Хороший пеше-горный маршрут, пройдя который новичок может почувствовать и испытать на себе, что такое поход! Пройдя маршрут, поймешь, на что ты способен и чего стоишь.

Варианты подъезда и отъезда.

Маршрут является линейным с начальной точкой в селе Гуамка и конечной точкой - в поселке Тхагапш (до недавнего аремени - аул Кирова). Поскольку этот район Западного Кавказа освоен туристами уже давно и имеет развитую инфраструктуру – аварийные выходы с маршрута возможны практически с любой точки, и населенные пункты и базы находятся буквально на расстоянии суточного перехода. Заброска и выброска осуществлялась автомобилем «Газель», предоставленным управлением образования Новосергиевского района.
Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршру

В конце лета – осенью на маршруте могут встречаться ядовитые змеи. Укус их смертелен для человека. В теплую солнечную погоду вероятность встретить змею гораздо выше, чем в дождь, или холодную пасмурную погоду. Передвигаться по высокой траве и камням следует непременно с палкой. Ею отпугивают змей, швыряя палкой впереди себя по траве.
Прежде чем решиться на восхождение, особенно касается Фишта, нужно детально изучить описание восхождений по различного рода маршрутам и не отклоняться от них, ни под каким предлогом. Выдумывать на ходу не стоит. Это не приведет ни к чему хорошему.
Следует помнить, что летом и весной реки и ручьи весьма полноводны. Если есть цель пройти реку вброд, то лучше всего это сделать утром – уровень воды в это время суток ниже. То же касается и восхождений – выдвигаться лучше всего не позже 6 утра.
Встретить дикого зверя в этих местах гораздо проще, чем человека. Следует опасаться медведей и кабанов. Не следует пытаться заиграться с маленьким медвежонком, или кабанчиком – велика вероятность, что их родители уже облизываются, наблюдая за вами.
Дополнительные сведения о походе.

1. Поход проходил в относительно неблагоприятных погодных условиях: температура воздуха опускалась ниже нулевой отметки - до минус 5 градусов, шел снег, дождь, град. Такая погода держалась в течение первых трех дней. Солнечными и теплыми выдались дни восхождений и вторая половина маршрута.
2. Нынешняя осень выдалась затяжной, выпадало сравнительно небольшое количество осадков. Уровень воды в реках, поэтому оказался на наше счастье небольшим.
3. В походе хорошо зарекомендовали себя легкие костюмы «Зонтик» из плащевой ткани с пропиткой. Целлофановые дождевики быстро пришли в негодность, к тому же при ветре с дождем они неэффективны.
Не хватало теплых сухих вещей, да и просто хорошей спортивной экипировки - приходилось заниматься просушкой свитеров и кофт каждый день – в обед и перед сном. Термоодеяние здесь необходимо в любое время года.
4. В дождливую и ветреную погоду выдувается тепло из палаток. Особо следует обращать внимание на выбор места для ночевок. Целесообразно использовать палатки со снегозащитной юбкой. Палатки нужно ставить на большие куски целлофана, подворачивая кверху края и закрепляя периметр к пологу палатки.
5. Хорошо зарекомендовали себя горные ботинки. Испытанные годами кожаные берцы легко намокают и со временем делаются неподъемными, даже несмотря на то, что обувь регулярно смазывали восковым кремом для обуви, салом. Вообще – в идеале лучше иметь 3 пары обуви на поход – горные ботинки для восхождений, крепкие кроссовки – для лесистой и болотистой местности, сланцы – для бивака и отдыха.
6. Для ориентирования на местности группой использовались карты – километровки, полукилометровые детализации массивов Фишта, Оштена и Пшехо-Су, компас и GPS – навигатор Garmin GPSMAP 76CSx, который кстати, очень хорошо себя зарекомендовал.
7. Летом и ранней осенью не имеет смысла тащить с собой слишком много веревок для восхождений по пешеходным маршрутам 3 к.с. Двух веревок по 60 метров вполне достаточно, чтобы обеспечить страховку при восхождении в сложных погодных условиях. Исключением может оказаться каньонинг в Гуамском ущелье или в глубоком русле реки Цица.
8. В походе группа особенно остро ощущала энергетический кризис из-за нехватки батареек. Резервный запас для GPS-навигатора хранился до самого завершения похода, но для фотоаппаратов батареек явно не хватало, также как и для налобных фонариков. Имеющися на вооружении фотоаппарат «Кодак» хотя и хорошо перенес все тяготы и лишения, но имел один существенный недостаток – монопольный источник питания – аккумулятор, который невозможно было заменить никаким другим аккумулятором или батарейками.
Техническое описание прохождения группой маршрута.

В Гуамском ущелье. По вагонам! В Гуамском ущелье. По вагонам!
Гуамское ущелье Гуамское ущелье
Ущелье Ущелье
Командир Командир
Речка Курджипс. Речка Курджипс.
На станции Мезмай. На станции Мезмай.
На Зауде. На Зауде.
На пенечке. На пенечке.
Опускается туман. Опускается туман.
Как в тропиках. Как в тропиках.
Дорога поднимающая нас на Лаго-наки после дождя. Дорога поднимающая нас на Лаго-наки после дождя.
Переходим горную речку. Переходим горную речку.
Идем на Фишт. Идем на Фишт.
Кавказ! Кавказ!
На склоне Пшехо-Су. На склоне Пшехо-Су.
На леднике На леднике
SS106084 (Средний) SS106084 (Средний)
Бродилки Бродилки
Кавказ! Кавказ!
На склоне Оштена. На склоне Оштена.
Переходим горную речку. Переходим горную речку.
Один из рукавов реки Белой. Один из рукавов реки Белой.
Речка Белая. Речка Белая.
Наш маршрут на Фишт. Наш маршрут на Фишт.
Снежные склоны Фишта. Снежные склоны Фишта.
На Фиштенском перевале На Фиштенском перевале
На Юго- Восточном ребре Фишта. На Юго- Восточном ребре Фишта.
SS106156 (Средний) SS106156 (Средний)
SS106164 (Средний) SS106164 (Средний)
SS106169 (Средний) SS106169 (Средний)
SS106182 (Средний) SS106182 (Средний)
Группа на п/турбазе Фишт. Группа на п/турбазе Фишт.
Стены Фишта с Западной стороны. Стены Фишта с Западной стороны.
На перевале Черкесском На перевале Черкесском
По дороге на Хуко. По дороге на Хуко.
