Была эта поездка в Карачаево-Черкесию на хр.Дженту организована с целью пройти и оттопосъемить наклонный ход в придонной части п.Майская и ещё естественно пофоткать. Руководителем поездки был Гена Шатохин. В составе экспедиции были: Шатохин Гена (шеф), Татьяна (жена шефа, по совместительству - врач), Богословский Максим, Дегтярев (Иркутский - хотя это прозвище не было известно тогда никому) Александр, Ходова Елена, Алексеев Антон, Щукин Дмитрий (Баклан) и я (Абрамов Роман) - все "Чужая Земля". В процессе подготовки к экспедиции присоединились - Новиков Александр (Шура), Серега Ростиславов (Папаша) и Сергей Половинкин.
Воспоминания. Абрамов Роман.

Была эта поездка в Карачаево-Черкесию на хр.Дженту (какой-то там дракон на местном наречии) организована с целью пройти и оттопосъемить наклонный ход в придонной части п.Майская и ещё естественно пофоткать. Руководителем поездки был Гена Шатохин.
Пещера Майская достаточно сложная для прохождения (ее глубина ок. 530 м.) и в нижней своей половине проходя через слой (горизонт) мирабилита в придонной части образует удивительные по красоте снежно-белые кристаллы.
Мирабилит ……….
Пещера Майская - следовательно ехать надо в мае (но не зря говорят в мае - маяться). Хотя причиной, произошедшего в дальнейшем события, это не было. Так уж случилось, что экспедиция была из двух частей: как говорится "до" и "после".
Веселое "до".

Заброска.
Странно, но и эта поездка началась с поезда (ну никак не получается заброситься на пароходе). Загрузились без проблем, так что теперь уже и не вспоминается. А вот в поезде на следующий день познакомились с водниками: далее как в анекдоте. Такой схемы выпивания и трезвления ни до, ни после не видел. Как выяснилось водников было четверо, но об этом мы узнали только сходя с поезда в Армавире. Так вот собссно схема: трое водников пьют - мы пьем (ну там всякое: кто, куда, зачем, почем и т.д.), они - мы, мы - о... Соревнование начинало затягиваться. Мудрый Папаша захватил с собой из дома волшебного эликсира - литра четыре. Знал бы прикуп - не переводили бы напиток на водников. И вот один из них (водников) идет спать: сломался решили мы (ага выигрываем!!!). Щасс-сс-с! С полки стаскивается спящий товарищ водников и объявляется трезвым (из нас подмены почему то никто не замечает) - для сохранения так сказать пропорции пьющих. А сломавшийся друг аккуратненько укладывался спать. Так как наши боролись без остановки (и замен) - то и сил больше не осталось; был объявлен сухой закон до 4-х утра следующего дня - время прибытия в славный город Армавир. А ведь было кому пить! Вспоминается старый анекдот про старую скаковую клячу. Не шмогли.
А водники уехали сплавлятся на Б.Лабу.

В Армавире "позагорали" в зале ожидания, приехали то рано. Потом я с Максом пошел искать машину: нам предстояло проехать еще ок. 130-ти км. Завязок с машиной у нас не было, искали что попадется. Попался бортовой ЗИЛок (а может и ГАЗик) только часа через 2 около рынка. Зато подышали. У южных городов есть неуловимый аромат: цветущие каштаны в предрассветной дымке, гвалт птиц... ...И так: мы закупились по мелочи, хлеб решили купить в Рожкао (наивные :-)).
Водилу все устроило и мы двинулись в путь. В кабину сел Макс - он год назад был в районе Майской и мог более менее показать дорогу, т.к. надо было еще пересечь административную границу с Карачаево-Черкесией, а водила туда ездил только раз. Километров через 10-15 наш извозчик понял что везти нас на бензине невыгодно (или у него что-то сломалось - не помню за давностью лет) и вызвал своего друга с другой машиной на дизтопливе.
А мы чуть было не померли со смеху... Дальше ехали в скотовозке. Охота пуще неволи. До блок-поста все старались выспаться (давал о себе знать марафонский литрбол в поезде).

Анекдот № 2.
Не успев открыть сонные глаза, как пред нами предстал доблестный страж невидимой границы. Им оказалось захотелось проверить наши личности на предмет полного и безоговорочного совпадения оных с фотографиями в паспортах.
Совпало. И мы с фотками и они с нами. Но. На фамилии Новиков и Дегтярев оказалось много претендентов. На Шуру Новикова в Волгоградской обл., а на Дегтярева - в Иркутской. Особенно опасным преступником считался Дегтярев (из Иркутска естесственно). Мы отшутились: как жаль что Саша Д. дальше с нами не поедет. Но фотка из коллекции МВД не совпала с лицом Дегтярева.
Мы благополучно расселись, и готовы были к дальнейшему пути.
Дегтярев решил пошутить: "А вот это они не нашли" - и достал откуда-то из-под ноги "маленький такой" тесачок сантиметров на 30-35 (наверное хлебушка порезать). Сказать что у нас смех и веселье исчезли - не сказать ничего: чуть сами не удушили, а спать уже точно никому не хотелось. Мы подумали что Саша так и ходил к ментам с этим ножичком. Вот бы было "веселье" - шмон всех рюкзаков. Вовремя Дегтярев сказал что пошутил и к ментам ходил беэ таких артефактов.
Так за своеобразный юмор у Александра Дегтярева появилась кличка - Иркутский. А Новикову "не повезло": так и остался Шурой Новиковым.

