Начало

В конце августа мне посчастливилось принять участие в краеведческом походе по Карелии, организованном питерским турклубом «Муми-тролли».
Итак, 31 августа на Ладожском вокзале начали собираться участники, безошибочно опознавая друг друга по огромным рюкзакам. Компания подобралась разношерстная, но приятная и веселая, и мы наконец погрузились в поезд №350, который должен был доставить нас на станцию Суккозеро.
Ранним утром, дрожащие и невыспавшиеся мы высыпали на перрон, где должны были встретиться с остальными участниками похода и нашим проводником Сергеем Михайловичем Симоняном.
 О нем следует рассказать отдельно. Улыбчивый, энергичный и немногословный, Сергей Михайлович житель поселка Суккозера. Именно он «открыл», а точнее обратил внимание на необычные каменные сооружения, занимающие почти всю поверхность Воттоваары. Это произошло в 1978г, когда Симонян занимался поиском следов партизанской бригады И.А.Григорьева, воевавшей в этих лесах летом 1942 года. С тех пор он пытается привлечь внимание специалистов к изучению Воттоваары и сохранению ее культовых памятников.
Подробнее http://www.lah.ru/text/simonyan/voto.htm

Озеро Пизанец

озеро Пизанец озеро Пизанец
камень, дерево и вода камень, дерево и вода
Хмурую влажную тишину нарушил звук подъезжающего автомобиля, это был Сергей Михайлович на своем ГАЗ-66 , иногда именуемом в просторечии «шишига». Именно такой транспорт более всего подходит для передвижения по карельским лесным дорогам. Чаще всего, это утыканные валунами, подзаросшие колеи, оставленные когда-то лесовозами. Их разбегается в разные стороны великое множество, и найти нужную бывает непросто.
Погрузившись в будку ГАЗона, мы отправились на озеро Пизанец, которое лежит в самом сердце таёжных лесов Муезерского района Карелии. Озеро представляет собой узкую скальную трещину, возникшую вследствие разлома земной коры, длиной около 7 километров и шириной около 100м. Его южная оконечность-это потрясающий своей красотой каньон из отвесных 100метровых скал и осыпей!
К самому Пизанцу мы не подъехали, и решили внести небольшой спортивный элемент в наш поход. Загрузившись рюкзаками, гитарой и байдаркой, бодро прошагали километра полтора до крутого склона. Высота метров, наверное 50-70, уклон градусов 45, и представляет собой каменную реку из разнокалиберных «живых»валунов, стекающую в воду озера.
Откуда-то всплыло название- курумник «Смерть Сантехника». В общем, спуск вызвал веселое оживление в наших рядах.
Надо сказать, что все эти валуны, покрытые разноцветными лишайниками, самых разных, порой неожиданно кислотных цветов, безумно красивы. Рисунки складываются в причудливые мозаики, разглядывать которые можно бесконечно долго, как картинки в калейдоскопе.

Внизу оказалась очень удобная стоянка, где мы  разбили лагерь и отправились изучать окрестности. Почти сразу выяснилось, что мы тут не одни, нашим соседом оказался медведь, внушительных размеров. Хорошая новость была в том, что он сыт и доволен жизнью, о чем свидетельствовал свежайший помет, то и дело встречавшийся нам на пути. По  нему не составляло труда понять, что мишка плотно обожрался брусники и черники. Пребывая в хорошем настроении, он повалялся практически в каждом муравейнике. Правда, слегка напрягал размер отпечатка медвежьей пятой точки и высота меток от когтей на деревьях, но к счастью, встреч с туристами мишка не искал.

Наш путь лежал по верху, над обрывом, откуда открывались головокружительные виды на узкую голубую ленту озера, на море тайги, уходящее к горизонту и уже подцвеченное первыми осенними красками. И скалы, отвесно уходящие вниз, иногда образующие сюрреалистические великаньи лестницы, или рассыпающиеся потоками каменных рек.
Народ мы запасливый, и все необходимое для скалолазания в наличии было, поэтому навесились и полазили в свое удовольствие. Много живых обманчивых камней, вроде бы кажутся монолитом со скалой, но иногда летят довольно здоровые глыбы, так что внизу стоять рискованно, надо быть очень бдительным.
На следующий день, катались на байдарке, собирали грибы, ягоды, камни, встречаются очень красивые зеленые кварциты и камни с включениями золотистой слюды. Попрощались с Озером с благодарностью за хорошую погоду и ласковый прием, и отправились дальше на том же ГАЗоне Сергея Михайловича на Воттоваару.

