Общая информация и впечатления

Общая информация о походе
Участники
: Костюхина Екатерина (автор), Столяров Александр
Даты проведения: 25 февраля-8 марта 2012, 12 ходовых дней, без дневок.
Маршрут: Luang Prabang – Pak Xeng – Sam Neua – Na Meo – Hoa Binh – Ha Noi.
Расстояние 775 км, диапазон высот от 6 до 1606 м, набор высоты 14-15 тыс. м.
Стиль: ночевки только в палатке, кроме ночей после и перед перелетом и одной ночи в середине похода, готовка на горелке, весь маршрут  на велосипеде.
Погода: диапазон температур днем 32-39 градусов, в среднем 36 градусов, кроме последнего дня. Диапазон температур ночью: 20-30 градусов. Солнечно, за весь поход полтора дня с осадками.
Задать вопросы и оставить комментарии можно в контакте или здесь.
дополнительную информацию по треку можно посмотреть на жпслибе

статистика по дням
дата километраж набор
25 февраля 43 560
26 февраля 55 1257
27 февраля 31 1152
28 февраля 51 838
29 февраля 42 1249
1 марта 49 1265
2 марта 65 1690
3 марта 65 1333
4 марта 73 866
5 марта 74 1076
6 марта 91 1309
7 марта 80 1062
8 марта 57 124
  776 13781

 
 
Мои впечатления и полезная информация
Когда я села писать этот отчет, то столкнулась с сложностью в систематизации впечатлений - в этом походе мы просто ехали, останавливаясь при наступлении вечера где придется, а дни перетекали один в другой, не отмеченные какими-то особенными "приключениями" (если не считать приключением всю подобную поездку). Поэтому статистику по дням я привела в начале, а сам отчет разделила на логические участки.
В этой и следующей главе я постаралась собрать все информативно важное. А дальше уже - литературно-фотографически о том, что мы видели по пути.

