В очередном походе решил выстрелить по трем зайцам - сплавиться по реке Верхняя Ангара, совершить прогулку по Верхнеангарскому и Баргузинскому хребтам.
Ст. Кюхельбекерская - р. Верхняя Ангара сплав: - ж.д. мост - пешая часть: р. Анамакит Ангарская - р. Анамакит Мамская - пер. Трех 1б - р. Правая Мама - пер. Немнянда 1а - пер. УГНТУ 2 1б - пер. Иномакиткан 1а - р. Правая Мама - р. Иномакиткан - ж.д. мост р. Верхняя Ангара сплав: - р. Укшихта - рад. р. Укшихта - залив Ангарский Сор - оз. Байкал - пос. Нижнеангарск.

Станция Кюхельбекерская - мост БАМа.

Мой путь не ведет никуда. Я просто в пути.

Просто странствую. Герман Гессе. Сиддхартха.

Вечером 29 августа высадился из поезда на станции Кюхельбекерская. Осмотрелся. Дежурная по станции удалилась, и я один остался на перроне. У меня два рюкзака с лодкой, снаряжением и продуктами на 40 дней. Где-то недалеко от поселка река. Сориентировался по карте спутника, что в моей памяти. Челноком перенес рюкзаки на уходящую в лес дорогу. Только что ясное небо брызнуло дождем. Через ручей вышел к озеру и на берегу остановился ночевать.

Утро встретило ясным небом, теплом 15° и обилием комаров. На карте обозначены два малюсеньких озера, а до реки ещё метром 500. На лодке прошел первое озеро. По протоке во второе озеро и дальше через лес. За 10 минут перенес снаряжение на берег Верхней Ангары. Река быстрая, полноводная, шириной метров 70.

Верхняя Ангара возле поселка Янчукан

На ближайшем повороте река разделяется на два русла с небольшим перекатом. На перекате попытался безрезультатно ловить хариуса. Сверху реки вынырнула моторка и ушла влево. Там оказался причал местных лодок. На правом берегу проплыл шикарный дом. Через реку натянут трос для переправки груза. На юго-востоке привлекают и завлекают горы альпийского типа. В 15 часов остановился на правом берегу. Вечером под моросящим дождем снова неудачная рыбалка. Дождь перешел в ливень и лил ещё час. Впервые за все походы по Становому нагорью столкнулся с изобилием комаров. Прежние походы проходили восточнее, с более суровым климатом, и там в основном донимала мошка. Но из двух зол мошка-зло меньшее. Залетевшая в палатку мошка ведет себя как скромный гость, рассаживается по стенке и не пытается напиться крови хозяина, а после захода солнца исчезает. Комары-же на Верхней Ангаре мелкие, рыжие, пронырливые, не дают покоя ни ночью, ни в палатке. В течение всего похода от комаров можно было отдохнуть только в первой половины реки, на больших песчаных отмелях (дальше все отмели были затоплены), в горах и на островах Байкала.

Утром небо подернуто облаками, 17°, на реке туман.

Вечер на Верхней Ангаре

Рыбки из воды хватают насекомых. Зачалился веревкой за ветку куста и на мушку, начал рыбачить. Из-за поворота с ревом вылетела моторка. Рыба перестала плескаться. Проплываю высокие песчаные берега. За песчаными отмелями лес. Вверх тянутся лиственницы, берёзы, сосны; ниже заросли ивы, ольхи, кедрового стланика. На западе показался мощный Верхнеангарский хребет.

На третий день сплава, когда уже удалился от поселка и железной дороги, начал ловиться хариус. По-прежнему жарко, днем до 30°. Временами шли непродолжительные дожди. Приходится постоянно грести. Небольшие перекаты закончились в первый день, а дальше река течет со скоростью не больше 5км/ч. На реке много топляка. Из воды торчат сучья и, как крокодильи тела, стволы деревьев. По берегу неторопливо бродят серые цапли и суетятся кулики. Вечером высадился на правый уютный берег. Чистый парковый лес с почтительно стоящими друг от друга соснами, ровной полянкой с мягким покровом мха и опавшей хвоей. Палатку установил рядом с куртиной пряно пахнувшего чабреца.

