Ребенок подрастает. По случаю наступившего двухлетия сходили с ним в походик. Естественно сам он шел мало, потому что идти туда, куда нужно родителям не любит. А в Архыз поехали, потому что там рядом у нас друзья и близкие люди, которые помогут, если будет нужно.
Москва-Черкеск-Зеленчукская-Архыз-Софийское ущелье-Нижний Архыз-Москва

Дневник семейного похода (записан папой, отредактирован мамой)

Облака за Архызом Облака за Архызом
Софийские водопады Софийские водопады
Стопим, как умеем Стопим, как умеем
Дальний храм Дальний храм
Сам Баритовый водопадик Сам Баритовый водопадик
Чудо-подосиновик Чудо-подосиновик
Тяга к прохладе Тяга к прохладе
Почувствовать себя на вершине Почувствовать себя на вершине
Участники: папа Сережа, мама Оля, мальчик Саша (2 года)
29 июля: приехали в поселок Нижний Архыз (ака Буково). Чудное место, как в плане природы, так и в плане людей его заселяющих (может тут и есть не самые достойные представители рода Homo Capiens, но мы с такими не общаемся). Поселились в однкомнатной квартире, раскидали вещи, составили план.

30 июля: попробовали потаскать ребенка в переноске по склонам. Пошли с ним до башен телескопов (несколько километров с набором метров 700, налегке можно часика за полтора подняться). Однако попытка наша была сорвана дождем и Сашкиным противодействием на полпути.

31 июля: вышли на трассу Зеленчук-Архыз в ожидании маршрутки 7.30. Оказались подобраны неизвестным горцем на чем-то, напоминающем буханку (старый уазик). В Архыз прибыли раньше автобуса и почти сразу отправились в сторону Баритовых водопадов. «Почти» - заход на 1 минутку в местный магазинчик за бутылочкой воды, Санек за эту минуту успел поскандалить и заполучить машинку.
Позавтракали на речке, сразу выйдя за пределы Архыза, и поползли вверх, в туман. Тропка нормальная, вдоль ручья, только мокро от травы и небольших ручейков текущих прямо по ней. Особенно мокро тем, кто в тапках (один такой умник нашелся). На середине пути тропка свернула в лес и стала чудо, как хороша. Жалко, что хватило ее минут на двадцать. Разок рамка с ребенком поменяла коня, разок ребенок заявил, что пойдет сам, но хватило его метров на 200. После лесного участка повторился кусок тропы вдоль ручейка, который закончился у водопада. Шли до водопада 2,5 часа, и 1,3 часа обратно. Водопадик симпатичный, но особого очарования от него не ощутил. Потусили возле него с часик и назад на маршрутку 13.00 из Архыза. Маршрутка оказалась в 13.30, поэтому мы успели затовариться сувенирами и очередной машинкой. Сама маршрутка идет до Пятигорска (!)
1 августа: сходили на Кораблик (одинокая горка, а точнее, скала, напротив поселка Нижний Архыз. Горка не высока и не сложна, но с симпатичной плоской вершиной, откуда открывается замечательный вид). Поднялись часика за полтора. Сашка сделал только одну попытку идти сам, но после второго шага укатился вниз  (был пойман). Несли его посменно, наверху тоже посменно пасли, чтобы вниз не свалился.
Вечером сходил с местными поиграть в футбол, оказалось что мышцы ног «забиты», а поле скользкое. Было стыдно за качество своей игры, но при этом остался доволен (напрашивались сравнения со сборной России) – футбол великая игра.

До половины первого ночи пытались упаковать наши вещи и понять, что и когда будем есть.

