Самостоятельная поездка в Каппадокию, с подъемом на вулкан Эрджияс около Кайсери, прошли пешком почти все интересные долины, спускались в подземелья Деринкую, облазили пещеры Чавушина, ловили в кадр тропических бабочек в Конье. Турция многообразна, гостеприимна и удивительна!
Кайсери - Эрджияс - Гереме - Невшехир - Деринкую - Аксарай - Гюзельюрт - Ихлара - Селемие - Конья - Анкара

Кайсери.

Примерный курс лиры в 2020г. 1TL=7,3 руб.
Главная цель нашей поездки - Каппадокия. Но конечно, мы постарались захватить и кое-что по соседству.
История Каппадокии берет свое начало из глубины веков. Есть мнение, что название переводится как «Страна красивых лошадей». Когда хетты пришли сюда, местное население уже вело оседлый образ жизни, занимаясь помимо прочего и разведением лошадей. Лошади, как и еще далекие их предки хиппарионы, водились тут с незапамятных времен.
Миллионы лет назад Среднее Анатолийское плато представляло из себя море, находящееся на равнине и окруженное лесами, где обитали мастодонты, хиппарионы (предки лошадей) и пр. живность того времени. В результате геологических катаклизмов и поднятия горных гряд на юге, в этом районе образуется вулканическая цепь, в которую входили и вулканы Эрджияс (3917м), Хасан (3268м) и Мелендиз (2935м). Примерно 10 млн. лет назад эти вулканы были очень активны, в результате их деятельности было выброшено огромное количество пепла и вылито лавы, все это откладывалось в слои. В результате местность поднялась на 200м от первоначального уровня. С годами пепел превратился в туф, лава - в базальт. Под действием ветра, дождей, перепадов температур происходила эрозия. И в результате появилась эта волшебная местность под названием Каппадокия: все эти сказочные "трубы фей",  немыслимые каньоны, долины, фантастические фигуры. К сожалению, эрозия продолжается, а значит, когда-нибудь вся эта красота исчезнет.
Люди жили в этой местности еще с незапамятных времен, занимались собирательством, охотой, рыболовством, селились вдоль основного водного источника, реки Кызылырмак, ведя преимущественно кочевой образ жизни. Постепенно в период неолита люди стали осваивать плодородные местные почвы и селиться здесь, самые крупные найденные поселки – Аджигёль и Татларын.
С 2000 гг. до н.э. Ассурские купцы создавали торговые колонии, Одной из которых стал Каниш, ныне известный как Кюльтепе, находящийся недалеко от города Кайсери. Расцвет этой местности начался со времен хеттского царства. В настоящее время найдены глиняные таблички с письменами. Хетты начали строить подземные города, удивляющие и сегодня. Значимость эта местность начинает терять со времен сворачивания Ассурских колоний в Анатолии. Тут же прерывается период письменности. На смену Хеттского царства приходит Фригийское (750 гг. до н.э.). Но между этими царствованиями прошло около 450 лет – это абсолютно темный период Каппадокии. Потом тут хозяйничали мидяне, персы. При Александре Македонском здесь возникает Царство Каппадокия. После смерти Македонского и до включения этих территорий в состав Римской империи Каппадокия является независимым государством. Римлянам эти территории особо были не интересны, всё сводилось к безопасности военных и торговых дорог, которые проходили и здесь. Снова расцвет Каппадокия приобретает с появлением здесь христианства , которое принёс сюда апостол Павел. Примерно в 4 в. город Кайсери становится важным религиозным центром. А в окрестных долинах возникают многочисленные монастыри. Они составляли целые комплексы, порой и небольшие города-поселения, такие как Гёреме, Зельве, долина Ихлара. В 4 в. здесь жили 3 Великих каппадокийца: Григорий Нисский , Василий Кесарийский и Григорий Богослов. В некоторых церквях Каппадокии можно видеть непривычное нам оформление, которое относится примерно к 8-9 в. – период борьбы с иконописью, когда были запрещены изображения святых в образе людей.
Ислам и христианство и при сельджуках, и при османах существовали веками на равных правах. Но в 20-х годах 20 века произошло печальное событие в истории Турции, скромно названное «обменом населением». Фактически, местные греки были изгнаны из Турции, а турки из Греции. Потом снова годы забвения. Монастыри и церкви с их уникальными фресками разрушались или приспосабливались местными крестьянами под хранилища, овчарни или голубятни. Туристический бум начался в Каппадокии лишь в начале 80-х годов и продолжается по сей день. Здесь массово строятся гостиницы, некоторые монастыри и церкви восстанавливаются. Сегодня Национальный парк Гёреме (это почти 300 кв. км) находится в списке Всемирного наследия человечества ЮНЕСКО.

