Вокруг Ладоги на веле. Дневник новичка.

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
От Лодейки до Кузнечного по Карелии (приблизительно 630 км).
 

        На дворе закат 2011 года, за окном завывает привычный питерский слякотный декабрь. Самое время подвести итоги. Еще раз освежить воспоминания лета. Хотя, если уж начистоту, то освежаю свои воспоминания с завидной частотой – зимой хочется чаще улыбаться! И сейчас, сидя в уютном кресле рядом с батареей центрального отопления, попытаюсь исполнить долг любого путешественника – поделиться своими впечатлениями о пройденном пути.
Итак. Июнь, поголовное сливание народа в отпуска, а мой период свободы назначен на сентябрь. Надо что-то думать… Но, как говориться, не м(н)ытьём, так катаньем! И, аллилуйя!!! Собираюсь!
 
        17.06.11 Быстро-быстро: дом – аптека – магазин – дом. Вел благополучно уместился на заднем диване 403-го желтого-черного Москвича, вещи «упакованы» в огромный мешок из-под мусора. Сестрёнка мчит меня на чудесном раритете по солнечным улицам на встречу с прекрасным! В салоне музыка, уже привычные изумленные взгляды прохожих, водитель большегруза приветствует гудком и орёт про ненужные ему запчасти для красавца Москвича… радостному волнению нет предела! На Ладожском вокзале налегке и с неотъемлемой улыбкой появляется Борис – идейный вдохновитель, разработчик маршрута, руководитель, завхоз, механик и повар, в-общем, и чтец, и жнец)) Перекладываю содержимое мусорного пакета в любезно предоставленный Борисом велорюкзак, выслушиваю напутственные пожелания my sister, целуемся-прощаемся на 12 велопоходных дней. До отправления поезда до Лодейного поля есть еще немного времени. Отправляем мой скарб в камеру хранения и еще на чуточку в город подышать загазованным Питерским воздухом… Где-то около девяти вечера прибыли в Лодейку. Задача первого дня докрутить до г. Старая Слобода. Выезжаем на закат. Траектория первых 29 км моего первого велопохода теперь отмечена в навигаторе!

        18.06.11 Утро не балует солнцем, и, кажется, начинает накрапывать дождик. На противоположном берегу озера Святого открывается белокаменный ансамбль Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря, заложенного еще в XVI веке. Полноценный завтрак под соснами – соседи по месту ночевки угощают монастырским молокоммм! Заезжаем в монастырь. Здесь, в Преображенском соборе, покоятся св. мощи преподобного Александра Свирского. Из истории: Св. Александр помогал Петру I при освобождении земель от шведов и в заложении Петербурга. Первую часовню в Петербурге Петр заложил во имя Св. Александра Свирского. В Троицком соборе Свято-Троицкого монастыря среди чудесно обновившихся фресок 1710 года находится уникальное изображение Петра I в виде библейского Иакова, пасущего овец. Закупаем медок и снова в седло. Спустя несколько км пересекаем границу с республикой Карелия. Ощущение, как в сказке! Будто и воздух волшебный, и сосны прямее и выше! Может, конечно, сие блаженные чуйства пробудило отменное покрытие дороги, что не могло не сказаться на месте, откуда растут ноги. А дождь разыгрался не на шутку. Остановились в придорожном кафе подкрепиться, девушка на кассе выдала сдачу мелкими купюрами. Много мелких купюр. И что интересно, в центре зала находился пилон для танцев. Ну, случайность конечно))
Ох уж эти огромные грузовики, проносящиеся в метре с бешеной скоростью в ливень. Наконец, свернули с трассы. Впереди старинное село Мегрега с главной достопримечательностью церковью Флора и Лавра. Это одна из старейших деревянных церквей Карелии, сохранившихся до наших дней. Построена она в 1618 г. в честь побед России в войне со Швецией. Расположен храм на древнем пути из Новгорода в северные земли, в 12 км от города Олонец. Удивительно! Ведь, сколько войн пережила и сколько смен времён увидела на своем веку эта деревянная церковка! Такая незатейливая, но пробудила что-то в душе. Есть такие места на Земле – как будто дома побывал! В которых легко и светло. Там загадала желание, верю, что сбудется!
Дорога на Ильинский уже без дождя. Нельзя не отметить пешеходный навесной мост через речку Олонку. Архитектура производит впечатление на фоне деревянных домиков. Хочется поблагодарить администрацию Олонецкого района за такое проявление заботы о населении! Без шуток! Недалеко от села на берегу остановились на ночлег, предварительно пробороздив вверх несколько дюн. Пройдено 62 км.
 
