Соловецкие острова / Пешеходный туризм | Спортивный туризм

Соловецкие острова. Август 2004, ком. Горбачёв

6 - 16 августа 2004 г.
г. Москва - г. Кемь - о. Большой Соловеций - о. Анзер - о. Большой Заяцкий - о. Муксалма - о. Большой Соловецкий - г. Кемь - г. Москва

История Соловецких островов богата и многогранна. Она насчитывает не одну тысячу лет. Годом основания Соловецкого монастыря считается 1436-й. С ним связаны многие важные моменты российской истории: и знаменитое "Соловецкое сидение" - в XVII веке, и Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), в который в 20-30-е годы были сосланы тысячи заключенных (уголовники, бывшие дворяне, интеллигенция, политики, духовенство).

В августе большой и дружной компанией мы отправились на Соловецкие острова.
   От Москвы – 26 часов на поезде до города Кемь, что в Карелии. (Взяли билеты только «туда», билеты «обратно» без проблем купили в день отъезда на вокзале в Кеми.) От вокзала до пристани – на небольшом автобусе, куда очень весело набивались вдевятнадцатиром, да еще и с рюкзаками в придачу.
   Переправа к островам заняла у нас около трех часов. И вот из туманной дали показались ярко выделяющиеся на сером фоне ослепительно-белые стены Соловецкого монастыря, ради встречи с которым мы и проделали весь этот путь. Пройдя по очень замысловатой кривой, обусловленной рельефом дна, наш кораблик подошел к Монастырской пристани, расположенной под самыми стенами Кремля.
   Не считая пустыней и скитов, населенный пункт на острове только один — поселок Соловецкий, состоящий преимущественно из небольших деревянных домиков с частными хозяйством и огородами. Инфраструктура его достаточно точно характеризуется понятием «все рядом». И магазины, и баня, и монастырь, и озера для купания, и даже настоящее футбольное поле. Есть две гостиницы, комфортные и дорогие. Но вполне реально снять жилье на недельку-другую по вполне скромным ценам, что мы и сделали. Это был просторный двухэтажный «особнячок» — с мансардой и пристроенной кухней-верандой.
   Казалось бы, организовать 19 человек так, чтобы все были сытые, чистые, выспавшиеся, да еще и вернулись домой целыми и невредимыми, не так просто. Но самый «старый» из нас лицеист Сергей Горбачев, для которого эта поездка на Соловки была уже шестой, решил все проблемы просто мастерски. Для приготовления еды разбил нас на четыре команды по пять человек. У каждой был свой капитан, роль которого никому из девушек, конечно же, не досталась. Если одной команде выпадало готовить завтрак, то другой приходилось мыть посуду и так далее... В итоге получалось, что каждый день приходилось что-либо делать, но это совсем не казалось обременительным. Ведь в те моменты, когда открываешь банки с тушенкой или моешь вечером холодной водой каны на улице, начинаешь проникаться какой-то ни с чем не сравнимой романтикой.
   Помимо культурной программы, которую мы сами себе организовывали, — купания в Белом море, утренней пробежки вокруг монастыря и лазания по его стенам — нам не были чужды и посещения экскурсий, и помощь монахам на общественных началах. Все экскурсии сравнительно дешевые, и на них легко записаться либо в самом монастыре, либо в экскурсионном бюро неподалеку.
   Одним из самых потрясающих впечатлений стал поход на Секирную гору — 11 км туда и столько же обратно. Эта гора — одна из самых высоких точек на острове, и с нее открывается прекрасный вид. Подниматься на нее надо по лестнице, состоящей из 294 ступенек. По легенде, если подняться наверх без остановок, то тебе прощаются все грехи. Это было не просто, но каждый из нас прошел по лестнице не останавливаясь! Наверху мы сделали привал и осмотрели расположенный на вершине горы старый храм. Когда уже собирались уходить, один из работников храма сделал нам заманчивое предложение: немного помочь монахам в заготовке дров, а после они устроят экскурсию по храму. Мы, разумеется, согласились. И целый час перетаскивали распиленные монахами бревна и складывали их в стройные ряды. Приноровившись, стали передавать поленья по цепочке, и работа пошла быстрее. После того, как все бревна были уложены ровными рядами, монахи отложили в сторону свою супербензопилу и один из них повел нас по храму. Отец Матфей рассказывал нам его трагическую историю. В 30-е годы храм изнутри был весь ободран и переоборудован в изолятор для провинившихся заключенных, из которого немногие возвращались. Среди них много было интеллигенции. Умирали в огромном количестве. Слушать это тяжело, особенно людям, настроенным на веселый отдых. Но знать и горькую правду об истории своей страны надо.

…Каждый день отдыха там, на севере, был тяжелее, чем многие рабочие будни в Москве. Ранний подъем дежурных – завтрак в походных условиях готовился более двух часов, потом путешествие через залив по Белому морю, в лодке, открытой всем дождям и ветрам, затем экскурсионно-пеший маршрут километров в 25 по холмам и высотам местного значения и, наконец, возвращение «домой», как вскоре все стали называть наш небольшой домик. Мы были буквально без сил, очень хотелось есть и спать – а ужин в общей сложности растягивался с 10 часов вечера до часа ночи. Не дождавшись пока приготовят еду, кто-то шел в баню, а кто-то где-то гулял.
   Поесть и лечь спать – так и поступали многие, кто приехал туда только посмотреть достопримечательности и только отдохнуть. Но были люди, которые вырвались сюда ради друзей и хорошей компании, ради того, чтобы получить от поездки все, что можно. Они говорили, что выспаться у них будет время в Москве. И даже с учетом этого им не хватало 24-х часов в сутках. Каждый вечер в нашем домике после ужина звучала гитара, часто все собирались вместе и играли в «мафию» и другие увлекательные игры. Иногда некоторые из нас отправлялись к морю и там, на причале, встречали рассвет.
   В таком темпе 12 дней пролетели как один, но каждый из них был замечателен по-своему. Были в эти дни и катание на велосипедах, и погоня на моторке за улетающей сидушкой, и приготовление мидий на костре, и много-много-много всего того, что оставило после себя незабываемые впечатления.
   Путь обратно стал сам по себе приключением – ведь не каждый же день встречаешь восход в море в пятибалльный шторм или едешь вдевятнадцатиром в пустом плацкартном вагоне – эдаком купе на всех.
   Конечно, это не последняя экспедиция на север. И те из нас, кто сможет, обязательно через год отправятся туда вновь. А может, они все вместе уедут на Байкал, или в Хибины. Ведь в нашей стране так много интересных и красивейших мест, куда надо ехать большой, дружной и сплоченной компанией!