Испания / Велотуризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм
 

50 дней на велосипеде: европейские каникулы. Часть 1. Андалусия

6 - 31 июля 2015 г.
 
Как все началось

Виллиасу Фоггу понадобилось 80 дней, чтобы обогнуть земной шар. Наши с Сережкой достижения скромнее: за 50 дней мы проехали на велосипеде по Испании, Франции и Германии. Без пари, просто на интерес. Интересного оказалось больше, чем ожидали. Захотелось записать. Вдруг кому-нибудь пригодится…

Идея похода родилась неожиданно. До этого я 14 лет ходила в походы по России. Обошла все, что могла: от Камчатки до Хибин. Сначала было интересно: новые места, незнакомая природа, непривычный образ жизни. Потом стало скучно: бегаешь по «двору», где все заранее известно. Стало интересно, что там за «забором»? Так случились Армения, Грузия и Белоруссия. Очень понравилось.

А потом «прорвало»: за четыре летне-весенних месяца три страны Евросоюза: Греция, Франция, Испания. Такие красивые, такие разные! С велосипеда это очень хорошо заметно. И тут родилась идея: а что если проехать три страны сразу, друг за другом? Постоянная смена природы, языка, архитектуры. Каждый день что-то новое и необычное. Стали выбирать страны. Я учила испанский, Сережка – немецкий – значит Испания и Германия. Между ними – Франция. Французского не знали вообще, но в запасе был английский. Прорвемся!

Маршрут Сережка составлял с помощью программы BaseCamp. Нашел карту, отметил ключевые точки. Программа выдала готовый маршрут. Мы посмотрели на него, посмеялись и доделали вручную. Ну вот кажется и все: билеты куплены, визы получены, маршрут заложен в JPS. Двухмесячный отпуск начался.

Испания очень разная. Различается все: климат, архитектура и даже язык. В прошлый раз была Северная Испания, сейчас - Андалусия. Из Москвы прилетели в Мадрид. Билеты покупали у «Аэрофлота». На нем велосипеды можно провозить бесплатно: вес велосипеда считается как общий вес багажа. В велосипедный чехол кроме самого велосипеда влезает большая часть вещей. Главное не превысить 23 килограмма. К слову, в подавляющем большинстве европейских компаний за велосипеды надо платить отдельно.

Сережка1Сережка6Сережка4
Из Мадрида на велосипеде в Толедо, Кордобу, Севилью, Малагу и Гранаду. Потом на поезде до Барселоны и четыре дня в кемпинге на берегу моря. Три недели, 759м километров на велосипеде. Маленькие фермы и огромные дворцы, горы и море, растрескавшаяся от жары земля и небольшие озера. А  еще сады: апельсины, оливки, персики, гранаты. Как люди умудрились построить и вырастить это в таком климате – уму непостижимо! Ниже – наши «записки на манжетах» - отрывочные впечатления о том, что мы увидели в первый, но, надеюсь, не в последний раз.
Люди в Андалусии

Страна может быть знаменита морем, красивыми замками или горнолыжными курортами. Но главным в ней все равно остаются люди. В Андалусии нам понравилось. Особенно меня поразили две вещи – манера общения и готовность помочь.

Большинство людей, с которыми мы встречались, говорили только по-испански. Живо, быстро, весело, и по-испански. Так было в небольших гостиницах и ресторанах, так было на улицах. Поэтому Андалусия – прекрасное место для изучения испанского. Заговоришь как миленькая, а какой у тебя выбор? Людей, хорошо говорящих по-английски, мы встречали, в основном, в больших музеях. Просишь два аудиогида - один на английском, второй – на испанском, а тебе в ответ на двух разных языках рассказывают, как им пользоваться.

Я люблю слушать испанскую речь. Однако когда испанцы начинали говорить в привычном темпе, я быстро теряла нить разговора. Поэтому моей любимой фразой стало «mas despacio, por favor» (помедленнее, пожалуйста). Понимая, что перед ними иностранцы, люди улыбались, начинали говорить медленнее и, если надо, повторяли сказанное по несколько раз. Кроме того, испанцы активно жестикулируют, поэтому содержание фразы часто можно понять по жестам. А как спокойно они относились к моему испанскому! Говорила я медленно и с ошибками. Однако, как правило, собеседник дослушивал до конца, иногда уточнял и давал дельный ответ.