        19.06.11 Бодрящее утреннее купание. Вкусный завтрак. Третий день, а по статистике новички «вкручиваются» именно в третий день. Что ж, в путь!
Сегодня дарит нам отменный солнечный денёк! Спустя некоторое время Борис уводит нас по лесным дорожкам к Ладоге. Мы на берегу озера-моря!!! Белый песок, бескрайняя вода, шум волн и сосен, легкий ветерок и синее небо… Умиротворяющая картинка… Отрезвляющее купание. Едем дальше. Через несколько км обед в не менее прекрасном месте, ибо в каждом заборе найдется лаз! Мы снова сворачиваем к Ладоге по проселочной дороге, на пути вырисовываются железные ворота, а в кустах валяются останки велосипеда… Да, разве ж испугаешь этим «бородатого» туриста?! Решение остаётся за Главным: идем вперед, не сворачивать же! А на берегу будто бы нас и ждали: отличный вид на озеро, стол и лавки, рядом кострище – и хлеб, и зрелище! Распаковываемся. Вдруг откуда-то вылетает собака, а за ней и хозяйка. Оказывается – это территория военной части, посторонним вход воспрещен! По счастливой случайности служивые уехали в город на какие-то соревнования. Великая вещь – умение договориться! Остаемся отобедать)) Спасибо, Борис.
Следующие км пути… И вот он, знаменательный момент! Первые 100 км!!! Уже ближе к ночи останавливаемся в бухте неподалёку от Ууксу, ужинаем, солнце за островком прыгает в воду. До завтра!
Засыпаю счастливым сном младенца. 104 км не шутки!
 
        20.06.11 Видимо, погода решила чередовать пасмурные и ясные дни. Солнца сегодня не будет. Овсянка, фруктовый салат (как обычно, шикуем) и по коням! Следующий важный объект нашего путешествия в 19 км от города Питкяранта. Долина Героев, носящая также имя Долины Смерти, находится на пересечении дороги Питкяранта-Суоярви. Здесь во время советско-финской войны 1939-1940 гг. шли наиболее ожесточенные бои. На месте братских захоронений 27 июня 2000 года был установлен монумент «Крест скорби». Автор проекта – финский скульптор Лео Ланкинен. Памятник высотой более 5 метров с ликами двух скорбящих матерей – российской и финской – отлит из чугуна. Инициаторами его сооружения выступили ветераны и родственники погибших воинов. Это первый в России мемориал, посвященный Зимней войне, дань памяти всем ее жертвам. К словам, выбитым на граните, добавить нечего. «Россия и Финляндия – две сестры. Финляндия и Россия – две матери. Они воплотились в этом Кресте скорби. Сами собой. Их головы слились воедино. Их руки соединились в Надежде. Чтобы любовь победила. А это зависит от нас. От каждого.»…
Дай бог памяти, кажется в посёлке Леппясилта добрая женщина в последнем на нашем пути продуктовом магазине, пока там Борис разбирался с своим новомодным навигатором и сверялся с подробными картами, нарисовала приблизительную план-схему (настоятельно рекомендую приложить её к отчёту) проезда к водопаду Белые Столбы, или проще Юканкоски, при этом дав ц.у. относительно выбираемой дороги. Гласило это так: езжайте по белым платочкам! Я, как натура, верящая в чудеса, приняла этот совет более, чем серьёзно. Конечно же Борис лишь рассмеялся, небрежно кинув насмешливый взгляд на маленький кусочек бумаги! И мы поехали… Сказать, что искали долго, но упорно – это не сказать ничего. Перекрестки лесных дорог, вырубки, спуски и подъёмы, полчища гигантских комаров, резкая смена направлений… Такое ощущение, что кто-то потешается над нами! Пока, наконец, не выдержав и нарушая негласное правило, я связалась с внешним миром, запросив координаты. Еще несколько км по холмам и холмикам, и, о, чудо! Платочки!!! 3 км и мы на месте! Самый высокий водопад южной Карелии открылся во всём своём великолепии! С пятнадцати метровой высоты с грохотом срывается вода реки Кулисмайоки. Смотреть на это можно бесконечно долго. Выше водопада сколочена деревянная смотровая площадка – вид на величественный могучий карельский лес. ОдАренные и довольные с огромным удовольствием ужинаем. Это был запоминающийся день. Пройдено 63 км, но каких!
 