Гора Воттоваара

Закат на Воттовааре Закат на Воттовааре
сказочный лес сказочный лес
Итак, успешно преодолев все тяготы лесной дороги, подъехали к Воттовааре,наивысшей точке Западно-Карельской возвышенности, всю площадь которой(ок.6кв. км) занимает древнейший культовый комплекс из камней-сейдов.
 И, что бы вы думали, мы увидели на влажной глинистой тропе? Следы медведя! Но на этот раз это был маленький медведик, скорее всего пестун, следы его мамы нам не попались. Поистине, медвежий угол!
Немного пройдя вверх по тропинке, мы вышли к туристической стоянке, оборудованной деревянным столом, очагом и даже туалетом. Так, что поддерживать порядок, покой и чистоту Горы, не составляет никакого труда. На ровной площадке, покрытой разноцветными мхами , брусникой и шикшей, поставили палатки. И тут на нас обрушился закат, все оттенки розового, желтого, багрового, смешивались и постепенно сгущались. Описать словами это буйство красок совершенно невозможно, только когда уже окончательно стемнело мы смогли придти в себя. Но Воттоваара-место с сильным и непредсказуемым характером, видимо ей не очень хотелось гостей, и погода стремительно испортилась. Налетел ветер и пошел дождь, которые на следующий день только усилились.

Наутро, мы поднялись на Гору, путь начинается в тайге, а затем довольно резко переходит в тундру, на довольно-таки небольшой высоте. Говорят, что это самая южная в Европе тундра. Около 9 тысяч лет назад на том месте, где стоит Воттоваара, произошло мощное землетрясение, в результате которого образовался гигантский провал. Так в центре горы возник естественный амфитеатр, усеянный маленькими озерками и скалами.
Наиболее плотная концентрация камней-сейдов - на самой высокой точке гряды и по склонам амфитеатра. Сейды очень гармонично вписываются в рельеф горы – на первый взгляд, Хаос, но исполненный какого-то недоступного смысла.
Пересказывать все мифы, легенды, байки и мнения ученых по поводу сейдов я не вижу смысла, все это есть в интернете, приведу лишь краткие сведения, что это такое.

Сейд – по понятиям саамов - это природный объект, в котором живёт почитаемый дух.
Сейды бывают как естественного происхождения (деревья, скалы, животные, всевозможные явления природы) так и рукотворные. Как правило, рукотворный сейд представляет собой крупный валун, поставленный на несколько более мелких камней или в какое-нибудь неустойчивое положение. Они бывают размером от десятков сантиметров до шести метров в диаметре, соответственно весом от десятков килограмм до десятков тонн. Вообще, это довольно сложные и разнообразные сооружения.
Среди них есть каменные пирамидки, валуны на 2х или 3х «ножках», камни, удерживающие равновесие в невообразимых положениях: стоящие на ребре или вершиной вниз, зависший над обрывом под 45 градусов.
Каменные сейды встречаются по одиночке, но часто сгруппированы в большие скопления, насчитывающие десятки и сотни объектов, и располагаются, как правило в геологически активных точках, вблизи водоемов (рек, озер, источников).
К сожалению, никаких серьезных исследований первоначального расположения всех сейдов на Воттовааре не проводилось. Сейчас уже многие сейды разрушены, построены новоделы, и вряд ли получится установить композицию, план по которому создавался комплекс. По разным подсчетам он состоит из 1100-1600 сейдов.

Воттоваара, действительно производит очень сильное впечатление, именно сочетанием места, природы, энергетики, сооружений, и даже плохой погоды. Толстый ковер мха гасит звуки, в немом крике застыли расколотые громадные валуны. Повсюду на вершине растут очень странные деревья: низкие, закрученные в спирали сволы, ветви, растущие вниз, а в них повисли клочья тумана. Многотонные камни, как будто парящие в воздухе, или стоящие на цыпочках под немыслимым углом.  Куда ведут высеченный в монолите прямоугольный «Колодец» и торжественный «Портал»? Какие тайны хранит это место множество веков, а может и тысячелетий ?

Чуть в отдалении от вершины находится удивительная «Лестница в небо», ступени поднимаются к облакам и внизу небольшой обрыв. Не уверена, но похоже, что она ориентирована на восток, и солнце восходит над верхней ступенью.

Хочется сказать, что мертвым или "проклятым" место назвать никак нельзя, это выдумки. Птицы, насекомые, животные, там обитают. Воттоваару часто называют Смерть-горой, но это две совершенно разные возвышенности, находящиеся неподалеку. Компас и биолокационный маятник на Воттовааре ведут себя необычно, это да. Но фотоаппараты и мобильные телефоны работают нормально. Никакого страха, ужаса и подавленности мы не ощутили. Скорее, это очень спокойное и умиротворяющее место, заставляющее задуматься о Природе и Мироздании, о людях или существах, знавших нечто, недоступное нам.

P.S

На сегодняшний день Воттоваара стала довольно популярным местом, и, к сожалению, объектом всяких спекулятивных домыслов, коммерческих интересов и вандализма. Самое печальное, что дикие туристы и оккультно настроенные граждане разрушают и перестраивают сейды, а главное совсем рядом с Горой ведется разработка гранитных карьеров, и этому уникальному месту грозит полное уничтожение.
К счастью, неравнодушные люди, пытаются защитить Гору и с 2007 г добиваются создания на территории горы Воттоваара комплексного природно-культурного охраняемого района. Целью группы является не просто постановка горы Воттоваара и её удивительного каменного «святилища» на государственную охрану, но и организация фактической охраны горы от вандализма и промышленных разработок,
Подробнее об этом можно узнать на сайте, посвященном спасению Воттоваары.