К тому же люди, которых мы о чем-то спрашивали, как правило, были готовы помочь. Особенно меня поразил случай, произошедший в Альгамитасе - маленьком городе, затерянном в горах.  Мы приехали туда около часа дня, чтобы провести там сиесту. Все магазины и большинство кафе были закрыты. Нам было жарко, хотелось есть, и мы пошли в единственный открытый бар. Я подошла к хозяйке и спросила о еде. По-видимому, вид у меня был печальный. Она принесла курицу, овощи, арбуз. Мы все это мгновенно съели, но когда  хотели  заплатить, она отказалась брать деньги. Только в этот момент я поняла, что она кормила нас собственным обедом! Скажу честно: я давно не испытывала такой растерянности и такого чувства благодарности одновременно…

 241.Севилья-Малага242.Севилья-Малага
Города Андалусии

За три недели мы объехали шесть крупных городов и больше десятка маленьких. Каждый из них имел свое «лицо». Но было и много общего – неожиданного и непривычного.

 109.Толедо-Кордоба82.Толедо-Кордоба148.Кордоба-Севилья
То, что мы увидели, можно описать одним словом - «достоинство». Оказалось, что не только люди, но и города могут вести себя с достоинством. Почти в каждом, даже небольшом городке, на въезде табличка «добро пожаловать!», на выезде – «счастливого пути!» или «спасибо за посещение!».

 230.Севилья-Малага223.Севилья-Малага258.Севилья-Малага

Улицы чистые и аккуратные. Дома преимущественно каменные, невысокие в 2-3 этажа. Фасады домов красиво отделаны. Организован раздельный сбор мусора. Причем в бачках для бумаги лежит только бумага, а в бачках для пластика – пластик. Для такого климата очень много зелени – газоны, сады, парки. Во многих городах веселые скульптуры и памятники.

В небольших городах тихо, особенно в сиесту. Примерно с 14 до 17 они погружаются в послеобеденный сон. Закрываются магазины и кафе, выключаются фонтаны, с улиц исчезают люди. Происходящее напоминает «Лангольеров» Стивена Кинга. Все предметы на своих местах, но людей нет, и деревья не колышутся. Даже насекомые куда-то улетают. Если повезло найти скамейку в тени, на ней можно поспать... пока тень не исчезнет.

Главная проблема небольших городов для велосипедиста – это узкие мощеные улицы. На таких улицах даже две легковые машины разъезжаются с трудом. Грузовик занимает все свободное пространство, поэтому объезжать его приходится по узким и неровным тротуарам. Зато можно прислонить велосипеды к любому зданию и пойти гулять. Возвращаешься, а велосипед стоит в том же положении, в каком ты его оставил.

Мадрид.  Первое, что мы сделали – прошлись по улицам Мадрида. Гулять лучше до 11 или после 19. Правда фотографировать вечером неудобно, зато прохладно. Большие, солидные здания по соседству с узкими жилыми улочками. 

 1.Мадрид17.Мадрид719.Мадрид19
 
9.Мадрид911.Мадрид1110.Мадрид10
13.Мадрид1314.Мадрид1412.Мадрид12
16.Мадрид1634.Мадрид3417.Мадрид17
36.Мадрид3635.Мадрид3537.Мадрид37
 
Особенно запомнились четыре места. Первое место – это Кафедральный собор Мадрида, расположенный в самом центре города рядом с Королевским дворцом. Орган, роспись на сводах и потрясающие витражи.
27.Мадрид2723.Мадрид2330.Мадрид30
24.Мадрид2426.Мадрид2620.Мадрид20

Второе место – это парк де Ретиро (парк Уединения): озеро, сад, дворец и потрясающий закат. Фотографии не отражают его красоты: было уже поздно и освещение было плохое.

Третье место – это музей Америки. Огромное количество экспонатов разных эпох. Особенно запомнились вазы, коллекция индейских инструментов и оружия. Провели там часов пять: большую часть времени Сережка искал в словаре незнакомые испанские слова, а я переводила надписи.

Четвертое место – это Морской музей. Запомнился многочисленными моделями кораблей: от парусников до современных крейсеров. Я никогда не думала, что корабли могут быть такими разными! Кайф для человека, который в детстве не наигрался в модели кораблей и самолетов.

Толедо. Гулять по Толедо – не менее интересно, чем по Мадриду. «Старый город» прекрасен. Старинные каменные дома, обнесенные крепостной стеной, узкие улицы.

 47.Толедо46.Толедо48.Толедо
50.Толедо49.Толедо51.Толедо
60.Толедо52.Толедо62.Толедо
61.Толедо74.Толедо73.Толедо75.Толедо

Туристов очень много. Самые популярные объекты для посещения – это Кафедральный собор святой Марии...