Верхняя Ангара
Впереди Верхнеангарский хребет
Стоянка на Верхней Ангаре

На шестой день сплава река разлилась метров на 200, и впереди показался ж.д. мост. Высадиться решил на песчаную отмель правого берега. Здесь оставлю лодку, часть продуктов и уйду на 2 недели в поход по Верхнеангарскому хребту. Неожиданно из кустов выскочила стройная высокая лайки и своим поведением стала показывать ко мне неравнодушие. Затем бросилась в реку, подплыла и забралась в лодку. На берегу вытолкнул её из лодки и поинтересовался, что от меня нужно. Пес сообщил, что я единственный человек, который может его приютить, накормить, и он готов признать во мне хозяина. Пришлось объяснить ему, что еды и для себя, только чтобы не помереть и пускай он идет в поселок, где как-то можно существовать, но пес оголтело лез в лодку. Поплыл от него к левому берегу. Собака устроила истерику-выла, лаяла и пыталась плыть за мной. На левом берегу место для стоянки не нашел и поплыл за мост. За мостом высокий правый берег густо зарос кустами в рытвинах и заболочен. Высадился на длинной песчаной отмели левого берега.

Река Верхняя Ангара - река Анамакит Мамская.

Утром после дождя туман и уже 20°. Впереди жаркий день. Сегодня расстаюсь с рекой и предстоит долгая пешая прогулка. Недалеко от берега нашёл могучий засохший кедр, на ветке закрепил свернутую лодку и часть продуктов. Взвалив на плечи рюкзак, пошел к мосту. После песчаной отмели пробрался через заросли и понял, что до сих пор не избавился от привычки невнимательно смотреть карту. От моста меня отделяла широкая и полноводная протока Олдомакит. На карте это хорошо видно, и даже отмель указана, а вчера думал, что до протоки не доплыл. Возвращаюсь, снимаю с кедра лодку и продукты, переправляюсь на правый берег. На кривую березу, убираю лодку с продуктами, маскирую ветками и в 12 часов пошел через черт сломит ногу заросли на просеку строящейся ЛЭП. По ней через черт сломит обе ноги, завалы деревьев и болота, наконец вышел к мосту. Здесь обедаю, набираю в бутылку воды и дальше нужно найти карьер, от которого идет дорога к Анамакиту Ангарскому. С обеих сторон ж.д. полотна грохочут грузовики, едущие в один из карьеров за щебнем. Остановил грузовик, доехал до поворота на заброшенный карьер. Оказалось, щебень возят аж в Северобайкальск, и ещё водитель предупредил, что на заброшенном карьере видели медведицу с медвежатами. В 15-30 установил палатку в карьере. Здесь небольшое озеро-лужа. Охладился в озере, напившись чаю с листьями смородины, лежал и млел в палатке. Жара, жара, духота. Уснул под грохот грузовиков и проходящих поездов.

Утром вылез из палатки под печальный посвист кедровок. По грунтовой дороге пошел на северо-запад к Анамакит Ангарскому.

Дорога к реке Анамакит Ангарская

Сегодня солнце закрыто пеленой, но по-прежнему очень жарко. Дорога проходит через чистый лиственница-сосновый-осино-березовый лес. Иду. В накомарнике, измазанный мазюкой-репеллентом, и ещё приходится все время махать ветками, отбиваясь от комаров. Обедал в палатке, иначе комары не дают. После обеда прошёл ещё минут 40 и посмотрел на компас. Оказалось, все время после обеда шел на восток. Постоянная борьба с комарами отнимали силы и ослабляла внимание. Возвратился назад, нашел развилку на запад. Дорога в направлении к Анамакит Ангарскому вскоре вывела к скалам и закончилась тупиком. Дальше через лес по азимуту. От карьера до реки ни одного источника воды. Где-же, где-же река или её левый приток. Кругом только таежная безводная пустыня. Началось понижение и кажется шум реки, но из-за гула комаров почти не слышно. Вышел к устью второго притока Тукалами. Непонятно как проскочил первый левый приток? На карте он обозначен как не пересыхающий. Загадка моего ориентирования. Неторопливо пью одну кружку воды, вторую. Вдоль Анамакита Ангарского дорога. Остановился ночевать. Место открытое, почти нет комаров. Даже снял накомарник. На левом берегу вершина, усеянная клыкастыми скалами. Приготовил чай с листьями смородины и пил, пил, пил.