1)    ощущения. Как у человека, ни разу до того не бывавшего в Азии, первое мое ощущение – шока. Увидеть вживую то, что видела в кино и читала в книгах – как удар по голове. Потом, первые дни похода, я, честно, думала «скорее бы это закончилось, я хочу домой!!!». Только на вторую неделю похода, по мере акклиматизации и вживания, окружающее стало ощущаться уютным и начало действительно радовать.
 2)    границы. В Лаосе и Вьетнаме идеально гуманный визовый режим. Никаких проблем, никакой регистрации, все быстро и бесплатно. (см. в следующей главе)
 3)    погода. Согласно средним климатическим данным, на севере Лаоса и Вьетнама самые жаркие и дождливые месяцы - с апреля по октябрь. Осадков примерно в 4 раза больше, чем летом в Петербурге, средние дневные температуры - 27-28 градусов, максимум около 40.
В феврале-марте климатические данные указывают небольшие осадки и средние температуры 17-22 градуса, то есть прекрасную погоду :) Однако, нам не повезло - погода оказалась значительно жарче, как написано выше - 32-39 градусов днем, 20-30 градусов ночью. И все это при неизменно безоблачном небе и часто полном безветрии. Никогда еще мне не приходилось так мечтать о встречном ветре - даже малейшее дуновение делало жизнь существенно легче!
При температуре около 36 ехать на велосипеде еще как-то можно, но тащить его в гору - ну совсем тяжело. Поэтому первые дни мы находились на грани обморока, почти не могли есть, и я не могла спать. Ночью было не особо прохладнее чем днем. Нам, прилетевшим из Питерской зимы, перейти от температуры -20 к +35 и с дистиллированного замороженного воздуха на насыщенный влажностью и ароматами было тем более сложно.
Еще интересная особенность – на высотах 1000-1500 метров было значительно жарче, чем внизу. Вероятно потому, что внизу солнце немного приглушала дымка, а на высоте ее не было. Так что мой расчет, что в горах прохладнее, полностью не оправдался. В принципе, если позволяет время, поход лучше начинать с нескольких дней спокойной акклиматизации, после нее движение идет в разы легче.
Удивило, что, несмотря на палящее солнце, мы не сгорели. Только в середине похода был один-два дня, когда кожа немного побаливала из-за солнца. Но после похода не облезла, хотя в средней полосе мы оба облезаем по несколько раз в год. Так как у нас не было возможности смывать с себя грязь, то использовать солнце-защитные средства мы не могли, и подобная "мягкость" солнца оказалась очень кстати.
 4)    вода. В это время года, март, в горах было почти не встретить воды. Джунгли абсолютно высушенные. Так что по 2-3 дня, при такой-то жаре, было не то что помыться, а даже и не умыться. Воду в бутылках регулярно можно было купить в деревнях, что очень помогало, но все равно мы запас воды на день плюс ночь всегда возили с собой, так как деревни иногда вовремя не обнаруживались. И уходила вода, понятно, на жаре очень быстро. На двоих на ходовой день, не считая ночевки, у нас уходило ок. 3-4 литров воды плюс 4-5 литров напитков. Но мы люди мало-пьющие, а людям среднестатистическим стоит рассчитывать на бОльшие объемы. Вот в кусты бегать не приходилось - вся выпитая вода испарялась через кожу.
При наличии пустых бутылок воду можно в деревнях и просто просить, методом демонстрации пустой бутылки.
Иногда встречались родники у дороги, причем то их было много, то день-другой ни одного. Там можно было умыться, но помыться, конечно, никак - по дороге все время кто-нибудь да проезжает. Мы иногда набирали воду для питья из родников, но потом обязательно обрабатывали ее УФ-стерилизатором.
Рассчитывать на купание в реках не стоит. Иногда можно, но, как правило, вода какая-то липкая и неприятная. Во-вторых, если река не в глубоком ущелье с кустами, обычно рядом есть деревня и ходят толпы народа.
 5)    медицина. Наиболее остро в этом походе у нас встала проблема натирания. Попы страдали сильно, так как одежда была постоянно мокрая. Также все мокрое быстро начинало дурно пахнуть. Например, миски - мы их мыли после еды и убирали, но они вскоре начинали издавать неаппетитный запах и перед следующей едой их снова надо было споласкивать. Про одежду я молчу. И вообще, жесткая антисанитария везде и во всем! Пытаться охранять "внутреннюю среду" - дело бесполезное.
Средства для заживления ран и разнообразные мази с антибиотиками оказались очень кстати. Потребности в антибиотиках для глаз и внутрь у нас не возникла, но их бы я тоже посоветовала иметь с собой.
Расстройство желудка было только у меня и в незначительной форме - одна чашка смекты проблему быстро решила.
А вот прививки у нас сделаны никакие не были, но не по логической причине, а из-за болезни перед походом.
 6)    продовольствие. В деревнях есть масса магазинчиков, даже в достаточно удаленных.
В них можно купить: воду, газировку и сокосодержащие напитки; бомж-пакеты; к чаю, что-нибудь вроде печенья.
Такие вещи как как консервы, макароны, сгущенку и что-либо для бутербродов можно купить только в райцентрах и то, если долго искать.
Вся еда, если это не консервы или макароны, естественно, тухнет мигом.
В первую часть похода нам очень пригодилось привезенное с собой сушеное мясо, благо оно не портится даже в таком климате. Весной также не купить фруктов, тогда как осенью, судя по отчетам, их активно везде продают.
Но, конечно, у тех, кто едет налегке между гэст-хаусами, проблем с продовольствием быть не должно.
В Лаосе в больших городах, а во Вьетнаме повсеместно, имеются кафешки, где можно поесть суп или что-нибудь поджаренное на огне. Но это не для брезгливых - окружающая антисанитария у человека впечатлительного вполне может отбить всякий аппетит.
 7)    ночевки. У нас была с собой палатка вега-2 (Снаряжение). Ее большой минус - плохо проветривается. Зато большой плюс - она маленькая и не требует колышков для установки. Поэтому у нас проблем с местами для ночевки не возникло - как только начинало темнеть, мы легко умещали палатку на склонах или в кустах у дороги где были. Но для группы с больше чем одной палаткой, боюсь, из всех наших ночевок подошло бы разве что две, и поиск подходящего места занял бы некоторое время.
 8)   населенность. Во время всего похода нам не встречалось мест, где бы не бродили местные. Даже в местах относительно небольшой плотности деревень, джунгли истоптаны тропами, по которым регулярно ходят. Уединение в ЮВА, кажется, в принципе невозможно. Но, к счастью, приставать с любопытством и проявлять навязчивость здесь (в целом) не принято. Ну а мы все-таки старались спрятаться.
 9)    люди. Очень важный позитивный момент – сотни искренних улыбок и приветствий, каждый день! Особенно нам радовались дети, высыпали из домов, верещали и махали ручками. Взрослые в Лаосе были сдержанны, а вот во Вьетнаме реагировали бурно и часто были поводы посмеяться и им, и нам. Мы по мере возможности отвечали на приветствия, все-таки это приятный труд :)
Но на относительно дикой дороге в горах Лаоса нам встретились деревни горных племен, где люди совсем не выглядели доброжелательными, из которых мы были рады, что ноги унесли. Подчеркиваю, нас никто не трогал (кроме одного неприятного случая), но есть еще и ощущение - под десятками довольно мрачных взглядов хочется смыться побыстрее. А смыться в горах непросто - деревни находятся во впадинах гор, и выезд из деревни был обычно подъемом, в который мы ооочень медленно затаскивали велосипеды. Так что гордо уехать было никак невозможно, и это несколько нервировало.
  Поэтому, по моему мнению, не следует забывать, что находишься в чужой стране, где никто не обязан тебя любить и не трогать, а законы в глубинке устанавливают только сами люди. Мы четко придерживались правила только улыбаться и не проявлять ничего, что могло бы быть похоже на агрессию. Поэтому и к нам никто агрессии не проявил.
  Сравнивая лаосцев и вьетнамцев, по моим ощущения, вьетнамцы куда более непосредственные и коммуникабельные. Хотя по прошествии времени мне сложно вспомнить, как же это мы и люди, мимо которых мы проезжали в деревнях или которые проезжали мимо нас на мопедах, успевали шутить и придуриваться, однако помню - смеялись что мы, что они постоянно. Кажется, мы строили друг другу рожи... Когда находишься в такой среде долго, вопрос языкового барьера куда-то пропадает и общение совершенно естественно начинает осуществляться мимикой и жестами. Но точно вспомнить процесс коммуникации потом как-то не получается :)
   Вообще, среди бэкпекеров и независимых туристов бытует мнение, что азиаты, особенно вьетнамцы, склонны дурить и обманывать иностранцев. Ничего подобного мы не встретили! В деревнях Лаоса просто выбирали продукты и протягивали пачку денег, чтобы продавец сам взял сколько нужно. Никаких попыток взять больше, чем стандартная расценка, не было. Если нас что-то не устраивало, можно было забрать пачку денег назад и уехать. Во Вьетнаме, начитавшись отчетов про "злобных вьетнамцев", мы цену спрашивали. Но попыток надурить все равно не было - цены-то мы выучили, так что могли сравнивать.
  Попрошайничества или отношения к нам "как к мешкам денег" мы не встретили ни в каком виде, ни в диких местах, ни в цивилизации! Видимо, человек на велосипеде, покрытый пылью и царапинами, тащущий все с собой и существующий наравне с остальными обитателями дорог и турист-бэкпекер, вылезший погулять из гэста или купивший экскурсию - разные люди в понимании местных. В моем понимании, кстати, тоже разные, да не обидятся на меня бэкпекеры :)
 10)    ситуация на дорогах. Очень понравилось поведение водителей, как авто, так и мото. Они любят сигналить и шуметь, к этому надо было привыкнуть. Однако, реально стараются не сбить, в отличие от наших. Пропускают, максимально аккуратно объезжают, не спешат. Можно сказать, что, в отличие от России, здесь не было постоянного ощущения, что водители желают твоей смерти.  Кроме того, мы явно никого не раздражали. Можно было спокойно усаживаться (или укладываться) на проезжую часть – и при этом проезжающие мимо вовсе не разражались сердитым гудением и не приставали с нравоучениями, как в цивилизованных странах, а просто объезжали. Так что на дорогах, вне зависимости от интенсивности трафика, мы чувствовали себя ну очень комфортно. За весь поход видели только одну аварию (мото), а сами в опасную транспортную ситуацию не попали ни разу.
 11) покрытие. Номерные трассы асфальт, обычно без ям, но часто сильно зернистый, остальные дороги грунт. Что удивительно - в Лаосе покрытие и номер дороги никак не сообщают о трафике на ней. По маленьким грунтовкам транспорт нередко снует туда-сюда, при этом номерная трасса может быть совершенно пустынной.
наш поход состоял из 2.5 дней грунта, а остальные дороги были номерными асфальтовыми "трассами" без каких-либо неожиданностей.
 12) рельеф. В горной части северных Лаоса и Вьетнама рельеф такой, что ровных мест нет вообще. Как-то привычнее горы, где есть относительно ровные участки по ущельям и перевалы между ними. Здесь же дорога и пятисот метров не могла пройти горизонтально. Мы или еле-еле ползли вверх, или на тормозах летели по серпантину вниз. Это не очень понравилось в смысле восприятия - картинка перед глазами или ползла слишком медленно, или наоборот пролетала мимо.
 13) живность. Лично нам не встретилось никого ядовитого, змеи и всякие сколопендры, видимо, разводятся в более мокрую погоду. Комары (вместе с возможностью малярии, японского энцефалита и лихорадки Денге :)) нас кусали мало, но все-таки кусали. В горах Лаоса весьма доставали мошки, которые незаметно и безболезненно разгрызали кожу до крови, зато потом укусы распухали и чесались, да и подтеки крови часто получались.
 Но вообще жизнь вокруг так и бурлила. Реально мы пострадали от термитов. Места их обитания невозможно определить днем, так как они выползают только ночью. Сотнями облепляют вещи и начинают их методично прогрызать (точнее, долбить!), издавая при этом характерное ритмичное шуршание. Кроме порчи вещей, они еще весьма болезненно кусаются. Если бы не сильный местный репеллент от насекомых, которым мы додумались поливать землю под палаткой и рюкзаки, наши материальные (и моральные) потери были бы значительными. А так мы отделались продырявленным в решето дном палатки. Для меня, первое нападение термитов - самое пугающее воспоминание похода. Потом ночами мы постоянно прислушивались, и следующее нападение услышали вовремя.
 14)   расходы. Очень небольшие. Включая три ночевки в отелях и два использования такси к аэропортам, без всякой экономии, наши затраты на две недели на двоих составили 300 баксов. Наверное, наибольший расход ушел на воду и соки, которые мы хлебали в огромных количествах :)
15) подготовка похода. для подготовки похода самой полезной для меня оказалась карта open street map. нарисованные в ней дороги действительности соответствуют в наибольшей степени. В google planet earth я нарисовала и потом напечатала профиль высот по треку - очень полезная вещь в таком походе, мы постоянно над этим листочком медитировали, думая о будущем :)
Названия населенных пунктов на разных картах (и соотв. в разных отчетах) часто пишутся по-разному - это усложняет поиск информации по названию. Какая-то есть логика для крупных поселений, но разбираться в названиях деревенек точно смысла нет.
При подготовке стоит разобраться в расположении военных объектов, куда не следует заезжать, и в картах заминированности территорий - это требует времени, учитывая написанное выше, но лучше иметь информацию, чем не иметь. Посещать район XaySamboun также не следует - это территория с осложненным режимом посещения и слишком уж кровавой и весьма недавней историей.
Также для подготовки мне пригодились форум lonelyplanet.com/thorntree/forum, прекрасный сайт мотоциклистов rideasia.net, и два отчета - алтайцев и москвичей, авторам выражаю большую благодарность :)


Перелет и границы

От Пулково до Ханоя мы добирались Аэрофлотом с пересадкой в Москве.
На сегодняшний момент Аэрофлот позволяет бесплатно перевозить 1 велосипед весом в   пределах 23 кг без учета размеров. Но больше вещей сдавать в багаж бесплатно нельзя, так что рюкзаки мы взяли с собой, сложив одну штанину в другую и набив получившуюся "сумочку" одеждой. На велосипед надо получить подтверждение при бронировании, так как бумажка с подтверждением помогает сдать багаж без лишних обсуждений.

