Индийский океан / Спортивный туризм | Парусный туризм

Ahoy! Как стать моряком за 0 рублей и 1,5 месяца

1 марта - 15 апреля 2007 г.
МЕСТА

Пеликаны Пеликаны
Старинный порт Суакин в Судане. Старинный порт Суакин в Судане.
Продавец важных вещей на рынке в Эритрейской столице - Асмаре Продавец важных вещей на рынке в Эритрейской столице - Асмаре
Джибути - Страна под Катом Джибути - Страна под Катом
Мальдивские аборигены на традиционной коммунальной площадке Мальдивские аборигены на традиционной коммунальной площадке
МЕСТА - МАЛЬДИВЫ

Мальдивские огурцы

Здесь пахнет рыбой все, даже куриные яйца, независимо от способа приготовления. Мальдивы – атоллы, выступающие над водой островами белого песка, в который превратились перемолотые в желудках рифовых рыб кораллы. Вслед за пальмами на песке прижились люди, и теперь, наряду с богатством океана, песок в буквальном смысле составляет опору Мальдивской республики. Поэтому при строительстве домов его завозят на корабле с дальних необитаемых островов в аккуратно зашитых мешках – не приведи Аллах, просыплется.

Кроме природных богатств Мальдивы не могут предложить миру ничего, но и этого хватает. А на полученные с туристов средства государство строит на островах компактные электростанции и ровные улицы с фонарями. Некоторые островки настолько малы, что на них хоть убейся – нечем заняться. Поэтому торопиться незачем, а главное – некуда. Когда остров можно обойти за десять минут, велосипед становится абсурдным транспортным средством. И медитативная манера ходьбы позволяет превратить поход в мечеть или магазин в серьезное путешествие.

Даже таможенники острова Улигаму, у которого мы остановились, работают только тогда, когда приходят яхты. В другие дни они играют в футбол или сидят в интернете. Здесь пока еще нет отеля, а самый процветающий бизнес на острове принадлежит рыбаку, ныряющему за морскими огурцами, которые после просушки отправляются в столицу – Мале, где их упаковывают и пересылают в Японию по 30 долларов за кило. Именно этот преуспевающий проныра организовал для нас незабываемый дайвинг с мантами и акулами, приравняв каждый баллон к килограмму морских огурцов.

МЕСТА - ЭРИТРЕЯ

Африканская Италия

Эритрея - бывшая итальянская колония, отвоевавшая независимость от Эфиопии серией измотавших врага партизанских войн, и сохранившая яркий колониальный колорит. К чести страны надо признать, что ее противнику помогал большой коммунистический брат, поставляя «Калашниковы», РПГ и устаревшие танки Т-72. Эритрейцы же практически голыми руками захватывали это оружие: на главной площади города-порта перед кафедральным собором выставлены побитые советские танки, напоминая о славной победе героев. Другой монумент, доставшийся от Эфиопии - изрядно продырявленный снарядами, наподобие сырной головы, дворец Хайле Селассии с покрытыми ржавчиной сионскими львами на воротах.

По национальным праздникам эритрейцы считают своим долгом устроить велогонку через горные перевалы – несмотря на изнуряющую жару. Цвет кожи спортсменов в ярких майках с номерами – единственное, что отличает эти гонки от массового безумства итальянцев в середине прошлого века.

А в официальных кабинетах можно увидеть характерное патриотическое фото: одетые в элегантные шорты смуглые парни в прическах а-ля Джимми Хендрикс водружают флаг независимой страны на покоренную высоту. Этот же сюжет рельефно повторяется на мелких монетах страны. А купюры изображают мирную жизнь и подъем экономики из руин: установленный на рельсы советский тягач Урал везет по мосту несколько товарных вагончиков. Правда, сегодня железная дорога по-прежнему заброшена, да и на дорогах трафика почти нет. Однако, преодолев несколько перевалов и КПП, можно на такси попасть в столицу Эритреи – Асмару.

Этот не по-африкански чистый город, построенный пятьдесят лет назад на высоте двух с половиной километров, вмещает все будничные приметы Италии – и пастерии, и уличные кафе с прекрасным капуччино, и милую традицию заседать в забегаловках допоздна. Его населяют смуглые родственники Пушкина, а при виде юных горожанок вас может охватить внезапная тахикардия.