Река Анамакит Ангарская
Скалы возле устья Туколами

На следующий день иду по дороге, проложенной по галечным отмелям реки, переходя с одного берега на другой. Через промежутки установлены вешки. Река резко повернула в правую сторону, и дорога полезла вверх по правому склону. Наверху стоят два балка, сарай. Прибитый к дереву плакат указывает, что дорога идет на прииск Алмазный Калюмный и впереди ещё 88 км. Спустился назад к реке и остановился ночевать. Вечером сходил в радиалку по левому притоку до водопада.

Берег Анамакит Ангарской
Доброго пути
Водопад на правом притоке Анамакит Ангарской

Утром продолжил свой путь по дороге. Долина реки стала шире, по обе стороны громоздятся осыпи хребтов. Обдувает ласковый ветерок, полное отсутствие комаров, идти удовольствие. Прошел незаметный водораздел и дальше начинается долина Анамакит Мамского. Прощай дорога. Спустился к реке и возле устья ручья Дылымдык остановился ночевать. Здесь река мелкая, шириной метров 5-7. Вечером попытка рыбалки и привычная неудача.

Дорога на Алмазный Калюмный
Долина реки Анамакит Мамская
Река Анамакит  Мамская возле устья Дылымдык

Река Анамакит Мамская - перевал Трех - река Правая Мама.

Утром ясное небо, 10°. От места ночевки пошел через протоки Дылымдыка, пробираясь через заросли, перелезая многочисленные поваленные деревья, ямы. Постоянно задерживала соблазнительная крупная голубика и жимолость. Вышел к основному руслу ручья. Перебрался на левый берег и дальше по левому притоку через заросли ерника вышел к склону горы 2019. Поднялся на ригель и оказался в цирке под перевалом Трех. Удобное место для ночевки, протекает небольшой ручей, вдоль берега заросли ивы и разбросанный по склонам кедровый стланик.

Ручей Дылымдык
Цирк под перевалом Трех

Под утро заморосил дождь. Вышел в 11 часов, когда ветер стал разгонять дождь и туман. По травянисто-осыпному склону крутизной 20°-30° поднялся на седловину перевала. Сложил тур и оставил записку. По длинной осыпи вдоль склона горы 2244 начал спускаться. Небо то проясняется, то моросит дождь. Пересек снежник, обошел небольшой каньон. Дальше по правому берегу ручья, истока реки Правая Мама, прошел одну висячую долину, вторую. На склоне в сторону шарахнулось небольшое стадо оленей. Начались небольшие заросли кустов ивы, ерника, кедрового стланика. Стали появляться отдельные лиственницы. Очень много цветов: синие, белые, желтые. Луга напоминают Западный Кавказ. Нашел тропу и долго по ней спускался через уже густые заросли. С левого склона несколькими руслами впадает ручей, образуя небольшое озеро. Правая Мама разлилась в ширь, тропа пропала. Дождь усилился. Перешел на левый берег и остановился ночевать. Под дождем установил палатку. В палатке на газу вскипятил воду, и вот когда в предвкушения горячего чая с кусочком шоколада сел отдохнуть, стал закрывать вход палатки, ломается замок и котелок падает на коврик. Снизу горячая вода, сверху холодная. Вот и отдохнул после трудового дня. Пришлось менять бегунок на молнии, убирать лужу, вновь кипятить воду, и наконец, с кружкой чая сквозь сетку палатки смотрю на дождь, реку и вершины гор с пройденным перевалом.

Долина ручья Дылымдык
На перевале Трех
Ригель на спуске с перевала Трех
Спуск с перевала Трех к реке Правая Мама
Олени
Исток реке Правая Мама
Долина реки Правая Мама
Река Правая Мама - перевал Немнянда - перевал УГНТУ 2 - перевал Иномакиткан.