Прохождение границы в Ханое очень быстрое и простое. Для нахождения во Вьетнаме сроком до 15 дней виза россиянам не требуется. Вообще ничего не требуется! При выезде-въезде в соседние страны срок пребывания начисляется заново. Только в том случае, если находиться в стране планируется более 15 дней безвыездно, надо оформить визу, что делается с помощью сайта http://www.visa-vietnam.org. Поэтому по приезде идти к окошечку “Visa on arrival” не надо, а надо идти на паспортный контроль.
Аэропорт Ханоя Noi Bai нам понравился. Во-первых, там реально прохладно и есть чем дышать, в отличие от большинства аэрпортов. Во-вторых, на третьем этаже имеется много кафешек с вкусной и дешевой едой. Правда, подняться туда на лифте нам в этот раз не удалось - лифтов несколько, но к ним выстраиваются огромные очереди, так как людям даже без вещей подняться по лестнице явно влом. предпочитают простоять в толпе минут 10-15. Так как прорваться через толпу с велами нам было нереально, пришлось тащить их наверх по лестнице в пару заходов.
За несколько часов ожидания нашего рейса в Луанг Прабанг мы поспали, поели и также посидели на улице в акклиматизационных целях. честно говоря, первое мое впечатление, когда я вышла из здания, и в легкие мне ударил горячий влажный воздух, в глаза - солнце, а в уши - оглушительное бибиканье, было - мы умрем. Мы ж еще не знали, что в Ханое было очень-очень прохладно по сравнению с тем, что было потом :)
Из Ханоя в Луанг Прабанг мы летели Лаосскими авиалиниями (http://www.laoairlines.com). Мы довольно долго переписывались с ними с целью выяснить, можно ли везти велосипед. Вопрос стоял потому, что мы знали, что в Луанг Прабанг летают только маленькие самолеты. Конкретного ответа получить не смогли, однако слово «велосипед» удивления не вызвало, так что мы решили, что можно. Действительно, на чек-ине по поводу превышения габаритов не придирались, в самолет велики погрузили аккуратно, а наши большие сумки-с-собой, которые не поместились на маленькие верхние полки, без вопросов убрали на дополнительное место для багажа. удивительно, сколько всего может влезть в маленький самолетик! Разве что пришлось совсем полностью спустить воздух из камер - девушка на чек-ине это очень старательно проконтролировала.
За час полета нас хорошо накормили и вообще все было очень приятно. Над горами не трясло, самолет сел аккуратно.
Штампик при прохождении Лаосской границы нам поставили почти также быстро, как в Ханое, только здесь надо было еще заполнить миграционную карточку, как для въезда в Украину. К ее содержанию никто не придирался, а неаккуратно написанные буковки пограничник подправил сам. Отель в Луанг Прабанге заранее мы не искали, и правильно сделали – прямо при выходе из аэропорта имеется стойка, где можно выбрать отель и заказать туда такси.



Луанг Прабанг и начало грунтовки на Пак Ксенг

Утром мы собрали наши велосипеды прямо в номере и выползли из отеля. Особо рано сделать это не получилось, так как после полутора суток дороги очень хотелось просто лежать. Выползли и увидели Меконг :)
Город впечатление произвел. Ну просто воплощение колониального стиля. Это одно из немногих мест Лаоса, где сосредотачиваются иностранцы, их тут, кажется, не меньше чем местных (в ходе остального маршрута по Лаосу мы встретили всего, кажется, двух иностранцев). По моим впечатлениям, Луанг Прабанг - прекрасное место для «овощного отдыха». С удовольствием осталась бы здесь на несколько дней. Улочки, по которым ездят самые удивительные колесные средства, множество магазинчиков с фруктами и ресторанчиков, река с возможностью покататься на лодке, и, главное, невероятно расслабляющая экзотическая атмосфера. Есть что посмотреть, куча всяких древностей и красивостей.
Наши 2 недели на поход времени на расслабон, к сожалению, не оставляли, но вообще посвятить день-другой спокойной акклиматизации - самое разумное дело.
Достопримечательности мы специально не смотрели, просто проехали через город, фотографируя на ходу то, что видели.
Прежде чем покинуть Луанг Прабанг, нам надо было обменять деньги (обменников много в центре), поесть (это тоже вполне легко), купить бензина (и это тоже не сложно, ближе к выезду из города заправок много) и купить еду. Бензин оказался не в пример нашему российскому, горелку копотью не забивал, реально хороший.
Ну а про еду я писала в первой главе. Только вот на тот момент мы не были готовы к такой подставе и купили этой самой еды меньше, чем надо. Да и вообще, найти магазин с "нормальной едой" оказалось очень непросто. Везде продается всякая ерунда, но только не макароны или консервы.
Наконец, сделав все дела, мы покинули Луанг Прабанг по трассе 13.
Проехав по ней километров 15, мы свернули на грунтовку с указателем Pak Xeng. Движение было сначала было вполне плотное, и вдоль дороги шли одна за другой деревеньки, но постепенно концентрация цивилизации все-таки падала.
вот так выглядят километровые столбики в лаосе - на них пишется не только километраж от начала дороги, но и расстояние до одного из крупных населенных пунктов. реально очень удобно!

в первый день проехали мы по ней немного и остановились на ночевку. с ночвкой нам в этот первый раз очень повезло - хотя мы были готовы к "страху и ужасу", без особого труда нашли полянку у реки, где никого не было и можно было помыться. и ночью было в общем-то не жарко. это был подарок на первый день - потом таких феншуев обнаружить уже не случалось :)
лазать по кустам меня тоже сначала пугало, так как я не имела ни малейших представлений о том, кто может в этих кустах сидеть и ползать. вспоминала фильмецы про искателей сокровищ, где полураздетые дамы лазают по джунглям Африки, даже особо не поцарапавшись. однако, потом мы к кустам привыкли, и вообще никого кусачего-ядовитого там за весь поход не обнаружили.


Продолжение грунтовки и подъем

Итак, на следующий день мы двинулись дальше по грунтовке вдоль реки. Над нами возвышались вершины, призрачные из-за дымки, на которые ( и намного выше) нам еще предстояло подняться.
вдоль дороги тянулись деревеньки, а в сторону уходило тропинки к домикам, разбросанным во множестве в горах.
речка местами выглядела очень фотогенично
к середине дня мы таки доехали до того места, где надо было покинуть реку и начать подъем. нам предстояло набрать около километра высоты и это оказалось ну очень сложной задачей.
Ехать наверх по немалому градиенту и довольно сыпучему песку возможности не было, поэтому велосипеды мы километр за километром тащили пешком. Но самым страшным оказалась погода. температура приближалась к 40 градусам, дополненными полным безветрием и отсутствием тени. С подобной жарой, усиленной полным отсутствием ветра, мне пришлось столкнуться впервые в жизни. Я была уверена, что довольно хорошо переношу высокие температуры, но эта жара - она действительно не давала двигаться, все плыло перед глазами и постоянно приходилось останавливаться, чтобы не выпасть в обморок.
Второй проблемой оказалась вода. Во-первых, мы не рассчитали, что будем двигаться настолько медленно. Во-вторых, я не ожидала того, что, как только мы покинем долину реки, то всякие источники воды исчезнут. Вокруг были горы, лес - но ни лужицы, ни ручейка. так как уходила вода, несмотря на экономию, весьма быстро, нам оставалось только идти вперед.
найти место для стоянки тоже оказалось нелегко - вверх и вниз от дороги шли крутые откосы, поросшие чем-то малопролазным. но все же нам повезло найти малюсенький пятачок прямо над дорогой, куда смогли вписать палатку между кустами бамбука. да и ночь оказалась для нас не сильно лучше чем день, так как жара немного спала только к утру, а я не могла ни есть, ни спать из-за состояния теплового удара. В общем, рассказываю честно - это был не самый позитивный момент.