Горная речка Горная речка
SS106242 (Средний) SS106242 (Средний)
SS106244 (Средний) SS106244 (Средний)
Родник на Мезмае. Родник на Мезмае.
Облака над облаками Облака над облаками
Курджипс Курджипс
В гостях у гончара. В гостях у гончара.
Только что перешли Псезуапсе. Только что перешли Псезуапсе.
Саня у Псезуапсе Саня у Псезуапсе
Гуамка Гуамка
Гуамское ущелье Гуамское ущелье
Гуам Гуам
На узкоколейке в Гуамском ущелье На узкоколейке в Гуамском ущелье
А вот теперь и передохнем! А вот теперь и передохнем!
На склоне Зауды На склоне Зауды
Диковинные грибы на Зауде. Диковинные грибы на Зауде.
Родник Родник
Туман Туман
Перед заходом на Лаго-Наки. Перед заходом на Лаго-Наки.
Дорога после дождя. Дорога после дождя.
У памятника в Гуамке. У памятника в Гуамке.
У озера Псенодах. У озера Псенодах.
На тренировочном восхождении на Оштен. На тренировочном восхождении на Оштен.
Склоны Пшехо-Су Склоны Пшехо-Су
Бродилки по Пшехо-Су. Бродилки по Пшехо-Су.
На вершине Пшехо-Су На вершине Пшехо-Су
Виды с Пшехо-Су. Виды с Пшехо-Су.
Проходим снежники, траверсируя склоны Оштена. Проходим снежники, траверсируя склоны Оштена.
На перевале Фишт-Оштенском. На перевале Фишт-Оштенском.
На Оштен! На Оштен!
Перевал Армянский Перевал Армянский
Траверсируем склоны Оштена. Траверсируем склоны Оштена.
Учебно - тренировочное восхождение на Фишт. Учебно - тренировочное восхождение на Фишт.
Фотонатюрморт. Фотонатюрморт.
Юго-Восточный кулуар Фишта. Юго-Восточный кулуар Фишта.
Лунная поляна Лунная поляна
Вот такой вот цветочек Вот такой вот цветочек
SS106157 (Средний) SS106157 (Средний)
SS106162 (Средний) SS106162 (Средний)
SS106171 (Средний) SS106171 (Средний)
Фиштинский ледник Фиштинский ледник
На т/базе Фишт На т/базе Фишт
Перевал Белореченский Перевал Белореченский
На "Балаганах" На "Балаганах"
В зоне тишины и покоя В зоне тишины и покоя
В районе озера Хуко. В районе озера Хуко.
SS106238 (Средний) SS106238 (Средний)
SS106240 (Средний) SS106240 (Средний)
На мосту в Тхагапше. На мосту в Тхагапше.
На плато. На плато.
Снежники на Лаго-Наки. Снежники на Лаго-Наки.
Морозное утро на оз.Псенодах. Морозное утро на оз.Псенодах.
На почте в селе Тхагапш. (Аул им. Кирова). На почте в селе Тхагапш. (Аул им. Кирова).
Мы с Леной на вершине Фишта! По маршруту 2А. Мы с Леной на вершине Фишта! По маршруту 2А.
День первый 2 сентября
Время выхода на маршрут 14.00 ч.
Микроавтобус ГАЗель довез нас до Гуамки со стороны Апшеронска. У старта выяснилось, что один из заявленных участников нашей команды – Алексей Девятаев не сможет участвовать в походе из-за травм и операции на колене. Что поделать – этот наш участник имеет еще одно большое пристрастие – хоккей. Чтобы не обременять всю группу вероятными сложностями он сам снялся с маршрута. Следует уважать людей за их такие своевременные поступки. Вышли из села по проселочной дороге (см. фото 1) в направлении Гуамского ущелья в сторону села Мезмай. Вход в устье ущелья на узкоколейной дороге теперь перегорожен шлагбаумом и КПП, снабжен кассой. Вопреки нашим ожиданиям здесь взимали плату 50 рублей с человека в одном направлении исключительно за проезд 1 км в вагончиках, толкаемых мотовозом. Если вы задумаете возвращаться, то с вас возьмут плату 100 рублей. Такое новшество было введено с 1 мая 2009 года местной администрацией исключительно для пополнения бюджета. В принципе, если заходить в ущелье не по шпалам, либо после 17.00, то можно пройти и бесплатно. Бесплатно можно воспользоваться узкоколейкой и местным жителям, прописанным в Гуамке, Мезмае и Апшеронске. Мы было возмутились, но напрасно – если поезд двигается, то для идущего по шпалам человека нет возможности пропустить поезд– ни вжаться в скалу и не пострадать от удара, ни отпрянуть в ущелье, и не провалиться. Мы использовали нашу поездку для первой фотосессии. В конце железнодорожного пути – кафе. Из пассажиров нашей поездки его услугами никто не воспользовался – все шли за впечатлениями. Команда высадилась из вагончика, и мы решили осмотреть ущелье, спустившись к водам Курджипса в каньон. Нужно отметить, что это сделать можно не везде, и не так-то просто. Нам удалось пройти всего триста метров, прижимаясь к скальнику, или просто переходя Курджипс на противоположную сторону, преодолевая обливные камни и мелкие водопады. Дальше движение без страховки сделалось невозможным. Чтобы не терять времени мы поднялись вверх по левобережному склону на узкоколейную железную дорогу. Протяженность дороги от Гуамки до ст. Мезмай – чуть больше 8 километров. Тут много живописных мест: водопадов, и памятных табличек о боях во время Отечественной войны. В Мезмае мы пополнили запасы продовольствия и воды, а заодно разузнали, как проще пройти через село и найти тропу, ведущую на гору Зауду, знаменательную для нас тем, что с нее начинается колоссальный набор высоты, который мы не сбросим уже практически до конца нашего путешествия. В Мезмае есть магазины и почта Местные жители к туристам здесь относятся очень доброжелательно и благосклонно, но, как мы отметили, мало кто даже из пожилых людей знает, с какой стороны лучше выйти на ту тропу, которая ведет в гору. Там мало кто бывал. На вершине сгущается туман. Слышны раскаты грома. Надвигается непогода. Мы перешли через Курджипс по мосту в селе Мезмай напротив продовольственного магазина и железнодорожной станции, свернули влево по узенькой тропе, ведущей в гору мимо заброшенных садов, полуразрушенных летних домиков. Начался ливень. Дошли до Т-образной развилки, где наша тропа выходила на дорогу, огибающую северный склон Зауды. Недолгая разведка выяснила, что от этой дороги не слишком много тропинок, ведущих в гору. Видно было, что по этим тропам местные жители гоняют пасти скот. Выбрали, как нам показалось, самую оптимальную, утоптанную, не отклоняясь особенно от нашего основного направления движения – на юг. Набираем высоту, траверсируя склон г.Зауды с восточной стороны по крутому, до 450 склону (. Тропа сначала проходил по легкопроходимому лесу, затем – теряется, через 4 километра пути лиственный лес становится среднепроходимым. Попытка выйти на тропу с помощью GPS-навигатора ни к чему не приводит. По всей видимости, тропы эти заросли. Все чаще встречаются кустарниковые заросли, скальные выходы. Движение осуществляется с помощью ледорубов, или альпенштоков. На высоте около 1800 метров c левой стороны нам встречается скальник, выступающий отвесной стеной. Обходим его справа, после чего путь нашего подъема заметно выполаживается. Пытаемся найти признаки воды, поскольку все наши запасы давно иссякли. Здесь мы находим несколько плодовых деревьев со спелыми ягодами – алыча. Подкрепляемся. Почва влажная, болотистая. Пробираемся по труднопроходимому лесу вдоль луж, указывающих на ручей. Быстро смеркалось, поэтому источник воды нам был жизненно необходим. Через несколько сот метров выходим на неплохо оборудованный родник с хорошим местом для стоянки неподалеку. (N 44010.166, Е 039056.356,)
Тут же мы находим утерянную тропу, по которой решаем двигаться дальше завтрашним утром. Место стоянки имеет оборудованное кострище и украшено разноцветными ленточками. Видно, туристы это место знают и давно его облюбовали. Разбиваем лагерь и готовим ужин. Дров и воды здесь достаточно. Отбой в лагере в 24.00. Набор высоты составил сегодня 1300 метров. Ночуем на высоте 1886 м. Дождь к вечеру прекратился.