2 августа: вот и отправились мы на большой выход. Решили идти к Орлятскому озеру, переночевать у него и назад. Наш новый знакомый Андрей довез нас до поляны, откуда мы должны были за 20 минут дойти до начала подъема. Но вместо Орлятского озера мы отправились в Софийскую долину, чтобы добраться до совсем других озер (видимо, мы были не слишком крепки в наших помыслах и сбить нас с пути оказалось легко). Прошли 500 метров и сели завтракать (традиция), после завтрака двинулись вперед, по очень приличной грунтовой дороге, на которой нас постоянно обгоняли уазики и частные легковушки с желающими увидеть Софийские водопады и просто потусить на природе. Первые полтора часа казалось, что мы единственные люди, которые передвигаются по этой дороге пешком, да еще и с ребенком на плечах. Потом нас обогнала большая группа молодых людей с рюкзаками, все сразу как-то естественнее стало.
За 4 часа, включая все вынужденные остановки, мы дошли до Софийской поляны. Поставили нашу палатку в стороне от общего табора. Место выбрали симпатичное (возле слияния двух речек), на пригорочке, только коровьих следов многовато. Многочисленные отдыхающие находятся на другом берегу и нам не слышны – не видны. Ближайшее «поселение» - домик пастухов метрах в 600. Мимо нас проходит тропа на ледник с которого поднимаются на Софию, атакже тропка в сторону перевала Иркиз. На обед  Оля сварила нам овощной супчик, заправленный вместо сметаны мацони.

После обеда мы все вздремнули часиков до 17.00. А около 18.00 вышли к Софийским водопадам. Тропа шла мимо многочисленных ручьев, украшенных причудливо изогнутыми березами. За час дотопали до водопадов, Санек шел сам последние 10 минут, чем нас очень порадовал. От нашего лагеря подъем составил около 250 метров. Сами водопады хороши. Даже очень хороши. Мощные, в несколько струй, они падают вниз двумя каскадами, а в вышине над ними видны зубцы – сераки ледника. От нахождения рядом с такой красотой получаешь огромный заряд позитивного настроения. Затарились настроением и назад, кушать.

Вечером долго пытались развести костер. Еду мы готовили на горелке, и с ней у нас не было проблем (скрытая реклама бензиновой горелки MSR). А вот разжечь хороший костер оказалось сложно, т.к. веточки, собранные по берегу ручья, сильно не желали гореть. На третьей попытке боги огня прислушались к Ольгиным молитвам и сохранили нам пламя. Через некоторое время мимо нас прошла большая группа изрядно утомленных подростков. От их руководителей узнали, что они возвращаются с похода на ледник, а нашу идею сходить с ребенком на озера через перевал Иркиз они посчитали не простой. Так что спать мы легли в некоторых сомнениях.

3 августа: состоялся поход к озерам. Утро началось с подозрительного звона у костра. «Собака» - подумали мы.  Оказалась корова. Весьма респектабельная буренка, ковырялась в оставленных  у костра вещах. Отошла она от них с явной неохотой, хотя просили ее очень настойчиво. Анализ оставшихся вещей показал, что в сковородке вмятина, а черный пакет в котором были: соль, банан, луковица, морковка, огурец и сыр –  исчез. То, что у коров меню может быть весьма разноплановым, я и раньше знал, но чтобы вот так разом - смутила буренка. Ольга взяла на руки Сашку, и пошли они к хозяевам скотины (в ближайший кош) за справедливостью. Вернулись весьма довольные - принесли соль в кулечке, пару шоколадно-вафельных изделий и мандарин. Последний меня очень сильно изумил. Я даже заподозрил что корова – прикрытие и мандарин к пастухам попал от предыдущей группы, а от нас кому-то достанется банан. Еще обещали молока после дойки преступницы, оно после соли с морковкой, огурцом и бананом должно быть особенно полезным. Полтора литра молока нам занесли через час, и было оно очень вкусным. Так что теперь ясно, чем нужно кормить коров.
В 10.20 вышли наверх. Вопреки моим надеждам пошли мы со всем скарбом, чтобы заночевать возле озер, а не посмотреть на них и вернуться. Перед самым выходом на барометре в часах давление упало на 0,4%. Насколько это серьезно, сказать было нельзя, но задуматься стоило. В резвом темпе дошли до водопада, от которого, как нам сказали, «налево к леднику, направо к озерам». Поползли направо вверх. Солнышко нас подогревало, а мы ползли вверх, преодолевая сопротивление всемирного притяжения и детского упрямства, которое из рюкзака за спиной жены требовало выпустить его и никуда не идти. Потом на небе появились облачка, и идти стало легче, потом облачков стало много, и даже прохладой повеяло. С первыми каплями дождя мы траверсили каменный склон, стараясь ориентироваться на причудливо разбросанные турчики и не совсем точно понимая, где же тот самый перевал. Ноги это занятие утомляет весьма сильно, и у меня появились серьезные желания спуститься ниже и поставить палатку в ожидании погодного ..., сильной непогоды.