Дождь закончился утром. Небо в тучах, внизу туман, 11°. Шел, держась подальше от густо заросшего левого берега реки до притока с перевала Немнянда. Перебрался на правый берег. После дождя со склона бежали многочисленные ручейки. Поднялся к озеру. За озером по дорожке, устланной мхом, а дальше по большим глыбам выбрался на перевал Немнянда. Перевал-это метров 20 разрушенного гребня, с обеих сторон склоны из крупных камней крутизной 30°. Перевал оценил бы как 1б, а перевал Трех-1а, но перевалы, предполагаю, впервые проходили зимой, и как они выглядели лучше знают первопроходцы. Сильный ветер и морось не дали задержаться и погнали вниз. После спуска с первого ригеля нашёл небольшую уютную полянку и остановился ночевать. Рядом шумит падающий каскадами ручей. Внизу видна долина Верхней Ангары и полоска реки. С ближайшего склона в кулуаре послышался грохот падающих камней. Пасмурно, 10°.

На перевал Немнянда
Озеро на пути к пер Немнянда
Перевал Немнянда
Седловина перевала Немнянда
Вниз с перевала Немнянда

Утром небо в высоких тучах и облаках, долина Верхней Ангары в темно-синем одеяле. Солнце пыталась пробиться сквозь облака. Свистят пищухи. Пошел в обход хребта, разделяющий цирки перевалов Немнянда и УГНТУ. В цирк поднимаюсь по большим глыбам. Приходит мысль посмотреть карту, а когда поднялся в цирк, то увидел перед собой заманчивую седловину. Вот он, перевал, незачем смотреть карту. По пологой осыпи вылез на гребень. Опа! А на противоположной стороне сбросы и стенки в десятки метров. Оставил рюкзак, полез вниз искать спуск. Спустился метров на 200, а дальше нужна веревка. Склон по сложности не менее 2а. Пришлось возвращаться и ночевать под седловиной. Вечером смотрел карту и понял, что вылез на северный склон, а перевал УГНТУ-на северо-востоке.

Ручей с перевала  УГНТУ
Гребень к северу от вершины 2603
Любопытный горностай
Вид с северной седловины
Северныи склон вершины 2636
Вечер под перевалом УГНТУ

На следующее утро поднялся по осыпи на северо-восточный гребень. На противоположной стороне те же многометровые сбросы. Полез вдоль гребня, обходя скалы в сторону вершины 2641. В 11 часов вылез на очередную узкую седловину и, наконец, увидел тур. В туре плохо читаемая записка первопроходцев группы из Уфы, руководимой Дмитрием Шорниковым. Это оказался перевал УГНТУ 2. Утренний туман потихоньку развеялся. Небо стало проясняться. Спускаюсь к ручью Оенда, по 30° осыпи из крупных, средних, мелких камней вперемешку с песком. С обеих сторон кулуара отвесные скалы.

Где-то перевал УГНТУ?
Перевал УГНТУ
Седловина перевала УГНТУ 2
На перевале УГНТУ 2
Вид с перевала УГНТУ 2
Северо-восточный гребень 2641

На спуске планирую дальнейший поход. Вчера потерял день, и сейчас приходится выбирать: либо подъем на вершину горы 2641 и затем по Оенде выходить в долину Верхней Ангары, либо через перевал Иномакиткан снова на Правую Маму и дальше в ущелье реки Иномакиткан. Второй вариант показался более интересным. После обеда под небольшим дождем прошел через широкую седловину перевала Иномакиткан, спустился к слиянию двух ручьев притоков Правой Мамы, где и остановился ночевать. Вечер запомнился ярко освещенными, закатным солнцем, склонами, острыми вершинами пройденного хребта, сочной зеленью травы, мха, лиственниц, стланика, тишиной и отсутствием комаров, а следующее утро - голубым безоблачным небом.

Долина ручья Оенда
Перевал Оенда
Ручей под перевалом Оенда

Река Правая Мама - река Иномакиткан - река Верхняя Ангара.

