Известный туристический маршрут в районе гряды Чернышева
Москва-ст.Косью-р.Изьяю-р.Косью-р.Б.Сарьюга-р.Шарью-р.Уса-г.Усинск-Москва

Б.Сарьюга- Шарью 2020

2 человека, байдарка Щука-3

19.07-07.08.20. 16 ходовых дней, 3 дневки.

Где это?

Гряда Чернышёва — возвышенность на севере Приуралья, на территории Республики Коми и Архангельской области России. Возвышенность простирается параллельно Уральским горам почти на 300 км, на юге примыкает к Приполярному Уралу. Высота достигает 205 м. Поверхность платообразная. Возвышенность сложена песчаниками и известняками. В северной части — тундра, в южной — еловая и лиственничная тайга. Возвышенность названа в честь русского геолога, исследователя Урала Феодосия Чернышёва.

Маршрут известный, достаточно популярный у туристов. Отчетов написано масса. Есть даже подробный путеводитель Данько http://www.pppsu.ru/gh/bs/bs.html со схемами стоянок и достопримечательностей. Еще вдохновил эмоциональный фильм неслышащих туристов https://youtu.be/YY-30Us_Mqs

Прохождение маршрута сильно зависит от уровня воды. У нас в начале похода вода была высокая, что как раз осложняло подъем вверх по Б.Сарьюге до Лунвожа (на веслах). К концу подъема вода упала скорее всего до среднего уровня. А вот на Шарью уровень был уже низким (почти 2 недели ни капли дождя). Четырехкилометровый участок ивняка шли пешком, вода не выше колена. В каньоне Шарью почти все перекаты пешком. Вообще практически все три недели похода было солнечно и тепло.

Очень сильный встречный ветер на Усе при выходе (по прогнозу 12 м\с с порывами до 20 м\с), что послужило причиной досрочного на 1 день окончания маршрута - поймали попутную моторку до моста.

Людей не видели с р.Косью (две моторки вдали) до последних скал Шарью, где встретили маленькую резиновую лодку с вентилятором и двумя рыбаками. Эти рыбаки, поменяв на Усе резинку на моторки, и подвезли нас через день до моста через Усу. Это важно: кроме них до самого моста мы видели только одну моторку – мужики поднимались вверх по Усе. В принципе, они были согласны нас подвезти на обратном пути, но не знали точно, когда будут возвращаться. Таким образом, на моторку по Усе без предварительной договоренности лучше не рассчитывать.

Туристов, как ни странно мы тоже не видели. Все виденные нами стоянки на Сарьюге явно еще не посещались в этом году. На Усе, уже в моторке, обогнали туриста-одиночку на надувной желтой байдарке.

Из животных пару раз следы небольшого медведя, следы лося, оленя. Несколько раз то ли тетерев, толи глухарь (путаю я их) близко подпускал. У Вовы на волоке из под ног вылетела стая куропаток. На Шарью гуси.

Начитавшись отчетов, взяла побольше материала на заплатки для лодки, но старушка наша выдержала с честью это испытание. Клеить пришлось только старую рану- сосок на баллоне отошел.

Связь. На ст.Косью и на берегу Изьяю ловит МТС, Мегафона нет совсем, даже на станции. В одном из отчетов мы читали, что ловил МТС на скалах, но мы ее нигде там не поймали. Ближайшая связь: МТС на нашей стоянке Усе. На мосту- ловит МТС, Мегафона нет. Мегафон появился только в Усинске.

17.07.20 пятница

Поезд Москва-Воркута очень неудобный по времени: отправление в 13:05, прибываем мы послезавтра в 4:30, то есть ощущается как полноценные двое суток. Ну хоть вагон нормальный - старый, с рундуком под нижней полкой и без всяких перегородок. В Ярославле покупаем газеты. В Данилове всех бабушек выгнали за ограду, по причине короновируса. Покупаем ведро огурцов, чеснок, горох и ягоды в дорогу.

Мои кулинарные открытия года: свежий горох из Данилова в суп, сушеная стручковая фасоль (из консервной банки, сушила в сушилке Ветерок, как и все продукты) также в суп, пошла на ура. И кокосовая сгущенка в тюбике (https://www.perekrestok.ru/catalog/moloko-syr-yaytsa/moloko/king-isl-top-kok-sgusch-ddes180g--940413 , куплена случайно в Магните).

18.07.20 суббота

Гуляем час в Котласе. Купили хлеб. Тут у вокзала Пятерочка и куча других магазинов, в принципе можно все купить. Зашли в храм во имя Стефана Пермского. Едем, знакомимся с попутчиками. А они все время меняются. За день поменялся почти весь вагон. Соседи на нижней полке поменялись 5 раз, на верхней - три раза. У нас единственный вагон в составе, где можно перевозить животных. Поэтому с нами едут несколько кошек, две собаки. Вот в Котласе к нам сел мопс по имени Трамп:). И папа с двумя маленьким дочками. У папы вернее место, а у дочек одна нижняя боковушка на двоих. В Микуни мы их проводили. Там же, в Микуни села большая группа катамаранщиков из Сыктывкара - идут на Кожым. И отдельные туристы пешеходники на Урал. В Ухте первый раз увидели подсвеченного Ленина. обычно мы Ухту или утром проезжали или не ходили смотреть.

19.07.20 воскресенье

4:36, ст. Косью. Стоянка одна минута. Выкинулись за несколько секунд. Пасмурно, периодически сыпет мелкий дождик. Поезд ушел, никого.

