Водный поход, река Лоймола

Идет загрузка карты ...
Общая смысловая идея похода: Повышение квалификации участников, Прохождение порогов 2-3 к.с.; Прохождение и изучение нового маршрута; Подготовка новичков к участию в походах более высокой категории сложности. График движения: Москва - Петрозаводск Петрозаводск – п. Лоймола Сплав по реке Лоймола: п.Лоймола - старый мост, урочище Вярякоски Сплав по реке Лоймола: урочище Вярякоски - оз.Корпиярви - оз.Сариярви 14 3 Сплав по реке Лоймола: оз.Сариярви - оз.Кариярви - оз.Ораваярви - оз.Хисъярви 4 Сплав по реке Лоймола: оз.Хисъярви - оз.Калаярви - оз.Ивкожское 5 оз.Ивкожское - мост автодороги Сортавала-Петрозаводск Мост автодороги - Петрозаводск Поезд Петрозаводск - Москва
 

Техническое описание маршрута
1 день. 
Переход: Петрозаводск – п. Лоймола (автобус, 170 км),
сплав по реке Лоймола: п.Лоймола - старый мост, урочище Вярякоски
Протяженность - 7 км
Ходовое время - 3.20
Выехали из Петрозаводска на автобусе в 9:30, в п.Лоймола приехали в 13:30. После обеда и сборки судов в 16:40 вышли на маршрут
За переход прошли шесть шивер, сделали проводку судов под старым мостом.
Остановились на ночевку за мостом на старом карьере в 20 часов.
Подробное техническое описание пройденного участка:
Река Лоймола расположена в восточной части посёлка сразу на въезде после таблички о въезде в населённый пункт со стороны города Суоярви.
Для подготовки к сплаву и сборки судов можно расположиться справа на ровной поляне на берегу озера или слева на менее ровной поляне на левом берегу реки. Здесь же из одноимённого озера вытекает река Лоймола. Сразу за истоком через 30-40 метров небольшая каменная гряда, которую лучше обнести для сохранности судов и начать погрузку в небольшом заливчике сразу за мостом на левом берегу.
В 50-60 метрах ниже автомобильного моста расположен железнодорожный мост, под которым русло реки сужается. Явно выраженных препятствий нет, проход по струе.
За железнодорожным мостом река протекает по дуге мимо последних жилых построек и разлива справа.
От железнодорожного моста до первой шиверы 3 км сплава по тихой воде. За 20 минут до первой шиверы русло реки пересекают две высоковольтные линии электропередач.
П-1 представляет из себя небольшую шиверу протяжённостью около 40 м. Шивера просматривается с воды, проход по струе.
Через 60-80 м – П-2 (протяжённость – 250 м, ширина 6-8 м). шивера с поворотом налево, более мощная чем предыдущая, плохо просматривается с воды. Мелко, есть надводные камни. Левая протока перегорожена грядой камней.
Через 500 м – П-3 (протяжённость – 100 м). Слева небольшая скала, перед которой по необходимости можно остановиться для осмотра препятствия. На скале можно организовать ночёвку. Шивера с поворотом налево, справа – ряжевая стенка. На выходе посередине – надводный камень с острым верхним краем.
Через 400-500 м – П-4 (протяжённость – 30 м). Русло реки справа на 4/5 перегорожена каменной грядой с брёвнами (остатки ряжевой стенки). Слева под самым берегом узкий слив шириной 2,5 м.
Через 400-500 м – П-5 (протяжённость – 350 м). Слева перед шиверой скала (высотой 1,5 м), на которой расположена туристская стоянка, оборудованная небольшой кучей мусора. От скалы идёт серия небольших перекатов и шивер, русло реки небольшими островками разбито на несколько рукавов. В основном русле много подводных и надводных камней.
300-400 м до П-6 (протяжённость – 150 м). Проход под левым берегом, справа – много подводных камней и небольших островков с деревьями. Справа за шиверой высокий берег.
Через 1 км – старый полуразрушенный деревянный мост. Возможен обнос препятствия слева и справа от моста.  Слева от моста на дороге можно организовать ночёвку, но лучше её организовать в 100 м ниже на левом берегу в старом карьере. Здесь достаточно много ровных площадок и сухих дров. От посёлка до моста длительность сплава около 3 часа 20 мин.
2 день. 
Переход: сплав по реке Лоймола: урочище Вярякоски - оз.Корпиярви - оз.Сариярви
Протяженность - 14 км
Ходовое время - 7.30
Выход в 9:30.
За дневной переход прошли 14 шивер и порогов, в том числе порог "Веер" (2 к.с.), порог "Ядрена вошь" (2 к.с.), порог "Раякоски", пересекли озеро Корпиярви (за 10 минут хода до озера пообедали), на ночевку встали на острове на озере Сариярви.
Подробное техническое описание пройденного участка:
Через 600 м – П-7 (протяжённость – 80 м) несложная шивера. Русло реки с обеих сторон перегорожено каменными грядами с остатками ряжевых стенок. Проход по центру. Справа – удобный для стоянки берег.
