Будет позже
база Тушканчик - озеро Светлое - перевал Птица - озеро Горных духов - скала Парабола - перевал Луговой - гора Видовка - водопад Мраморный - перевал Мраморный - пик Птица - озеро Золотарное - перевал Пикантный - перевал Зеленый - Динозавр - голова Динозавра - Висячий камень

Ещё во время поездки в Красноярск в 2012 году я узнал об удивительном месте, находящемся на юге Красноярского края – природном парке Ергаки. И практически с того момента начал думать, как бы  можно было туда попасть. Проблем оказалось достаточно, и самая главная из них – ехать туда лучше всего летом, точнее в июле или августе, т.к. даже в июне в горах ещё может быть довольно много снега, а в конце августа частенько он выпадает вновь. И вот в 2014 году мне чисто случайно удалось взять отпуск в начале августа. Так что колебался я не долго. После не слишком долгих поисков узнал, что есть в Ергаках 2 туристических лагеря, куда можно приехать на сколько угодно времени. А из них уже организуются ежедневные пешеходные экскурсии в горы. Больше мне понравился лагерь «Вольный город», находящийся на озере Светлое.

Добраться туда оказалось не так уж и сложно – из Красноярска несколько раз в день ходит автобус до Кызыла. Выйти надо около турбазы Тушканчик, после чего ещё пройти по лесу около 8 км.

Также на этот раз я решил отказаться от уже привычного ж.д. транспорта, т.к. не мог терять почти 5 дней на дорогу. Да и просто очень полетать захотелось…

Мда, честно говоря, я до конца не верил, что это путешествие удастся. Почему и, вопреки собственным традициям, никому ничего не говорил, куда же я собираюсь. Но вот уже 11 часов вечера, я на борту самолета. Взлетаем. Ощущения несколько… непривычные. Огни Москвы вначале заполняют весь горизонт, но постепенно становятся всё дальше и дальше… А я долго ещё не могу оторваться от иллюминатора. Прилетели мы как раз на рассвете. Незабываемое зрелище - летишь над облаками, а из-под них пробиваются первые солнечные лучи.

И вот, после ночного переезда на автобусе, незадолго до рассвета я добрался до турбазы Тушканчик. Тропинку в лес заметил почти сразу. Когда я искал информацию о том, как добраться до лагеря, об этой тропинке говорили, как о довольно серьёзном препятствии. «А, чего там, какие-то 8 км, часа за 2, а то и 1,5 пройду», - думал я. Что на эти 8 км ещё 500м набора высоты, а у меня за спиной рюкзак 18-19кг и 2 бессонные ночи я как-то не подумал. А тут вообще дощатые отмостки – ну совсем несерьёзно. Впрочем, они скоро закончились… Идти приходилось почти постоянно в гору. То по жуткой грязище (незадолго до моего приезда здесь были сильные дожди), то по огромным валунам, называемых курумником. Добрался, а, точнее почти дополз, до лагеря я через 3 с лишним часа. Причём последние пару километров приходилось останавливаться чуть ли не через 50-100м.

Отметившись у руководства и поставив палатку, я решил немного осмотреть окрестности.

Вид на пик Птица (по центру) и пик Звёздный (правее) от оз. Светлое. Пик Звёздный - высшая точка Ергаков (2265м).
Озеро Медвежье.
И сюда добралась цивилизация...
Не зная, в каких водоёмах точно можно пить воду, а где нет, я какое-то время опасался этого делать. Но пить хотелось жутко (видимо один из симптомов акклиматизации) и, встретив на противоположном берегу Светлого ручей с просто кристально чистой водой я не удержался. Никакой ёмкости у меня с собой не было, так что просто зачерпывал воду пригоршней. Честно, мне показалось, что более вкусной воды я не пил в жизни! И позднее, даже когда брал с собой кружку, пользовался ей довольно редко. Зачерпывать воду руками было для меня каким-то особым кайфом...

К слову, когда чуть позже я говорил с руководителем лагеря Александром Васильевичем Чугаевым, он сказал, что ему тоже нравится вода в том ручье (если конечно мы друг друга правильно поняли).