Где-то у домов лают собаки. Начинаем челночить нашу кучу вещей. Сначала старались делать ходки таким образом, чтобы всегда видеть оставленные вещи, чтоб собаки не залезли в наши продукты, потом поняли, что собакам мы не интересны или они привязаны. Дома с помощью спутниковых снимков, я проложила трек от станции до р.Изьяю и залила его в навигатор. Но четко видная со спутника тропинка-срезка оказалась плохо проходима под грузом и пришлось обходить поселок по дорожке. Затем лесная дорога, небольшие плутания на повороте.

И болото. Про болото в отчетах было сказано, что в топких местах проложены досочки..у нас оказалась вода по колено, и,  где то  на дне эти досочки..очень скользкие к тому же. Таскали в результате вещи почти два часа. Возможно, три километра по дороге до Косью было бы быстрее, чем полтора до Изьяю.

Место стапеля - лодочная станция на Изьяю. Берег вполне удобный, только в траве попадаются якоря и тросы, которых не всегда видно. Людей нет, несмотря на воскресное утро.

Под моросящий дождик собираемся и в 8:30 отчаливаем. Впадаем в Косью. Ничего себе течение. Вода прозрачная и внизу видно, как под нами проносится дно. Через час прошли ж\д мост, видели мужиков на моторке.

В 10:00 прошли автомобильный мост. Перманентный дождик, слабый ветерок. В12:15 встали на берегу с галечной косой. За день прошли по воде 22 км. Разобрали вещи. Поймала первого хариуса на малосол.  К вечеру распогодилось. Видели следы некрупного мишки.

20.07.20 понедельник.

Продолжаем движение по Косью. В 9:25 на воде. Ясно, тепло. И такая погода установилась у нас почти на две недели. Прошли Кожымвом - вдали мелькнули и пропали крыши, слышали моторку  - ушла на Кожым. Косью все так же несет. У меня кружится голова смотреть вниз - так быстро проносится под нами каменистое дно и такая там глубина. Как будто летишь над землей. Пару раз заметила миску и еще какие то металлические предметы на дне.

Обедали напротив островов после Кожымвома. Вдали лось ломился в кустах, а потом шлепал по воде с острова на остров.

В 15:30 показался песчаный обрыв в устье Б.Сарьюги. Нам туда.

По отчетам на этом песчаном берегу должна быть стоянка, собираемся на ней встать. Недалеко от впадения, на берегу Косью видели мужика у моторки. Это был последний человек до низовья Шарью. Вода у нас явно высокая - на песчаный берег я еле выбралась, косы нет. Откос очень крутой, наверху трава выше моего роста и полно красной и черной смородины (в нашем случае еще абсолютно зеленой). В общем стоянка не для нас. Был небольшой пляжик в устье Малой Сарьюги, но мы прошли еще метров 200 вверх и в 16:15 встали в ивняке с пляжиком. Стоянка из Вовиных любимых: чтоб вещи нести не далеко, удобно разгружаться, чтоб все компактно красиво встало и чтоб много дров.

Сухого ивняка там было предостаточно. А еще там весь берег порос мятой. Чай был очень душистый. Борщ, рожки с мясом. Рыбы не поймали. Я только поймала дерево, пришлось Вове его пилить, чтоб достать блесну. За день прошли 35 км по Косью и 200 м по Б.Сарьюге.

21.07.20 вторник

Начинаем подъем вверх. В 8:20 на воде. Пока все легко идется на веслах. Обедали прямо в лодке на затопленной песчаной косе. Вода высокая.

Прошли стоянку, которую я запланировала (я давала нам три дня до Лунвожа), а вставать еще рано. Потом долго искали место для лагеря. Берега крутые, глинистые. Косы все под водой. На берегу высокая трава, дальше почти везде хороший смешанный лес. В 17:20 встали на довольно крутом песчаном берегу с маленьким пляжиком. Наверху симпатичный лес - береза с елками. За день прошли 21,9 км.

22.07.20 среда

Солнце опять рано выгнало нас из палатки и в 8:06 мы были уже на воде. Пораздумав, решили сегодня втопить до Лунвожа. Во-первых, мы уже опережаем график на км. Во-вторых, у Вовы разболелось плечо, грести тяжело, а после Лунвожа отчеты обещают конец подъема на веслах и начало бечевы. Кроме того, все сходятся на том, что в устье Лунвожа хорошая стоянка, народ даже дневки там делает.

Через пол часа после старта прошли камни «Два Брата». У нас только один Брат торчал над водой, а второй был практически ей покрыт. Струя между ними была настолько сильной, что выгрести было не реально, обошли (на веслах) справа. В отчетах же я читала, что народ проплывал между Братьев. Значит вода у нас все еще высокая.

Течение немного усилилось. Но идем на веслах. Один перекат прошли только со второго раза - первый раз не выгребли и нас снесло вниз. На обеде поймала небольшую щучку. Большинство кос затоплено. Появилась мелькая галька.

Около 17:00 уже подустали выгребать и с тоской выглядывали Лунвож. В 17:15 дошли. Перед слиянием большая мель, на которую сели. Немного поспорили как надо было идти. Зашли в устье Лунвожа (выход на стоянку из него).

Мда…что то мы не понимаем в хороших стоянках. Какая дневка?  Глинисто-топкий крошечный пляжик. Довольно далеко и круто тащить вещи наверх по поросшему травой в человеческий рост берегу. Наверху полянка, остов бани или сушилки с кострищем внутри, но на самом лучшем и ровном месте под палатку тоже старое кострище. В этом году тут явно никого не было еще. В результате, мы встали не на самой стоянке, а ближе к берегу Лунвожа.