        21.06.11 Как же не хочется вылезать из теплого спальника под дождь! До свиданья, Юканкоски! Совсем рядом еще один водопадик. Маленький и очень живописный. Но пора, наконец, увидеть знаменитые Ладожские шхеры! Распогодилось. Попадаем на остров Сюскюянсаари, другое название - остров Святого Германа. Здесь находился Германовский скит Валаамского монастыря, и здесь в 1901-1904 годах была построена церковь Александра Невского. Удивительно было наткнуться на храм на территории нынешней промзоны, а еще удивительнее, что полуразрушенная церковь до сих пор увенчана куполом и крестом! Считается, что такие церкви действующие. Уже дома, покопавшись в интернете обнаружила, что здесь находился карьер Мурсула, принадлежавший Валаамскому Спасо-Преображенскому монастырю. В карьере, согласно некоторым источникам, добывался полудрагоценный камень гранат, до тех пор, пока его запасы не истощились. На острове в нескольких км от церкви также гремит современный карьер.
Покинув промзону, сворачиваем, тут дорога закончилась. Через болото, таща на себе велорюкзак, а вел, с помощью тяжелых нецензурных слов, перетаскивая через камни, попадаем на берег каменных лбов Ладоги. Борис приготовил подарок – остаёмся. Сегодня 30 км. Днёвка!! Просто чудесно. Время водных процедур! Нагретые камни и шелест волны – практически spa-релакс!! Окружающий мир поглощает своей красотой. Начинаешь понимать язычников, приклоняющихся перед духами воды, камней, деревьев. Проникаться и уважать силу северной природы. Вечерний чай в закатных лучах. Что может быть лучше?!
 
        22.06.11 Начало нового дня. До дороги также – за плечами рюкзак, железный друг рядом. По просёлочной двигаемся к дороге А-130. Деревеньки – древние поселения с забавными названиями. К примеру, Импилахти, самое раннее упоминание о которой датируется аж пятнадцатым веком! За деревней сворачиваем к заливчику с цветущими по берегам желтыми огромными ирисами – сегодня снова припекает! Освежившись, неспешно продолжаем путь.
В Ляскеля, что в переводе с финского «Река, по которой спускаются к озеру», засмотревшись на мощный поток водопада у ГЭС, падаю с вела ниц перед толпой рабочих: Слава Труду! На этом мои несчастья не закончились. Девочки-велосипедистки, ни-за-что-и-ни-ко-г-да не одевайте, уж простите за откровенность, кружевные трусики на дальние расстояния!!! На несколько последующих дней на ягодицах отпечатался затейливый цветочный орнамент-трайбл)) Красота бывает ооочень болезненной, что существенно портит настроение и снижает КПД…
Обалденная дорога ведет нас по берегу Ладоги. Педалирую, почти забывая о роковой ошибке. Вечереет. Адски начинает болеть попа. Мысленно подтверждаю, что дурная голова не только ногам не дает покоя. На развилке уходим вправо. Потерпеть ещё чуть-чуть. Потом ещё чуть-чуть! Кажется, этому дню не будет конца!!! Включаю автопилот.
Борис определяется с местом ночевки – через лес по заваленной буреломом дороге выходим к разрушенной финской ГЭС. Дальше ничего не помню… 81 км.
 
