Белое море / Водный туризм | Спортивный туризм

Cвадебное путешествие по Белому морю на байдарках

8 - 16 августа 2007 г.
Ехать на Белое море на байдарках, вдвоем, да еще и в свадебное путешествие? Странно? Глупо? А на самом деле что может быть лучше?

Сыграв скромную свадьбу 4 августа и попарившись в баньке 5го, 5го же вечером в 20.45 мы сели в 382 поезд Москва – Мурманск – единственный поезд идущий из Москвы, который останавливается в славном поселке Пояконда. В поезде нашими соседями была семья с полуторогодовалым ребенком, едущая из центра России домой в Мурманскую область. Ребенок с завидным постоянством причмокивал кушая мамку:) По дороге мы с удивлением обнаружили, что только в Медвежьегорске (о, сказочное место!) на перроне продают еду. Срочно набрали пирожков. А они были очень даже ничего! И рыбу продают, ягоды, не говоря уже о пиве и мелких закусках.

Высадка у нас по расписанию в 2.46 ночи 7 августа. Подвох в том, что проводники станции в лицо не знают, на них тоже не особо написано (особенно когда стоят другие составы), в результате выбрасывались частично по наитию. Угадали. Станцию Чупа можно узнать по переезду, далее Полярный круг и Пояконда очень маленькие и в ночи узнать их сложно. Лучше просто отсчитать от Чупы либо же если проснулись раньше заметить станцию Лоухи и считать остановки от нее.

Пояконда нас встретила дождиком – небольшим, но похоже, что это традиционное приветствие. Вдоль по ответвляющимся вправо путям дошли до пристани. В общем меньше километра, хотя тащить на себе рюкзак и лодку было тяжко. На пристани ночью никого не было и мы потихоньку собирали лодку. Уже ближе к погрузке пришел катер с ББС. Он нам потом еще встречался. Колодца мы в этот раз не нашли и взяли воду из речки. Хотя говорят, мы плохо искали :) Просто было мокро и не хотелось углубляться в лес...

На море штиль и мы спокойно дошли до о. Высокого. Ура! Основная стоянка не занята. У меня было ощущение, что пришли домой. Мнения разделились – то ли становится и отсыпаться – приходить в себя, то ли поесть, прикорнуть и идти дальше. Беглый осмотр острова капитаном (который в этих местах первый раз) все таки склонил его к тому, что становиться. Начем и порешили. Налопались черники, нашли грибы не отходя от стола и сварганили очень даже съедобную стряпню, закусив солененькими мидиями. Бывалый матрос поспал, капитан променял сон на хороший костер и осмотр местности. Всем все понравилось. С учетом времени похода, уже не белых ночей и расписания приливов-отливов получалось, что выходим на следующее условно утро. В результате днем и вышли;) Быстрые сборы – не наш конек ;)

8 авгуcта. Дул небольшой ветер. Волны не были сильными, но учитывая тот факт, что мы шли на Свири, а он как известно без рулевого управления, идти было трудно. Лодку все время разворачивало в разные стороны, в результате скорость была самой низкой за весь поход. Мы сделали привал с сухим обедом на одном из небольших островков до ББС и спешили пройти порог Еремеевский до начала прилива, ибо читали, что он в прилив плохо проходится, а ждать 6 часов не хотелось. Медленно но верно борясь с волнами и течением мы его все же прошли. Ближе к мысу Киндо впервые показались столь полюбившиеся капитану «морские волны» (т.е. пологие). На них было очень приятно кататься и они не доставляли неприятностей (особенно если учесть, что были не высокие). На м. Киндо мы не остановились, т.к. хотели это сделать с обратной его стороны, а в проливе Саалма как обычно были весьма неприятные встречные волны. Как мы потом подумали – этот пролив хорошо идти в практически полный штиль – небольшое волнение на море делает это место довольно опасным для переходов (с чем мы столкнулись в 2005 году. Тогда спасло нас то, что мы шли на Тайменях с рулевым управлением). Почти через час борьбы со встречным ветром и довольно приличными не пологими волнами мы добрались до родной бухты биофильтров. При этом согнали двух загоравших девушек с ББС. На следующий день оттуда тоже приходили две группы людей. Поужинав, как обычно не без грибов, уставшие, улеглись спать. Идти решили, когда будет штиль. А мы уже заметили, что море успокаивается часам к 8 вечера.

9 августа. Можно сказать дневка. Точнее возможный поздний выход. Вообще за весь поход получилось, что мы шли либо через день, либо через пол дня. Выжидали более благоприятных условий для прохождения маршрута. Такая тактика себя оправдала.

Итак днем мы купались, загорали, гуляли по окрестностям, набирали воду слегка сочившуюся из скалы, ели чернику, а капитан также развлекался сначала сооружением небольшого плавсредства, а потом и более глобальными преобразованиями – а именно вспомнил, что у нас есть гаммак и решил соорудить из него парус. Получилось весьма забавно;) Жалко, правда, что он делал это вместо положенного сна :) Практика покзывает, что сном принебрегать нельзя, даже если кажется, что и без него можно обойтись. В сложных ситуациях это может быть критично.

Итак, к вечеру ветер действительно стал стихать, мы довольно быстро собрались и отчалили. Опасная Саалма проходилась по диагонали за счет небольших волн. Парус помогал держать курс (по словам капитана). Хотя для паруса возможно более выйгрышным был бы ветер немного посильнее. Изначально мы думали дойти до Елового Наволока (там хороший ручей), добрать воды, но шлось хорошо, ручей был значительным крюком, да и воды в общем хватало. Решили идти на один из островов. Капитан хотел до Кокоихи, но стремительно чернеющее позади нас небо говорило о том, что приземляться надо раньше. В результате мы прошли о. Костьян и сразу за ним, на о. Белый (как мы позже выяснили) приметили бухточку. Но оттуда отплывала другая байдарка, также явно в поисках пристанища. По берегу моря бегала белая лайка. Подплыв ближе увидели мужчину. После недолгого разговора, он сообщил нам, что домик стоящий в центре бухточки свободен и мы можем им воспользоваться. Мы поблагодарили, так как сил искать другую стоянку не было, и разбили палатку около рыбачьего домика. Быстренько разобрали палатку, собрали вещи и спааать. Хоть и быстрый, а переход стратегически важного участка, да еще и вечером, без сна.