Прогулка на неделе школьных каникул по Ликийской тропе.
Анталья - Гейнюк - Гёдельме - Чукур Яйла - Тахталы (2366) - Бйчик - Ульпинасар - Химера - Чиралы

Через сосны к звёздам

Идея: Просто погулять в горах недельку в приятной компании. Решил никакой информации о маршруте себя заранее не грузить, познавая всё с "чистого листа". Получилось занимательно, теперь гружу вас))
Сроки: Как выяснилось сезон здесь закончился строго в середине ноября. Минусы: инфраструктура (кафе, гвестхаузы и т.п.) многое не работало. Плюсы: минимальное количество людей на тропе.
Маршрут: Мысленно разбивая Ликийку на три части: Западная (от Олюдениза на восток), Центральная (самая нижняя, в окрестностях Каш-Демре), Восточная (Гёйнюк - Чиралы). Пройти всё за один раз нереально. Надо выбирать. Выбрали самый ближний к Анталье (месту прилета-улета самолета).
Документы: С учетом всей коронавирусной истории было так:
1) В Москве при посадке в самолет попросили показать qr-код о прививке (или ПЦР-тест). Прививка у меня есть, взял с Госуслуг. Больше нигде в путешествии не понадобилось.
2) Попросили показать турецкий hes-код, (или оформить его тут же, ссылка висит прямо на стойке регистрации). Я сделал заранее и распечатал. Пришлось показать еще дважды: при заходе в Торговый центр и на одной из остановок трамвая.
Вот ссылка: https://register.health.gov.tr/ где его можно делать. Я сперва напрягся, что нужно бронировать отели, указывать в какие дни живем там, и какие их телефоны.. Но в итоге в строке бронирования написал "Trek Likiya Way from Goynuk to Chiraly", а телефон дал свой. По большому счету это никого не интересовало, всё было на уровне: есть hes код или нет (ну и сканировали его конечно). Забавно, но потом ни в одной из гостиниц на тропе его не просили (хотя должны были).
3) Перед полетом обратно зашел на Госуслуги и сделал там "Регистрация возвращающихся в РФ". Тем, кто это не сделал (95% самолета), стюардессы разносили анкетки (без ручек! это же "Победа" :) ) и пассажиры заполняли в салоне. Эту регистрацию реально проверяли при выходе из самолета (еще до паспортного контроля). Госуслуги мне сообщили, что поскольку я привит, мне больше ничего не нужно. Непривитые, возможно, должны будут через сколько-то дней сдавать ПЦР-тест.
4) Делал страховку еще. С покрытием коронавируса и даже добавил "несчастный случай", вышла в 700 рублей на неделю. Никто на нее не смотрел нигде. (Надо было до турецкого города Нигде чтоль доехать...)
Мобильный интернет (и телефон): Тут мнения с товарищами разошлись. Они купили себе какой-то сервис от Tele2 на 1 гигабайт в Турции (за 800р). За неделю они не смогли потратить свой гигабайт. Я взял просто "Роуминг за рубежом" (1 день не более 400мб (для Турции) и по 400р в день). В итоге я им пользовался только 1 день (первый, пока ориентировались по картам в Анталье). Надо еще добавить, что примерно 1 раз в день на полчаса (или более) у нас возникал неограниченный вай-фай, которого хватало чтобы вывалить в соцсети красивые фотографии и восторженные лица. Сайты типа booking.com или Гослуслуги не работают. Для них я включал VPN. С телефоном все сложнее. Лет 5-10 назад рассказывали страшился, что как только регистрируешь себе турецкую симку и вставляешь ее в телефон, то через 30 (60, 90) дней телефон этот перестает работать на территории Турции. То есть либо просить знакомых турков покупать тебе симку, либо пользоваться трубкой старой и ненужной, с которой второй раз не поедешь. Все это мы не проверяли, и пользовались мобильным интернетов в роуминге.
Транспорт: По Анталии были цели - из аэропорта доехать в Декатлон, оттуда доехать до автовокзала (Otogar). В аэропорте стоит автомат по продаже билетов. Суешь в него 20 лир - он выплевывает Транспортную карту (стоит 11 лир) и кладет на нее 9 лир. Проезд стоит (кажется) 4,2 лиры. Мы зачем-то купили три транспортных карты, хотя хватило бы одной. Ее можно прикладывать к этому автомату и пополнять. В трамвае все реально в масках! На одной из остановок трамвай долго стоял, а водитель что-то бубнил в громкоговорящую связь, до тех пор, пока сидевшая рядом со мной турчанка (дагестанка?) не сказала, что надо мне приспущенную маску на лицо обратно натянуть.