Пройдено 14 км.

День второй, 3 сентября
Время подъема 08.00.
Время выхода на маршрут: 11.30
Несмотря на то, что встали рано, пришлось потратить время на просушку одежды, спальников и палаток. Кто сделал это с утра, остались довольны, потому что со временем дождь возобновился с новой силой. Пополнив запасы воды на сутки, продолжили движение по труднопроходимому лесу в южном направлении. От места базирования у ручья на юг уходит 2 тропы – от родника (она левее) и в сторону вершины г.Зауда. Мы выбрали ту, что позволяет траверсировать склон вершины и двинулись от ручья. Однако, тропа скоро потерялась, хотя на навигаторе она была обозначена. Стараясь держаться по курсу в районе тропы, проходим по труднопроходимому лесу по склону 35-400. Через 3 километра выходим на лесосеку с многочисленными просеками и ужасными следами от тяжелой гусеничной и колесной техники. После прошедшего дождя дорога раскисла и продвижение по болотистой почве давалось с трудом. Продолжаем двигаться в южном направлении, преодолевая завалы и гигантские пни от недавно спиленных деревьев. На одном из таких, где уместилась вся группа, мы решили сфотографироваться. Дальше мы направились по той же дороге, которая имела небольшой уклон к понижению. Но в низине некоторые места были настолько заболочены, (фото 13) что нам приходилось обходить их, вылезая из колеи дороги в труднопроходимый лес. Погода пасмурная и на землю опускался туман. Проходим 3 километра, незначительно набирая высоту. На южном склоне г. Зауда хозяйственные постройки – их видно через просвет деревьев. По тропе спускаемся к этим строениям. Здесь расположен животноводческий летник с пасекой, баней, домиком и сараем. Судя по карте здесь должен быть и родник. Местные жители от него сделали водопровод, но и туристам тоже есть место, где помыться и набрать воды. (N 44009.391, E 039056.309,) Отсюда по тропе в юго-западном направлении двигаемся в сторону горы Мезмай. Постепенно набираем высоту, идем по проселочной дороге. Начинается ливень в сопровождении громов и молний. Гром не прекращается ни на секунду. Вымокли до нитки. Вода потоками несется по дороге. Доходим до развилки дорог. Здесь стоят 2 вагончика. (N 44007.609, E 039056.871, ). Чахлая собака встретила нас неуверенным лаем. Вышел хозяин. Он разрешил нам обсохнуть и обсушиться. Евгений – так звали единственного обитателя в вагончиках, как оказалось, охраняет турбазу. Этой турбазы, разумеется, еще нет на картах. В этом году здесь началось ее строительство. Здесь будет и подъемник, и всякое другое оборудование для горнолыжного спорта и серфинга. Здесь, оказывается, бывает много туристов и зимой. Так что база тут нужна. Да, особенно нам! В вагончиках очень тепло. Мы переоделись, отжались и даже подсушили свои вещи. От развилки возле турбазы выходим в юго-западном направлении. Маршрут проходит вдоль крутого спуска к речке Курджипс. Находимся на высоте, в районе вершины Мезмай, где практически нет растительности. Это так начинается плато Лаго-Наки. Как нас и предостерегал Евгений, деревьев тут мало, дров найти невозможно. Он же направил нас к летнику, где живет пастух Михаил в палатке. В надежде расспросить у него о дороге поподробнее, мы и направились туда. Уже на подходах к вершине Мезмая мы поняли, что пастуха нет в его пристанище. Зато нас встретила огромная собака, внезапно залаявшая из тумана. Мы остановились, дождались, когда туман рассеется. Она, конечно, спугнула нас. Мы не решились пройти по дороге мимо палатки пастуха. На Мезмае зато нашли родник. Он находится справа от тропы, метрах в 150 на подходах к вершине. Пополнили запасы воды и двинули в обход. Хотя г. Мезмай не входила в наши планы на восхождения, пришлось взойти. Далее выходим на южный склон Мезмая и начинаем крутой до 500 спуск к урочищу по осыпному склону с высокотравьем у подножия г. Мезмай (фото 17). Из-за значительного сброса высоты у некоторых членов нашей команды возникли недомогания и слабость. Решили здесь и немножко прийти в себя. Направляем 2 группы разведки – на запад и восток по ущелью. Недолгая разведка местности определила, что в этом урочище можно найти дрова, хотя и с трудом, но вот с водой в это время года – трудно. На карте в этой балке указан пересыхающий ручей и ручей неподалеку – в зоне леса - слева от тропы. Оказалось, что это не так. Родник был найден с левой стороны от тропы, ведущей на юг, среди камней на склоне Лаго-Наки, ведущему к Курджипсу. От вершины до урочища – немногим больше километра. Поднимаемся по крутому до 400 склону с осыпями в южном направлении в сторону урочища Малый Мурзикал. На вершине холма растительности совсем нет. Камни, осыпи. Останцы. Начинается дождь, переходящий в град. Укрыться негде, поэтому идем уверенным шагом и без остановок до урочища Малый Мурзикал. Дождавшись, когда непогода утихнет, расставляем палатки. Тут не очень удобные места для ночлега.
