Сведения о районе экспедиции
Маршрут международной велосипедной экспедиции "Кольцо Турфана 2008" прошел по западной части Китайской Народной Республики. Административно территория, выбранная для похода, относится к Синцзянь-Уйгурскому автономному району КНР. Исторически, Турфанская впадина лежит на пути одной из ветвей Великого Шелкового пути.
Географическое положение
Синцзянь-Уйгурский автономный район расположен на Западе, Северо-Западе Китайской Народной Республики. Китай занимает третью по величине площадь на планете - 9,6 миллионов квадратных километров. СУАР крупнейшая административная единица в КНР. Площадь автономии 1 млн. 600 тыс. квадратных километров.
70% населения составляют уйгуры, остальные: ханьцы, казахи, киргизы, монголы, хуэй, таджики, сабинцы и др. (всего 13 национальностей). Большинство населения сосредоточено в оазисах Кашгарии и в долинах рек Джунгарии. На Севере СУАР граничит с Россией, на Востоке с Монголией, на Западе с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, на Юге с Тибетским автономным районом КНР.
Миллионы лет назад на месте сегодняшнего Синьцзяна было море. Потом море отступило, и на его месте поднялись высокие горы, между которыми образовались низменные равнины и впадины. Образовалась сеть рек и водоемов, кое-где появились луга и рощи, а кое-где – лишенные растительности песчаные пустыни. Сегодня в Синьцзяне представлены три климатических пояса: умеренный, теплый и холодный и несколько климатических подтипов: засушливо-жаркий, теплый, умеренный, прохладный, холодный и т.п. Водные, почвенные и энергетические ресурсы создали благоприятные условия для обитания человека и других биологических видов.
Значительную часть территории СУАР занимает пустыня Такла-Макан, оставшуюся – горы Тянь-Шань и Памир. Маршрут экспедиции "Кольцо Турфана 2008" проложен через Восточный Тянь-Шань и Турфанскую котловину.
Турфанская котловина - тектоническая впадина в отрогах Восточного Тянь-Шаня. Длина около 200 км, ширина около 70 км. Абсолютная глубина до минус 154 метров. Сложена преимущественно песчано-глинистыми отложениями. На дне - обширный солончак с небольшим горько-солёным озером. Это самое глубокое место Центральной Азии.
Вода
Источники воды весьма ограниченны. Горы бесснежны. Некоторые, обозначенные на картах, русла рек на момент экспедиции пересохли. В маленьких поселках люди могут вообще не иметь доступа к питьевой воде. Одиноко стоящие юрты снабжаются из колодцев. Крупные населенные пункты, как Иланлык или Токсун имеют систему поливных каналов и доступ к подземным водам. Большие города – Турфан, Урумчи – имеют водопровод.
Климат
Маршрут экспедиции проложен в двух климатических зонах. С одной стороны это горы Тянь-Шаня с альпийским климатом высокогорья, с другой характерная азиатская пустынно-степная зона.
Климат резко континентальный с большими колебаниями суточных и сезонных температур. В период проведения экспедиции среднедневная температура колебалась в пределах +25 - +40 днем и 0 - + 30. ночью.
Растительный мир
В Синьцзяне, расположенном в удаленной от моря засушливой внутриконтинентальной глубинке, на обширной территории отсутствуют условия, благоприятные для растений и животных. Биологические виды богато представлены лишь в местах, являющихся пограничными между крупными биологическими зонами, и в горных районах с вертикально меняющимися погодно-растительными условиями. Фауна и флора Синьцзяна отличаются особым, порой уникальным своеобразием.
В Синьцзяне произрастают 3270 видов растений, что составляет 30,5% от всех ботанических видов зарегистрированных в Китае. Богато представлены растения, используемые в качестве лекарств китайской традиционной медицины. Еще в Синьцзяне произрастает более 200 видов грибов, из которых 20 видов стали разводить в искусственных условиях.
С точки зрения развития животноводства в Синьцзяне имеются богатые луговые ресурсы. Главными по широте распространения являются 382 видов растений кормового значения, то есть 13,4% всех потенциальных луговых ресурсов СУАР. Они относятся к сложноцветным, злакоцветным, маревым и осоковым. В Синьцзяне на больших площадях произрастает люцерна (трех подвидов – лиловая, желтая и голубая) – наиболее ценная кормовая культура, которую во многих странах культивируют специально.
Коэффициент лесного покрова в Синьцзяне составляет лишь 1,68%, что намного меньше среднего по Китаю – 16,55%. По этому показателю СУАР стоит на втором месте с конца. Но если взять оазисы, где сосредоточены значительная масса населения Синьцзяна, то коэффициент лесного покрова там окажется не таким уж малым – 12%, в городах процент озелененной площади составляет 24%.
Говоря о лесах в Синьцзяне, различают горные леса и оазисные рощи. Общая площадь лесов – 4,2 миллиона гектаров, в том числе площадь горных лесов – 1,56 миллиона гектаров, лесные ресурсы составляют 219 миллионов кубометров. Главными районами (более 90%) сосредоточения горных лесов являются в Тянь-Шань и Алтай. Леса в Тян-Шанских горах представлены в основном хвойными породами, главной из которых является ель. В алтайских лесах главными породами являются лиственница, сибирский кедр и пихта.
Равнинные леса Синьцзяна подразделяются на три вида: рощи по берегам рек в пустыне, кустарники в пустыне и тугайные леса в речной поймах и ущельях. Тугайные леса состоят в основном из евроазиатского и синьцзянского тополей, их площадь в совокупности составляет 725 тысяч гектаров, объем леса – 14,46 миллиона кубометров.