54.Толедо63.Толедо55.Толедо
56.Толедо58.Толедо57.Толедо
...и Королевский монастырь святого Иоанна.
68.Толедо67.Толедо69.Толедо
71.Толедо70.Толедо72.Толедо
 
В остальных местах людей мало. В сиесту они сидят в многочисленных ресторанчиках.

Кордоба. Кордоба знаменита огромной мечетью, расположенной в центре города и мостом, который был построен еще римлянами.

124.Кордоба122.Кордоба123.Кордоба118.Кордоба115.Кордоба116.Кордоба135.Кордоба133.Кордоба117.Кордоба
137.Кордоба138.Кордоба142.Кордоба
140.Кордоба136.Кордоба144.Кордоба
143.Кордоба146.Кордоба145.Кордоба
141.Кордоба147.Кордоба139.Кордоба

Однако нам она заполнилась ящерицами, веселыми вывесками и старыми мельницами.

120.Кордоба121.Кордоба125.Кордоба
126.Кордоба129.Кордоба127.Кордоба
128.Кордоба130.Кордоба131.Кордоба114.Кордоба132.Кордоба

Севилья. Самый веселый город Испании, который попался нам на пути. Веселым был мост в центре города, вывески на домах, инсталляции на балконах.

163.Севилья165.Севилья162.Севилья
166.Севилья168.Севилья167.Севилья
 

Серьезной была лишь центральная площадь: классический квадрат, ограниченный прямоугольными зданиями. С одной стороны - Севильский кафедральный собор. Долго бродили внутри: красиво и прохладно. 

188.Севилья187.Севилья189.Севилья
172.Севилья169.Севилья170.Севилья
186.Севилья174.Севилья185.Севилья
182.Севилья175.Севилья180.Севилья
181.Севилья177.Севилья183.Севилья

Потом пошли гулять по городу. Как назло, попали в самую жару. Не было даже мух, ни то, что людей. Забрели в парк Мария Луиса: посидели у фонтана, прошлись по аллеям, поглазели на дворец, порадовались украшенным скамейкам. По паркам ездили извозчики – возили туристов. Но мы не сдались и пошли пешком.

191.Севилья193.Севилья192.Севилья
194.Севилья197.Севилья195.Севилья
198.Севилья196.Севилья199.Севилья
190.Севилья

Минут через 10 вышли на площадь Испании: фонтан и огромный дворец. Что поразило: часть дворца занимают правительственные организации. Однако вокруг никакой охраны. Открытая колоннада, где можно спрятаться от солнца. На лестнице торгуют кастаньетами. На площади люди, которые купаются в фонтане. Я не удержалась и тоже залезла в фонтан. Полегчало.

204.Севилья201.Севилья205.Севилья
207.Севилья211.Севилья206.Севилья208.Севилья212.Севилья209.Севилья

Гранада. Туристические справочники утверждают, что главная достопримечательность города – это Альгамбра. Мы по наивности своей поверили. А зря. Главная достопримечательность города – это сам город. Первые впечатления: узкие, петляющие улицы, граффити и украшения на фасадах.

261.Гранада260.Гранада262.Гранада
264.Гранада266.Гранада265.Гранада
268.Гранада267.Гранада269.Гранада272.Гранада283.Гранада271.Гранада
280.Гранада270.Гранада281.Гранада

Мы долго петляли по улицам, постепенно забрались на гору и оказались у ворот бенедиктинского монастыря Сакромонте. Когда-то он был крупным образовательным центром с прекрасной библиотекой. Внутрь можно попасть только с экскурсией, но это очень просто: каждый час к воротам выходит женщина. Если есть хотя бы один желающий, она ведет его по территории. Нас оказалось четверо: мы  с Сережкой и двое испанцев. Экскурсия была веселой. Экскурсовод быстро поняла, что испанский для нас не родной. Я объяснила, что немного говорю, читаю и понимаю медленную речь. Она улыбнулась и обещала говорить медленно. Два главных впечатления – прекрасные средневековые книги и грот. При одном воспоминании об этом месте у меня теплеет внутри.