Грунтовка по высокогорью

утром мы продолжили подниматься. на фото видно, что внизу все было затянуто туманом, который задерживал наступление жары. именно из-за того, что наверху тумана не было, плюс 1000 метров высоты жару усилила, а не уменьшила. вот это была подстава...
встретили по дороге коров. я думала, что коровы должны где-то пить воду, но сколько мы ни лазили по кустам, никаких признаков воды не нашли. осталось непонятным, неужели коровы спускаются на тыщу метров вниз за водой или их как-то специально поят. но потом мы таки добрались до деревни, где купили воды. в саму деревню вода поступает, судя по всему, с помощью насоса.
ехали мы в этот, как и в следующий день, с переменными ощущениями. физически было сильно тяжело, за день километраж при всех стараниях составил около 30 км - с горок скатывались на  тормозах, а на горки поднимались пешком. ровных мест же попросту не было.
также очень тяжелой оказалась наша третья ночь. ни о чем таком не подозревая, мы поставили палатку на вырубке и уснули...
но спать нам долго не пришлось, потому что пришли термиты. к этому мы точно не были готовы! они облепили дно нашей палатки и принялись его грызть. вот они, красавчики:
для впечатления надо представить, что так – не в одной точке, а вообще вокруг. Ночь и темнота. Земля гудит и подрагивает от передвигающихся по ходам насекомых. Везде, уйти некуда. И они явно намерены съесть наши рюкзаки, и нашу палатку, и все, что они там найдут. можно посмотреть и на маленьком видео по ссылке.
Если бы у нас не было репеллента, которым мы догадались обрызгивать землю вокруг палатки, дело бы кончилось очень плохо. они бы прогрызли все, а мы бы до утра сидели на дороге. а так они продолжали долбиться вокруг, но таки оставили в покое палатку. мы даже поспали немного, но стараясь не прикладывать ухо к подушке, чтобы не слышать топот :)
вот наше спасительное средство, купленное в Луанг Прабанге
а вот как стало выглядеть дно палатки после термито-обработки
Грунтовка по высокогорью заняла у нас 2 непростых дня, то, несмотря на трудности, мы в конечном итоге не пожалели, что по ней поехали.
Во многом я включила ее в маршрут потому, что на гугл-панорамио было куча фоток на номерных трассах, а на этой дороге - ни одной фотографии. Как-то получается, что путешественники обходят ее мимо. Хотя во всем Лаосе жизнь весьма аутентичная, здесь это было в наибольшей степени. Ну и вообще, делать чисто асфальтовый поход мне не хотелось.
Дорога наша шла на высотах 1000-1400 метров, перепрыгивая с одной вершинки на другую. Даже при километраже около 40 км/день получался километр набора.
еще эта дорога была очень пыльной, но пыль оказалась весьма кстати - она защищала кожу от солнца. разве что выглядели мы не сильно приличнее чумазых деревенских детишек :)

Вокруг нас разворачивались, естественно, пейзажи. В избранном и оредактированном виде они выглядели примерно так:
Но если реально, то так:
Все было плотно затянуто дымкой, и видимость на фотографиях получалась только после применения небольшого фотошопа :) По моему скромному мнению, высокогорье Лаоса назвать так чтобы красивым сложно. Пейзажи были весьма однообразны и, хотя как-то менялись с высотой, но очень мало менялись по мере дней. Скалы и прочие красивости есть внизу, а здесь все было скорее похоже на заросшие кустами холмы.
В общем, пейзажи особого впечатления не произвели. Зато впечатление произвели деревни, люди и их нетронутый цивилизацией уклад жизни. Увидеть эту жизнь своими глазами более чем стоило всех трудностей! Каждый раз, когда я оглядывалась вокруг в деревне, на меня накатывало осознание, что я нахожусь в абсолютно ином мире, чем тот, где я живу - полный шок и восторг, честное слово.

единственный источник пропитания таких деревень - собирательство в джунглях, а также разведение кур и свиней. сельское хозяйство фактически отсутствует. на фото видно, как сушатся метелки тростника. жители собирают и продают их. в постройке большинства домов не использовано ни одного гвоздя или какого-либо материала кроме растительного. дом держится на бамбуковых балках, которые соединены жгутами из коры.в деревнях лаоса очень чисто, ни одного кусочка мусора, просто загляденье.
В деревнях нам периодически встречались школы. дети нередко преодолевают большой путь, чтобы до школы добраться. уж не знаю, чему там их учат... а
нам понравились образовательные плакатики на стенах, например, о пути распространения пищевых инфекций. просто и наглядно.

когда мы въезжали в деревни, местные жители собирались на нас смотреть. с большей или меньшей степенью одобрения. там где степень одобрения была низкой, мы старались не задерживаться.
особенно радовались дети, высыпали из домов, махали руками и высокими голосками кричали местное приветствие "сабайдии!". а меня поразило, какие дети тут красивые! фотографировала я их умеренно и по возможности незаметно, только когда не было рядом взрослых - детям на фотографирование, кажется, все равно, а вот беспокоить своими действиями взрослых мне совсем не хотелось. По этой же причине на детали быта в деревне мы только смотрели, но не фотографировали.
на этой фотографии мы остановились за деревней упаковать воду получше, прибежали двое детей. Сначала подбегали к нам и убегали снова, но когда я засмеялась, на это глядя, они засмеялись тоже, перестали бояться и подвалили поближе. весело было всем :)
также неизгладимое впечатление на нас произвели черные вислобрюхие свинки. ну такая прелесть!



Дороги номер 1С и 6 на Sam Neua

совершенно неожиданно вот в этой деревне мы вылезли на асфальт. по грунтовке было ехать настолько сложно, что мы прям даже и не верили, что когда-нибудь вылезем. однако.

Пейзажи вокруг изменились за счет того, что мы сбросили высоту и периодически ехали вдоль рек. но, хотя часто выглядели они весьма красиво, купаться в них не было ни малейшего желания!



там, где ниже, произрастали бамбуки. у меня это растение вызывало непроходящий восторг - вроде как трава, а такая высокая!

лес у рек вообще был или интенсивно зеленый, или вообще какой-то разноцветный. а там, где повыше, пейзажи остались засушливые, как и прежде





в смысле трафика, его стало не больше, а на самом деле меньше, чем на грунтовке. никак не могу объяснить этот факт.
в основном движение на дороге осуществлялось на мопедах. иногда, правда, встречались даже фуры, которые что-нибудь везли из деревень. проехать на фуре по крутым серпантинам - дело явно непростое, особенно когда надо разъехаться с другим транспортом. так как фуры пробирались куда медленнее нас, приходилось дожидаться, пока фура уедет, чтобы не тащиться у нее в хвосте.
очень нас веселили свиновозки и автобусы. свиновозки представляли собой фургончики, где в один, два или больше слоев были уложены свинки. при этом свинки жутко вопили на поворотах. а на местных автобусах люди перевозят все. на крышу спокойно умещалось по несколько мотороллеров, а также множество огромных тюков. один раз мы видели, как автобус остановился и выпустил людей отдохнуть. при этом они пели, прыгали и плясали. вспомнились наши соотечественники, дымящие куревом, печально стоя у междугороднего автобуса.
мне же больше всего нравилось, что можно спокойно полежать на прохладном асфальте в теньке, не опасаясь, что кто-нибудь резвый вылетит из-за поворота на меня.

на дороге неизменно присутствовал и животный мир. по ней гуляли коровы, к деревнях под колеса бросались куры-камикадзе.
время от времени встречались валяющиеся на дороге собачк, не подающие никаких признаков жизни. когда первый раз увидела такую тушку, подумала "сбили!", но оказалось, что тушка вполне жизнеспособна. Так как лаосские водители никуда не спешат, собачки могут себе позволить так раскладываться - все равно объедут или будут долго сигналить :) интересно, что если лаосские песики находятся в чилл-ауте, то во Вьетнаме другая порода собак, каких-то пятнистых, и они гавкали вполне активно.
по всему по этому водители тут и не гоняют. ни одной сбитой курицы или собачки мы за все время в Лаосе не встретили.