В пустыне растут главным образом саксаул и тамариск, играющие важную роль в закреплении песков и удержании влаги. Площадь под ними равняется 770 тысяч гектаров. Однако традиционное использование этих кустарников в качестве бытового топлива привело к значительному их сокращению. Леса в долинах и ущельях находятся главным образом в бассейнах рек Или и Иртыша. Эти леса богаты лиственными породами. На протяжении истории леса эти сильно пострадали от вырубки. В настоящее время площадь под ними оценивается в 53 тысячи гектаров, причем тенденция сокращения сохраняется.
Организация экспедиции
Подготовительные мероприятия заняли весьма продолжительный период. Найти картографический материал интересующего нас района оказалось весьма непросто. Те карты, что удалось раздобыть, далеки от идеала.
Все участники экспедиции прошли физическую и теоретическую предпоходную подготовку. Особое внимание уделено комплектации снаряжения.
Для граждан Республики Казахстан в Китае действует визовый режим. Обычно индивидуальная виза для однократного посещения дается на три месяца и без особых проблем. Исходя из этих данных мы и планировали первоначальные сроки мероприятия на 2-12 мая. Однако в связи с проведением Пекинской олимпиады МИД КНР с 11 апреля прекратил оформление индивидуальных туристических виз, а с 12 мая закрыл границу для одиночек. Нам разрешили посетить Китай с 11 апреля по 11 мая.
Дополнительного хаоса в первоначальный план добавили и майские праздники. Как выяснилось Китай широко отмечает Международный день трудящихся из-за чего КПП на границе закрыт с 1-го по 4 мая. День победы празднуют в Казахстане. КПП не работал с 9-го по 11 мая. В итоге, сроки экспедиции пришлось переносить на 25.04.08 – 08.05.08.
Доставка участников до контрольно-пропускного пункта Хоргос на Казахстанско-Китайской границе осуществлена собственным автотранспортом. К началу активной части маршрута в город Урумчи команда добиралась на микроавтобусе-такси. Для этого потребовалось разбирать и паковать велосипеды в дорожные чехлы.
Пограничная служба КНР запрещает частным лицам провозить в страну упакованные продукты и жидкости. Поэтому принято решение закупать провиант, а так же газ для приготовления в точке старта. Запрет существует и в отношении лекарств, однако экспедиционную аптечку закупать в Китае мы не решились и провезли через границу почти контрабандно.
Непредвиденной сложностью оказалось отсутствие газовых баллонов нужной нам модификации. Притом что в Китае налажено их производство, а в Алматы иначе как «китайскими» такие баллоны не называют... Пришлось покупать высотные баллоны корейского производства и новую к ним горелку.
Краткое описание маршрута
Условно весь маршрут можно разделить на три части. Первая, от города Урумчи до перевала Лоханцзыдаван, представляет собой асфальтовую трассу № 103, местного значения, переходящую с началом гор, в узкую дорогу, построенную в труднодоступной, высокогорной местности. На отрезке редкость населенные пункты, попадались лишь отдельно стоящие юрты, кошары. Застройка единственного, встреченного нами, села в горах - плановая, системная, - типовые дома вдоль двух проулков западнее шоссе. У дороги магазин, небольшая автомастерская. Население преимущественно этнические казахи.
Этот отрезок занял два ходовых дня, все это время мы резко набирали высоту (н.у.м.) по асфальту. Подъем закончился перевалом Ак-Булак (2341). Затем короткий спуск по серпантину и мы выкатились на высокогорное плато. Скоро последовал незначительный подъем на перевал Лоханцзыдаван (2492) и скоростной спуск с него.
Вторая часть: спуск от асфальтовой части шоссе № 103 по его несуществующему продолжению в Турфанскую котловину с последующим, незначительным, подъемом в город Турфан. Этот отрезок пути так же занял два дня. Источники воды здесь ограниченны. Условия для жизни суровые. Резкий перепад высот, из тянь-шаньской прохлады мы свалились в жаровню Турфана.
С понижением высот количество населенных пунктов увеличивается. Впрочем, по китайским меркам этот район наверняка считается малозаселенным. Застройка сел бессистемная, хаотичная. Подавляющее большинство населения этнические уйгуры.
Третья часть пути от города Турфан до города Урумчи характеризуется относительно невысокими скалистыми горами, продолжительными безводными пространствами и сильными ветрами. Резкий перепад высот от 15 метров н.у.м. в Турфане до 2000 на безымянном перевале с последующим понижением. Преобладали дороги без покрытия, часто полное бездорожье.
На отрезке встречаются населенные пункты сельского типа, а так же отдельно стоящие юрты и кошары. Источники воды в основном колодцы. Русла рек пересохшие.
Маршрут пройден за восемь ходовых дней с одной дневкой в городе Турфан. На пути повстречались десять населенных пунктов, включая два города: Урумчи и Турфан. Преодолено три перевала высотой до трех тысяч метров.
Средняя скорость движения 60 км/день и 11 км/ч. Максимальный пробег – 100 км/день установлен на отрезке долина р. Илан-Гол – с. Иланлык. При спуске с перевала Лохацзыдаван зафиксирован абсолютный рекорд движения в походе: 78,7км/ч.
Изюминка экспедиции – дно Турфанской долины. Максимальная отрицательная отметка, пройденная командой: минус 89 метров. Температура воздуха в этом месте в день прохождения данного отрезка пути +40 градусов Цельсия.
Причины изменений
Отклонений от намеченного маршрута нет. Скорость прохождения маршрута, и качественные характеристики его преодоления соответствуют запланированным. Исключение составляет более оперативное продвижение в первой фазе путешествия. Это связанно с наличием хорошего асфальта и значительным сбросом высоты.
Состав команды
Участники международной велосипедной экспедиции "Кольцо Турфана 2008" давние активисты А13 Expedition Team, - команды мультиспортсменов, специализирующихся на горном и вело туризме, сноуборде, рафтинге и сплавах по бурной воде.