Но цель наша оказалась ближе, чем казалось, и мы не остановились (это было желание женьщины), а поползли дальше «вперед и вверх». А там..., навстречу нам, двигались три фигуры. Мужчина и пара женщин демонстрировали технику спуска со склона с использованием шестов. В олимпийской программе выступлений с шестом еще нет, а вот в ушу уже есть, думаю эта группа проводила что-то вроде тренировки на выезде. Нам они сказали, что перевал он «вот» - в ста метрах, но эти метры будут нам «ой» как тяжелы (уклон тропы там и вправду велик). И что там, сразу за перевалом, вожделенные озера, причем совсем рядом. Вот оно… то чего не хватало для душевного подъема - близость цели. И мы поползли дальше, цепляясь за камни, пачкаясь и выслушивая Сашкины возмущения, подгоняемые капельками дождя. К счастью, Ольга случайно нашла прямо на тропе леденец, который на несколько минут заткнул ротик нашего самого любимого существа. Вот он перевал и озеро. Шли всего 4 часа 20 минут и с чего я так устал - непонятно?

Озеро было симпатичное (очень), но громыхание сзади не дало времени это прочувствовать. Посидели мы на перевале 10 минут и вниз к озеру, а от него –  к другому. На первой же удобной площадке поставили палатку, вслушиваясь в приближение кары небесной. И только Сашка с Ольгой спрятались внутрь, а я поставил на горелку котелок с водой, как небеса разверзлись. Если на подъеме нас мочил небольшой дождик, то теперь это были холодные струи воды, которые сменяли ледяные горошины града, волна за волной. Хочется сказать, что нашей горелке эта вся стихия не мешала делать свое дело (снова рекомендуем бензиновую горелку MSR) – кипятить воду на чай. А Оля делала свое мамино дело – замешала тюрю из молока с хлебом и заталкивала ее в Санька. Ему тюря, нам чай с сыром и орешками под небесную канонаду –  такой вот был у нас обед. Потом малого уговорили поспасть и он заснул, хотя и просыпался от раскатов грома. А к вечеру светопреставление завершилось, мы выбрались из палатки и порадовались красоте места, в котором оказались.

Три красивых озера с трех сторон, окруженные скалами. А с четвертой стороны вниз, в скрытую ковром облаков Софийскую долину, убегало ущелье. Там внизу был один мир, а тут другой. Конечно, утром мы нашли немало мусора, оставленного тут нашими предшественниками, но очарование места это не испортило. На ужин, к восторгу ребенка, мы сварили 300 граммов риса (весь что был). Часть его еще три дня прожила в котелке и даже в холодильнике по возвращению J

4 августа: идем домой новой тропой. С утра погода была супер. Барометр молчал и не торопил нас. Ольга даже предложила зависнуть тут еще на сутки. Искушение было, но здравый смысл его не поддержал. Погуляли, позавтракали, искупались, пересушили все подмокшее. Прособирались до полудня. Мимо прошли трое ребят, которые сказали, что тропа вниз есть, и очень приличная, так что возвращаться через перевал Иркиз нам не нужно.

Около 12.30 пошли вниз и мы. Тропка была приличная, но весьма наклонная – ходить по ней после или во время дождя не совсем безопасно. К счастью для нас, она была подсушена и мы неспешно шагали вниз, оценивая каждый свой шаг. Сто метров, двести метров, триста метров. Тут на склоне Ольга поскользнулась, Сашка проснулся, и чтобы его успокоить,  мы начали кормить его черникой, которой тут оказалось не мало среди кустиков рододендрона. Метров на 70 ниже нас было очередное красивое озеро с непроизносимым тюркским названием, а мы хомячили чернику, любуясь на него сверху. На озере мы зависать не стали, там и без нас были люди. А потопали дальше, благо наш друг барометр выдал какое-то очередное смутное предупреждение.

Тропа стала более пологой и траверсила склоны среди цветов, хождение по ней было сплошным удовольствием. К сожалению, за него периодически приходилось расплачиваться сильно наклонными участками, утомляющими ноги. Но ничего тяжелее того, что было в начале спуска, не попалось. Встречные туристы-пляжники говорили нам, что мы сильны, раз смогли занести такого малыша наверх, не понимая, что занесли мы его гораздо выше, и озеро, к которому пыхтя поднимаются они – лишь промежуточная точка на нашем маршруте. Один раз нас обогнала бодрая группа подростков под руководством пожилой, но такой же бодрой пары. Даже предложили помощь, но мы отказались.