17 окт.
Вылет из Домодедово, все как обычно. В Стамбуле у нас была стыковка в Сабихе, не сразу нашли нужное место для прохождения паспортного контроля. Сначала мы постояли в одной очереди, там стояли иностранцы с визами, потом перешли в общую очередь, самую длинную, а время стыковки ограничено! Некоторые соблюдают дистанцию по 10м, меня это реально бесит. Но потом Тема разглядел еще одну маленькую очередь для транзитников справа, мы перебежали туда, спросили служащую - точно, нам туда. Правда, в кабинке долго никого не было, все волновались, надо бежать к гейту, но потом работник появился, и все успели на посадку. Первый раз в Стамбуле такая неразбериха, обычно стоят служащие и разруливают потоки прилетевших, всегда надо спрашивать у персонала. Сейчас многие летят через Стамбул в другие страны, это может быть единственная возможность. В самолете компании Пегас воду на рейсе не дают, только за деньги, у меня разболелась голова. Пришлось в аэропорту Стамбула купить 2 бутылочки по 0,5л по 6 лир, грабеж, пользуются нашей бедой.
В Стамбуле дождик.
Прилетели в Кайсери, аэропорт здесь маленький. Ждали багаж в зале местных полетов, но его выложили в другом, для иностранных пассажиров. От аэропорта до города можно доехать на такси, но мы посмотрели на навигаторе - всего 5км до хостела, и пошли пешком. По хорошей пустой пешеходной дорожке дошли за час. Если немного пройти в направлении города, можно сесть на автобус. Шли как по нашему спальному району, уже 23ч, но некоторые кафе работают. Наш хостел Ибис находился около развязки и большого шоссе, мы не сразу поняли, с какой стороны вход. Это высокое здание с надписью наверху, рядом гостиница Новотел. На ресепшн нас уже ждали, заполнили анкету по ковиду, выдали магнитную ключ-карту. Номер лаконичный, современный, все есть - душ, холодильник, чайник, отличные отдельные кровати.
Только жарко, а за окном - трасса, шумно, кондиционер не очень спасает. Улеглись уже в 1ч ночи.
18 окт.
Завтрак, включенный в стоимость номера, был в соседнем Новотон-отеле. Мальчик за стойкой сам набирал на блюдо кто что заказывал. В меню 4 горячих блюда, салат, фрукты, сыр, коробочки с джемом, пастой, маслом. Конечно, еще чай, кофе, булочки. Все не съели, пришлось забрать с собой. Меню каждый день одинаковое.
И мы отправились смотреть город. Кайсери - туристический хаб в Каппадокию. Город находится на высоте 1000м. Район Кайсери был заселен уже в IV тысячелетии до н.э. Сначала город назывался Мазака, а в римскую эпоху его переименовали в Кесарию, он стал столицей Каппадокии. При римлянах и византийцах Кесария играла важную стратегическую роль. Здесь быстро распространилось христианство. Византийский город построен на пяти холмах, в 2 км от древнего акрополя. Нашествия арабов начались в VII веке, сельджуки удерживали Кесарию до 1243 года, затем ее завоевали монголы. В 1517 город был захвачен османами.
Современный Кайсери — значительный торговый центр, сохранивший облик классического турецкого города.
Мы прошли по парку мимо мечети,
перешли по мосту шоссе (в наш хостел вообще трудно попасть из центра, рядом развязка, переход дороги только по надземному переходу).
S1620003
Зашли в парк Синан, там у фонтана памятник знаменитому Мимару Синану, главному архитектору Стамбула.
Кайсери - родной город Синана. Он занимался строительством мечетей, дворцов, лечебных и образовательных учреждений, мостов и акведуков, караван-сараев и мавзолеев, хамамов и фонтанов, стал родоначальником основных черт османского зодчества, которые впоследствии назвали классическими.
На улицах и в парке пусто. Мечеть Куршунлу (и другие) закрыта, наверное из-за локдауна.
S1620006
S1620008
Мы обошли центр, нашли неплохую столовую. Нам в виде комплимента дали салатик и 2 раза угостили чаем.
Когда пошли искать церковь Григория Просветителя, попали в район жутких трущоб с полуразрушенными домами, но народ веселый, похожи на цыган, рядом дети на улице играют. Церковь находится за высокой оградой с колючей проволокой, нам открыл служитель. Внутри армянской церкви ковры, как в мечети, фрески, цветочный орнамент. Церковь не работает.
Мы осмотрели крепость Кайсери, и здесь нет туристов, только несколько человек в кафе. Крепость появилась еще в римские времена для защиты от персов. В 1224 году в период сельджуков старая крепость была перестроена. Появилось 19 башен, а толщина стен увеличилась до 3 м.
Мы зашли в археологический музей, здесь богатая коллекция артефактов. Есть саркофаги, посуда, керамика и другие древности разных эпох. Турции очень повезло.
Вот здесь очень похоже на лучезарную дельту.
S1620015
Это выставлено снаружи, а внутри еще больше интересного, если бы еще с аудио-гидом ходить..
Рядом находится улица художников, продают сувениры hand-made.
Памятник с древними письменами.
В центре встречаются красивые старинные особняки.
Крепость и фонтан вечером, с подсветкой.

