Давным давно, в далеком уже 2002 году, маленький мальчик прочитал в журнале о вертолетной экспедиции на реки Юдома и Урак. Тогда это казалось чем то несбыточным...
оз.Улу (Хорото) - р.Сунтар-пер.Станция-пер.Ниткан-р.Юдома-р.Кетанда-р.Урак-Охотск

Дорога

IMGP2384 IMGP2384
IMGP2410 IMGP2410
IMGP2438 IMGP2438
Давным давно в далеком уже 2002 году маленький мальчик прочитал в журнале о вертолетной экспедиции на реки Юдома и Урак. Тогда это казалось чем то несбыточным.
...Шли годы "Пров окреп, возмужал"(с), но на вертолет таки не заработал, зато заработали "серьезные дяди" и спонсировали постройку железной дороги Томмот -Якутск. Так что теперь, у простых ребят из провинции появился шанс побывать на хребте Сунтар-Хаята, где уже отметились почти все известные и не очень представители туристического сообщества России, но до сих пор не ступала нога Сифона и Бороды...
     Дорогу в поезде из средней полосы России коротать помогали дети с соседних мест, играющие по вечерам именно в вашем отсеке плацкартного вагона, вахтовики, едущие на вахту через "обсер(в)атор" (ведь не забываем что тогда еще по стране вовсю гуляли отголоски короновируса), наконец просто вахтовики, спасающиеся на вахте от тюрьмы.
      10.07. Якутия встречала ребят хорошо, почти полное отсутствие москитов на суточной стоянке в ожидании поезда в Нерюнгри. Между Нерюнгри и Бестяхом две крупные станции Томмот и Алдан, но ни на одной из них не удалось пополнить запас провизии, нет не то что магазинов, даже буфет на вокзале отсутствует, а ведь есть какой - никакой пассажиропоток, можно организовать небольшой бизнес.
         Итак в 5 утра группа прибыла поездом на станцию Нижний Бестях, тем самым завершив семидневную ж/д заброску. Кто-куда, люди забиваются в автобус до пристани, а тут еще и "диарея путешественника" напала на группу. пока очухались, включили навигатор, а до самого поселка то 10-15км, и транспорта никакого нет. Борода в последствии утверждал, что мы "просрали" автобус в прямом смысле слова. Через 2 часа удалось дозвониться до местной службы такси и ребят вывезли из под надвигающегося дождя к началу трассы "Колыма".
IMGP2343
       Еще в поезде из недр рюкзака была извлечена картонка с лакированной надписью, благодаря которой легко и просто предполагалось решить вопрос трансфера к началу маршрута... Чего то дяди не останавливаются, наверно у них тормоза не работают, вот и дождь уже накрывает.Спустя 4 часа интенсивного голосования удалось поймать попутку и проехать небольшой асфальтированный участок трассы со стороны Якутска до первой крупной деревни Тюнгулю. Что интересно ни один водитель уазика не остановился, хотя ехали они далеко и место свободное было.
IMGP2350
        Итогом дня стало перемещение группы на трех машинах по маршруту Бестях-Тюнгулю-Чурапча-Иккис Харбалаа, с общим результатом порядка 200км. Травы в окрестностях якутских селений почти нет, все съедают кони. А не заварить ли вечерний кофе на сушеном конском кизяке, а ребята?
IMGP2353
       11.07-12.07. Бензовозы - самый встречающийся вид транспорта на колымской трассе, артелям нужно топливо для добычи золота. Утром движения по трассе совсем не было, тем не менее к 9 утра ребята отправились "глотать пыль". И не зря, добрые якутские жители подбросили группу на 50 км. Короткая остановка в Ытык-Кюель и Сифон тормозит легковую тойоту.
       Хорошо, что у водителя имелся запасной ремень на помпу охлаждения двигателя, а то жара не милосердная, двигатель перегревается, да еще и ремень порвался или слетел. Сегодня начался массовый вылет слепня - ребята в ожидании машины наколотили с десяток для придорожных муравьев.
IMGP2354
         У отворота на Булун крепко встряли, машин либо нет, либо не тормозят, можно впасть в отчаяние. Когда уже собирались искать место на ночлег, на горизонте показалась машина и Борода без особой надежды поднял руку - Ура, мы едем в Хандыгу. Водитель торопится - нужно успеть на восьми часовой паром. Навстречу летят бензовозы, облако пыли непролазной мглой окутывает дорогу, в ней могут встретиться встречные машины, неприятный момент.  Торопились напрасно, паром наполняется грузовиками еще пол часа.
IMGP2357
IMGP2356
       Алдан оказался широкой рекой с быстрым течением. Плохо что местность изменилась, нет больше лошадей съедающих траву, трасса идет по зеленому коридору лиственниц и мха, где москиты чувствуют себя полноценными хозяевами тайги. Выбрасываемся из машины уже в темноте, какие-то заросли, тучи комаров, паника. Пока варево, костер, палатка-начинается рассвет.
IMGP2359
       Разведка в Хандыге результатов не принесла, местное такси только по поселку. Осталось 350км до начала маршрута, для поезда не расстояние, для человека путешествующего автостопом по Колымской трассе - бездна, трафика совсем нет.
       Каким то чудом Борода останавливает полуприцеп с контейнером. На двух тягачах едем дальше, после поселка Теплый Ключ дорога втягивается в горы и открываются виды неописуемой красоты.
IMGP2360
 Удалось доехать до поворота на Нежданинское, дальше ребята повезут грузы на прииск.
       На страницах этого дневника выражаю благодарность всем неравнодушным жителям Якутии помогавшим нам в заброске на этот маршрут, осталось совсем ничего, порядка 170км, но суждено ли нам их преодолеть?
IMGP2373
        13.07.  Пятьсот восьмидесятый километр трассы Якутск - Магадан. Камазы дорожников проносятся по трассе, поднимая облака пыли, которые постепенно сносит ветер.