но самой крутой оказалась вот эта свинья, которая разлеглась отдыхать в теньке, вся усыпанная лепестками :)
а вот из диких животных мы встретили тут только большого кузнечика :)

в смысле людей, приветствий и радости стало больше. видимо, на трассе хоть иногда кто-нибудь экзотический да проедет, и люди больше привыкли. в школах дети покидали классы, подбегали к заборчику, а потом до нас еще долго доносились их высокие голоса.

совершенно особый интерес у местного населения вызвала моя пятая точка. лаосцы-то все худенькие, а у меня велосипедная фигура :) но интерес этот был совершенно ненавязчивым. я все равно старалась ни к кому не поворачиваться задом, особенно поднимая лежащий вел. вот, на фото случайно попал пример народного интереса.

от дороги в джунгли отходило множество тропинок, по которым местные жители лазят и занимаются собирательством. в этот сезон особо активно шел сбор метелок от тростника. эти метелки сушились на дороге, так что обочины были часто покрыты толстым слоем высыпавшихся из метелок семян.

много было "технических" сарайчиков, где тоже что-то добывали, похожее по виду на початки. часто вдоль дороги выстраивалась целая улица подобных сарайчиков. на примере такого домика я сфотографировала, как он держится. в деревнях то же самое, только там не стоит лезть к чужой собственности :)


местные жители устраивают массу приспособлений для облегчения жизни. вот, например, бамбуковый водопровод, идущий от родника к тазику в деревне
или вот, видели мельницу-дробилку, состоящую из черпака, куда наливалась вода, и долота, бьющего в ямку с зерном. на видео это выглядело так.

иногда, на определенной высоте над рекой, попадались родники. них мы умывались и, когда не было вариантов, набирали воды. воду обрабатывали стерилизатором фирмы "стерипен". Его несложно купить через интернет-магазин, работал сей прибор быстро и удобно. особенно красиво выглядела обработка воды в темноте когда индикаторная лампочка подсвечивала воду синим :)



чтобы найти место для палатки, мы старались куда-нибудь забраться и каждый раз поиск такой возможности был увлекательным.
один раз, например, остановились в лесу над рекой. внизу туда-сюда сновало местное население, но мы были над дорогой, так что непосредственно мимо никто не ходил.

утром этот лес порадовал нас красивым туманом

только вот в таком лесу очень густой ковер из оглушительно шуршащих листьев. хотя мы расчищали полянку, один сучок остался незамеченным. впрочем, после термитов нам было палатку уже не жалко, и дырку мы заклеили скотчем.
В другой раз мы остановились непосредственно возле дороги, то есть в трех метрах от нее, но под прикрытием густых кустов, в которых имелась малюсенькая полянка.

по дороге к Sam Neua нам встретился только один относительно крупный населенный пункт, названия которого вспомнить не могу.
на фото - табличка "model healthy village". типа "дом высокой культуры быта" :)
но вообще, модельное здоровье - это всего лишь когда в деревне есть медпункт.
в этом населенном пункте мы обнаружили ряд пунктов питания. я настолько уже оголодала к тому моменту, что, несмотря на уговоры Саши, проехать мимо не смогла. еды у нас было минимум, купить ее здесь было также нельзя, разве что только рис - но не есть же просто рис без ничего!
а тут у тетеньки была разложена целая масса всяких вкусностей, и я хотела их всех. Но на вкусностях сидели мухи, которых тетенька неспешно отгоняла, чтобы они посидели на земле и вернулись. да и вкусности представляли собой больше что-то из личинок, кишок и травы. я решила купить себе вроде как цыплячье крылышко, свеже-жарящееся на мангале - на нем, по крайней мере, не сидели мухи. показалось оно мне просто невероятно вкусным! А Саша вот покупать себе такое не стал, боялся отравиться...

Между этой деревней и районным центром Sam Neua находилась самая высокая точка нашего похода - 1600 метров. Возможно, на такой высоте и было прохладнее, чем внизу, но на самом деле незначительно. Все-таки это удивительно! Ну, разве что тут был легкий ветерок.
Пейзаж тоже слегка изменился - на горе и после нее появились глины красноватого цвета. все окружающие горы были под нами, но разницы особо не ощущалось :)

без дополнительных точек обзора дорога перегибается через гору и идет вниз.
Спуск с этой горы нам запомнился, потому что Саша не вписался в поворот и улетел с велосипеда. хотя Саша утверждает, что успел к моменту полета практически полностью оттормозиться, листья и ветки нанесли ему серьезные повреждения кожи. все это я сначала полила перекисью, а потом обрабатывала раствором хлоргексидина и мазями с антибиотиками, так что нагноения практически не было. скатываться с серпантинов нас действительно задалбывало, потому что уклон крутой, при этом развороты очень резкие, постоянно нужно со всей силы зажимать тормоз, стараясь чтобы он не ушел в юз. а все затекает и устает. поэтому понятно, что терпения все время осторожничать не хватало.


деревни после переваливания через вершину показались нам несколько другими, чем до. больше было деревянных домиков. как будто по горе проходил некий водораздел.

когда мы видели что-нибудь выбивающееся из общей картины, радовались.
вот, например, необычная форма гор
или вырубка, по которой проложена сеть тропинок. для нас при таких температурах забраться по подобной тропинке на гору было бы очень сложно, а местные снуют только так
запомнился один вечер, когда свет закатного солнца подчеркивал красный оттенок грунта. вечером вообще фотогеничность окружающего повышалась, и мне хотелось фотографировать без конца.


один раз нам встретился небольшой участок гор с хвойными породами. знакомые запахи очень порадовали. там же нам удалось найти очень удобную стоянку на большой поляне, усыпанной хвоей.


по мере движения концентрация цивилизации вокруг нас потихоньку возрастала. стали появляться рисовые поля, но больше сухие. непонятно, то ли лаосцы ленятся их организовывать, то ли воды не хватает. во вьетнаме все поля были давно уже засажены рисом.

во многих деревнях мы видели ткацкие станки, а некоторые деревни, ближе к цивилизации, очевидно, специализировались на ткачестве как на способе заработка, и под каждым домом там стояло по многу станков

была по дороге одна "достопримечательность" - водопад. но, по-моему, такие места здесь не самые приятные - сразу появляется мусор. то есть на фото водопад красивый, а в жизни сфотографировали и побыстрее уехали - было ощущение, что сейчас с нас кто-нибудь захочет денег.

Sam Neua

И вот мы, наконец, въехали в Sam Neua - один из всего трех больших городов на нашей дороге.
первый взгляд на город такой:
а вот при въезде стоит такой приветственный знак, который, по-моему, был больше всего похож на этакую попу. но у лаосцев, видимо, такие ассоциации не возникают...
в Sam Neua есть аэропорт. выглядит он по-деревенски, однако активен и пригоден для перелетов.
также здесь мы обнаружили рынок. сначала шерстить по рынку пошел Саша, но вернулся ни с чем. я предприняла более детальное обследование и, о чудо!, нашла целый отдел, где продавали макароны в пачках. закупила этого благословенного продукта на оставшееся путешествие. еще в одном магазинчике рядом мы обнаружили консервы, причем несколько видов - и рыбку, и мясо в маленьких баночках. а также что-то типа сгущенки на завтрак к рису. это было невероятное счастье, и страх голодной смерти наконец отступил :)

так как был уже вечер, и к тому же собирался дождь, мы решили, что можем один раз отказаться от палатки и остаться в гэсте, чтобы хоть один раз за поход помыться и постирать вещи. благо гэст по имени boun luang guest house сразу же и обнаружился. взяли с нас 300 р за номер. в номере было традиционное сочетание несочетаемого: отделка из красного дерева, понтовый вид, высокие потолки, два балкона - и просто крашеные в странный цвет стены плюс условно работающая сантехника. то есть она вообще как-то мало работала, пока я не догадалась сама почистить слив :) велосипеды мы, не спрашивая, пронесли в номер, никто не возражал.
оставив вещи в номере, мы долго колесили по городу в поисках места, где можно было бы поесть. возможно, сделать это можно было и в гэсте, но как объяснить жестами желание покушать, я не придумала. принести тарелку и стучать по ней ложкой, может быть? :) едален мы обнаружили немало, но выглядели они для европейского взгляда совсем неаппетитно. особенно жарящиеся у входа на мангале кишки. также я по неопытности пыталась спросить у них меню, пока не поняла, что пункт меню здесь везде один - суп фо, то есть лапша с мясом в бульоне. так что мы выбрали тихое место на окраине города, где присутствовал относительно чистый стол и чан с супом. сказали волшебное слово "фо" и показали два пальца. хозяева неподалеку ужинали тем же супом, так что нам его принесли быстро. оказался очень вкусным.
смешно вышло с напитком. я увидела бутылку с апельсиновым соком и попросила его. сначала хозяин хотел мне насыпать льду, но я, подумав, что лед делается из хрен знает какой воды, отказалась. тогда в сок мне были добавлены кипяток и сахарный сироп. остановить этот процесс не получилось :) штука получилась невероятно ядреная!

