Спонтанная разведка возможностей и особенностей гор Мунзура в р-не г.Эрзинджан. Больше, чтобы сравнить его с Тавром. Карт, правда, не взяли, поэтому шли с ГПС (тоже без карт). Фотоаппарата не было. Здесь использованы фото из Панорамио.

Мунзур.

Мунзур панорама массива из г.Эрзинджан

Вершины горного массива Мунзур видны еще на подъезде к Эрзинджану, но обманываться этими прекрасными видами не стоит, от города до подножия гор еще не менее 20 км. Чтобы подобраться к горам поближе мы едем дальше по дороге в сторону города Тунжели, хотя местные постоянно пытаются нас отговорить от посещения Мунзура, говорят, там прячутся террористы из ПКК (Рабочей Партии Курдистана). Это, конечно, настораживает, но мы от своей цели не отступаем и едем дальше. Выходим на автомобильном перевале, на высоте примерно около 1800 м. Здесь стоит пост жандармов, но мы обходим его стороной и ищем наиболее удобный заход дальше в горы. Сначала найти удобную дорогу нам не удается и решаем идти напрямик, просто набирая высоту. Но довольно скоро дорога таки находится, та самая, что идет от жандармов. По ней мы и продолжаем свой путь.

Мунзур горн.дорога

Пейзажи вокруг поначалу не слишком впечатляющие. На этих высотах мы видим только бескрайние просторы однообразных холмов, покрытых травой. Почва здесь с красноватым оттенком. Кое-где попадаются островки леса, иногда хвойного, а иногда и густые заросли лиственных деревьев. Чувствуется, что климат здесь совершенно иной, чем в южной части Турции.

Дорога выводит нас к небольшому поселению. Здесь живут местные чабаны со своими отарами, а также организована добыча соли из небольшого озера. Отсюда продолжаем подъем в горы, все выше и выше, но пейзаж в первый день практически не меняется, вокруг все та же однообразная холмистая местность. К вечеру заметно холодает и поднимается очень сильный ветер, от которого просто свистит в ушах. Долго не можем найти источник воды, последний ручей видели еще много часов назад далеко внизу. Решаем подниматься выше до снежников, и там таки обнаруживается вода. Пока готовим ужин наступает темнота, вдалеке видны светящиеся огни жандармов, мы свои фонарики стараемся не включать, чтобы нас часом не приняли за местных террористов. В этот вечер у нас сильно барахлит и постоянно гаснет горелка, так что ужинаем мы в итоге недоваренным рисом и ложимся спать.

Утром как ни в чем не бывало светит солнце, на улице тепло и ясно. Мы собираемся и продолжаем свой путь, и вот наконец где-то на высоте 2700 м. перед нами открываются живописнейшие виды настоящих гор с острыми скалистыми вершинами, покрытыми снегом. А после небольшого подъема по снегу выходим к еще более живописным местам. Внизу отсюда виден глубокий широкий цирк, заполненный снегом, а выше – суровые серые скалы причудливых форм. Там, где не лежит снег, под ногами сочно зеленеет трава и блестят яркие бутоны горных цветов.

Оз.нав

Мы выходим к озеру, где устраиваемся на отдых с купанием и на обед. Все-таки Мунзур – прекрасное место! Пройдя еще немного по хребту, ближе к вечеру понемногу идем на спуск. Тропы в этих местах есть, значит кто-то здесь периодически ходит, скорее всего это местные пастухи. Здесь можно увидеть и следы их стоянок – выложенные камнями круги, где скорее всего располагались шатры, а также некоторые оставленные предметы. Ночевать мы решаем в бесподобно красивой долине, где сливаются несколько бурных потоков, стекающих из окрестных гор. Образовавшаяся из них река широко разливается по долине, создавая просто умопомрачительный пейзаж. Но спустившись к реке мы обнаруживаем там густое высокотравье, населенное яростными комарами, так что место для ночевки пришлось искать все же поодаль от реки и немного выше, у подножия вершины 3253м в хр.Хель.

Сивриташ

Photos by Aalirza Aslan

В последний день на Мунзуре мы спустились по тропе, идущей по красивому каньону, до поселения чабанов, где нас радушно встретили местные жители и показали дорогу к ближайшему селу, откуда уже можно будет выехать в Эрзинджан.

Акбаба

Мунзур яйлаЧат

Photos by Aalirza Aslan

Примечательно, что воду из реки здесь собирают в небольшое водохранилище и дальше пускают течь уже не по руслу, где большая часть воды может уйти под землю, а по искусственному бетонному акведуку. Так драгоценная горная вода без потерь доходит до самого подножия гор и питает окрестные села, служа для водопоя и орошения здешних земель. Спуск вдоль акведука идет уже по широкой грунтовой дороге, которая сначала долго петляет вдоль горы практически без сброса высоты, и лишь через несколько километров начинает уходить вниз. С дороги хорошо видно широкое ущелье, по которому раньше текла река, а параллельно руслу чуть выше по склону явно просматривается пешеходная тропа, которая также ведет вниз к селу.

Мне очень жаль покидать эти красивые места. Мунзур оказался очень впечатляющим и живописным. Своей буйной зеленью, широкими реками, острыми скалами и снежными просторами он чем-то напомнил мне Кавказ. Здесь, безусловно, есть на что посмотреть, и вернуться сюда когда-нибудь для более длительного и насыщенного похода мне бы очень хотелось.