IMGP2371
        Жаль покидать уютную стоянку у реки Восточной Хандыги, здесь нет комаров, полно топлячка для костра, вода рядом, если не уедем отсюда в течении нескольких  дней, будем строить катамаран и сплавляться вниз.
        Голосование в горах идет с прогрессом: удалось остановить две легковые машины, одну маршрутку, и мотоцикл. А вот результат и спред отсутствует, свободных мест нет. Водитель лексуса сообщил, что сзади идет тойота и пустая газель.
        Времени прошло немало, прежде чем из-за поворота вынырнул Соболь, или "барсик", как в последствии его называл водитель. Насчет того что он пустой можно поспорить, но после некоторого уплотнения там нашлось место и для нас. Далеко правда уехать не получилось, водитель мечтал весь год порыбачить у Черного Прижима, да и время обеда подошло. Пока шла рыбная ловля Сифон и Борода не сидели без дела, в недрах Барсика обнаружилась картошка, лук, тушенка, и заправка для супа. Варево удалось на славу - знатно крошево! А после доброго обеда не грех выдать неплохой километраж. У Черного Прижима свисают в пропасти остовы разбитых камазов - опасное место.
IMGP2381
         Ребята высаживаются у отворота на Кюбюме, дальше предстоит путь на озеро Улу, еще 30км.
IMGP2389
Не хочется идти пешком. Единственный житель Кюбюме встреченный на мосту сообщает, что машины иногда ездят. Видимо сегодня очень удачный день, единственная машина за вечер, свернула с основного тракта на Томтор, добрые Якутские женщины довезли двух бомжеватого вида личностей до озера Хорото(Улу). Заброска, длившаяся 11 дней состоялась и теперь группа полетит как птица по Якутской тайге. Лишь благодаря добрым людям состоялся этот маршрут, и я еще раз говорю спасибо вам!
IMGP2394
         14.07. Итак первый ходовой день, забойный. Ночевали на небольшом озере, где и начинается вездеходный след, идущий вверх по Сунтару.
IMGP2395
      Петляет тракторка с горки на горку, болотце-сушь. Погода выдалась теплая, парниковый эффект. По обочинам брусничник со сладкими спелыми ягодами урожая прошлого года, до сих пор не осыпались. Сильный ветер очень кстати сдувает разбушевавшихся насекомых. А если те и не унимаются, Борода достает желтый баллончик Дэта, щелчок зажигалки и рой насекомых исчезает в струе огня.
 IMGP2396
         Где то там внизу грохочет Сунтар в каньоне, когда скалы расступаются дорога выводит усталых путников к реке и заливным лугам. Группа подобно стреле пущенной из арбалета устремляется вверх по долине.
IMGP2401
         Пора ночевать, а мест подходящих нет, лишь чайки у заболоченного озера устроили "бомбометание" на туристов. Дорога спрямляет петли реки не подходя близко к воде. Звучит команда -Выбрасываемся! И пятисот метровый переход преодолевается в один бросок, мы у реки. Купание в холодной воде Сунтара, что еще нужно после целого дня проведенного под рюкзаком.
IMGP2404
        15.07. 80-Фунтовый мешок на спину и вперед, вверх по реке. Вчера группа свернула с наезженной колеи и теперь до обеда надо бы на неё вернуться. Легко сказать: кочкарник, мох, заросли карликовой березки.
IMGP2409
        На привале решено отправить разведчика с навигатором на поиск дороги. В этот раз не пришлось чесать километры тайги, уже через 70 метров Сифон радостно воскликнул - путь найден! Плохо, что от всех этих переходов по кочкам и болотам у Бороды разболелась нога, кабы не пришлось челночить  два рюкзака. А дальше все как обычно: колеи с водой, колеи без воды, колеи с кочками и водой, да изредка вездеходный след забредет на бывший горельник. То утка вылетит из под ног, то рыжая куропатка обдаст недовольным кудахтаньем долину.
       -А где желтые маки? - спрашивает Борода.
       -Может будут в горах.
     И как раз на одном из переходов открылся вид на снежные горы, стоящие где то выше по долине. На ночлег располагаемся на берегу Сунтара, несмотря на мутную воду в протоке поплескивает рыба, так что если вы заядлый рыбак, то у вас есть все шансы на удачу.
IMGP2414
       16.07. В три утра Сифон пулей вылетел из палатки, холодина страшная. Виной тому самодельный рюкзак, который без вставленного коврика не держит форму, а когда у вас в рюкзаке набито по углам 80 пакетиков каш и еще множество других вещей - разбирать, а уж тем более собирать рюкзак лень. Вот и в этот раз пришлось ночевать без коврика, при этом палатка стояла на болоте - вечная мерзлота. Пришлось греться у костра пилением толстого полена.
IMGP2416
       Сегодня солнце нещадно печет. Комар создание нежное - не терпит перегрева, а вот слепень напротив, любит солнце, как будто питается от него. Дорога с утра радует: взгорки с иван чаем, твердая травка. Уже и обедать пора, да воды нет совсем, ни ручейка, ни озерца. Лишь когда вездеходный след свернул в бескрайнее болото, у подножия спуска обнаружилась лужа с прозрачной водой. А большего и не надо! - котел на палку, кашу в миску.
IMGP2419
      Следующие три перехода выдались самыми трудовыми, много воды и мало кочек. Тем не менее группа достигла к исходу дня продолговатого безымянного озера, где обнаружилась заброшенная стоянка. Встал вопрос идти в неизвестность дальше или "забичевать" здесь. Победило здравомыслие. Борода живо организовался на рыбалку и добыл пару щурогаек не трофейного размера.  Отличная уха нас ожидает.

IMGP2425
        17.07. Как не жаль покидать уютную стоянку у озера - нужно идти вперед. Утренний кофе и в путь. Путь пролегает мимо озер, преимущественно по каменистым грунтам. Протока из озера Чокунах переходится  не раскатывая болотные сапоги. На одном из привалов с дороги свисают спелые кисти прошлогодней брусники.