275.Гранада 278.Гранада273.Гранада276.Гранада277.Гранада279.Гранада
В Альгамбру мы попали на следующий день. Прибежали с утра и отстояли огромную очередь. Впечатления сложные. С одной стороны, роскошные дворцы, мощная крепость и разноцветные сады. С другой стороны, уйма народу. Чтобы попасть в центральный дворец, надо отстоять отдельную очередь. Люди везде. Фотографировать практически невозможно. Очень красиво, но очень напряженно.
285.Гранада301.Гранада286.Гранада
288.Гранада291.Гранада289.Гранада
296.Гранада298.Гранада293.Гранада295.Гранада312.Гранада310.Гранада313.Гранада
294.Гранада292.Гранада299.Гранада
302.Гранада303.Гранада309.Гранада
314.Гранада316.Гранада317.Гранада307.Гранада305.Гранада306.Гранада
318.Гранада322.Гранада319.Гранада
Где жить Андалусии: «Включите кондиционер!»

Планируя путешествие, мы хотели посмотреть крупные города Южной Испании и поваляться на берегу моря. Поэтому часть времени мы провели на природе, а часть – в городах.

Кемпинги на нашем пути встречались редко и все время где-то в стороне от дороги. Поэтому лагерь мы разбивали там, где нам было удобно. Жилых домов было мало, свободного места много.

Однако в городах мы жили в отелях. Как правило, бронировали номер на 2 два дня: день приезда, потом день на осмотр, и на следующее утро уезжали дальше. Исключением стала Малага, где мы провели три дня: все-таки берег моря.

Отелей в больших городах много. Большинство из них находятся в центре. Выбирали и бронировали отели на Booking.com. Некоторые заказы пришлось менять уже по ходу. Постепенно мы поняли, на что стоит ориентироваться, когда заказываешь отель.

- Самое главное – это кондиционер. Чтобы понять это, нам понадобилось прожить  два дня в Мадриде на одной из центральных городских улиц в комнате, где  кондиционера не было. Жарко и душно даже ночью.
- Душ и туалет в номере. После жаркого дня очень хочется помыться, поэтому приятно, когда находится прямо рядом с тобой.
- Окна на улицу. Мы пару раз попадали в гостиницы, где окна выходили либо во внутренний колодец, либо во внутренний холл гостиницы. Темно, грустно и неуютно.
- Wi-fi. Мы ехали с компьюторами, гостиницы заказывали по дороги, так что сеть была нужна. Wi-fi был почти везде: иногда работал прекрасно, иногда так себе. Вобщем как повезет.
Как поесть в Андалусии: паэлья с газировкой

Всю еду, которую мы ели во время путешествия по Испании, мы покупали в местных магазинах. В  больших городах есть большие супермаркеты, которые работают допоздна шесть дней в неделю. В маленьких городах,  как правило, два-три продуктовых магазина с небольшим ассортиментом, которые закрыты на время сиесты. Особенно мне нравились небольшие булочные и фруктовые лавки.

Вне городов, на шоссе есть только заправочные станции. На многих заправках есть небольшие магазины с водой и шоколадками. Для машин – это вполне приемлемо. Нам было труднее: от заправки до заправки мы добирались по несколько часов. Большое счастье – доехать до такого магазина, утроиться под тентом и выпить холодной газировки!

Ресторанов и кафе в Андалусии тоже много. В отличие от магазинов они не закрываются на сиесту, и там можно посидеть в жару. В городских ресторанах, как правило, есть меню. В придорожных меню часто нет, поэтому владельцы объясняют, что могут предложить в разговоре.

Днем в ресторанах и кафе почти никого нет. Жизнь просыпается в них ближе к 8 вечера. Это особенно хорошо заметно в приморской Малаге. К этому времени в прибрежные ресторанчики съезжались десятки людей: сидели, разговаривали, гуляли по округе. Это продолжалось часов до 11-12, после чего берег пустел.

Сначала мы пытались экспериментировать с блюдами, однако несколько раз получали неожиданные вещи. В конце концов «подсели» на паэлью. Потом по привычке несколько месяцев готовили ее уже в Москве.
Погода в июле: «Hace mucho calor»

Типичный диалог между мной и хозяевами гостиниц на тему погоды: «Esta cansada? (Вы устали?)» - «Si, mucho calor» (Да, сильная жара) – «Si, muchismo calor! (Да, ужасающая жара!)». Испанская погода в июле не нравится даже местным жителям.

Температура колеблется от +15-20 C0 ночью (О, как это прекрасно!) до +30-350 днем в тени и 40-420 на солнце. Пик жары приходится на 14-16 часов, когда солнце оказывается в зените, и тени нет вообще. Однако, начиная с 10 утра, ехать становится сложно: пот затекает в глаза и мешает смотреть на дорогу. При этом в городах жара переносится труднее, чем на открытой местности.