Газ: Покупается в двух местах. Либо Tibet outdoor магазин (говорят, что даже если он закрыт, то возле него таксисты барыжат газом). Мы пошли во второе место: Декатлон (в Анталье их два, оба рядом с трамвайными линиями). На самом деле не покидало ощущение, что газа особо и не надо. На каждой из стоянок было костровище. Но погода стояла очень сухая, да и недавние лесные пожары в Турции (и история про русских туристов, обвиненных в поджоге). В общем, мы ни разу не разожгли костер. Да даже газ весь израсходовать не смогли.
Карты: Maps.me - вполне. Но настоящим открытием стал OsmAnd. Даром, что действительно, какой-то ОСМАНд. С его помощью надо открыть gpx файл Ликийской тропы (там она вся) и да будет вам счастье! Вот ссылка на файл: ссылка. Приложение OsmAnd работает только на телефоне. Зато оно бесплатное (как и карта Турции), платить там начинаешь только когда уже много карт надо скачать... Еще линии и тени высот - тоже платная опция (ее я не взял, хотя, наверное, стоило). В приложении отмечены все источники воды (это актуально). Источники не всегда были с водой, а большинство ручьев оказались безводны. Так что постоянно воду носили с собой (1.5 литра каждый участник). Впрочем, ее почти так и не использовали. Всего две стоянки были совсем без воды. Также в приложении отмечены места стоянок, и здесь, как раз всё очень актуально. В других местах стоянок и не было, места совсем кривые, или каменные. А те, что отмечены, все красивые и комфортные. Правда зачастую под 1-2 палатки. И карта жестко необходимо. Даже с ней мы раза четыре заплутали. Дорог и троп на местности куда больше, чем просто одна Ликийка (она и сама еще иногда разветвляется). Просто шли и шли по классной лесной дороге или тропе и не замечали, как истинная Ликийка ныряла вдруг влево-вправо, вверх или вниз.
Деньги: Курс в аэропорту показался грабительским, потом нам как-то не попадались ни банки, ни обменники. В итоге, совершенно неожиданно, обменяли на автовокзале в конторе, где билет на автобус продавался. Очень вовремя, дальше было очевидно, что по тропе никаких обменников (и в Гёйнюке тоже) не будет. Правда, все кафе и гвестхаусы были готовы принимать доллары (видимо выдавая сдачу лирами). Один участник что-то такое перевел себе на мультивалютную карту в лирах и снял прямо в аэропорту. Поначалу это здорово выручало. Вообще, сейчас в Турции инфляция (еще хуже российской). Поэтому вариант оставить себе в конце на память лиры, чтобы через месяц, полгода, год их потратить особо на рассматривался.
С детьми: Я честно хотел взять с собой старшую дочку (ей 8). Но не срослось. Однако всю дорогу присматривал, а как тут, если с детьми? Получается, что вполне да. Тропа ничем особо выдающимся не испугала, а сама по себе жутко интересная (ну если ребенок адекватный и не начнет ныть, или наоборот убегать сильно вперед). Насекомых опасных не замечено (хотя в описании есть скорпионы). Но надо понимать, что скорость и силы ребенка меньше, чем у взрослых, и при планировании перехода делить расстояния примерно на два. В одном месте (самая верхушка Гёйнюк каньона) пришлось поканьонить метров 100. 1-2 места пройти по бревнышку, влезть на камень. Но все на малых высотах, можно подставить плечо или взять за шкирку. И, наверное, для ребенка это место и станет самым интересным.
С палатками (или без): Много обсуждали, а не пойти ль нам без палаток. И все-таки хорошо, что мы взяли ее. Всего 2 ночи из 6 были в гвестхаусах. Можно было построить маршрут чуть по-другому (где-то не дойти, где-то перейти), но 2 ночи на этом участке Ликийки останется в любом варианте. Ночь на Чукур Яйла еще под вопросом (там есть какие-то временные поселения, при нас уже пустые, но в сезон там пункты продажи гранатового сока и кока-колы. Возможно где-то и есть приют, но скорее похожий на просто навес или сарай. Так что предполагаю в палатке там комфортнее и теплее (это важно, высота уже большая). И второе место - Химера. Там просто логичнее и интереснее заночевать в лесу рядом с огнями, чем проходить их мимо, а потом возвращаться в темноте наверх. Дело в том, что огни гораздо лучше рассматривать ночью (вечером), при уже севшем солнце.