Наконец вышли к речке София, прямо посередине большого палаточного лагеря (палатки в нем напоминали шатры), поленницы дров, плотины на ручье и бани рядом с ними. Мостик через речку был настолько невыразителен, что мы не сразу поняли, что это он. Ребята, обогнавшие нас на спуске, снова предложили свою помощь, мы снова отказались. Перешли через реку и пошли в сторону Архыза. Идти нам нужно было около 9 км.

Всю дорогу нас обгоняли машины и маршрутки, и мы снова чувствовали себя единственными пешеходами на всю долину. Выходной день, много отдыхающих, много экскурсий, такие как мы никому не интересны. Поэтому мы очень удивились, когда большая красная тойота-пикап остановилась и предложила нас подвезти. Пассажирами в тойоте ехала все та же, обогнавшая нас на спуске, пожилая пара с подростками. Естественно, в этот раз мы от помощи не отказались и прокатились  с ними километра 3.

Оставшиеся 40 минут мы шли под дождем, который хоть и догнал нас, но силой и ледяным холодом вчерашнего не обладал. Скорее слезы прощания. Хотя, лучше было бы совсем без слез. Сашка, насидевшись в переноске, рвался идти вперед своими ногами и весьма бодро топал минут 15, сделав остановку только возле куста дикой смородины, которая ему понравилась не меньше черники. Появившаяся мобильная связь позволила нам вызвать машину и попасть домой до темноты. Хорошо погуляли.

5 августа: день отдыха и сближения с духовным. Стирались, кушали, сходили на храмы. Последнее оказалось не своевременным, т.к. воскресенье – день культурного отдыха в Карачаево-Черкесии. Народу на храмах было полно, а снующие туда-сюда люди и машины не слишком способствовали сближению с возвышенным. Вечером после традиционного 16-ти часового (это не продолжительность, а время начала) дождика поиграл в футбол. Рассчитывал убегаться «вусмерть» (то есть до полного физического истощения и духовного удовлетворения), но в самом начале потянул мышцу бедра, и удовлетворение получилось не полным. Зато потом попал в гости к Нике, где откормился борщом и вкусным пирогом с чаем. До сна наведались к Никитасям с традиционным вопросом «куда бы нам завтра сходить». Попали на блины и пирог, чуть не заплакал от того что не смог в себя уже ничего впихнуть. До половины первого собирали вещи, сходить решили на озеро Любви.

6 августа: непростая дорога за любовью. Встали мы в 6.30, в 7.20 были на остановке, но маршрутки в Архыз не дождались. Прождали почти час, пока застопили местного аксакала на «Газели», звали его Робинзон. Приятный дядечка оказался, денег брать не хотел, советов по тропе надавал. От остановки быстро дошли до турбазы «Архыз», нашли описываемую Никитасем дырку в заборе и, пройдя 40 метров, сели завтракать. В 9.40 начали двигаться вперед. Через 5 минут увидели плакат, из которого следовало, что это все территория Тебердинского заповедника, и пребывание тут стоит 50 рублей, а штраф 2000, прилагаемую схему мы не поняли, т.к. объектов на ней не представляли. Пошли дальше и через 300 метров встретили немолодого джигита в потертом хаки, который при виде нас отложил разговор по мобильному и попросил разрешение. Вскоре показался второй боец более представительного вида и началось...
 У нас нет разрешения, которые продают эти джигиты-егеря. Стоит оно не 50, а 150 рублей на день, а так как мы с палаткой, то это уже минимум 2 дня – 300 рублей. И вообще мы …, потому что пролезли в лес через дырку в заборе. Найдя в кармане 250 рублей я их честно предложил джигитам, чтобы забыть друг о друге (почему бы не вознаградить людей, которым не спится с утра, как и мне). Но те отказывались от скромный мзды, прося (вернее сказать требуя) нескромной и угрожая протоколом. Этим они разозлили мою любимую (а вот этого не рекомендую никому), которая сначала поизучала их бумажки и, не найдя там узаконенного прейскуранта, честно сказала, что думает про их поведение и пообещала сделать звонок другу. Джигиты не сдались и даже заявили, что таким другом их не испугать. Пришлось позвонить. Наш друг позвонил своему другу, и вот уже через минуту грозный егерь Рамазан, начальник этих егерей с большой дороги, звонил своим невезучим подчиненным. «Идите» - равнодушно-отрешенным тоном сказал один из них нам после разговора и даже дорогу объяснил. «Черт, возьми, сколько же должно утечь воды, чтобы Кавказ перестал жить по понятиям..» - подумалось мне.