Через 300 м – П-8 (!!!) (протяжённость – 300 м). Узкое русло реки с поворотом направо, затем налево с сильной струёй. В этом месте русло реки упрятано деревьями от солнечных лучей. Часто в период более раннего начала сплава здесь можно наблюдать такую картину: безобидный вход, по обеим берегам ледяные берега, струя становится мощнее, льдины с берега постепенно смыкаются острыми лезвиями на уровне шеи, переходя в сомкнувшийся ледовый мостик. В случае неблагоприятной обстановки возможна проводка судов справа по узкому руслу, протекающему среди деревьев, на выходе много камней. За шиверой справа возможна ночёвка на возвышенном сухом берегу.
От П-8 15 минут пути до озера. Перед озером река разделяется на три рукава. Справа на входе в озеро хорошая стоянка. Стоянки для ночёвки можно найти на правом берегу вплоть до выхода реки из озера.
Через 300-350 м после озера – П-9 (протяжённость – 50-60 м) несложная шивера.
Дале 1,5 км плёсов, за которым следует П-10 шивера протяжённостью – 300-350 м. Слева на выходе ряжевая стенка. Проход по струе по левому краю.
Через 100 м П-11 – порог "Веер", в центре - порог водопадного типа (протяжённость – 40 м, 3-я кат. сл.). Общая протяжённость порога около 200 м. Порог начинается шиверой с островом посередине (обход слева). Проход по струе по правому краю, затем переход по мелководью к левому берегу, откуда заход в водопадный слив. В сливе с обеих сторон - горизонтальные каменные зубья. Слив высотой около 2-х метров (протяжённость 30-40 м), в нижней части слива бочка, далее – продолжение шиверы около 80 м.
Сразу за порогом П-12. Проход по струе.
Через 20 минут сплава по "тихой воде" – разлив (озеро). Перед ним прямая протока направо, в конце которой слышен шум порога. Лучше идти по ней, чем в обход по часовой стрелке через озеро (этот путь почти в четыре раза длиннее). 
Сразу за озером (или в конце протоки) – П-13 (протяжённость – 30 м), проход по струе, в конце слива небольшой пульсирующий вал.
После П-13 10 минут до озера Корпиярви. На выходе из озера небольшая шивера протяжённостью 15 м. За ней через 100-120 м порог П-14 ("Ядрёна вошь", протяжённость 120 м). Русло разделено ряжевой стенкой на две протоки (левая не проходима). Заход по центру. На сливе пульсирующий вал. 
За порогом справа через 200 м высокий берег удобный для ночёвки.
Через 500 м – П-15 (протяжённость – 60 м) несложная шивера. Река сужается до 5-6 м. Посередине остров, чистый проход справа, слева – камни.
Через 100-120 м – П-16 (протяжённость – 50 м) несложная шивера. Проход по центру. Слева после шиверы живописные скалистые берега.
Через 400 м – П-17 (протяжённость – 80 м) несложная шивера. Посередине реки расположен остров. Левую протоку отгораживает ряжевая стенка. Проход по центру правой протоки. Справа скала высотой 2 м.
Через 150 м – П-18 (протяжённость – 60 м) несложная шивера. Посередине остров. Левую протоку отгораживает стенка. Проход по правой протоке по струе.
Через 100 м – П-19 (протяжённость – 300 м) порог "Раякоски", просматривается с воды. Слева ряжевая стенка. Проход по струе. После порога резкий поворот направо.
Через 400-500 м – П-20 (протяжённость – 10 м) несложная шивера. Правую часть реки перегораживает мель из камней и брёвен. Проход по струе.
За П-20 озеро Сариярви. Остановиться на ночёвку можно на острове или правом берегу (в различных местах, вдоль всего озера). На выходе из озера слева перед шиверой тоже высокий берег удобный для стоянки.
3 день. 
Переход: сплав по реке Лоймола: оз.Сариярви - оз.Кариярви - оз.Ораваярви - оз.Хисъярви
Протяженность - 14 км
Ходовое время - 6.30
Выход в 10:15.
Пересекли оз.Сариярви. На выходе из озера протяженная шивера П 21, затем через 300м порог Цис (2 к.с.). На участке в 1,5-2 км еще две шиверы и затем порог "Табун" (3 к.с.). Обсудили тактику прохождения порога, затем поочереди суда прошли порог. Внизу порога встали на обед. После порога "Табун" до озера Ораваярви прошли еще 3 шиверы. Из озера Ораваярви вышли в озеро Кайтоярви, затем мост и в озеро Хисъярви. Встали на ночевку на маленьком островке в 19 часов.
Подробное техническое описание пройденного участка:
Сразу за озером П-21 (протяжённость – 700 м) несложная шивера. Вход в шиверу узкий, река зажата между откосами автодороги. При прохождении шиверы необходимо маневрировать между надводными камнями и подтопленными островами. Проход по струе.