19 окт.
С утра позавтракали и пошли искать стоянку долмушей в Девели-Эрджияс. Мы хотели подняться на вулкан (точнее, стратовулкан) Эрджияс — один из цепи вулканов в Каппадокии. Его извержение и повлекло за собой появление удивительных долин Гереме. Эрджияс имеет две вершины: 3917 м и 3703 м. Примерно мы знали, на какой улице находится остановка (которая ведет в Девели). Проходили мимо старого кладбища.
Старую стоянку перенесли, это происходит часто, где находится новая стоянка, нам подсказал полицейский. Неожиданно для нас стоянка оказалась на противоположной направлению движения стороне, около мавзолея Дёнер Кюмбет. Он был построен для дочери знаменитого султана Ала ад-дина Кей-Кубада, того самого, в честь которого была переименована Аланья.  Иллюзия вращения создаётся благодаря тому, что сам мавзолей круглый, а крыша конусообразная. Поверхности стен украшены рельефными узорами.
На одну маршрутку мы не успели, поехали на следующей. Проезд стоит 9,5 лир.
Мы вышли около фуникулера, здесь тоже пусто, но касса работает.
Здесь уже холодно, +10, внизу +20. Купили билеты на первую канатку туда-обратно по 10 лир.
Поднялись до 2000м, там в кафе купили для Темы бутылку воды, в городе не успели, а у него была навязчивая мысль, что здесь нам придется заночевать, и как же мы будем без воды. И потом полезли в гору пешком, второй лыжный подъемник не работал.
По грунтовой дороге мы поднялись до лагеря, там стояли палатки харьковской группы, они ушли на вершину еще утром. А мы как всегда прокопались до обеда. Ну, раз приехали, стали подниматься по треку на хребет, сколько успеем. Тропа сыпучая, каменистая, очень крутая. Кажется, чуть оступишься - и покатишься вниз. Сильный порывистый ветер.
Поднимались с отдыхом, вниз и вверх смотреть страшно, только под ноги. На подъеме нас догнали ребята-москвичи, они проезжали мимо на велосипедах и решили быстренько сбегать на Эрджияс. Они быстро ушли вперед. Мы поднялись до зубцов на высоте 3300м, и тут пошел снег, началась метель, вершину затянуло тучами.
Здесь уже температура около 0 и ветер еще сильнее. А времени уже больше 15ч, пора спускаться вниз, чтобы поймать долмуш из Девели в Кайсери.
Вернулся один из велосипедистов, он был в шортах, а тут снег пошел. Вниз он спускался скачками. Вид на Эрджияс, все затянуто тучами.
А мы аккуратно дошли до подъемника, спустились к дороге, долго ждали долмуш, но он почему-то проехал мимо, хотя мы активно голосовали. Пришлось ехать обратно автостопом, нас довезли до стоянки долмушей около Денер Кюмбет. Мы зашли в локанту из отмеченных накануне, набрали еды - суп, рис с курицей, овощи, чай, все на 70 лир на двоих. Зашли еще в Мигрос за мороженым (хотя у нас в холодильнике лежит дыня, а завтра уезжать). В нашем номере в гостинице убрались, поменяли полотенца и белье, хотя мы завтра уезжаем. Хороший отель, только неудобно добираться из центра и шумно, нельзя открыть окно на ночь. На остановке купили 2 разовые карты на проезд, завтра дойдем до сквера Синана и там сядем на автобус до автовокзала.

Гереме.

20 окт.
Я вроде бы нашла автобус, чтобы доехать от гостиницы Новотел до автовокзала, но согласилась на предложение Темы доехать туда на метротрамвае. Оказалось, идти до его остановки не так далеко, только до Форума, а рюкзаки у нас легкие. Трамвай современный, сиденья как в автобусе, ехать одно удовольствие. Доехали до остановки Селемие, там рядом автовокзал.
Мы купили билеты на долмуш до Гереме по 20 лир на 12ч, ехать около 1ч. Там мы быстро нашли по навигатору нашу пещерную гостиницу Coco Cave. Это вид с веранды. Уже интересно!
Хозяин хорошо говорит по-английски, у него есть свое экскурсионное бюро, он нам сразу рассказал все про экскурсии и возможности, угостил чаем. Называет Тему "братом", а я ему как "мама". Мы заняли 2-х комнатную комфортабельную пещеру с туалетом и душем, все очень стильно и атмосферно, только прохладно. Даже подсветка и стены интересно оформлены.
Заселились и пошли искать столовую. Ресторанчиков здесь много, но все дорогие.
Зашли в Ретро-кафе, очень долго ждали пока принесут заказ, несколько раз напоминали, оказалось невкусно и дорого. В супе обнаружилась косточка или камушек. Прогулялись 2км до Музея под открытым небом за Гереме, билет стоит 75 лир, продают билеты до 16.15, мы опять не успели. Везде остроконечные останцы с пещерами, как застывший крем.
Пейзаж фантастический, похож на каменные города нашего Северного Тимана. Мы полазили по горкам около Музея, песчаник шероховатый, не скользит.
Посмотрели несколько бесплатных пещерных церквей с сохранившимися фресками.
В 18ч уже темно, вернулись в Гереме.
Нашли хорошее кафе Keyif Restaurant, здесь много посетителей, работают быстро. Взяли картошку фри и салат, порции большие. Надо еще посмотреть кафе Saray. Вечером пьем чай у себя в пещере и доедаем то, что притащили из Кайсери.