IMGP2430
       Все походы последних лет пролегали через магазин на пол пути. Обжорство и его последствия... Пора отправиться в настоящий спортивный, голодненький поход, когда худые доходяги с трудом добираются до реки и начинают сплав.
IMGP2435
        На одном из переходов натыкаемся на зимовье местных жителей, расположенное на берегу озера. На крыше лежат сети, видимо в озере водится рыба. Купание в холодном истоке последнего озера перед Угамытом завершает день.

Поход

IMGP2663 IMGP2663
IMGP2670 IMGP2670
IMGP2738 IMGP2738
    18.07. Ветер раздувает остатки облаков и горы исчезают в голубой дымке. Попетляв среди каменистых горок дорога выходит на отличные луга с твердой почвой. Для полного счастья не хватает только зарослей клубники. Подобные участки тянутся до самого Угамыта. В нашу воду он переходится в болотных сапогах. Обеденное сало быстро растворяется в желудках усталых путников. Как же не хочется уходить с реки в тайгу и болота.
IMGP2452
      На выходе с брода Борода замечает зайца юркнувшего в придорожную канаву: рюкзаки быстро сняты, Сифон достает камеру, а Борода будет в роли загонщика, но пока то да сё, заяц куда то убежал.
 IMGP2457
      Достигнув к вечеру намеченного ручья, обнаруживается, что он болотный и еле-еле сочится, за водой приходится ходить далеко. Можно было встать на Сунтаре, но до него 300 метров, да и разведка показала, что места для стоянки там нет.
    19.07. Дождь барабанящий ночью о тент палатки говорил, что пришел затяжной циклон. Однако утром выглянуло солнце, а это значит что Сифон и Борода продолжат путь. Горы вверх по долине были покрыты тучами, и ветер был именно от туда. Вот-вот накроет,а воды нет, вставать негде. Тут то и было принято опрометчивое решение выйти к реке и идти по гальке. Сказано - сделано, вот только галька быстро кончилась и начался обрывистый лесной берег, да с буреломом, да еще наклонный.
     Глядя с обрыва в воды Сунтара, можно было заметить как на течении величественно стояли хариусы в ожидании корма. Пеший поход и рыбалку трудно совместить, где стоянка, рыбы обычно нет.
IMGP2463
     К счастью для наших путешественников за очередным поворотом реки показалась наледь и лес расступился. Как приятно идти по голубому льду., когда встречный ветер сносит надоедливых насекомых.  Ай да Странник, ай да молодец, только ребята задумались об обеде,а в устье ручья уже все для костра - старая стоянка.
 IMGP2465
     Во второй половине дня вода в Сунтаре стала резко мутнеть и подниматься, пришлось сворачивать походы по галечникам и срочно выбрасываться по зарослям на коренной берег.
      Надо сказать что дождь шедший периодически целый день к вечеру разошелся с новой силой. Как только ребята разложили вечерний костер на броде Колтако, сверху донесся звук бензопилы, видимо с базы Оленеводов.
     20.07. Вроде как надо собирать палатку и выходить, да дождь разразился с новой силой, старт откладывается. Дождь успокаивается лишь к обеду.
IMGP2471
         Хозяин базы Алты-Чукуй радушно встречает ребят, угощает чаем и рассказывает о жизни оленеводов, оказывается на броде через Колтако есть старая лиственница с вырезанной датой девятнадцатого века. Вячеслав объяснил ребятам дальнейший путь, иначе пришлось бы туго. А так вышли с базы по старой вездеходной дороге, главное не потерять её на полях - след едва просматривается и вскоре группа на броде через Сунтар. Как сказал Оленевод перейти его можно до пяти часов вечера,а потом дневное таяние ледников поднимает воду, а если еще и дожди прошли, то вообще труба.
 IMGP2477
   И верно, только группа перешла брод, вода стала затапливать все протоки и пойменные луга.
IMGP2483

В одной из таких проток сильная струя выбивает Сифона из равновесия, на ногах устоял, да водички в сапожок налило.
IMGP2488
        На реке Мунил (Нейдыгычан) свежая изба оленеводов. Вячеслав рассказал ребятам о водопаде, что в полутора километрах по реке вверх, но где у опытного ходока по тайге полтора, у обычного туриста пять, а то и 10 километров. Поднялись Сифон и Борода на ближайшую скалу, с которой открывается обзорный вид по долине вверх, водопада нет, чтож, приходится отступить обратно к избе, пора ставить варево на печь.
 IMGP2490
     21.07. Пора покинуть гостеприимную избу оленеводов и отправиться навстречу горам, жаль только дороги дальше найти не удалось. Обойдя несколько прижимов по лесу, путники спускаются на галечные отмели, путь сегодня пролегает преимущественно по ним.
IMGP2504
       На одной из таких отмелей Борода замечает медведя вынырнувшего из прибрежного ивняка и в два прыжка переправившегося через Сунтар, к счастью он не заметил ребят. Погода выдалась прохладная, ветреная. На одном из переходов попадается старый вездеходный след, и вскоре растворяется на поляне. То тут, то там виднеются остовы "Фиг-вамов" оленеводов, но все заброшено, пара старых изб, видно что люди уже давно ушли отсюда. Сифон можно сказать весь год мечтал найти рога горного барана и мечта сбылась, лежат такие рога у заброшенной избы, вместе с черепом, взять бы их с собой, да веса они не милосердного.
 IMGP2508
    Ручей Комнано видимо сильно вздувается после дождей, раз пропилил такую широкую пойму среди леса, сейчас он едва сочится. Забазились ребята в овраге перед выходом на поле, небо прояснило.