Это я немного надиктовал по карте что, где...

Теперь, наверное, стоит уменьшить технические детали и добавить впечатлений. Если честно, не думал, что будет так здорово. Турция все же не Непал, и даже не Кавказ. Но красота действительно оказалась необыкновенная. Или я сильно по горам соскучился. Вот есть вакуум, в котором вроде бы нет вообще ничего. Но, оказывается, у вакуума есть диэлектрическая и магнитная проницаемость. А есть тишина, в которой вроде тихо, но тоже что-то скрыто. Первая же ночь, едва поднявшись на 200 метров вверх от входа в Гёйнюк каньон, поразила величием и молчанием окружающих скал и леса. И полной луной, залившей все склоны серебристым цветом. Тишина была звенящая, ни шороха падающих листьев и веток, полный штиль, ни жужжания насекомых, птиц или вообще чего-либо. Раз в полчаса могла лишь крикнуть с эхом выпь, лишь добавляя ощущения волшебной чащи.

При свете дня поразило, насколько читая тропа. Ни фантика, ни баночки в потухших кострах. Где-то на 2-3 день ощущение нарушалось, когда ходили по населенной местности. Появлялись медицинские маски и баночки. Но все равно, в количестве несравнимом с любой тропой в Крыму (хотя я давно там не был, но обычно Ликийку сравнивают именно с Крымом, а там навряд ли стало чище чем 10-20 лет назад). Второй день Ликийки то подымался вверх, то спускался, шел от яйлы к яйле, пересекая иногда какие-то сезонные постройки (дачи?). Из каждой дубравы дышала осень. Желтая и красная, хотя при зеленой траве яйлы не такая яркая, как на Тверских болотах. Но деревья... Раньше я не примечал платаны. Теперь это навсегда. Началось с какого-то то ли 2.5 то л 2.9 тысячелетнего платана в Гедельме, возле разрушенной церкви. Сколько было всем последующим платанам я уж и не знаю, но раскидистые и извилистые, они напоминали лес дерева Бодхи. Кончилось тем, что в Бейчике мы заночевали прямо на платане, хотя по размеру некоторых дупел, можно было заночевать даже "внутри платана". В данной местности распространено устройство разноуровневых площадок на ветвях, соединенных лестницами.

Еще одна особенность Ликийки - попадающиеся раз в сутки (или раз в полдня) пансионы и кафешки. В сезон такое почти наверняка, в несезон они были чуть реже. Просто перекусить, как это в лоджиях Непала, не вариант. Почти наверняка вас ожидает пиршество турецкой кухни (кстати, очень достойной). Это действует в Гейнюке, Бейчике, Ульпинаре. Идти далее после такого более двух часов по тропе невозможно. В остальных местах может быть и не столь ярко (особенно не в сезон), но начинается всегда со стакана свежевыжатого гранатового сока (в ноябре). Цена стакана на наши деньги - 70 рублей. Сок проливается в иссушенное переходом горло и вызывает неограниченное восхищение. Сока так много, что в какой-то момент я просто перестал его пить, больше не мог (перешел на пиво). По турецкой кухне можно писать целое эссе, ограничусь топами. Нам очень зашли айдары (творог с чесноком, типа узбекской сузьмы), котлетки кюфте, печеная баранина и рыба (из местных прудов, не морская). С рыбой получилось смешно: мы требовали супа (есть такой турецкий чечевичный, заливается сверху лимонным соком). Требовали супа словами "чорпа! чорпа!" (по-узбекски шурпа значит, хотя шурпа, конечно, не чечевичный. Алибелек (хозяин "Ривьеры") нас поправлял: "не чорпа, а чупра!". Он все готовил в печи, и когда пригласил на фотосессию трех пекущихся в печи рыб, мы слегка напряглись. Рыбу то мы не заказывали. Она оказалось очень вкусной, и мы ее съели, но места под суп не оставалось, что вызывало опасения. Но суп не принесли (Слава богу!). Лишь через два дня в Чиралы, в нормальном кафе с русско-турецким меня выяснилось, что Cupra - это Дорадо). В кратком обзоре еще надо выделить айран. Такого айрана как в турецких магазинах (и каче) нет нигде более в мире. Я уж боюсь предположить, какой айран у них домашний.

