Давным давно в далеком уже 2002 году маленький мальчик прочитал в журнале о вертолетной экспедиции на реки Юдома и Урак. Тогда это казалось чем то несбыточным.
...Шли годы "Пров окреп, возмужал"(с), но на вертолет таки не заработал, зато заработали "серьезные дяди" и спонсировали постройку железной дороги Томмот -Якутск. Так что теперь, у простых ребят из провинции появился шанс побывать на хребте Сунтар-Хаята, где уже отметились почти все известные и не очень представители туристического сообщества России, но до сих пор не ступала нога Сифона и Бороды...
Дорогу в поезде из средней полосы России коротать помогали дети с соседних мест, играющие по вечерам именно в вашем отсеке плацкартного вагона, вахтовики, едущие на вахту через "обсер(в)атор" (ведь не забываем что тогда еще по стране вовсю гуляли отголоски короновируса), наконец просто вахтовики, спасающиеся на вахте от тюрьмы.
10.07. Якутия встречала ребят хорошо, почти полное отсутствие москитов на суточной стоянке в ожидании поезда в Нерюнгри. Между Нерюнгри и Бестяхом две крупные станции Томмот и Алдан, но ни на одной из них не удалось пополнить запас провизии, нет не то что магазинов, даже буфет на вокзале отсутствует, а ведь есть какой - никакой пассажиропоток, можно организовать небольшой бизнес.
Итак в 5 утра группа прибыла поездом на станцию Нижний Бестях, тем самым завершив семидневную ж/д заброску. Кто-куда, люди забиваются в автобус до пристани, а тут еще и "диарея путешественника" напала на группу. пока очухались, включили навигатор, а до самого поселка то 10-15км, и транспорта никакого нет. Борода в последствии утверждал, что мы "просрали" автобус в прямом смысле слова. Через 2 часа удалось дозвониться до местной службы такси и ребят вывезли из под надвигающегося дождя к началу трассы "Колыма".
Еще в поезде из недр рюкзака была извлечена картонка с лакированной надписью, благодаря которой легко и просто предполагалось решить вопрос трансфера к началу маршрута... Чего то дяди не останавливаются, наверно у них тормоза не работают, вот и дождь уже накрывает.Спустя 4 часа интенсивного голосования удалось поймать попутку и проехать небольшой асфальтированный участок трассы со стороны Якутска до первой крупной деревни Тюнгулю. Что интересно ни один водитель уазика не остановился, хотя ехали они далеко и место свободное было.
Итогом дня стало перемещение группы на трех машинах по маршруту Бестях-Тюнгулю-Чурапча-Иккис Харбалаа, с общим результатом порядка 200км. Травы в окрестностях якутских селений почти нет, все съедают кони. А не заварить ли вечерний кофе на сушеном конском кизяке, а ребята?
11.07-12.07. Бензовозы - самый встречающийся вид транспорта на колымской трассе, артелям нужно топливо для добычи золота. Утром движения по трассе совсем не было, тем не менее к 9 утра ребята отправились "глотать пыль". И не зря, добрые якутские жители подбросили группу на 50 км. Короткая остановка в Ытык-Кюель и Сифон тормозит легковую тойоту.
Хорошо, что у водителя имелся запасной ремень на помпу охлаждения двигателя, а то жара не милосердная, двигатель перегревается, да еще и ремень порвался или слетел. Сегодня начался массовый вылет слепня - ребята в ожидании машины наколотили с десяток для придорожных муравьев.
У отворота на Булун крепко встряли, машин либо нет, либо не тормозят, можно впасть в отчаяние. Когда уже собирались искать место на ночлег, на горизонте показалась машина и Борода без особой надежды поднял руку - Ура, мы едем в Хандыгу. Водитель торопится - нужно успеть на восьми часовой паром. Навстречу летят бензовозы, облако пыли непролазной мглой окутывает дорогу, в ней могут встретиться встречные машины, неприятный момент. Торопились напрасно, паром наполняется грузовиками еще пол часа.
Алдан оказался широкой рекой с быстрым течением. Плохо что местность изменилась, нет больше лошадей съедающих траву, трасса идет по зеленому коридору лиственниц и мха, где москиты чувствуют себя полноценными хозяевами тайги. Выбрасываемся из машины уже в темноте, какие-то заросли, тучи комаров, паника. Пока варево, костер, палатка-начинается рассвет.
Разведка в Хандыге результатов не принесла, местное такси только по поселку. Осталось 350км до начала маршрута, для поезда не расстояние, для человека путешествующего автостопом по Колымской трассе - бездна, трафика совсем нет.
Каким то чудом Борода останавливает полуприцеп с контейнером. На двух тягачах едем дальше, после поселка Теплый Ключ дорога втягивается в горы и открываются виды неописуемой красоты.
Удалось доехать до поворота на Нежданинское, дальше ребята повезут грузы на прииск.
На страницах этого дневника выражаю благодарность всем неравнодушным жителям Якутии помогавшим нам в заброске на этот маршрут, осталось совсем ничего, порядка 170км, но суждено ли нам их преодолеть?
13.07. Пятьсот восьмидесятый километр трассы Якутск - Магадан. Камазы дорожников проносятся по трассе, поднимая облака пыли, которые постепенно сносит ветер.
Жаль покидать уютную стоянку у реки Восточной Хандыги, здесь нет комаров, полно топлячка для костра, вода рядом, если не уедем отсюда в течении нескольких дней, будем строить катамаран и сплавляться вниз.
Голосование в горах идет с прогрессом: удалось остановить две легковые машины, одну маршрутку, и мотоцикл. А вот результат и спред отсутствует, свободных мест нет. Водитель лексуса сообщил, что сзади идет тойота и пустая газель.