IMGP2516
    22.07.  Весь день группа удачно маневрировала по галечным отмелям Сунтара, переходя протоки вброд. Но вот слева впадает приток Хоронь. Восемь с половиной дней ребята поднимались по Сунтару вверх. Началась горная часть похода. Пройдя пару мысов по долине Хорони, открываются золотистые горы, словно из фильма "Золото Макены".

IMGP2527
     К вечеру оживают засохшие протоки и мутнеет вода - то дневное таяние ледников. Погода выдалась на загляденье, на небе ни облачка, прохладно, самое то тащить тяжелый рюкзак. Сифон сильно негодует по поводу цветов - "желтые маки, желтые маки - разрекламировали, хоть бы один увидеть!" Базовый лагерь решено было поставить на стрелке Харони и ручья Сунтар-Хаята, отсюда будет два старта: на перевал Станция и перевал Ниткан.
IMGP2531
      23.07. Утром Сифон негодовал глядя как Борода разливает утреннюю кашу по мискам, драгоценная молочная взвесь капала из котла в мох: "Ну как так можно! Мы же голодаем!"  - не унимался Сифон. Вопросительное "Да?" только и прозвучало в ответ.
 IMGP2533
     С облегченными рюкзаками стартовали ребята вверх по ручью Сунтар-Хаята, сам ручей чистый, но справа, перед серебряной горой впадает очень мутный приток. По пути к перевалу станция есть две стоянки с чурочками, столиками и дровами. Расположены они на скалах слева, по ходу вверх.
IMGP2540
      Притягивает к себе взоры обрывистый склон ручья, словно золотая жила. Ну а как же пройти мимо местной достопримечательности - вездеход, вросший в камень?
 IMGP2537
     Подъем из каньона ручья непрост: осыпь, тропа по крутому склону - вы увидите её еще из далека. На самой станции разруха и упадок, много битого стекла, банки металлические, разве привлекает взор автоматическая метеостанция. Зато отсюда открывается замечательный вид на ледники, где то там и красавица Мус-Хая.
IMGP2553
       Как не пытался Сифон сколотить группу в этот поход - ничего не получилось, отговорки одни и те же: "я не потяну, мы будем для вас обузой". А так будь в команде опытный горник он провел бы группу по ледникам.
      Сделав несколько фотоснимков на память, Сифон и Борода развернулись в обратный путь к своему лагерю у подножия перевала Ниткан.
      24.07. Жаркое выдалось утро, еще восемь, а хочется уже искупаться в реке! Мало по малу группа втягивается в каньон Хорони, подъем плавный - идти удобно, галька мелкая, местами проступает песочек, на котором есть отпечатки следов медведя. На одном из привалов ребята замечают желтые маки - ура!, есть они, местами травянистые склоны каньона усыпаны этими желтыми цветами.
IMGP2570
 IMGP2566
        Однако медлить не следует, ближе к обеду река может вздуться от таяния ледников и броды в обход прижимов станут невозможны. На самом перевале несколько заболоченных озер. Тур из камней, кто-то разбросал цветные карты Сунтара: "что не могли донести до костра и сжечь?" - стыдно товарищи.
       Никакой баночки или записки в туре не видно, но пытливый взгляд Сифона замечает в щели старую пленку. Убрал один большой камень, второй, разгреб камушки поменьше и вот она - старая пачка из под сигарет "Ленинград", в ней фольга. И вот чудо, в фольге аккуратно сложена напечатанная синяя бумага - контрольная записка группы из Челябинска в составе 10 человек от 11 августа 1990 года, 30 лет ждала она что её снимут, участникам того похода уже как минимум 50-60 лет. И сразу возникают вопросы к группам которые были здесь до нас, ведь явно этим перевалом ходят хотя бы раз в год, могли и найти. Что же, Сифон и Борода оставляют в новой баночке свою фирменную записку, на этот раз повыше, чтобы вы, уважаемые читатели, смогли её отыскать.
IMGP2584
 IMGP2588
        Первоначально спускаться с перевала можно по каньону, но потом, когда подходит Ниткан, приходиться уходить вверх на склоны, изрезанные оврагами. Ниткан полноводен, вброд его не взять. В каньоне бокового ручья много смолистой смородины - каменки, её листья идеальны для вечернего чая. Только готовить его не на чем, по реке уже можно плыть, а материала для постройки рамы не видно на многие километры вперед.
IMGP2593
        Вечерний лагерь группа ставит в рощице низенького ивнячка, на ужин и завтрак дров здесь наковырять можно.
IMGP2598
       25.07. Прохладное утро, палатка находиться в тени большой горы. Какой-то сухарь написал, что сплавляться в большую воду можно от устья Когара, враки, сплавляться можно и выше зоны леса, особенно если у вас лодка.
IMGP2601
          Сифон и Борода через три утренних перехода достигли высоких кустов ивнячка на широком галечнике, прямо у входа в ущелье "ящик". Да вот только погода не дает завершить начатое, налетела гроза, туча во весь горизонт, дождь, и тогда было принято во истину соломоново решение - нужно уплыть от тучи вниз.
IMGP2608
           И начался сплав по каньону Ниткана, ивовые весла гнулись как ветки в попытках уйти от очередного прижима. В одном таком месте весло Бороды не выдержало и сломалось напополам. Ладно на отмели росли запасные "палки". Перерыв на ремонт инвентаря и дальше. А вот попытка заснять прохождение слива на камеру закончилась купанием: видео на камень и Сифон побежал отчаливать, тут то у берега катамаран и подмял его под себя - сырой с головы до ног. Одним словом какой первый день сплава без приключений.
 IMGP2607
         На выходе из каньона разбои, часты проводки, после впадения Снежника воды стает заметно больше, появляются под скальные ямы с бирюзовой водой, может в них и скрывается рыба. Да только спиннинг Сифона еще на пешей части "срезало" котелком в рюкзаке, нужен ремонт.
