Традиционный первомайский сплав. На этот раз - по реке Керженец Нижегородской области
с. Хахалы - с. Валки

Керженец-2021

День_0: Предисловие.

Вечером 28 апреля я собирал рюкзак и проверял байдарку. Мой день рождения наступал только завтра, а я уже успел получить два подарка. Сначала жена Света (праздник встретить нам суждено было в разлуке) одарила меня новым термобельем, которое тут же любовно погрузилось в рюкзак. Затем в двенадцатом часу в дверь позвонил Григорий, мой новый матрос в “Хатанге”, и вручил мне бутылку “Манки Шолдера”. Это особенно удивило, учитывая, что в последний раз мы с ним виделись в затертом 2012 году. Подхватив рюкзаки и лодку, мы вызвали такси, и вскоре были на Курском вокзале.

Помимо Григория в команде был еще один новичок - Евдокия, которую я помню еще ребенком в 2009 году, а теперь ей - удивительное дело! - уже около двадцати, и она самостоятельно ходит в походы. Евдокию я ангажировал матросом в “Таймень” к Артему, тем паче, что ему уже и покапитанить впору. Мы проконсультировали девушку почти во всех вопросах (гидрокостюмы, спасжилеты, холодная вода, контакт ладони с веслом), но в одном всё же сплоховали. Мы позабыли подготовить Дуню ко встрече с Андреем Владимировичем. К чести девушки, испытание она прошла достойно. Со стоицизмом, достойным Сенеки, добрых пять дней она открывала для себя удивительную Вселенную Андрея Владимировича, в которой причудливо, словно в старых анекдотах, переплелись её яркие обитатели: и Челентано, и герои “Зеленого Слоника”, и древнегреческие философы, и Роджер Уотерс, и хороший парень Боря, харкающий в кусты.

День_1: Четверг, день рождения, первые восторги, размышления о шерстяных носках

Сплав начинался от посёлка Хахалы, куда нас от вокзала города Семенов забросил специально нанятый мужик с прицепом. Так как наша численность немного превышала номинальную пассажировместимость “Соболя”, я провел дорогу лежа на полу салона, замаскированный под рюкзак.

На воду встали поздно, около трех часов дня. Сразу же приятно удивило быстрое течение, достигавшее по нашим оценкам пяти километров в час. Я могу порекомендовать этот маршрут всем водникам-новичкам: вода за 4 дня может сама принести вас на место антистапеля даже если вёсла вы будете использовать для того, чтобы уворачиваться от коряг. Берега живописны и зелены; взору предстают крутые обрывы и уютные песчаные пляжи; сосновые леса сменяются смешанными, редкие плёсы одеты низкими подтопленными березняками. При этом на берегах много оборудованных стоянок со столами, скамейками, иногда банями и даже качелями. Дров парадоксально много. Я еще нигде не видел такого сочетания удаленности от цивилизации, красоты и кемпингового удобства на одной реке. К чести местных водников, мусора на стоянках почти нет. Словом, идеальная река для внедрения в водный туризм.

В первый день лениво прошли около тринадцати километров - больше уже не хотелось. Лагерь разбивали на левом берегу на закате солнца. День рождения отметили довольно скромно: стартовый отрезок вкупе с дорогой и сбором лодок всегда очень утомителен. Было еще довольно далеко до полуночи, когда я, надев новое термобелье и шерстяные носки, предался долгожданному сну - первому сну на природе в сезоне-2021.

Кстати, о шерстяных носках: впервые в жизни этот незаменимый уютный походный атрибут был куплен в магазине. Раньше я в течение многих лет пользовался носками, связанными бабушкой. Но ничто не вечно под луной, и теперь остается только осознать, что бабушкиных носков в моей жизни уже больше никогда не будет, и что само это явление в ближайшее время скроется за поворотом реки. То, что в детстве казалось чем-то естественным и вечным, куда-то исчезает. Вязали наши бабушки, вязали, а потом вдруг стало некому. Мы стали свидетелями ремесленного поколенческого разлома.

Экипаж №1: судно "Щука-3" 2002 г.в., матрос - Ира, капитан - Андрей Владимирович

Экипаж №2: судно "Хатанга Expedition" 2015 г.в., матрос - Даша, капитан - Михал Юрьич

Экипаж №3: судно "Таймень 3" 1992 г.в., матрос - Дуня, капитан - Артём Олегыч

Экипаж №4: судно "Хатанга 3 Travel" 2018 г.в., матрос - Григорий, капитан - Барон Свёкла

День_2: Пятница, истинный туризм в свитере, состояние Эмпедокла, объекты и субъекты.

Следующий день выдался наиболее продуктивным: прошли мы около сорока километров, с лихвой перевыполнив заложенный план.