Viengxai-Na Meo


вскоре после Sam Neua нас наконец ждал мега-спуск и долгожданное изменение пейзажа. однообразие природы все предыдущие дни довольно-таки утомило, поэтому мы были совершенно счастливы, когда на высотах около 400 метров обнаружили совсем другой мир, чем наверху.
мы въехали в район города Viengxai, весьма известного среди туристов. этот город - так сказать, колыбель лаосской ком.партии, так как здесь во время гражданской войны лао-пэдээровцы прятались от американцев в пещерах, во множестве расположенных в горах вокруг города. Сейчас по этим пещерам водят экскурсии, но наш формат экскурсий не предполагал, так что в сам город, находящийся немного в стороне от дороги, мы заезжать не стали. зато ничто не мешало нам насладиться очень впечатляющими скалами вдоль дороги.
здесь тропики действительно выглядели тропиками, и сочетание серого камня и буйной зелени в туманной дымке нам очень понравилось.

вблизи структура камня выглядит так:

вокруг по множестве выпасался и ходил через дорогу крупный рогатый скот

дорога шла вдоль реки, которая то была окружена полями, то протекала по довольно узкому ущелью. для стоянки нам не без труда удалось найти полянку у реки, в небольшом промежутке между деревнями, где палатка была прикрыта кустами. мимо шастало местное население, также просто купалось. но к нам никто не подходил. мы же осилили только постираться в такой речке - после того как мы видели все эти выпасы, рисовые поля и стоячие болота, из которых речка проистекала, трогать воду хотелось не особо. да и липкая она.
когда стемнело, пофотографировала окружающие деревья-кусты, увитые лианами, а также мирного, но большого вьетнамского палочника, которого обнаружили сидящим на палатке.


утром нам оставалось докрутить 10 км до границы с Вьенамом. места тут были довольно мутные, дорога упадочного вида, вокруг что-то роют-добывают.
пограничный пункт Лаоса называется Nam Soi, а пограничный пункт Вьетнама - Na Meo. когда я готовила поход, даже эту простейшую информацию нашла не сразу. Ну, кроме того что вариантов написания этих названий не один, что затрудняет поиск, так еще и на карте гугл граница была нарисована километрах в 10 от реального ее местоположения.
Населенного пункта с лаосской стороны никакого нет. мы надеялись потратить лаосские деньги на покупку чего-нибудь у границы, но обнаружили только один небольшой магазинчик. там играла какая-то развеселая местная музыка и обстановка была вполне на вынос мозга :)
зато с вьетнамской стороны - целый городок, шумный и суетной. прямо на дороге моются миски, между кучками мусора сушится рис и лежат макароны, здесь же почти у каждого дома в котлах варится суп. стоило мне в разговоре с Сашей вполне негромко произнести слово "суп", как окружающие торговки начали вопить "суп! суп!! су-у-уп!!!". это безобразие мы даже не сфотографировали. потому что есть-то очень хотелось, но только не ТАКОЙ суп!
оставшиеся у нас деньги мы обменяли у лаосских пограничников. разобраться в курсах было мало возможно, на честный обмен пограничники все вместе нужной суммы насобирать не смогли, но все-таки хоть сколько-то вьетнамских купюр нам выдали в обмен на лаосские :) но, даже это учитывая, менять деньги с лаосской стороны, возможно, оказалось все равно выгоднее, чем с вьетнамской, так как тут просто люди, явно обменом не промышляющие, а вот вьетнамская сторона уж очень настойчиво предлагает помочь избавиться от лаосских денег, что, конечно, подозрительно.
также на вьетнамской границе нас сначала попытались убедить, что нам нужна виза (но здесь вам ее сделать не могут). однако, когда на слабо взять не получилось, пограничник признал, что ничего нам не нужно и нормально проставил штампы.
порадовало слово "здравствуйте" в ответ на наши российские паспорта. услышать русскую "речь" там, где и английской-то практически не услышишь - очень необычно.
а вообще граница проходится легко и быстро, дорога малоиспользуемая, никого нет. сами погран-пункты - просто здания с воротами, через которые проложена дорога, расстояние между ними пара сотен метров, и никаких особо заборов нет.

По горной части Вьетнама - дороги 217 и 15


выехав из шумного Na Meo, мы двинули по трассе 217 на восток. рядом с границей дорога была еще более заброшенного вида, чем аналогичная со стороны Лаоса. асфальт кое-где прерывался прям таки грязью. места влажные, на асфальте видели немало раздавленных многоножек.

в джунглях вдоль дороги повсеместно шла сборка бамбука. такая вот разница - в Лаосе все собирали метелки тростника, а во Вьетнаме заготавливают бамбук. везде вдоль дороги - стопочки заготовленного бамбука и следы его распилки.
однако, на данный момент заготовка не превышает возможности природы - народ вырубает не кусты целиком, а только по несколько стволов из куста.
ну а вокруг возвышались горы разной степени масштабности, зеленели возделанные рисовые поля - пейзажи замечательные. да-да, не то что в горном Лаосе :) дорога по мере удаления от границы становилась более оживленной и в целом приличного вида.

хотя состояние рисовых полей при пересечении границы кардинально изменилось, ситуация с бананами нет - на кустах вдоль дороги гроздья висели зеленые. вот обидно. еще и купить-то этих бананов удалось раза три за поездку, а мне они понравились, немного кисленькие такие.
архитектура в деревнях после пересечения границы особо не изменилась. все те же домики из природных материалов, с соломенными крышами. зато большая разница в вопросах чистоты в деревне - если в Лаосе деревни были очень чистенькими, то вьетнамцы явно не парятся насчет выбрасывания мусора прямо в деревне.
основное, чем был занят народ, так это заготовкой!
много стало всяких лозунгов, плакатов, флагов. на плакатах - Хо Ши Мин, Ле Нин, Маркс, иногда Энгельс.


много видели разнообразнейших колесных средств, еще больше чем в Лаосе, вот собрала сделанные нами фотографии. жаль, не удалось сфотографировать перевозку свиней и кур на мотороллерах. но кое-что в кадры попало.


после трассы 217-й мы выехали на 15-ю. ничего принципиально не поменялось, просто по мере пути концентрация населенки все возрастала. ну и дорога пошла вдоль реки.
был вечер, вместе с нами по дороге ехали школьницы, останавливаясь на умывание в родниках, которых тут было не мало. мы тоже умывались.
для палатки место мы нашли прямо под дорогой, на склоне в бамбуковом лесу. внизу, у реки, была деревня, но нас ни из деревни, ни с дороги видно не было.

на следующий день мы продолжили двигаться вдоль реки. дорожка была весьма приятная, особенно там, где нависающие над ней бамбуковые кусты спасали от солнца. в этом смысле ехать нам стало сильно легче.
видели на реке интересные гидротехнические сооружения - большие колеса, к которым вода подавалась через отверстия в плотинках. прям таки зачаровывающее зрелище - сомтреть как эти колеса медленно крутятся. и ведь все сделано из бамбука! (на видео - http://youtu.be/XwEqf6xbr-Q)

где-то на этой замечательной дорожке случилось упасть с велосипеда и мне. несмотря на то, что спускалась я всегда очень аккуратно, один раз на повороте не повезло - там асфальт был покрыт слоем очень скользкой грязи. так что велосипед просто лег на бок, провезя меня по асфальту. хотя скорость была и не большой, расцарапало меня сильно. промыла ссадины в ручейке и залила перекисью, но болело-щипало из-за жары все это ощутимо, ночью даже обезболивающее пить пришлось. мазь с антибиотиком опять оказалась полезной.
я пыталась залезать в речушки, иногда пересекавшие дорогу, чтобы хоть немного остудить ногу. но эффекта это давало мало - вода в этих речках очень теплая и явно далекая от чистоты. зато в них были огромные водомерки, которых я для утешения себя фотографировала :) а вот родников тут, как назло, не было.