А вечером взобрался на небольшую гору Видовка. И опять наступил на те же грабли, что и по дороге к лагерю... Вышел я довольно поздно, так что чтобы не опоздать к ужину решил идти побыстрее. И каково же было моё удивление, когда, пройдя всего, ничего, я начал задыхаться... Так что дой... доползя до вершины я почти упал на землю и долго не хотел вставать. Потом для порядка сделал несколько фоток и видеопанорам и пошёл в лагерь.

Закат над горой Тушканчик

18 Закат над г. Тушканчик

На следующий день предстоял очень серьёзный маршрут к жемчужине Ергак – скале Парабола. По пути для разминки поднялись на небольшую горку, передохнули на её вершине, и двинулись в сторону перевала Птица. Там суждено было осуществиться одной моей старой мечте – побывать на вершине горы в облаке. Меня почему-то всегда больше притягивали горы не в ясную погоду, а именно в облачную.

19 Облака над Птицей

Какое-то особое величие, таинственность, в горных вершинах с клубящимися вокруг них облаками. Конечно, экстрима прогулка в облаке тоже добавила, но нам всё-таки очень повезло. Инструктор говорил, что вообще-то обычно в облаке бывает жутко холодно, мы же попали в тёплое облако. Большую часть подъёма мы шли по относительно ровной тропинке, но иногда приходилось преодолевать крупные завалы курумника.

20 Перевал Птица в тумане
21 Перевал Птица в тумане

Это был мой первый поход, так что техникой передвижения по нему я ещё не овладел. В некоторых местах, где многие шли достаточно спокойно, мне приходилось передвигаться чуть ли не на четвереньках. Спуск был ещё веселее. Под ногами была сплошная сыпучка из песка и разнокалиберных камней. Один неосторожный шаг, и всё это начинало сыпаться под ноги, а то и на головы, тем, кто был ниже. Впрочем, можно было запросто и самому съехать…

22 Спуск с перевала Птица
23 Перевал Птица в тумане
24 Вид с перевала Птица на Параболу и оз. Горных духов
25 Вид с перевала Птица на Параболу и оз. Горных духов
26 Курумник вдоль оз. Горных духов
27 оз. Художников

Но всё-таки первый перевал был успешно преодолён, а на берегу озера Горных духов нас ждал долгожданный отдых и перекус из бутербродов и сухофруктов.

После отдыха предстояло восхождение на перевал Парабола. Обычно забирались и на скалу Младший Брат (которая пониже и потолще), но сейчас из-за того, что камни стали сырые, это стало небезопасно. Поверхность скалы представляет из-себя так называемое «зеркало» - практически абсолютно гладкий гранит. В сухом состоянии ботинки к нему практически прилипают, а вот в сыром… прилипает к нему только хорошая резина, всё остальное скользит как по льду. Так что те, кто пошёл в резиновых сапогах или кедах (были и такие), шли аки по асфальту. Тем же, кто был в крутых походных ботинках со сверхпрочной подошвой, приходилось быть ОЧЕНЬ аккуратными, дабы не съехать на пузе к самому основанию скалы. Я, естественно, относился ко второй категории. В некоторых местах вообще приходилось карабкаться по верёвке, сброшенной сверху инструктором.

28 Подъём на Параболу
29 Подъём на Параболу

Обогнув Старшего Брата, мы вернулись тем же путём, что и пришли. В лагерь все пришли едва-едва живые уже в 10м часу. Я же ещё не прошёл акклиматизацию. Всё-таки 1,5км над уровнем моря – весьма приличная высота. Так что, придя в лагерь, я почти сразу завалился спать. На традиционные вечерние посиделки сил уже не оставалось.

Ещё вечером я обратил внимание на откуда-то взявшуюся воду в палатке, но не придал этому особого значения. А в 2 ночи проснулся от ощущения сырости под боком. Как раз подо мной, в ложбинке, образовалась лужа глубиной около 5см. Да и вообще вся сторона палатки, где я спал, была очень сырая. Я уж было испугался, подумав, что умудрился продырявить днище палатки. Но тут заметил небольшие подтёки над днищем палатки и всё понял. У меня куда-то делась пара колышков, которые используются для натяжки тента. Так что небольшая часть внутренней палатки оказалась без защиты. К счастью, мне удалось перераспределить колышки так, что тент стал закрывать всю палатку. Воду из палатки пришлось вычерпывать кружкой… А всю первую половину следующего дня заниматься просушкой палатки. А почти всю вторую половину лил дождь, иногда переходящий в настоящий ливень. Так что в этот день я особо никуда не высовывался.