МЕСТА - СУДАН

Звери и духи

Судан – одно из самых живописных и непредсказуемых мест Красного моря, особенно из-за того, что на сегодняшний день нет точной карты глубин суданских вод. Некоторые рифы до сих пор не нанесены на лоции, а уж число кораблей, лежащих рядом с этими рифами, никто не берется подсчитать – говорят, за тысячу лет на дне накопилось достаточно, чтобы обеспечить открытиями несколько поколений кладоискателей. Впрочем, древностями тут никого не удивишь.

Старый порт Суакин, построенный в незаметной с моря бухте, еще в 1510 году португальский капитан Хуан дэ Кастро описал так: "Весь остров - это город, и сам город является островом". Согласно древней арабской легенде, однажды в полнолуние на этом месте собрались семь дев, и, несмотря на отсутствие мужского внимания, каждая из них понесла ребенка. С тех пор место назвали «единение с духами» - «Sawa Ginn» по-арабски, что на пришлых диалектах зазвучало как Суакин.

Во времена бурной азиатско-африканской торговли Суакин являл собой процветающий богатый город, на окнах которого блистали ставни из красного дерева, украшенные серебром и перламутром. Сегодня этот идеально круглый город-фантом, обращенный временем в руины, делят беркуты и вороны, свившие гнезда на руинах мечетей и дворцов. Местные жители видят в них духов прежних хозяев города, и относятся с соответствующим почтением. И когда по вечерам сюда приходят рыбаки, к ним мгновенно подтягиваются кошки, птицы и собаки, ничуть не смущаясь друг друга - в ожидании улова.

Новый большой порт, построенный неподалеку, служит для грузовых кораблей и паромов, перевозящих паломников в Саудовскую Аравию. Мы покидали Суакин одновременно с грузинским сухогрузом "Ирина Д". Потом, уже в открытом море, мы слышали позывные с характерным акцентом - вахтенному очень хотелось найти собеседника, идущего в Суэц на той же скорости. Теперь я жалею, что не узнал истории корабля - наверняка владелец назвал его в честь своей избранницы.

Крокодил не ловится

(вариант: Страна – под катом)

Вывозить отсюда нечего, зато провозить транзитом – можно все что угодно. Бывшая французская колония Джибути, несущая бремя независимости уже тридцать лет, сейчас живет только за счет своего порта. В этом африканском государстве никогда не бывает урожая. Даже бананы попадают сюда из Сомали и Эфиопии. А все, что успевает прорасти на скудной земле, немедленно поедают козы. Еще одним несчастьем стало появление пластиковых пакетов. Поскольку местные жители привыкли все ненужное бросать прямо под ноги, использованный полиэтилен составляет главный культурный слой, по которому археологи потом будут датировать период становления республики.

Другой приметой современности служат интернет-кафе с медленным, как поступь умирающего мула, интернетом. Под портретом президента здесь можно увидеть характерную надпись - «No Khat». Кат – это наркотические листья, которые пучками продают на местном рынке. Они тонизируют рядового джибутца на полчаса, после чего тот впадает в глубокое отупение, в котором добровольно выходит на работу, но трудиться уже не в состоянии.

В центре города-порта расположены пара борделей, филиппинский тату-салон и несколько неплохих ресторанов. Деньги в этих заведениях оставляют только французские военные, моряки и редкие туристы, желающие окунуться в колониальную атмосферу прошлого века. Главная площадь как будто специально отстроена для съемок черно-белых шпионских фильмов в духе «Мертвого сезона», только с африканским характером: огневая точка снайпера на крыше облупленного отеля так и просится в кадр. Все, что вы снимете здесь на свою камеру, можно смело называть хроникой. Однако вам, скорее всего, не удастся запечатлеть военный переворот. Хоть в этом Джибути повезло.

Ночное сияние

Раньше без постоянного дежурства плавать ночью было опасно. Чтобы не столкнуться с другой яхтой, или, того хуже, контейнеровозом, требовалось каждые пять минут выходить на палубу и осматривать горизонт. Теперь же можно сверяться по радару, который покажет крупные суда, их курс и скорость. Благодаря ему можно обойти штормовой фронт и даже небольшой шквал, который будет выделяться на экране фиолетовым пятном. Чтобы не было скучно, достаточно потягивать чай, читать или смотреть фильм на лаптопе, иногда нажимая на паузу. Чтобы все-таки выйти на палубу и увидеть падающие через весь океан звезды, а еще искрящийся шлейф, который оставляют за яхтой миллионы фосфоресцирующих существ.