IMGP2609
       День выдался грозовой: сверкают молнии, тучи накрывают долину Ниткана. Вечерний дождь был настолько сильный, что палатка стала промокать, на голову спящего смирным сном Сифона закапало, пришлось срочно доставать топор, что то срезать.
 IMGP2615
          26.07. Холодное утро, сырость, костер с трудом занялся. В такую холодину плыть не хочется, у огня то зябко. А место где обдаст волной видать из лагеря - вон оно у скалы. Группа никуда не плывет. Кто бреется, кто носки постирать, а то и штаны подлатать можно. Дровяные работы также нельзя исключать.
         27.07. Погода шепчет,а это значит, что турклуб выплывает. Протоки, разбои, на одном из перекатов Борода замечает, что с рюкзака исчез спиннинг, срочно на берег! И полетела брезентовая фигурка вверх по реке, ходил долго, но нашел на месте предыдущей рыбалки.
IMGP2616
             На реке холодно, но стоит выйти на берег как припекает солнце, охота купаться. Раз в реке с рыбалкой беда, ребята отправляются по тайге к ближайшему озеру, благо до него всего 200 метров. В озере активно резвится пестрый малек, но ничего крупнее не водиться. Не солоно хлебавши рафтеры возвращаются на берег, а там уже и голубика с морошкой начали поспевать, вот благодать.
IMGP2623
IMGP2624
          За долгие тысячелетия Юдома так и не пропилила себе постоянного русла, мечется она по долине, оставляя за собой галечные поля, усеянные корнями деревьев. В попытке заснять на фото "сад корней" группа пытается причалить в быстрой протоке, Борода выскакивает на берег, но катамаран цепляет его за рукав и стаскивает обратно в воду, пострадал ради искусства. С вечерней стоянки открывается вид на горы и наледи в долине Ильбея.
IMGP2626
IMGP2631
        28.07. Горы долины Юдомы затянуты дымкой. Быстро несет свои воды река по долине петляя от одного коренного берега к другому. Сидя с веслом в руке можно наблюдать как быстро проносятся камни на дне.

IMGP2635
           Изредка вливаются в реку притоки с прозрачной водой. В таких местах принято остановиться и попытать рыбацкую удачу. И заморосивший к обеду дождь не помеха азартному сплаву по протокам реки.
IMGP2638
            Долго Юдома мечется по лесу и нет никакой возможности встать на вечернюю стоянку. Наконец удачное место найдено. Но что это, в заводи где причалил катамаран Сифон замечает "подлещика" - "неужели доплыли до рыбы?" - промелькнула радостная новость в головах путешественников, проверим завтра.
 IMGP2642
        29.07. Бирюзовая вода, яркое солнце и быстрая река, что еще нужно рафтеру? Если вы испытываете страсть к ихтиофауне к вашим услугам великолепные заводи Юдомы, вот где отдыхает душа рыбака. Именно в такой заводи Борода и вытащил первого ленка на сплаве.
IMGP2645
          Угроза голода миновала. На реке пошли отличные места для стоянок - парковый лес, высокие галечники. Стояло безветрие, во время обеда некоторые участники группы искупались по три раза.
 IMGP2644
         А не прополоскать ли блесну возле затопленного ствола лиственницы, сразу за свалом в глубину на перекате? Отчаянная борьба, рыба ходит колесом и бьет головой - первый таймешок, с почином!
IMGP2647
            Из-за рыбалки скорость сплава заметно снизилась, нужно заметить, что только обед длился с 12 до 4 часов дня, а там уже и до вечерней стоянки пара взмахов весла. Где то впереди сужение русла и первый порог, но сегодня соваться туда уже желания нет. Ребята высаживаются на галечной отмели, нужно нажечь угли в костре, ведь на ужин запланирован шашлык из рыбы.
 IMGP2656
           30.07 Ночевка на галечной косе это риск, в случае дождя тент не натянуть, так и случилось этой ночью, к счастью к утру дождь кончился. Впереди ждет каньон реки с порогами и Юдомскими воротами.
IMGP2661
             Пороги конечно похожи на перекаты, но весной здесь бушует вода, о чем говорит сглаженная водой поверхность скал.
 IMGP2658
             Но что это гремит  в горах - с верховий реки движется огромная черная туча. Ребята едва успевают пристать в лес и развесить тент, как на них обрушивается ливень невиданной силы. Благо здесь давным давно кто то останавливался, кострище уже затянул брусничник, но колотые и посеревшие от времени дрова до сих пор сохранились и неплохо горят.
IMGP2668
 IMGP2666
            Каньон как внезапно начался, так неожиданно и кончился. Устья Кялы  порадовало чистой водой и азартной рыбалкой на ленка. А дальше начались разбои, пойменный лес, вставать на ночлег негде, да еще и дождь накрывает ближайшие горы. С первыми каплями  дождя группа выбрасывается в ивняк у рыбацкого места - струйки воды с основного русла стекают в глубоченную протоку - возможное место стоянки ленка или даже тайменя. Тучу проносит мимо, Борода занимается лагерем, а Сифон отходит на метров 100 вниз по реке - чистить рыбу, чтобы обратка в заводи не затягивала чешую в чайный котел.
IMGP2671
    31.07. День выдался жарким и солнечным. При зачаливании в устье прозрачного притока, под катамараном прошел неплохой таймень, сверкнув красным бочком. Борода закидывает свою колебалку в тень под противоположный берег, следует мощная хватка и досадный сход. Таймень накололся на тройник и блесну Сифона слегка попробовал. Ну не беда, суть любой рыбалки не в улове, а в том чтобы увидеть таинство ихтиофауны.
IMGP2677
      Петляя по долине, река дробится на протоки , и вот в одном таком месте завалы из бревен полностью обложили берега с обоих сторон, а это значит, что могут перекрыть  и проход - так и произошло в этот раз. Катамаран едва вписался в узкую щель между подводным корнем и торчащим из воды бревном, да с бурунами и брызгами, можно сказать целый порог.