Отбой в лагере в 23.30. Утром, если погода позволит, решаем просушиться и перегруппировать груз в рюкзаках.
Пройдено 12 км.

День третий, 4 сентября
Подъем в 7.30. Время выхода на маршрут: 18.20.
Встали, согрелись, позавтракали. Обсушились на ветру и солнце. 8 километров по плато прошли без остановок. Постепенно набираем высоту до 2200 м. Проходим карстовые воронки, каменные останцы. Сильный и холодный ветер заставляет нас сделать перерыв в одной из таких. Ориентируясь по навигатору и карте, доходим до развилки троп. Вдалеке видна небольшая группа туристов, идущих в северном направлении – на Мезмай. Мы так и не встретились, поскольку уже cвернули в западном направлении, чтобы выйти к озеру Псенодах и Пшехо-Су через урочище верхняя Цица, а не на перевал Гузерипль, как это планировалось по основному маршруту. Изменение в графике прохождения были вызваны экономическими соображениями. Дело в том, что если базироваться на озере Псенодах, то значит базироваться не на территории заповедника, следовательно, не платить за каждого человека по 100 рублей в сутки. А заходя на Гузерипль, мы сразу попадаем в заповедник, и сколько бы мы не потратили времени на наши восхождения, каждый день стоил бы для нас – 700 рублей с группы. На Гузерипль мы решаем сходить после знакомства с Пшехо-Су и Оштеном. Продолжаем движение по равнинной местности. Кое-где встречаются снежники. Высоту 2263 оставляем слева и через 2 километра показывается хребет Нагой-Чук. Продолжая движение на юго-запад спускаемся по осыпям в каньон р.Цицы. Проходим урочище Нижняя Цица, поднимаемся по руслу реки к Верхней Цице по правому берегу каньона. В урочище Верхняя Цица обедаем на правом берегу реки Цица. Вода есть в обилии, но с дровами здесь тоже трудновато. Следовало бы ими запастись по ходу движения. Но у нас есть газ. Вода в котелке закипает с трудом. Дрова, что нашли, горят плохо.
Река Цица, как следует из описаний и отчетов, оказывается, имеет 3 источника, два из которых были приняты нами за притоки. Таким образом, облюбовав правый берегу Цицы, в этот день мы осуществили две переправы через одну и ту же реку – немного ниже места нашего обеда. Двигаясь по высокотравью 4 километра на юго-запад, мы начинаем набирать высоту и выходим на маркированную тропу в направлении озера Псенодах. Через 4 километра тропа поворачивает на юг. Далее идет преимущественно равнинная часть пути (3 км.) с небольшим склоном вправо – к шумящему ручью, питающему р. Цицу. По пути движения мы находим еще 4 источника, пересекающие нашу тропу с запада на восток и впадающие в рукав р. Цица. Тропа выводит нас на озеро Псенодах. Еще одна группа туристов, которая только что пришла, готовится ставить палатку у подножия Оштена. Мы ставим базовый лагерь напротив них – с северной стороны озера и решаемся на восхождение. Выходим, оставив в лагере 1 человека (Иван Третьяков), чтобы он присматривал за оставленными вещами и палатками. Наш путь лежит на Пшехо-Су. Восхождение имеет скорее значение тренировки и акклиматизации, нежели достижение цели. Поэтому на Пшехо-Су (1А) восходим с северо-западного гребня. Для этого по тропе обходим гору с севера по тропе (5 км.), выбираем наиболее подходящий участок склона и поднимаемся. По пути восхождения встречаются «маячки» для туристов-восходителей – своеобразные горки из камушков, расположенные в пределах прямой видимости. (На случай тумана, чтобы не сбиться с пути). Несмотря на кажущуюся легкость, идти по сыпучим камням и снежникам довольно трудно без подходящей обуви. Тем не менее, по маркированной тропе и при хорошей погоде наша команда в полном составе без приключений вышла на вершину С южной стороны вершины на предвершинном плато расположен большой ледник, возле которого мы заметили группу туристов из 2 человек. Решили подойти. Познакомились. Они нам рассказали, как себя вести в заповеднике, как лучше пройти от Фишта до аула Кирова через Хуко и Аутль. Один из наших новых знакомых – Георгий Калихевич даже подарил нам свою визитку и посоветовал смело идти на турбазу «Фишт», не опасаясь егерей и медведей. Наши знакомые накануне поднялись на Оштен и Фишт, а сегодня взобрались и на Пшехо-Су, где собирались переночевать. Причем наличия палатки у них мы не заметили. С разных сторон этого плато на Пшехо-Су полюбовавшись видами и красотами, мы пересекли гору с севера на юг и дошли по гребню до красных скал Фишта, мимо метеостанции для сбора осадков, где и спустились по пешеходной очень крутой тропе прямо к Фишт-Оштенскому (1А) перевалу. Возвращались в лагерь очень поздно по высокотравью, поскольку тропу в сумерках не нашли, прижимаясь к скалам Пшехо-Су и напрасно – тропа проходит по склонам Оштена! Возвращение в лагерь после спуска от «Красных скал» - 5 км. Зато нас уже ждали палатки и горячий ужин от Ивана!
Отбой в лагере в 00.40. (Пройдено 26 км.)

День четвертый, 5 сентября
Время выхода на маршрут: 08.30.