Дальше была дорога. Точнее, вначале это была дорога, а потом стала тропа. Через полчаса тропа повела нас вверх, и вскоре мы оказались под сенью темного елового леса. Лес был волшебный – огромные, заросшие мхом ели, отдельные заросли папортника и завалы веток и стволов. Вот именно в таком лесу на полянке должна стоять избушка бабы-яги, только весь этот лес на склоне и никаких избушек и полянок тут нет. Есть только тропа, довольно широкая и плотная, но сильно грязная и унавоженная (пешеходы с рюкзаками тут в меньшинстве, чаще конные). Тропа все время (!) идет вверх. Не сильно круто, но постоянно. Но самое плохое, что лес кончается, а подъем нет, и через час (или полтора) мы продолжали идти по той же тропе среди зарослей молодой осины, малины и каких-то кустов. Тропка стала уже, грязи стало больше, и солнышко начало выпаривать из нас водичку. Но это, судя по погоде, было не надолго, небеса собирались вскоре вернуть нам все, что напарили, умножив на 10.

Вот в таких условиях, изредка радуя себя малинкой, мы подобрались к перевалу Архызское седло (2200 м). Тут нам встретилась пара, которая возвращалась с искомого нами озера и уточнила, что на сам перевал уходить не нужно, а идти нужно вправо по тропе вдоль гребня. Шли мы еще минут 40. Только после 14.00 мы увидели долгожданное озеро, которое оказалось на высоте 2350 м. Было оно маленьким и мелким. Само собой напросилось сравнение, что пройдя столь долгий и трудный путь, мы закончили его, найдя маленькую любовь. Только вот пояснения «большая и маленькая» к понятию «любовь» не слишком подходят. Любовь или есть или нет, так и мы могли дойти, а могли и не дойти. Но мы дошли. И это был не конец, т.к. с неба уже капал дождик и мы быстро поставили палатку, закинули в нее вещи и спрятались сами. В очередной раз ускользнув от полного промокания. Сашка занялся машинками, мы чаем.

Когда дождик закончился, мы совершили паломничество в заросли местной черники, где помимо ягод нам достался огромный подосиновик, украсивший собой наш ужин.

7 августа: забег с утяжелением на среднюю дистанцию. С утра, как обычно, завтракали и собирали лагерь. Как обычно спешили, но не очень, и получалось все не совсем быстро. Единственное, что нас подталкивало – желание успеть на маршрутку 13.30 из Архыза. В 10.45 мы наконец-то покинули маленькое озеро в форме сердечка и двинулись назад во всю мощь своих ног. Через 40 минут после выхода, в то время как мы подходили к зарослям малины, поблизости раздался нешуточный рев. То что это была не корова, не осел или какое-то другое парно (не парно)-копытное я был убежден. Ольга, судя по ее реакции, тоже. Тут еще рев повторился. «Это медведь!?!»

Мы решили и начали изображать громкими криками движение масс по лесным тропинкам, привлекая к этому Сашку. Последнее было лишним. Получилось так: громкое «Эгей», в моем исполнении, зычное «Эгей-гей» в Ольгином и тонкое детское «Эй, Мишка, Мишка!» Так мы шли и орали минут 20, пока не встретили группу, идущую навстречу. К счастью, мы их не сильно напугали своими воплями, а только заинтриговали.

Дальше спускались без приключений и на маршрутку из Архыза успели. Весь спуск занял 2,5 часа, но пробежали мы его весьма бодро.

8 августа: сегодня мы покинули Нижний Архыз (ака Буково). Петь оду карачаево-черкесскому автотранспорту не буду, т.к. в таких отвратных условиях я в автобусе давно не ездил. Главной фишкой этой поездки стали черные клубы дыма, вываливающиеся непосредственно из-под моего сиденья в конце салона (ну не повезло вот так, место на двигателе попалось). За пару часов пока шел автобус Зеленчук-Курджиново я успел изрядно провонять выхлопными газами :(