Ехать по такой жаре непривычно. Поначалу мне было плохо. К 10 утра я начинала «тормозить», к 11 – ненавидела солнце, к 12 хотела забраться в темное место и не вылезать до зимы. 15-километровая поездка от аэропорта до Мадрида превратилась для меня в маленький подвиг. На пути из Мадрида в Толедо случился солнечный удар: к часу дня не могла не только ехать, но даже идти; тошнило и знобило одновременно. Спасла тень под чьим-то забором и попутный ресторанчик с двумя графинами сангрии. Однако дней через пять я привыкла.

В то же время, на Сережку температура не действовала вообще: 15, 25, 35, больше 40 – он ехал с одной и той же скоростью – быстро. На мой вопрос «а как?», отвечал «да нормально».

В результате мы придумали несколько правил, которые помогли нам доехать до конца здоровыми и довольными.

- Вставали в 5-6 утра, в 6-7 выезжали со стоянки. Утром очень хотелось спать, но выхода не было. К тому же рассветы были очень красивыми.
- С 12.30 до 18 делали дневную стоянку. Место для стоянки начинали искать заранее. Требование одно: нужна защита от солнца. Это могли быть большие деревья или старый каменный мост, под которым можно было провести несколько часов. Когда такого места не было, мы пережидали жару в городских парках или придорожных ресторанах.
- Чтобы на стоянке не было скучно, придумывали какое-то занятие. С собой были ноутбуки, книги на английском, учебники по испанскому и немецкому. За время стоянки мы успевали поучиться, заклеить камеры, написать дневник да и мало ли еще что.
- В 18-18.30 отправлялись дальше. До ночной стоянки добирались часа 3-4, иногда больше. Лучше всего было ехать после 9 вечера, когда жара спадает, а машины практически исчезают.  Черное небо, звезды, свежий воздух - красота!
- Всегда возили с собой бутылки с водой и фрукты. Воду можно купить в любом населенном пункте. Единственное, ее приходилось брать с запасом – бутылок шесть. - Населенные пункты встречаются редко, а пить хочется постоянно. Из фруктов на маршруте лучше всего шли мандарины,  персики и яблоки, в городах – арбузы.
- Все светлое время провели в солнцезащитных очках. Без них начинают болеть глаза, потом голова, потом хочется спать.
- Постоянно пользовались кремом. Я хорошо загораю, поэтому мазалась только увлажняющим молочком: на жаре кожа быстро сохнет. Сережка легко обгорает, поэтому не расставался с солнцезащитным кремом.

К концу третьей недели я привыкла к жаре окончательно и даже начала получать от нее удовольствие. Уже позже во Франции и в Германии, попадая под очередной дождь, мы с тоской вспоминали это синее небо и желтое солнце. Сейчас в Москве, где за окном который день подряд абсолютно белое небо, серые дороги и печальные одноцветные многоэтажки, летняя Андалусия кажется картинкой из волшебной сказки. 

Дороги Андалусии: счастье велосипедиста

В Андалусии существует плотная сеть дорог, соединяющих разные населенные пункты: от грунтовок до скоростных автомагистралей.

Грунтовые дороги идут через небольшие фермы, сады и поля. Они, как правило, хорошо заметны. Однако ездить по ним нам не понравилось: пыльно и трясет. Кроме того, иногда они превращались в тропинки или исчезали вообще. Поэтому мы сворачивали на такие дороги только в случае крайней необходимости.

Зато асфальтовые дороги  - подарок для велосипедиста. Судя по карте, они делятся на четыре группы. Уровень дороги можно определить по количеству цифр в ее названии: от одной до четырех. Одной или двумя цифрами обозначаются широкие скоростные дороги, въезд на которые велосипедам запрещен. Они соединяют большие города, и по ним идет основной поток машин. Дороги, обозначенные тремя или четырьмя цифрами, для велосипедов открыты.