Очень холодное утро. Иней на палатках, и озеро замерзло. Как выяснилось позже на перевалочной турбазе «Фишт», температура ночью опускалась до минус 50 С! Можно себе представить, как там – на Пшехо-Су переночевали наши новые знакомые! Но встаем бодро. Готовим кофе, завтрак на газе, выходим на восхождение на Пшехо-Су по категорийному маршруту 1Б. Утром на озере появилось еще 2 палатки. У наших соседей все же поинтересовались, где найти тропу к Фишт-Оштенскому перевалу, чтобы не сбивать ноги о камни. Оказалось – она проходит траверсом вдоль склона Оштена. Не доходя 400 метров до перевала по склону, мы сворачиваем с тропы на запад и подходим к подножию Пшехо-Су с востока. Восхождение совершаем по описанию и картинке, взятой из отчета о восхождении похода 3 категории сложности. Склоны крутые, до 500. Камни все живые, мало мелких, поэтому двигаемся с осторожностью – в любой момент можно подвернуть ногу. Самостраховка ледорубом. На предвершинный гребень выходим по несложным скалам свободным лазаньем, остерегаясь сыпучих камней. К 14 часам мы на вершине. Георгия с его товарищем мы на прежнем месте не нашли – видать ушли куда, где потеплее. Погуляв немного по ледникам и снежникам, двинулись в обратный путь. Спуск осуществлялся почти по тому же маршруту, что и подъем, только выбрали более пологий склон ближе к перевалу Фишт-Оштенскому (1А). Передохнув на фотосессии, решаем сделать еще одно восхождение для акклиматизации и фотографий – на Оштен. По западному склону. Поднявшись на высоту 2570 на Оштен, мы сделали несколько снимков Пшехо-Су и группы на Оштене . Возвращались в базовый лагерь плавно траверсируя западный склон Оштена до той поры, пока не вышли на тропу к озеру Псенодах. В 19.00 мы уже в лагере и ужинаем! Отбой в 21.00. (Пройдено 14 км.)

День пятый, 6 сентября
Время выхода на маршрут: 09.00
Завтракаем, сворачиваем палатки и выходим на тропу мимо озера Псенодах под скалы Оштена. С северной стороны горы идет тропа вдоль склона, но через несколько сот метров все тропы уводят на северные склоны с крутыми подъемами. Мы продолжаем траверсировать склон Оштена, проходя снежники и стараясь не терять высоту и выбирать наиболее удобные участки. Однако, двигаться в одном направлении по склону оказалось довольно тяжело – каменистые осыпи чередовались с высокотравьем, снежниками. Спускаться ниже – только усугублять трудности. Мы постарались как можно больше сократить расстояние нашего перехода, чтобы не сбить ноги, насколько это было возможным, обходя столь огромный горный массив. Несколько скальных зубьев мы прошли, оставив их с левой стороны пути, то есть, между Оштеном и прилежащими скалами. Двигаясь довольно быстро мы скоро пересекли ручей Мутный Тепляк и дошли до перевала Гузерипль.
Таким образом, группа изменила маршрут, совершив 1 горное восхождение и акклиматизационно-тренировочные выходы до посещения перевалочной турбазы «Фишт», оставив перевалы Гузерипль и Армянский на потом. Небольшое изменение в графике маршрута мы считаем вполне оправданным, и полагаем, именно такой порядок прохождения горного массива Фишта (если двигаться от Гуамки) нужно принимать за основу. Возможно, что в летнее время года в заповеднике действуют более жесткие правила, а рейды егерей более регулярны. Вопреки нашим ожиданиям, никакого шлагбаума с егерями, берущими плату за проход в заповедную зону, мы не увидели. Как позже выяснилось, егеря не сторожат тропу через перевал, а находятся в поселке Гузерипль. Специально для оплаты прохождения в заповедник мы в поселок не пошли, рассчитывая произвести оплату уже на перевалочной турбазе «Фишт», хотя и опасаясь непомерного штрафа и позорного выдворения за пределы заповедника.
Несмотря на солнечную и прекрасную погоду никаких туристов на пути тоже не оказалось. Посчитав это добрым знаком, по тропе мы обогнули восточные склоны Оштена и по конной тропе обогнули его с юга по открытой, почти равнинной местности. Вышли на перевал Армянский. Далее по конной тропе спустились в буковый лес. Несколько раз пересекали ручьи, которые текут со склонов Оштена и впадают в речку Белую. В лесу имеется много болотистых участков. Грязь растоптали лошади, которые тут, по-видимому, часто проходят. Последний участок перед турбазой нам показался сплошным болотом. Перед речкой Белой, на которой стоит турбаза «Фишт» мы остановились и решили отправить в разведку двух участников похода для определения «строгости режима».
Как выяснилось, нас (то есть всех туристов) здесь с нетерпением ждут. А смотритель, сторож и егерь в одном лице Александр Александрович очень интересный и приветливый мужчина. Он по доброму посоветовал нашим разведчикам приводить всю группу на базу, чтобы избежать штрафов и репрессий со стороны ушлых завсегдатаев турбазы и алчных лиц из числа местного населения. Сан Саныч никогда не составлял протоколы на туристов, заходящих на турбазу и отдыхающих на территории заповедника. Возможно поэтому, как он сам думает, работает последний сезон смотрителем. По его мнению, протоколы надо составлять на браконьеров и охотников, которые нет-нет, да и появляются тут. Часто этим, кстати, промышляют его соседи – которые содержат лошадей для конных прогулок здесь же на турбазе. В таких случаях он – бескомпромиссен. Вызывает милицию и на браконьеров составляется протокол. За эту его бескомпромиссность «коневоды - армяне» здесь на турбазе недолюбливают Сан-Саныча, но уважают. При нас здесь же на глазах между Санычем и Арменом (одним из заводчиков лошадей) произошел небольшой скандал. Жена Александра Александровича – Валентина Алексеевна сделала замечание Армену – мол, негоже в пьяном виде лазить по окнам, да еще и в грязных сапогах. Армен ответил грубо и Саныч вступился за жену. Армен нагрубил и ему, за что был бит Санычем и повержен наземь. Армен обиделся, оседлал коня и со словами добрых приветствий ускакал к родственникам – в «Балаганы» через перевал Белореченский.
На базе можно найти хлеб, напитки, сигареты и другие всевозможные продукты питания, но за очень большую плату. Продукты сюда забрасываются на вертолете. То, что оставляют туристы после себя – крупу, консервы, хлеб можно получить и бесплатно – за то, что самые сознательные прибирают в лагере, помогают егерю по хозяйству. Нам был уже передан презент – 2 булки хлеба и 2 банки консервов, которые мы тут же и смяли, соскучившись по людской еде. Зашли на турбазу, познакомились с Александром Александровичем. Он тоже – из туристов. Познакомил нас с историей восхождений на Фишт и дал свои рекомендации. Мы поставили свои палатки недалеко от главного домика, разожгли горелки и приготовили отличный ужин. Сегодня группа, которая ходила на восхождение по маршруту 1Б вернулась ни с чем – помешал туман, охвативший вершину. Как отметил Сан Саныч – они запоздали с выходом из лагеря и сборами. Завтра для двоих наших самых опытных участников тоже восхождение на Фишт – самый западный ледник на Кавказе. Для остальных – дневка. Дело в том, что судя по документам и справкам на восхождение 2А категории сложности могут идти только 3 участника команды. Вместе с нами, но по маршруту 1Б идут ребята из Краснодара. Они подошли на турбазу часом позже. Рекомендуемое время выхода на маршрут – 6.00. Ложимся спать в 23.00. Полнолуние. Пройдено 16 км.