Очень неудобный спуск к воде. И почему я не почистила щуку там, где ее поймала! Пришлось все делать с лодки.

За день прошли 19 км.

23.07.20 четверг

В 9:04 на воде. Потеряв Лунвож, Сарьюга стала маленькой и мелкой. Сразу же начались крутые повороты и на каждом отличная песчаная или галечно-песчаная коса. Наверху ивняк с березой. Вот где надо было стоять! Погода отличная, солнечная. Сначала все еще гребем, потом начинаем вылезать все чаще и чаще.

Иногда Вова гребет один, а я иду по воде и по песчаным косам.  Иногда оба по воде или Вова меня катает. По косам я убегаю вперед, а по воде еле поспеваю за мужем. На одном из перекуров поймала щуку уже вполне товарного размера. Видела след небольшого медведя (итого один раз на Косью и один раз на Сарьюге. На Шарью следов не видели). Многие косы истоптаны лосями и оленями.

В 16:20 встали на шикарной галечной косе. За день прошли 11,9 км

Наконец то отличная просторная стоянка. Небольшие постирушки, купание и тп. После ужина хотели порыбачить, я подбила Вову закинуть блесну за перекат, но типа осторожно, чтоб не задеть березу. Разумеется, Вова поймал ветку березы, нависающую  довольно высоко, посреди реки. Долго пытались ее оттуда снять. Наконец оборвали леску и решили попробовать завтра с воды, когда будем в неопрене. Оба думали, что там как минимум по пояс и сильное течение:)) Утром оказалось, что там по колено и мы без проблем сняли блесну с дерева.

24.07.20 пятница

В 9:00 на воде. Сняли блесну в перекате. Двигаемся в том же режиме - в основном пешком, но иногда гребем. Провели байду под двумя поваленными елками.

Вообще завалов у нас не было. Но это нам повезло выбрать правильные протоки. Появились острова и нужно было выбирать, с какой стороны их обходить. Часто протоки примерно одинаковые на вид.  Мы сделали верный выбор. Один раз выход второй протоки оказался слишком мелким. В другой раз мы пошли обходить остров справа по более мелкой, широкой протоке, она оказалась очень длинная и совсем мелкая. В двух местах пришлось тащить байду по камням (да, в реке появились камни) на руках на «раз два, взяли». Мы расстроились, думали, надо было идти налево. А когда протоки наконец соединились, оказались, что вторая протока заканчивается огромным завалом. Как бы мы его обносили, пойди мы туда, не знаю - берега совсем неудобные для обноса.

Видели старые пропилы. Появились первые лопухи калужницы.

Встали опять на косе, но с уже более крупной галькой.  Нашли небольшой кусочек с песком под палатку. За день прошли 11,1 км

25.07.20 суббота

Опять вышли рано, солнышко не дает поспать. В 8:15 на воде. В общем то, нас такой график устраивает - просыпаемся как и дома в 6:00, рано встаем на стоянку, идем в общем то не напряжно. Я пытаюсь рыбачить - хариус есть, но вытащила  только одного - срываются. Потом Вова осмотрел мой крючок - он у меня разогнулся.

Калужницы стало больше. Появились высокие песчаные обрывы. Ждем скалы.

Наконец, в 13:15 увидели первую скалу по правому по ходу берегу. Возле скал камни в русле стали крупнее и очень скользкие, покрытые мхом. Я с трудом поспеваю за Вовой, а ведь надо еще фотографировать. Выглядит внушительно, красиво.

Обедали напротив известного грота, который есть во всех отчетах. Он находится в самом начале каньона. Хотела перейти к нему по воде, но оказалось слишком глубоко - перед гротом отличная рыбная яма. Вова перевез меня туда на лодке, затем зафоткал с берега и приехал ко мне. А потом мы наловили там отличных крупных хариусов! Напротив грота хорошая стоянка. На ней я к своему удивлению, нашла подосиновик. Уже неделю ни капли дождя, я и не думала что есть грибы, не искала их.

После обеда Вова тащил лодку через перекаты и заросли калужницы, а я скакала с берега на берег, крутила головой во все стороны, старалась все запечатлеть и найти самую лучшую стоянку для дневки и прогулки по скалам. Переживала, что каньон закончится, а мы ее не найдем.

Берег  не очень удобный - то круто, то болото. Лес буреломный, нормальных тропинок нет. На луговых участках видно, что кто то шел вдоль берега, уходил вглубь, возвращался. Но скорее всего, лось. На следующий день видели много его тропинок и лежек.

Когда шла вдоль скального выхода, надо мной кружила и громко кричала хищная птица, вроде скопа. Скоро я поняла, отчего она так кричит: прямо из под ног выскочил птенчик с хищным клювом, видимо выпал из гнезда. Хотела зафоткать, но птенец шустро убежал в заросли.

Наконец, в 16:00 встали на хорошей стоянке на правом по ходу берегу, напротив большой горы поросшей лесом. Старое кострище, груда камней для бани. Поляна поросла травой, вытоптали. Стоянка понравилась. Спуск к воде удобный, но вот река вся поросла калужницей, до чистой воды далеко. На ужин уха и печеный хариус, красота. Потом хоз.работы: ревизия продуктов, стирка, сушка и починка. За день прошли 10,5 км

26.07.20 воскресенье дневка

Активная дневка. В 8:00, позавтракав, переправились на другой берег на байде, переобули неопрен на кросовки и пошли гулять. Сначала через красивый, но трудно проходимый цветущий луг с травой выше моего роста (порой приходилось орать, когда теряла Вову из вида). Подошли к горе и полезли вверх. Залезли быстро, но среди деревьев там ничего не видно.