по мере пути мы наблюдали, как постепенно традиционные деревеньки начали сменяться городками, вытянутыми вдоль дороги. также стало больше отдельно стоящих каменных домиков. что нас смешило, так это то, что эти дома, даже если стоят совершенно отдельно от всех, остаются как будто вписанными в улицу - узкие, с отреставрированными фасадами и при этом серыми, никак не приукрашенными боковыми стенами. хотя, очевидно, проезжающему мимо боковина домика видна ничуть не меньше, чем фасад.

один участок пути дорога проходила через поселки, целиком занятые заготовкой бамбука. состояние дороги на хай-вей в столицу тут было мало похоже. что еще раз доказывало, что номер дороги никак не сообщает о трафике на ней. хотя, кажется, 15-я трасса представляет собой самую короткую дорогу от перехода в Na Meo к Ханою, сквозного трафика тут явно не было.
я постаралась сфотографировать все этапы данного процесса. так как те бамбуковые салфетки и губки, которые продают у нас в электричках, вполне возможно, сделаны именно здесь!
финальная стадия, на которой бамбук отправляют в путь - такие круглые длинные палочки, которые собираются в вязанки, в которых (видимо, как знак готовности) пробиваются по 5 вмятинок. сегменты и шкурка при этом идут в отход.
свежий бамбук, в отличие от сушеного, имеет сильный запах, чем-то напоминающий запах кокоса. не то чтобы неприятный, но такой специфический. в местах производства воздух прям густой от него.
кстати, как-то мы даже купили сладких рулетиков "с ароматом бамбука". так что надышались этим запахом по полной!
ну а про шум, суету и тесноту подобных "рабочих поселков" пояснять, я думаю, не требуется :)

на ночевку мы остановились перед выходом на 6-ю трассу, между двумя витками дороги в колючих кустах - ничего лучше найти не удалось. в кустах что-то собирают местные, поэтому имелись какие-то тропинки. но немного колючки пришлось пополоть. вниз положили вещи, чтобы упираться в них ногами и не съезжать. ночью к нам пришли термиты, но мы с ними справились отработанным методом. рано утром пришли женщины собирать, уж я не знаю что они в этих кустах собирали, разговаривали вокруг, но к палатке не подходили.
мда, а с большой палаткой или требующий колышков ночевку найти не представляю как бы было. только если к кому-то на двор проситься, что есть занятие на любителя.

Дорогой 6 к Ханою

трасса 6 оказалась уже отличной от 217 и 15. она широкая, с относительно плавными серпантинами, и трафик по ней куда бодрее. оставшийся нам последний перевал до 750 м мы преодолели довольно легко, по трудности он был несравним с теми, которые были до того. с первого витка открывался красивый вид на долину, разрезанную на дольки рисовых полей. правда, вид закончился довольно быстро из-за неизменной дымки.

с перевала скатывались мы на тормозах - в горы шли или ехали на велосипедах целые толпы школьников. вдобавок к их броуновскому движению, они еще и руки тянули. ну а мы начинали привыкать к движению в потоке.
после перевала дорога таки окончательно спустилась в низину. рельеф здесь - иногда небольшие холмы, но больше отдельные скалы, выступающие из довольно плоской местности.

И здесь мы как въехали в населенку, так больше из нее и не выезжали до самого Ханоя. хотя на карте и значатся отдельные города вдоль дороги, по факту пробелов между ними почти нет. городки шумные и суетные. зато яркие и экзотичные. дома, как я и писала, все узкие, с отделанными фасадами и серыми боковинами. внизу под ними - или что-то продают, или варят суп, или чинят мопеды. на обочинах торгуют всем подряд и, прямо там же, сушат зерно. везде звуки стройки и беспрестанное бибиканье.
вот, отобрала немного фотографий, которые могли бы дать представление, как там все в целом выглядело.
я к тому моменту ну оочень оголодала, так что сил вообще не осталось. мы даже думали заканчивать маршрут в Hoa Binh. но потом, после долгих обсуждений, Саня согласился на то, что меня надо накормить супом. после супа сразу нормально покатило и стало очевидно, что времени у нас достаточно.
со стоянкой у нас вышли сложности. вскоре после того как меня накормили супом, какой-то мужик пытался нас закадрить в свой гэст прямо на дороге, но Саше не понравилась настойчивость, и он отказался. да и у меня катило нормально, останавливаться заранее было влом. как-то мы ехали, и гэстов вокруг было немало.
но когда до вечера осталось часа полтора, гэсты вдруг пропали как явление. так что нам надо было найти хоть какие-нибудь просто кусты. что очень непросто сделать в сплошном городе. начались уже сумерки, когда на одном подъеме обнаружился пробел в застройке и какой-никакой лесок. мы затащили велы по склону. но лесок был совсем редкий и хорошо просматривался. так что нас заметил какой-то парень, и, не успели мы плюхнуться на место для ночевки, как он к нам подвалил и начал что-то втирать. втирал очень настойчиво, несмотря на то, что мы, конечно, ничего не понимали и сначала смеялись, а потом уже явно выражали недовольство. заглядывал в глаза, гладил Сашу по коленке и кивал на меня. при этом никаких читаемых упоминаний денег или приглашения куда-либо не следовало. может, я и не права, но по его довольно сладко-заискивающему виду у меня сложилось впечатление, что он нам предлагал нечто, э-э, неприличное. ну, не то чтобы у вьетнамцев не приняты прикосновения, но гладить по коленке - это чересчур. минут через 15 мы поняли, что он не уйдет, собрались и потащили велы назад на дорогу. я сделала рожу, иллюстрирующую мое очень негативное мнение о его настойчивости, и парень так и остался стоять где был. а нам совсем уже в темноте пришлось искать новое место. к счастью нашли хоть какие-то кустики, пусть и окруженные цивилизацией, но там нас никто не трогал. вывод - ничего агрессивного парень тот не проявил, но со стоянки нас таки согнал. в чем и минус ночевок в цивилизации - такой вот подвалит, так хрен отвяжешься, еще и не поймешь, что ему надо. хорошо еще мы палатку не успели поставить!

утром нас встретил красивый туман, а позже даже дождик заморосил. погода в низине оказались намного прохладнее, чем в горах, температура днем была около 25 градусов (о, счастье!), ну и мы сразу поехали с привычной для себя вело-скоростью. к тому же не приходилось останавливаться каждые 10-15 минут, чтобы залить в себя воды и выйти из перегревного транса.
из чего опять-таки вывод, что температура на скорость передвижения влияет самым принципиальным образом. это объясняло разницу между нашими километражами и теми, которые упоминались в двух отчетах других велосипедистов по Азии. в нашем случае проехать 770 км за две недели оказалось реально не матрасом, и в низине мы прочувствовали, как же оно невероятно легко катится, когда температура ниже 30!