После слияния с правым ручьем дальнейший путь по руслу в каньоне. Несколько сливов, прижимов обошел по полочкам. Перед водопадом пришлось вылазить на левый крутой и заросший склон. Каньон закончился и через лес вышел к Правой Маме. Перебрался на левый береги и по лесу, по камням высохших русл, по звериным тропам, за 2 часа вышел к месту напротив ущелья Иномакиткан. Здесь река разделилась на несколько рукавов. Остановился ночевать на одном из островов. Нигде не встретил следов человека. Лес в основном лиственничный, мало ягод, грибов почти не видно, зато повсюду следы жизнедеятельности мишек. Вечером бродил вдоль реки, пытался рыбачить. Предполагаю, что удачная рыбалка должна быть ниже, после слияния с Амнунной, левым притоком.

Каньон на ручье с перевала Оенда
Снова Правая Мама
Горы где исток реки Правая Мама

Утром ясное небо, 5°. Тропу искать не стал и сразу полез наверх, к истокам Инамакиткана. Подъем через густые заросли кедрового стланика, ивы, ольхи, глубоким ямам оказался очень тяжелый. Наконец вышел наверх, к озеру. От озера идет хорошая тропа, но уводит куда-то вдоль склона на запад. Нашел вторую тропу, по которой спустился к Инамакиткану и дальше в ущелье. Эх, нет в запасе дня 3, чтобы побродить по окрестностям ущелья. Место очень интересное и зрелищное. Все гребни на склонах увенчаны острыми пиками, крепостями скал. На левой стороне ущелья цирк с многометровыми гладкими отвесными стенами, с высоченным водопадным ручьем. На правом берегу, метров 50 выше русла, тропа, набитая копытными. Тропа идет по склону, иногда заводит в небольшие участки леса, где повсюду следы бурной деятельности медведей. Для ночевки, под палатку пришлось на тропе мхом выкладывать площадку, так как весь берег реки завален камнями, а по краю начинается крутой склон.

Озеро возле истока Иномакиткан
Истоки Иномакиткан
Начало ущелья Иномакиткан
Ущелье Иномакиткан
Иглы на склонах
Цирк в ущелье Иномакиткана
Крепость Иномакиткан
Стены Иномакиткана

Следующие утро выдалось полное впечатлений. Решил совершить экскурсию наверх до ближайших скальных пиков. Небо было безоблачное, день предстоял жаркий. Поднялся метров 200 по мелкой осыпи, обошел скалу, вылез на площадку, а дальше путь преградил глубокий отвесный кулуар. Пришлось возвращаться. Внизу собрал вещи в рюкзак, скатал палатку, когда услышал плеск воды за спиной. Обернулся и увидел бегущего ко мне через реку огромного черного фыркающего медведя. В голове мгновенно пролетела сдвоенная мысль. Первая часть глупая-где нож, а вторая более конструктивная-не успею. Дальше тело действовало без участия мозга. Поднял руки, чуть двинулся навстречу медведю и стал издавать вопли. Кричал наверное сильно. Потом долго болело горло. Мишка порыкивая и пофыркивая не добежал метров 10, на мгновение остановился, а в моей голове сразу-же очередная мысль-не нападет. По дуге начал обегать. Выскочил на тропу, и виляя толстым задом, умчался в лес. Спокойно собрал рюкзак, отправился вниз, на выход из ущелья. На выходе из ущелья речка уходит под землю и дальше только галечное сухое русло.

По ущелью Иномакиткан
Место стоянки на Иномакиткане
Замки в ущелье Иномакиткан
Выход из ущелья Иномакиткан

Через километр вышел на хорошо наезженную дорогу, проложенную вдоль хребта до ж.д. моста. Дорога пересекает много безводных русел, и только ближе к вечеру в стороне нашел небольшой ручей. Только хотел остановиться ночевать, как услышал гул машин. Остановил первый УРАЛ с кузовом. В кабине оставалось одно место, и водитель согласился подвезти меня до ж.д. моста. Два УРАЛА шли от прииска Шаман в Северобайкальск. Позади у них было 200 км. пути. Еще 40 минут тряски по дороге и выехали к знакомому карьеру. Водитель остановился отдохнуть, а я не стал ждать и пошел по полотну железной дороги. Закапал дождь. Пришлось установить в зарослях палатку рядом с ж.д. мостом. Поднялся сильный ветер, дождь разошелся, и снова спал под грохот проезжающих грузовиков и поездов.