Пошли вдоль хребта до скальных выходов. По дороге нашли подосиновиков на суп. А на скалах обнаружилась почти совсем зрелая голубика. Виды грандиозны. В лесу видели просеку, которая есть на карте.  По дороге назад нашли уже почти созревшую красную смородину.

Вернулись в лагерь, выгрузили грибы, взяли обед, спининги, умывальные принадлежности и пошли вниз по реке искать место для рыбалки и мытья-бритья, так как на нашей стоянке весь берег зарос калужницей.

Шли от переката к перекату, заодно осмотрели еще раз все скалы. 500 метров до грота не дошли, все места не нравились: хариус есть везде, но на блесну он не бросается, было много сходов. В результате на ужин таки наловили, но таких крупных как у грота не было. Помылись, побрились и назад.

После ужина пошли собирать смородину вверх по реке. Смородины нашли мало, зато влезли на ближайшую скалу и наблюдали с нее закат. Красиво. Надо было чай сюда взять..сидишь, попиваешь чаек и смотришь вдаль…

27.08.20 понедельник

Продолжаем подъем вверх по Сарьюге. Сразу после нашей стоянки каньон практически заканчивается, река петляет в широкой долине с островами. Вот где живут щуки! Затем появляется высокий обрыв со скальными выходами. Напротив отличная стояночная коса.

Бредем в густых зарослях калужницы, ищем проходы.  Иногда гребем. К четырем часам дошли до озерного расширения, оно же «вторая стрелка».

Стоянка справа по ходу, трава в человеческий рост. Заход крутоват, но терпимо. В траве нашли наколотые дрова, нам они очень помогли, с дровами там не очень, привезли еще пару сухих елок с другого берега. Кострище не нашли, сделали свое, есть остов сушилки. В этом озерце у всех в отчетах отличная рыбалка, но у нас один маленький хариус, и тот убежал.

28.07.20 вторник

Последний бросок до волока. Сарьюга стала совсем узкой и мелкой, вода стала мутно коричневой. Крутит мелкие петли. Я много шла по берегу – на высоком берегу отличный хвойный и смешанный лес,  набрала подосиновиков. Вова тащит в лопухах лодку и еще вынужден меня ждать, когда мне срочно требуется переправится на другой берег или сгрузить в лодку грибы.

Прошли серию каменных ступенек. в этих ступеньках хорошо ловится хариус, но я ловлю практически на бегу, так что достала только парочку. Еще по правому по ходу берегу в ступеньках была неплохая стоянка.

В густых лопухах бегу вперед и пытаюсь найти для Вовы самый глубокий проход. Когда до финиша оставалось метров 500, началось полное ж. Сначала все было отлично: по берегам пошли открытые болотные участки, течение успокоилось и мы смогли грести. Но тут Сарьюга узким ручейком нырнула в густой ивняк.

Ивняк естественно растет ветками по течению, то есть навстречу нам. Да еще начались мелкие перекаты. А на берегу здоровенные травянистые кочки - совсем не ходибильно. Наконец проход снова расширился, сели на весла. Я  вглядываюсь в каждую березу на правом берегу. И вот в 13:25 есть! Береза увешанная бутылками и тп. Пришли.

На берегу вообще то сырой мшистый лужок. Если сильно нажать - выделяется влага. Но у нас уже 10 дней ни капли дождя. В общем, поставили палатку почти у самой березы. Укрытие повесили в ближайших елках.

Первым делом идем на разведку. Тропы не видно, никаких меток тоже. Сначала сунулись напрямик к вездеходке по навигатору и, внимание, повесили там маркировочную ленту. Не обращайте на нее внимание:))) «Не ходи за мной, я сам заблудился». Там совсем не ходибильное болото с огрмными кочками и коричневой жижей между ними. Запутались в густом ивняке, пересекли ручей. Потом вышли на моховое морошковое болото с редкими елками и, наконец добрались до вездеходки. Дорогу почти не видно, временами она совсем не читается. Поставили точку, промаркировали лентой. Обратно прошли чуть левее, через лес, но опять мучились с ручьем.

Разбираем и сушим все вещи перед волоком. Сушим и сдуваем лодку. Вова достал вполне товарную щучку.

29.07.20 среда волок

В 8:30 выходим. Решаем сначала, в 3 небольшие ходки перетаскать все вещи на вездеходку, а потом в 2 ходки донести их до Шарью.

Сегодня появились первые облака. Погода меняется. Мучились с болотом целых 2 часа. Наконец все вещи на вездеходке. Трогаемся в путь к Шарью. Идется не сложно – мох, небольшой участок карликовой березки, короткая осока, пушица.

Чавкает не сильно. В конце более сухой лесотундровый участок, там дорога видна лучше. С парой передыхов, в 12:44 дошли до Шарью.

Тут она узкий ручеек, заросший калужницей. Напротив берег повыше с небольшим скальным выходом. Чуть ниже по течению (метров 100) есть небольшой участок чистой воды, там неплохое место для стоянки. Но мы поставили лагерь прямо там, где вездеходка уперлась в реку.