Этот участок реки примечателен тем, что стоянки возможны только по правому берегу. На левом берегу на несколько десятков километров растянулся Керженский биосферный заповедник: на его территории запрещено даже причаливать - не то, что разбивать лагерь. Так и шли мы по реке, поглядывая одним глазом на левый берег, такой близкий и такой недоступный. Порой он представлял из себя непроходимую чащу, а за ней, среди болот и меандр, просыпалась девственная заповедная природа.

Тем временем в цивилизации закончилась рабочая неделя: на реке стали появляться конкурирующие организации - преимущественно на “Тайменях” различных расцветок. Наше уединение внезапно исчезло. Выбор стоянок начал сужаться: все чаще удобные места встречали нас дымами от чужих костров и доброжелательными приветствиями незнакомых голосов.

Подходящую поляну на правом берегу нашли уже на закате солнца. Старенькая тихоходная “Щука” Андрея Владимировича, на которой матросом восемь лет назад побыть успел даже я, пришла незадолго до сумерек. Капитан предсказуемо сердился.

Вечер в отличие от вчерашнего прошел намного веселее. Как известно, лес и река пускают горожанина в свои объятия далеко не сразу, около суток присматриваясь и привыкая к своему гостю. И когда понимаешь, что последние преграды между тобой и природой рухнули, и ты, подобно Эмпедоклу, бросившемуся в жерло вулкана Этна, предвкушаешь свое слияние с запахом хвои, сыростью земли и звуками ночных птиц над притихшей почерневшей рекой - это самый эмоциональный и яркий момент похода.

Именно в этом состоянии я провел тот пятничный вечер. Быстро и охотно пустела бутылка с моей смородиновой настойкой, менялись и переливались и другие жидкости. Из портативных колонок звучал “Stormbringer”. Андрей Владимирович восхищался моим старым растянутым свитером с ромбиками, в котором “Юра единственный из нас выглядит как настоящий турист”.

- А зачем, ты, Миша, в Питер-то переехал? - спросил как-то Андрей Владимирович.
- Потому что хотелось быть субъектом, а не объектом, - последовал лаконичный и емкий ответ.

С этого момента многие наши беседы сводились к этим двум терминам - объекту и субъекту.

Утро в сосновом бору. Все время тянет что-то потрогать в "Хатанге", постучать, пошатать. Отношения с лодкой почти интимные, как у советского мужика в гараже с вожделенным "Запорожцем"

Миша с Дашей взяли с собой квадрокоптер, при помощи которого сделали много интересных кадров с высоты. Вот наша первая стоянка на повороте реки. На берегу различимы лодки, палатки и множественная утварь.

Операция "Сцепка"

Как уже отмечал в тексте, березовые леса меняются с сосновыми с удивительной быстротой

День_3: Суббота, качели от турклуба “Робинзон”, воскресение Григория.

Следующий день был довольно простой. Тридцатку мы прошли на хорошем течении и даже каком-то неприличном расслабоне. Наслаждались солнцем, неспешной греблей и встречами с фауной, например, орлами и куликом-сорокой - любопытной крупной птицей с оранжевым клювом и черно-белой расцветкой туловища.

Третья стоянка превзошла все ожидания - на ней были оборудованы даже качели, на которых удалось разобрать буквы “Робинзон” - как оказалось позже, есть такой турклуб. Что ж, мы передаем огромное спасибо и низкий поклон этим достойным нижегородцам, чьими трудами мы соизволили воспользоваться.

Григорий, как и во все другие дни, ушел спать раньше всех. Остальные, традиционно предавшись людской склонности к оргиям и хороводам, поддерживали большой костёр и наблюдали, как в темнеющем небе строго над головой появляются точки Большой Медведицы, а чуть западнее - прямо над рекой - пятна млечного пути и созвездие Кассиопеи. Незадолго до полуночи вспомнили о наступающей Пасхе, и вскоре разговор перетек на тему Воскресения из мёртвых. Затих речной ветер, дым устремился строго вертикально, природа погрузилась в абсолютную тишину. Языки костра беззвучно лизали бревна, будто прислушиваясь к теологической беседе.

Вдруг из темноты зажужжала молния моей палатки. В тамбуре, накрытом тентом, что-то зашевелилось. Мы, только что обсуждавшие выход тела Христа из пещеры, тотчас замолчали и повернулись к источникам звука. Молния тента издала еще пару коротких и резких звуков, после чего послышалось какое-то шевеление на земле. Затем из темноты послышался голос Григория:

- Фух, что-то холодно… Дырка что ли в палатке где-то?..
- Камень неплотно задвинули, - сказал Андрей Владимирович.
- Ребят, что-то меня сушит… - продолжил Григорий. - Есть что попить? Где тут моя кружка?.. (что-то гремит) Ой, это не моя… Так, ладно... (слышится звук жадного пития из горлышка пластиковой бутылки с минералкой)
- Григорий, накатишь с нами? - робко поинтересовался Михаил.
- Не, я сейчас отолью и обратно… (к концу фразы голос удаляется и почти пропадает в хрусте кустов, но вскоре слышится стук капель о прошлогоднюю прелую листву) … Небо-то какое звездное!.. Охренеть!...