Команда А13 Expedition Team уже шестой год существует как объединение группы идейно вдохновленных любителей экстремального туризма. Костяк команды сложился из дипломированных инструкторов по горному туризму. Участники экспедиции "Кольцо Турфана 2008" имеют опыт велосипедных походов различных категории сложности.
0-2 день
День номер ноль.
Граница, а затем и дорога в Урумчи были довольно утомительны. Впрочем, ночевка в гостинице привела в чувство. Попытка затовариться провиантом с вечера оказалась безрезультатна, окрестные "маркеты" продавали что угодно кроме еды. Тем более мы не нашли в магазинах никакого газа. Пришлось все отложить на утро.
День первый. 27 апреля 2008 г.
Пройдено 47,3 км.
Средняя скорость 11,5 км/ч.
Максимальная скорость 56,7 км/ч.
Перепад высот 800 м.
Старт в Урумчи – 13:40
Финиш ур. хребта Жаргес – 18:55
Подъем в 07:00 по алматинскому времени. Но Урумчи живет по пекинскому, здесь уже 09:00. Завтрак и сборы отняли еще час. В супермаркет, он же базар попадаем, чуть ли не к полудню местного времени. Разделились на группы: поисками газа занят Володя Степанов, Рустам Запиев охраняет снаряжение. Юля, Рамиля, Александр обшаривают прилавки.
С продуктами проблем не оказалось, тушенку заменили вяленным и копченым мясом. Риса завались. Чай выбрали, наугад ткнув в пачку на стеллаже. Газа нет!
Перенесли поиски на улицу спортивных магазинов. Здесь люди хотя бы понимают, о чем речь, но баллоны нужной нам модификации в ассортименте отсутствуют. Пришлось покупать высотные баллоны корейского производства и новую к ним горелку.
Переупаковываем снаряжение и выдвигаемся, наконец, к границе города. Старт дан в 13:40 по алматинскому времени!
В сторону гор от Урумчи наблюдается небольшое понижение. По дороге №103 встаем на колесо и быстро разгоняемся. Чуть меньше чем через два часа въезжаем в необычайно узкое горное ущелье с неожиданно хорошим асфальтом. Окружающий мир напоминает Терскей Алатоо: мало елей, скалы свисают над дорогой острыми зубцами. Основное отличие в скудности русла. Река едва заметна среди камней, по киргизским меркам, это ручеек. На небе переменная облачность, что, в общем, плюс, не жарко. Ветер со встречного бокового, наконец, переменился. Задул в спину.
Населенные пункты здесь редкость, нам попался всего один с небольшой автомастерской у дороги. Население преимущественно этнические казахи. Мест для стоянки среди отвесных скал практически нет. Любой пригодный пятачок уже занят юртой кочевника. Пришлось немного карабкаться в сторону от дороги, что бы разбить сносный бивак.
День второй. 28 апреля 2008 г.
Пройдено 62 км.
Средняя скорость 13,8 км/ч.
Максимальная скорость 78,7 км/ч.
Перепад высот 684 м.
Старт в ур. хребта Жаргес – 09:30
Финиш в верховье долины р. Илан-Гол – 18:50
Ночью вверх по ущелью задул ветер, пошел дождь. Почва вокруг лагеря к утру раскисла в вязкую грязь. После подъема дождь сделал перерыв минут на сорок, аккурат, пока сворачивали лагерь, и зарядил с новой силой. В это утро я возрадовался, асфальту на маршруте. Без него подъем на перевал занял бы дополнительный ходовой день. Крут подъем.
В полдень, когда мы уже подбирались к перевалу Ак-Булак (2341) спустился туман. И чем выше поднимались, тем гуще он становился. А на перевале вообще с неба посыпалась крошка. На два метра вокруг ничего не видно. Китайские дальнобойщики при такой погоде фары не включают. Спуск в этих погодных условиях был весьма тревожный. Ехать больше 40 км/ч я не рискнул, а девушки вообще "крались".
Впрочем, спуск оказался очень непродолжительным. Мы фактически не потеряли высоты. А, выехав из тумана, увидели характерный для горных плато безжизненный ландшафт. Здесь дул сильный боковой ветер и было очень промозгло. От реки указанной на карте не обнаружилось даже русла. После непродолжительного привала мы быстро проскочили долину. Начался подъем на перевал Лоханцзыдаван (2492). Как таковой седловины здесь нет, за подъемом некоторое время мы ехали по горизонтали. Дорога вырублена в скалах и где именно находится максимально высокая точка без приборов не найти. А потом вдруг начался спуск. Один из самых длинных спусков в моей истории походов (забегая вперед, скажу, он длился два дня).
И вот я лечу вниз по гладенькому асфальту со скоростью 78 км/ч. Китайские дальнобойщики, глядя на меня, моргают не привычно широкими глазами. И уже на излете, когда закончился серпантин и дорога начинает выполаживаться, группу обгоняет полицейская машина, останавливается где-то в пределах видимости и дожидается нас.
Нихао! - Приветствую я копов, на ходу. Нихао, - отвечает тот, что в форме. Тормози, тормози, командует на китайском тот, что в гражданской. Проехав несколько метров, спешиваюсь и жмусь к обочине. Полицейские ко мне. Достаю карту и навстречу. Поскольку запас китайских слов уже весь выбран, начинаю по-русски объяснять, что едем из Урумчи в Турфан. Тот, что в гражданской, худ и желтолиц, мерит меня ледяным взглядом. Тот, что в форме, упитан и добродушен, включается в систему жестикулярного общения. Разобрав на карте иероглифы, тот, что в форме, делает удивленно-восторженное лицо. Тот, что в гражданской близко не подходит, наблюдает происходящее как бы со стороны. Подъезжает наш штурман Руся Запиев и вопросом: "уйгурча созляватсыз ма?" переводит наше общение в вербальное русло.
