Путешествие по Памирскому тракту. Собираюсь побывать в долине реки Бартанг , если позволят дорожные условия , проехать Восточный Пшарт через перевал попасть на Западный и выйти к верховьям оз. Сарез ,далее пройдя вдоль левого берега оз. Сарез выйти к перевалу Ката Марджанай и спуститься к оз.Яшилькуль. Проехать вдоль реки Памир мимо Ваханского коридора и добраться до пограничного озера Зоркуль. Затем через Ишкашим вернуться в Хорог и далее в Душанбе.
Душанбе - Рушан - Хорог - Мургаб - Хорог - Рушан - Душанбе

Путешествие-Начало.

Душанбе , Зелёный базар. Душанбе , Зелёный базар.
Флаг Таджикистана Флаг Таджикистана
Пропуск в ГБАО Пропуск в ГБАО
Душанбе , Зелёный базар . Душанбе , Зелёный базар .
Душанбе , Зелёный базар. Душанбе , Зелёный базар.
Наш райский уголок в Душанбе . Наш райский уголок в Душанбе .

Всё началось ещё в Петербурге , с подготовки и планирования маршрута , сбора информации по топографии и необходимым документам . Учитывая характер маршрута , две трети которого проходит вдоль Таджико-Афганской границы , необходимо было обзавестись пропусками в ГБАО (Горно-Бадахшанский автономный округ).
Прилетев в столицу Таджикистана , город Душанбе и расселившись в историческом центре и уютном местечке под названием Hello Dushambe, мы со всем своим упорством принялись добывать выше упомянутые документы , для чего обязательным условием было  в кратчайшие сроки зарегистрироваться по адресу временного проживания (в местном паспортном столе) и получить заветные сопроводительные пропуска. Это оказалась самая муторная и нудная, в следствии своего ожидания , часть нашего путешествия . Дальше всё было намного интереснее . Прогулки по солнечному и гостеприимному городу с посещением очень колоритного и оживлённого восточного рынка с романтичным названием  "Зелёный Базар" . Здесь мы обзавелись провиантом на ближайшие несколько дней пути.В виду ограниченности времени , отпущенного нам на отпуск (две недели с учётом дня прилёта и отлёта ) , на всё про всё у нас было 12 дней , два из которых ушли на оформление необходимых дорожных документов и закупку провизии , ну и конечно прогулки по городу .
Впереди нас ждал Памирский Тракт !
И так ! В Путь !

Памирский тракт . Обычное семейное  дело , мойка ковров . Памирский тракт . Обычное семейное дело , мойка ковров .
Памирский Тракт Памирский Тракт
Памирский тракт Памирский тракт
Памрский тракт . Памрский тракт .
Памирский тракт , Калайхумбский перевал. Памирский тракт , Калайхумбский перевал.
Четыре часа утра , на залитом лунным светом тихом дворике уже стоит под парами машина , готовая тронуться в путь ...
В Горный Бадахшан можно попасть двумя путями .. дорогой через Калайхумбский перевал , так называемый старый тракт и новой дорогой через Куляб.
Мы решили туда ехать по старому тракту и практически заброшенной дороге через Тавильдору, а обратно проехать по новой, пробитой с помощью тоннелей,  дороге через Дарваз.
Выехав рано утром , к обеду мы уже карабкались по извилистому перевалу  на высоту около двух с половиной тысяч метров над уровнем моря. Опытный водитель и надёжный автомобиль не заменимы в таких местах . Порой казалось , что машина одним колесом нависает над пропастью , глубиной с километра полтора.. Жуть... Это добавляло в наш экспедиционный быт уже и так зашкаливавшего колорита .
В такие моменты даже есть не хочется , хотя во рту с утра ни крошки ...
 Решили остановиться поесть уже спустившись с перевала , в долину реки Пяндж в посёлке Калайхумб , что на самой границе с сопредельным Афганистаном. Далее плавно набирая высоту наш путь пролегал по живописной и извилистой дороге  вдоль правого борта реки Пяндж с потрясающими видами и панорамами .
Жизнь Афганской стороны немного изменилась с тех пор , как я бывал здесь в конце восьмидесятых годов двадцатого столетия . Стали появляться фрагменты дороги , в то время , как раньше была только тропа , периодически переходящая в овринги (навесные мостки вдоль отвесной стены над бушующей рекой) , на глинобитных хижинах с плоскими крышами уверенно и основательно расселились спутниковые антенны, появилось электричество , вообщем  народ стал жить побогаче. Время не стоит на месте и даже в такие отдалённые , трудно доступные места планеты  добираются плоды современной цивилизации.Правый берег реки , так уверенно шагающий в ногу со временем в Союзный период , немного обветшал . Но народ не унывает , Памирцы вообще всегда отличались стойким характером и весёлым , приветливым нравом. Солнце неумолимо ползло на Запад , а мы двигались на Восток.
День подходил к концу и нужно было подумывать о ночлеге . Следующим местом нашего путешествия была долина Бартанга , но соваться туда в вечерних сумерках и , тем более  ночью, было не разумно . Приняли решение остановиться не далеко от посёлка Рушан , чуть выше по течению  в придорожной Чайхоне , где нас радушно приняли , накормили и уложили спать , постелив нам под развесистым деревом на берегу. Под тихий , мирный шёпот реки и стрекотание цикад подошёл к концу наш первый день путешествия .
Долина реки Бартанг

Долина реки Бартанг. Долина реки Бартанг.
Долина Бартанга Долина Бартанга
Амбар Амбар
Абрикосы Абрикосы
Кишлачок Кишлачок
С виду неприглядный, но очень уютный домишко С виду неприглядный, но очень уютный домишко
Архитектура Памира Архитектура Памира
Жатва Жатва
Зона рискованного земледелия Зона рискованного земледелия
Долина реки Бартанг , устье . Долина реки Бартанг , устье .
Долина Бартанга Долина Бартанга
Завтрак туриста Завтрак туриста
Долина реки Бартанг Долина реки Бартанг
Один из притоков реки Бартанг в районе кишлака Зарджив. Один из притоков реки Бартанг в районе кишлака Зарджив.
Архитектура Памира Архитектура Памира
Утром , плотно позавтракав , мы пустились в путь .В своём устье  река широко разливается , разделяясь на несколько рукавов .Оазис , поросший облепихой , грецким орехом, абрикосовыми деревьями и тутовником . Всё это на высоте  1800 метров. Нам предстояло проехать около семидесяти километров,вверх по долине, до кишлака Зарджив . В описываемый сезон  не стояло самой целью добраться до верховий долины и ,исторически связанного с ним,  Сарезского озера . Было выбрано место , в котором нам хотелось остановиться и пробыть там два -три дня с возможностью акклиматизации на высоте около 3500-4000 метров над уровнем моря. От устья вглубь долина сужается , а вместе с этим и  рельеф делается всё суровее . Мест , пригодных для жизни становится всё меньше , а там где они есть ,люди используют их с удивительной практичностью , умудряясь сажать и выращивать на этих скромных и редких участках земли хлеб и картофель. В одном из таких мест  мы и остановились . Небольшое пятно земли , затёртое среди голых скал и свирепой реки .