республика Карелия / Спортивный туризм | Лыжный туризм

Весна в Национальном парке Паанаярви

6 - 12 марта 2010 г.
Без малого в 100 километрах от ближайшего населенного пункта со стороны России, на самой границе с нынешней Финляндией и Мурманской областью расположен национальный парк Паанаярви. Паанаярви стал первым подобным ООПТ в России еще в 1992 году. Именно благодаря охранному статусу территории, здешняя тайга защищена от вырубок, горные породы не разрабатываются и в целом дела обстоят не дурно. На территории парка лежит значтельное число интересных географических объектов - горные массивы (практически все самые высокие холмы в республике), реки, самое глубокое в Фенноскандии озеро. Площадь парка превышает 100 000 гектар, бОльшая часть парка является заповедной территорией. Живет Паанаярви в основном дотациями из бюджета, "познавательным туризмом" (под который отведено несколько маршрутов, расширять меню никто не собирается) и финнам, которые основательно вложились в него на стадии создания, привлеча в том числе и административный ресурс к решению вопроса о статусе территории (з.ы. и теперь регулярно пьянствующим здесь в обход кассы). Со стороны Финляндии с нашим ООПТ граничит финский парк "Оуланка". Оба парка сертифицированы организацией PAN-Parks. На территории Паанаярви присутствуют множественные руины старообрядческих хуторов. В былые времена, на рубеже XIX-XX веков сюда - на берега Паанаярви, к каскадам Мянтюкосски съезжался знатный люд полюбоваться красотой северной природы.

Склоны Кивакки Склоны Кивакки
Лунный пейзаж Киваккатунтури Лунный пейзаж Киваккатунтури
Сказы Кивакки Сказы Кивакки
На вершине Кивакки На вершине Кивакки
Болота к востоку от Киваккатунтури Болота к востоку от Киваккатунтури
Через сугробы Через сугробы
На пути к Киваккатунтури На пути к Киваккатунтури
Вартиолампи Вартиолампи
Снега по пояс Снега по пояс
Оксана Залужная Оксана Залужная
Вид на Кивакку с Запада Вид на Кивакку с Запада
На озере Паанаярви На озере Паанаярви
Закат над Паанаярви Закат над Паанаярви

(текст повествования не готов под сухое чтение. просматривайте иллюстрации, чтобы получить полноценную связь рассказа)

Когда идешь на лыжах, под ногами глубоко проминается снежная перина. Лыжни нет и приходится тропить путь самому. Болотистые летом поляны под Киваккатунтури окружены густым таежным лесом. Под такой красавицей легко помещаются трое взрослых людей. Внутри елки тепло, как в снежной пещере с естественным каркасом. Изнутри все покрыто уснеей, словно медвежьей шерстью. Елки пластичны и гибки, иначе не выстоять зиму. Снег облепляет ветви, ветер и перепады температур создают корку ледяного наста и деревья гнутся к самой земле. Но наступают солнечные дни и они, отряхивая зимнюю шубу, выстреливают ввысь. Потрепанные, но не побежденные.
 С высотою лес редеет, ветер усиливается и открываются виды на округу. Вот уже почти 500 метров. Ветер надувает барханы на вершине Кивакки. Внизу стелятся просторы озер. Пяозеро на горизонте. На вершине Киваккатунтури настоящий лунный пейзаж.
 Вдали виднеется Нуорунен. И сейчас наш путь будет лежать к нему, но пойдем мы в обход - через хутор Вартиолампи, вернее то, что от него осталось. Через болота и леса... . Вдали остается Киваккатунтури (или Кивакка, или Киви-Акка). От Вартиолампи открывается вид на противоположную (восточную) сторону горы.
 От Вартиолампи до истока Оланги из вод Паанаярви примерно 40 километров. Путь относительно долгий, но красивый. Дорога идет через лес, постоянными холмами. По левую руку бежит Оланга. А перед нашим снегоходом бежит лосиха. Мы едем к побережью Паанаярви, откуда совершим лыжную прогулку через все озеро и кольцо к Нуорунен. На берегу Паанаярви с востока расположено несколько домиков парка. Избы "Сказка", "Паанаярви" оборудованы приемлемыми для зимовки печками. Наш домик "Сказка", пожалуй, лучший сруб в парке. Резной 2х-этажный дом с баней на самом берегу реки. До разлива Паанаярви - 3 минуты пешком, а чуть спуститься от бани и откроется спокойный вид на реку. По вечерам на этих порогах любят щебетать водяные дрозды - оляпки. Мелкие птички с черным оперением и белой грудкой юрко ныряют под воду и цепкими лапками шустрят по дну. Паанаярви красиво. Широкие берега до 2х километров кажутся узкими когда длина озера приблажается к 30. Холмистые склоны обрамляют ущелье. Глубина достигает 128 метров. Это самое глубокое озеро в Карелии и Фенноскандии. В 17 километрах от восточного берега, на северной стороне озера возвышаются скалы Рускеалио. Бурого, рыжеватого цвета порода вертикальной стеной срывается в Паанаярви. Чуть вперед, и мы выходим к устью ручья Мянтюйоки, и его касадному падуну Мянтюкосски, спящему во льдах. От нашего домика до водопада и обратно путь не близок - 42 километра тихого безмолвия. А темнеет зимою рано в этих краях. Надо спешить домой. Впереди Нуорунен. Нуорунен - высшая точка всей Карелии. На ее вершине в старину отмечали день летнего солнцестояния. Зимой склоны горы подобны картинам из мира Снежной Королевы Ханса Андерсона, а может это - "белые" сражаются на шахматной доске с наступающей весной. Каждый видит свое в этой фантазии. Капель на елки под Нуорунен принесла погода. Еще вчера мы бродили по Паанаярви и температура приближалась к 30. Но произошел резкий скачок, потеплело, усилился ветер. Под вечер началась настоящая буря, видимости не было. От огромной массы снега даже начал проседать лед на озере и наш снегоход уходил полозьями в воду. После очередного холма я увидел на горизонте быстро приблежающуюся черную тучу, еще мгновенье и мы в нее влетели, вокруг запестрил мелкий град, стоило снять шлем - рассекающий лицо. Унесли ноги и были рады. Буря не смолкала еще несколько часов. В этот время, в Ловозерах попала под лавину Брестская группа лыжников. В природе часто бывает обратная сторона красоты. Но вот и вновь солнечный день и иней на ветвях сверкает.