 38.Мадрид-Толедо149.Кордоба-Севилья
Все трех-циферные дороги, по которым мы ехали, находились в прекрасном состоянии: ровные, с широкими и аккуратными обочинами. Чаще всего, асфальт на обочинах был не хуже, чем на самой дороге. На таких обочинах можно было спокойно остановиться для того, чтобы отдохнуть или заменить поколотую шину. Поэтому большую часть времени мы ехали по обочинам, не опасаясь быть сбитым машинами. Количество машин на трехциферных дорогах сильно зависит от дня недели. С понедельника по пятницу они относительно загруженные: машины есть, хотя не очень много. В субботу и воскресенье они практически пустые. Такое ощущение, что в конце недели люди предпочитают вообще не садиться за руль.
 215.Севилья234.Севилья-Малага
Четырех-циферные дороги несколько отличались от трех-циферных. На картах JPS они обозначались как второстепенные. В большинстве случаев они также были неплохими. Однако периодически встречались ямы и потрескавшийся асфальт. Если это происходило в жару или поздно вечером, когда мы были уставшими, ехать было трудно. Кроме того, на большинстве таких дорог не было обочин. Зато и поток машин здесь был гораздо меньше: иногда мы встречали всего 3-4 машины в час. Однако совсем расслабляться не стоило. Однажды, когда я совершенно обнаглела и поехала по встречной полосе, то чуть не столкнулась с машиной, выехавшей из-за поворота.
Рельеф Андалусии: «Ты еще жива?»

Андалусия – это горный край. Дорога напоминает аттракцион: 50 метров вверх, 40 – вниз, 150 метров вверх, 160 – вниз. И так на протяжении сотен километров. Самой легкой частью нашего пути был участок от Кордобы до Севильи. В этом месте дорога шла вдоль Гвадалквивира, поэтому мы долго ехали почти по ровной  плоскости. Самым тяжелым оказался участок от Толедо до Кордобы. Мы неоднократно набирали метров по 150-250, а потом почти сразу сбрасывали высоту. И все начиналось по новой.

До 10-11 утра ехать вверх было легко. Позже становилось тяжело из-за жары. Я начинала отставать, и поэтому каждые полчаса Сережка задавал мне вопрос «Ну как, ты еще жива?». На что я давала стол же дежурный ответ: «Пока да, но как-то не совсем». После чего Сережка быстро заезжал на очередную горку и возвращался за моим  велосипедом. Так мы и двигались: Сережка с моим велосипедом и я с бутылкой воды.

Дороги, по которым мы ехали, окружали поля и сады с невысокими деревьями, которые почти не давали тени. Часов в 9-10 утра, когда солнце поднималось и начинало припекать, спрятаться от него было негде. Куда бы ни повернула дорога, мы все время оказывались под его обжигающими лучами. Съехать с дороги тоже было трудно: многие поля и сады были огорожены, так что короткие остановки приходилось делать на обочине.

Кроме того, в Андалусии было плохо с водой. Ее можно было найти либо в магазинах, либо в реках, либо в водохранилищах. Водохранилища встречались редко, и подъехать к ним было трудно. Зато если это получалось, то в них можно было набрать воды и помыться. Поэтому мы три раза ночевали на берегу. Главные достоинства – вода, мягкий песок и обилие растительности. Основной недостаток – огромное количество всякой живности: мух, комаров, лягушек, овец и коров, пришедших на водопой.

Реки попадались чаще, чем водохранилища. Самой крупной рекой, которую мы встретили на своем пути, был Гвадалквивир. На расстоянии около 250 километров от моря крупнейшая река Испании была немногим шире, чем Протва под Обнинском, а вода имела коричневый оттенок. Но даже в таком виде эта река была приятным исключением. Многие реки поменьше к июлю пересохли: превратились в маленькие лужицы или исчезли вообще. Вода в них была зеленоватого оттенка. Купаться в них не получалось, а воду из них мы пили, предварительно прокипятив.

Чтобы оценить все трудности передвижения по июльской Андалусии, нам понадобилось два дня. Поле чего Сережка стал тщательно планировать дневной маршрут. Он старался, чтобы утром были подъемы, а днем и вечером спуски. Заранее  выбирал место для ночной стоянки: обязательно у воды – речки, озера или водохранилища. Благодаря этому, путешествие стало почти комфортным.
Наш маршрут: от Мадрида до Гранады

Мадрид-Толедо. Участок пути от Мадрида до Толедо относительно прост. Почти целый день мы ехали по равнине вдоль бесконечных желтых полей. Дорога была красивой, но жаркой. Перед Толедо нам пришлось свернуть с большой трассы на боковую дорогу и некоторое время ехать по грунтовке. Ничего, зато машин там не было.

42.Мадрид-Толедо39.Мадрид-Толедо43.Мадрид-Толедо40.Мадрид-Толедо44.Мадрид-Толедо

Толедо-Кордоба. Самый длинный участок пути. Пять дней, четыре ночевки. Поначалу раскаленная красная степь. Нет тени, нет воды. Кажется, что все умерло. Только поля солнечных батарей говорят о том, что рядом есть люди.