День шестой, 7 сентября
время выхода на маршрут – 5.50.
Поднимаемся, готовим кофе, воду про запас, предварительно ее подсолив, и легкий завтрак – разогретый вчерашний ужин. Готовить некогда. Вся команда вышла на проводы двух участников. Мы решили, что команда в состоянии пройти трехкилометровый участок от базы «Фишт» до первого снежника на Фиште. Затем вся команда проводит тренировку по прохождению снежных участков и участков простых скал на склонах «Фишта» и возвращается на турбазу, оказывая всяческую помощь Сан Санычу, чтобы оправдать наше там нахождение и беспошлинность.
Вблизи Фишт не такой, как смотрится на расстоянии, скажем, с перевала Армянского. Раза три мы ошиблись с кулуаром, по которому нам следовало начать восхождение и тренировки, поэтому изрядно выбились из сил, прежде чем вышли на снежник в кулуаре на юго-востоке.
После ледово-снежных тренировок шли на восхождение по имевшимся рекомендациям к восхождению 2А по юго-восточному гребню: «От основания Восточной стены - далее влево вверх по крутому снежному склону до 60 гр. на Фиштенский перевал (2.5—3 часа). На перевале свернуть направо, и по снежному склону, переходящему в кулуар, подойти под скальный взлет. По скалам подняться на гребень (80 м, 50°). По не сложному скально-снежному гребню подойти к снежному цирку (300 м). Далее пересечь снежный цирк и двигаться к большому снежному кулуару, с вершины Фишта (100 м).
По снежному кулуару вверх (камни! снежные оползни!) до места, где кулуар раздваивается (100 м). Отсюда два варианта пути: 1-й по левой ветке кулуара до вершины; 2-й по правой на гребень и по гребню на вершину. По трудности и по времени оба варианта одинаковы (100 м, 40—50°) следует учитывать состояние маршрута при выборе пути. От перевала 2.5—3 часа.
Спуск по маршруту 1Б»
Разница описания с действительностью в том, что снега было гораздо меньше, и не на всех участках (нам пришлось 6 раз обувать и снимать кошки). От цирка до фиштинского снежника расстояние правильное, но если идти к вершине строго по описанию, можно оказаться на полке, которая круто обрывается над бергшрундтом, куда придется прыгать с высоты более 2,5 метров. Поэтому целесообразнее пройти по кулуару и спуститься ниже, потеряв 50-80 метров высоты и пройти по осыпям до снежника, преодолеть неглубокий бергшрундт и подняться до поляны погибших туапсинских туристов, где и искать кулуары для подъема на вершину. Кроме того, после подъема на Фиштинский перевал при восхождении на крутую 80-метровую стену целесообразно использовать веревку для тех, кто не силен в скалолазании. На ? высоты вбит очень надежный крюк, который не вырвется при рывке (проверено). Здесь можно организовать перильную страховку.
Самый тяжелый участок – поляна Туапсинских туристов перед выходом на предвершинный гребень (на поляне до сих пор лежат их вещи) и подъем на предвершинный гребень. Воды катастрофически не хватает, движения даются с трудом. Обуревает лень. С погодой нам повезло! Мы на вершине! Делаем несколько панорамных снимков и спешим побывать на большом Фиштинском леднике – погода может испортиться в любой момент. По гребню спускаемся на ледник и движемся к красным скалам, минуя истоки ручья Водопадистого, где нужно найти спуск. Вообще-то, тропа помечена маячковыми камешками, но их расположение и конструкции, оказывается имеют и иное назначение: здесь часто бывают спелеологи, которые тоже ставят маячки к пещерам, чтобы их было легко найти. Маячки, ведущие к спуску с вершины простые – камень на камне. Мы легко находим тропу и, минуя ручей Водопадистый на леднике, уходим к Красным скалам Фишта, где мы уже спускались – с вершины Пшехо-Су. Восхождение на вершину и возвращение на базу заняли 10 часов. Краснодарские ребята в этот день так и не смогли взойти на вершину. Как выяснилось, взяли слишком много снаряжения – а именно – все, что у них было, включая палатки и костровой скарб.
В лагере праздник! Нас ждали с ужином и угощениями от Сан-Саныча – плод упорства нашей команды. Ребята на дневке возили камни с реки Белой для нового костровища возле беседки, убирались на территории, а девчонки до блеска начистили котлы и посуду на кухне, привели в порядок беседку и кухню. За это нам досталось 5 булок хлеба, а также консервы и капуста со свеклой! Из всего подходящего был сварен замечательный борщ!
Отбой в лагере в 22.00. Пройдено 10 км.

День седьмой, 8 сентября.
Время выхода на маршрут: 09.30.
Выходим к восточной стене Фишта. По конной тропе в легкопроходимом лесу поднимаемся до перевала Белореченского. Здесь также тропа хорошо промаркирована, и заблудиться невозможно. Ориентируемся по GPS-навигатору. Проходим мимо летника, вокруг которого пасется скот, впереди видны летние домики (их называют балаганами). Тропа неизбежно проходит мимо них. Здесь можно пополнить запасы воды, купить молока, по которому мы все так соскучились. Эти домики построили не местные жители. Это своего рода дачи. Владельцы балаганов продают молоко и молочные продукты туристам, ухаживают за скотиной, которую содержат в ближайших селах их родня – преимущественно – армяне и кавказцы. Туристов здесь встречают весьма доброжелательно – угощают вином и пирожками. Подкрепившись немножко пирогами доброй хозяйки, у которой мы купили молока и густой простокваши. Обитатели балаганов проинструктировали нас как можно ловчее пройти к озеру Хуко, на Аутль и пройти мимо кордонов. Дело в том, что начиная с пер.Черкесского начинается так называемая «зона абсолютного покоя и тишины». Об этом нам говорил еще Сан Саныч на перевалочной турбазе «Фишт». Прохождение по этому маршруту – бесплатное, но его необходимо согласовывать с различными государственными структурами и получить специальный пропуск. Выход на эту тропу с тропы, отворачивающей на Бабук-Аул практически незаметен, но чтобы не потеряться, и не свернуть, необходимо ориентироваться по склону – дорога на Бабук-Аул идет траверсом, и постепенно отворачивает влево, то есть к югу, а на Хуко дорога идет по гребню. Нас ожидал труднопроходимый лес и постоянные перепады высот небольшой амплитуды, тягуны и спуски. Поскольку у нас вообще не было никакого пропуска – необходимо было выработать тактику прохождения «зоны». Решили двигаться попарно, в пределах прямой видимости и как можно тише. В случае тревоги – сваливаться с тропы и прятаться в кустах. Здесь возможно прохождение рейнджеров с карабинами, встречаться с которыми нам никак не хотелось.
