Пешеходный поход по Хибинам ТК МИСиС 2014, рук. Бодян А.Г.
ст. Имандра – ущ. Аку-Аку – р. Юмъекоруай – пер. Юмъекор(н\к,672) – р. Меридианальный – пер. Арсеньева З. (1А,998) – р. Малая Белая – пер. Петрелиуса В. (1А,883) – р. Петрелиуса – база Куэльпорр (КСС) – пер. Чоргорр С. (1А,985) – р. Маннепахк - р. Часнайок – пер. Чоргор Ю. (н/к,875) – р. Кунийок – база Куэльпорр(КСС) – вдп. на р. Рисйок – пер. Рисчорр Ю. (н\к,875) – радиально оз. Академическое – р. Сев. Каскаснюнийок – пер. Партамчорр Ю. (н/к 788) – пер. Партамчорр С. (н/к 843) – радиально вер. Партамчорр (1081) – р. Майвальтайок – выс. 615 – вер. Вост. Партамчорр(619) – р. Сев. Каскаснюнийок – р. Юж. Каскаснюнийок – пер. Куропачий (н/к, 433) – р. Тульйок – пер. Безымяный (1А*,925) – лев. приток р. Вудъяврйок – оз. М. Вудъявр – д/о Ботанический сад.

Маршрут

ст. Имандра – ущ. Аку-Аку – р. Юмъекоруай – пер. Юмъекор(н\к,672) – р. Меридианальный – пер. Арсеньева З. (1А,998) – р. Малая Белая – пер. Петрелиуса В. (1А,883) – р. Петрелиуса – база Куэльпорр (КСС) – пер. Чоргорр С. (1А,985) – р. Маннепахк  - р. Часнайок – пер. Чоргор Ю. (н/к,875) – р. Кунийок – база Куэльпорр(КСС) – вдп. на р. Рисйок – пер. Рисчорр Ю. (н\к,875) – радиально оз. Академическое – р. Сев. Каскаснюнийок – пер. Партамчорр Ю. (н/к 788) – пер. Партамчорр С. (н/к 843) – радиально вер. Партамчорр (1081) – р. Майвальтайок – выс. 615 – вер. Вост. Партамчорр(619) – р. Сев. Каскаснюнийок – р. Юж. Каскаснюнийок – пер. Куропачий (н/к, 433) – р. Тульйок – пер. Безымяный (1А*,925) – лев. приток р. Вудъяврйок – оз. М. Вудъявр – д/о Ботанический сад.
Впечатления Кристины Марусич

Год назад наш ТК принял решение о том, что в августе 2014 года состоится поход 2 категории сложности на Кольский полуостров, район Хибины. Были определенны 2 руководителя двух совершенно разных по маршрутам походов: Бодян Александр и Мартынов Андрей. В группу набирались в основном студенты НИТУ МИСиС. В течении года для желающих идти в этот поход проводились тренировки (пвд, кросс-поход) и лекции( по медицине, узлам, топографии и прочее). Эти тренировки очень помогли оценить свои силы и готовность к предстоящему событию, особенно кросс-поход. Вот где мы натерпелись!!!
Непрекращающийся дождь, мокрые ботинки, сильный ветер, низкая температура, мокрая одежда, промокшая палатка, и только одно желание, поскорей уже окончательно вымокнуть в броде и пойти греть воду на горячий чай и сушиться, сушиться, сушиться. Я думаю, вы можете оценить весь ужас происходящего. Так вот. В походе этого НЕ БЫЛО.
Руководителем моей группы был Бодян Александр. Всего в группе было 14 человек, преимущественно девчонки. Но иногда и они давали фору некоторым парням, проходя участок маршрута гораздо быстрее них. Но наш руководитель не позволял часто группе растягиваться, поэтому мы часто ждали отстающих, что считаю, хорошей практикой для большой группы.
