогда не видела ее в таких количествах!), чернику. Встречались следы медведицы с медвежатами (Дима еще говорит: «О! Смотри, следы детских сапожек!)

Где-то к часам 15-16 дошли до конца участка зимника. Вдали виднелось уже поселение. Спускались по непроходимым зарослям травы, крапивы и иван-чая, а затем по очень крутому склону, поросшему смородиной.  Таким образом, мы вышли к кладбищу в Ларькино.

Деревня Ларькино насчитывает около 15 дворов. Все нежилые! На момент нашего визита в деревне на летнем проживании были всего 2 человека: пожилой дедушка и еще одна пожилая бабушка. Все остальное время они постоянно живут в Вожгоре у детей. Встретили двух веселых женщин. Они подарили нам хлеб и кастрюлю, которую мы использовали в дальнейшем вместо котелка. У милых женщин очень смешной поморский говор.

К 18 часам вышли снова на р.Мезенская Пижма. Дима сказал, что уж лучше он потащит байдарку волоком против течения, чем мокрую и тяжелую в рюкзаке пешком. В общем, собрали байдарку и вышли на воду. Проплыли около 4 км, встали на ночевку.

7 августа 2017 года

9 х.д.

Проснулись окло 9 часов утра от диких, очень диких, воплей. «Лоси??» - подумала я. Выглянула, постаралась максимально тихо и осторожно. На соседнем берегу в зарослях сидели 2 больших журавля и очень, ОЧЕНЬ, громко ворковали. Смешные. Увидели меня и улетели подальше, но ворковать не перестали. Может, они так созывают других птиц лететь на зимовку?

Вышли на воду в сторону Шегмаса. Было много порогов и начались скалы. На одном из утесов я видела лису. Не ярко-рыжая, но упитанная и с белым кончиком на хвосте.

К вечеру дошли до Шегмаса. Поставили палатку, в деревню решили пока не заходить.

8 августа 2017 года

10 х.д.

С утра Дима поймал 5 маленьких хариусов. Мы запекли их в фольге, было вкусненько.

Затем мы подплыли ближе к деревне Шегмас. Думали найти там магазин и купить каких-нибудь вкусняшек. Магазина в Шегмасе нет, но есть одна семья, которая на моторной лодке привозит товары и продает местным жителям. Купили 1 кг сахара, леденцы, печенье и сигареты. Женщина-продавец так заламывала из головы цены, что в итоге где-то неправильно посчитала себе в убыток.

Деревня Шегмас тоже глухая, как и Ларькино.Говорят, там живут 11 человек. Но и там, и тут - везде есть спутниковые антенны и электрогенераторы, а также таксофон. Сотовой связи нет.

После Шегмаса начались настоящие скалы. Еле проходили даже волоком. Проплывали табличку с надписью: «Шегмасский ботанический питомник». Виды очень красивые.

На ночевку встали на берегу, прямо на тропе лосей к водопою. Много следов, вытоптанной травы и какашек.

Утопила блесну - оторвалась вместе с леской.

9 августа 2017

11 х.д.

Утром, когда мы собирались отплывать, к нам подъехали на лодке мужчина и женщина. Август (он живет в Шегмасе) и Лена, его сестра, из Котласа. Немного поговорили. Они возвращались с дачи (так они называют избу своего отца), косили там траву, пили вино, мылись в бане  и собирали морошку. Лена подарила нам 1,5 лепешки хлеба и яблоко. Они пригласили нас в гости на обратном пути, если мы все-таки не сможем дойти до Ямозера, а также помыться в их баньке по-черному, которая находится через несколько километров  у скал.

Потом мы поплыли дальше. Путь был снова сложным. Заходили в 2 зимовья. Одно было охотничьим: в сарае висела малица из овчины, в коридоре - рога лося. Зимовье было открытые и вполне приличное, но мы поплыли дальше. Потом мы встали на обед. Поджарили на костре хлеб со смальцем, попили сай, и поехали дальше. Через метров 50, напротив скал, нашли «дачу» наших новых знакомых Августа и Лены. Решили дальше не плыть, а остаться и помыться в бане.

Баня топится по-черному. Для меня с непривычки это просто кошмар какой-то. Очень дымная. Но внутри жарко.  Хорошо помылись и постирались. Сама изба была закрыта на замок. Вокруг - разные интересные рыбацкие и охотничьи предметы: дровни, санки, забавные сельхозинструменты. Под боком лес, много черники.

10 августа 2017

12 х.д.

Хотели встать пораньше, но получилось как всегда, в 9:30. Солнечно, на небе небольшая облачность и даже тучи. Тепло. На завтрак Дима приготовил пол-порции гречки с заправкой, что-то вроде супа, но позже сожалел, так как не наелся и чувствовал усталость.