 IMGP2676
      После впадения Мората Юдома постепенно успокаивается и начинаются плесы. Отличный повод натренировать руки, до этого лишь подгребавшие веслом на перекатах.
      На одной из песчаных отмелей ребята замечают медведя, снующего вдоль берега. Похоже он впервые видит людей. То присядет, то ляжет и провожает взором уплывающий катамаран, а потом и вовсе поплыл на противоположный берег.
       Постепенно день клонится к закату и пора вставать на ночлег, полочка над каменистым берегом как раз подойдет. Здесь много наломанных дров оставила река с весеннего паводка.
IMGP2681
          1.08. Перекаты сменяются тихими плесами. Устье Тельги радует глаз прозрачной водой. Ближе к сентябрю здесь возможно отличная рыбалка, но сейчас рыба ушла вверх.
 IMGP2684
           Чтобы пройти бирюзовые подковы Юдомы, путешественник должен проявить волю, характер, продемонстрировать усидчивость на катамаране или лодке. Особенно если задует встречный ветер, как в этот день. Сифон поцеловал бы свои гири, подготовившие его к гребле на Юдоме, жаль что они остались дома, а так в поезде и не помешает гирьку покидать.
IMGP2687
               Проявив недюжинную выносливость и спортивный азарт, Сифон и Борода начав день выше устья Тельги, "выбросились" на ночевку на крупном острове ниже реки Нематли.
 IMGP2691
2.08. На реке дует ветер, да не такой как вчера, а попутный, поэтому мешкать нельзя - ведь впереди шумит Дикий порог. Пожалуй это единственное препятствие на Юдоме которое можно так назвать. Да и любителям рыбалки есть где разгуляться, явно где то за каменистыми грядами караулит добычу могучий таймень. Но на облов всего порога уйдет пол дня. У ребят столько времени нет, поэтому отсняв несколько кадров на память они плывут дальше.
IMGP2704
 IMGP2703
       Плыви себе по течению, да набивай юрких слепней, они пойдут на корм малькам, те подрастут, и если группа соберется со сплавом на Алдан, будет добрый урожай.
      Обеденное солнце сильно печет, самое время нырнуть в прохладную воду, бегущую с ледников Сунтар-Хаята. Уже не далеко от места волока на Кетанду свежая изба, это первый оплот цивилизации на Юдоме. В ней уже похозяйничал медведь: вытащил рамы и кухонную утварь наружу.
IMGP2710
         "А где куча рам катамаранов или байдарочных каркасов?"-недоумевал Сифон, даже кострища нет, лишь две пластиковые бутылки выкинуты на берегу нерадивыми туристами в месте волока.
        Ребята расположились на высоком берегу среди зарослей голубики, хватит и на компот и на утреннюю кашу.
IMGP2717
          3.08. Когда небо только-только посветлело от первых лучей восходящего солнца, ночной холод выгнал Бороду из палатки, над рекой висел ледяной туман. Костер уже ярко полыхал и в теплом шлейфе дыма и искр стоял Сифон, его штанина тлела от прилетевшего уголька, но не переживайте, эти штаны давно просились в последний поход. Походный термометр показал четыре градуса выше нуля. Погрузив нехитрое плавсредство в заплечные мешки группа отправилась через перевал на реку Кетанда.
 IMGP2724
   По пути встречается огромное количество норок табаргана, эти наглые зверьки пытались ночью сделать набег на палатку. Путь пролегает через лесистый перевал на озеро из которого стекает ручеек в лососевую реку.
IMGP2726
       Идти мягко, а если и встречается где то болотце, то оно сухое - рай для ботиночников, а уж если под ногами белый исландский мох, то вообще можно идти в сланцах.
          Любителям рыбалки лучше заглянуть на озеро Подгорное, там судя по отчетам и фильмам обитают щуки и окуни. Сифон и Борода приверженцы "горной рыбы", поэтому они обошли это озеро стороной. Весь путь волока усеян зарослями голубики, а кое где удается полакомится и спелой морошкой. В долине перевального ручья встречаются отличные места для стоянки.
IMGP2730
 IMGP2731
             По пути лучше держаться оленегонных троп вдоль ручья, они уж точно выведут вас к красной рыбке, это как два пальца. А что с погодой? Огромная туча заняла весь горизонт и вот вот накроет группу, да только воды нет для ночлега. Русло ручья оказалось сухим, видимо оно старое. Уже слышатся раскаты грома и задувает шквальный ветер, когда ребята добираются до ручья Манящий. Отлично! До Кетанды отсюда километр, да и лагерь до дождя успели развернуть.
 IMGP2746

IMGP2851 IMGP2851
IMGP2890 IMGP2890
IMGP2880 IMGP2880
      4.08. Только вышли ребята утром со стоянки по руслу ручья - глядь в маленькой луже мальки зашевелились, достали кружку, надо спасти бедолаг от высыхания. Несколько подкаменщиков и мальков лосося перенесли на глубокое русло с водой.
IMGP2748
На пути к Кетанде ручей пересекает огромные поля голубики, сюда бы мешок Сахара и запас банок, да варенья на зиму назакатывать. Сама река небольшая с прозрачной чистой водой.
IMGP2751

В лесу много сухостоя без коры для постройки судна. Рама рубится за пять минут. Ну а так как день жаркий, утолить жажду поможет голубичный компот, ягоды для которого всегда под рукой.
     Плывешь над прозрачным галечным дном и сквозь стекла поляризационных очков можно наблюдать, как в стороны от катамарана, расшеперив плавники, удаляются крупные хариусы. Пару таких рыб Сифон и Борода выловили себе на ужин в подскальной яме, благо тут их великое множество. А однажды мимо катамарана мелькнула  и красная рыбка, видимо спешит на нерест вверх по реке.