Времени прошло немало, прежде чем из-за поворота вынырнул Соболь, или "барсик", как в последствии его называл водитель. Насчет того что он пустой можно поспорить, но после некоторого уплотнения там нашлось место и для нас. Далеко правда уехать не получилось, водитель мечтал весь год порыбачить у Черного Прижима, да и время обеда подошло. Пока шла рыбная ловля Сифон и Борода не сидели без дела, в недрах Барсика обнаружилась картошка, лук, тушенка, и заправка для супа. Варево удалось на славу - знатно крошево! А после доброго обеда не грех выдать неплохой километраж. У Черного Прижима свисают в пропасти остовы разбитых камазов - опасное место.
Ребята высаживаются у отворота на Кюбюме, дальше предстоит путь на озеро Улу, еще 30км.
Не хочется идти пешком. Единственный житель Кюбюме встреченный на мосту сообщает, что машины иногда ездят. Видимо сегодня очень удачный день, единственная машина за вечер, свернула с основного тракта на Томтор, добрые Якутские женщины довезли двух бомжеватого вида личностей до озера Хорото(Улу). Заброска, длившаяся 11 дней состоялась и теперь группа полетит как птица по Якутской тайге. Лишь благодаря добрым людям состоялся этот маршрут, и я еще раз говорю спасибо вам!
14.07. Итак первый ходовой день, забойный. Ночевали на небольшом озере, где и начинается вездеходный след, идущий вверх по Сунтару.
Петляет тракторка с горки на горку, болотце-сушь. Погода выдалась теплая, парниковый эффект. По обочинам брусничник со сладкими спелыми ягодами урожая прошлого года, до сих пор не осыпались. Сильный ветер очень кстати сдувает разбушевавшихся насекомых. А если те и не унимаются, Борода достает желтый баллончик Дэта, щелчок зажигалки и рой насекомых исчезает в струе огня.
Где то там внизу грохочет Сунтар в каньоне, когда скалы расступаются дорога выводит усталых путников к реке и заливным лугам. Группа подобно стреле пущенной из арбалета устремляется вверх по долине.
Пора ночевать, а мест подходящих нет, лишь чайки у заболоченного озера устроили "бомбометание" на туристов. Дорога спрямляет петли реки не подходя близко к воде. Звучит команда -Выбрасываемся! И пятисот метровый переход преодолевается в один бросок, мы у реки. Купание в холодной воде Сунтара, что еще нужно после целого дня проведенного под рюкзаком.
15.07. 80-Фунтовый мешок на спину и вперед, вверх по реке. Вчера группа свернула с наезженной колеи и теперь до обеда надо бы на неё вернуться. Легко сказать: кочкарник, мох, заросли карликовой березки.
На привале решено отправить разведчика с навигатором на поиск дороги. В этот раз не пришлось чесать километры тайги, уже через 70 метров Сифон радостно воскликнул - путь найден! Плохо, что от всех этих переходов по кочкам и болотам у Бороды разболелась нога, кабы не пришлось челночить два рюкзака. А дальше все как обычно: колеи с водой, колеи без воды, колеи с кочками и водой, да изредка вездеходный след забредет на бывший горельник. То утка вылетит из под ног, то рыжая куропатка обдаст недовольным кудахтаньем долину.
-А где желтые маки? - спрашивает Борода.
-Может будут в горах.
И как раз на одном из переходов открылся вид на снежные горы, стоящие где то выше по долине. На ночлег располагаемся на берегу Сунтара, несмотря на мутную воду в протоке поплескивает рыба, так что если вы заядлый рыбак, то у вас есть все шансы на удачу.
16.07. В три утра Сифон пулей вылетел из палатки, холодина страшная. Виной тому самодельный рюкзак, который без вставленного коврика не держит форму, а когда у вас в рюкзаке набито по углам 80 пакетиков каш и еще множество других вещей - разбирать, а уж тем более собирать рюкзак лень. Вот и в этот раз пришлось ночевать без коврика, при этом палатка стояла на болоте - вечная мерзлота. Пришлось греться у костра пилением толстого полена.
Сегодня солнце нещадно печет. Комар создание нежное - не терпит перегрева, а вот слепень напротив, любит солнце, как будто питается от него. Дорога с утра радует: взгорки с иван чаем, твердая травка. Уже и обедать пора, да воды нет совсем, ни ручейка, ни озерца. Лишь когда вездеходный след свернул в бескрайнее болото, у подножия спуска обнаружилась лужа с прозрачной водой. А большего и не надо! - котел на палку, кашу в миску.
Следующие три перехода выдались самыми трудовыми, много воды и мало кочек. Тем не менее группа достигла к исходу дня продолговатого безымянного озера, где обнаружилась заброшенная стоянка. Встал вопрос идти в неизвестность дальше или "забичевать" здесь. Победило здравомыслие. Борода живо организовался на рыбалку и добыл пару щурогаек не трофейного размера. Отличная уха нас ожидает.
17.07. Как не жаль покидать уютную стоянку у озера - нужно идти вперед. Утренний кофе и в путь. Путь пролегает мимо озер, преимущественно по каменистым грунтам. Протока из озера Чокунах переходится не раскатывая болотные сапоги. На одном из привалов с дороги свисают спелые кисти прошлогодней брусники.
Все походы последних лет пролегали через магазин на пол пути. Обжорство и его последствия... Пора отправиться в настоящий спортивный, голодненький поход, когда худые доходяги с трудом добираются до реки и начинают сплав.
На одном из переходов натыкаемся на зимовье местных жителей, расположенное на берегу озера. На крыше лежат сети, видимо в озере водится рыба. Купание в холодном истоке последнего озера перед Угамытом завершает день.