Ну ладно, хватит о еде... Мы же в горы! Ключевой горой этого участка была гора Тахталы (она же Олимпос). Как0то брожение по лесам с рюкзаками казалось недостаточным без настоящего безлесого восхождения. Горы торчали со всех сторон, мы, выходя на открытую местность и глядя в телефоны со встроенным компасом и картами спорили, какая из них какая, и через какой именно перевал идёт тропа. А потом наступила очередная ночь. И обрушилась звездным небом, впечатляющим, как всегда впечатляет ночное небо жителей мегаполиса. Даже Луна не сильно мешала (с этого дня я мечтал поспать без палатки, и в последнюю ночь, там было пониже и потеплее осуществил мечту). Глядя на звезды, пустили в ход все свои знания астрономии, идентифицировали самую первую звездочку, как Юпитер, потом классический Денеб-Альтаир-Вега, потом Сатурн (!), а затем и Венеру. Это совершенно точно и правильно, нам помогал мобильный Stellarium!)) Но вот насчет Венеры разгорелись споры, и, присмотревшись, мы выяснили, что это не Венера, а светящийся дом на вершине горы. Горой оказалась та самая Тахталы, потому что на ее вершину из Кемера идет канатка. Действительно, всё как в Крыму, только увеличенное. Тахталы имеет высоту 2366 над уровнем моря. На вершину можно либо на канатке, либо с тыльной стороны, где как раз пробегает Ликийка.

Лагерь разбили в лесу сказочных сосен (описать сложно, смотрите фото) на уровне 1700. Чтобы понагнетать в абсолютно спокойном релакс-трекинге была разведана в интернетах информация о завтрашнем дожде. Но дождь (которого не оказалось) обещался во второй половине дня, а пройти мимо такой горы нельзя. Поэтому, проснувшись в 7 утра, мы решились на утреннее восхождение, чтобы успеть до дождя, а во второй половине дня уйти дальше до Бейчика (и вообще говоря, успеть в итоге на самолет домой). Ажиотажа добавляла цифра в 666 оставшихся метров набора высоты. 666 сдались за два часа, но уйти с самой вершины было непросто. Представьте себе суровый взлет вверх (правда, не очень простой, но вполне доступный для всех), а на вершине ресторан. И ладно, что соки тут теперь стоят по 450 рублей, как в Московском ТРЦ. Тут еще и еда. И потом еще раз соки. В общем, гульнули (нигде ни до, ни после так сильно не гуляли). И вниз. А потом в Бейчик, к рыбе и сокам на ветках платана. За сутки скинули с вершины 1500 метров. Спуск очень красивый, хотя местами резкий и ноги устают сильно, надо с палочками и осторожно. А главное - не очень понятно, как если в обратном направлении идти тропу?! За сутки если, то кажется каким-то уже подвигом (при этом вода есть снизу на 900-1000 метрах, а потом появится только на Чукур яйле на 1600-1700, да и стоянок между этими высотами почти нет ровных).