80.Толедо-Кордоба76.Толедо-Кордоба83.Толедо-Кордоба
79.Толедо-Кордоба77.Толедо-Кордоба
Однако к обеду первого дня мы доехали до водохранилища. Так странно: потрескавшаяся земля и вдруг столько воды! Вторую половину дня просидела в воде. Сидеть скучно, но стоит вылезти, и от жары сходишь с ума. Ночью даже не стали ставить палатку: жарко и дождя не ожидалось.
86.Толедо-Кордоба
91.Толедо-Кордоба87.Толедо-Кордоба
90.Толедо-Кордоба92.Толедо-Кордоба88.Толедо-Кордоба
89.Толедо-Кордоба93.Толедо-Кордоба

На следующий день появились деревья. Некоторое время дорога шла вдоль заповедника. По полям гуляли птицы, паслись коровы. Дальше пейзаж почти не менялся: огромные открытые пространства и редкие островки деревьев. Сиесту провели под мостом. Сережка даже хорошо поспал. Лишь под вечер забрались в горы. Километров двадцать проехали по ухабистой горной дороге и под конец скатились к поселку. Ночевали на берегу деревенской речки.

94.Толедо-Кордоба95.Толедо-Кордоба96.Толедо-Кордоба
98.Толедо-Кордоба101.Толедо-Кордоба97.Толедо-Кордоба

На третий день пошли разноцветные поля и маленькие фермы. Ночевали на берегу небольшой реки неподалеку от старого моста. Живописное место, но в него пришлось долго залезать.

104.Толедо-Кордоба102.Толедо-Кордоба105.Толедо-Кордоба
108.Толедо-Кордоба107.Толедо-Кордоба103.Толедо-Кордоба
106.Толедо-Кордоба

На четвертый день людей стало больше. День завершился на еще одном прекрасном водохранилище. На въезде – табличка, предупреждающая об опасности затопления. Под ногами – чистый, мягкий песок. На следующее утро мы въехали в Кордобу.

111.Толедо-Кордоба113.Толедо-Кордоба112.Толедо-Кордоба
Кордоба-Севилья. Самый простой участок пути: два дня по почти ровной поверхности. Яркие впечатления – пальмовые рощи, каналы и многочисленные поля.
150.Кордоба-Севилья151.Кордоба-Севилья152.Кордоба-Севилья
157.Кордоба-Севилья156.Кордоба-Севилья160.Кордоба-Севилья
158.Кордоба-Севилья159.Кордоба-Севилья
Севилья-Малага. До Малаги мы ехали три дня. Очень хотелось на море. Первый день мы, как и раньше, ехали вдоль желто-красных бесконечных полей. Правда фермы стали попадаться чаще.
214.Севилья
213.Севилья218.Севилья
220.Севилья219.Севилья217.Севилья
237.Севилья-Малага232.Севилья-Малага
Однако во второй день начался наш любимый участок. Мы назвали его «минигорками». Представьте, Вы едите вдоль невысоких гор, сплошь покрытых полями, оливковыми и апельсиновыми садами. Они взбегают по склону и исчезают на горизонте. Уму непостижимо, как при такой жаре на такой земле можно было вырастить столько растений! Я тогда подумала, что обязательно выучу язык страны, жители которой могут сделать такое. Среди этого великолепия время от времени попадаются небольшие фермы. Ближе к морю появляются «ветряки». На закате они смотрятся просто фантастично. Ночевали мы на очередном водохранилище, где нас чуть не затоптали животные, возвращающиеся с пастбищ.
.235.Севилья-Малага231.Севилья-Малага236.Севилья-Малага
240.Севилья-Малага238.Севилья-Малага239.Севилья-Малага
243.Севилья-Малага252.Севилья-Малага247.Севилья-Малага
249.Севилья-Малага244.Севилья-Малага250.Севилья-Малага
251.Севилья-Малага253.Севилья-Малага245.Севилья-Малага
255.Севилья-Малага254.Севилья-Малага256.Севилья-Малага

Малага-Гранада. Этот участок пути мы проехали на автобусе. Дорога была тяжелой, а времени оставалось мало. Уезжали с автовокзала Малаги. Долго не могли понять, с какой платформы уходит наш автобус. Потом выяснилось, что стояли мы правильно, вот только перед ним на той же платформе стоял другой рейс, который тоже шел в Гранаду. Вздохнули с облегчением только после того, как запихнули велосипеды в багажник. Автобусы прекрасные: удобные и с кондиционерами.