Река Верхняя Ангара - озеро Байкал - поселок Нижнеангарск.

Несколько дней моросил дождь, ломая ветки деревьев, дул сильный ветер. Сплавляться в такую погоду желания небыло и все дни пролежал в палатке, отъедаясь и слушая аудиокнигу. Впоследствии узнал, что западнее прошли более сильные дожди. Возле станции Холодная потоки воды разрушили железную дорогу. Верхняя Ангара разлилась, и вода не спала до конца похода. Наконец дождь закончился. Вылез из палатки, комары встретили как родного. Для них самое раздолье-сыро, тепло. Тучи над горами местами разошлись и стали видны вершины, подернутые снегом. Отчалил в 10 часов. По реке плыли упавшие с подмытых берегов деревья. Вода превратилась в серо-коричневую взвесь. Воду пришлось искать в заливах, где нет течения и грязь осела. По берегам чередовались сосновые боры, лиственничные леса, уходящие в даль луга. На низком берегу, залитом водой, с трудом находил место для ночевки. В день проходил 25-35 км. До Байкала начался уникальный водный мир с множеством проток, соединяющих реки и озера. Мир водоплавающих птиц.

Продолжение сплава
После ненастья
Верхняя Ангара после ж.д. моста
Дикие
Верхняя Ангара разлилась

Впереди выросли голые вершины Баргузинского хребта. Высадился на левый берег за устьем Укшихты, которое можно было определить только по низкому берегу с затопленными кустами. Тропа вдоль притока недалеко от реки вывела к охотничьей заимки. Здесь изба, баня, кухня под навесом. Обжитое, уютное место. Обживаться в избе не стал и остановился на берегу. Как говорится, своя палатка ближе к телу. Ночью почувствовал сильный рывок палатки. Включил фонарик и обнаружил вырванный кусок из стенки, порванный с овсяными хлопьями мешок из крепкой капроновой ткани. Это в гости пришла лиса, привыкшая побираться вокруг заимки. В покое она или он меня уже не оставит. Подвесил продукты на сук дерева. Через минут 10 рядом услышал осторожное шуршание. Всю ночь до рассвета лиса шуршала вокруг палатки в надежде утащить что-нибудь съестного.

Баргузинскии хребет

На следующий день оставил лодку и часть продуктов в избе, с запиской для хозяев. Пошел вверх по левому берегу Укшихты. Дальше перебрался на правый берег, нашел охотничий путик, который через час исчез. Через заросли, по завалом вышел за левым притоком к началу сильно заболоченной, с высокими кочками мари. Ещё на реке потерял накомарник, закончился репеллент. Идти по жаре в анораке, отмахиваясь от комаров, стало так невыносимо, что решил заканчивать вылазку на Баргузинский хребет и возвращаться к реке. Перед походом надеялся на заморозок в конце августа и гнуса станет меньше, но продолжала стоять комфортная для комаров погода. После ночевки по правому берегу Укшихты вернулся к устью. В поисках переправы, плутая по кустам, нашел поваленное через речку дерево с натянутыми веревочными перилами и перебрался к заимке. В тот же день отплыл вниз по реке. Вечером высадился для ночевки на симпатичный берег. Рядом, в сосновом лесу обнаружил удавленного на стальной петле мумифицированного лося. Какой-то гаденыш установил петлю, а проверять не стал.

На следующий день прошел село Верхняя Заимка. Ниже по течению половодье в самом разгаре. Верхняя Ангара разлилась на сотни метров. Рыбацкие избушки затоплены наполовину. У деревьев и кустов из воды торчали только макушки. Повсюду слышен гомон многочисленных стай уток, гусей.