Набежали тучки, я испугалась, что пойдет дождь и скорее поставила палатку, убрала туда все вещи. Вова предложил мне остаться обустраивать лагерь, а он сходит в две ходки за оставшимися двумя рюкзаками. Так будет быстрее, чем со мной одна ходка. Вова ушел, я разобрала вещи, сходила за дровами, скипятила чай. Пришел Вова, разобрала его рюкзак, пообедали. Вова ушел за вторым рюкзаком. Я соходила на разведку вниз по течению, нашла расширение с чистой водой, поймала  первого хариуса Шарью. Приготовила ужин и опять на рыбалку. У нас опять проблемы с рациями: я Вову отлично слышу, а он меня нет. И вот, у меня клюет, а Вова вызывает по десятому разу. Прыгаю туда сюда. Наконец слышу Вовин крик - оказывается он уже вернулся и ищет меня.

В 18:00 как всегда, по расписанию ужин. Потом сходили к участку с чистой водой отмыться от дегтя, которым намазались перед волоком.

30.07.20 четверг

Утром супер-омлет с колбасой и сыром. Надулись, собрали вещи. Вышли попозже, в 10:00. Чистая вода закончилась быстро и мы вошли в туннель из ивняка.

Глубина ниже колена. Сначала было очень необычно и весело шлепать в туннеле из  сплетенных веток. Вова почесал вперед как танк, еле за ним поспеваю. Потом появились глубокие участки. Где-то пытаемся грести, где-то Вова идет по пояс и выше в воде, а я сижу сверху. Научилась прыгать в байду и выпрыгивать из нее на ходу.

Как то все это начинает надоедать. На перекуре вылезла наверх посмотреть далеко ли до леса. Далеко. Наверху лесотундра, карликовая березка, кочки. Обедали сидя на лодке на мини-перекатике. Наблюдали за любопытном мальком, кидали ему крошки. В какой то момент появились участки, где можно было грести, потом снова пешком.

Только в 14:20 все исцарапанные, с байдой полной древесного мусора вышли к слиянию Левой и Правой Шарью. Борьба с ивняком закончилась. Гоним перед собой гусей слетков. Упитанные такие. Однако, пора искать место для стоянки-дневки, а с этим беда – ивняк, болото.

Наконец, в 17:40 встаем . Место не очень удобное, но другое искать уже нет сил (не дошли до хорошей стоянки по левому берегу метров 800). Нашла немного грибов. У самого берега поймала щуренка. Хотели отпустить, но он так хорошо схватил блесну, что пришлось пустить его в суп. Суп получился очень вкусным.  Завтра техническая дневка - сушка, мытье и тп.

31.07.20 пятница дневка

С утра помылись, все постирали, починили, перебрали. Сходили погулять вниз по течению - лес средней буреломности. Берег неудобный для рыбалки, рыба не ловится. Нашли остатки старого советского примуса.

Старое кострище на высоком берегу. Поклевали морошки - она почти вся еще не зрелая. Вернулись домой, нажарила оладушек. Вечером пошел сильный дождь- первый с начала похода.

01.08.20 суббота

Встали рано, рвемся вперед к скалам. В 8:30 на воде. Почти сразу начались мелкие перекаты и калужница, приходится вылезать. Вова сегодня первый день без неопренового комбинезона, надеялись что весело поедем вниз по течению, но на деле часто приходится идти пешком. Иногда воды хватает, чтобы Вова прошел один. Радуемся, когда удается съехать вдвоем с переката горки по дорожке в лопухах.

Обедали на красивом перекате с маленьким озерным расширением. Я поймала там щучку, небольшого хариуса и упитанного язя. Всех троих практически в одной луже. Когда тащила щуку, думала что хариус - в лопухах плохо видно. Выкинула ее на мелководье и прыгнула сверху, схватила, смотрю а это щучка..кусается. прибежал Вова, поймал убегающую щуку.

В 15:40 встали в отличном месте по правому берегу. На крутом повороте поросшая травой галечная коса. Наверху сухой ельник. Старое кострище.

За поворотом в перекате наловили хариусов, пара из них крупных. На ужин жареный язь, запеченые хариусы, грибной суп..

02.08.20 воскресенье

В 8:30 на воде. Все еще мелко. Вылезаем почти на всех перекатах. Через полтора часа подошли к первым скалам каньона Шарью.
Вова ругается: что это за маршрут, вверх пешком, теперь вниз пешком. Погода неправильная. Действительно, при  движении вверх у нас была отличная солнечная погода и высокая вода (которая осложняла первый этап подъема, на веслах, но дала нам возможность более менее спокойно пройти верховья Сарьюги). Теперь, при движении вниз вода у нас низкая.

В отчетах пишут, что первый этап движения вниз- ивняк народ проходит не вылезая из лодки, пропихиваясь. А мы его весь пешком ниже колена прошли. Теперь вот все порожки и перекаты обмелели. Но скалы очень красивые.
Постепенно рапогаживается. Каньон Шарью менее монументальный, но более скалистый что ли. Скал здесь больше, они живописны. А берега удобнее для ходьбы. Может это потому, что вода упала, но можно спокойно идти по берегу практически везде.
Больше всего понравились средние ворота. Там был единственный порожек, который Вове в одиночку удалось пройти не вылезая из лодки. Сделал он это технично и красиво.  В прозрачной воде видны скальные плиты на дне, уложенные ровными рядами поперек русла.

Где то между воротами на перекуре поймала крупного хариуса. Прошли геологический памятник Шарьюсский, отмеченный в путеводителе. Слоистое обнажение длинной метров 400. Очень необычно.

Там должны быть всякие окаменелые кораллы и ттп., но мы их не нашли. Везем камень с окаменевшим листиком с Сарьюги.