Через 500 м П-22 (порог "Цис", протяжённость 80 м, 2-я кат. сл.). порог просматривается с воды, проход по струе справа. В сливе острый надводный камень. Необходим осмотр порога. Осмотр по правому берегу.
Через 500 м – П-23 (протяжённость – 30-40 м) несложная шивера. Проход по струе.
Через непродолжительное время начинается серия перекатов и шивер, которая завершается П-24 шиверой с сильной струёй по мелководному руслу (проход вдоль правого берега). За шиверой через 100 метров начинается самый сильный на реке порог П-25 ("Табун").
П-25 ("Табун", общая протяжённость 250-300 м, 3 кат. сл.). Осмотр порога по правому берегу. В случае малой и средней воды, возможно прохождение верхней части порога до поворота налево, где можно зачалиться в небольшом улове у правого возвышенного берега. За поворотом (и местом зачаливания) начи-нается основной слив. Разогнавшись, после "смачной" бочки поток реки поворачивает направо и наваливается на скалу (от которой в среднюю и малую воду можно уйти). После скалы необходимо совершить резкий манёвр, пересечь сильный поток направо в обход острых надводных камней. Справа за порогом разлив. По правому берегу идёт тропа для осмотра, обноса вещей и средств сплава. Здесь же, в конце порога, можно организовать обед.
Сразу за порогом "Табун" река делает крутой поворот налево, оставляя справа разлив, и переходит в протяженную (800 м) шиверу П-26, окончание которой не просматривается. Возможен сплав без осмотра, траверсируя реку от улова к улову (небольшие заливы, размером с один рафт расположены в шахматном порядке), которые хорошо просматриваются с воды. Справа за шиверой красивые, высокие многоуровневые скалы.
Через 400-500 м – П-27 (протяжённость – 60 м) короткая шивера. Река сужается до 8 метров. В сливе – пульсирующий вал. Проход просматривается с воды.
Через 1 км небольшая шивера П-28 – безобидный слив, проход по центру. Справа возможна стоянка.
Через 400-500 м река пересекает остатки старой лесной дороги и входит в озеро Ораваярви. Движение вдоль правого берега. На озере есть удобные стоянки для ночёвки.
Озеро Ораваярви и Хисъярви разделяет автомобильный мост. Высота моста позволяет сплавиться под ними с экипажем и вещами. Слева и справа есть удобные места для ночёвки.
Движение вдоль левого берега. В конце озера, в левом дальнем углу вход в реку.
4 день. 
Переход: сплав по реке Лоймола: оз.Хисъярви - оз.Калаярви - оз.Ивкожское
Протяженность - 13 км
Ходовое время - 3.30
Выход в 10.30. В 14 часов встаем в южной части озера Ивожское.
Подробное техническое описание пройденного участка:
Далее плёс до порога П-29 "Осиновый каньон". В конце озера Ивкожского слева перед небольшим каменистым мысом хорошая стоянка в сосновом бору. Отсюда по грунтовой дороге можно попасть в д.Колатсельгу (6 км). Есть мобильная связь.
5 день. 
Переход: сплав по реке Лоймола: оз.Ивкожское - мост автодороги Сортавала-Петрозаводск
Протяженность - 4 км
Ходовое время - 2.00
Выход в 9.20. Через 3 км порог "Осиновый". Проходим порог без просмотра. Через 0,5 км шивера, а затем через 1,5 км последний порог. Сразу за ним мост. Причаливаем, разбираем суда, обедаем. В 14 часов уезжаем на автобусе в Петрозаводск (140 км).
Подробное техническое описание пройденного участка:
От окончания озера до порога 30 минут сплава по реке.
В конце разлива начинается порог П-29 "Осиновый каньон" (протяжённость 220-250 м, 3-я кат. сл.). Осмотр по правому и левому берегу. Река входит в русло с возвышенными берегами, которые постепенно переходят в скалистые. Разогнавшись, поток, врезается в скалу с неприятным каменным уступом, отбивается влево и, далее повернув от скалы на 90 градусов, в сильном потоке с небольшими бочками и пульсирующими валами стекает вниз среди кустов. За порогом слева за островами есть место для зачаливания судов. В случае прохождения порога по струе, возможен вынос судна на скалу с дальнейшим подтоплением борта со стороны потока или переворот судна. 
Через 500 м – П-30 (протяжённость – 80 м) короткая шивера. Проход по струе.

Через 1,5 км сплав по реке завершается последним препятствием П-31 (протяжённость 300 м, 2-я кат. сл.). В нижней части порога левее середины сильный поток рассекает огромный булдыган, который необходимо обойти справа. На выходе – поворот направо, надводные камни и пульсирующий вал. Сразу за порогом через 300 м автомобильный мост трассы: Пряжа – Сортавала. Остановиться можно слева перед мостом или справа чуть в стороне. Слева возможно организовать ночёвку среди мусора и клещей. Под мостом небольшая шивера. От моста до магазина, расположенного в начале посёлка 3 км пешком. Мобильная связь начинается в 1 км от моста в сторону деревни.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Карелия
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 2