На следующий день должно было быть восхождение на пик Птица. Но из-за погоды его отменили, заменив на небольшую прогулку на перевал Сахарный. Зато по пути мы набрали дикорастущего лука и щавеля на пироги у ужину.

35 Перевал Сахарный
36 Вид с перевала Луговой на Звёздный и Птицу

На этом восьмая смена заканчивалась, завтра большая часть группы должна была отправиться домой. Кроме меня оставались двое ребят из Белоруссии, которые решили немного задержаться, и ещё один парень, прибывший примерно в одно время со мной. Я же решил проводить группу, а заодно пофотографировать. Те фотографии, что я показывал в самом начале, были сделаны именно во время этой прогулки, т.к. когда я только шёл к лагерю, мне было особо не до фоток…

Ближе к вечеру уже с новой группой отправились на гору Видовка, на которой я уже был в первый день пребывания здесь. Но на сей раз ушли гораздо дальше, дойдя почти до пика Звёздный.

37 Слоник
38 Монах
39 Слева направо - Звёздный, Дракон, Парус (вид с Видовки)
40 Вид с Видовки на Светлое
41 "Окно в Европу"

Во время спуска с горы я неожиданно услышал сзади себя быстрый переступ трекинговых палок и перешлёп резиновых сапог. Повернувшись, увидел... дедушку лет так немного за 70 (может даже не немного) и едва успел отскочить в сторону.

И в этот день я наконец-то дорвался до любимой ночной съёмки. Не зря всё-таки тащил двух-килограммовый штатив в и без того тяжеленном рюкзаке!

На следующий день был запланирован несложный маршрут к озеру Мраморное, с расположенными недалеко от него одноименными водопадом и перевалом.

IMG_9914_IMG_9917-4 images
IMG_9926_IMG_9929-4 images

А для тех, кому этого покажется мало, решили расширить его экстрим-восхождением на пик Птица. Группа разделилась примерно поровну. Слово «экстрим» меня (да и не только меня) как-то насторожило. Но инструктора нас успокоили, что любому человек с более-менее нормальной физической формой, если будет чётко делать то, что говорят, это восхождение вполне по силам. М-да, честно скажу, было страшно. Местами очень. Много приходилось карабкаться по практически отвесной скале, цепляясь за небольшие уступы и трещины. Но дошли почти все. Одна женщина с дочкой лет 12 всё-таки остановилась на полпути. Причём дочка прошла ещё метров на 20-30 больше мамы. Дошли, молодцы. Как спускаться-то будем? Глаза боятся, а руки и ноги делают. После спуска я долго был в каком-то шоковом состоянии, не в силах осознать, ЧТО только что сделал.

IMG_9963_IMG_9965-3 images

Постепенно моё пребывание в Ергаках подходило к концу. Но ещё на две экскурсии я успел сходить. Первая не слишком сложная и длинная, но очень красивая – мимо озера Золотарное через перевалы Пикантный 1, Пикантный 2 и Пикантный 3 на гору Дракон.

Какой-то из Пикантных перевалов.
IMG_9993_IMG_9995-3 images
IMG_9999_IMG_0002-3 images
Виды с Дракона
IMG_0015_IMG_0017-3 images
Голова Дракона
На берегу озера Золотарное

2й – не сложный, хотя и рекордный по длине маршрут к одной из самых известный достопримечательностей Ергак – Висячему камню.

Это огромная глыба весом около 500 тонн, стоящая на покатой плоскости на тонком ребре. Кажется, ткни в неё пальцем, и сразу же полетит в пропасть. Но многие пытались это сделать. Даже группами по 20-30 человек… Но, к счастью, так и не преуспели. Тем более что по легенде, если Висячий камень всё-таки упадёт, то проснётся Спящий Саян – хранитель здешних мест. К чему это приведёт, никто не знает, но понятно, что ждать чего-то хорошего было бы глупо.

В прощальный вечер моего пребывания в этом сказочном месте природа подарила просто фантастический по красоте закат. Лучи заходящего солнца приобрели очень насыщенный золотистый цвет, окрасив в него величественные кедры.