Обедали печеными харусами у скалы Окно. Полезли вверх. Вова долез, а я застряла на подходе, все начало из под меня сыпаться. Дальше подниматься не рискнула. Сфотографировала Вову в окне и красивую панораму сверху.

Потом был протяженный мелкий участок, где Вове пришлось не просто идти, а протаскивать лодку по камням. Я в это время дошла до точки «смотровая площадка» и нашла там стоянку. Завтра будем делать дневку.

Стоянка прямо под скалой. Галечный пляж, елки. Исправно ловится хариус прямо у лагеря.

Вова спилил многоствольную елку. Вообще на маршруте нас удивило обилие таких елок: из одного корня выходит несколько стволов, которые наверху еще разветвляются.

03.08.20 понедельник. Дневка

В 9:00 выходим гулять. Пасмурно но без дождя. Влезли наверх без проблем. Наверху симпатичный смешанный лес. На скалах ягель и созрела голубика. Самая вкусная и крупная, конечно, на самом краю. Ложимся на живот и уплетаем. Собрали немного в пакет на вечер к оладушкам.

Прошлись вдоль хребта до нижних ворот, посмотрели на них сверху. Набрали грибов на жареху- поперли после дождя.

На обратном пути нас накрыл ливень стеной, пережидали под елкой. Но пока дошли до дома выглянуло солнце. Развешиваем все сушиться. Наловили хариусов на вечер. Жарим грибы, оладушки, запекаем рыбу, варим уху, протираем с сахаром чернику. Вот это я понимаю  дневка.

04.08.20 вторник

В 8:00 на воде. После вчерашнего ливня воды прибавилось. Проводились всего пару раз за день, одна проводка правда была длинной.

Весело проходим перекаты. Вышли из каньона, но скалы по берегам продолжаются - одиночные и группами. Галечные косы по берегам.  Через полтора часа услышали громкий звук «вентилятора». Свернули к берегу, чтобы хивус, выскочив из-за поворота на нас не налетел. Но из-за поворота выехала маленькая резиновая лодка с пропеллером. Два мужика поднимаются с Усы порыбачить. Говорят, что приехали вчера и на Усе был сильный ветер. Надо сказать, что и у нас сегодня ветерок,  это беспокоит - как пойдем по Усе?

В 16:00 встали на оборудованной очень сухой стоянке в березняке с ягелем. Стоянка явно посещается местными рыбаками снизу и посещалась уже в этом году. Снизу увидели крутую тропу и знак (пакет) на дереве. Вечером печем оладушки, пытаемся ловить рыбу. Прямо напротив нашей стоянки плещется крупная щука, но блесну не берет.

05.08.20  среда

В 8:10 на воде. Ветерок крепчает. Через час обнаруживаем, что чуть травит баллон. Вова сомневается, перегребать Усу на таком рискованно. Чалимся на шикарной песчаной косе, разгружаем и сдуваем лодку, достаем баллон. Оказалось опять разошлась старая рана - отходит сосок, который уже два раза клеили.

Пока Вова клеит баллон, я достала троих окуней. Интересно смотреть, как они подходят к блесне и берут ее. Поймала бы больше, но Вове потребовалась моя помощь. Засунули баллон, надулись, загрузились. Идем дальше. Вышли в протоку Шарью. Здесь огромная мель. Вова погреб ее обплывать, а я прогулялась пешком.

Около 16:00 вышли на берег Усы.

Ветер приличный, барашки на волнах. Я как вижу барашки, начинаю пугаться. Вова объясняет, что это у берега, на мелководье, ничего страшного. Трогаемся. Только отошли, налетел шквал из под тучи и ливанул дождь. Причем, из за ветра дождь хлестал почти горизонтально прямо в лицо. А мы уже на середине. Начинаю выть потихоньку. Вова рассказывает про теорию волн, пытается успокоить. Положа руку на сердце, глядя назад ,волна была не такая уж и большая. Вот на Кольском в 2016 была гораздо больше и идти надо было дольше, руки отваливались грести, а остановиться нельзя. В общем, 23 минуты страха и мы перегребли. Тут же как по команде закончился дождь, волны успокоились. На ветру мы мгновенно высохли.

Когда подплывали к берегу - узкая длинная каменная коса, я кричала ,что все чалимся в любом случае и дальше не идем- здесь будет наш дом.. Поэтому не глядя выгрузили вещи, и тут оказалось, что зеленый лужок наверху это болото, чавкающее после сильного дождя.

Что за день сегодня, только и делаем, что разгружаем и загружаем вещи. Решили поужинать здесь и вечером, когда ветер утихнет пройти еще немного до первого же нормального места для стоянки.

Пожарили окуней, скипятили чай и заварили карпюр. Доедаем огурцы.

Прояснилось, ветер совсем стих. Загрузились обратно и пошли. Вскоре вдали показалась лодка. Два мужика идут вверх по Усе, рыбачат. Согласились подвезти нас на обратном пути, но не знают когда будут возвращаться. Рассказали, что через 2 км, напротив острова, если подняться на горку ловит МТС. Что до моста отсюда ровно 19 км и еще 11 до водозабора, куда можно вызвать такси и за 800-1000 рублей уехать в Усинск. А еще в километре от нас стоит палатка туристов.

Попрощались, прошли еще чуть-чуть и встали в 20:30 на хорошей каменистой косе. Вода зеркало, грести бы да грести, но уже устали, хочется спать. Ловит МТС- одна палка. Отзвонились родным. Они подтвердили прогноз на завтра: ветер 12 м\с с порывами до 20 и в течении дня будет меняться с южного на северный.