на дорогах же здесь, в пригородах Ханоя, царил все возрастающий дурдом. то есть я не знаю ,как это лучше назвать, так как в настоящем дурдоме шуметь никому не дают. получается дурдом, где всех отпустили. еще похоже на среднестатистический рынок, только пришедшим в активное движение и с вдвое-втрое прибавленным звуком.
вокруг разъезжали на усовершенствованных велах или мопедах торговцы, продающие всякую всячину. у многих из них имелся громкоговоритель, в который они громогласно рекламировали свой товар, чтобы всем было слышно. однако, некоторые громкоговорители проезжающих мимо, такое ощущение, что транслировали просто радио! вместе с беспрестанным бибиканием это создавало ооочень насыщенную звуковую атмосферу.
и отойти в сторону отдохнуть было реально негде. хорошо еще в туалет не хотелось :) ибо это была бы задача маловыполнимая.
странно было вспоминать, как на нашем тормознутом, тихом-замороженным севере велосипедисты устают, например, от вполне умеренного шума машин при езде по шоссе, и им хочется отдохнуть на природе и уединении :) но, конечно, индивидуальное восприятие может отличаться - для кого-то так кататься - это с ума сойти можно, а для кого-то нормально. в любом случае, со временем к этому бурлению жизни вокруг привыкаешь и прям таки чувствуешь его родным.
случилась у нас и весьма неожиданная встреча - с людьми в велоформе и на тонких колесах. видимо, это были участники одного из многочисленных велотуров в поддержкой, устраиваемых в Азии. разговаривать с ними мы не стали, просто весело махали друг другу руками.
К полудню Саша совершенно уже одурел от всего окружающего, да и я начинала выпадать в осадок. Мы попытались найти приличную "фошницу", но не нашли. да и вряд ли бы Саша смог там поесть, так как даже с моим спокойным отношением желудок от обстановки сводило.
тут к счастью подвернулась отворотка на рисовое поле. там мы и устроились. из поля торчали какие-то могилы, мимо туда-сюда сновали работники, да и само рисовое поле выглядит при ближайшем рассмотрении неаппетитно. однако, мы сварили чистые макароны на чистой воде из бутылки и открыли к макарончикам консервы. счастье от употребления свежей и приготовленной из гарантированных продуктов еды было непередаваемое! а после такого отдыха шум, суета и грязь на дороге снова стали восприниматься легко.

в середине дня бесконечный пригород наконец перешел в собственно Ханой.
город действительно впечатляющий. А для того, чтобы его прочувствовать, я бы порекомендовала сделать то же, что и мы – влиться в это безумное движение на своем транспорте!
Когда ходишь по Ханою пешком, довольно стремно – дорогу по светофору можно перейти далеко не везде, а там, где нельзя, приходится просто бросаться под машины, сами они не пропустят ни за что. если таки броситься, все ж стараются не задавить. но скорость не снижают и гудят :) Мы, когда гуляли пешком, прятались за местных, они-то знают, что делать.
А внутри движения все выглядит совсем не страшно и очень увлекательно. Движение осуществляется во всех направлениях. По краям дороги имеются «противотоки», их мне было сложнее всего не прохлопать, так как выработана привычка ехать максимально справа, а тут слева основной поток, а справа мини-встречка. На перекрестках без светофоров каким-то невероятным образом пересекаются потоки перпендикулярные. И все друг другу сигналят :) Но не потому что их что-то злит, а просто такой способ коммуникации на дороге.
Таким образом, атмосфера жутко суетная, но при этом мирная. Несравнимо с нашими водителями, которые, кажется, в большинстве своем на дороге пребывают в постоянном раздражении и считают лично себя и свое время важнее всех остальных. Это ощущение описать непросто, но мы действительно проехали до центра Ханоя с исключительно положительным ощущением. При таком трафике! Аналогичная поездка в Питере в центр в рабочее время - и тебя гарантированно не раз подрежут или как-нибудь продемонстрируют как тут ты мешаешь.
Вот, ниже, например, фотография - дети едут по двое на велах, причем в два ряда. при этом никого не напрягают и сами не напрягаются. и представьте себе реакцию русских водителей, если бы такое осуществить, нет, не на кольцевой, а например на московском проспекте. у нас дороги созданы для автомобилистов, в Азии - для людей. всех в равной мере. не наше дело политика и сложный анализ, но нам как велосипедистам это очень понравилось!
Так что в Ханое главное быть внимательным и ни в кого не впилиться :) А также устоять, если кто-нибудь будет пихать в бок. Ничего страшного - скорости тут для того, чтобы получить травму, недостаточные. Просто очень веселый аттракцион. Игра на внимание :)
Не может не вызывать симпатию и тип транспортных средств - большинство народу едет на мопедах. Получается куда эффективнее, чем авто. Конечно, если Вьетнам дойдет до той страсти к авто, которая существует у нас, города там просто встанут. Но пока - не дошел.
В интернете, конечно, можно найти множество художественных фото Ханоя и похожих на него городов, ну а я здесь приведу наши. Саша вот не только умудрялся эффективно рулить, но еще и снимал на ходу :) Есть еще и видео.
Отель в Ханое мы заранее не искали и не планировали. Их действительно оказалось немало в центре города. Мы остались в первом попавшемся - уж очень была симпатична надпись "please come in" на дверях и милая девушка-администратор, которая тотчас выбежала на улицу нас звать, увидев, что мы смотрим и думаем. Потом она и другой персонал изо всех сил пытались нам помочь упаковать велы в чехлы, мы их только успевали отгонять - не хотелось, чтобы люди из-за нас запачкались в пыли и прочей грязи. Никаких пожеланий получить чаевые мы не заметили. Вот правда было ощущение, что людям действительно интересно и помочь хочется, а не "работа такая". Девушка-администратор вообще очень мне сочувствовала, увидев мои ссадины, и гладила по плечу, глядя очень жалостливо. да, вот уж чего мы в Ханое не ожидали увидеть, напуганные негативными отзывами, так это ничуть не потускневшей от большого города приветливости, непосредственности и доброжелательности. после всего такого стиль поведения русских кажется чопорным и злым.

Помывшись и отдохнув в отеле, мы пошли смотреть город уже пешком. Как раз мавзолей Хо Ши Мина оказался недалеко - вычислив его расположение схематичной карте на визитной карточке отеля, мы двинули туда.
Место однозначно стоящее посещения, ибо здесь - средоточие всяческой показухи. Все красиво-идеально, из колонок доносится сладкая музычка... Политика меня не интересует, но туристу это самое то. Собственно, туристов здесь толпы и бродят.
Нам повезло увидеть процедуру смены караула. Своеобразно - солдатики маршируют не то чтоб очень четко (может, это у них такой стиль маршировки, не знаю), но реально долго. Мы минут 15, кажется, стояли смотрели, а солдаты так и ходили по кругу. Нас больше заинтересовала какая-то европейского вида бабуська, которую так вдохновило зрелище, что она сама принялась маршировать туда-сюда :) (http://youtu.be/1wOaXB_NsOc)
Рядом с мавзолеем - посольства всех стран, их было довольно любопытно разглядывать - каждое сделано в стиле своей страны, разбавленным тропическими реалиями.
Вот еще немного фотографий Ханоя, которые сделали по дороге в отель. Жаль, уже были сумерки и дождик...

Вечером мы собрали для перелета наши велосипеды и заказали у администратора такси на утро. В несоответствие с рассказами про ханойскую такси-мафию, водитель молча довез нас до аэропорта кратчайшей дорогой и денег взял по счетчику.
Мы надеялись поесть в аэропорту, но в утреннее время все кафе производили только традиционный продукт - суп фо. Еще, правда, у них было мороженое, которое нас утешило :)

На этом отчет я наконец заканчиваю - все выводы и обобщения были в первой главе :)
Однозначно, поехать в северный Лаос-Вьетнам оказалось хорошей идеей, ничего плохого с нами тут не случилось, опыт получен ценнейший и впечатлений тоже масса. реализовать поход по такой местности именно в палаточном стиле - удалось. но и возвращаться сюда снова нет ни в планах, ни в желаниях - по моим ощущениям, за эти две недели мы увидели основную часть того, что здесь можно увидеть, и "программу" считаю пройденной. Да и уж очень непростое это дело, путешествовать по тропическим горам :)


Комментарии
25.10.13, 18:18
Очень интересная статься, я тоже путешествовал по Вьентаму тут вот мой отчет по этому поводу http://www 
.vietnamlive.ru/blog/velopohod-po-vietnamy-hanoi-hoshimin/
Guest01.06.13, 13:22
Супер! 
Вас интересно читать, восхищаюсь искренне вашей храбрости и стойкости.
Guest28.08.12, 17:29
Снимаю шляпу!!! 
Очень интересно и страшновато за вас. Я даже не рискнула поехать на Питерскую велоночь 2012 из-за дождя
О Маршруте
Ссылка: