На чем можно путешествовать по стране, которая лежит ниже уровня моря? Разумеется, на каком-нибудь судне. Мы выбрали катер и самостоятельно прошли по некоторым рекам и каналам Королевства Нидерланды.
 

NL03 NL03
NL05 NL05
Двухярусные каналы Утрехта Двухярусные каналы Утрехта
Пламенеющая готика Пламенеющая готика
NL10 NL10
Жизнь на воде Жизнь на воде
Сыр в Гауде Сыр в Гауде
NL14 NL14
NL18 NL18
Вид в корму Вид в корму
Вид в нос Вид в нос
NL33 NL33
NL34 NL34
Город Амстердам Город Амстердам

       После очень успешного чартера по Сайме, решили расширить географию поездок. По совокупности различных критериев выбор пал на Королевство Нидерланды. Что было в плюсе?: относительно простое получение визы (лица, имевшие 2 Шенгена за 3 предшествующих года, могли подать заявление через третье лицо и не мотаться в Москву), большое предложение чартерных судов,  обширная сеть рек и каналов. Также, по мнению Тома Соммерса, много лет посвятившего путешествиям по внутренним водным путям Европы, Нидерланды в наибольшей степени соответствуют ожиданиям от похода на катере. Надо признать, что до поездки мы не имели цельного представления об этой стране. Да, фирма Philips, да - тюльпаны, наверное, футбол, Рембрандт и царь Пётр I с топором на верфи в Заандане. Ну и сыр: названия Эдам,  Гауда так и таяли на языке. Вот, пожалуй, и всё. Ещё общеизвестно, что часть земель Королевства лежат ниже уровня моря. Это мы ощутили, когда шли по каналу на катере, выше проезжающих мимо машин.

        Ходовых дней у нас было всего пять. Правильнее сказать - ровно четверо суток - с понедельника по пятницу. Конечно, мало! Но так складывались обстоятельства, что большего выкроить не удалось. То есть мы воспользовались тарифом Midweek, составляющим 65% от недельного прайса. С учётом того, что экипаж состоял из 6 человек, а высокий сезон уже миновал, расходы на аренду и топливо не превысили 130 Евро на человека. Выбранный нами катер, PALAN-DL 1100 имел длину 11 метров, ширину 3,25 м и осадку 1 м. Хотя наиболее важный параметр при путешествии по каналам Нидерландов - это габаритная высота. При сложенном ветровом стекле, а мы его сложили сразу же, как только узнали его стоимость (5000 Евро), она составляла 2,45 м. Прохождение мостов с высотой пролёта два с половиной метра особенно щекотало нервы. Вообще тема мостов, наверное, главная в путешествии по Нидерландам на катере. Ибо мосты с высотой пролёта меньше габаритов катера встречались на пути гораздо чаще, чем те, под которыми мы проходили свободно. Увидев приближающееся судно, смотритель моста неспешно закрывает шлагбаумы на дороге и поднимает мост, о чём извещает зелёный сигнал светофора. Иногда, он делает это за небольшую плату (1-2 Евро), которую на ходу надо положить в поданный на удочке деревянный башмак. Но не это главная проблема, а та, что не все мосты работают непрерывно. Два вертикальных красных фонаря известят вас о том, что обслуживание временно не производится. Днём это может быть перерыв на обед, а с вечера они закрываются до утра. Впрочем, судоходство в тёмное время суток вообще проблематично, ввиду отсутствия световых сигналов по кромкам каналов. Информация о режиме работы мостов имеется в толстой книге, находящейся на борту катера. Она, правда, на голландском языке, но хорошо иллюстрирована, поэтому получить нужные сведения вполне возможно. Разумеется, есть и подробные карты (в 1 см -500 м), которые позволяют уверенно ориентироваться в пространстве.  Единственно, что не привычно для нас - высота пролётов мостов на них указана в дециметрах. Кроме мостов прошли ещё десяток шлюзов. Перепад уровней небольшой, но продвижение вперёд они также сдерживают.  Круизная скорость катера 12 км/час, но на узких каналах есть ограничение до 9 км/час, а то и того меньше. Поэтому, пройденные нами 210 км за 4 суток вовсе немаленький показатель.

        Путь вперёд был таким: из Кирова с пересадками в  С-Петербурге и Коувола (Финляндия) добрались до финского города-порта Турку. Затем ночной переход на пароме в столицу Швеции Стокгольм.  Оттуда, снова поездом в столицу Датского Королевства Копенгаген. На этом участке пути особенно впечатлил мост между  Швецией и Данией, протяжённостью  7845м (самый длинный в Европе). После пятичасовой экскурсии по городу Андерсена, опять же поездом до голландского Утрехта с очень короткой по времени пересадкой в Дуйсбурге (Германия).  Из Утрехта планировали электричкой добраться до Лейдена, но по ходу выяснилось, что проще выйти в Альпен аан ден Рийне,  чтобы, сев на тот же автобус, что ходит из Лейдена,  доехать до маленького городка Воубругге, где расположена, выбранная нами чартерная компания.  Разумеется, возможен перелёт из Москвы. Разброс цен весьма широк, правда, прямой рейс отнюдь не самый дешёвый.  Но хотелось увидеть нечто большее, чем облака под крылом.

        Лицензии на управление катером не требуется. По крайней мере, при длине катера, не превышающей 13 метров, у арендодателей вопроса об этом  не возникает: по желанию краткая обучающая прогулка и, вперёд - в свободное плавание. Нитка маршрута показана на карте, в прилагаемом фотоальбоме. В Амстердам на катере не заходили – поверхностно осмотрели его за 5 часов перед выездом. Но при наличии времени хорошо встать на одной из пригородных марин и спокойно знакомиться со столицей. Посмотреть, конечно, есть что. Один цветочный рынок чего стоит! Нидерланды очень красивая страна. Много исторических памятников, находящихся в отличном состоянии, а хозяева жилых домиков, похоже, соревнуются друг с другом в оформлении приусадебного участка.

        Итак, нитка маршрута (чтобы исключить неточности перевода, названия взяты из первоисточника, коим для нас явилась книга, упомянутого Тома Соммерса, Waterways of the Netherlands): от Woubrugge короткий участок (4 км) до Alphen aan den Rijn. Далее мы повернули налево, и пошли по одному из рукавов Рейна  до городка Woerden, где снова повернули налево – в канал Grecht в направлении Woerdense Verlaat. На этом участке один шлюз. Вскоре после его прохождения стемнело, и мы встали на ночёвку. Места возможных стоянок обозначены на карте, имеющейся на катере и, аналогично, на берегу. Все наши швартовки были бесплатными, а вот за шлюзование платили. Тоже платная, в отличие от Финляндии, заправка питьевой водой. Впрочем, цена весьма символична – 50 Евроцентов за 100 литров. Воду надо набирать обязательно, так как забортная вода чистотой не отличается, ибо по берегам пасутся тучные стада, в русле плещутся многочисленные водоплавающие птицы, да и фекальные стоки из катеров идут непосредственно за борт.

        На следующее утро вышли в реку Амстел, которая дала название столице Королевства. На сей раз повернули направо, как раз к Амстердаму.  По пути сделали остановку в небольшом городке Ouderkerk для пополнения запасов провизии. Весь день шёл дождь, и мы решили максимально близко подойти к Утрехту, чтобы больше времени оставить на осмотр этого древнего города. Для этого, не заходя в Амстердам, проследовали по  Weesper Trekvaart до реки Vecht. При этом пересекли канал для коммерческих судов. Тут нужны глаза да глазки – суда идут быстро и их много. Вторично этот канал мы пересекали за Утрехтом (Utrecht) и там картина такая же. Первое упоминание об Утрехте относится к 47 г. н.э.,  когда он был основан римлянами.  В Средние века Утрехт становится торгово-промышленным центром, славившимся на всю Европу шерстяными и льняными тканями. Именно в Утрехте в 1579 году образовалась Голландская республика. Неповторимый облик городу придают двухъярусные каналы, пронизывающие его центральную часть. Особенностью каналов являются неразводные арочные мосты, с постоянной высотой по центру 3,25 м. Особенно запомнился Stadhuisbrug, под которым  канал делает поворот и при этом не видно, что делается по другую сторону моста. Скорости, конечно, невеликие, но идти надо внимательнее. Хотя очень отвлекает великолепный вид на  собор Domkerk – главную достопримечательность Утрехта. Высота колокольни составляет 112 метров. Это самый высокий исторический памятник Нидерландов.  А в Утрехте до сих пор запрещено строительство зданий, по высоте превосходящих главный собор. Есть часовая экскурсия на колокольню (увы, не на русском языке), но также надо учитывать, что единственно возможная остановка при подъёме находится на высоте 75 метров и нельзя самостоятельно покинуть храм до завершения  программы. При наличии времени можно ознакомиться с многочисленными городскими музеями. Ну а мы ограничились общим осмотром, так как хотели назавтра посетить сырную ярмарку в Гауде (Gouda), которая бывает только по четвергам с 10 до 12 часов. Правда, всё равно не успели, потому, что мосты на реке Hollandse IJssel не разводят в период с 20 до 9 часов. И, если мост в Montfoort  мы проскочили на «падающем флажке», то наутро в Oudewater пришлось ждать урочное время. Далее ещё несколько мостов и шлюзов, поэтому довольствовались дегустацией и приобретением сыра в магазине. Сортов этого продукта великое множество. Кроме сыра город знаменит производством глиняных курительных трубок. Из архитектурных сооружений выделяются два: Статхаус – ратуша, построенная в XV веке в стиле пламенеющей готики и церковь Св. Иоанна, знаменитая великолепными витражами. Это, кстати, самый длинный (не путать с высотой!) храм Нидерландов. Опять же при наличии времени есть смысл посетить музей сыра, который расположился в здании Весовой палаты.  Говорят, что обратившись по адресу info@goudakaas.nl можно заказать экскурсию на русском языке.