Анекдот № (хлебный).
С хлебом у нас (в смысле в стране) все в порядке. Просто в Рожкао не оказалось магазина. Договорились с аборигенами что они нам привезут хлеб. Дня через 3. Долго выясняли кто побежит за ним (уже от Майской до села, а потом обратно). Долгая дорога досталась Максу (как будто он был виноват, что в этом удаленном селе не было магазина) и мне. Но это было только через 3 дня. Зато погуляли.

Зато в Рожкао была "спецспелеомашина" - ГАЗ-66. О ней мы узнали тоже чуть позже. Уже отъехали километр - полтора. Выяснилось, что скотовозка ну никак не приспособлена для таких крутых подъемов. Договорившись о доставке обратно до Армавира, машину благополучно отпустили. А в Рожкао нашли наше спелеотакси. Еще засветло мы были около избушки в районе п.Майская. Оказалось - наверх может доехать и "батон". Там уже были новочеркассцы (то есть ребята из Новочеркасска). Мы на избушку не претендовали и вполне комфортно поставили палатки.
Наверно нам все-таки повезло с доставкой нас к пещере. Почти как на Караби (хотя туда я попал только через год).
День на второй нас стали подозревать в колдовстве. У нас уже была наша чудо-кухня, и о дровах особенно беспокоиться не приходилось. Но несмотря на отсутствие дров все были сыты. Это и вводило всех в подозрение. Еда есть - костра нет. И воды хоть залейся.
Следующие несколько дней все шло по плану. Навеска. Работали двойками. Первые ушли, вторая двойка за ними через несколько часов.
Погода была стандартная для этой местности и времени года. Утром солнышко. Легкая корочка льда на лужах. Часам к двум дня налетали тучки, начинал накрапывать мелкий дождик. Заметно теплело. Вечером иногда был уже нормальный дождь. На следующее утро опять светило солнце. И так несколько дней в подряд…
Как уже упоминал на третий день я с Максом сходил в Рожкао - "купить" хлеба. Много увидели красивого: из-под тента машины красоты увидишь мало. На обратном пути повстречали местных охотников. Даже где-то есть фотка где я и Макс как аксакалы с двустволками.
День на четвертый решили сходить на хребет. Снарядились фотиками и путь.
Макс, Баклан (Щукин), Антон, Иркутский (Дегтярев) и я дошли до перевала дороги, а оттуда надо упрямо вверх в сторону хребта. Я недооценил коварства погоды (с утра светило прекрасное солнце). На середине подъема, не доходя метров двести до кромки леса, повалил снег (в лагере наверняка уже шел дождь) и я решил что слишком легко оделся для такой погоды: ветерок и впрямь продирал насквозь. Обратно решил идти не совсем прямо. Поскольку лагерь находился в контуре между дорогой, хребтом и восхитительным по красоте каньоном - заблудиться я не боялся. По другую сторону от подъема на хребет находится небольшой скальничек, изрядно заваленный на своей верхушке деревьями, но с него, как мне казалось, должен был открываться изумительный вид. Во время моего спуска опять светило солнце, но стоило добраться до открытого места и небо заволокло. Но в один из следующих дней я все-таки дошел до снежников и тоже покатался. Интересная местность: иногда попадались горизонтальные площадки на склоне абсолютно заболоченные. Как подмосковные болота
А ребятам повезло: они прошли снеговые облака, а дальше их встретило солнце. Просушка одежды была весьма оригинальна. Погуляли. Покатались на снежниках. Они решили также не прямой дорогой идти до дома. В итоге все тот же Иркутский - только теперь в роли "ста-аро-ого кав-каз-зс-ско-ого волка" чуть не увел ребят за каньон. Но к контрольному сроку все были в лагере (в том числе и я). Шило все-таки надо дома оставлять. Самоуверенность - излишняя - до добра не доводит.
И все-таки один день выдался действительно солнечным, который совпал с общим днем отдыха. И все решили прогулятся в каньон. Наверх поднимались - теперь пришло время спускаться. Высота от кромки обрыва до начала склона ведущего к реке была от 80 до 110-115 метров (до реки). Хотя это приблизительно (просто не помню чтоб кто-то сверялся с альтметром). Даже было желания спуститься вниз с помощью веревки, но таких "лишних" кусков не было, и пришлось искать обход. И он нашелся. В нескольких местах были узкие и в меру крутые расселины с редкими, но крепкими деревьми, которые позволяли спускаться безопасно.
Как и следовало ожидать первым по такой расселине спустился "старый кавказский волк" - Иркутский. Потом и все остальные: Макс, Антон, Ленка и я. Прошли вниз по каньону вдоль нижней точки стены. Недалеко от того места, где мы спустились, откуда-то тек ручей. Это оказался тот же самый грот, с вытекающим из него ручьем, что и год назад сфотканый нашей предыдущей экспедицией во главе с Димой Корочкиным. Только теперь изнутри. Потом пришло время спуститься дальше - к реке. Да вот это действительно настоящая горная река. Отполированные и блестящие в солнечном свете куски, да и не куски, а глыбы породы были столь красивы, что хотелось унести с собой. Но как обычно - стоило подсохнуть на воздухе какому-нибудь камешку и он терял свою красоту.