«Осторожно, велосипедисты!»: как живется велосипедистам в Андалусии

Велосипедистов в Андалусии много. Каждый день мы встречали, как минимум, одного человека на велосипеде. В больших городах их были десятки. Велосипедисты делились на «гуляющих» (тех, кто катался по городу или ездил по магазинам и т.д.), «спортсменов» (тех, кто пытался преодолеть на велосипеде максимальное расстояние за минимальное время) и «путешественников» (тех, кто путешествовал по новым местам).

В Андалусии очень много «спортсменов». Они одеты в специальную велосипедную форму, в шлемах, на «шоссейниках» и без рюкзаков. Часто ездят группами. Среди них попадаются как испанцы, так и жители других стран. Например, женщина, работающая на заправке где-то между Толедо и Кордобой, предположила, что мы немцы или французы. При езде такие люди смотрят строго перед собой и, кажется, никогда не останавливаются. «Гуляющие» встречаются только в городах. Они используют велосипед как альтернативное средство передвижения: ездят на нем в магазин или осматривают достопримечательности. Единственными «путешественниками» на всем маршруте были мы. Глядя на нас, «спортсмены» улыбались и спрашивали, как нам нравится погода (mucho calor!). 

Меня сильно удивили три вещи. Во-первых, велосипед в Андалусии оказался преимущественно мужским видом спорта. За все время мы встретили меньше десятка женщин-велосипедисток. Они ехали на «городских» велосипедах, часто с корзинкой на руле. Среди «спортсменов» женщин не было вообще.

Во-вторых, выяснилось, что велосипед – это средство передвижения для взрослых. Возраст велосипедистов колебался от 20-25 и выше. Иногда попадались люди совсем седые, еще реже – подростки. А вот детей младше 14-15 мы не заметили.

И, в-третьих, меня потрясло, как хорошо относятся к велосипедистам. На дорогах периодически встречаются плакаты: «Осторожно, велосипедисты!». Если какой-то участок шоссе закрыт для велосипедов, рядом есть окольная дорога, по которой велосипед может проехать. В крупных городах – Мадриде, Толедо, Кордобе, Севилье,  Малаге и Гранаде для велосипедистов сделаны дорожки. Правда выглядят они комично. Неожиданно начинаются и так же неожиданно заканчиваются. В старой части города они нарисованы на проезжей части и мешают машинам. В новой части они занимают тротуар, и мешают пешеходам.

 259.Севилья-Малага153.Кордоба-Севилья154.Кордоба-Севилья

Несмотря на это, и водители, и пешеходы прекрасно уживаются с велосипедами. Как правило, видя велосипедиста, водители притормаживают и осторожно объезжают его. Если это невозможно, например, дорога узкая, на ней нет обочин, или велосипедист едет посреди дороги, водители сбрасывают скорость и едут за велосипедом до тех пор, пока не появится возможность его обогнать. Это происходит на любых дорогах: от городских улиц до горных серпантинов. Так делают все: от маленьких легковых машин до многотонных грузовиков. Никаких раздраженных гудков, никаких попыток прижать к обочине.  

Видимо, благодаря этому, велосипедисты чувствуют себя на дорогах совершенно свободно. Например, подъезжая к Малаге, мы наблюдали, как посередине дороги медленно ехал взбирающийся в горку велосипедист-«спортсмен», а за ним так же медленно следовали легковые машины. Причем чем дальше, тем длиннее становился «хвост». В городах периодически встречались велосипедисты, обгонявшие машины по встречной полосе. Правда подобные эксцессы происходили редко. Большинство велосипедистов вело себя вполне прилично: пешеходов на сбивали, машины с дороги не сталкивали.

Наверное тут сказывается большой опыт езды. Когда на узкой улочке Гранады по булыжной мостовой мимо нас промчался велосипедист, мне стало не по себе. Но гонщик никого не задел и никуда не врезался. Это мастерство. Я бы так не смогла. Вобщем, спасибо тебе, Андалусия!

Лирический постскриптум. Ночь. Я сижу за компьютером на 13 этаже московской многоэтажки. За окном третью неделю серое небо. Асфальт то покрывается лужами, то замерзает ледяной коркой. В Москве февраль. Я открываю фотографии. На них синее небо, оливковые рощи и небольшой город, затерянный в горах. Мне кажется, что я по-прежнему там. И мне становится лучше.


Комментарии
Еще маршруты в Испания
еще маршруты
О Маршруте
Опубликовала Олеся Гулевич