Выясняем что: тот, что в форме, типа шериф местный, по его территории едем. Тот, что в гражданской, этнический китаец и по-уйгурски ни бум-бум. По лицу видно, его раздражает, что мы говорим на непонятном для него языке. Тот, что в форме периодически поворачивается и поясняет ход мысли, а сам тащится от разговора с иностранцами на родном языке.
Главное: наш план и дальше держаться асфальта, - ошибочен. Сколько бы я ни тыкал в карту, тот, что в форме, настаивает, там тупик, надо сворачивать. И уже совсем скоро принимаем совет на веру. Потом, нить беседы вновь теряется, говорим о ерунде, обмениваемся любезностями, как вдруг, тот, что в форме, спрашивает, есть ли у нас запас воды?! Получив невразумительный ответ: есть чуть-чуть и до реки недалеко. Отходит к машине и притаскивает из багажника три бутылки (по 0.6л) воды. Вручает её с пояснениями, что реки нам не видать до самого Токсуна. Дает номер своего сотового с приглашением звонить, если что и арабской вязью пишет своё имя. Расстаемся друзьями. Но тот, что в гражданской все высматривает в нас террористов.
Расставание было недолгим. Уже через пять - семь минут мы поравнялись со стоящим у обочины полицейским автомобилем. Тот, что в форме, вышел и указал наш поворот. Да! Без полисмена мы бы его точно проскочили. Трасса №103 теперь представляла собой раздавленную колесами грузовиков гальку среди степи. Мы воспользовались моментом, спросили, что написано вязью напротив номера сотки. Шерифа зовут Парат. Приятнейший человек!..
Галечная колея сбегает вниз, потому легко держу сорок в час. Колеса шуршат, велик подпрыгивая, позвякивает. Спустя время оглядываюсь, позади ни кого. Солнце клонится к закату, выжигая в скалах причудливые рельефы. Но сколько можно любоваться?.. Терпения не хватает, уже собираюсь разворачиваться, как на горизонте появляются фигурки велосипедистов...
Солнце ушло за горы, смеркается, в долине поднялся почти ураганный ветер. Наконец все команда в сборе. Делятся новостями: Рамиля упала и рассекла колено. В общем, ясно, что на сегодня хватит. Прячемся от ветра за ближайшим холмом и разбиваем лагерь.
3-4 день
День третий. 29 апреля 2008 г.
Пройдено 100 км.
Средняя скорость 19,3 км/ч.
Максимальная скорость 47,8 км/ч.
Перепад высот 1778 м.
Старт в верховье долины р. Илан-Гол – 09:00
Финиш: морковное поле у с. Иланлык – 18:30
Встали рано. Но собирались долго. Завтракали в сухую, гостинца Парата хватило лишь на ужин. Время отняло тех. обслуживание велосипедов. На Рамилькином обнаружились последствия вчерашнего падения. Выправлял руль и восьмерки на обоих колесах. Володя, устраняя на своем "пендале" люфт средней втулки, обнаружил в ней отсутствие смазки. Выехали ровно в девять. Спуск теперь изобиловал контруклонами. Около полудня случился резкий сброс высоты. Качественный даунхилл! Здесь серпантин вырезали в крутом лёссовом склоне. Сразу после, - пересекли реку. Она все же есть! Спрятана в узком и глубоком каньоне. Мелководная, вода почти черного цвета, но дно просматривается довольно четко.
В 12:30 грунтовка кончилась, и мы въехали в город неотмеченный ни на генштабовской карте 1986 года ни на китайской карте-схеме. Меж тем населенный пункт впечатление недавно построенного не производил. На окраинах большие массивы брошенного частного сектора и двухэтажных многоквартирок. В центре жизнь еле теплица у пустого базара. Здесь мы купили запас воды и впервые пообедали в стопроцентно китайском ресторане. Сделать заказ помог уйгуроговорящий прохожий, затащенный официанткой-китаянкой с улицы. Салат из помидоров, засыпанных сахаром, оказался необычайно вкусен!
Вместе с городом закончилось и бездорожье. Далее катим по старенькому, латаному асфальту вдоль дивных лёссовых холмов. Поверх проложена железка. Меж глиняных останцев мелькают двухэтажные китайские поезда.
Примерно через час после старта к дороге "подошел" водный канал. Тепло за 30 С, мы сплошь в комбинезонах из пыли. В общем, санитарная остановка, - помывка. Ощущения, просто праздник! Уложились в сорок минут. А потом как-то легко встали на колесо, и "пилили" без перерывов почти два часа. Без остановок проскочили несколько мелких поселков и неожиданно оказались на главной улице (читай: базаре) Иланлыка. Единственный перекресток, оборудован знаками, кишит людьми, транспортом, и с четырех сторон окантован торговыми лотками. Купили кило помидоров, зелени и мороженного. Последнее съели тут же!
Сил еще оставалось, а вот время уже поджимало. В поисках площадки под ночлег покинули Иланлык и ехали вдоль нескончаемых полей и лесополос. Уже начало смеркаться, впереди огоньками проглядывался город Токсун, а поля все не кончались…
Поставили лагерь на краю морковного поля, близ фонтанирующей скважины. Воду из-под земли поднимает электронасос. Только мы поставили палатки, женщины отлучились принять водные процедуры, появился колхозник на “дырчащем” мопеде, - отключать электричество. Обнаружив полуобнаженных девиц в струе, конечно сильно удивился. К счастью для нас, крестьянин оказался уйгуром. Рустам вывел его из ступора, начал объяснять, что мы тут не на долго и морковку топтать не будем. Когда до дядьки дошло он дружелюбно – восхищенно воскликнул: Аэ-аэ-аэ, саясатшиляр! (А! Путешественники). Не стал отключать воду и пообещал предупредить о нас сменщика, чтоб тот не вызвал полицию. Для ночующих в полях в Китае есть специальные “органы” по работе с бездомными…
О близости Токсуна возвещало зарево промышленного факела в ночном небе (видимо НПЗ).