- Кто бы мог подумать, что в такую ночь библейские мотивы могут прозвучать настолько прозаично, - сказал я.

Небо в ту ночь и впрямь было звездным. Один за одним друзья ушли спать. А я еще посидел рядом с тлеющим костром, подкидывая в него хворост, затем пошёл к реке. Остановился у самой кромки воды и высоко закинул голову, простояв в такой позе около часа.

Надо мной чернело бесконечное небо, бесконечный космос и бесконечная человеческая мысль. Холодная речная вода едва ощутимо касалась пальцев моих ног. А там, наверху, в этом ночном небе над майским Керженцом, было всё: и красота, и любовь, и воспоминания о прошлых сплавах, и мысли о будущих походах, и музыка волн, и музыка ветра, и вязание шерстяных носков, и добрая память обо всех, кто не мог тогда присутствовать рядом со мной на этом песчаном берегу.

Для сосновых лесов характерны песчаные обрывы

Артем с Дуней вышли на берег отдохнуть и приветствуют проплывающие мимо экипажи

Затопленные ельники Керженецкого Заповедника

С материалом для костра сложностей на Керженце не возникнет

Заядлый "щукарь" Андрей Владимирович в последний вечер немного покатался с Ирой на моей "Хатанге" и остался в восторге

Дни_4_5: Пасха, купание в болоте, Харон.

Место антистапеля было выбрано в районе моста близ села Валки. К этому мосту на следующее утро должен был подъехать тот самый мужик на “Соболе” с прицепом и отвезти нас в Нижний Новгород. Оставшийся путь длиной километров в пятнадцать мы прошли расслабленно. За несколько сотен метров до моста мы выбрали относительно удобную для антистапеля поляну и бросили якоря. Предполагалось, что дальнейший путь до моста мы проделаем пешком по берегу.

Пока ребята разбирали лодки, мы с Артемом, погруженные в мечты о холодном пиве, решили сходить в сельский магазин. Однако метров через 100 лесная дорога ушла в болото, образованное весенним разливом реки. Несколько раз мы смогли перейти протоки вброд, мысленно представляя, каково завтра будет протаскивать здесь рюкзаки с лодками. Но метров за пятьдесят мы окончательно уперлись в затопленный на левом берегу березняк, форсировать который не представлялось возможным. Параллельно своими путями на разведку сходил и Михаил. Вывод был единогласный: антистапель отменить, на завтрашнее утро назначить продолжение водного похода длиной в несколько сотен метров.

Зато, смекнув, что в стоячих болотах вода намного теплее, чем в быстром Керженце, я вернулся туда, чтобы искупаться.

Последнюю ночь мы досидели до самого рассвета. Спорили с Григорием относительно технологического прогресса, деградации и глобальности общественных изменений в XXI веке. Отмечали новых членов коллектива и капитанский дебют Артёма, который попутно делился с нами познаниями о бразильском периоде в жизни Клода Леви-Стросса. Говорили подгруппах туристов, о шестидесятниках-первопроходцах, искавших себя в природе, и о некоторых современных туристах-спортсменах, пытающихся подмять природу под себя. Интереснейшая, кстати, тема, о которой надо будет подумать на досуге.

На следующий день, когда мы подошли по реке прямо к мосту, нас ждал еще один сюрприз: выяснилось, что мост и по правому берегу отрезан потоком воды шириной метров в пять. В результате мне досталась роль Харона. Я поочередно перенес всех без исключения участников похода с их вещами. В самый последний момент, как назло, полил дождь, поэтому я привез домой невысушенную лодку с парой килограммов мокрого песка.

Вскоре мы уже мчались в Нижний Новгород в "Соболе", где я снова лежал на полу, замаскировавшись под окурок рюкзак. Водитель громко оповещал о постах ДПС, чтобы я маскировался более тщательно. Ну а вечером была "Ласточка" из Нижнего в Москву, такси домой, ванна и сладкий сон в домашней кровати.

Характерная для Керженца сеть стариц и меандр. Меня поражает высокая скорость течения при таком равнинном рельефе.

Один из бесчисленных песчаных пляжей

Попали в объектив квадрокоптера и мы с Григорием

Рассвет на Керженце 3 мая 2021 года

Работа паромщиком мне даже понравилась