IMGP2755
       Погода повторяется как под копирку: днем тепло, вечером гроза и задувает холодный ветер. На вечерней стоянке Борода разводит костер, чтобы разогнать прибрежных комаров, порыв ветра заставляет костер разрастись. В попытках потушить пламя на Бороде загораются сапоги, только ведро воды из реки и затухание ветерка позволяют вернуть ситуацию под контроль.
IMGP2759
      5.08. Сегодня Кетанда не подходит близко к горам. Плавно течет среди лиственниц и зарослей чозений. В безлесных же участках тянутся сплошные заросли голубики, можно собирать с катамарана. За каждым перекатом плес, можно и спиннинг покидать, не факт что вы что то поймаете, но в некоторых ямках хариуса похоже видимо невидимо.
IMGP2763
      А что же красная рыбка? - спросит читатель. Была! Сифон видел как в глубокой протоке мимо катамарана ушла вверх красная рыба с черной головой, пока зачалились и стали искать, её и след простыл.
IMGP2764
         Как обычно вечером разразилась гроза, да не одна. Тут главное не упустить момент и вовремя встать на хорошем месте, запечь хариуса на рожне под голубичный компот и просидеть у яркого туристского костра до полуночи. Только сильно не расслабляйтесь, кто это шарится по отмели на противоположном берегу реки? - Ба! да это же молодой медведь.
IMGP2769
      6.08. С восходом солнца туман рассеивается и наступает ясная погода - это значит пора выплывать. Когда река подходит к горе и прорезает коренные породы, образуется порог-слив с каменной гряды, отличное место для стоянки лососевых.
IMGP2777
        После впадения притоков Оння и Галамаркит на Кетанде появляются глубокие плесы и бездонные ямы с прозрачной водой. В них как правило можно насчитать с десяток откормленных хариусов. Вместе с тем река дробиться на протоки, иногда образуя несложные завалы.
IMGP2773
      7.08. Ночь выдалась теплой, тумана не было. В одной из ям, во время сплава была замечена крупная кета и Сифон с Бородой битый час пытались её поймать. То же самое повторилось и при выплыве с обеда, на плесе была замечена стая из трех лососей, но ни один из них не шел за блесной, видать хреновые рыбаки в группе.
IMGP2779
      А что делала Кетанда: исчезала под завалами корней среди леса, оставляя для проплыва едва живую речушку. Ну а если вы решили сплавиться свежей лесной протокой, вас ждет быстрая струя и слалом между корней деревьев.
IMGP2782
         На одной из прибрежных скал группа наткнулась на целые заросли каменки, смолистой смородины, которые уже осыпались, вот вкуснятина.
        Видимо хариус в реке питается икрой и мальком лосося, раз его здесь видимо невидимо.
IMGP2797
           8.08. Чем дальше от Якутии , тем теплее ночь. Вот и сейчас ребята вылезли из палатки когда солнце было уже высоко. Река сегодня текла преимущественно одним руслом.
IMGP2790
           В очередной лососевой яме ребята вновь безуспешно пытались выловить донную кету. И вот на очередном из забросов уже в конце проводки на блесну села красавица мальма. И была та рыбка вкусноты и жирности необыкновенной, ни в какое сравнение не идет с горбушей, что продается в средней полосе России.
             9.08. Чем ближе к Ураку, тем больше лосося поднимается на нерест, косяки мальмы тянутся по плесам и перекатам, видимо нерестятся на мелководье. К счастью разбои и завалы редки, лишь изредка высокое дерево перегородит реку, да и то не достанет до противоположного берега.
IMGP2804
              Впервые в жизни Сифон и Борода пробуют красную икру, вроде как и вкусно, но и ничего такого особенного.
IMGP2811
          Перед впадением в Урак Кетанда прорезает коренные породы, образуя несложные шиверы. На Ураке дует сильный встречный ветер, видимо с моря. Сифон и Борода думали встретить на Ураке моторки, сети в устье Кетанды, избы, только ничего этого нет, по прежнему дикая река, без следов цивилизации.
IMGP2812
        10.08. Низкая облачность и мелкая морось накрыла долину Урака, то не Тайфун, а знаменитый вынос с Охотского моря.
IMGP2816
          Только группа выплыла - глядь, а с берега спускаются следы бульдозера, значит здесь брод. На берегу пара балков, причем один из них военного образца, это первый оплот цивилизации на Ураке.
IMGP2817
         Похоже здесь Сифон и Борода будут отдыхать от сплава по Кетанде, благо напротив брода как раз нерестится косяк горбуши.
          Вокруг балка много чурочек, так что можно расположиться с комфортом. К обеду облачность рассеивается, дует сильный ветер с моря. Вечером откуда не возьмись появляется целая туча комаров, но Борода знает отличный рецепт против них: побольше дров в печь, а дверь на клюшку. Комар создание нежное, чуть его перегрел и он готов.
       11.08. Только ребята хотели сварить кашу на завтрак около Евробалка, как звук мотора приближающийся из тайги возвестил что гости уже близко. Группа Охотников во главе с Семенычем на двух вездеходах ехала из Охотска. Сифона с Бородой угостили маринованной кетой, котлетами из оленя, хлебом, молоком и информацией снабдили.
IMGP2824
           После радостной встречи с цивилизацией, группа приняла опрометчивое решение покинуть евробалок и отправиться вниз по реке, тем более, что где то ниже порога должна быть изба.
IMGP2831
            Сам порог в нашу воду опасности не представляет. А тем временем зарядивший после отплытия мелкий дождь начал только усиливаться. Да и избы похоже с воды не видно, по берегам заросли, да еще и Сифон, что называется перебрал огненной воды при встрече с цивилизацией, морская болезнь началась. Гидрокостюмы начали понемногу травить.
IMGP2839
         Пришлось выбрасываться в ивнячок под крутояром, на песочек. Вот уж и вечер, а дождь по прежнему барабанит по тенту.