День четвёртый. 30 апреля 2008 г.
Пройдено 77,8 км.
Средняя скорость 14,4 км/ч.
Максимальная скорость 33,8 км/ч.
Перепад высот 99 м.
Старт на морковном поле у с. Иланлык – 08:30
Финиш в городе Турфан – 18:30
Утро началось без происшествий. Въехав на центральную улицу города Токсун, А13, впервые за пятилетнюю историю существования команды, прокатилась по просторной, отлитой гладеньким бетоном, велосипедной дорожке! Красота.
Довольные собой и окружающим миром, выспросили у китайцев направление на Турфан. Отъехав совсем не много от черты города, меня вдруг охватили сомнения. Поглядев на карту, понял – сомневался не зря. Добродушные китайцы посылали нас наиболее удобным путем. По трассе, в объезд Турфанской котловины. Но ведь она и есть наша цель!
Вернулись в город и поплутав по уйгурским махалям, выехали в нужном направлении.
Проскочили еще три-четыре села и вот оно! Дно земли. Лёс перемежается барханами черно-серого песка, жара за 40. Но местность не такая безжизненная, какой я себе представлял. То тут, то там среди этого пекла китайцы на карачках пропалывают скромные участки, отвоеванные у пустыни. Возделывают бахчу и хлопок.
По краю долины петляет пустое русло, альтиметр показал здесь минус 54 метра. Думали, ниже уже не будет, ведь максимально отрицательная высота остается в стороне от нашего пути. Мы ошибались!..
К полудню показания высотомера начали стабильно ползти вниз. Никаких огородов здесь уже нет. Только выжженная солнцем пустошь, да барханы, взбирающиеся на асфальтовую дорогу. Зачем в этой жаровне построили автостраду, стало понятно уже совсем скоро. Вдалеке и поблизости, словно миражи в расплавленном воздухе, земле кланялись нефтяные качалки...
После двух часов дня альтиметр замер на отметке минус 89 метров ниже уровня моря. Это рекорд нашего путешествия.
Ландшафт начал меняться лишь на подъезде к Турфану. С Севера и Востока путь преграждает отвесная глиняная стена. На небольших уступах здесь теснятся дырявые кирпичные прямоугольники, словно однокомнатные дома. Это сушилки для винограда. Турфан и его окрестности, - мировая житница первоклассного изюма. Дорога делает резкий подъем и с - 89 метров мы поднимаемся до нуля. Жара словно бы остается позади внизу. А здесь нежная прохлада и кругом виноградники!
Въехав в город, легко находим главную улицу, а затем и центральную площадь. У памятника девушкам, собирающим виноград, я посмотрел на часы. Начало пятого. Хочется есть и надо искать где-то жилье на ночь...
Впрочем, все решается довольно легко. Питаемся в забегаловке у автостанции. Здесь же есть гостиница. Но встреченный австриец рекомендует отель в тишине парковой зоны в двух кварталах от площади. 220 юаней за номер в 4 звезды – неплохо! Седлаем велики и туда. На дорогах час пик. Сотни школьников, пешком и на велосипедах заполнили все пространство улиц.
Отель с одноименным городу названием внешне напоминает мечеть. Здесь чувствуется уют и покой. Длительный и трудный день подходит к концу. Мы устали. Хочется спасть. Но вместо сна, заселившись и смыв многодневную пыль, возвращаемся (правда, уже пешком) на главную площадь. Здесь начинается световое шоу фонтанов! Для города на краю пустыни просто роскошный аттракцион.
5-6 день
День пятый. 1 мая 2008 г.
Пройдено 0 км.
Средняя скорость 0 км/ч.
Максимальная скорость 0 км/ч.
Перепад высот 20 м.
Дневка в городе Турфан. Осмотр достопримечательностей.
Турфан – один из важнейших городов раннего средневековья на Великом Шелковом пути. Оказавшись здесь невозможно не ощутить этот дух азиатской древности. Впрочем, мне вряд ли удастся описать настроения исторического Турфана лучше, чем это сделал алматинский путешественник Андрей Михайлов в заметках "Турфан – предбанник ада".
Что касается нашей программы, то первое, что мы сделали, это арендовали микроавтобус за 300 юаней на весь день и отправились за 32 км в Долину тысячи Будд. Это уникальное место представляет собой комплекс из пещер, нарытых в отвесных глиняных стенах нависающих над маловодной сейчас речушкой. Внутри полости расписаны множеством изображений Будд. Храмовый комплекс возник в V - VI веке нашей эры в период царства Гаочан. Сейчас вход на территорию комплекса стоит 20 юаней с человека и для осмотра доступны только некоторые пещеры.
По дороге от Турфана к Долине Будд расположены Пламенные горы, здесь регулярно фиксируется температурный максимум региона, + 50 градусов по Цельсию, чему посвящен специальный памятник. Впрочем, тут мы решили сэкономить время.
Следующим, мы посетили руины города Яохэ, - 40 юаней за вход. Это в 10 км к западу от современного Турфана. Здесь река, разделяется на два рукава, обтекающие на пути 30-метровую столообразную возвышенность. Соединяясь воедино на южной оконечности, вода образует остров. В Танскую эпоху (3 тыс. лет назад) здесь возник город Яохэ (Цзяохэ) - Междуречный. Он был столицей древнего государства Чэши, а позднее царства Гаочан, Западных территорий и Уйгурского каганата. Город постепенно развивался и благоустраивался. Но в конце XIII в. разрушен в результате войн.