06.08.20 четверг

Ветер задул еще ночью. В 5:00 уже был штормовой. Ранний завтрак. Сложила из камней стенку, поставила пенку и на газу пожарила сушеные баклажаны с помидорами, сыром и фаршем.

Собрались и все никак не решались тронуться в путь. В 7:30 вышли. Волна не очень большая, идем вдоль берега. Но ветер вырывает весло из рук, сдувает нас к берегу. Руки устают очень быстро. Не прошли и 500 метров, а я уже просила о передыхе. Отпустили весла и нас выбросило на глинистый берег. И тут мы услышали моторку. Из –за поворота показалась лодка. Я замахала руками. Вова с сомнением сказал, что маленькая, не поместимся. Но следом за первой показалась вторая- пвх лодка. Причалили, оказалось это те самые мужики, которых мы встретили на Шарью. Они оставили свою лодочку с вентилятором в Макарихе (на карте обозначена как нежилая деревня, выше по Усе) и теперь едут до моста, каждый на своей лодке. Давайте, говорят, собирайтесь быстро. Берег топкая глина. Мы за 15 минут сдули лодку и покидали вещи по рюкзакам. Кое как загрузились и поехали.

Почти сразу обогнали одинокого туриста на надувной желтой байдарке. Это про его палатку, видимо, нам говорили вчера рыбаки. Бедный, надеюсь, благополучно догреб.

Через час мы были у моста. Денег с нас мужики не взяли. Подарили им поплер Марусю.

Встал вопрос что делать дальше.

Вариант 1: сесть на поезд до Усинска в 12:15 и попробовать поменять билеты, которые у нас  на 7 августа или погулять по Усинску денек. Вариант 2 сесть на вечерний поезд до Печоры и гулять там. Вариант 3 надуться и идти до Водозабора оставшиеся 11 километров- за два дня, в принципе можно и осилить. Вариант 4 – переночевать у моста, как следует все просушить и уехать в Усинск завтра. Я была за последний вариант, но Вова выбрал первый.

И тут случился небольшой казус: я посмотрела на часы и сказала, что если мы выбираем первый вариант, то осталось меньше часа. Быстро перепаковались, переоделись и Вова кое как затащил вещи на мост. На лестнице не хватает многих ступенек, нужно лезть по насыпи, очень круто.

Влезли, и тут оказалось, что мои часы почему то убежали на полтора часа вперед. Видимо, во время тряски в моторке я рукой давила на какую-то кнопку. Так у нас оказалось почти  два часа свободного времени до поезда. Спустились вниз и тщательно в пепел сожгли мешок мусора, который собирались везти с собой. Мимо по проселочной дороге (идет вдоль берега) проехала машина. Семейная пара пенсионеров сообщила нам, что посадка на поезд осуществляется примерно за туалетом (на насыпи стоит полуразрушенная туалетная будка). Женщина добавила, что где дверь откроют, туда и бегите. Я не предала тогда значения этим последним ее словам…

Проехал рабочий поезд в сторону Усинска, погудел. Эх, если б мы были наверху, то возможно он бы нас подобрал.

Остановочный пункт разъезд 81 это просто насыпь, довольно крутая насыпь. Стоит маленький запертый домик, разрушенный туалет и на месте платформы куски рельс. То есть платформы нет, даже низкой. Стоянка поезда 1 минута. Когда то у моста был поселок ВОХР- там жили люди ,которые охраняли и обслуживали мост и разъезд. Теперь эту службу расформировали, на месте поселка дачи Усинцев. Мы надеялись, что ко времени прибытия поезда кто-нибудь придет. Но никто не пришел.

Вернулись на насыпь, перекусили. И вот подходит время. Идет! Надеваем рюкзаки, их у нас три плюс гермосумка. Встаем, там где нам сказали – за туалетом. Радостно фотографирую как поезд идет по мосту, он подходит, проходит…начинаем волноваться. Наконец тормозит и возле нас останавливается последний вагон.

Дверь не открывается! Стучим: пустите нас! Слышим голос проводницы: «А на кой вы мне нужны безбилетные, бегите в штабной вагон!». И мы побежали…Вова тащит один рюкзак на спине, второй в руках. Я с рюкзаком и гермосумкой ужасно боюсь покатиться с насыпи вниз, кое-как бегу. В окна вывеселись проводницы в одинаковых белых рубашках, красных масках и с красными флагами. И никто не пускает. Пробежали пять вагонов. Вова просто на зубах влез с большим рюкзаком в тамбур: я толкала снизу, проводница тянула сверху. Потом они похватали у меня оставшиеся два рюкзака, сумку и затащили меня. Не знаю, сколько времени все это заняло, но задержка поезда была, потом он гнал, наверстывал.

Внутри нам радостно сообщили, что короновирус не закончился («думали отсидеться в тайге?»), поэтому все проводники в масках и перчатках (пассажиры без), но самое главное, что вещи можно оставить в тамбуре - следующая станция Усинск. Почти все время до Усинска проводница пыталась оформить нам билеты, и таки оформила их. Потом мы напились чаю и выдохнули.

И вот так, неожиданно поход закончился, и мы оказались в цивилизации. Выгрузились, сходила в кассу: плацкарта на сегодня нет. Только купе или с пересадкой в Печоре. Решили, переночевать в Усинске, догулять отпуск полностью.