        23.06.11 Уже утро? Задняя часть меня немного постанывает. Выползаю на свет божий. Шум воды настраивает на лучшее. Борис уже принял ободряющий джакузи. Осматриваюсь. Местечко как с картинки. Шумный сильный водопад падает в небольшое образовавшееся озерцо, окаймленное солнечно-зеленым лесом. Дополняет вид полуразрушенная башня старой ГЭС. Вода и камни образовали рядом с берегом нишу с бурлящими вихревыми потоками. С большим усилием и воплями пытаюсь аккуратно войти в воду. Не тут-то было! Течение сбивает с ног и заставляет быстро присесть – я по шею! Массаж холодными струями сразу заставил проснуться! Класс!! На завтрак овсянка, сЭээр, сЫыыр, хлеб, чеснок, фруктовый салат с корицей. Чай с дымком!!! Как же всё вкусно! Осмотрели вокруг озера окрестности и снова вперед. Спасибо за приют!
Чуть дальше по трассе на реке Тохмайоки знаменитые пороги по фильму «А зори здесь тихие». Движемся в Рускеала к Мраморному каньону.
Мы на месте. С прошлого года грезила сюда приехать!! Мраморный каньон – объект горнозаводской культуры и уникальный природный феномен – заполненный чистейшими грунтовыми водами, бывший карьер добычи разных сортов мраморов. Он разрабатывался с 1765 года, сегодня его протяжённость с севера на юг составляет 460 метров, ширина — до 100 метров. Расстояние от самой верхней точки борта карьера до его дна — свыше 50 метров. Прозрачность воды достигает 15-18 метров. Теперь здесь природный парк и при желании можно заказать экскурсию. Так и поступили. Оказалась, что сама экскурсовод когда-то трудилась здесь на добыче мрамора и, судя по глазам, очень скучает по той работе! После интересного рассказа идем впечатляться дальше. Неподалеку располагается выработка мрамора по новым технологиям распилки на блоки, а не взрыванием, как в старом затопленном карьере. На срезах открывается причудливый рисунок породы. Непригодный для архитектурных целей мрамор отправлялся в печи для получения извести. Обжиговый завод, конечно, развалился, и теперь точащие из зелени печи напоминают какие-то религиозные башни! Фантастическое зрелище!
Что ж, день на исходе, надо искать пристанище. Покрутившись в округе, возвращаемся к полюбившейся заброшенной ГЭС. Приятно засыпать под рокот водопада… 21 км.
 
        24.06.11 Ещё раз, спасибо за приют! Добрались до города Сортавалы. Во время ожидания отхода катера на о. Валаам осмотрели город с горы местного парка.
Вдоль каменистых островов проливом Маркатсимансалми выходим в открытую Ладогу. От Сортавалы до Валаама 42 км. Неспокойное непредсказуемое озеро, качает, словно море. Название Валаам, происходит от финно-угорского слова «валаамо» - высокая, горная земля. Монахам это название показалось созвучным имени библейского пророка и они нарекли его Валаамом. Показался Спасо-Преображенский собор и колокольня монастыря, первым нас встречает Никольский скит. Выгружаемся, и в местную администрацию просить разрешения на установку палатки – все строго. Надо сказать, что на острове имеется несколько оборудованных стоянок. Можно заселиться и вдалеке, в нескольких км от монастыря. Устроившись, выезжаем налегке. Малый круг: посещаем скит Всех Святых, мимо шикарной раскидистой Шишкинской сосны к Смоленскому скиту и домой. Завтра насыщенный день. 50 км.
 
        25 – 26.06.11 Валаамские чайки!!! Безумный галдеж с самого восхода солнца!!! Да и спать некогда. Даже не позавтракав, несемся к пристани. Наш провожатый уже ждет и готов к отплытию на катере к дальнему острову архипелага Святому. На острове находится самый удаленный скит прп. Александра Свирского. Приблизительно через полчаса причаливаем. Навстречу нам выходит монах проводить вглубь острова. Умиротворение. Огромные мохнатые ели, обрывистые каменные берега, а вокруг вода. Сурово и прекрасно. В таких условиях и зимой, и летом около семи лет в маленькой пещере прожил Александр Свирский… 
Уже на главном острове нас провозят по внутренним каналам, показывая причудливые очертания скал. Спасибо за экскурсию! 
Пересаживаемся на велы и вперед исследовать остров. По везучей случайности, а скорее благодаря таинственным хитросплетениям Валаамских лесных тропинок неожиданно выезжаем на берег «Храма Треглава», а под бонсай-сосной поджидает книжица: «...Треглав виден издалека – четко вырисовывается из скальной гряды профиль человека. Но, подойдя ближе, видишь, что это комплексное объемное скульптурное изображение трех каменных исполинов – двух мужчин и одной женщины…» Мистика! Вдоль берега, уже руководствуясь описаниями, обнаруживаем каменную черепаху, каменные ступени, древний причал… Загадочная Гиперборея? Другая реальность? Но вызванные чувства очень ясные – несомненно, здесь особая энергетика.
Философствовать об отношениях христианства, эзотерики, язычества можно бесконечно долго. Но, думаю, если речь идет об истинной любви и гармонии – вопросы отпадают сами собой. И Валаам тому подлинное подтверждение. Единственный нюанс – это время, которое мы обязаны подарить себе для посещения таких мест.
Возвращаемся к стоянке через монастырскую ферму. Огромное спасибо: монахи угощают парным молоком!!! Литр в один приём!!! И сладких снов.
Следующим утром завтракаем в монастырской трапезной Воскресенского скита. Возвращаемся к центральной усадьбе, заезжаем к Никитскому скиту и через Игуменское кладбище на северо-восток к окраине острова. Встреча с местной сохатой фауной и «танцующей» флорой. Погода портится.