Вышли на воду в 12:30, оставили записку с благодарностью за баню, на случай, если не увидимся на обратном пути.

Вода в реке упала и продолжает падать. Идти тяжело, много волока. Все пороги небольшие, без экстрима. Прошли 3 зимовья, не осматривали. Дошли до изб Кобылянских. На месте ямы от старых домов и несколько новодельных изб на замках. Дров нет.  Потратили 35 минут на осмотр и в 17:35 вышли на воду, поехали дальше.

Около 19:00 увидели зимовье под горой, после болота Большой Палтус. Встали. Зимовье открыто. Уютно, но дров и топора нет. Растопили печь хворостом - тепло и хорошо. На ужин рис, отогреваемся. До Великого порога еще около 6 км.

P.S.: Вчера осматривали зимовье - там была 1 новая изба с баней, все на замках, и старая с битыми стеклами, без печки. Видели на развалинах маленькую любопытную ласку (коричневая с белой грудкой). Посмотрела на нас, забежала за угол, потом вернулась и продолжала смотреть из-за угла.

11 августа 2017

13 х.д.

Ночью спали плохо, было много комаров. Дима травил их репеллентами, но налетали новые. На 13й день поругались. У Димы заканчивались сигареты, что его очень беспокоило и нервировало, мы отставали от графика, становилось все холодней и долждливей. Руководитель похода принял решение, что возвращаемся. Было жаль, что не дошли даже до Великого порога, хотя до него всего 6 км оставалось. Пошли назад. Спрашиваю Диму: «Неужели тебе не жалко, что мы столько шли-шли против течения, а до порога не дошли?» Сказал, что жалко, но решения своего не изменил.

Прошли 1,5 часа уже вниз по течению. Встали в зимовье у урочища Мишкин Нос. Дима дулся, я пошла на рыбалку. Поймала окуня среднего размера. От радости побежала с криками и воплями в избу, Дима подумал, что на меня напал медведь. Это была первая рыба более-менее приличного размера. Запекли е в фольге на углях.

Легли спать, и вот тогда появились настоящие злобные комары.

Днем видели утку с утятами, утята еще в пуху.

12 августа 2017

14 х.д.

Вышли на воду в начале первого. Помирились.Ищем место для дневки, хотели остановиться на берегу, куда лоси приходят на водопой, но проскочили. Впереди уже был Шегмас. По дороге опять видела утка с утятами. Вода еще больше упала, но даже местные рыбаки говорят, что рыбы нет.

Пока плыли Дима закинул спиннинг на проводку на белый воблер с черными точечками. Зацепился крупный лосось голубого цвета с переливами. Я такого еще ни разу не видела. Дима подвел к берегу, но рыба сильно выбивалась, под конец сделала свечку и уплыла. Было очень обидно. По дороге потеряли также воблер и черную блесну.

В Шегмасе зашли в гости к нашим знакомым - Августу и Лене. Они накормили нас обедом и напоили чаем. Спросили про дорогу из Зубово. В магазине купили сигареты. Видели толстого зайца.

Пошли дальше. Встали на ночевку, не доходя до Ларькино, в зимовье на крутом берегу у порога Федуха по правому берегу. Отличное обжитое зимовье: керосинка, буржуйка, радио. В избе есть журнал для записей, оставили свой отзыв и контакты.

Сушимся, слушаем радио.

13 августа 2017

15 х.д.

Встали рано, хорошо выспались в избушке. Вышли в 10:20. Переменная облачность, сильный встречный ветер, тепло. На синий поппер никто не клюет.

Дима долго делал кораблик с мушками, но из-за ветра и волны он тонет, в итоге срезали и бросили. На проводку забросили колебалку, поймали крупную щуку и 2 окуня. Встали на обед возле открытого зимовья, там была посуда, в том числе сковорода. Пожарили свежепойманную щуку. Вкусно.

По дороге опять слышали журавлей. Дима им ответил, они немного помолчали, а затем опять продолжили свой клич.

Где видели зимовье, там было сильное течение, что не пристать к берегу. Вода низкая, низ байдарки трется о камни. В 7 часов вечера начался сильный клев (сильный по сравнению со всеми предыдущими днями), взяли еще 4 окуня. Встали на ночевку возле закрытого зимовья около 21:30, до этого вообще не было подходящего места.

2 окуней запекли в фольге, из 3 окуней сварили уху в кастрюле, найденной у зимовья. Поели, в часов 00:00 легли спать.

14 августа 2017

16 х.д.

Дима встал в 7:30, приготовил завтрак. На завтрак у нас была вчерашняя уха и чай. Пожарили на костре хлеб, поели. Был сильный ветер в лицо, который принес большую дождевую тучу. Сидим в палатке, пишем дневники. До избы Оськина 7-8 км, но под дождем не пойдем.