Усинск это нефть. Город вахтовиков. Не дешевый город. Запросила помощи Москвы, нам быстро нашли гостиницу Венеция на ул.Ленина. Причем выяснили, что кроме двухместного номера за 4000 у них есть одноместный люкс с двуспальной кроватью и балконом за 3800. Решаем выбрать на месте. Кстати, на букинге было всего два варианта: одна квартира и эта Венеция.

Вокзал Усинска расположен километрах в 5 от города. Между городом и вокзалом с одной стороны лес, с другой - промзона. Так вот, если вы зависли в Усинске, то в этом лесу просто ковер из черники и голубики. Можно, особенно имея грабилку (комбайн для сбора ягод),  быстренько насобирать ведерко в дорогу. Но мы этого не знали и сдали вещи, включая грабилку в камеру хранения. Налегке отправились в город на такси. Автобус ходит раз в час, а то и реже. Зато работает Яндекс Такси. Таксист сказал, что он знает эту Венецию, она в 11 подъезде..Это меня немного озадачило. Приехали к дому 9 по улице Ленина, 11 подъезд жилого дома. Никакой вывески, ничего. Из подъезда вышла женщина, спросили тут ли гостиница. Да, сказала она и пропустила нас внутрь. Оказалось, что Венеция это две квартиры на 1 этаже. В одной квартире нам предложили двухместный номер, там же был кабинет администратора и еще какие то комнаты-номера. Во второй квартире был одноместный номер-люкс с двухспальной кроватью, холодильником, чайником ,балконом, туалетом и душем, еще два многоместных и один душ-туалет для них. А также кухня-стиральня для горничной. В номерах этой квартиры никого не было, мы выбрали одноместный люкс, тем более, что он дешевле двухместного. И вся квартира была в нашем распоряжении, собственно. «одноместность» номера заключалась в том, что у нас была одна чашка, один стакан, один набор полотенец  и один завтрак на двоих. Завтрак можно было дозаказать, но у меня завтра постный день, так что сама себе что нибудь куплю. Самое главное, что на балконе Вова может официально курить и никуда выходить не надо.

Заселились. И тут я увидела себя в зеркало:))) Кошмар: грязная шапка, все лицо в саже. Ужас, и в таком виде я ехала в поезде, в такси и меня пустили в гостиницу:))) Отмылись , привели себя в порядок и пошли смотреть город.

Смотреть особо нечего. Яркие красивые здания нефтяных компаний. Лукойл, Рос нефть еще фиг знает какая нефть..

В номере лежал список ресторанов и столовых. Пошли искать Столовую№1, но как оказалось, она уже не существует. Еще какая то была закрыта. Тогда решили действовать проверенным способом: осмотреть музей и спросить там совета, где поесть.

Музей ничем не примечателен, маленький. Но при входе, как сейчас во многих городах стоят бесплатные книги. Вова взял похождения бравого солдатаШвейка, я какие то рассказы из сельской жизни, уже не помню чьи ( оставила их потом в гостинице).

Но совет мы получили хороший: почти прямо напротив музея недавно открылась Пельменная, где вкусно и не дорого кормят. Сотрудники музея там иногда обедают.

Пельменная это на самом деле просто столовая. Кормят вкусно, порции большие, цены нормальные. Кроме нас посетителей не было и буфетчица составила нам компанию.  Расспросила про наш маршрут, рассказала про то, как ездила по вахтам на месторождения.

Затем обошли весь центр города. Постояли в сапогах- памятник городской легенде. Дошли до нарядного храма Воскресения Христова, построенного Лукойлом. Прогулялись по тропе Здоровья, обустроенной также Лукойлом. Вообще, Лукойл тут обустроил многое, о чем свидетельствуют памятные таблички по всему городуJ На тропе Здоровья ручные белки.

Мимо памятника комару вернулись домой. По дороге накупили еще Кировской молочки- любимые Вятушки.

07.08.20 пятница

За пол часа до заранее оговоренного времени завтрака, мы услышали, что в квартиру пришла горничная. Приготовила Вове яичницу, красиво все сервировала и подала в номер. Я заварила себе овсяную кашу.

Повалялись, посмотрели телевизор. В 12:00 сдали номер. Хотели сходить в кино, но кинотеатр еще не работает из-за короновируса. Зашли на рынок, купили Вове жилетку, теперь не стыдно ехать в поезде. В интернете нашла такую рекламу: «ВНИМАНИЕ! ОЛЕНИНУ МОЖНО КУПИТЬ В УСИНСКИХ МАГАЗИНАХ ООО «СЕВЕРНЫЙ»: На складе-ангаре (на промзоне, за магазином «Экстрим»), магазинах «Снежинка» (ул. Ленина, 9), «Север-1» (на рынке, рядом с «Серебряным шаром») и «Север-2» (на базе орса, рядом с магазином «Гулливер»).

В Снежинке была только мороженная оленина, нам ее не довезти, нужна копченая. Решили прогуляться к складу –ангару, заодно посетить этот Экстрим и какая то столовая была обозначена в том же районе. На складе оказался выходной..(пятница), в Экстриме ничего интересного. Столовую не нашли:))) Вызвали такси и поехали в Пельменную.

После обеда, прошлись по бульвару, выпили кофе и решили двигаться потихоньку к вокзалу через лес. А надо было выдвигаться туда пораньше! В лесу полно черники и голубики, просто ковер из ягод. Но нам уже некогда собирать. Поели немного, чуть побродили в поисках прохода через болото и пришли на вокзал.

Вот и все, отпуск окончен. Ждешь его целый год, ждешь, а пролетает и не заметишь:(.