        Из Гауды повернули направо в Gouwe, хотя первоначальные намерения были идти в Rotterdam, а затем через  Delft и Den Haag в Leiden. Но для этого нужен недельный чартер. По Gouwe осуществляется коммерческое судоходство, поэтому подъёмные мосты в наивысшей точке имеют высокий пролёт, но и в рабочем положении их высота для нас была вполне достаточна, за исключением  ж/д моста. Он открывается поворотом вокруг оси, причём ненадолго, так как поезда ходят часто. Выйдя  в Rijn, замкнули большое кольцо нашего путешествия. Решив дополнить его маленьким колечком, путь на базу проложили через Leiden  и Каагские озёра (Kager Plassen). Лейден – родина Рембрандта – тоже очень красивый город, но на пешеходную экскурсию уже не было времени. К тому же быстро темнело и, чтобы достичь марины на озере пришлось прибегнуть ко всем, имеющимся средствам навигации. Наутро прошли ещё одним голландским озером  - Braassemermeer – самым большим на нашем маршруте. Хотя на фоне озёр финских, оно не слишком впечатлило. Процедура приёмки катера была весьма поверхностной. Нам даже простили, потерянный в каналах Утрехта багор. Да и топлива (по ощущениям) израсходовали больше, чем вышло по оплате. Впрочем, дизель от Volvo Penta оказался очень экономичным, с учётом малой скорости перемещения. Нам не только не потребовалось  заправлять 250-литровый бак, но и в нём осталось около половины объёма. Что касается погоды, то можно сказать нам повезло, так как все пешеходные прогулки обошлись без дождя, и было не холодно, несмотря на близость Северного моря.

        Обратно поехали опять же поездом, но более коротким путём: от Амстердама до Варшавы (в польской столице всё те же пять часов на знакомство с городом), а далее через Москву до Кирова. В дороге провели, конечно, немало времени, но с новыми впечатлениями она не показалась утомительной.

      И кратко: выводы и рекомендации.  Нидерланды очень хороши для путешествия на катере. А если на палубе разместить пару-тройку велосипедов экскурсионную программу можно значительно расширить. По ощущениям, в случае необходимости, каждому голландцу найдётся место в лодке, а число велосипедов, вообще превышает количество жителей. Путешествие в сентябре – это бюджетный вариант. Ну, а если хочется увидеть «ярмарки краски», то тогда, видимо, оптимальнее в мае. Что касается высокого сезона,  опять же по ощущениям, есть опасение пробок у мостов и шлюзов. И, конечно, надо планировать небольшой суточный переход (~30-40км). Во-первых, особо и не разгонишься, а во-вторых, есть, что посмотреть на берегу.


Комментарии
Guest14.01.12, 18:56
Спасибо за приятные впечатления! 
На самом деле интересно.
Сами на машине покатались по Нидерландам , и на сырную ярмарку в Гауду успели, правда это больше театральный спектакль для туристов. Но тем не менее у детей супер впечатления от Гауды.
Виктор19.09.11, 11:35
Спасибо за интересное описание! 
Правильно ли я понял, что за рулем катера были Вы?
Не подскажете какие документы нужны для того чтобы взять на прокат катер?
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте