18 ноября 2009 г. (четвертый день трека): Yaru Khola (1362) – Philim (1590). Время в пути – около 5 часов.
От Яру до Филима идти недалеко и тропа тут значительно лучше.
В этом регионе уже сильно буддистское влияние, основное население – кхасы и гурунги.
Ближайший населенный пункт после Яру Кхолы – Джагат, тут уже restricted area, а в районе Саллери (после Джагата) вдали маячат вершины Sringi Himal.
Проходим деревню мельников Ghatte Khola (ghatte – по-непальски "мельница"), тут мельниц не одна, а несколько, делают муку из проса, кукурузы и ячменя. Перед мостом к Филиму чек-пост, где у меня впервые спросили специальный пермит, заодно придиравшись к тому, что не сделала первую отметку в Аругате.
И вот мы в Филиме (другое название – Dodang), большой деревне, расположенной "ступеньками" на крутом холме, населенной гурунгами.
Быстро находим лодж и заселяемся в комнату на втором этаже, взбираться в которую надо по "непальской лестнице": бревну с насечками-ступеньками. Основная беда всех этих деревенских лоджей – низкие притолоки над входом, постоянно надо нагибаться, чтобы не треснуться лбом. Я первое время про это периодически забывала и ходила с шишками на голове.
Заселившись, первым делом устраиваем на ближайшей колонке большую стирку, так как за время пути основательно подзапылились. Затем, развесив вещи на просушку на солнышке, я пошла прогуляться по деревне.
Филим – богатая деревня. Со всех сторон она прикрыта холмами и климат тут почти тропический: растет множетсво банановых пальм, кактусы, тропические цветы вроде каланхоэ и орхидей. Большие пучки эпифитных орхидей местные жители часто сажают на чортены, в пустоты между камнями. В самой верхней части деревни видно несколько старых ступ. В поселке есть большая новая школа, построенная иностранными спонсорами.
Каждый плоский клочок земли вокруг деревни распахан под поля, тут выращивают просо, кукурузу, ячмень, картофель, различные овощи. Почти у каждого дома висят огромные охапки кукурузных початков. В подкосах крыш висят связки красного перца, чеснока, плетеные корзинки, глиняные горшки, благодаря чему дома имеют очень пасторальный и ухоженный вид. В полях вокруг деревни почему-то работают сплошь только женщины и дети, иногда совсем маленькие. Мужчины же большую часть дня предпочитают обсуждать свои дела и говорить про политику в регионе, сидя на лавочках перед домами.
Поднявшись к чортенам в верхней части деревни, я познакомилась с Саритой Гурунг.
В Филиме Денди не терял времени даром и еще пополнил наши продовольственные запасы, прикупив большой пакет местного "воздушного поп-корна с угольком" из кукурузы и зерен сои, по вкусу напоминавших кедровые орешки. Хлеб дальше уже в большом дефиците, и этот поп-корн в сочетании с ячьим (ну ладно, начьим) сыром служил нам всю дорогу отличным перекусом.
Поужинав, мы сели подышать свежим воздухом на лавочку у лоджа, взяв по пакету "семок" из сои. Стоявшая рядом группа местных мужичков из пяти человек о чем-то шушукалась, оживленно жестикулируя, потом все скинулись по полтиннику и один из них шустро почесал куда-то вглубь деревни. Явно не за хлебушком. За ракшей побежал – задумчиво озвучила я свою мысль. У Денди глаза на миг стали круглыми – а ты откуда знаешь? Я, давясь от смеха, произнесла речь про сходство непальской и русской культур. Алкохол калчер, – уточнил Денди, подняв палец, и тут мы покатились со смеху уже вместе.
Этот вечер был богат на русско-непальский культурный обмен. Денди выучил несколько новых русских слов: Марфа, брага, самогон, закуска. Слова, кроме последнего, вполне себе непальские: первые два – названия деревень в районе Аннапурны, а Самогаон (Ро) – деревня в районе Нупри (Манаслу), туда нам предстояло еще дойти.
Словом "закуска" Денди впоследствии блеснет перед моими соотечественниками-альпинистами в Горак Шеп, ну а слово "водка" известно ему уже давно: еще в Яру за ужином он рассказал мне очень смешную и слегка неприличную историю про одного своего знакомого бывшего русского военного, осевшего на вертолетной базе в Кхумбу, который дня не проживет без бутылки и не заснет без полбутылки.
Народ в Филиме настолько дружелюбен, что даже не верится, что эти люди – "исторические потомки" тех самых
свирепых воинов-гуркхов, отборных подразделений непальских воинов, уже более двухсот лет состоящих на службе в Вооруженных силах Великобритании. Гуркхи – это не обязательно гурунги. Первых воинов-гуркхов набирали из числа жителей княжества Горкха (горкхали): кхасов, магаров, гурунгов, тамангов, сунваров, киратов, лимбу, так как всех мужчин в Горкхе с раннего детства обучали военному искусству "кхукри", по имени традиционного многоцелевого крестьянского ножа непальских горцев, имеющего форму крыла сокола. Сегодня же в армии Непала "гуркхами" называют всех военных, абсолютно независимо от этнической принадлежности и района происхождения. Отборные гуркхские подразделения служат в армиях многих иностранных государств и являются одними из самых дорогих на рынке военных наемников.
И самая известная в Непале историческая личность тоже родом из Горкхи: воинственный и кровожадный Притхви Нараян Шах, образовавший страну, которую мы знаем как Непал.
Притхви Нараян Шах управлял горным княжеством Горкха с 1742 года, на трон он вступил в 20 лет. Княжество было бедное, хотя отец Притхви, Нара Бхупал Шах, несмотря на то, что большую часть времени проводил в комнате для молитв, присоединил к Горкхе несколько соседних княжеств. Едва взойдя на трон, Притхви обратил свой взор на Большую долину, которой правил тогда Джайя Пракаш Малла. Со всех сторон Большую долину надежно укрывали естественные преграды – крутые горы и холмы, поэтому завоевание долины Притхви Нараян начал с наименее слабой части, как он считал, с крепости Нувакот, защищавшем западную часть долины. В первый раз у Нувакота войско Притхви потерпело поражение.
Притхви стал готовиться к новому походу. Он начал учить и вооружать свою армию современным оружием, которое закупалось в Бенаресе (Индия). Каждый день гонцы и шпионы доносили Притхви, что делается в Большой долине и Нувакоте. А там, как обычно, происходили распри и интриги между раджами трех княжеств Большой долины. Притхви, заядлый интриган, сумел воспользоваться этими распрями, всячески разжигая их и подкупая предателей и шпионов. Второе нападение на Нувакот в 1743 году увенчалось успехом: западный форт Долины был взят. Богатая долина с двумя реками – Трисули и Тади, а также удобный караванный путь из из Индии в Тибет, проходивший по этой территории – все это стало добычей Притхви Нараян Шаха и существенно увеличило его доходы, уменьшив доходы раджей Малла. Наступление на Большую долину началось, и Притхви упорно, шаг за шагом двигался к своей цели, преодолевая все препятствия. Завоевание Большой долины продолжалось целых 25 лет.
В отсутствие Притхви на Горкху постоянно нападали соседи, их приходилось усмирять. В перерыве между всеми этими войнами Притхви даже сам съездил в Большую долину – поклониться Шиве в Пашупатинатх, и во время этой поездки успел даже подружиться с семьей раджой Бхадгаона Ранжитом Малла и его сыном, особенно враждебно настроенными по отношению к Джайя Пракаш Малла. В процессе интриг и шесть министров Патана прислали Притхви письмо, в котором просили взять Патан под свою опеку, так как их раджа нехорош. Притхви многое узнал в той поездке и, едва вернувшись в Горкху, стал готовиться к нападению на Киритпур. Армия Притхви все пополнялась, в том числе и перебежчиками. Еще после захвата Нувакота Притхви установил свои посты в горах и захватил ряд населенных пунктов вокруг долины: на востоке – Банепу и Дхуликхел, на юге – Макванпур, на западе – Дахачоук и Тханибеси.
Но тут снова пришлось отвлечься. В 1763 г. на Горкху напали войска наваба Бенгалии Мир Касима, а в 1767 году – армия Ост-Индской компании, диктовавшей политику в регионе и вызванной на помощь Джайя Пракаш Маллой. И тех, и других Притхви победил, и наконец смог заняться Киритпуром, крепостью всего в пяти километрах от Катманду. Киритпур был хорошо защищен, крутые склоны горы делали город неприступным, и войска Притхви семь раз терпели неудачу, обращаясь в бегство под градом камней защитников (по другим сведениям, киритпурцы обращали в бегство войска Притхви два раза). На восьмой раз Притхви решил взять город хитростью и воспользовался услугами перебежчика. Ночью потайным ходом его войска были приведены в крепость, и город был взят. В отместку за упорное сопротивление Притхви приказал всем мужчинам в городе, кроме музыкантов (Притхви питал слабость к музыке), отрезать носы и переименовать город в Наскатпур, что значит "город безносых".
Теперь Притхви нужно было взять Катманду. Для нападения был выбран день праздника Индры, 25 сентября 1768 года, когда все население столицы веселилось, а войска меньше всего думали об обороне. И хотя сопротивление все же было оказано, ночью Притхви ворвался во дворец раджи, бежавшего в Патан к радже Теджа Нарасимхе, а оттуда они в октябре 1768 года вместе бежали в Бхагдаон. Патан сдался гуркхам без сопротивления: министры давно уже покинули своего раджу и вышли навстречу войскам Притхви.
Притхви оставалось только взять последний оплот трех раджей в Большой долине – Бхагдаон. Притхви начал его осаду, подойдя с юга. Окруженный Бхагдаон отчаянно сопротивлялся почти год, нов ноябре 1769 года пал. В начале осады Притхви обещал радже Бхагдаона жизнь за выдачу раджей Катманду и Патана, но тот не принял этого предложения и война продолжалась. Пострадало от разрушений, огня и грабежа около пятисот домов, более двух тысяч человек было убито, а трое раджей оказались в плену. Раненый Джайя Пракаш Малла умер на второй день, Ранджит Малле было разрешено уехать в Бенарес, где он вскоре и скончался, а Теджа Нарасимха, раджа Патана, погиб в тюрьме.
Так Притхви Нараян Шах стал единоличным правителем земли в Большой долине и вокруг нее. И новое государство получило название Непал.