Село Верхняя Заимка
Гора 2654
Вечер на Верхней Ангаре
Залив Ангарский Сор

Через два дня неторопливо выплываю в залив Ангарский Сор. В заливе полный штиль. Над головой голубое небо. Слева в дали увидел полоску травы, справа остров с тремя избами, а дальше гладь Байкала. Делаю 900 гребков и высаживаюсь на песчаный берег острова. На острове длинной метров 350-400, шириной метров 50, с редкими кустами, деревьями, по всей видимости, раньше была рыболовецкая база. Кроме изб, на острове располагается баня и склад для хранения рыбы. Везде мусор, в избах мерзость запустения. В ближайшей избе поселился в одной из комнат, навел в ней чистоту и порядок. Сверяя местность с картой, не смог определиться, на каком острове нахожусь. И только вернувшись из похода и в ноутбуке внимательно разглядывая спутниковую карту, понял, что находился на восточном клочке острова Ярки, который на карте показан как сплошная узкая полоса. На самом деле часть Ярки затоплена, и мой клочок от основного острова разделял пролив в несколько сот метров.

Риф-острова Ярки
Хижина Робинзона
Номер люкс

Через день поплыл к острову Миллионный. На острове, частично затопленному, два непригодные для проживания домика. На юго-востоке от Миллионного через пролив-устья Верхней Ангары начинается урочище с песочными холмами заросшие деревьями и кустами. Все низкие места под водой. На северном берегу находятся несколько новых жилых домов. Людей не видно, но по берегу бегали две собаки. На южном берегу памятный крест казакам, воздвигнувшим на этом месте Верхнеангарский острог. Остановился ночевать на песчаном берегу. Вечером из леса в гости прилетели полчища комаров, а под утра услышал подозрительный плеск воды. Выглянул из палатки, увидел, как вдоль озера убегает медведица с двумя медвежатами.

Закат над заливом
Казакам-разбойникам
Топтыгин
Вечер на острове
Стоянка на берегу Байкала

Переплыл Дагарскую губу к мысу Биракан и от мыса в течение трех дней неторопливо плыл на Ярки, исследуя берег. Несмотря на то, что рядом находился большой поселок Нижнеангарск, за все время нахождения на Байкале не было видно рыбаков. Изредка не каждый день на горизонте проходила моторка. По всей видимости, был мертвый сезон. Урожайный поход выдался на встречу с медведями. В первый день, ночуя на мысе Биракан, к палатке снова вышел медведь и, взревев, ломая кусты, умчался в лес. Погода стояла солнечная, безветренная. Днем термометр показывал 20°. Только вернулся в избу на острове, как начался шторм. Два дня хлестал восточный ветер, и на берег накатывали большие волны.

Закат на Баргузинском хребте

Поход заканчивался, и надо было перебираться в Нижнеангарск. Когда шторм стих, отчалил к основному острову Ярки. За 50 минут переплыл пролив. Здесь, на юго-восточной части острова, самое высокое место. Возвышается заросший песчаный холм, у подножья-кедровый стланик, а дальше, растет береза, лиственница. Плыл вдоль сплошного песчаного пляжа западного берега. Много уютных стоянок. На северо-западной оконечности острова изба, а дальше через 200-300 метров пролива-материк. На берегу установлен Знак Северной Географической Точки Озера Байкал.

Остров Ярки
Северный берег острова Ярки
Северная оконечность озера Байкала

После песчаного пляжа острова до поселка продолжается полоса, но уже галечного берега. Остановился на последнюю ночевку рядом с поселком. По радио на плеере нашел местную радиостанцию. Передали штормовое предупреждение и сильные дожди по Бурятии. В Улан-Удэ потоп, а здесь вечером прошел только небольшой дождь. Наступило ясное и теплое утро 7 сентября, на термометре 13°. Вышел в поселок. Уютный и светлый Нижнеангарск вытянулся у подножья хребта. На местный аэродром постоянно приземляются и взлетают самолеты и вертолеты. Автобус Нижнеангарск-Северобайкальск увез меня на станцию. Поход закончился.