Яохэ один из крупнейших в мире городов, почти полностью вырытых в грунте. Так что крепостными стенами стали оставленные нетронутыми краевые бока возвышенности. При этом он наиболее сохранившийся из таких. На его территории расположена древнейшая в Китае буддийская ступка возрастом 1640 лет. Уникальное место, мы бродили здесь несколько часов к ряду.
Третьим мы поехали в Карез (вход 40 юаней). Это, в общем-то, современный памятник былому величию инженерной мысли уйгуров. Несмотря на негативный отзыв путеводителя Lonely Planet посетить это место любителям истории и инженерии рекомендую.
Карез - с уйгурского переводится арык и тоннель (в зависимости от контекста). Комплекс дает представление о сети древних подземных ирригационных каналов поставляющих воду c Тянь-шаньских гор в Турфанскую котловину. Я слышал о карезах и прежде, но лишь тут понял масштабы и величие.
Чтобы доставить воду для орошения, люди под землей, тяпками на карачках прорыли более тысячи каналов, общей протяженностью в пять тысяч километров. При этом кто-то догадался избежать испарения, спрятав воду под землю. Кому-то удалось рассчитать угол понижения, направление, количество промежуточных колодцев, необходимый объем водохранилищ в самом Турфане и все это тысячи лет назад. А работает до сих пор.
Это, в общем-то, и все что нам удалось осмотреть. Конечно, для Турфана одного дня мало. Он полон удивительного. Интернет подскажет десятки мест, которые стоит увидеть, но у нас спортивный поход, нас ждет дорога.
День шестой. 2 мая 2008 г.
Пройдено 58,0 км.
Средняя скорость 10,2 км/ч.
Максимальная скорость 28,6 км/ч.
Перепад высот 1268 м.
Старт из города Турфан – 08:00
Финиш в дельте реки Юган Терек Гол – 18:20
Я с грустью покидал гостеприимный Турфан. Мне он понравился. День обещал быть не простым, очень долго предстоит ехать в гору. Мы начинаем переваливать хребет Жаргес в обратную сторону. Стартовав по шоссе 312 (Турфан-Урумчи), очень скоро мы свернули на местную дорогу Х054. Маркировка соответствует реальности. Асфальт то кишит выбоинами, то раздавлен тракторами. К счастью после полудня мы миновали село, и мучения наши закончились вместе с асфальтом.
Теперь мы ехали по каменистой грунтовке накатанной автобусами и грузовиками. Было видно, что когда-то здесь существовала дорога, но сель или мощный паводок смыл её на огромном участке. В отличие от полотна, маркировочные столбы Х054 местами устояли.
Начиная с полудня ветер, не переставая дул нам в лицо. Поэтому, когда мы добрались до железнодорожной станции и здания укрыли нас от ветра, я возрадовался. Хотя радоваться тут особо нечему. Пустые улицы и заколоченные окна производили гнетущее впечатление. Станция оказалась уже вторым городом-призраком в нашем путешествии.
Как и в первом случае, жизнь теплилась лишь на главной улице, где мы не преминули пообедать.
Оккупировав небольшую забегаловку, мы столкнулись с непреодолимым языковым барьером. И повар, и официант, категорически отказывались реагировать на жесты, мычания и кукарекания. Практика, отработанная за шесть дней общения с китайцами сейчас не давала никакого результата. В отчаянии я позвонил русскоговорящей китаянке в Урумчи, и только она смогла вывести персонал из летаргического сна. Трапеза получилась знатной! Крутить педали после этого было ох как тяжело.
После обеда солнце спряталось за облака, и я понял, тепло закончилось вместе с Турфанской долиной. Ветер усилился, скорость упала. Когда мы въехали в горы, стало ясно, нас ждет безводье. Ручьи и реки на карте – это призраки.
Тут вдруг я обнаружил, что на моем велосипеде выкрутился болт крепления багажника к раме в подседельной части. Первая мысль закрепить проволокой, забракована Володей. Его идея прикрепить перо крепления багажника к узлу регулировки седла, успешно реализована.
Ближе к пяти вечера похолодало так, что мы вспомнили, что путешествуем по высокогорью. Зато ветер переменился, задул в спину. В отличие от всей команды, такой поворот событий сыграл со мной злую шутку. Контакт потной задницы, с мощными потоками холодного воздуха, привел к образованию простуды на пятой точке. Забегая вперед, скажу, по возвращении эта проблема потребовала серьезного лечения. Берегите зад от ветра!
7-9 день
День седьмой. 3 мая 2008 г.
Пройдено 41,0 км.
Средняя скорость 9,7 км/ч.
Максимальная скорость 48,2 км/ч.
Перепад высот 258 м.
Старт в дельте реки Юган Терек Гол – 08:40
Финиш в долине реки Пингцаоху – 19:00
Ветер взвывал и улюлюкал над палатками всю ночь. Вечером удалось найти канавы, в одной из которых замечательно разместились две палатки нашей экспедиции, укрывшись от ветра. Видимо ямы для того и копали. В одной мы обнаружили выложенную из кирпича печь. А неподалеку проходит недавно отстроенный водный канал. В общем, стремительный набор высоты мы пережили без проблем, за ночь хорошо отдохнули.
С утра затяжной подъем в горы продолжился. У Рамили теперь болели два колена, что нас значительно замедляло. Дорога представляла собой иногда колею, иногда просто чабанскую тропу. К одиннадцати мы взобрались на плато, и маршрут стал напоминать веселые горки. Потом осилили еще один подъем и вкатились в узкий, нависающий над головой каньон. Мы ехали по нему практически весь день. Именно ради таких дорог стоит отправляться за тысячи километров от дома.