Продолжаем двигаться по тропе на восток – к перевалу Черкесскому (1838м.). Он расположен между вершинами Маврикошка (1958) и Безымянная (1957), в верховьях реки Бушуйки. Перевал представляет собой ярко-выраженную седловину с травянистым склоном. Явно обозначенная и хорошо промаркированная тропа ведет нас дальше на восток вдоль Главного Кавказского хребта. Мы, конечно же, не сразу попали на ту тропу, которая отворачивает на Хуко. Заметили это, когда траверсом начали сваливаться с гребня . Пришлось немного вернуться и по навигатору выйти немного севернее, поднявшись по склону, набрав высоту. На самом деле, от Черкесского перевала надо пройти 2 км, а потом свернуть вверх по менее нахоженной тропе, которая сначала очень напоминает русло пересохшего ручья. Чтобы туристы сильнее сбивались и не доходили до озера, в месте, где отходит тропа, висят специальные отвлекающие таблички: "Бабук-аул - 8км." и "Черкесский перевал - 2км." (в обратную сторону). Но нужно знать, что эти таблички - хороший ориентир! Как только ваше внимание отвлечется на указатели, направьте его в другую сторону и, вы без труда найдете нужную тропу! Нам же тропу не сразу удалось найти. Мы только видели на экране навигатора, что идем по ней. И через полтора километра прогулки по среднепроходимому лесу нашли следы старой маркировки тропы, которую, похоже, тщательно прикрывают егеря, или просто уничтожают. Через 9 километров пологого подъема от пер. Черкесского выходим к высоте, называемой г. Хуко! Здесь слева заметны следы лошадей, которые были здесь недавно. Явно выраженная тропа на траверсе нашего основного маршрута уходит на юг. Это еще одна дорога на Бабук-Аул. Наша тропа идет по хребту, по ней давно не ходили, марка едва видна. К 17 часам вышли к озеру. Справа от озера в небольшом леске нашли полянку, где и встали на ночлег. Место неплохое: воду брали в озере, дрова можно найти, место со всех сторон закрыто от ветра. Купаться в озере можно, но только в теплую погоду. Берега его в зарослях богаты первосортной вкусной черники. Озеро очень холодное, вода необыкновенно чистая, но живность и водоросли совершенно отсутствуют. Рассказывают, что оно может уходить в трещину и неожиданно наполняться. Хуко в переводе с Адыгейского - Дельфин.
От восхождения решили воздержаться. Решили вообще делать меньше движений, чтобы не быть замеченными егерями. Полюбовались Фиштом от берегов этого «священного» озера. Ужин готовился под прикрытием палатки, чтобы отсвет от огня никто не видел. Сегодня выяснилось, что наши аккумуляторы для фотоаппаратов полностью иссякли. Резервный комплект батареек– для GPS-навигатора уже использовался.
Пройдено 12 км.

День восьмой, 9 сентября
Время выхода на маршрут: 08.30.
Встали пораньше, чтобы в этот день пройти как можно больше – сегодня не будет восхождений и рельеф намного положе, чем вчера.
Вышли на маршрут в 9.15. Обошли озеро Хуко с правой стороны и пошли в юго-западном направлении. Встретили всадников, перегонявших лошадей на Бабук-Аул. Мы их очень испугались, конечно, и даже сначала спрятались, но как оказалось, это были мирные люди, занимающиеся коммерческими конными прогулками по заповеднику. Один из них оказался каким-то родственником Армена – нашего еще одного знакомого с перевалочной турбазы «Фишт», который содержит лошадей там и катает туристов. Ребята подробно рассказали нам, как пройти до Псезуапсе через Аутль, однако, предостерегли нас насчет патрулей и всячески отговаривали двигаться в западном направлении. Тропа от озера Хуко до горы Аутль несложная, но малохоженная, зачастую совсем неявная, а у подножия Аутля к тому же имеет обыкновение теряться. Большая часть этого пути почти безводная - а посему запасемся водой заранее. Каких - то особых красот на этом маршруте тоже нет, мы идем через густой и очень влажный лес.
Начало тропы на Аутль - слева от скалистой вершинки, сразу за озером, без подъема на саму вершинку. Минут через 10 хода по тропе, слева от нас - хорошее место для стоянки: кто-то из туристов сделал на склоне горы терраску, укрепленную камнями - отличное место для палатки, рядом - кострище. Здесь же есть и вода - немного дальше по cклону - небольшой ручеек, а сразу же за ним - еще один ручей побольше. Идем по сильнозаросшей тропинке на юго-запад, иногда слева и справа от тропы периодически попадается туристическая маркировка - красный круг часа через 2 - 2.5 пути тропинка разветвляется, правый путь ведет к горе Аутль. Идем по правой тропе. Через 5-10 минут после развилки проходим полянку с заболоченным ручейком. Чуть повыше по ручейку, там, где он сочится из-под камней, можно набрать воды. Вообще, места здесь довольно глухие и малопосещаемые - медведя или кабана можно встретить чаще, чем человека. Тропа, тем временем, идет на долгий, тягучий подъем, затем на спуск. Подходим к подножию Аутля. Перед началом подъема на Аутль есть небольшой полуразрушенный охотничий домик - здесь место для ночевки, если и не в самом домике, так рядом есть место для палатки. Весь путь от Хуко до подножия Аутля занимает 5 - 6 напряженных ходовых часов - тропинка довольно много "гуляет по высоте", пересекая небольшие хребтики, мы вслед за рельефом чередуем спуски и подъемы. Далее начинается довольно крутой подъем на Аутль, - если нет цели подняться на вершину горы, то можно подняться немного по склону, а далее траверсировать склон. Если же силы еще есть, можно подняться на хребет (лучше налегке, так как, повторимся, склон довольно крутой), и дойти до вершины. На вершине Аутля (1855м), установлен импровизированный памятник разбившемуся здесь 8 декабря 1945 году самолету капитана Бабича.