Еще один ключик маршрута - огни Химеры. Примерно столько же, сколько растут платаны, тут сквозь щели в породе вырывается наружу природный газ (однажды кем-то подожженный и горящий поныне). Скорее всего даже всё это старше платанов, просто первые греческие колонисты появились здесь 2,5-3 тысячи лет назад и горящие "вечные огоньки" из горы приписали чудовищу Химеры, живущему где-то внутри. Всего групп огней две: Верхняя (почти на вершине, больше из-за тропы похожей на перевал), и Нижняя. Где-то читал, что Верхняя Химера даже работала, как маяк. Огни эти видно даже днем (не все), но полноценно посещать Химеру стоит, конечно, ночью. Можно и зефирки пожарить (услужливо продаются в Ульпинарском магазине). На Нижних Химерах по вечерам - все население Чиралы. На самом деле все гости-туристы Чиралы. Там от автостоянки путь займет около 15-20 минут. Поэтому, наверное, интереснее и предпочтительнее посидеть с зефиркой на Верхних Химерах. Отсюда вывод, что по минимуму напрашивается вторая палаточная ночь (у нас была уже четвертая). Все тот же сказочно тихий лес, залитая лунным светом местность, огни Химеры и легкий бриз, прорывающийся с моря (хотя нет, вру, учитель географии должен писать, что легкий бриз, дующий на море). И разговоры обо всех местах на свете и путешествиях. Потому что на Верхние Химеры приходят пешком путешественники, которым не нравятся Нижние Химеры. Впервые мы ночевали со своей палаткой не в гордом одиночестве, а в компании еще четырех палаток.

Чиралы отлично подходят как пункт сброски. Отмыться в душе, забежать на 5-30-300 секунд в море (в зависимости от закаленности человека). В конце ноября бодрило, но вполне себе адекватно еще было. Можно посетить развалины Генуэзской крепости или древнегреческого Олимпоса (там внутри обнаружил саркофаг Алкесты - героини из "Безмолвного пациента"). Но в целом, конечно, банальное обжорство и свежевыжатые соки. Кстати, тут целый комплекс рыбных ресторанов. Чиралы - деревня на море с удобным хорошим пляжем, но не попавшая под каток урбанизации и глобализации Анталийского курорта по той причине, что трасса прошла чуть выше, над деревней (Химеры как раз между трассой и Чиралы). Огромные туристические автобусы сюда не могут заехать. Кемер и Бельдиби, например, попали "под раздачу". Чиралы же, по сути, осталось, как огромная апельсиновая роща около песчаного пляжа, разрезанная на делянки различными 1-2 этажными пансионами.

После Чиралы Ликийская тропа уходит вдоль моря на юг к Алдарсану и маяку, потом поворачивает на запад к Демре и Кашу. Но нам пора домой, неделя школьных каникул закончилась. Было довольно интересно, так, что подумываем продолжить по тропе едва ль уже не на этот Новый Год. Ну а что? Снега нет (только дождь), а свежевыжатые соки никуда не денутся.

PS все-таки настойчиво рекомендую изучать погодные сводки, потому что дождь (особенно зимний), может оказаться 4-5 дневным и тропическим. Такое бывало и будет. Но Турция благостная для туризма страна, можно просто рвануть в другой ее краешек))

Теперь немного фото...
Только самые красивые (потому что долго все равно смотреть никто не будет)

покупаем газ в Декатлоне

сложности ожидали нас уже в самом начале пути

Это не Цзючжайгоу и даже не Плитвицкие озера, это каньон Гёйнюк

первая ночека была где-то в центре этой фото

редкий источник воды

при пересечении яйл, иногда приходилось перелезать коючаю проволоку, ограничивающую выпас скота. При этом сам скот так ни разу и не попался...

довольно часто пападаются "домики на дереве"

редкий родничок

улицы Гёдельме. Вместо ручья - листья

крепость в Гёдельме. Еще там есть пещера (экскурсионно оборудованная), но мы не пошли

Это Луна, Кемер и море. Огни - фонари вдоль дороги внизу

иногда в руьях есть вода

платанище!

ковбойское ранчо

особенность сосен в том, что на определенной высоте из-за ветров они начинают обламываться.

жили на такой площадке, прямо на дереве

так Ликийская тропа пересекает автотрассу

на этом повороте из Ульпинара начинается путь к Химерам

Верхние Химеры ночью

Верхние Химеры днем. И Чиралы с Белым морем (Akdeniz) внизу

Нижние Химеры

символ Туризма в Турции - Голубой глаз. Он есть везде (по всей стране). Это бренд

да, совсем забыл, из напитков еще кофе... но просто я не кофеман совсем. но иногда это красиво

кошек, кончено, тьма. этому ничего не дали (смотрит неодобрительно)

вышли в к морю

автор отчета в апельсиновой роще Чиралы