Аккурат в обед встретили двух аборигенов (я не смог разобрать казахи или уйгуры). На маленьком смешном мини-тракторе с прицепом они везли молодых ягнят куда-то на джайляу. Мы застали чабанов, когда они добывали из колодца воду. Это было как нельзя, кстати, мужики наполнили наши котелки, и на обед мы приготовили, и суп, и чай! Самостоятельно достать воду, затруднительно. Веревки, необходимой длины, у нас не оказалось.
После перерыва дамы отстали так, что потерялись из виду. Прождав больше обычного, мы забеспокоились и пошли назад. К счастью, ничего страшного. Рамиля проткнула колесо, но девчонки самостоятельно заменили камеру и мы встретились, когда они уже возобновили движение.
Перевала мы достигли в 16:20. Он не отмечен на генштабовской карте, но это полноценный перевал, когда-то выдолбленный в скалах, для транспорта повышенной проходимости.
Теперь нас ожидал только спуск. Но и он, конечно, не прошел без приключений. Беспечно разогнавшись на крутом каменистом спуске, я прорубил задним ободом корду покрышки и камеру в ней. Пришлось менять. А покрышки я просто перекинул местами (зажопил кевларовую запаску). Чуть позже я проколол переднее колесо, тоже заменил. Всего за день в команде трижды меняли камеры.
Тем временем, мои друзья решили не прозябать в серой тени моего блистательного спуска. И каждый из них отличился, по разу слетев с велосипеда. По итогам даун хилла мы прозвали седьмой день – "Днем генеральной уборки".
Уже на выезде из этого чудесного каньона мы наткнулись на юрту и мне выпала возможность практиковать казахский. Разговор удался, итогом можно считать запас воды полученный от чабанов.
Потом мы долго не могли найти место для бивуака, все приличные пятачки в долине заняты кошарами. В итоге остановились уже где-то внизу, поставив палатки в русле пересохшей реки.
День восьмой. 4 мая 2008 г.
Пройдено 81,1 км.
Средняя скорость 15,2 км/ч.
Максимальная скорость 49,6 км/ч.
Перепад высот 460 м.
Старт в долине реки Пингцаоху – 08:40
Финиш на берегу озера Чайвопу – 18:40
С утра мы прочувствовали, как миллиардному Китаю важны продукты сельского хозяйства – все дороги к колхозам в долине, асфальтированы по высшему разряду. Тридцать километров полотна мы пролетели чуть больше чем за час. К обеду въехали в город Дабанчэн.
Закупив продуктов и отобедав, более тут задерживаться, не стали. Покинув Дабанчэн, пересекли автобан и выехали, наконец, на грунтовку. Теперь наш путь лежал вдоль череды соленых озер, а запас воды трудно назвать достаточным. Впрочем, это нас не страшило. Меня лично больше раздражал сильный боковой ветер. Противостояние с ним закончилось так же неожиданно, как и началось. Грунтовка отвернула вправо, из вредного бокового, ветер превратился в легкий попутный и наша скорость заметно возросла. Спустя еще час-полтора нам встретилась стройка нефтепровода, а спустя какое-то время я вдруг обнаружил, что позади, кроме Степанова никого не видать. Оставалось ждать, и к моему удивлению скорее прикатили девчонки, и только за ними появился Рус Запиев. Оказалось, он проткнул колесо, но решил не менять и просто накачал его. Конечно же, очень скоро ему потребовалась еще остановка для перебортовки колеса. Кроме него в этот день камеры продырявили Рамиля и я.
Пришло время ставить лагерь, и мы решили сделать это у воды. Прокатившись десять минут вниз от грунтовки уперлись в отвесный трехметровый обрыв. Поиски спуска отняли еще минут двадцать. Ну а когда нашли, - оказалось он занят. Прямо у дороги ведущей на берег стояла грязная юрта, в которой все пространство занимала буржуйка и пять кроватей впритык друг к другу. Пятеро чумазых китайцев промышляли ловлей каких-то членистоногих в мутных водах Чайвопу. Завидев нас, они несказанно обрадовались новому развлечению и всей толпой привалили смотреть, как мы ставим лагерь. Впрочем, настроены они были миролюбиво и дали воды из своих запасов. На ужин хватило. А вот утром, постеснявшись ходить к китайцам, Рустам приготовил кашу из горько-соленой озерной воды. Ничего не случилось, организмы переработали эту гадость без проблем.
День девятый. 5 мая 2008 г.
Пройдено 54 км.
Средняя скорость 12 км/ч.
Максимальная скорость 32,6 км/ч.
Перепад высот 48 м.
Старт с берега озера Чайвопу – 08:50
Финиш в городе Урумчи – 17:00
Финальный день велопутешествия нам сопутствовала непогода. С утра было холодно. Ветер дул то в лицо то сбоку. Признаться, хотелось пить, но нечего. Зато с неба периодически накрапывал дождичек. Около половины одиннадцатого мы подъехали к полю "усеянному" ветряными энергогенераторами. Меня это и радовало и огорчало: до финиша оставалось совсем чуть-чуть и значит конец приключениям…
Еще через час, полтора докатились до колхоза, но в нем не нашлось магазина. Более того, асфальт на главной улице длился всего три минуты, после чего мы вновь педалили по грунтовке. Зато к полудню или чуть позже распогодилось, стало тепло и скорость движения увеличилась.