Тропа слабомаркированна, сильно заросла. Маркер здесь нужно искать - круг красного цвета.
От Хуко через 2,5 часа пути дошли до лесозаготовок - порублены ветки и деревья. Видимо, работали бензопилой. Преодолеваем завалы.
Хорошо видны скальные обрывы и каменные сбросы. На гору не поднимались – у всех были сбиты ноги, имелись потертости, идем медленно. Около часа траверсируем северный склон. Начинается спуск. Идем в северном направлении. Тропа все время теряется. Она поворачивает на восток и петляет так, что почти не угадывается. Приходится выбирать места для более удобного продвижения. Проходим несколько болотистых участков в низинах. Лавируя между участками скал, проходим несколько ручьев. Через почти двухчасового спуска подходим к реке Хаджико. Через реку перекинуто длинное бревно - так что переправиться можно, не замочив ног. Дальше вдоль ручья идет тропинка.
Мы же останавливаемся в удобном месте на ночевку.
Чтобы не демаскироваться, готовим ужин на газе, заслонившись палатками «вход к входу».
Километраж: 16 км
День девятый, 10 сентября
Время выхода на маршрут: 08.30.
Тропа на юго-запад несколько раз перепрыгивает с одного берега ручья на другой. Дорога сырая, теряется в среднепроходимом лесу. Тропы можно сказать нет. Здесь бывает мало туристов. Как нам уже стало ясно - туристы опасаются патрулей егерской службы, поэтому основные туристские тропы идут от с. Марьино на север – к пер. Грачева и урочищу Стагоки.
От урочища Стагоки на юг, к поселку Марьино ведет грунтовая дорога, вернее - даже две дороги - нижняя и верхняя . Нижняя идет прямо по руслу р.Псезуапсе, несколько раз пересекая реку. Это характерно для многих рек на Кавказе. Нормальная верхняя, или так называемая дорога газовиков, идет по левому берегу реки.
Этот участок не вызывает сложностей. Нижняя дорога предпочтительнее летом, в периоды небольшой воды, она короче, а весной или после сильных дождей проще идти по верху. Верхняя дорога делает большую петлю. Наша задача на сегодня – найти хоть какую-нибудь из этих дорог и выйти к Псезуапсе.
По тропе, обозначенной в навигаторе и картах, мы продолжаем на восток, выбирая несложный рельеф, траверсируя, или огибая склоны невысоких гор. Дошли до небольшой полянки. На этой полянке - развилка: можно пойти влево - вниз вдоль реки Псезуапсе к поселку Марьино и дальше, в сторону поселка Лазаревское на побережье, или направо – на север – через речку Широкую, далее по Псезуапсе, к Грачевскому перевалу, на Главный Кавказский Хребет. Преодолеваем несколько болотистых участков в низинах. Лес на склонах - бук, клен, граб, обильный подлесок, лианы, папоротник (фото 44-45). Много кабаньих следов. Вскоре дорога спускается к реке и идет, практически, по ней. Все время приходиться прыгать по камням, довольно скоро многие промокли.
Погода благоприятствует. Через несколько минут мы уже вышли к тому месту, где на карте указаны развалины "Широкое". Здесь речка Широкая впадает в Псезуапсе. На хуторе стояла пасека и брезентовая палатка. Встретили мужчину в защитной форме с собакой. Уточнили у него дорогу на Марьино. Он нас сориентировал, как продолжать движение и обойти пост егерей Сочинского парка у ручья Бабучек.
Идем вдоль р.Широкой до р. Псезуапсе. Ищем удобное место для стоянки и разбиваем лагерь в укромном месте подальше от воды.
Пройдено 11км.

День десятый, 11 сентября
Время выхода на маршрут: 08.00.
Вышли по дороге в русле реки и теперь абсолютно все промокли по колено, поскольку сапоги никто не брал ради такой водной прогулки. По руслу Псезуапсе идем, лавируя от берега к берегу, перепрыгивая воду по камням. Проходим место впадения р.Хаджико в Псезуапсе. Проходим хутор 30-й километр – это база газовиков. Здесь находиться несколько домиков, гаражи с техникой, несколько машин и прицепов.
У ручья Бабучек пост Сочинского нацпарка. Кордон проходим по одному с большими предосторожностями, но - беспрепятственно. Кажется, там никого не было. От брода через Ходжико примерно два часа до поселка Марьино. Вот и цивилизация. Марьино - крохотный поселок, живущий натуральным хозяйством, сбором ягод и грибов, здесь есть целых два магазина (нижний и верхний), в которых всегда есть пиво и кока-кола, но никогда - хлеба - он здесь только по предварительной записи. В нижней части поселка - популярное кафе "У Горца" c живой форелью, плещущейся в рукотворном бассейне. Тут же, рядом с двумя полуразвалившимися подвесными мостиками через реку удобные места для купания и полянки для отдыха на берегу реки Псезуапсе. В поселке Марьино начинается асфальт Марьинского шоссе. Эта дорога ведет нас вдоль реки Псезуапсе к конечной цели нашего путешествия - аулу Тхагапш (бывший аул им.Кирова) и дальше в Лазаревское. Но мы захотели попасть в ущелье и посетить дальмены. По руслу реки Псезуапсе можно пройти по руслу до ущелья «Каменный завал» до ручья Нагыж – в переводе – сто плачущих глаз .
Прошли мимо автобусной остановки. В селе нет магазина, где бы продавались батарейки для фотоаппаратов и фонариков. Возвращаемся обратно к берегу и продолжаем движение по руслу Псезуапсе. Через 2 перехода подходим к конечной точке нашего похода – аул Кирова (Тхагапш). Как только вышли на гальку – распаковываем рюкзаки, и переодеваемся в сухое . В ауле есть почта, форелевое хозяйство, несколько магазинчиков, где можно купить продукты и батарейки. Последние кадры мы успеваем сделать на берегу Псезуапсе на фоне моста. Идем на почту, фиксируем печатью в маршрутной книжке окончание нашего похода, заходим в мастерскую гончара, который оказался прекрасным краеведом и рассказчиком, жалеем, что нет времени на исследование окрестностей аула и движемся на автобусную остановку. Автобусы на Лазаревское ходят редко - 4 раза в день.