        27.06.11 Пора собираться. Дождь добавляет грусти к расставанию. Рада, что побывала на Валааме именно в таком формате, и, как жаль, что так мало! Бесспорно,…Валаам есть сейчас, как и был в первом веке, как и тысячелетия раньше, средоточием духовной силы. Это целый мир с вековой историей, которую невозможно включить в описание нескольких дней.
Метеор причалил к сортавальской пристани. Последние круги в пригородной черте – деревянная церковь Николая Чудотворца на острове Риеккалансари, построенная не позже середины XIX века. Она была капитально отремонтирована в конце XIX века, пережила две войны и годы запустения. В церковной ограде располагаются несколько надгробных плит, осколки памятников и полуразрушенное надгробие сортавальского купца Ивана Федоровича Ситойна.
Порадовало выглянувшее солнышко! Дорога А-129: шоссе сменилось грунтовкой. Снова забытые живописные деревеньки. Поблизости от местечка Лумиваара, что в переводе с финского означает "Заснеженная гора", расположена финская кирха 1935 года постройки. Рядом ухоженное финнами кладбище. Размер церкви впечатляет! В довоенное время в этих краях население составляло порядка пяти тысяч человек. Кирха очень хорошо сохранилась: на стенах видны росписи, чуть поблекшие от времени, новая деревянная лестница ведёт на колокольню, откуда открывается прекрасный вид на близлежащие окрестности. Высокие проёмы колокольни закрыты жалюзи, в одном из которых даже работает механика(*).
Ночуем на берегу озерца близ посёлка Куркиёки. 67 км.
 
        28.06.11 И кто меня дёрнул за язык выказать желание посетить озеро Ястребиное и прокатиться тропой Хошимина до Кузнечного! Хотела – да пажалста! Едем. Хийтола, за Куликово направо по неведомой ещё дороге к вожделенному озеру скалолазов. Видимо, раскисшую и заболоченную дорогу на некоторых участках добили любители авторалли по бездорожью. По лесным выкорчам пробились к озеру, да не с той стороны! Подхода нет совсем. Вернулись и по круговой – к южной его оконечности. Эх, двойное удовольствие месить грязь колесами с огромным рюкзаком и благо тебя никто не слышит! Бороться с зелеными топями помогала палочка от мороженного, под натиском зубов помаленьку расщеплялась на волокна целлюлозы… Аллилуйя – добрались!! Жаль, что море радости перебивает дикая усталость! Ну, эт ничего, думаю. Ведь добрались-таки, остановимся, костерок, палатка, ужин и заслуженный отдых. Отличная стоянка со всеми удобствами, есть даже поленница дров. Ахах, дорогая!!! Тихо и спокойно Борис произносит: «Купайся, и едем дальше. Скушай шоколадку для сил». Уж не знаю, как сдержалась!!! Но нижняя губа точно дернулась несколько раз подряд. Шыыыкаладку, да?! И снова вкручиваем и уже по тропе Хошимина, как я и хотела, дальше непереводимая игра слов… Отоварившись провизией в Кузнечном через пару км наконец находим пристанище в четыре часа утра на берегу Ладожского озера… 94 км…
 
        29.09.11 Удивительно, что я могу передвигаться после вчерашнего! Неспешные сборы, завтрак, омовение себя и железного друга – прикипела к нему и не только всем сердцем!!!
Вот и все. Заключительное мороженное и фотографический look на платформе Кузнечное. Электричка в Петербург… Всё когда-нибудь заканчивается. Но теперь будет чему порадоваться в привычный питерский слякотный декабрь.

        Наверно, для меня путешествия не только проверка на прочность, но и достижение созвучия с окружающим миром, с самой собой и, конечно же, с близкими по духу людьми, что в бытовых реалиях сложно осуществимо. Путешествуйте!!!


Комментарии
Спасибо за информацию! 
TanitaMax30.10.14, 23:07
Нет, в Сортавала въезд свободный! Бывает, что проверяют доки при въезде из Лен. 
области в Карелию, да и то на междугородных автобусах.
Фотки попробую привязать на досуге))
Еще бы фотографии были привязаны к карте - было бы вообще замечательно! 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Карелия
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 2