Всего у нас было 12 ходовых дней. За это время нас ни разу не настиг дождь (только ночью пару раз покапал), что для Хибин довольно не свойственно. Первую неделю, а значит и первые наши перевалы Юмъекорр, Западный Арсеньева, Петрелиуса и Северный Чорргор мы брали в солнечную погоду, когда на небе было ни облачка. Но, как говориться, погода – дама капризная, и спустившись с Северного Чорргор, мы это прочувствовали, попав на следующий день в низкую облачность. Перевал Южный Чорргор мы брали в туман. Внизу было кристально чистое озеро, дно которого было выложено камнями. Ты сам поднимаешься по скользким, мокрым, местами живым камням. А впереди беспроглядная серь, которая обволакивала камни перевала. А, надо сказать, что с утра в этот день три человека из группы были с температурой, а сама группа в радиалке с ограниченным запасом ресурсов. Поэтому, подъем на Южный Чорргор был стратегическим решением нашего руководства: нужно было возвращаться в долину, где находится база КСС, а не ждать выздоровления заболевших. Так что, могу с уверенностью сказать, что это был один из самых сложных перевалов в нашем походе для всех как с физической так и с психологической точки зрения. Зато на следующий день была полудневка с поздним подъемов и с довольно небольшим километражем. Группа отдыхала. Группа высыпалась. Группа набирала силы перед новыми испытаниями.
В оставшиеся ходовые дни нас ждало шесть перевалов: Южный Рисчорр, Северный, Южный и Восточный Партомчорр, Куропачий, Безымянный. Но в итоге, из-за плохих погодных условий, нам пришлось отказаться от всех Партомчорр. Зато Безымянный предстал перед нами в последний, двенадцатый ходовой день, во всей красе. Перевальный взлет – камни с полюбившейся уже некоторым участникам группы сыпухой. А ближе к вершине немного снежника. УМММ…..красота!!! А там, на вершине, сильный ветер и все оставшиеся перевальные шоколадки. Что еще нужно туристу?
Однако, спустившись с Безымянного, мы увидели вдалеке город, город Кировск. И знаете, группа пошла по-иному. Гораздо бодрее и веселее, ведь каждый осознал, что он это сделал. Он, а не кто-то другой, отмотал на своих двоих 150 км за двенадцать дней. Он, а не кто-то другой, взял эти перевалы и сделал фотку на авку на Северном Чорргоре. Он, а не кто-то другой, прошел это все с людьми, которых без сомнения может назвать своими друзьями. И, наверное, каждый подумал: «Все, хватит, не пойду я больше ни в какие походы. Хватит с меня этих ХИБИН». Конечно, хватит. Может на месяц. Может на два и хватит. Но не более. Ведь все равно ты снова соберешь рюкзак, и пойдешь покорять новые вершины. Да не сейчас, ведь сейчас тебя ждет поезд и дом. Но на следующее лето…
Впечталения Тани Киселевой

За полярным кругом.
В феврале 2014 года я пришла в турклуб МИСиС. Совершенно не зная там людей, кроме двух моих одногруппников, я заметила, что практически все говорят о летнем походе на Кольский полуостров. Я никак не могла понять, почему все так горят идеей туда сходить. Там же заполярье, холодно, бррр. Что там делать летом? Лучше в более теплые места наведаться, разве нет?
После первого похода в Дивногорье, я все же собралась с силами, подошла к нашему будущему руководу и попросилась к нему в группу. Подготовка была достаточно долгая и утомительная, один кросс-поход чего стоит! Такой жести никто не ожидал, да еще и погода «помогла».
Организационных моментов было очень много. Буквально до последнего момента все были уверены, что мы не возьмем гитару. Лишний вес, неудобная переноска. Группа это прекрасно осознавала. Но какой же поход без гитары и костра?
Наконец-то предпоходная суматоха закончилась, мы в поезде, все замечательно. Каждый из нас томится предвкушением чего-то необычного! А гитару наш руководитель все-таки взял. Спасибо ему за это огромное.)
Казалось бы, мы в поезде, все замечательно, но не тут-то было! Наши веселые организаторы, решили перебрать рюкзаки! Да, да. Перебрать рюкзаки. Мол, у меня много лишнего. К счастью, ничего особо необходимого у меня не изъяли, я отделалась лишь маленькой книжечкой, половиной аптечки, запасными штанами и 3 парами носков. Хорошо еще, что до влажных салфеток не добрались.