Я растопила баню по-черному (тут все бани по-черному), помылись. Дождь перестал лить. Пообедали запеченным в фольге окунем и жареным хлебом.

В 18:20 вышли на воду. В 20:00 были в избе Оськина. Поймали 2 средних окуня, 1 сорвался. Запекли рыбу на утро. Спали в палатке на полати. Печька истоплена слабо, но кушать приготовили.

15 августа 2017

17 х.д.

Утром отличная погода. Встали в 6:30. Дима приготовил завтрак, а я тем временем сходила по грибы. Принесла большой пакет белых и подосиновиков, примерно килограмма 2-3. Это будет нашим обедом.

Поели. Собираемся. Как вышли на воду, поднялся сильный ветер прямо в лицо. Идти тяжело, оба нервничаем (у Димы опять заканчиваются сигареты). Через час после выхода встали на обед. По дороге взяли хариуса, плюс еще целый пакет грибов.Прямо на месте стоянки был лесок с кучей маслят. Обед у нас затянулся на 2 часа.

В 18:08 дошли до Родомы, но магазин (с сигаретами) был уже закрыт. Я предложила поспрашивать у местных и купить сигареты с рук. Дима окликнул мужчину, он продал пачку сигарет «Друг» за 47 рублей.

Вышли в Мезень, стали искать паром. С 20:00 сильный туман по реке, холодно. Встали прямо у переправы на правом берегу в Вожгоре. Неуютно, голый берег, с дровами тяжело. Легли спать около 00:00.

Вечером подходил паром, Дима поговорил с паромщиком. Переправа стоит 400 рублей за машину, работают по договоренности, но на ближайший день договоренности нет, но могут подъехать утром или вечером. Всего 2 парома.

16 августа 2017

18 х.д.

В 5 утра разбудили 2 буханки, которые ехали в Вожгору на 2м пароме. Дима поговорил с паромщиком. Сказал, если сегодня нас никто не заберет, то завтра в 6 утра он нас заберет на своей машине.

Завтракаем, бездельничаем, пьем чай. Спим по очереди. Дима сторожит, чтоб не пропустить ни одну машину. Несколько машин прошли в Вожгору. Дима поговорил с водителями, один сказал, что возвращается из Сыктывкара и поедет туда снова в воскресенье (через 5 дней) и забрал бы нас. Но слишком долго ждать. Связи нет, интернета нет, ничего нет.

Подъехал паромцик на пароме и огорчил ценой своей небольшой услуги - 1500 рублей с человека до Кослана. Дима предложил 1000 рублей за двоих. Вроде согласился.

Вечером был сильный ветер, я трудом поставили палатку. Надвигается туча. Дождь так и не пошел. На переправе никого.

17 августа 2017

19 х.д.

Встали в 4:45 утра. Попили чай, сложились. Приехал паромщик на джипе и огорошил: он берет нас только до Б.Пыссы, потому что хотел больше денег. По дороге он подобрал еще 2х своих знакомых, и тоже не за бесплатно. Доехали до села, сели на паром (600 рублей с машины).  На пароме Дима застопил дедушку на уазике, вписались к нему. Паромщик покраснел весь (от жадности), взял с нас по 100 рублей или около того, на том и распрощались. Дедушка довез нас бесплатно до развилки Кослан-Усогорск. Я предложила Диме не ждать до 01:30 ночи поезд, а ехать стопом до Микуня.

На позиции мы были в 10:30. Через 20 минут нас подобрал мужчина и довез до дороги, ведущей на Микунь (около 8 км). Мужчина ехал на новеньком джипе, сам с сыном сплавляется по рекам, часто подбирает автостопщиков и вообще молодец.

Через 20 минут нас подобрал парень с ротвейлером. И бинго - он ехал как раз в Микунь. Интересно пообщались, он тоже любит природу, рыбалку. Ротвейлер оказался добродушным и веселым, и я ехала с ним на одном сидении я)) Дорога плоха и очень плохая: грунт, гравий, битая бетонка. Сейчас все подсохло, во время дождей вообще непроходима. Вокруг болота и леса.

В Микунь приехали в 14:00. На вокзале встретились с группой туристов-водников из Казани. Они возвращались домой с Приполярного Урала. 4 человека, говорили неохотно.

В 14:43 сели в автобус Микунь-Сыктывкар. Билет стоит 300 рублей с человека. Водитель хотел получить деньги за багаж, иначе потребовал протащить рюкзак в салон и держать его всю дорогу на руках. В микроавтобус он влез с трудом, но влез.

В Сыктывкаре мы были в 17 часов. И наше водное путешествие завершилось, но осталась надежда, что маршрут можно пройти снова, уже с новыми силами и имеющимся опытом.