IMGP2840
          12.08. Ненастье улеглось ранним утром и к рассвету небо уже очистилось от облаков, это значит можно выплывать. Постепенно выполаживаются горы и исчезают скалы по берегам реки. Пристав у зимовья Сифона и Бороду окружает стая лаек, теплая встреча с охотником Владимиром, чай со свежим хлебом, рассказы о проделках хозяина тайги.
IMGP2846
     Постепенно на реке появляются следы цивилизации: рыбаки на машинах, рыбинспекция на моторке. Урак несет свои воды по протокам в широком галечном русле, до моря уже рукой подать.
IMGP2848
             Сифон и Борода  причалили возле домика рыбинспекции, где их угостили чаем, сухарями и конфетами, да там и остались на ночлег, выплывать куда то уже поздно, шесть вечера.
IMGP2850
            13.08. Пакуются вещи, сушится катамаран, до конца Урака допплывать не стали, решили выброситься с рыбинспекцией на машине в Вострецово. Правда "инспектора" настойчиво попросили у Сифона и Бороды спиннинг порыбачить, отсюда вывод, не стоит останавливаться возле людей, попили чайку и дальше в автономку.
IMGP2853
             В Вострецово выброска происходит стремительно, только группа выбросилась из одной машины, как её уже подбирает встреченный на реке рыбак. А в Новом Устье уже и моторка под парами. После переправы, оказывается что автобус в аэропорт будет через 10 минут.
IMGP2856
           И тут Сифон замечает, что с другой стороны галечной косы плещет море. Восторг человека впервые увидевшего море трудно передать словами, к тому же он не доехал до него как все на поезде или самолете, а прошел тайгу и реки с веслом в руке. Успел и искупаться, вода соленущая, но все равно здорово.
IMGP2865
            А вот в аэропорту цепь везений прервалась, билеты купленные на 17 августа не удалось обменять на более ранние даты так как "местов нет", все разобрано. На том же автобусе по Охотской объездной добираемся до одноименного города.
IMGP2864
Только приткнуться здесь с палаткой негде, разве на берегу моря. Поэтому ребята проделывают долгий путь до ручья, что стекает со склонов горы в море и располагаются в его распадке.
IMGP2869
   14.08. На небе ясно. На сегодня запланировано восхождение на гору с крестом, что высится над Кухтуйским заливом.
IMGP2871
А чтоб на неё попасть нужно грамотно выбрать путь.      Если идти от Охотска по натоптанной дороге , то самая правая пойдет после брода ручья на мыс, средняя к заброшенной обсерватории. А вот средняя левая пойдет в лоб на гору. И там где она раздваивается нужно будет выйти на тропу. Она постепенно зарастает, но кто то её поддерживает.
     Именно на эту тропу Сифон и Борода ступили в полуденный зной. По ногами ползали во множестве муравьи из своих гигантских муравейников.  А тропа то исчезала в зарослях кедрача, то выходила на каменистые гряды, усеянные созревающей брусникой.
IMGP2875
      Небольшой участок из зарослей кривой березки, и преодолев фронтальный взлет, вы оказываетесь на одной из вершин горы, там где снежник.
     На горе остатки военных строений, вышка, забор из колючки, но все давно заброшено. Сюда можно подъехать и на машине, со стороны Кирпичного.
IMGP2882
      На самом кресте выбиты имена первопроходцев, впервые вышедших к тихому океану. И если оглянуться назад, можно увидеть Охотское море, уходящее за горизонт, и корабли. На камбузе которых настоящий моряк в эту минуту жарит яишку с кальмарами.
IMGP2883
IMGP2888
Сифон и Борода же, сжевали кулек пряников, купленный по местным драконовским ценам, и пустились в обратный путь к своему ручью.
          Ведь нужно еще заготовить дров, ожидается тайфун, да Сифон всю жизнь мечтал собрать ягод у моря.
IMGP2870
      15.08-16.08. Оставшиеся два дня до самолето-вылета были посвящены подготовке. Нужно было привести себя в порядок, шутка ли не бриться полтора месяца?, несколько часов уйдет.
        По старой доброй туристской традиции вещи пришедшие в негодность от тягот похода были преданы духу огня. Штаны, майки, изодранные в  клочья, рваные свитера, штормовки, носки, рукавицы. Ремнабор разбитый в рюкзаке в крошево, да и все эти фунфурики из под съестной снеди.
        А тайфун так все и не подходил, и похоже по злому року судьбы он подойдет именно завтра, в день выброски. На случай дождя подготовлен солидный запас дров - толстенные бревна распиливались окаменевшей ножовкой.
       17.08. Пора покинуть базовый лагерь турклуба на охотском море и отправиться на объездную Охотска, где ходит заветный автобус, доставивший группу в аэропорт.
IMGP2913
         Рюкзаки приходится укладывать по норме, не более 20кг, остальное в карманы.
IMGP2915
       Несмотря на разразившийся дождь, самолет все таки прилетел. Регистрация багажа, досмотр, посадка и вот уже двух моторный АН-24 поднимает Сифона и Бороду в воздух, где то внизу проплывают разбои Охоты и бескрайнее синее море. Полет проходит на высоте 5000 метров, тряски нет.
IMGP2918
         В Хабаровск прилетели уже в сумерках, отошли в ближайший лесок и поставили палатку. По шоссе проносятся мотоциклы, прогревает турбины боинг, но это ничего, главное ребята выбрались.
IMGP2923
        18.08. Собравшись утром группа пустилась в последний пеший переход до реки Амур.
IMGP2931
Поезд Владивосток-Москва отправлялся из Хабаровска после обеда, поэтому было время осмотреть город. И даже путешествие в поезде по России выдалось спортивным: Шайтан, едущий с вахты во Владивостоке с женой и ребенком на верхних боковушках не давал скучать всему вагону, к счастью он вышел в Новосибирске, но это уже совсем другая история...