Около двух мы достигли какого-то городка. Возможно, это был Уламбай. Но точно сказать не могу, мы не встретили ни одного указателя и с GPS не сверялись. Перекусили тут, и проехав главную асфальтированную улицу, вновь выскочили на грунт. Вся команда настроена была очень решительно, мы практически не останавливались на передых и, как мне показалось, довольно скоро достигли автобана. Нашли дорожную развязку, пересекли скоростную трассу и по второстепенной, петляющей из поселка в поселок, въехали, наконец, в пригород Урумчи. Это случилось в 15:45.
Город жил своей жизнью. Скоро мы нашли нужную улицу и смешались с общим транспортным потоком. В один момент поравнялись со стадом баранов гонимых по встречной полосе. Зрелище стало еще более удивительным, когда пастух завернул отару в подъезд двухэтажного дома. Конструктивно, лестничные пролеты в доме хорошо просматривались и мы с интересом наблюдали, как бараны ломятся вверх по ступенькам.
Пожалуй, это был последний аккорд в мелодии нашего путешествия. После, осталось лишь доехать, до уже знакомой гостиницы в русскоязычном квартале Урумчи, снять номер и завалиться спасть. Все это мы и сделали.
Итоги. Выводы
A13 Expedition Team успешно реализовала первую в собственной практике велопоходов международную автономную велосипедную экспедицию "Кольцо Турфана 2008". За девять дней, на подготовленных велосипедах, пройден 521 километр. При этом чуть менее половины маршрута по дорогам без асфальтового покрытия. В общей сложности три дня экспедиционеры ехали вниз и шесть дней крутили педали вверх. Пройдено три перевала высотой более двух тысяч метров над уровнем моря. Рекорд путешествия – спуск на отметку минус 89 метров ниже уровня моря при температуре + 40 градусов по Цельсию. Впервые в истории велопоходов команды, установлен рекорд скорости на спуске - 78,7 км/час. Благодаря правильному планированию и подготовке к экспедиции критических ситуаций удалось избежать. Поломки техники практически отсутствуют.
Это уникальное путешествие позволило A13 Expedition Team прикоснуться к уникальной культуре и быту уйгурского народа, посетить интереснейшие памятники истории Средней Азии. Прочувствовать суровый климат и окружающую среду самобытного края.
Сейчас, по завершении экспедиции, становится ясно, что опыта и навыков экспедиционеров А13 достаточно для осуществления еще более сложных и более интересных велосипедных путешествий в самых труднодоступных уголках земли.
Маршрут оптимально проходить в мае или сентябре. В летние месяцы средняя дневная температура критична для серьезных нагрузок на сердце. Кроме того, резко континентальный климат предполагает значительные перепады температур при смене времен года и ранней весной, как и поздней осенью, может быть чрезвычайно холодно.
Для прохождения маршрута необходимы надежные велосипеды, способные выдержать плохие дороги или их отсутствие. Горные велосипеды (МТВ) предпочтительны. Очень важно качество втулок, осей, ободов (желательны двойные) и спиц (сталь не менее 2 мм). Важно обратить внимание на конструкцию багажника, он должен иметь практичную форму и выдерживать нагрузку не менее 30 кг. Тормоза должны обеспечивать хорошее торможение груженого велосипеда на спуске. Передние амортизаторы желательны.
Для перевозки груза необходим, вело рюкзак типа "штаны" на багажник. Лучше если у него будет система для переноски на спине. Из имевшихся в нашей группе рюкзаков хорошо себя показали "Мираж-80" фирмы "Снаряжение". Рюкзак "Байк лайн-60" фирмы "БАСК" хорош материалом, но неудобен сложной системой крепежа. Из снаряжения так же важна палатка. У нас, были две полусферы, - "Редфокс" "Эксплорер". Надежная, проверенная многими походами палатка.
На протяжении всего маршрута нет дров в количестве достаточном для приготовления пищи. Мы использовали альпинистскую газовую горелку фирмы "Ковеа" на баллонах с бутаном. Одного баллона хватает на три - четыре дня.
Местное население в Синьцзяне относится к путникам вполне доброжелательно, владеет уйгурским, казахским, китайским языками. Несколько раз нам встречались понимающие русский и английский языки. Выбор продуктов в супермаркетах, магазинах и на базарах вполне приемлем. Но надо быть внимательным, некоторые имеют специфический вкус. Настоятельно не рекомендуем рыбные консервы китайского производства. А вот мясо в вакуумной упаковке наоборот хорошо подходит к нашим вкусовым традициям.
В целом маршрут очень насыщен и интересен. Рекомендуется для велотуристов со средним опытом походом.
Поломки велосипедов.
Техника показала себя на маршруте стабильно и качественно. Серьезных поломок не произошло никаких.
Единственная нештатная ситуация случилась на шестой день при подъезде к горам на велосипеде KONA принадлежащем автору отчета. Выкрутился и потерялся болт крепления багажника к раме в подседельной части. Поломка устранена путём присоединения пера крепления багажника к узлу затяжки/регулировки седла.
Проколы камер в этом путешествии большой проблемой назвать нельзя. Они случались относительно редко и не доставляли больших хлопот. Очевидно, что команда правильно отнеслась к подготовительному процессу и отобрала в экспедицию качественные комплектующие.
Категория сложности.
"Кольцо Турфана 2008" - это первопрохождение маршрута на грани второй и третьей категории сложности.
На наш взгляд путешествие претендует на вторую категорию сложности исходя из следующих показателей:
- пройденный километраж существенно превышает минимум установленный для походов второй категории сложности.
- для преодоления маршрута команде потребовалось применение навыков соответствующих типам П, В и Г согласно стандартам категорирования вело походов.
- продолжительные отрезки пути соответствуют третьему и четвертому классам видов покрытия, а отдельные участки претендуют на пятый класс.
Суммируя все вышеизложенные факторы, вело путешествие "Кольцо Турфана 2008" заявляется, как поход второй категории сложности.