Мы приехали на станцию «Имандра» 3 августа. Как только я вышла из поезда, слово «ВАУ» не сходило с моих губ. Наш путь начался с прекрасного моста, который тянулся над чистейшей горной речкой. Я, наверное, никогда не перестану восхищаться этой водой! Такая холодная, быстрая, вкусная, чистая, живая!
Зайдя в лес, вся группа накинулась на чернику! Черника! В августе!!! УРА! Столько черники я в жизни своей не ела! Буквально на каждом привале группа дружно «паслась» в черничках, лишь иногда доносились возмущения, когда кто-то заходил на «пастбище» другого.
Каждый день был преодолением себя, своей лени, своих слабостей. Нам устроили скальную тренировку. «О УЖАС! Я туда не полезу. Я не смогу. Это страшно»,- подумала я, когда увидела скалу, вдоль которой нам предстояло карабкаться по веревке. Но через некоторое время я попробовала и под руководством нашего инструктора и фотографа залезла. Какое же это было счастье! Почувствовать, что ты способна на большее. А ведь и в мыслях не было, что у меня получится.
Когда нам устроили бродную тренировку, мы в полной мере испытали силу ледяной воды. Буквально через 5 секунд после начала перехода, жутчайшим образом сводило ноги. Это научило действовать быстро и точно, чтобы не повредить свои ноги и не заморозить их окончательно.
Перевал за перевалом мы проходили наш маршрут. Пожалуй, перевал Арсеньева мне запомнился больше всего. Он был для меня самым тяжелым. Наша группа шла достаточно быстро, сыпуха не давала нормально подняться, заставляя тратить больше сил, каждое движение давалось с трудом, а за плечами рюкзак будто с каждой секундой становился тяжелее. Когда мы поднялись на него, у меня на секунду отключилось все. Я не чувствовала ни боли в мышцах, ни радости от подъема. НИЧЕГО. Предел. В тот момент слезы сами потекли из глаз, и я не смогла это остановить. Через несколько минут я поняла, что этот перевал сделал меня сильнее. Я убеждалась в этом весь поход, потому что другие перевалы давались мне намного легче.
Северный Чорргор познакомил нас с арбузным запахом снежника и научил делать ступени, Южный Чорргор научил доверять своей группе, поднимаясь в облако. Рисчорр и Перевал Петрелиуса убедили нас в том, что не всегда правильный путь бывает коротким. Куропачий перевал выявил степень нашего голода, желанием убить куропатку, а Безымянный перевал нас от души поморозил.
Одно из самых прекрасных мест наших ночевок - это долина реки Малой Белой. Мы спали в окружении перевалов Петрелиуса и Рамзая. На горах ласково играло вечернее солнце. Совсем недалеко шумела речка. Невозмутимое спокойствие будто бы окутало это долину. А мы, полные сил и энтузиазма, пели песни под гитару. В такие моменты понимаешь, что именно этого спокойствия тебе не хватало в шумной Москве и именно здесь и сейчас ты счастлив по-настоящему.
Но, скорее всего, самое яркое событие нашего путешествия – это походная баня! Горячая, настоящая баня! Наконец-то мы погрелись и попарились в лучших русских традициях. Единственным отклонением было то, что мы не в снег прыгали, а в ледяную реку. Непередаваемые чувства!
Каждый из нас стал сильнее в этом походе. Каждый из нас узнал, на что он способен. Мы все преодолели многое. Мы смогли покорить эти перевалы, смогли пройти этот километраж. Мы смогли! Спасибо за эти ощущения нашей дружной группе, которая стала очень родной за время похода. Спасибо ребятам, которые поддерживали меня в трудные моменты. Спасибо нашему рассудительному инструктору Даше, которая исчерпывающе отвечала на каждый вопрос и помогала везде и во всем. И, наконец, спасибо нашему руководу Саше, который взял гитару, который устроил нам баню, который нас будил изо всех сил, когда мы искренне не хотели вставать, который вел нас вперед, когда это было необходимо и который собрал нас всех вместе. Спасибо всем нашему Турклубу! Это было незабываемым путешествием за полярным кругом!